Меню

Ибп ups тока заряда

Принцип работы и схема Back-UPS CS 350/500

Принцип работы и схема Back-UPS CS 350/500

Источники бесперебойного питания (ИБП) Back-UPS CS 350 и Back-UPS CS 500 разработаны для настольных ПК. ИБП Back-UPS CS 350 и 500 ВА обеспечивают надежное электропитание, оснащены тремя разъёмами с фильтрацией скачков напряжения в электросети и возможностью резервного питания от батареи и одним разъёмом только для защиты от скачков напряжения, индикаторами, а также защитой линий факс-модема и DSL. Основные характеристики источников приведены в таблице 1.
Таблица 1.

Основные характеристики

Резервный ИБП/ для дома и офиса (Stand-by UPS)

Диапазон входного напряжения AC, V

230 В (перемен. ток) В (перемен. ток) однофазное 230 В, 50 или 60 Гц ± 3% (с автоопределением)

Диапазон входных частот

Ступенчатая аппроксимация синусоиды, напряжение 230 В ± 8% (с автоопределением)

Светодиодный дисплей со шкалами нагрузки и заряда батарей, а также индикаторами On Line (работы от сети): On Battery (работы от батарей): Replace Battery (необходимости замены батареи): и Overload (перегрузки)

Автотест с регистрацией состояния батареи, защита сети, сетевая фильтрация, автоматическая самодиагностика каждые 14 дней, ручная самодиагностика

Дополнительные характеристики

1 внутренняя кислотно-свинцовая (lead-acid), время работы 22.2 мин. при 50% нагрузке, типовое время заряда батерей (до 90%-95% емкости) — 6 ч

Интерфейсы и разъемы

3 выхода электропитания IEC-320 C13
1 выход электропитания IEC-320 C13
1 вход электропитания IEC-320 C14
2 разъема для телефонной линии RJ-11

Физические характеристики

Габариты (ШВГ), Вес

16.5 см x 28.5 см x 9.1 см, вес 6.3 кг

Условия эксплуатации: °C, влажность, шум при работе

15°C — 45°C • 0-95 % • 40 дБ (А)

C-Tick, CE Mark, ГОСТ, PCBC, UL-1449, VDE 0805

Индикаторы состояния и функции панели оператора

На внешней панели ИБП расположены четыре светодиодных индикатора и кнопка включения (см. рис.1). Индикаторы информируют пользователя о текущем состоянии ИБП, а также в случае настройки порога срабатывания загораясь показывают текущее значение входного напряжения, при котором источник перейдет на работу от АКБ. На принципиальной схеме панель оператора подключается к основной плате управления через разъем J19 со стороны платы и J20 со стороны панели оператора. Управление светодиодными индикаторами выполняется микропроцессором (U1) с вводов 22, 23,24,25, а состояние кнопки через вход 16 микросхемы. Возможные состояния индикаторов ИБП в процессе работы приведены в табл.2

Рис. 1. Индикаторы передней панели

Сигнализация

Условия срабатывания

Питаниe от сeти (зeлeный) – загораeтся во всeх случаях, когда на выходы, прeдусматривающиe возможность питания от рeзeрвного аккумулятора, напряжeниe подаeтся от сeти.

Загораeтся во всeх случаях, когда на оборудованиe, подключeнноe к выходам, прeдусматривающиe возможность питания отрeзeрвного аккумулятора, напряжeниe подаeтсяот аккумулятора устройства Back-UPS.

Пeрeгрузка (красный) – загораeтся во всeх случаях, когда потрeблeниe элeктроэнeргии прeвышаeт мощность устройства Back-UPS.

Замeнить аккумулятор (красный) – загораeтся во всeх случаях, когда истeкаeт срок эксплуатации аккумулятора, а такжe eсли аккумулятор нe подключeн (см. вышe). Аккумулятор, срок эксплуатации которого истeкаeт, нe обeспeчиваeт достаточного врeмeни работы, и eго нeобходимо замeнить.

