Что делать, если сломался регулятор напряжения автомобиля
Регулятор напряжения автомобиля ответственен за непрерывное (в автоматическом режиме) изменении силы тока возбуждения генератора для поддержания напряжения, выдаваемого генератором, в заданных пределах даже при изменении скорости вращения ротора.
В данном обзоре рассмотрим, что же это, собственно такое, регулятор напряжения, как диагностировать неполадки в его работе, и что делать, если сломался регулятор напряжения автомобиля.
Причины, из-за которых вероятно сломался регулятор напряжения, могут быть различными. Это могут быть последствия замыкания диодного моста, или замыкания щеток генератора. После подобного генератор либо прекращает свою работу, либо начинает выдавать неконтролируемое напряжение, зависящее только от оборотов ротора (напряжение может достигать 15-20-и более вольт, все зависит от возможностей генератора).
Еще одной причиной выхода из строя регулятора напряжения может быть сдвиг напряжения стабилизации. То есть напряжение остается стабильным, но либо завышенным, либо пониженным.
Диагностируя неправильную работу энергосистемы автомобиля, не стоит торопиться с выводами относительно причин её вызывающих. Так, проблемы с силовой проводкой можно принять за неверную работу генератора. Это будет ошибка, которая в некоторых случаях может привести к неприятным последствиям.
Чтобы осуществить точную диагностику работы регулятора напряжения, нужно проверить напряжение на щетках. Для этого понадобится вольтметр классом точности не ниже 1,0. Перед замером автомобиль нужно «погонять» на средних оборотах около 15 минут. Замер осуществляют при включенных фарах между корпусом генератора и клеммой «30». Нормальное значение напряжения находится в диапазоне напряжения между 13,6 и 14,6В.
Если аккумуляторная батарея постоянно перезаряжается или недозаряжается, регулятор напряжения необходимо заменить.
Снятый регулятор напряжения можно дополнительно проверить. Делая это самостоятельно лучше проверять работу регулятора напряжения в сборе со щеткодержателем, что позволит сразу обнаружить недостаточный контакт выводов щеток и выводов регулятора напряжения, или обрыв выводов щеток. Для проверки поочередно подключаем 1-3 ватную, 12-тивольтовую лампу к выводам регулятора напряжения к источнику питания вначале 12Вт, затем 15Вт. Если лампа сначала светится, а затем нет (или наоборот) – значит регулятор исправен. Если во всех случаях лампа светится – это признак пробоя в регуляторе, если лампа во всех случаях не светится — признак плохого контакта между выводами регулятора и выводами щеток.
Естественно, если вышел из строя регулятор напряжения – его необходимо срочно менять. Этот момент даже не обсуждается.
Но что сделать, если сломался регулятор напряжения автомобиля, а до ближайшего магазина запчастей еще ехать и ехать. Может помочь результат народной смекалки. Так, на ВАЗовской классике можно опробовать следующий рецепт. Из правой фары извлекается лампа головного света. Одна из её спиралей (в случае, если спираль не одна), подсоединяется к клеммам, снятым с негодного регулятора.
Утверждается, что в таком случае аварийная лампа должна погаснуть, а лампа-«регулятор» засветится в полнакала.
Правда следовать, или не следовать подобному совету – целиком решать вам. Ведь не забывайте, что только вы вправе решать, что делать с автомобилем и как его ремонтировать. Гораздо лучшим будет своевременно проводить диагностику систем автомобиля, а в случае с отечественными автомобилями – возить с собой регулятор напряжения в сборе со щетками.
Источник
Неисправности реле-регулятора или проще заменить, чем отремонтировать
Предназначение реле-регулятора – это стабилизация напряжения при изменяющейся нагрузке и частоте вращения, которые влияют на ток возбуждения.
Электронный регулятор напряжения включает и отключает обмотки возбуждения, этим он изменяет ток возбуждения. Если стабилизация требует понизить ток возбуждения, то время включения обмотки уменьшается, для увеличения ток – увеличивается.
Рис. №1. Схема реле-регулятора EE 14V3, фирмы Bosch. 1 – генератор, 2 – регулятор напряжения, SA – выключатель зажигания, HL – индикатор работоспособности генератора.
На схеме №1 показана функция индикатора рабочего состояния генератора с регулятором напряжения. При не заведенном двигателе, ток от аккумулятора через контакты ключа зажигания поступает на генератор, что обеспечивает его первоначальное возбуждение. Лампа – горит, значит, в цепи нет обрыва. После запуска мотора на выводах генератора D и B появляется напряжение с почти одинаковым значением, лампа гаснет. Если индикатор продолжает гореть, значит, отсутствует должное возбуждение на генераторе, что свидетельствует об обрыве или отказе самого агрегата.
Как проверить регулятор напряжения
Рекомендовано реле-регулятор напряжения не ремонтировать, а заменять на новый. Однако прежде, чем менять нужно точно убедиться, что неисправен именно реле-регулятор.
Рис. №2. Схема проверки реле-регулятора напряжения от источника постоянного тока
Проверку выполняют по схеме, на которой выводы основного выпрямителя В + и дополнительного соединены и подключены к сети постоянного тока с напряжением до 16 В. Минус источника подсоединяется к минусу регулятора. К плюсу подключается вывод D + регулятора. Между выводами DF и B- присоединяют контрольную лампу. При этом закорачивается выходной транзистор регулятора. Между этими же выводами присоединяют обмотку возбуждения генератора.
