Меню

Экспериментально было проведено измерение зависимости силы тока в электрической цепи

Задание 14 ЕГЭ по физике

Электричество. Закон сохранения электрического заряда,

закон Кулона, конденсатор, сила тока,

закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение

проводников, работа и мощность тока,

закон Джоуля – Ленца

В задании 14 проверяются знания по теме «Постоянный электрический ток». Это задание базовому уровня. Задачи носят, в основном, расчетный характер. Их решение основывается на знаниях законов и закономерностей постоянного электрического тока, умении «читать» электрические схемы, работать с графическими зависимостями.

1. На графике показана зависимость силы тока I в проводнике от времени t. Определите заряд, прошедший через проводник за Δt = 60 с с момента начала отсчёта времени.

Ответ: _____________________ Кл.

Используя зависимость силы тока от времени, электрический заряд можно определить как площадь геометрической фигуры под графиком. В данной задаче требуется рассчитать площадь трапеции Применяя геометрическую формулу площади трапеции и подставляя значения физических величин, получим (Кл).

Секрет решения. Подобный прием нахождения значения физической величины через площадь под графиком применяется во многих разделах физики: в «Механике», «МКТ и термодинамике», «Электродинамике». Здесь важно правильно выделить геометрическую фигуру, так как иногда требуется найти площадь не всей фигуры, а только ее части. Как всегда, в расчетах требует особого внимания система единиц (СИ). Пренебрежение одним из перечисленных моментов приведет к потере «легкого» балла.

2. Пять одинаковых резисторов с сопротивлением 3 Ом соединены в электрическую цепь, через которую течёт ток I (см. рисунок). Идеальный вольтметр показывает напряжение 9 В. Чему равна сила тока I?

Ответ: __________________________ А.

Резисторы, подключенные к вольтметру, соединены между собой последовательно. Отсюда следует, что сумма напряжений на каждом резисторе равна значению напряжения, которое показывает вольтметр. Запишем это в виде формулы Используя закон Ома, выразим значения напряжений и

Здесь учтено, что в указанной точке (см. схему) ток I разделяется на две равные части из-за равенства сопротивлений в разветвленных частях цепи.

Деление силы тока на две равные части

Подставляя численные значения, получим

Секреты решения. В задачах со схемами необходимо уметь выделять виды соединения проводников. После этого можно использовать известные закономерности для силы тока, напряжения и сопротивления. Ввиду того, что в задачах может быть большое количество проводников, решение в общем виде бывает громоздким, что может привести к математической ошибке. Поэтому лучше подставлять численные значения на ранних этапах решения.

3. На плавком предохранителе счётчика электроэнергии указано: «15 А, 380 В». Какова максимальная суммарная мощность электрических приборов, которые можно одновременно включать в сеть, чтобы предохранитель не расплавился?

Формулы для расчета мощности электрического тока имеют вид:

В зависимости от условия задачи, надо применять ту или иную формулу. Так как в задаче дается сила тока и напряжения, необходимо воспользоваться формулой

Подставляя численные значения, проведем расчет:

Секреты решения.

Формулы для расчета мощности лучше изучать как следствия формул для расчета работы тока или количества теплоты, выделяющейся в проводнике с током.

При делении этих формул на время t получим формулы для расчета мощности.

Источник

Задания 44.1 – 44.5 — Ханнанова, 8 класс.

44.1. Заполните пропуски в тексте.
Сопротивление R – это величина постоянная для каждого проводника. Сопротивление проводника не зависит ни от напряжения, на его концах, ни от силы тока в нем. Однако сопротивление проводника определяет силу тока при заданном напряжении на его концах. Зная напряжение на концах проводника и силу тока, можно определить сопротивление этого проводника по формуле: R = U/I .

44.2. а) На рисунке приведена электрическая цепь с включенной в нее проводящей спиралью. Вычислите сопротивление спирали, используя данные рисунка.

Задания 44.1 – 44.5

б) Начертите схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

Задания 44.1 – 44.5

а) Выберите правильный ответ
б) Обоснуйте его

44.5. Установите соответствие между названиями физических величин и их единицами измерения.

Источник

Лабораторная работа: Исследование зависимости силы тока в цепи от напряжения и сопротивления.