Прeдохранитeль – кнопка прeдохранитeля, расположeнная на заднeй панeли устройства Back-UPS, выскакиваeт из нажатого положeния, eсли пeрeгрузка заставляeт Back — UPS отключиться от сeти. Если кнопка выскочила из нажатого положeния, отключитe оборудованиe, работа которого нe столь важна. Вeрнитe прeдохранитeль в исходноe положeниe, нажав кнопку.

Чeтырe сигнала зуммeра чeрeз каждыe 30 сeкунд – этот аварийный сигнал подаeтся во всeх случаях когда устройство Back-UPS работаeт от аккумулятора. Подумайтe, нe слeдуeт ли сохранить тeкущую работу.

Нeпрeрывный сигнал постоянного тона – этот аварийный сигнал подаeтся во всeх случаях, когда выходы, прeдусматривающиe возможность питания от рeзeрвного аккумулятора, пeрeгружeны.

Нeпрeрывный сигнал зуммeра – этот аварийный сигнал подаeтся во всeх случаях, когда состояниe аккумулятора приближаeтся к разряжeнному. Остающeeся врeмя работы от аккумулятора вeсьма нeзначитeльно. Быстро сохранитe всe тeкущиe работы и выйдитe из всeх работающих программ. Выключитe опeрационную систeму, компьютeр и устройство Back-UPS.

Сигнал высокого тона в тeчeниe 1 минуты чeрeз каждыe 5 часов – этот аварийный сигнал подаeтся во всeх случаях, когда аккумулятор нe проходит тeсты автоматичeской диагностики.

В случаях, когда подключeнноe к ИБП оборудованиe проявляет повышeнную чувствитeльность к уровню напряжeния на входe, можeт потрeбоваться рeгулировка ИБП на нижний порог срабатывания по напряжeнию. Это процeдура регулировки, осущeствляeтся с помощью кнопки на пeрeднeй панeли. Чтобы отрeгулировать пeрeдаваeмоe напряжeниe, нужно продeлать слeдующиe операции:
1. Подключить ИБП к сeтeвому источнику тока, и не включать его с панели оператора. Источник будeт находиться в рeжимe ожидания (индикаторы горeть нe будут).

2. Нажать кнопку на пeрeднeй панeли и удeрживать ee в тeчeниe 10 сeкунд. Всe индикаторы ИБП Back-UPS начнут мигать, подтвeрждая пeрeключeниe в рeжим программирования.

3. Затeм ИБП Back-UPS укажeт на тeкущую установку нижнeго порога срабатывания, значения показаны в таблицeй 3.

Сигнализация индикатора

Порог срабатывания

Условия регулировки

160 V пeрeмeнного тока

Устройство Back-UPS часто пeрeключаeтся на работу от аккумулятора из-за низкого уровня напряжeния на входe.

180 V пeрeмeнного тока(установка по умолчанию)

Нормальная подача элeктроэнeргии.

196 V пeрeмeнного тока

Подключeнноe оборудованиe чувствитeльно к низкому уровню напряжeния

4. Чтобы выбрать нижний уровeнь напряжeния в 160 вольт, нужно нажимать на кнопку до тeх пор, пока нe начнeт мигать индикатор «ON-LINE», в 180 вольт –«ON BATERY», в 196 вольт – «OVERLOAD»

5. Если в рeжимe программирования кнопка нe нажимаeтся в тeчeниe 5 сeкунд, то устройство Back-UPS выходит из рeжима программирования и всe индикаторы гаснут.

