Меню

Чертеж коробки отбора мощности маз

Коробки отбора мощности

Коробка отбора мощности (КОМ) предназначена для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса.

Коробка отбора мощности представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие. В соответствии с количеством дополнительного оборудования на одном ТС может быть установлено от одной до трех коробок отбора мощности.

Коробки отбора мощности различаются по:

  • числу ступеней и значению передаточных чисел;
  • числу и взаимному расположению валов;
  • наличию или отсутствию реверса;
  • типу привода управления.

В зависимости от нагрузки на дополнительное оборудование коробки отбора мощности передают до 40 % максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором

Рис. Схема реверсивной коробки отбора мощности с редуктором:
1 — рычаг включения коробки отбора мощности; 2 — шток вилки переключения; 3 — вилка переключения; 4 — шариковый фиксатор; 5 — каретка с зубчатым колесом; 6 — шарикоподшипник; 7 — ведомый вал; 8 — ось промежуточной шестерни; 9 — промежуточная шестерня; 10 — ось блока шестерен; 11 — блок шестерен; 12 — фланец ведомого вала

Коробки отбора мощности, как правило, монтируют сбоку или с торца на картерах КП или раздаточных коробок в верхней или нижней их частях. Ведущие звенья коробки отбора мощности через люки агрегатов трансмиссии соединяются с деталями этих агрегатов, от которых и происходит отбор мощности.

Передача мощности может осуществляться от шестерни агрегата трансмиссии на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности. Мощность может отбираться и от вала агрегата трансмиссии. В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера агрегата трансмиссии, а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность.

Включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке. Коробкой отбора мощности управляют из кабины ТС. Привод управления может быть механическим, пневматическим, электропневматическим и т.д.

Способ смазывания деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к агрегату трансмиссии. При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали коробки из картера основного агрегата или собственного картера. При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки.

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов устанавливается на нижней боковой части картера КП. Отбор мощности осуществляется от шестерни промежуточного вала КП, с которой постоянно сцеплена одна из шестерен блока 11. Другая шестерня этого блока находится в зацеплении с промежуточной шестерней. Блок шестерен и промежуточная шестерня 9 установлены на осях, закрепленных на картере.

Ведомый вал 7 коробки отбора мощности вращается на двух шарикоподшипниках 6. По шлицам этого вала с помощью вилки переключения перемещается каретка 5 с зубчатым колесом. Вилка 3 переключения закреплена на подвижном штоке 2, связанном с рычагом 1 включения коробки отбора мощности, установленным в кабине ТС. Рычаг имеет три фиксированных положения. Фиксация штока осуществляется шариковым фиксатором 4 с пружиной. В правом положении штока каретка с зубчатым колесом находится в зацеплении с промежуточной шестерней, что обеспечивает передачу прямого хода. В левом положении штока зубчатое колесо сцеплено с большей шестерней блока 11, что обеспечивает передачу обратного хода. В среднем положении штока коробка отбора мощности выключена, и ведомый вал не вращается. На конце ведомого вала имеется фланец 12 для крепления вала привода дополнительного оборудования.

Коробка отбора мощности без редуктора

Рис. Коробка отбора мощности без редуктора:
1 — первичный вал раздаточной коробки; 2 — вал коробки отбора мощности; 3 — каретка; 4 — вилка включения; 5 — фиксатор с пружиной; 6 — шток вилки включения; 7 — фланец; 8 — эксцентрик; 9 — плунжер; 10 — нагнетательный клапан; 11 — обратный клапан; 12 — всасывающий клапан; 13 — крышка коробки отбора мощности; 14 — магистраль подачи масла к насосу

Коробка отбора мощности без редуктора

Кроме рассмотренной коробки отбора мощности с редуктором применяются и более простые по конструкции коробки без редуктора, обеспечивающие одну ступень с передаточным числом 1,0. Отбор мощности осуществляется от первичного вала 7 раздаточной коробки, имеющего на конце шлицы. Коробка отбора мощности крепится к торцу картера раздаточной коробки в верхней ее части. Вал 2 коробки отбора мощности на одном конце имеет такие же шлицы, как и у вала 7, а на другой его конец устанавливается фланец 7 крепления вала привода дополнительного оборудования. Включение коробки отбора мощности осуществляется блокировкой валов 1 и 2 с помощью каретки 3, Каретка перемещается вилкой включения 4, закрепленной на штоке, имеющем два фиксированных положения: в левом положении штока коробка отбора мощности включена, а в правом выключена. Изменение направления вращения вала коробки отбора мощности осуществляется при включении передачи ЗХ в коробке передач.

