Меню

Автоматические стабилизаторы экономики включают

Автоматические стабилизаторы экономики включают

Итак, финансовая наука к началу XX в. сформулировала определение налоговой системы, ее функции, главная из которых -финансовая, определила характер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. Эта модель налоговой системы использовалась в финансовой практике вплоть до кейнсианства, в котором налоговой системе была отведена роль автоматического стабилизатора экономического цикла, как мы уже говорили. В целях обеспечения экономического роста налоговая модель 80-х гг. вернула налоговой системе нейтральный характер. [c.193]

Финансовой науке конца XIX — начала XX в. надо поставить в заслугу постановку вопроса о регулирующей роли налогов в экономике, который получил новый уровень решения в 30-е гг. в кейнсианской теории совокупного спроса. Как известно, в практике послевоенного экономического регулирования налогам была вменена роль автоматических стабилизаторов экономического цикла. В 80-е гг. в модели неоконсерваторов (теория предложения) налоговая политика была встроена в политику экономического роста, что повлекло за собой снижение уровня жесткости налогов, но не изменило их принудительной роли в современной экономической жизни. [c.230]

Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики [c.269]

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. [c.344]

Каким образом автоматические стабилизаторы предотвращают неблагоприятное положение на фазах подъема и кризиса [c.215]

Важная особенность классической макроэкономической модели — принцип нейтральности денег. Он предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т. е. для выполнения чисто технической функции в процессе купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии — системы функционирования двух параллельных рынков реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делался вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь. [c.284]

В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы. [c.180]

Наконец, следует отметить, что некоторые инструменты фискальной политики устроены таким образом, что автоматически смягчают шоки (см. Шок экономический), в силу чего их принято называть автоматическими стабилизаторами. Например, во многих странах широко применяются пособия по безработице. В условиях спада производства безработица, естественно, растёт, а потому растёт и потребность в пособиях. В результате происходит рост государственных расходов на эти цели, а следовательно, и некоторое увеличение совокупного спроса, смягчающее глубину спада. К числу автоматических стабилизаторов относится также ряд налогов — подоходный налог, налог на добавленную стоимость. Это объясняется тем, что само их существование снижает величину мультипликатора национального дохода, а потому и ослабляет реакцию экономики как на снижение, так и на увеличение совокупного спроса. В их отсутствие колебания в выпуске продукции были бы заметно сильнее. [c.217]

Автоматический стабилизатор. Большинство предметов длительного пользования, в частности, предметы роскоши, облагаются по верхней шкале налога. Таким образом, чем больше расходы на потребление, тем больше поступает налога в казну. Это предо- [c.297]

В 1957-1958 гг. США погрузились в новую рецессию, однако администрация Эйзенхауэра отказывалась от вмешательства. Наоборот, она оставалась твердым приверженцем классической доктрины, по которой чередование стадий роста и спада суть — явления неизбежные, и наличия в налоговой системе автоматических стабилизаторов вполне достаточно, чтобы элиминировать чрезмерные колебания. Главной задачей республиканцев оставалось сохранение равновесия бюджета. Последнее полагалось основным условием, необходимым для стабилизации цен. Поэтому вмешательство администрации Эйзенхауэра касалось именно этой сферы. Тяжесть рецессии требовала принятия строгих мер для достижения такого бюджетного равновесия. В результате в 1960 г. образовался бюджетный «излишек». Такой впечатляющий поворот финансового положения привел к сокращению внутреннего спроса на 15 млрд долл. На этой стадии политика дешевых денег и кредитная экспансия могли бы сыграть роль компенсирующего фактора. Частные инвестиции увеличились бы, нейтрализуя таким образом обвал общественного спроса. Однако произошло нечто прямо противоположное. Экономическая политика высоких процентных ставок, применяемая тогда, была направлена на поддержку обменного курса доллара на мировых рынках, где обнаружилось давление на американскую валюту. [c.44]

АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТАБИЛИЗАТОР — см. ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР [c.9]

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ — встроенные, заранее предусмотренные органами управления государством экономические механизмы, автоматически ослабляющие воздействие колебаний спроса, экономической активности на макроэкономические параметры. Типичными встроенными стабилизаторами являются прогрессивные налоговые ставки, государственные льготы. [c.11]

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ -см. АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ. [c.66]

Эти устройства иногда имеют структуру такую же, что и разрядные лампы, но так как они не пригодны для целей освещения, ограничители напряжения не могут рассматриваться как лампы. Эта позиция, однако, не охватывает автоматических стабилизаторов напряжения (позиция 9032). [c.349]

Резистивные диски и пластины для автоматических стабилизаторов напряжения. [c.380]