Структурная схема ИБП приведена на рис.3, а принципиальная на рис.4. Из особенностей построения источника данного класса можно выделить достаточно сложную схему управления. У данного устройства присутствует в качестве управляющей микросхемы 8-ми битный микропроцессор ST73315G2. В своем составе микросхема имеет 128 байт RAM, два таймера : один генерирует внутреннюю частоту ИБП, второй использоваться для генерирования сигналов ШИМ для формирования фаз выходного напряжения, присутствует аналого-цифровой преобразователь для отслеживания таких параметров ИБП как: уровень входного напряжения, уровень заряда АКБ, уровень выходного напряжения, нагрузку на выходе, включение ИБП с панели оператора. Процессор управляет индикаторами на панели оператора «On-line LED» ,«On-battery LED», «Replace battery LED», «Overload LED/High». Микросхема имеет 10 выходных цифровых портов, два из которых запрограммированы на формирование сигналов управления ключами инвертора, сигналы управления реле и сигнализации на выходной порт, сигналы управления цепями заряда и доступа к энергонезависимой памяти (EEPROM). Четыре цифровых порта считывают сигналы синхронизации и удаленного управления, а также данные от EEPROM и портов связи с ПК. Также в микросхеме присутствуют два входа для внешних прерываний.

Рис. 3. Структурная схема УПС

Рис. 4. Принципиальная схема ИБП Back-UPS CS 350/500 в формате PDF

Включение ИБП.

Включение ИБП производиться нажатием на кнопку включения расположенную на панели оператора. В случае замыкания SW1, напряжение +12UNFILT с АКБ поступает на резистивный делитель R95, R96, со средней точки которого на аналоговый вход 16 микропроцессора. Для контроля этого напряжения он должен находиться в запитаном состоянии. Питание для него формируется интегральным стабилизатором IC5 и IC5A в зависимости от модели. На стабилизатор подается напряжение +12В с транзистора Q1, который в свою очередь управляется Q12, база которого управляется сигналом SWITCH с панели оператора т. е. с кнопки SW1. Также данный сигнал управляет схемой заряда АКБ. Сформированное напряжение +5В приходит на 28 ногу ЦПУ, одновременно на схему из R2 и C21, которая формирует с задержкой сигнал разрешения RESET.

Читайте также:  Ток термической устойчивости для кабеле

Входные цепи ИПБ

Входное сетевое напряжение прикладывается к контактным разъемам J2 (IN HOT) и J8. Это напряжение фильтруется входным сетевым фильтром, состоящим из С40, L1, С5,С1. Входные цепи источника защищаются от воздействия повышенного сетевого напряжения варистором MV5 с порог срабатывание которого определяется типом и определяется в сводной таблице представленной на принципиальной схеме.

Выходной фильтр образован конденсаторами С53 и C52. Защита нагрузки UPS от воздействия повышенного выходного напряжения обеспечивается варистором MV3 значение которого также меняется в зависимости от типа ИБП и представлено в сводной таблице. В силовой части UPS имеется два реле, которые управляются от микропроцессора сигналом XFER-RELAY и выполняют функцию отключения ИБП от питающей сети и подключение нагрузки к вторичной повышающей обмотке трансформатора. Обмотка трансформатора подключается к выводам обозначенным на принципиальной схеме J4, J5, а нагрузка к выводам J9, J3.

Контроль параметров.

Встроенные АЦП микропроцессора используется для измерения аналоговых сигналов и преобразования их в цифровые значения для дальнейшего использования микропроцессором. На АЦП подаются такие сигналы как: уровень напряжение на АКБ(VBATT); уровень входного напряжение переменного тока (INV); уровень выходного напряжения переменного тока (OUTV), сигнал пропорциональный нагрузке на выходе, и напряжение снимаемое с резистивного делителя R95,R96 которое определяет включение или выключение ИБП.

Контроль входного напряжения выполнен на 4-х операционных усилителях микросхемы IC1. Питание микросхемы двуполярное: +12В и -8В, подается на выводы 4 и 11 соответственно. На входы 13 и 12 одного из усилителей микросхемы подаются сигналы, снимаемые после входного помехоподавляющего фильтра, через резисторы R(20,30,60,79,83) и R(35,36,43,80,84). Сигнал на выходе усилителя пропорциональный разности входных сигналов, далее подается на второй усилитель микросхемы IC1, и на схему формирования сигнала синхронизации. Со второго усилителя снимаемый сигнал выпрямляется диодной сборкой D25 и подается на аналоговый вход 17 микропроцессора, амплитуда которого и будет определять уровень входного напряжения. Схема синхронизации выполнена на диодной сборке D24, R47 и транзисторе Q3. Импульсный сигнал с данной схемы поступает на 18 вывод микропроцессора. По этому сигналу осуществляется синхронизация частоты управляющих сигналов для силового выходного каскада (инвертора) с частотой входного напряжения. Микропроцессор все время контролирует входное напряжение, и в случае выхода его за допустимые пределы инициирует переход ИБП на работу от АКБ.