Читайте также:  Скребковый конвейер мощность двигателя

Особенностью конструкции данной коробки отбора мощности является наличие плунжерного насоса, который служит для смазывания деталей коробки отбора мощности и раздаточной коробки неподвижного ТС при работающем дополнительном оборудовании. Насос расположен в корпусе, установленном в приливе крышки 13 коробки отбора мощности, и состоит из плунжера Я нагнетательного 10, всасывающего 12 и обратного 11 клапанов. Привод насоса осуществляется от эксцентрика расположенного на валу коробки отбора мощности. Масло поступает в насос по магистрали 14 из картера раздаточной коробки и под давлением подается к деталям коробки отбора мощности и первичного вала раздаточной коробки.

Управление данной коробкой осуществляется рычагом, связанным со штоком 6 и установленным в кабине ТС.

Схемы коробок отбора мощности различных автомобилей

Рис. Схема коробки отбора мощности МАЗ 5334 АЦ-8: 1 — резиновая диафрагма; 2 — пружина; 3 — шток; 4 — корпус; 5 — вилка переключения; 6 — манжета; 7 — шлицевой вал; 8 — фланец; 9 — штифт; 10 — шестерня; 11 — паразитная шестерня; 12 — первичный преобразователь тахометра; а — камера

Рис. Схема коробки отбора мощности КСМ-68Б: 1 — шток переключения передач; 2 — корпус; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включения КОМ; 5 — шестерня (Z = 17); 6, 7, 10, 20 — подшипник; 8 — муфта; 9 — вал вторичный; 11 — крышка; 12 — сальник; 13 — муфта фланца; 14 — рукоятка; 15 — вилка переключения передач; 16 — шестерня (Z = 41); 17 — роликоподшипник; 18 — стержень включения КОМ; 19 — ось шестерни; 21 — вал первичный; 22 — шестерня первичного вала коробки передач; I — боковой зазор в зацеплении

Рис. Коробка отбора мощности крана CMK-10 (a) и ее кинематическая схема (б): 1, 5 — фланцы, 2 — подшипник; 3, 4 — входной и выходной валы; 6 — корпус; 7 — венец; 8 — муфта переключения; 9 — зубчатый венец; 10 — ступица; 11 — шкив; 12 — пальцы

Рис. Коробка отбора мощности РК-5: 1 — блок шестерен PK-5-11A; 2 — ось РК—5-13; 3 — корпус коробки PK-5-01; 4 — насос НШ10; 5 — вал насоса РК-5-16Б; 6 — вилка РК-5-26А; 7 — валик переключении РК-5-21; 8 — валик переключения РК-5-26; 9 — вилка РК-5-27А; 10 — шестерня РК-5-14А; 11 — вал отбора РК-5-31А; 12 — шестерня РК-5-15А

Рис. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131: 1 — шток вилки включения передач; 2 и 23 — манжеты: 3 — уплотнительное кольцо; 4 — вилка включения; 5 — шариковый фиксатор; 6 — заглушка штока; 7 — крышка заднего подшипника; 8 — шариковый подшипник; 9 — зубчатое колесо включения передач; 10 — главный вал; 11 — ось зубчатого колеса постоянного зацепления; 12 — опорная шайба; 13 — промежуточное зубчатое колесо постоянного зацепления; 14 — ось блока зубчатых колес; 15 — картер коробки передач; 16 — блок зубчатых колес; 17 — роликовый подшипник; 18 — опорная шайба; 19 — распорное кольцо; 20 — прокладка крышки подшипника; 21 — крышка переднего подшипника; 22 — фланец; 24 — опорная шайба фланца; 25 — заливная пробка; 26 — рычаг включения коробки отбора мощности; 27 — сливная пробка; 28 — гайка; 29 — контргайка; 30 — кронштейн рычага; 31 — прокладка

