Меню

Дискретный регулятор от брига

Бриг У-001 — Ремонт и профилактика

Здравствуйте.
Приносит человек этот усилитель на профилактику. Купил, говорит, некопаный, под пломбами. Пломбы клиент после покупки сам вскрыл, утвердился, что никто не лазил)))
Включил, рассказывает, усилитель, чтоб радио послушать, звук плохой. Ну и ко мне на профилактику. Оставил и убежал)

Осматриваю, вроде никто не копался. Смотрю, заглушки нет, которая соединяет вход усилителя с выходом предусилителя.

Для тех, кто не в курсе:
Почти во всех отечественных усилителях 0й и 1й серии есть розетка DIN5, с помощью которой, можно в разрыв сигнала между усилителем мощности и предварительным усилителем подключить эквалайзер.
Если отдельного эквалайзера нет, то ставится заглушка, которая перемыкает нужные контакты и сигнал идёт на вход усилителя мощности.

Звоню клиенту. Где заглушка? Он про такую не знает. Как, говорю, радио слушали на нём без заглушки?))))
Варианта, собственно 2. Делать заглушку или отпаиваться от этого разъёма и внутри соединять выход предварительного со входом основного.
Плюс первого варианта в том, что всё остаётся по заводу, можно подключить эквалайзер.
Второй вариант хорош тем, что выкидывая достаточно длинный шмат кабеля (который идёт рядом с трансформатором к заглушке, потом обратно) мы минимизируем помехи.
Выбрал клиент первый вариант.

Все электролиты под замену.
Для тех, кто интересуется стоимостью.
Есть 3 варианта замены электролитов:
1 вариант. Меняем все на дешёвые. JB, Jamicon, Epcos. Общая стоимость конденсаторов 1500-2000.
2 вариант. Конденсаторы по сигнальным цепям ставим Elna, Nichicon, Mundorf, остальные из 1 варианта. Ценник 3500-5000.
3 вариант. Гуляем, везде ставим аудиофильские конденсаторы, абсолютно. Ценник 14000 и выше (нет предела совершенству).
Клиент выбрал 2 вариант. Отлично. Заказываю конденсаторы)))

Пока конденсаторы едут, смотрим, нет ли чего сгоревшего.
Проверяю предохранители. По первичной цепи вместо предохранителя, проволока намотана. Так, звонок. Включаю тумблер «Сеть» прозваниваю вилку, разрыв.
В итоге, тумблер под замену, предохранитель по первичке новый, вилка новая.
Что произошло. Напыление на контактах тумблера со временем осыпалось, контакты стали обгорать. Увеличилось сопротивление. Первым сдался предохранитель) его подлечили, обмотали проволокой и отправили на службу. Целью было, наверно, спалить дом) Но не вышло. Следующим сдался питающий кабель. Обрыв сразу на обоих проводах возле вилки сетевой. На тумблере, соответственно на одной паре контактов 47 Ом, на другой от 150 до разрыва прыгает.
Предохранители по вторичным напряжениям звонятся, решил вытащить, проверить, на всякий случай, не кинули ли туда перемычку. Пока доставал из держателя, один развалился. Их тоже под замену, значит.
Итого плюсом 200 рублей на предохранители, тумблер и вилку.

Всё заменено, первое включение и. Слышу, щёлкнуло рэле, выходы открыты. Лампочка «Сеть» не горит. Сама лампа сдохла. Такую я уже не найду. Она старше меня) Смотрим, как она работает. 4,4 В переменки, диодный мост, конденсатор, токоограничивающий резистор 33 Ома и синий рассеиватель. Ок, меняем резистор на 330 Ом, вместо лампы ставим синий диодик. Перегрузки проверил, работают)

Дальше проверяем отсутствие постоянки на выходе, выравниваем уровни сигнала левого и правого каналов, регулируем токи покоя. Тут слышу шуршит резистор баланса. В некоторых положениях левый канал пропадает вовсе. Новый такой не купить быстро. СБСом промыл и старый стал как новый. На этом всё.

Источник



Бриг 001 или Одиссей 010?

