Меню

Генератор таблетка или регулятор

Ремонт генератора

На автомобилях Ford Fiesta и Ford Escort/Orion используются генераторы разных производителей — BOSCH, LUCAS, MITSUBISHI и так далее, но наиболее часто встречаются генераторы BOSCH. О них мы дальше и поговорим.

Принципиальная схема генератора Бош с «таблеткой» реле-регулятора и частью электросхемы автомобиля приведена на рис.1

Рис.1 Электросхема генератора

Этот генератор в целом аналогичен генератору автомобиля ВАЗ-2108 /2109 — разница только в отдельных нюансах конструктивного исполнения. Кстати, задний подшипник генератора Бош может быть заменен на задний подшипник российского генератора ВАЗ-2108, а вот передний подшипник у Боша оригинального размера. Смазка в подшипниках постепенно высыхает, пылезащита там негерметичная — поэтому нелишне будет после пробега в 150 тыщ км разобрать генератор и смазать подшипники — тогда генератор на «фиесте» сможет пережить двигатель, а на «эскорте» можно добиться того же, если дополнительно установить снизу двигательного отсека грязезащиту (генератор «эскорта» размещен неудачно, на него летит грязь и вода из-под правого переднего колеса).

Наиболее частая причина отказа генератора Бош — износ щеток «таблетки».

Щетки подойдут от таблетки российского генератора ВАЗ-2108 / 2109 (не «десяточного» — там щетки меньше) или от щеточного узла генератора ВАЗ «классики». На рис.2 поз.1 видно, что щетки оригинальной «таблетки» Бош имеют сбоку проточки для фиксаторов — российские щетки таких проточек не имеют, но они и не нужны — надо просто при замене срезать ножом или спилить надфилем эти пластмассовые фиксаторы в гнездах «таблетки». В этом случае щетки от выпадения будут удерживать (точно так же как в российских узлах) их проволочные выводы.

На рис.2 поз.3 видны отверстия в токоподводах щеток отечественной «таблетки», в которые просовываются выводы щеток, которые затем припаиваются к токоподводам. На таблетке Бош таких отверстий нет — их следует просверлить, просунуть в них проволочные выводы российских щеток и припаять их к токоподводам.

Все — проблему щеток мы решили. Цена вопроса — узел щеток «классики» (

25 рублей) или таблетка от ВАЗ-2108 (

Гораздо реже у генератора Бош встречается случай выхода из строя электронной схемы «таблетки». Но и тут мы можем все дешево отремонтировать, позаимствовав схему с отечественной таблетки генератора ВАЗ-2108.

Последовательность действий изложена на рис.2 и рис.3.

Рис.2 поз.1 — оригинальная таблетка Бош

Рис.2 поз.2 — отечественная таблетка (уже без щеток) — вид на микросхему-регулятор

Рис.2 поз.3 — отечественная таблетка. В точках А надо отпаять выводы микросхемы-регулятора и снять ее с корпуса таблетки

Рис.2 поз.4 — оригинальная таблетка Бош без крышки. Надо вывернуть саморез, снять алюминиевый теплоотвод, затем узким ножом и отверткой отковырять мастику, закрывающую микросхему-регулятор и конденсатор.

Рис.2 поз.5 — оригинальная таблетка Бош без крышки, очищенная от мастики, но еще с деталями регулятора. Нужно отпаять микросхему и конденсатор и вынуть их.

Рис.2 поз.6 — оригинальная таблетка Бош без крышки, очищенная от мастики и деталей регулятора.

Рис.2 Последовательность ремонта «таблетки» генератора

Рис.3 поз.1 — отечественная микросхема-регулятор, отпаянная и вынутая из корпуса таблетки.

Рис.3 поз.2 — отечественная микросхема-регулятор, вид на выводы.

Рис.3 поз.3 — отечественная микросхема-регулятор, установленная в пластмассовую крышку от таблетки Бош (для этого в крышке нужно просверлить три отверстия под выводы микросхемы).

Рис.3 поз.4 — отечественная микросхема-регулятор, установленная в пластмассовую крышку от таблетки Бош — вид со стороны выводов.

Рис.3 поз.5 — припаиваем к соответствующим выводам микросхемы конденсатор (1 Мкф * 50 вольт), затем соединяем тремя кусочками гибкого провода выводы микросхемы с выводами внутри корпуса таблетки Бош.