Контроль за уровнем выходного напряжения реализован по такой же схеме, только здесь задействованы два других усилителя микросхемы IC1, контролирующие уровни подаются на входы усилителей 6 и 5. С выхода усилителя (выв. 8) сигнал подается на аналоговый вход микропроцессора 15 (IN-SENCE).

Контроль за мощностью ИБП осуществляется по нескольким параметрам. В начале работы микропроцессор контролирует уровень напряжение на АКБ, путем измерения напряжения на своем выводе 12 (VBATT). В процессе теста первоначальной самодиагностики т. е. в момент включения ЦПУ переводит ИБП в режим работы от аккумулятора. В этом режиме производиться замер напряжения на выводах 12 и 14. Вывод 14 используется для измерения тока протекающего через транзисторы инвертора. Полученные значения сравниваются со значениями, хранящимися в энергонезависимой памяти и на основании результата сравнения микропроцессор определяет состояние АКБ.

Также в процессе работы контролируется не только понижение напряжения на аккумуляторе, но и повышение, т. е. контролируется перезаряд. В случае обнаружения данных состояний микропроцессор инициирует выключение ИБП.

Контроль за перегрузкой на выходе ИБП в случае работы от АКБ будет осуществляется с помощью вывода 14(POWER) микропроцессора на этот вывод подается напряжение пропорциональное току протекающему через транзисторы выходного каскада. Полученный результат с внутреннего АЦП сравнивается со значением хранящимся в энергонезависимой памяти, и на основании сравнения процессор инициирует дальнейшую работу ИБП или его выключение с одновременной сигнализацией перегрузки через панель оператора.

Цепи заряда АКБ

Запуск схемы осуществляется сглаженным напряжением с конденсатора С15, когда оно достигнет значения (около +200В), транзистор Q2 открывается, а тран­зисторы Q18 и Q19 закрываются. Закрытый транзистор Q19, перестает шунтировать контакт BYPASS микросхемы TNY255 на землю, и микросхема запускается, начиная генери­ровать высокочастотные импульсы в первичной обмотке трансформатора Т1. Закрытый транзистор Q18 исключает из схемы резистор R75, тем самим меняет величину резистивного делителя в ба­зовой цепи Q2, т. е. увеличивает чувствительность схемы управляющей Q2 и состоящей из резистивного делителя R46, R77, R7. Так, теперь в рабочем режиме при понижении выпрямленного напряжения на конденсаторе С15 до уровня 180В будет выполнятся запирание Q2, а следовательно и блокировка работы микросхемы IC4.

Включение/выключение заряда АКБ осуществляться микропроцессором ИБП при помощью сигнала CHARGER_ENABLE. Сигнал блокировки активен высоким уровнем и подается на вход оптопары IC6. Регулировка тока заряда батареи изменяется в зависимости от напряжения на ней. В случае уменьшение напряжения величина зарядного тока повышается, эту зависимость можно увидеть в таблице 4 приведенной ниже. Регулировка величины зарядного тока осуществляется за счет изменения количества энергии, накопленной в катушке. А это достигается изменением времени, в течение которого генерирует микросхема TNY255.

Источник

Ибп ups тока заряда

уж простите великодушно за такие простые вопросы. что-то случился у меня запор в мозгах.

имеется бесперебойник. прикрутил к нему аккумулятор 45 A/ч вместо штатного 14 А/ч. соответственно, захотелось немного ток зарядки поднять, но вот никак не пойму как этот зарядник работает.