Этот вопрос мучает многих, кто хочет купить отечественный усилитель. У каждого их них есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я и сам хотел их потестить. У меня в данный момент находиться Бриг-у-001 87 года (слушаю его более полугода). И вот недавно я получил в своё полное распоряжение Одиссей-у-010 87 года в неисправном состоянии. Как я его откачал и что с ним было – это отдельная история, которой не место в этой статье. Расскажу только результаты их сравнения и своё мнение. Сравнивались оба доработанных усилителя (Одиссей в меньшей степени доработан). Итак, приступим к соревнованию.

Бойцы вызываться на ринг!

В паре слов представим их глубокоуважаемой публике.

2*50Вт на 4Ом. Вес 13кг (образец 87 года). Ведёт свою историю с конца 70-х годов, постепенно обрастая легендами. По слухам конструкция либо полностью скопирована с крутого зарубежного усилителя, либо полностью своя и проданная буржуям. Имеет в своём активе (опять же по слухам) победу на международной выставке Hi-End’78. Мягкость звучания сравнима с ламповыми усилителями. Лучшие образцы – это выпуск до 82 года, полностью без дискретных элементов.

Из отрицательных черт – с каждой последующей ревизией качество звука ухудшалось, а количество микросхем увеличивалось.

Читайте также:  Рдо регулятор давления газа производитель

Номинал 2*50вт на 8 ом, максимум 2*80 на 8 ом. Вес 15 кг (образец 87 года). Носит звание одного из лучших отечественных усилителей (наравне с Бригом). Стабилизированное питание. Отрицательные черты – возможный высокочастотный фон, гудящий трансформатор, скрипящие дискретные регуляторы.

Оба усилителя имеют возможность подключения 2-х пар АС, для прослушивания в данный момент времени одной из них. Бойцы познакомились, теперь пожмите друг другу руки и начнём. Гонг!

452*372*118 мм (с деревянным кожухом) и 430*372*95 мм без оного. Кожух выглядит несколько экстравагантно. Впрочем, этот вопрос решается откручиванием 4-х болтов, и бриг предстаёт этаким чёрным моноблоком и чуть выступающей алюминиевой лицевой панелью и остерегающей надписью сверху “Перед снятием кожуха следует вынуть вилку из сети питания”. Спереди мы видим полированную белого цвета панель, на которой симметрично расположены 7 крутящихся ручек (селектор входов, режим, низкие(дискретный), высокие (дискретный), громкость (дискретный), баланс, селектор выходов.) и 5 кнопок + разъём на наушники (контроль магнитофона, ограничение НЧ, ограничение ВЧ, тонкомпенсация, сеть. Подписи к кнопкам выполнены нестрогим шрифтом, слева под селектором режимов размашистым подчерком (как будто от руки) написано “Бриг-У-001 Стерео Hi-Fi” В дополнение справа снизу между балансом и селектором выходов фирменная лейбла “бриг”, которая как бы отражается в воде. Не будем стеснятся и заглянем Бригу за спину.

Большую часть “зада” занимает радиатор чёрного цвета с установленными на него 4-мя транзисторами (2*КТ818ГМ+2КТ819ГМ. Повторюсь рассматриваем модель 87 года). Справа от него 6 входов (из них 2 под винилы). Слева же 4 страшных советских выхода на колонки, типа штырёк-лопатачка (на фото модификация Брига с винтовыми зажимами), под ними выход на эквалайзер, и наконец с самого края выход 220Вт (ответвление сети).

460*380*125мм. Чёрный цвет преобладает, чёрный не только кожух с обилием вентиляционных окон, но и лицевая панель. Надписи на неё строгим шрифтом белого цвета. Слева сверху прямоугольная (вытянутая вертикально) кнопка выбора АС. Ниже и правее кнопки такого же вида: сеть, -10дБ, -20дБ, реверс, моно и чуть отдельно от них линейная АЧХ, тонкомпенсация, фильтр НЧ. В верхней части 4 небольших дискретных “крутилки” баланс, баланс АЧХ, высокие, низкие. Далее более крупный и стоящий несколько ниже дискретный регулятор уровня громкости. Справа сверху снизу селекторов входом и выходов соответственно. Картину дополняет скромно-строгая надпись в верхней левой части лицевой панели “Одиссей-У-010 Стерео Hi-Fi”. Сзади нам представляется скромная картина. Плоская панель с 2-мя ответвлениями сети, 8-мью винтовыми зажимами под АС (с сечением отверстия менее 2мм2…). Входы находятся в отдельной нише, которая стоит в правой боковине, ближе к лицевой панели.