Рис. Коробка отбора мощности МАЗ: 1 — шестерня промежуточная; 2 — корпус; 3 — шестерня ведомая; 4 — вилка; 5 — болт стопорный; 6 — шайба замковая; 7 — ось; 8 — подшипник шариковый; 9 — подшипник роликовый; 10, 14 — крышки; 11 — стакан; 12 — пружина; 15 — гайка; 15 — пневмокамера; 16 — диафрагма; 17 — шайба; 18 — шайба упорная; 19, 23, 25 — прокладки; 20 — винт; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — шток; 24 — вал

Рис. Коробка отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1) (для спецтехники): 1 — картер; 2 — распорная втулка; 3 и 20 — гайки; 4 и 18 — крышки подшипника; 5 — вал; 6 и 23 — шариковые подшипники; 7 — каретка; 8 — заглушка; 9 — крышка люка; 10 — щиток; 11 — выключатель; 12 — камера включения; 13 — мембрана; 14 — пружина; 15 — шток; 16 — прокладка; 17 — регулировочная шайба; 19 — фланец; 21 — пружинная шайба; 22 и 28 — опорные шайбы; 24 — стопорное кольцо; 25 — зубчатое кольцо постоянного зацепления; 26 — пробка; 27 — ось; 29 — роликовый подшипник; 30 — распорное кольцо; 31 — вилки; 32 — предохраните клапан; 33 — стопорный болт; 34 — стопорная пластина

Рис. Схема электрооборудования коробки отбора мощности: 1 — выключатель контрольной лампы включения коробки отбора мощности; 2 — электромагнит воздушного клапана; 3 — трехклеммовая соединительная панель; 4 — реле включения коробки отбора мощности; 5 — реле включения переднего моста; 6 — двухгнездовой соединитель; 7 — выключатель; 8 — контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 9 — предохранитель на 20 А

Источник



Читайте также:  Лифт 1600 кг мощность

Чертеж коробки отбора мощности маз

Коробка отбора мощности КОМ автокрана КС-3577-2.14.100-1

1,10,17 — крышки; 2 — корпус; 3,8 — подшипники; 4,15 — шестерни; 5 — ось; 6 — кольцо; 7 — штифт; 9 — толкатель; 11 — штуцер; 12 — поршень; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — втулка; 16 — пружина; 18 — манжета; 19 — выходной вал.

Привод насоса на кранах КС-3577 и КС-35715 на шасси МАЗ осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач шасси МАЗ . Насос установлен на специальном кронштейне, закрепленном на правом лонжероне шасси. Крутящий момент от коробки отбора мощности к насосу передается через карданный вал . Коробка отбора мощности представляет собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями, который крепится к картеру коробки передач шасси с правой стороны болтами таким образом, чтобы зубья начальной шестерни КОМ постоянно находились в зацеплении с зубьями вала-шестерни КПП автошасси.

Механизм состоит из:

  • неразъемного картера с фланцами;
  • входной шестерни, вращающейся на выносной паразитной оси с роликоподшипниками;
  • ответного зубчатого колеса со свободным ходом по шлицевому валу и нажимная втулка;
  • центрального вала со шлицами, вращается на шарикоподшипниках;
  • пневмоцилиндра управления механизмом – монтируется на заднем торце КОМ;
  • толкателя;
  • возвратной пружины.

Вал 19 установлен на подшипниках 8 в корпусе коробки. На оси 5 установлена шестерня 4, находящаяся в зацеплении с коробкой передач шасси. На валу 19 подвижно на шлицах установлена шестерня 15. В крышке 10 расположен пневмоцилиндр включения коробки отбора мощности, который состоит из корпуса-крышки 10 и поршня 12 с уплотнительным кольцом 13. При подаче в полость А сжатого воздуха из пневмосистемы шасси поршень 12 через толкатель 9, упирающийся в штифт 7, преодолевая усилие пружины 16, вводит шестерню 15 в зацепление с шестерней 4, и крутящий момент от коробки передач передается на выходной вал 19. При соединении полости А с атмосферой шестерня 15 под действием усилия пружины 16 выходит из зацепления с шестерней 4 и, тем самым, прекращается передача крутящего момента на выходной вал 19. Смазка подшипников и шестерен осуществляется разбрызгиванием масла, находящегося в коробке.