В случае несистемного кризиса центральный банк изначально не вмешивается в ситуацию, отдавая разрешение кризиса в руки существующих автоматических стабилизаторов — фондов страхования банковских вкладов. Во вторую очередь он предоставляет финансирование проблемным банкам на обычных рыночных условиях. Однако при наступлении кризиса, который грозит внушительными потерями незастрахованным вкладчикам или другим кредиторам, бездействие денежных властей только усиливает кризис. Для предотвращения кризиса ликвидности центральный банк должен обеспечить чрезвычайную фи- [c.173]

Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги. А это только перегреет экономику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов. [c.528]

Автоматические стабилизаторы Государственный долг [c.540]

Основное достоинство системы гибких валютных курсов заключается в том, что они выступают автоматическими стабилизаторами , способствующими урегулированию платежных балансов без видимых потерь официальных валютных резервов, и не требуют вмешательства Центрального банка в рыночный механизм. В этом случае, кредитно-денежная политика, свободная от решения задач урегулирования платежного баланса, может использоваться для решения внутренних экономических проблем (достижения полной занятости, ускорения экономического роста и др.). В то же время значительные колебания валютных курсов отрицательно сказываются на международной торговле и финансах, порождая риск и неопределенность в международных экономических отношениях. [c.737]

Автоматические стабилизаторы (22) Автономные и производные [c.798]

Активная фискальная политика и автоматические стабилизаторы [c.526]

Пропорциональный подоходный налог является автоматическим стабилизатором. [c.527]

О Автоматические стабилизаторы — это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса. [c.527]

Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту безработицы, то безработные, получая пособия, не будут резко снижать свои расходы, как они были бы вынуждены сделать в противном случае. Таким образом, уменьшаются мультипликативные последствия от первоначального шока. [c.527]

Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так, способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции. [c.527]

Автоматические стабилизаторы имеют важное [c.527]

Из-за действия автоматических стабилизаторов картина развития экономическою цикла в послевоенный период стала иной. Экономические спады теперь более короткие и легкие. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были очень низкие, а пособия по безработице были либо тоже низкими, либо не существовали вообще. Следовательно, одна из причин, по которой экономисты считают маловероятным повторение еще одной Великой депрессии с 25%-й безработицей, состоит в том, что именно действие в экономике автоматических стабилизаторов сможет предотвратить значительное мультипликативное воздействие падения совокупного спроса на уровень ВНП. [c.528]

Как мы видели, автоматические стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие шока совокупною спроса на уровень выпуска продукции и, таким образом, помогают избежать экономических спадов однако с таким же успехом они могут действовать и в противоположном направлении. Во время подъема каждый дополнительный доллар доходов частично изымается в налоги, а не идет на увеличение располагаемого дохода. В результате рост потребительских расходов будет чуть меньше, чем это могло бы быть, и отсюда процесс восстановления после экономического спада будет иметь тенденцию к замедлению. Следовательно, автоматические стабилизаторы уменьшают колебания объема ВНП в обоих направлениях. [c.528]

Распределительные эффекты действия фискальной политики чрезвычайно важны для развития экономики в долгосрочной перспективе и должны быть. приняты во внимание при любом серьезном обсуждении идеальной (т. е. наносящей наименьший ущерб механизму распределения ресурсов) для экономики страны комбинации различного вида налогов. Часто между микроэкономическими и макроэкономическими целями, которые должны быть приняты во внимание, существует возможность выбора. Например, повышение ставок подоходного налога обеспечивает усиление действия автоматических стабилизаторов, но одновременно снижает стимулы к труду. Более высокие налоговые ставки помогают сбалансировать бюджет, но вместе с тем имеют ряд негативных последствий на микроэкономическом уровне Таким образом, политическим деятелям, когда они обсуждают возможное изменение налогов в целях стабилизации экономики, следует иметь в виду как макроэкономические, так и микроэкономические аспекты последствий этих изменений налоговой политики. [c.530]

Автоматические стабилизаторы смягчают колебания ВНП посредством уменьшения величины мультипликатора. Подоходный налог и пособия по безработице действуют в качестве наиболее важных автоматических стабилизаторов. [c.532]

Государственные расходы — (G) 1. Федеральный уровень а. Фискальная политика б. Нестабилизационные и неэкономические факторы 2. Уровень штатов и местный уровень , fl Величина Дефицит — J2 мет0д или избыток 1 финансирования 1. Дискреционные %т размещения меры 2. Автоматические стабилизаторы [c.335]

Читайте также:  Рено сценик 2 резинки стабилизатора их замена

Автоматические стабилизаторы действуют таким образом. На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособцй по безработице и ицые социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад-экономики. [c.267]