Лабораторная работа: Исследование зависимости силы тока в цепи от напряжения и сопротивления.

hello_html_m27a28787.png

hello_html_m569fe833.png

hello_html_62983605.png

Цель работы : установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Оборудование : амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источники питания с выходным напряжением

1,5 В, 4,5 В, 9 В, 12 В, набор из трёх резисторов сопротивлениями 3 Ом, 9 Ом, 15 Ом, лампа накаливания, ключ замыкания тока, соединительные провода.

Краткие теоретические сведения

В Международной системе единиц СИ сила тока измеряется в амперах [А] .

[1A=1Кл/1с]. Прибор для измерения силы тока Амперметр. Включается в цепь последовательно

hello_html_51153433.jpg

На схемах электрических цепей амперметр обозначается hello_html_45307861.jpg.

hello_html_417e2a7e.jpg

U – напряжение. Единица напряжения – Вольт [В] [1B=1Дж/1Кл]

Прибор для измерения напряжения – Вольтметр. Подключается в цепь параллельно тому участку цепи, на котором измеряется разность потенциалов.

R -электрическое сопротивление. В СИ единицей электрического сопротивления проводников служит Ом [Ом]. Сопротивление измеряется омметром.

Графическая зависимость силы тока I от напряжения U вольт-амперная характеристика

hello_html_394a5a5f.jpg

4 .Закон Ома для однородного участка цепи : сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

hello_html_5f3b199a.jpg

5 . Напряжение U, действующее на некотором участке цепи, равно произведению силы тока I на сопротивление R этого участка: U = IR

6 . Сопротивление R участка цепи равно напряжению, приложенному к данному участку, поделенному на силу тока на этом участке, т. е. R = U / I

Лабораторная работа

Опыт 1 . Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи при неизменном сопротивлении .

В качестве источника тока можно выбрать любые устройства, дающие выходное напряжение 1.5В; 4.5В; 9В; 12В.

hello_html_1171864f.jpg

1. В качестве источника тока выберем батарею с выходным напряжением 1,5 В. Мышкой перетаскиваем батарею к клеммам, согласно схеме.

—Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I = A , U = B .

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R = U / I , R = Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу , затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

2. Подсоединим источник тока напряжением 4.5В. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I = A , U = B .

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R = U / I , R = Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу , затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

3. Подсоединим источник тока напряжением 9В. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

Читайте также:  Урок физики резонанс в цепи переменного тока

I = A , U = B .

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R = U / I , R = Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу , затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

4. Подсоединим источник тока напряжением 12В. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I = A , U = B .

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R = U / I , R = Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

Таблица 1 . Сопротивление участка Ом

I , A

U , B

R , Ом

По полученным данным опыта постройте график зависимости силы тока от напряжения.

— Для этого мышкой поставьте соответствующие точки, ориентируясь на таблицу. Смотрим масштаб по оси U и по оси I . Нажмём «проверить».

Сделайте вывод.

Опыт 2 . Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах .

Для этого в цепь будим включать проводники, обладающие различным сопротивлением согласно схеме

hello_html_69236e9e.jpg

1.Включите в цепь по той же схеме вместо электрической лампы проводник сначала сопротивлением 3 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R= Om, U= B, I=U/R I= A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2. Далее нажмём «ввод» и «готово»

2. Включите в цепь по той же проводник сопротивлением 9 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R = Om , U = B , I = U / R I = A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2. Далее нажмём «ввод» и «готово»

3. Включите в цепь проводник сопротивлением 15 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R = Om , U = B , I = U / R I = A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2. Далее нажмём «ввод» и «готово»

Таблица 2. Постоянное напряжение на участке В

I , A

R , Ом

U , B

По полученным данным опыта постройте график зависимости силы тока от сопротивления.

— Для этого мышкой поставьте соответствующие точки ориентируясь на таблицу. Нажмите мышкой «проверить».

Сделайте вывод.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Лабораторная работа: Исследование зависимости силы тока в цепи от напряжения и сопротивления.

Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Оборудование: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источники питания с выходным напряжением

1,5 В, 4,5 В, 9 В, 12 В, набор из трёх резисторов сопротивлениями 3 Ом, 9 Ом, 15 Ом, лампа накаливания, ключ замыкания тока, соединительные провода.

Ход работы.