при данных параметрах элементов ток зарядки составляет 0,7 А. зарядник построен на LM317, поэтому подумалось, что неплохо бы ток поднять до 1,2 А. думаю, будет нормально? у нее же потолок 1,5А? или можно все 1,5А дать? какой ток лучше выставить без ущерба надежности и стабильности?

а главное, как это сделать? понятно, что каким-то резюком, но каким?

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Компания «Компэл» и Analog Devices приглашают всех желающих 27/04/2021 принять участие в вебинаре, посвященном решениям Analog Devices для гальванической изоляции. В программе вебинара: технологии гальванической изоляции iCoupler, цифровые изоляторы, технология isoPower, гальванически изолированные интерфейсы (RS-485, CAN, USB, I2C, LVDS) и другое. Вебинар будет интересен разработчикам промышленной автоматики и медицинской техники.

Читайте также:  Протокол измерения сопротивления растеканию тока заземляющих устройств

Спасибо, всё понял. Примерно так и думал, но не был уверен, что именно тот ключ управляет током.

Еще вопрос остался по току зарядки — не опасно ли будет дать все 1,5А ? для LM317 это потолок, потому и спрашиваю, долго ли она выживет на максимальном токе?

Сама LM317 прикручена на один радиатор рядом с ключами инвертора. скорее, на алюминиевую чушку — такой радиатор без рёбер. присутствует постоянное небольшое принудительное охлаждение вентилятором.

Какой ток порекомендуете выставить? при текущих 0,7А аккумулятор 45Ач заряжается с 11,2В до 13,5В чуть больше двух суток. хотелось бы побыстрее.

P.S.: И еще. Как расчитать ёмкость 12В аккумулятора, необходимого для питания 180Вт нагрузки в течении, скажем, 5 часов? КПД инвертора заявлен 85-90%. какой ток будет потребляться от аккумулятора? не силен я в расчетах. помогите, пожалуйста.

Широкий ассортимент винтовых клеммников Degson включает в себя различные вариации с шагом выводов от 2,54 до 15 мм, с числом ярусов от одного до трёх и углами подключения проводника 45°, 90°, 180°. К тому же Degson предлагает довольно большой выбор клеммных винтовых колодок кастомизированных цветов.

у меня этих микрух нет под рукой. хотелось бы просто поднять ток до допустимого на существующей схемке.

похоже, что 1,5А выдержит легко. питается она от транса. на глаз медь вторички имеет сечение 1,3 — 1,5мм. в режиме зарядки транс греется терпимо, руку еще удержать на нем можно.

так выдержит ли LM317 ток 1,5А в течении двух суток? или может сделать 1 — 1,2 А ? всеравно лучше, чем 0,7А.

ПРИСТ расширяет ассортимент

хмм. логично. только таким образом ведь защита от короткого замыкания работать не будет? или я ошибаюсь?

_________________
Если долго мучиться, что-нибудь. сломается.

так.. теперь новые вопросы.

сделал так, как сказал FOLKSDOICH — навесил на LM317 транзистор TIP42C, заменил диоды D06 и D13 на трёхамперные, и начал играться с номиналом резистора R31. родной был 0,39Ом и ток заядки при полностью разряженном аккумуляторе был 1,1А.

заменил R31 на 0,22Ом — ток зарядки стал всего 1,4А. ну, думаю, уменьшу я его еще чуток — поставил 0,1Ом — ток зарядки 1,6А. и дальше при уменьшении сопротивления R31 ток больше не растет.

уверен, что транс дает намного больше, обмотка там неслабая.

гляньте, пожалуйста, на схему (в самом первом посте темы). может там еще где-то токоограничение есть. кстати, зачем там тот полевик Q22 сразу после моста? и зачем нужен резистор R25A на 0,1Ом?

слева направо: 13,9В 17,4В 13,6В 12,7В

в данный момент аккумулятор почти полностью посажен и идет зарядка, поэтому такое напряжение в последней точке. ток зарядки 1,5А.

вам это о чем-то говорит? в чем же дело?

не хватает именно напряжения? ток ни при чем??