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ [built-in stabilizers] — своего рода «фильтры» в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры. [c.54]

Тем не менее, основной фактор, лежавший в основе постоянного давления на послевоенный спрос, имел институциональный характер. Различные меры, принятые правительствами западных стран, привели к созданию сети экономических и социальных институтов, призванных гарантировать большую стабильность экономики. Эта система следила за тем, чтобы «соскальзывание» в одной из категорий общих расходов не распространялось на другие, и, как следствие, общий спрос удерживался бы на высоком уровне. В международном измерении особое внимание концентрировалось на кооперации в целях развития мировой торговли. Вот почему после войны оборот последней на Западе испытывал небывалый (можно сказать, непрерывный) подъем. В измерении внутреннем главным изменением институционального порядка стало расширение системы социальной защиты. Главное значение придавалось встроенным в эту систему автоматическим стабилизаторам, а также прогрессивному налогообложению. Они способствовали стабилизации доходов и, соответственно, поддерживанию относительно высокого уровня потребления вне зависимости от периодических рецессии. Другим существенным элементом стало значительное увеличение доли государственных расходов в общей совокупности внутренних расходов. Таким образом, большая доля потребительских расходов не зависела от изменений на рынке. Помимо этого, поскольку рост государственных расходов в форме субсидий и инвестиций в инфраструктуры был направлен на обеспечение развития общества потребления, он также способствовал регулярности экономического роста. Блестящей иллюстрацией этого служит постоянная забота правительств о достижении полной занятости36. В результате в 50-х годах темпы безработицы в Западной Европе достигали лишь 2,9% активного населения, а в 60-х— 1,5%п. Эти данные разительно контрастируют с цифрами предшествующего периода (за 1940 г.) и подчеркивают большой вклад послевоенной политики правительств по обеспечению занятости в обеспечение стабилизации конъюнктуры 50-х и 60-х годов (табл. 6). [c.47]

Автоматическая фискальная политика. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят [c.133]

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), испоользует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса. [c.308]

Теоретическим обоснованием недискреционной фискальной политики является автоматическая зависимость государственных расходов и налогов от уровня и динамики ВВП. Если уровень дохода падает, то автоматически снижается величина взимаемых налогов при одновременном возрастании суммы трансфертных платежей, что стимулирует рост совокупного спроса и уменьшает темпы падения ВВП. При чрезмерном росте дохода автоматически увеличиваются суммы взимаемых налогов и уменьшаются трансфертные выплаты, что приводит к сокращению совокупного спроса и замедлению темпов роста ВВП. Таким образом, недискреционный фискальный механизм действует подобно «встроенному» (автоматическому) стабилизатору, тормозя рост ВВП в период экономического бума и смягчая его падение во время депрессии. [c.603]

Смотреть страницы где упоминается термин Автоматические стабилизаторы

Смотреть главы в:

Курс экономической теории Изд5 (2006) — [ c.22 ]

Источник



Автоматические стабилизаторы в экономике (автомат. Фискальная политика)

Государственный бюджет. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Эффект вытеснения.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год . Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования: Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

• эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Эффект вытеснения– это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Автоматические стабилизаторы в экономике (автомат. Фискальная политика).

Автоматические стабилизаторы – это инструменты автоматической фискальной политики, которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста. К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

Автоматическая фискальная политика– это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.

16. Процедура создания денег коммерческими банками. Денежная масса и денежная база. Денежный и депозитный мультипликатор. Коммерческие банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций. Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Ком. Банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Коммерческие банки — это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих различные связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Денежная масса зависит от двух факторов: 1) количества денег и 2) скорости их оборота. Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат.

Читайте также:  Рено меган 2 втулки стабилизатора номер

Денежная база – это сумма денег, выпущенных в обращение плюс счета банков в ЦБ РФ. Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенные в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в национальной валюте. Динамика денежной базы в широком определении характеризует изменение денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков. Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации — то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации — деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

17. Спрос( трансакционный, спекулятивный, предупредительный) и предложение денег. Денежный механизм. Равновесие на денежном рынке.Спрос на деньги и предложение денег определяют на денежном рынке уровень процентных ставок, т.е. цену использования денег. Общее количество денег, которое домохозяйства, фирмы и правительство хотят иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он обусловлен рядом мотивов:1) Трансакционный мотив. В переводе этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами. В его основе лежит необходимость использования денег для платежей по текущим сделкам. Люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, т.е. для приобретения товаров и услуг. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы купить товары, заплатить долги, оплатить коммунальные услуги и т.д. Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п.

