Меню

Что такое масштабируемость по мощности

Масштабируемость

  • Масштаби́руемость (англ. scalability) — в электронике и информатике означает способность системы, сети или процесса справляться с увеличением рабочей нагрузки (увеличивать свою производительность) при добавлении ресурсов (обычно аппаратных).

Масштабируемость — важный аспект электронных систем, программных комплексов, систем баз данных, маршрутизаторов, сетей и т. п., если для них требуется возможность работать под большой нагрузкой. Система называется масштабируемой, если она способна увеличивать производительность пропорционально дополнительным ресурсам. Масштабируемость можно оценить через отношение прироста производительности системы к приросту используемых ресурсов. Чем ближе это отношение к единице, тем лучше. Также под масштабируемостью понимается возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений центрального узла системы.

В системе с плохой масштабируемостью добавление ресурсов приводит лишь к незначительному повышению производительности, а с некоторого «порогового» момента добавление ресурсов не даёт никакого полезного эффекта.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В области компьютеризации под аппаратным ускорением понимают применение аппаратного обеспечения для выполнения некоторых функций быстрее по сравнению с выполнением программ процессором общего назначения. Примерами аппаратного ускорения может служить блоковое ускорение выполнения в графическом процессоре и инструкции комплексных операций в микропроцессоре.

В области информационных и компьютерных систем под конфигурацией понимают определенный набор комплектующих, исходя из их предназначения, номера и основных характеристик. Зачастую конфигурация означает выбор аппаратного и программного обеспечения, прошивок и сопроводительной документации. Конфигурация влияет на функционирование и производительность компьютера. Так же в операционной системе можно вручную выставлять настройки драйверов.

Источник



Масштабируемость

Масштаби́руемость (англ. scalability ) — в электронике и информатике означает способность системы, сети или процесса справляться с увеличением рабочей нагрузки (увеличивать свою производительность) при добавлении ресурсов (обычно аппаратных). Масштабируемость — важный аспект электронных систем, программных комплексов, систем баз данных, маршрутизаторов, сетей и т. п., если для них требуется возможность работать под большой нагрузкой. Система называется масштабируемой, если она способна увеличивать производительность пропорционально дополнительным ресурсам. Масштабируемость можно оценить через отношение прироста производительности системы к приросту используемых ресурсов. Чем ближе это отношение к единице, тем лучше. Также под масштабируемостью понимается возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений центрального узла системы.

В системе с плохой масштабируемостью добавление ресурсов приводит лишь к незначительному повышению производительности, а с некоторого «порогового» момента добавление ресурсов не даёт никакого полезного эффекта.

Читайте также:  Субъект естественной монополии малой мощности

Содержание

Вертикальное масштабирование

Увеличение производительности каждого компонента системы c целью повышения общей производительности.

Горизонтальное масштабирование

Разбиение системы на более мелкие структурные компоненты и разнесение их по отдельным физическим машинам (или их группам) и/или увеличение количества серверов параллельно выполняющих одну и ту же функцию.

Примечания

См. также

Ссылки

Компьютер Это заготовка статьи о компьютерах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Есть более полная статья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Масштабируемость» в других словарях:

масштабируемость — расширяемость Характеристика приложения, которое исполняется на разных платформах и варьируется в размерах (например, на PC под Windows и на рабочей станции Sun под Unix). Для аппаратных средств предсказуемый рост системных характеристик при… … Справочник технического переводчика

масштабируемость — 3.1.43 масштабируемость (scalability): Способность обеспечивать функциональные возможности вверх и вниз по упорядоченному ряду прикладных платформ, отличающихся по быстродействию и ресурсам. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Масштабируемость программного обеспечения — способность программного обеспечения корректно работать на малых и на больших системах с производительностью, которая увеличивается пропорционально вычислительной мощности системы. По английски: Scalability См. также: Открытые системы Программное … Финансовый словарь

масштабируемость системы (в SCADA) — масштабируемость системы [Интент] Масштабируемость системы. Это означает, что разработанный проект можно опробовать на одном компьютере или маленькой сети и затем расширять систему (в соответствии с программой развития, бюджетом и т. д.) без… … Справочник технического переводчика

масштабируемость (в информационных технологиях) — Способность ИТ услуги, процесса, конфигурационной единицы и т.п., выполнять свою ранее согласованную функцию, в случае изменения рабочей нагрузки или охвата. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN scalability The ability of an IT… … Справочник технического переводчика

масштабируемость (приложения) — масштабируемость расширяемость Характеристика приложения, которое исполняется на разных платформах и варьируется в размерах (например, на PC под Windows и на рабочей станции Sun под Unix). Для аппаратных средств предсказуемый рост системных… … Справочник технического переводчика

масштабируемость (сети и системы связи) — Критерий экономически эффективной системы автоматизации подстанции, учитывающий различные функциональные характеристики, различные интеллектуальные электронные устройства, размер подстанции и диапазоны напряжений подстанции. [ГОСТ Р 54325 2011… … Справочник технического переводчика

Читайте также:  Слуховой аппарат высокой мощности

масштабируемость в широких пределах — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN terabyte scalability … Справочник технического переводчика

горизонтальная масштабируемость — Наращивание мощности системы добавлением узлов в кластер. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN horizontal scalability … Справочник технического переводчика

SCALABILITY — масштабируемость — один из основных принципов построения открытых систем, гарантирует сохранение инвестиций в информацию и ПО при переходе на более мощную аппаратную платформу … Словарь электронного бизнеса

Источник

Масштабируемость: что это такое?