Рис.3 поз.6 — защелкиваем крышку на место. Таблетка готова.

Рис.3 Последовательность ремонта «таблетки» генератора

Важный момент : микросхема-регулятор имеет всего три вывода — питание +12 вольт, масса, и вывод для подключения щетки. У российской таблетки они расположены так (см.рис.3 поз.4 слева направо) : масса, щетка (ленточный вывод) и +12 вольт. Электролитический конденсатор 1 мкф паяется между выводами массы и +12 — минусом, естественно, на массу.

Как проверить «таблетку» без машины

Среди российских «таблеток» очень много брака — их стоит проверить, прежде чем использовать для нашего рукоделия.

Для проверки вам понадобится регулируемый источник постоянного тока (лабораторный источник питания) с диапазоном напряжения от 10 до 16 вольт (можно шире в любую сторону) и током не менее 0.5 ампер, и лампочка габаритов или освещения салона (12 вольт 5 ватт).

«Плюс» источника подключаем к клемме таблетки (на рис.2 поз.3 она спереди), «минус» источника — к массе таблетки (на рис.2 поз.3 это гнездо под винт справа). Лампочку подключаем к щеткам таблетки. Затем, увеличивая напряжение источника, добиваемся погасания лампочки. Меряем пороговое напряжение. Теперь уменьшением напряжения добиваемся зажигания лампочки. Снова меряем пороговое напряжение.

Читайте также:  Регулятор тормозных усилий ваз своими руками

Эти напряжения должны быть около 14 вольт и отличаться друг от друга на 0.2-0 .4 вольта.

Таблетки с напряжением меньше 13 вольт и больше 15 вольт полностью непригодны. Таблетки с 14.5 вольт будут давать несколько завышенный ток заряда аккумулятора, с 13.5 вольт — заниженный ток заряда, но в принципе могут быть использованы.

Оригинальные таблетки Бош проверяются точно так же — только у них вывод «плюса» выполнен в виде металлической контактной площадки рядом со щетками (на рис.2 поз.1 — справа от щеткодержателя).

Идеи вдогонку :

Если вам сложно делать замену микросхемы в таблетке — вы можете пойти другим путем. А именно — поставить внешний реле-регулятор от ВАЗ «классики» (2101-2103). Соответственно понадобится удалить из таблетки Бош ее электронную начинку, припаять к выводам щеток два провода, и подключить на них обычное реле-регулятор от «классики» согласно схемы автомобиля ВАЗ-2101.

А еще мне когда-то нравилось электронное реле-регулятор от ЗИЛ-130 /131 — оно здоровенное, но дубовое донельзя и практически бессмертное. Умели в СССР когда-то делать штуковины.

Источник



Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Реле-регулятор напряжения генератора. Такое сложное, на первый взгляд, название имеет совсем небольшой компонент генератора автомобиля или мотоцикла и чей выход из строя может стать причиной целого ряда проблем. Вот например: недозаряд или же перезаряд аккумулятора. Подобное может возникнуть по множеству причин, но в большинстве случаев виновником проблемы является вышедшее из строя реле генератора (так его обычно называют).

Эксперты Avto.pro помогут разобраться, что же представляет собой реле генератора, как данный компонент подключается к бортовой сети транспортного средства, как его проверить и в случае нужды заменить.

Причины выхода из строя

Реле-регуляторы выходят из строя не так уж и часто, но если автолюбители с этим не повезло, игнорировать проблему не стоит . Вот главные причины выхода устройства из строя:

  • В обмотке возбуждения произошло межвитковое замыкание. Это самая частая из причин, по которым реле приходится менять. Здесь стоит отметить, что даже новое реле может прожить недолго. Если быстро выходит из строя даже новое устройство, стоит снять генератор и провести его тестирование;
  • Пробой диодов. Такое происходит не очень часто. При пробое диодов наблюдается перегрев генератора;
  • Переполюсовка в аккумуляторе. Если данная проблема существует продолжительное время, из строя выходят выпрямительные диоды;
  • Короткое замыкание, произошедшее на управляющем выводе генераторного реле-регулятора;
  • Разрушение щеток.