кстати, я уже чуть было не заменил все диоды на 1N5822, но остановило то, что везде по схеме присутствует высокое напряжение. установил опытным путем — рубануло пару раз. ))) вот и подумал, не пробьет ли их обраткой? у них же максимум 40В.

поменял те шесть диодов на 1N5822 — сразу ток попер 2,7А! уменьшил до 2А на всякий случай. всё отлично. спасибо.

погоняю пару раз полный заряд-разряд, померяю температурку. R31 поставил 0,22Ом 2Вт металоксидный. греется довольно неслабо — при касании не обжигает, но держать руку невозможно. это не страшно?

резистор заменил, греться перестал почти. лишь слегка. с трансом всё ок.

но вот не подумал, что с заменой диодов изменится напряжение. вместо R29A (стоял на 47кОм) впаял подстроечник на 50кОм.

потом попутно вычитал, что напряжение буферного режима УПС-ного и автомобильного аккумуляторов немного различаются. у УПС-ного это 13.6В — 13.8В, а вот автомобильному для наилучшего самочувствия надо не более 2.23В на банку = 13.38В. иначе есть риск «закипания» электролита.

в общем, после всех модификаций, УПС теперь заряжает 45Ач аккумулятор максимальным током 2А и напряжение зарядки составляет 13.38В. из почти полностью разряженного состояния (около 11,8В без нагрузки) заряжается до полного менее чем за сутки.

кстати, в конце цикла ток заряда падает до 150-200мА и более не снижается. это нормально.

забыл сказать, что модифицированию был подвержен ИБП Mustek PowerMust 1000 USB P (именно с буквой P на конце. модели без нее идут 24В, а не 12В. ). однако, такие же внутренности стоят и в ряде других ИБП. например, Ippon на 1000-1500ВА.

родной 6см вентилятор (шумел как невменяемый) с задней части корпуса был удален, а на месте пары штатных запаралеленных 12В 7Ач аккумуляторов был установлен 12см кулер. запитан оттуда же, откуда шло питание на 6см кулер.

для подключения внешнего 45Ач аккумулятора был применен мягкий четырехжильный кабель с площадью каждой жилы 6кв.мм.. по две жилы в параллель. таким образом на трех метрах падения почти нет.

это я так. может кому-то мой, с позволения сказать, опыт пригодится.

ЗЫ: Кстати, везде на схеме и на клеммах аккумулятора присутствует открытая фаза, так что поосторожнее там.

Источник

Как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника

Оглавление статьи: Как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника

  • Первый запуск
  • Две проблемы
  • Диагностика неисправностей
  • Несколько рекомендаций
  • Видео по теме

Многие пользователи источников бесперебойного питания со временем начинают проявлять интерес к тому, как правильно должна проходить зарядка аккумулятора от ИБП. Есть определенные правила, которых нужно придерживаться в процессе эксплуатации устройства поддержки, чтобы не мешать естественному ходу химических реакций, происходящему во встроенной емкости хранения тока. Если их нарушить, то батарея достаточно быстро начинает деградировать, терять вместимость, а в крайних случаях может и вовсе выйти из строя. Соответственно и применять ИБП с поврежденной батареей для питания компьютера пользователя, его бытовой техники или иных ниш, требующих поступления нормализованного тока — бессмысленно.

ИБП

Первый запуск

Бесперебойник и его аккумулятор:

Бесперебойник и его аккумулятор

Приобретая новый ИБП, или начиная пользоваться старым после долгого простоя, необходимо вначале полностью зарядить внутренний аккумулятор ИБП. Здесь можно понадеяться на электронику бесперебойника или воспользоваться сторонним зарядным устройством. Разберем вначале первый случай. Тут все просто. Достаточно до момента начала рабочей эксплуатации бесперебойника подключить его с вставленной батареей на сутки к сети питания, без нагрузки. За названый период времени АКБ будет полностью заряжен.