Как-то передо мной встал вопрос, что такое масштабируемость и как это связано с зависимостью/независимостью от центрального процессора? В результате получилась небольшая статья, которую и предлагаю Вашему вниманию.

Начну с того, что постараюсь кратко объяснить, что же такое процессорная зависимость (CPU dependency) применительно к 3D-ускорителям. Дело в том, что ни один из существующих 3D-ускорителей пользовательского класса не ускоряет весь процесс обсчета трехмерной сцены (геометрические преобразования, просчет освещенности, отсечение невидимых поверхностей и т.д.). Разные ускорители ускоряют разные этапы, обычно лежащие где-то ближе к концу цепочки вычислений — растеризацию (т.е. перевод двумерного векторного изображения в двумерное растровое изображение) и наложение текстур. Вся остальная работа ложится на плечи центрального процессора (CPU). При этом для организации взаимодействия с 3D-ускорителем обычно требуется некоторое дополнительное число шагов. Процессорная зависимость, таким образом, слагается из 2-х компонент — процента вычислений, НЕ ускоряемых картой, и процента дополнительных вычислений, которые производятся уже графическим процессором.

Как процессорная зависимость связана с масштабируемостью, т.е. возможностью роста производительности карточки с ростом производительности процессора? В большинстве случаев имеется некоторый отрезок процессорной мощности, при котором карточка демонстрирует почти линейный рост производительности. Связано это с тем, что процессор не успевает готовить данные для графического ускорителя, и любые данные обрабатываются до поступления следующей порции. При этом, очевидно, что чем больший участок тракта вычислений берет на себя графический акселератор, тем меньше нагрузка на процессор, а значит, CPU быстрее готовит данные, и, в результате, сужается участок линейного масштабирования. Отсюда следует, что чем менее процессорно-зависима карточка-ускоритель, тем она обычно менее масштабируема.

Читайте также:  Измеритель мощности электрического тока

Начиная с какого-то момента, графический акселератор начинает все больше и больше тормозить процессор, и при неограниченном росте производительности последнего скорость рендеринга становится постоянной, стремясь к пиковой производительности ускорителя.

Конечно, эта модель несколько упрощенная. В реальных системах процессору всегда найдется, чем заняться, к тому же пропускные способности шин, передающих данные, на сегодня весьма ограничены. Что, кстати, является еще одним узким местом на пути достижения максимальной производительности.

В качестве оценки предельной производительности карточки можно использовать известные характеристики количества треугольников, которые она может обработать в секунду, и скорость закраски (fill-rate), т.е. количество текстурированных и отфильтрованных пикселов, выводимых в одну секунду. Возьмем для примера две карточки: 3Dfx Voodoo и nVidia Riva TNT.

Их параметры таковы:

  • 3dfx Voodoo: 750 тыс. треуг./сек, 40 млн.пикселей/сек
  • nVidia Riva TNT: 2 млн. треуг./сек, 200 млн.пикселей/сек

Что можно сказать на основе этих данных? Для 3dfx Voodoo получается следующее ограничение:

  • при сложности сцены в 10 тыс. треуг. — 75 fps.
  • при разрешении 640х480 и глубине перекрытия 4 — 32 fps.

Как видим, теоретические данные очень неплохо согласуются с практическими (эти параметры приблизительно соответствуют Quake 2).

Что же с Ривой? Получаются следующие значения:

  • при сложности сцены в 10 тыс. треуг — 200 fps.
  • при разрешении 640х480 и глубине перекрытия 4 — 162 fps.
  • при разрешении 800х600 и глубине перекрытия 4 — 104 fps.
  • при разрешении 1024х768 и глубине перекрытия 4 — 63 fps.

Что следует из этих цифр? Очень простой вывод. Начиная с какого-то уровня, производительность 3D-ускорителя уже не играет роли (глазу все равно, 160 или 60 fps он видит). Все теперь упирается в процессорную зависимость, т.е. в то, какой процессор нужен, чтобы достичь подобных пиковых значений. Вот почему я с большим скепсисом читаю характеристики вновь появляющихся 3D-ускорителей. Также легко видеть, что приведенные ускорители (как и подавляющее большинство остальных) ограничены именно скоростью закраски, тогда как для процессора основная нагрузка исходит от процесса геометрических преобразований, т.е., усилия разработчиков сосредоточены несколько не в том месте, где надо бы.

Источник