Вот бойцы и продемонстрировали нам свою мускулатуру. Зрители уже свистят и кричат, требуя начала поединка и первой крови! Но пусть они немного подождут. Остановим время на несколько минут и заглянем бойцам в душу, точнее под кожух.

6 плат, все легко съёмные: усилитель согласующий, усилитель тембров, реле блокировки, усилитель мощности, выпрямители (мощности и согласующий). В придачу экранированный трансформатор и 2 здоровых конденсатора по питанию (2*15000). Платы паяны в ручную, на каждой номер и подпись пайщика, дорожки при пайке не отслаиваются. Провода можно оценить на удовлетворительно. На не усиленный сигнал используется экранированный провод.

4 основных блока. Усилитель мощности, усилитель предварительный, блок питания и блок записи (в данном образце отсутствовал…) Блоки легко откручиваться и снимаются. В отличие от Брига соединительные провода всё на разъемах, а не пайке. Трансформатор упакован в железную коробку с толстыми стенками. На питание 2 небольших конденсатора по 15000мкФ. Провода получают твёрдый неуд! Экранированных проводов нет вообще (. ). Провода питания тонкие (тоньше Бриговских). Платы собраны на конвейере автоматами, дорожки отваливаются моментально, стоит только нагреть. На каждом блоке стоит печать с фамилией сборщика.

Можно и далее описывать потроха бойцов. Но вижу зрители уже собираться уйти из зала (закрыть эту страницу), поэтому таки начнём настоящую схватку!У Брига есть небольшая фора – он лучше доработан (заменены конденсаторы, провода, сокращён путь сигнала, установлены хорошие винтовые зажимы и тд.), поэтому дадим ход Одиссею.

Лёгкое нажатие на кнопку сеть, вспыхивающий красный светодиод СЕТЬ и лампочки перегрузки (которые через секунду гасну). Затем чуть слышный щелчок и очень тихое шипение из колонок. За компанию деловито чуть слышно загудел трансформатор. Пошла музыка, регулятор громкости солидно пощёлкивая (как и все регуляторы на Одиссее), приближается к середине. Первое, что бросается в уши – это бас. Он собран и отрывист. Бассовики S-90 контролируются стопроцентно. Магическая кнопка тонкомпенсация (к слову – тонкомпенсация работает в зависимости от громкости, чем больше громкость – тем меньше её влияние) в паре с тембром НЧ и громкостью на максимум заставляют пол дрожать, а колонки почти прыгать на мраморных плитах и шипах. Вот оно, делаешь всё громче, а перегрузкой по басам даже не пахнет! И только после определенного предела, когда говорить (даже если кричать) уже невозможно и когда возникает страх за возможность спалить пищалку, ярко красным начинает помаргивать перегрузка. Но кроме баса ещё важны средние частоты и верха. Тут Одиссей подкачал… Верха резкие, а середина чуть мутновата. Электрогитара звучит отлично, а живая несколько неестественно. Вокал тоже не на высоте.

Читайте также:  Ремонт швейной машинки регулятора верхней нити

Ответный удар Брига.

Тугое нажатие на сеть и… и тишина. Через пару секунд раздается щелчок из недр усилителя, затем из колонок. И всё! О работе можно судить только по зеленоватому индикатору СЕТЬ. Что же, подаём сигнал. Тут же нас чарует мягкое звучание… Верха рассыпаться легчайшим звоном, гитара радует переборам по струнам, вокал – своей чистотой! Регулятор громкости приятно холодя руку вращаться по часовой стрелке (щелчков не слышно, их можно только ощутить пальцами). Мягкий бас. Даже излишне мягкий обволакивает расслабленных зрителей. Что же – добавляем ещё… И тут, когда казалось бы до счастья совсем мало, ярко красно вспыхивает перегрузка… Причём если нажать тонкомпенсацию и повернуть регулятор низких частот, она наступает даже излишне рано….