Краткие теоретические сведения

  • В Международной системе единиц СИ сила тока измеряется в амперах [А].
  • U– напряжение. Единица напряжения – Вольт [В] [1B=1Дж/1Кл]
  • R-электрическое сопротивление.В СИ единицей электрического сопротивления проводников служит Ом [Ом]. Сопротивление измеряется омметром.

[1A=1Кл/1с]. Прибор для измерения силы тока Амперметр. Включается в цепь последовательно

На схемах электрических цепей амперметр обозначается .

Прибор для измерения напряжения – Вольтметр. Подключается в цепь параллельно тому участку цепи, на котором измеряется разность потенциалов.

Графическая зависимость силы тока I от напряжения U — вольт-амперная характеристика

4.Закон Ома для однородного участка цепи: сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

5. Напряжение U, действующее на некотором участке цепи, равно произведению силы тока I на сопротивление R этого участка: U = IR

6. Сопротивление R участка цепи равно напряжению, приложенному к данному участку, поделенному на силу тока на этом участке, т. е. R = U / I

Лабораторная работа

Опыт 1. Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи при неизменном сопротивлении .

В качестве источника тока можно выбрать любые устройства, дающие выходноенапряжение 1.5В; 4.5В; 9В; 12В.

1. В качестве источника тока выберем батарею с выходным напряжением 1,5 В.Мышкой перетаскиваем батарею к клеммам, согласно схеме.

—Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I =A,U=B.

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R=U/I , R=Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

2. Подсоединим источник тока напряжением 4.5В.Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I =A,U=B.

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R=U/I , R=Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

3. Подсоединим источник тока напряжением 9В.Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I =A,U=B.

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R=U/I , R=Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

4. Подсоединим источник тока напряжением 12В.Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, снимем показания амперметра и вольтметра и запишем полученный результат

I =A,U=B.

Вычислить сопротивление на участке цепи при помощи закона Ома:

R=U/I , R=Ом.

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 1.

—Затем мышкой кликнуть «ввод», «готово».

Таблица 1. Сопротивление участка Ом

I, A

U, B

R, Ом

  • По полученным данным опыта постройте график зависимости силы тока от напряжения.
  • По полученным данным опыта постройте график зависимости силы тока от сопротивления.

— Для этого мышкой поставьтесоответствующие точки, ориентируясь на таблицу. Смотрим масштаб по оси U и по оси I. Нажмём «проверить».

Сделайте вывод.

Опыт 2. Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах.

Для этого в цепь будим включать проводники, обладающие различным сопротивлением согласно схеме

1.Включите в цепь по той же схеме вместо электрической лампы проводник сначала сопротивлением 3 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R=Om,U=B,I=U/R I=A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2.Далее нажмём «ввод» и «готово»

Читайте также:  В каком из мостовых выпрямителей ток у нагрузочном резисторе будет меньше

2. Включите в цепь по той же проводник сопротивлением 9 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R=Om,U=B,I=U/R I=A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2.Далее нажмём «ввод» и «готово»

3. Включите в цепь проводник сопротивлением 15 Ом. Замкнём цепь, нажав мышкой на ключ, запишем полученный результат и посчитаем силу тока согласно закона Ома

R=Om,U=B,I=U/R I=A

—Нажмём мышкой на тетрадь и занесём результаты в таблицу, затем в бланк лабораторной работы таблица 2.Далее нажмём «ввод» и «готово»

Таблица 2. Постоянное напряжение на участке В

I, A

R, Ом

U, B

Источник



Урок физики в 8-м классе по теме «Закон Ома для участка цепи»

Разделы: Физика

Образовательные:

  • знать формулировку и формулу закона Ома для участка цепи;
  • понимать зависимость силы тока на участке цепи от напряжения и сопротивления и представлять её в виде графиков;
  • уметь “читать” графики I(U), I(R);
  • развить экспериментальные умения – выдвигать гипотезу и планировать проведение эксперимента по её проверке;
  • закрепить практические навыки работы с электрическими измерительными приборами и в сборке электрических цепей;
  • урок знакомит с некоторыми историческими сведениями;
  • служит развитию логического мышления и элементов изобретательских умений.
  • Развивающая:

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать и анализировать результаты экспериментов.
  • Продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки при обосновании выводов физических законов и при решения задач.
  • Воспитательная:

  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать культуру речи и культуру работы в коллективе, тренировка рационального метода запоминания формул.
  • Задачи урока:

  • Усвоить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
  • усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
  • знать закон Ома для участка цепи;
  • уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
  • уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
  • уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
  • отрабатывать навыки проверки размерности.
  • Тип урока: Комбинированный.