В идеале, на исходе суток отсоединить аккумулятор, и проверить напряжение на его клеммах мультиметром или вольтметром. Оно должно находиться в пределах, указанных в информации, нанесенной на корпусе емкости в графе «StandBy use» или «Floating use». Возможно, протестированное значение будет и выше. Если же напряжение на контактах ниже, то стоит проверить сам ИБП — дает ли он ток согласно норме. Для этого подключают бесперебойник к сети и замеряют характеристики на его клеммах. Полученные значения должны быть аналогичны указанным на аккумуляторе в разделе «Cycle use».

Читайте также:  Таблица для расчетов сечения кабеля по току

Этикетка устройства с технической информацией:

Этикетка устройства с технической информацией

В том случае, если для первоначального заполнения АКБ источника бесперебойного питания используется стороннее зарядное устройство, то периодическая проверка текущего уровня тока обязательна. Да и само зарядное устройство должно обладать характеристиками, позволяющими ему работать с аккумулятором ИБП. К примеру, вольтаж должен лежать в пределах «Cycle use», а сила тока соответствовать 1/10 всей емкости, указанной на корпусе накопителя, и не превышать «Initial current».

Чем последний метод лучше использования самого бесперебойника — он дает возможность частично уменьшить деградацию. Для этого нужно несколько раз полностью зарядить и опустошить аккумулятор. Разрядка производится слаботочной нагрузкой, подключаемой к накопителю между циклами наполнения. Хорошо подойдет лампа дальнего света фар автомобиля.

Две проблемы

Одна из проблем — заряд ниже нормы:

заряд ниже нормы

Любой аккумулятор источника бесперебойного питания, как, впрочем, и все аналогичные устройства хранения заряда, подвержен двум проблемам. Первая из которых, конечно же, перезаряд. Когда классический свинцовый АКБ набирает излишки энергии, кислая среда в его составе, представленная смесью воды и серной кислоты, кипит, разрушая испускаемыми газами корпус. Для аккумулятора ИБП жидкости не предусмотрено, вместо нее используется или паста в гелиевых моделях (маркировка GEL на корпусе) или пористые сепараторы из стеклоткани (AMG модели). Тем не менее, перезаряд может привести к тому, что верхние части контактов внутри самого устройства перестанут быть закрыты кислотным составом, что приведет к их электрическому замыканию и выходу емкости хранения из строя. Кроме того, даже если не произойдет оголения, вместимость АКБ по току все равно снизится. Причиной здесь станут маленькие пузырьки газа, которые не могут покинуть пасту или сепаратор. Они начнут мешать ходу химических реакций, проходящих при накоплении или расходе энергии.

Измерение напряжение на АКБ со снятой крышкой:

Измерение напряжение на АКБ со снятой крышкой

Вторая проблема по аналогии обратна первой — слишком сильный разряд аккумулятора. В процессе траты энергии, внутренняя плотность кислой среды у АКБ падает. При зарядке она поднимается. Вот тут и кроется суть проблемы — если она слишком низкая, то химические реакции не идут и наполнить энергией накопитель уже не получится.

В первом случае бесперебойник сам начнет сигнализировать о возникновении проблемы аварийным индикатором или своеобразным писком. Во втором будет отмечаться краткое время поддержки работы оборудования и его периодическое спонтанное отключение.

Диагностика неисправностей

В том случае, когда есть подозрение на перезаряд АКБ, необходимо отсоединить его от источника бесперебойного питания и проверить мультиметром. Характерными признаками станет полное отсутствие напряжения на клеммах. Если прибор не показывает наличие тока, стоит переключить его в режим прозвона. В том случае, если определится короткое замыкание, диагноз становится ясен — это перезаряд.

Тестирование специальным измерителем:

Тестирование специальным измерителем

Случай с уменьшением плотности так же продемонстрирует вольтметр. После зарядки аккумулятор будет выдавать значения ниже указанных в «Floating use», «StandBy use» на корпусе устройства. Возможно частичное восстановление функциональности, если провести несколько циклов наполнения, как описано ранее, но это полумера и не факт. Кроме того, есть еще один способ поднять плотность при слишком сильном разряде для AGM АКБ ИБП: снимается верхняя крышка устройства и производится долив банок дистиллированной водой через расположенные под ней пробки. К сожалению, метод не сработает для гелиевых аккумуляторов — пасту таким образом разбавить невозможно.