Предварительные выводы – Одиссей оптимален для агрессивной, электронной музыки. Очень хорошо для клубной и танцевальной, когда надо ещё и ещё. Бриг, этакий аристократ, не любит электронной – ему подавай живые инструменты, которые он наполнит необычайной теплотой. Да, он сможет порадовать на небольшой дискотеке, но всё время надо будет поглядывать за перегрузкой и обеспечивать хорошее охлаждение (греться он на большой мощности не слабо).Краткий блиц раунд закончен. Да, Одиссей мощнее и лучший бас. Да, у Брига превосходное качество звучания.

Публика задумывается, что её брать… Поэтому объявляется ещё один раунд, где бойцы похвастаются своими фенечками и попробуют очернить противника.

Одиссей: У меня есть 2 замечательные кнопки, -10 и -20 дБ. Если звук сделан громко и надо его быстро уменьшить – не надо крутить громкость, достаточно только нажать одну из этих кнопок. Так же выбор одной из 2-х АС происходит лёгким нажатием одной кнопки. Регулятор громкости сразу бросается в глаза, его не надо искать, как на Бриге. Есть замечательная кнопка “линейная АЧХ”, отключающая регуляторы тембров. У меня по умолчанию винтовые зажимы! В отличии от Брига имею 2 розетки на 220В на задней стенке. Я больше, тяжелее и сильнее!

Бриг: кнопок у меня гораздо меньше, зато есть более функциональные переключатели! Хочется включить только левый канал? А правый? Моно, стерео или реверс? Нет проблем, всё это поворотом только одной ручки. У вас много источников? Пожалуйста, вот вам 6 входов (не 2 на вход и 2 на запись, как на Одиссее). Выходы? Если поставить винтовые зажимы, то сможете подключить только одну пару АС, зато улучшиться звук и вид усилителя. Слушаете пластинки, тогда для вас рокот-фильтр. Слушаете кассеты – тогда для вас ограничение верхов (срез после 15000Гц, дабы обрезать ВЧ помехи). Мои дискретные регуляторы имеют больше позиций и не трещат при повороте. Да, я менее сильный, зато у меня лучше поставлен голос! К тому же я со снятым кожухом занимаю мало места и легко вхожу в стандартную стойку. Да и входы у мен сзади, а не неудобно справа, как у Одиссея.

Вот такой у нас вышел ещё один раунд… Обескураженные зрители судорожно начинают делать выбор, считая все плюсы и минусы…Скажу от себя, думаю оптимальным выбором был бы би-ампинг, Одиссей 010 на НЧ часть и Бриг 001 на СЧ+ВЧ часть. А прямое сравнение этих усилителей очень напоминает недавние сравнение звуковых карт Ауреал Вортекс 2 vs SB Live!. Обе хороши по своему, и обладатели их ни за что не захотят поменять их на конкурента. Так что, если у вас уже есть усилитель Бриг001 или Одиссей010, не стоит искать другой. От добра добра не ищут.

P.S. По умолчанию (без хотя бы элементарной доработки) оба усилителя играют на порядок хуже, чем описанные в данной статье.

Судья на ринге и организатор матча: Сергей Жильцов (он же Serzhi)

Источник

Тема: Бриг-001

Опции темы

Бриг-001

В УМ на каждом канале стоит пара симметричных транзисторов: VT13, VT14 — КТ3102Е , КТ361Г
соответственно.
Они, по-моему, должны работать симметрично ( по типу комплементарной пары ). Это, наверное,
она и есть, но почему тогда у этих транзисторов разные коэффициенты передачи тока:
у 3102Е — от 400 до 1000, а у 361Г — от 50 до 350. Как тогда они работают и как их менять на
импорт, учитывать что-ли это и поставить вместо 3102Е — BC546C , у которого этот коэффиц.
в пределах от 420 до 800 , а вместо 361Г — BC556B с коэффиц. от 200 до 450 .

ИА, ответь поподробнее.

Читайте также:  Схема тиристорного регулятора для лампы

Частый гость Аватар для uss Регистрация 02.04.2003 Адрес Kиев Возраст 50 Сообщений 189

uss
Лак марки (специально сейчас посмотрел) МЛ-92.