2) Спекулятивный мотив. В его основе лежит стремление сохранить стоимость. Он означает спрос на деньги как средство сохранения богатства, т.е. это enpQe на деньги со стороны активов. Спекулятивный спрос на деньги связан с их функцией сохранения стоимости, т.е. функцией средства сбережения. Держать свои финансовые активы можно в различных формах (в виде акций, облигаций или же в деньгах). Спрос на деньги для сбережений, или спекулятивный спрос, находится в обратной зависимости от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как самый ликвидный актив.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. В современной рыночной экономике предложение денег. Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы. Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке и массе денег. Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением.

Денежный механизм– способ, посредством которого изменение объема денежной массы влияет на состояние остальной экономики[1]. Главными факторами денежного механизма, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен, процентная ставка и реальные доходы. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.

18. Процентные ставки и спрос на инвестиции. Номинальные и реальные процентные ставки. Факторы от которых зависят планируемые инвестиции.

1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента. Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку: Процен.став= процент Х100%

На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).

Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.

В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.

Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала

D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.

2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.

Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки. Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции. Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. Это фактическая процентная ставка за вычетом текущего темпа инфляции (29.2)

3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.

Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые. Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.

Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос. DI – инвестиционный спрос.

Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.

Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.

Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).

На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.

19. Влияние стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политики в периоды колебаний экономической активности. Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки . Стимулирующая денежно-кредитная политика — денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы. Стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег

С держивающая денежно-кредитная политика — денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы. Сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика — к пропорциональному их снижению.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Источник

Автоматические стабилизаторы и встроенная стабильность

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Система встроенных стабилизаторов включает:

1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.

2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.

Читайте также:  У стабилизатора мигает желтая лампочка

3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно «встроенным стабилизаторам».

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной — укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.

Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка — программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.

Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.

Деньги и их функции

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Возникновение денежного обращения

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.

В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:

· в форме денежных потоков.

Функциональная подсистема

Деньги — это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

· обменивается на любой другой товар;

· измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Средства сбережения и накопления

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами

(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа — время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

Экономическая подсистема

· распределение денег в стране;

· формирование бюджета в стране.

· регулирует внутренний и внешний долг;

· формирует ссудный капитал;

· связана с обращением ценных бумаг;

· связана с международными кредитно-валютными отношениями.

В настоящее время не используется выпуск денег для покрытия дефицита федерального бюджета. Но при наличии дефицита федерального бюджета правительство должно найти источники его покрытия. До 1995 г. в РФ применялся источник покрытия, не свойственный для рыночной экономики, — кредиты правительства у ЦБ. Это приводит к дополнительной инфляции, так как в экономику дополнительно выпускаются деньги, не обеспеченные товаром.

Использование рыночных механизмов обеспечивает источники покрытия дефицита и предусматривает:

· государство выпускает долговые облигации, т. е. полученный от субъектов экономики государственный кредит — уменьшается;

· деньги от продажи ценных бумаг государство направляет на финансирование дефицита бюджета, деньги вновь поступают в экономику.

В результате выпуска государственных ценных бумаг произошло перераспределение денег между субъектами экономики:

· лица, имевшие свободные денежные средства, отдали их в кредит государству, получив облигацию;

· бюджетные организации получили финансирование своих расходов за счет этих денег.

Дефицит бюджета, покрывая , не изменяется, инфляция не усиливается, но растет государственный долг.

Средства на погашение государственного долга предусмотрены в федеральном бюджете в статье «Расходы».

Форма денежных потоков

Долгое время деньгами служили достаточно редкие и дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, рыба, пушнина.

В результате интернационализации связей человечество пришло к благородным металлам — золоту и серебру.

Драгоценные металлы были выбраны потому что:

· они могли долго сохранять свою ценность

· были однородными по качеству

· обладали делимостью и высокой стоимостью (из-за трудоспособности их добычи и обработки)

Золото и серебро выполняло функцию денег в течение тысячелетий. Окончательное вытеснение драгоценных металлов из статуса денег произошло в середине 70-х годов 20 века, когда произошла демонетизация золота — замена золота и других драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами.

Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:

1. Товарные, металлические деньги — действительные или полноценные деньги.

Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые).

Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).

2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся:

· металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, мелкая монета, изготовленная из дешевого металла (медь, алюминий);

· бумажные знаки стоимости — сделанные из бумаги. Это бумажные деньги и кредитные деньги.

Право выпуска бумажных денег имеет государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл.

Экономическая природа бумажных денег:

· они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);

· их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;

· отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.

Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платежным балансом страны.

Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.

Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами.

Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.

Источник