Рис. №3. Таблица неисправностей регулятора напряжения
Почему выходит из строя регулятор напряжения генератора
Причины возникновения неисправности регулятора напряжения:
1. Замыкание диодного моста или щеток генератора. Генератор или перестает работать, или значение напряжения нестабильное и зависит от оборотов ротора. Величина напряжения 15 – 20 В.
2. Колебания напряжения в сторону понижения или повышения в связи сдвига напряжения стабилизации.
3. Недостаточно хороший контакт от щеток к выводам регулятора напряжения. Имеющаяся на щетках прижимная пружина греется, так как ток проходит по самой пружине.
4. Неравномерный износ щеток, например, одна щетка как новая, другая в три раза меньше. Причина – токосъемные кольца с дефектами задирами и загибами. Они неравномерно стачивают щетки, индукционная дуга на одном из колец становится очень большой, что разрушает и металл, и щетку. Может выйти из строя электроника РН. (совет: для хорошей приработки коллекторов к щеткам можно применять пчелиный воск или капельку масла).
5. Измерительная цепь реле-регулятора в обрыве.
6. Естественный износ реле-регулятора.
Признаки неисправности реле-регулятора
1. Постоянно горит или мигает индикатор при включенном зажигании.
3. Частое перегорание ламп при интенсивной езде ночью, свидетельствует о повышенном напряжении.
4. Белый налет на металлическом креплении аккумуляторной батарее или периодические разбрызгивания электролита из вентиляционных отверстий, особенно если уровень его был достаточным.
5. При полностью заряженной батарее с двигателем, работающим на средней частоте вращения, включены фары и прочие электроприборы – напряжение больше нормы.
6. Величина зарядного тока, в условиях непрерывной езды, не понижается в течение 4 и более часов и держится более 5А.
7. Пониженное значение регулируемого напряжения означает быстрый разряд батареи.
Реле напряжения нуждается в проверке при частоте вращения генератора 3000 об/мин и величине тока значительно менее номинального значения
Обратившись в специализированную мастерскую, автовладелец получает услуги по ремонту стартера и генератора, которые выполнены на основании полной информативной базы по обслуживанию сложнейших агрегатов, что значительно ускоряет процесс ремонта. Генераторов и стартеров много, да неисправности у них похожи. В совершенстве зная особенности каждого устройства мастер, подчиняясь определенному алгоритму действий, всего за 1-2 часа исправит дефект и выполнит пробный запуск автомобиля.
Рис. №4.Таблица рекомендованных значений напряжения и тока необходимые для проверки реле-регулятора в зависимости от времени года
Проверку работы реле-регулятора, генератора без предварительного снятия с автомобиля рекомендуют сделать с помощью осциллографа, например, типа Э-206. Типовая осциллограмма позволяет оценить общее состояние систем зажигания и электрооборудования, которое в нее входит.
Источник
Проверка реле напряжения
Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.
Реле должно отключатся при 14,2-14,5В
В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.
Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.
Типы регуляторов напряжения
Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:
- совмещенные;
- отдельные.
В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.
Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.
Признаки неисправности
Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).
В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.
Признаки, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения
Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):
- при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
- после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
- яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
- машина перестала нормально заводиться с первого раза;
- постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
- при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
- динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
- в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.
Причины отказа реле-регулятора
Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:
- короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
- выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
- переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
- проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
- механические повреждения узла;
- естественный износ узла, в том числе, щеток;
- плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.
Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.
Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора
Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:
- Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
- Запустить двигатель.
- Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000. 1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2. 14 В.
- Увеличить обороты до значений 2000. 2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6. 14,2 В.
- При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.
Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.
Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.
Проверка совмещенного реле-регулятора
Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110
Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.
Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.
Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14. 14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14. 14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.
Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107
Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109
До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).
Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.
Проверка отдельного регулятора
Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.
Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.
Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.
Проверка реле типа 591.3702-01
Схема проверки реле типа 591.3702-01
Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.
В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.
Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.
Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В: | |
---|---|
на первой ступени | не более 0,7 |
на второй ступени | 14,2 ± 0,3 |
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом | 17,7 ± 2 |
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом | 5,65 ± 0,3 |
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм | 1,4 ± 0,07 |
Расстояние между контактами второй ступени, мм | 0,45 ± 0,1 |
Проверка трехуровневого реле
Регулируемый источник питания
Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.
Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.
Проверка генератора
Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:
- отключить провода, которые шли к контактам 67 и 15 регулятора напряжения;
- подключить к ней лампочку (исключив из схемы регулятор);
- снять с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи провод.
В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.
Рекомендации по увеличению срока службы регулятора
Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:
- не допускайте чрезмерного загрязнения генератора, периодически проводите осмотр его состояния, а при необходимости и демонтаж с чисткой агрегата;
- проверяйте натяжку ремня генератора, при необходимости подтягивайте его (самостоятельно или в автосервисе);
- контролируйте состояние обмоток генератора, в частности, не допускайте их потемнения;
- проверяйте контакт на управляющем проводе реле-регулятора, причем как его качество, так и наличие на нем окисления;
- выполняйте периодическую проверку напряжения на аккумуляторной батарее автомобиля с запущенным двигателем.
Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.
Итоги
Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.
В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.
Источник