Также причиной выхода реле из строя является его естественный износ . Как правило, устройство служит очень долго, однако даже самую надежную автомобильную электронику, запаянную в герметичный корпус, приходится менять раз в 6-8 лет . Если реле-регулятор неисправно, возможен выход из строя не только аккумулятора, но даже электронного блока авто и собственно генератора.

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Диагностика автомобильного реле-регулятора

Для начала стоит определиться с тем, нужна ли вообще проверка реле. В первую очередь обращают внимание на некорректную зарядку аккумуляторной батареи:

  • Наблюдается перезаряд . Электролит начинает выкипать, причем раствор кислоты может попадать на детали кузова;
  • Наблюдается недозаряд . Заряд аккумуляторной батареи постоянно имеет малое значение, вследствие чего двигатель может не запускаться, а оптика гореть в пол накала.

Если наблюдается что-то из вышеописанное, нужно обзавестись тестером и начать проверку реле-регулятора. Коротко говоря, любое отклонение напряжения от максимума (14,5, в редких авто целых 14,8 Вольт) или минимума (12,8 Вольт) на соответствующих оборотах свидетельствует о необходимости замены реле-регулятора. Перед диагностикой стоит провести замер напряжения на клеммах автомобильного аккумулятора – в норме оно равняется 12,8 Вольтам.

Если в транспортном средстве используется встроенное реле, нужно проделать следующее:

  • Извлечь щеточный узел и случае нужды подобрать новые щетки. Короткими считаются щетки менее 5 миллиметров;
  • Взять источник питания. Подойдет блок питания или же зарядное устройство , позволяющим регулировать напряжение хотя бы до 16 Вольт . «Минусовой» провод источника замкнуть на соответствующую клемму регулятора;
  • «Плюсовой» провод источника питания подключаться к соответствующей клемме реле-регулятора;
  • Подключить 10-Ваттную контрольную лампу к щеткам. При ее отсутствии подойдет и светодиод;
  • Подавать питание от источника к реле, постепенно повышая напряжения. Как только оно превысит отметку в 14,5 или 14,8 Вольт (исключительный случай), лампа/светодиод должны погаснуть .

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Если реле-регулятор не прошло проверку (контрольный прибор не погас), его однозначно стоит менять. При игнорировании проблемы аккумулятор будет перезаряжаться на постоянной основе, что в конце концов приведет к его поломке. В случае встроенного реле проверка станет еще проще:

  • Подключить щупы тестера к клеммам реле;
  • На мультиметре выставить значение в 20 Вольт ;
  • Запустить двигатель и проверить показатель напряжения – он должен быть минимальным (порядка 12,8 Вольт);
  • Увеличить обороты двигателя. Показатели напряжения должны плавно расти;
  • Когда двигатель будет иметь 3500 об/мин , проследить за изменениями показателей напряжения. Они обязательно должны попасть в диапазон 14-14,5 Вольт. В некоторых автомобилях максимум составляет 14,8 Вольт.
Читайте также:  Caleo регулятор теплого пола настройка

В том случае, если вы наблюдали серьезные отклонения или, напротив, постоянство напряжения вне зависимости от оборотов, реле-регулятор однозначно является неисправным. Мы категорически рекомендуем даже после этих проверок лишний раз проверить клеммы регулятора – окислы и налеты могут помешать проведению правильной диагностики устройства. После очистки диагностику стоит повторить.

Выбор нового реле генератора

Подобрать новое реле-регулятор довольно просто. Автолюбителю даже нет особо смысла разбираться в том, к какому конкретно типу относится устройство. Чем ему действительно стоит воспользоваться, так это электронными каталогами продвинутых интернет-магазинов – такие магазины имеют свою кросс-базу кодов и позволяют подобрать как оригинальное реле, так и его аналоги. Поиск может быть осуществлен по следующим параметрам:

  • VIN-код транспортного средства;
  • Код уже установленного реле. Нанесен краской или выдавлен на корпусе устройства;
  • Данные автомобиля. Речь идет и о марке и модели, и годе выпуска, параметрах мотора.

Проще всего искать именно по коду имеющегося реле, так как к устройству несложно подобраться и оно всегда промаркировано. К слову, могут возникнуть сложности с подбором аналогов к реле-регуляторам последних моделей авто от немецких автоконцернов . Устройство может иметь в своей элементной базе микропроцессор с программным управлением (внедрены BMW и Audi ) и, как правило, выпускается только под брендом автоконцерна – аналогов на рынке запчастей нет.