    Вид урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

    Длительность: пара (2 урока).

    Оборудование для урока: демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, резистор, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, интерактивная доска, Microsoft Office.

    Межпредметные связи:

  • Математика (использование математических формул, действий для осуществления расчетов, для выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента).
  • Информатика (работа с интерактивной доской).
  • Технология (использование различных приборов).
  • История (исторические сведения о Георге Оме, а так же историческая справка об истории открытия закона).
  • Ход урока

    1. Психологическая установка и актуализация знаний

    Сегодня вспомним все о токах –
    Заряженных частиц потоках.
    И про источники, про схемы,
    И напряжения проблемы,
    Ученых, чьи умы и руки
    Оставили свой след в науке,
    Приборы и цепей законы,
    Кулоны, вольты, Омы!
    Решим, расскажем, соберем,
    Надеюсь, с пользой время проведем.

    Разгадайте анаграммы и найдите лишнее понятие в каждом столбце (Слайд 2).

    1: Ньютон – остальное единицы электрических величин.

    Что общего в анаграммах? Почему именно такие слова в них включены?

    Ответ: В них даны термины, относящиеся к электрическому току. Эти термины включают в себя названия основных величин, их единицы и приборы для их измерения.

    2. Обобщение и повторение пройденного материала, опрос домашнего задания

    Слово “ток” означает движение или течение чего-то. А что же такое электрический ток? (После правильного ответа на доске появляется Слайд 3 с определением электрического тока и в форме фронтальной беседы проводится опрос ранее изученного материала с уточнением значимых понятий, входящих в определение электрического тока – Слайды 4-6).

    А)

  • Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
  • Как взаимодействуют они друг с другом?
  • А откуда берутся электрические заряды?
  • Какие способы электризации вы знаете? (демонстрация)
  • Б)

  • Что такое электрическое поле? Каковы его свойства?
  • Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо всё это время поддерживать в нём электрическое поле. А вот это электрическое поле создаётся в проводниках и может длительное время поддерживаться источниками тока. Какие источники тока вы знаете?
  • В)

  • Направление движения, каких частиц в проводнике принято за направление тока?
  • От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?
  • Переходим к характеристикам электрического тока. Какие характеристики электрического тока вы знаете? Перечислите их. (На доске Слайд 7 с перечисленными характеристиками тока, подробные ответы учащихся предполагают постепенное, последовательное наполнение этого слайда).

  • Чему равна сила тока? Что принимают за единицу силы тока? Как называют прибор для измерения силы тока? И как включают его в цепь?
  • Что такое электрическое напряжение? Как можно определить его через работу тока и электрический заряд? Что принимают за единицу напряжения? Как называют прибор для измерения напряжения? Какое напряжение используют в осветительной сети?
  • Мощность тока, как она определяется?
  • Какая величина показывает, что сила тока в цепи зависит от свойств проводника? Как её называют? Какие единицы измерения она имеет? И от каких именно величин она зависит?

    (После ответа на доске появляется Слайд 9, подтверждающий сказанное.)

    Итак, мы сейчас рассмотрели три величины, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи (Слайд 10).

    Что произойдёт, если увеличить напряжение на концах проводника? Как сила тока зависит от напряжения? Что вы можете сказать о количестве зарядов прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени, если заставить их быстрее двигаться? Как изменится сила тока, если увеличить сопротивление? Какова зависимость силы тока от сопротивления?

    Ответ: При увеличении напряжения увеличится напряжённость электрического поля, действующего на свободные заряды в проводнике, поэтому увеличится средняя скорость регулярного движения этих зарядов, следовательно, возрастёт количество электричества, проходящего через сечение проводника в единицу времени, т.е. возрастёт сила тока. Таким образом, сила тока прямо пропорциональна напряжению. Если увеличить сопротивление, усилится степень “противодействия” проводника прохождению электронов, а значит, уменьшится сила тока, следовательно, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

    Читайте также:  Самостоятельные работы по физике 8 класс по теме электрический ток с ответами

    Мы выдвинули гипотезу, которую, конечно, следует проверить. Итак, что нам следует выяснить? Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. Это и есть тема и цель нашего урока (Слайд 11).