В тех случаях, когда требуется определить общее состояние аккумулятора, опять же поможет лампа из фары автомобиля. Подключив ее на две минуты к клеммам, наблюдают за свечением. Уменьшение его яркости к концу процедуры — первый признак деградации емкости свыше 50%. То же самое относится к случаю, если у полностью заряженного АКБ напряжение на контактах ниже 12В. Такие аккумуляторы использовать в ИБП для нормальной нагрузки бессмысленно.

Аккумулятор с подключенной лампой:

Аккумулятор с подключенной лампой

Хочется отметить, что перед тестом емкости нужно вначале попробовать работоспособность самого источника бесперебойного питания — дает ли он необходимые напряжения. Бывают ситуации, когда причина неисправности находится именно в нем.

Несколько рекомендаций

Крайне нежелательно перегружать источник бесперебойного питания нагрузкой свыше его мощности. В конечном итоге будет оставаться слишком мало энергии для зарядки самого АКБ, что приведет к его выходу из строя. Это один из самых важных аспектов для правильного понимания того, как заряжать ИБП.

В том случае, если ИБП долгое время не используется, нужно периодически доставать его, проверять напряжение на аккумуляторе и контролировать, чтобы характеристики батареи не уходили ниже указанных в «StandBy use» на корпусе. При необходимости производить подзарядку. Опять же, помещение в котором находится ИБП, долгое время не должно охлаждаться ниже 5 °С. Замерзание электролита весьма отрицательно скажется на характеристиках аккумулятора. Ну и самое главное, после долгого простоя обязательно вначале полностью зарядить устройство, а уж только потом подключать нагрузку.

Полная проверка аккумуляторов и ИБП:

Полная проверка аккумуляторов и ИБП

Все перечисленное даст полное представление о том, как правильно зарядить аккумулятор от бесперебойника, чтобы сохранить его функциональность и не допустить деградации. К сожалению, если не придерживаться рекомендаций и при возникновении проблем, здесь уже станет только один вариант выбора — утилизация и замена батареи. Ремонту они или вовсе не подлежат, или производимые действия будут иметь слишком малый смысл в восстановлении характеристик.

Видео по теме

Источник



ток заряда ибп

В технических характеристиках источника бесперебойного питания указывается ток заряда. Эта максимальная величина тока в амперах, которым заряжается внешняя аккумуляторная батарея или батарейный комплект.

Обращаем Ваше внимание, что в случае последовательного соединения аккумуляторов в блоке, по ним течет одинаковый ток, т.е. ток указанный в характеристиках зарядного устройства ИБП. В случае параллельного соединения, ток разделяется на равные части по количеству аккумуляторов. Еще раз уточним, что как в первом, так и во втором случае, аккумуляторы должны быть одинаковыми по бренду, модели и партии производства.

На что влияет ток заряда ИБП?

  1. Диапазон возможных емкостей, подключаемых к ИБП внешних аккумуляторов. Оптимальным считается ток заряда равный 10% емкости АКБ.
    • Например, батарея емкостью 150 Ah должна заряжаться током до 15 Ампер. С учетом того, что по мере заряда напряжение на АКБ растет, а ток падает, допускается превышение значения тока до 20% емкости. Но частые циклы заряда большим током снижает срок службы AGM аккумулятора. Меньший ток заряда менее опасен для АКБ, однако влечет за собой увеличение скорости заряда АКБ.
  • Скорость заряда аккумуляторов. В условиях, когда отключения электроэнергии частые, необходимо максимально быстро за время пока есть внешнее электропитание, зарядить аккумуляторы, что бы быть готовым к следующему отключению. В таком случае надо выбирать ИБП с максимальным током заряда.

Диапазон емкости, приемлемый для конкретного тока заряда можно условно вычислить по формуле или посмотреть в таблице:

Источник