Экскурс по производителям

Если вы подбираете реле-регулятор к отечественному автомобилю, то сможете найти продукцию множества фирм. Если же речь идет о подборе реле к иномарке, фирм-производителей будет не так уж и много. По сути, их же продукцию предлагают упаковщики – мелких изготовителей реле генераторов немного. Обращать внимание стоит в первую очередь на реле вот этих фирм:

  • Bosch (Германия);
  • Valeo (Франция);
  • Cargo (Дания);
  • Huco (Германия).

Продукцию всех вышеуказанных брендов за исключением Cargo подделывают крайне часто . А вот поддельные реле датской фирмы почти не встречаются, хотя автолюбителям и в случае покупки запчастей этого производителя стоит быть предельно осмотрительными и удостоверяться в подлинности товара.

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка (видео)

Весьма неплохую электрику можно найти в каталогах таких фирм, как Mobiltron (Тайвань), ERA (Италия). Негативных отзывов автолюбителей на продукцию этих фирм довольно много, так что потенциальному покупателю стоит задуматься над тем, готов ли он сыграть в «лотерею» – качество запчастей данных фирм может варьироваться от поставки к поставке. Запчасти WAI (США) весьма хороши, но их подделывают и их качество в зависимости от страны производства и рынка, на который ориентирована американская фирма, может варьироваться.

Вывод

Реле-регулятора напряжения является одним из самых маленьких и неприметных компонентов электроники городских транспортных средств, но вместе с тем, его роль очень велика. Без регулировки напряжения и тока возбуждения как генератор, так и питающаяся от него электроника перестала бы нормально работать или вовсе вышла из строя. Что, впрочем, действительно может произойти, если некорректно работающий регулятор вовремя не заменить. К счастью, реле-регуляторы сегодня предлагает множество фирм, так что автолюбителю наверняка будет из чего выбирать.

С полной версией статьи можете ознакомиться здесь .

Источник

Таблетка для возбуждения

КОМПАНИИ И РЫНКИ

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ «САМАРЫ» — ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ, НО.

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Если генератор на «Самаре» неожиданно «задурил», то вам может понадобиться таблетка. Не для себя — для генератора.

Напомним в двух словах, для чего «прописывают» подобные таблетки. Дело в том, что напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для его стабилизации на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора, управляя током обмотки возбуждения. Именно этим и занимаются интегральные регуляторы напряжения (ИРН), они же — «таблетки».

Купить «таблетку» сегодня несложно — мы остановились на магическом числе семь. Может быть, и наша экспертиза обойдется на сей раз без явного брака? Внешний вид «семерки» показан на фото 1–7.

Если предшественник «таблеток» из семейства вибрационных реле-регуляторов и их контактно-транзисторных сородичей были ремонтопригодными, то все приобретенные нами — «одноразовые»: не подействовала — покупай новую. Исключение составляет только № 4 — щеточный узел изделия выполнен съемным, а потому при должной сноровке его можно быстро заменить на аналогичный, если таковой имеется под рукой. Еще одно конструктивное отличие этой «таблетки» — так называемый вывод «Б» в виде торчащего наружу провода с клеммой. На него следует подать «плюс» — иначе изделие работать не будет.

Читайте также:  Схема регулятора яркости лампы 220

Тех, кто любой ценой будет пытаться собрать из нескольких неисправных регуляторов один нормальный, отговаривать не станем — досуг бывает разным. Постарайтесь, по крайней мере, не перегреть паяльником пластмассовый корпус «таблетки». А мы тем временем проверим наши покупки на соответствие требованиям ГОСТов, технических условий и прочих солидных документов. Оценим внешность изделий, измерим уровень регулируемого напряжения, а затем сымитируем несколько аварийных ситуаций. Краткие комментарии, как обычно, разместим под соответствующим фото, а данные измерений укажем в таблице.