ИА
Транс при штатной установке не касается корпуса
Надо, чтобы касался через плотную резинку. Туго на ней сидел. Попробуй. Может и ночью слышно не будет.

Давно мечтал поставить выходные транзики Toshiba 2AS1302(2SC3281), но в магазинах их не было.
Заказал. Привезли,блин,некий PMC — китайского производства. Видимо, подделка.
Корпус с заусенциями, какая-то неряшливая надпись, цвет — зелёный. А ведь Перепёлкин
Владимир писАл, мол, подделки бывают! Что делать ? Мне срочно нужен чувак с ником SCART !
Он ставил такие (2SA1302 — 2SC3281) . ИА, может сможешь пригласить его на эту страничку?

ЗЫ ИА, только не забудь ответить на все мои вопросы. Чё-то у меня их с каждым днём всё больше и больше!?

OK! С этим всё понятно. Спасибо!
А цоеолёвка какая? (ответь лучше рисунком, если невнапряг)

И ещё! Мне срочно нужен Scart. ИА, может ты знаешь его «мыло»?

Частый гость Аватар для Basil Регистрация 11.12.2002 Адрес Иркутск Возраст 36 Сообщений 200

От подпольных транзисторов ожидать можно всего, но не всегда хорошего Поэтому почитав об опасениях на наколеночные варианты я 1302/3281 брать не стал. Заказал в АВ-Центре 2SA1943/2SC5200, отлично работают, намека на брак нет.

Цоколевку надо смотреть на chipinfo.ru, качаешь там даташит и все разглядываешь. Если что у 1943/5200 цоколевка как у КТ8101/02 по-моему, даже по размерам подходят. Надо уточнить.

Частый гость Аватар для Basil Регистрация 11.12.2002 Адрес Иркутск Возраст 36 Сообщений 200

Axygen
1. Toshiba
2. около 50р, у них есть спец пары, т.е. оба эти транзистора в паре, две пары берешь и радуешься. Щас цену не помню.
3. avc.ru
4. Усилитель Брагина (Радио 1990/10), усовершенствованный по моей методике (можно найти на сайте).
Корпуса у них очень хорошо подходят почти на любой усилитель:
1. Корпус крепится с помощью одного винта.
2. Корпус прямоугольный средних размеров.
3. Отверстие изолировано от коллектора.

Т.е. достаточно прокладки теплопроводящей (от родных подойдет) с термопастой и контактной площадкой ровной поверхности примерно 2.5х3см.

Также после замены нужно будет заново выставить ток покоя.

«» около 50р, у них есть спец пары, т.е. оба эти транзистора в паре, две пары берешь и радуешься. Щас цену не помню.»»

Это с учётом пересылки?

2 ИА
Если мне не изменяет память, ты на выход поставил КТ8101(8102). А почему не импорт? И ещё, самовозбуда не было уже на этих транзиках или ещё на штатных?

ИА, могу тебе намылить датащиты по импорту, сравнишь по характеристикам.
Только я мыла твоего не знаю

1. На сколько В электролиты по 15000 мкФ ?
Может кто знает ? А то разбирать не охота. так посмотреть не получается, видно только 15000 мкФ

2. на что их лучше менять ? (Rubicon и Nichicon всякие отпадают)
имеет ли смысл их вообще менять (конкретную модель) ?
К50-37 например сойдет ?

3. Какую пленку юзать ?

Вообщем лучше мне паяльник в руки не брать

2. Их лучше не менять, а дополнить заморскими эл.литами по 4700+2200 мкФ в каждое плечо.
3. Я юзал плёнку К-73-17 (63В, 8,2мкФ) и тебе такую советую.
Terre, да ты тоже из ЕКБ, круто, надо бы встретиться, телефон оставь.

ИА, опиши, пожалуйста, путь протекания сигнала в УМ от выхода микрухи до баз предвыходников. У меня, конечно, есть мысли по этому поводу, но хотелось бы узнать и твои.

Вот начитался веток в форумах, может лучше штатный УМ заменить на LM3886 ?
интересует не сколько мощность, сколько качество. кто делал такое ?
имеет ли смысл ?

Вчера заметил что на плате РБ электролит на 200 мкФ покрылся пузырьками его менять надо ? вроде никаких аномалей нет пока. 😕

Источник