В транспортном режиме зубчатая передача механизма разомкнута, входная шестерня механизма вращается «вхолостую» без передачи момента. Включение производится изменением положения электропереключателя в кабине водителя через пневмораспределитель. По открытой магистрали сжатый воздух подается из пневмосистемы в управляющий пневмоцилиндр. Избыточное давление толкает поршень. Поршень давит на толкатель, который передает усилие через нажимную втулку на зубчатое колесо. Зубчатое колесо, сжимая возвратную пружину, двигается вдоль шлицев вперед до зацепления ее зубьев с зубьями вращающейся шестерни. Колесо через шлицы передает вращение на центральный вал. Установленный на конце вала фланец через кардан передает вращение на входной вал насоса.

При повороте переключателя в кабине происходит отключение полости пневмоцилиндра от пневмосистемы автошасси. Давление в цилиндре падает. Возвратная пружина расжимается и толкает зубчатое колесо в исходное положение. Зубчатая передача размыкается. Вращение вала останавливается.

1 — гидронасос; 2 — кронштейн; 3 — карданный вал; 4 — коробка отбора мощности (КОМ); 5 — коробка передач шасси; 6 — лонжерон шасси.

Привод насоса на кране КС-3577 осуществляется от коробки отбора мощности 4, установленной на коробке передач 5 шасси. Гидронасос 1 установлен на специальном кронштейне 2, закрепленном на правом лонжероне шасси. Крутящий момент от коробки отбора мощности 4 к насосу 1 передается через карданный вал 3.

Читайте также:  Измеритель мощности ehb12 1 инструкция по

Сборочный чертеж

1 Колесо зубчатое КС-3677-2. 14.112
2 Шарик 6-79,922 ГОСТ 3722-81
3 Толкатель КС-3577-2. 14Л24
4 Подшипник 308А ГОСТ 8338-75
5 Втулка КС-3577.14.109
6 Кольцо 70.11.016 ГОСТ 2883-77
7 Втулка КС-3577-2.14.127
8 Штифт КС-3577-2.14.123
9 Пружина КС-3577-2.14.122
10 Кольцо В40 ГОСТ 13942-86
11 Вал КС-3577-2.14.103-1
12 Крышка КС-3577-2.14.116
13 Прокладка КС-3577-2.14.117
14 Корпус КС-3577-2.14.107
15 Прокладка КС-3577.14.102
16 Прокладка КС-3577.14.119
17 Прокладка КС-3577.14.119-1
18 Крышка КС-3577-2.14.101
19 Манжета 1.1-50х70-1 ГОСТ 8752-79
20 Ось КС-3577.14.105
21 Подшипник № 306 К5 ГОСТ 8338-75
22 Колесо зубчатое КС-3577-2. 14.106
23 Кольцо В70 ГОСТ 13943-86
24 Болт М6-6gх16.46.019 ГОСТ 7798-70
25 Шайба 6.01.019 ГОСТ 13463-77
26 Кольцо В30 ГОСТ 13943-86
27 Поршень КС-3577-2.14.125
28 Кольцо 025-030-30-2-2 ГОСТ 9833-73
29 Шайба КС-3577-2.14.128
30 Болт М6-6gх16.46019 ГОСТ 7798-70
31 Крышка КС-3577-2.14.108
32 Кольцо 030-035-30-2-2 ГОСТ 9833-73
33 Штуцер КС-3577-2.14.126
34 Шайба 8.65Г.019 ГОСТ 6402-70
35 Болт М8-6gх25.46019 ГОСТ 7796-70