    Каким образом можно проверить гипотезу? Какие приборы потребуются для этого? Каковы основные правила работы с ними?

    Физкультминутка (для снятия утомления с плечевого пояса и рук).

    1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
    3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

    3. Изучение нового материала:

    Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы сможем лишь проведя исследовательскую работу, но сначала я хочу напомнить вам следующее:

    При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.

    Инструкция по исследованию зависимости силы тока от напряжения и сопротивления

    Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

    Оборудование: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1Ом, 2Ом, 4Ом, реостат, ключ замыкания тока, соединительные провода.

    Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему – Слайд 12).

    Инструкция по исследованию зависимости силы тока от напряжения и сопротивления
    Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи
    (Слайд13).

    Включите ток. При помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1,5В, затем до 2В и до 3В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в табл. 1.

    По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод.

  • Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах(Слайд15).
  • Включите в цепь по той же схеме проволочный резистор сначала сопротивлением 4 Ом, затем 6 Ом и 12 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 1,5 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в таблицу 2.

    Таблица 2. Постоянное напряжение на участке 1,5 В

    По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод.

    По окончании работы результаты обсуждаются, проверяются графики (Слайды 14, 16).

    Какие выводы вы сделали по результатам опытов? Сравните их с нашей гипотезой.

    Впервые к такому выводу пришёл немецкий учёный, школьный учитель Георг Симон Ом, и закон носит его имя. Кроме того, Ом открыл зависимость сопротивления проводника от его размеров. Это наша следующая тема, в старших классах вы будете изучать ещё один закон Ома.

    Перефразируйте закон Ома так, чтобы не было повторения. Слайд 17.

    Физкультминутка (для улучшения мозгового кровообращения)

  • Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  • И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • 4. Закрепление нового материала:

    С целью усвоения нового материала предлагаю решить задачи разного типа.

    Решение графических задач (Слайды 19-20).

    1. Даны графики зависимости силы тока от напряжения для каждого из двух параллельно соединённых проводников (Рисунок 1). Определить силу тока в неразветвлённой части цепи, когда напряжение на концах участка 2 В.

    2. Даны графики зависимости силы тока от напряжения двух участков цепи (Рисунок 2). На каком участке сопротивление больше и во сколько раз?

    Решение качественных задач (Слайд 21).

    Почему птицы спокойно садятся на провода высоковольтной цепи?

    Решение расчётных задач (Слайды 22-23).

    Короткое замыкание: Что такое короткое замыкание?

    Ток, который пойдёт при включении в сеть какого-нибудь прибора, зависит от двух причин: от напряжения в сети и сопротивления прибора. Пусть напряжение в сети 220 В, а сопротивление лампы 880 Ом. Чему будет равна сила тока в лампе?

    I=U/R; I=220 B/880 Oм=0,25А

    Сопротивление подводящих ток проводов очень мало и в расчёт нами не принимается.

    Далее, если вместо лампы включить электрическую плитку сопротивлением 88 ОМ, то какова будет сила тока?

    I=U/R; I=220 B/88 Oм=2,5А

    Теперь включим моток проволоки сечением 1 мм 2 и длиной 60 м. Сопротивление такой проволоки приблизительно равно 1 ОМ, тогда какой будет сила тока в цепи?

    I=U/R; I=220 B/1Oм=220А

    Это большой ток, он, конечно, сожжёт предохранительные пробки, может натворить других больших бед: испортить не только проводку, но и вызвать пожар.

    При возникновении короткого замыкания возрастает сила тока, а количество выделяющейся теплоты, как известно, пропорционально квадрату тока. Так, если при коротком замыкании ток увеличится в 20 раз, то выделяющееся при этом количество тепла возрастет примерно в 400 раз. (Слайд 24).

    5. Подведение итогов:

    Итак, что мы сегодня выяснили на уроке (Слайд 25):

    • При увеличении напряжения сила тока тоже возрастает.
    • При достаточно большом сопротивлении проводника, сила тока ничтожно мала.
    • При возникновении короткого замыкания возрастает сила тока, а количество выделяющейся теплоты, как известно, пропорционально квадрату тока.

    Какая часть урока, какие задания показались наиболее интересными? скучными?

    Источник