Регулируемое «таблетками» напряжение измеряли многократно. Сначала — при частоте вращения ротора генератора n=4000 об/мин и токе нагрузки 18 А, когда температура окружающей среды равнялась 25°С, а емкость аккумуляторной батареи составляла 50, 75 и 100% от номинала. Напряжение должно равняться 13,9–14,3 В. Затем задачу усложнили: частоту вращения ротора стали изменять в пределах от 2200 до 10 000 об/мин, нагрузку — от 0,3 до 36 А, а температуру — от —20 до +85°С. Напомним, что в этих случаях регулируемое напряжение не должно выходить за пределы диапазона от 13,5 до 14,6 В. Заодно проверили величину падения напряжения в выходной цепи ИРН — вольтметр должен показать не более 1,3 В.

«Издевались» над изделиями так. Сначала заставили «попотеть» силовую часть их электронной начинки: из привычного режима «включился-выключился» загнали ее на предел возможного. Судите сами: частота вращения ротора — 2200 об/мин, ток нагрузки генератора — 36 А, емкость аккумулятора — всего 40%. В таких условиях ток через обмотку возбуждения генератора должен протекать постоянно — и так полчаса. Затем испытали изделия на «дуракоустойчивость» и пару десятков раз «случайно» отключили «массу» аккумулятора. Во всех правильных пособиях написано, что так делать нельзя, но.

Что обычно делает «чайник», полностью разрядивший свой аккумулятор и все-таки не сумевший пустить двигатель? Правильно — он устанавливает под капот исправную батарею соседа, заводит машину, а затем, не глуша двигатель, снимает чужой аккумулятор и возвращает на место собственный. Фактически мы проделали то же самое — при токах нагрузки от 10 до 36 А. А «под занавес» попробовали «поиграть» с клеммой «Ш» — это та, что соединена с обмоткой возбуждения генератора через одну из щеток. Токи нагрузки те же, а контакт по нашей милости то появится, то исчезнет — и так 17 раз для каждой «таблетки».

Результаты испытаний оказались много лучше, чем ожидалось. Все регуляторы легко «подружились» с вольтметром и уложились в требуемый диапазон стабилизации напряжения. Более того, ни один из них не испугался наших «пыток» — с такими изделиями средний «чайник» может по-прежнему не читать книжек. Как тут не вспомнить про магию числа семь.

А для тех, кто любит читать, по секрету сообщим — в требования технических условий под «пытками» уложились не все! И если изделия № 1, 2, 3 и 7 не забыли своих обязанностей даже при отключении «массы», то № 4, 5, 6 при этом «дрогнули». Можно ли «упрекнуть» их в этом или нет — судить читателям. Нам же кажется, что при наличии выбора стоит отдать предпочтение тем изделиям, которые вообще не дали повода усомниться в своих достоинствах. Тем более, что цена всех семи регуляторов практически одинакова.

Изготовитель / ОАО «Автоэлектроника»,

Маркировка изделия правильная: указаны фирменный знак изготовителя, основные параметры и дата выпуска. «Обычные» режимы проверки регулятор выдержал нормально, а при «аварийных» продемонстрировал абсолютное спокойствие, не «шелохнувшись» ни на десятую долю вольта.

Резюме — отличное изделие.

Изготовитель / ОАО «Автоприбор»,

Не указан ни один из основных параметров изделия — странно. А по «электрике» вопросов нет.

Резюме — все хорошо, но ГОСТ по маркировке нужно уважать.

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

К маркировке претензий нет. К профессионализму — тоже.

Резюме — не подведет.

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

Маркировка нормальная. Вот «хулиганить» с таким изделием не стоит — при «аварийных» отключениях батареи можно что-нибудь спалить. Да и вообще, для «Самары» торчащий проводок ни к чему.

Резюме — профессионал справится, а «чайнику» такое не нужно.

Изготовитель / фирма «Энергомаш»,

Маркировка претензий не вызывает. При «пытках» чуть-чуть вылезло за «рамки приличий», но это не беда.

Резюме — нормальное изделие.

Лидер по «отсутствию» маркировки — не указаны ни параметры, ни дата изготовления. Поэтому даже приклеенный ярлык VTN доверия не вызывает. В нормальных режимах ведет себя хорошо, а вот при «аварийных» — капризничает.

Резюме — на безрыбье сойдет, но в целом не понравилось.

Изготовитель / по-видимому, СКБ

Параметры изделия не указаны, но «материальная часть» — в порядке.

Источник