Применяемость

Коробки отбора мощности (КОМ) применяются на автокранах для привода насоса, создающего давление в рабочей гидросистеме, или силового генератора (в зависимости от типа крана). КОМ — это одноступенчатый редуктор, который приводится в действие путем передачи крутящего момента от коробки передач (КПП) базового шасси крановой установки. Управление коробкой отбора мощности осуществляется из кабины, с помощью тяги (механическое включение) или пневмопривода (пневмовключение). От коробки отбора мощности крутящий момент передается через карданный вал на гидронасос , который создает давление рабочей жидкости в гидросистеме. Насос установлен на специальном кронштейне, закрепленном на правом лонжероне шасси МАЗ . От работы этой конструкции зависит работоспособность грузоподъемного, поворотного механизмов крана, гидравлической системы наклона и выдвижения стрелы, а также гидромеханизма вывешивания крана.

Таким образом в автокранах коробка отбора мощности КС-3577-2.14.100-1 служит для отбора мощности от вала коробки передач для привода вспомогательных агрегатов и механизмов, а именно — привода гидронасоса автокранов КС-3577 на шасси МАЗ. Также КОМ КС-3577-2.14.100-1 может применяться на автокранах КС-34715 на шасси МАЗ, но для этих кранов существует специализированная «усиленная» коробка отбора мощности КС-35715.14.100 .

Источник

Из чего состоит коробка отбора мощности МАЗ?

Агрегат имеет несложное устройство.

Прост в обслуживании, стоит недорого. Коробка отбора мощности МАЗ 500 двухступенчатого или одноступенчатого типов.

Присоединяется к картеру КПП с помощью специальных болтов.

Коробка отбора мощности МАЗ 500 – особенности

Агрегат состоит из:

  • Ведомой шестерни, вилки переключения МАЗ, нескольких валов;
  • Картера МАЗ, шарикового подшипника, штока для вилки, прокладки, крышки;
  • Камеры, диафрагмы, крепкие пружины, а также несколько шайб;
  • Специального отверстия для максимально быстрого поступления необходимого воздуха;
  • Прочных колец, гаек, а также шайбы;
  • Винта, шестерни, роликоподшипника, оси, небольшого фланца, фиксирующего болта;
  • Вала насоса, фланца быстрого крепления к люку КП;
  • Шестерни отбора мощности вала КП и других деталей.

В коробку отбора мощности МАЗ также устанавливаются специальные прокладки для надежного уплотнения фланцев. Благодаря им осуществляется необходимая регулировка шестерен КПП.

Включение ведущего вала коробки МАЗ происходит через промежуточные шестерни.

Обычно она закрепляется на оси. С помощью установленного шайбы и крепкого болта ось удерживается в зафиксированном положении.

Принцип работы коробки отбора мощности МАЗ 500

Устройство агрегата разработано таким образом, что шестерня (мы имеем в виду ведомую) с помощью небольшой вилки перемещается по всему валу.

При этом происходит зацепление с поверхностью промежуточной.

На 2 шарикоподшипниках устанавливается вал. От хаотичного перемещения агрегат тщательно удерживается корпусом насоса и крышкой.

Во внутренних шлицах устанавливается шлицевой конец.

коробка маз

С помощью надежного устройства — камеры пневматического типа — осуществляется выключение, включение всей коробки отбора мощности МАЗ 500.

Диафрагма устанавливается на шток с помощью двух элементов — гайки и шайбы. Буртик закрепляется в в корпусе камеры благодаря кольцу крышки.

Также уплотнение диафрагмы отвечают за быстрое сжатие закрепленного буртика.

Если из системы грузовика в камеру поступает воздух, сжимается пружина. После этого происходит перемещение рабочего штока.

Зубья шестерен снабжены затыловкой для четкого включения механизма.

коробка маз 500

Далее из полости камеры выпускается воздух, затем диафрагма перемещается в правое положение.

Промежуточная шестерня прекращает свое вращение только после выхода из зацепления с промежуточной.

Если вам нужно срочно купить коробку отбора мощности для МАЗ, советуем заглянуть в наш каталог. Здесь найдете запчасти лучшего качества по самым низким ценам.

Источник