Меню

Импульсный стабилизатор для лодочного мотора

Импульсный стабилизатор для лодочного мотора

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

1.К штатному выпрямителю параллельно подключить АКБ на 12В, который будет заряжаться во время работы мотора и будет «гасить» на себя пики напряжения более 12В, нужное оборудование подключается параллельно акуму.
Плюсы — простота(всё ужЕ есть в моторе и нужно только вывести провода с выпрямителя).
Минусы — нестабильное напряжение, поступающее на технику и акум, которое может быстро «убить» технику, в случае случайного отсоединения акума при работающем моторе — выход из строя подключённых к сети выпрямителя электро-приборов из-за сильно прыгающего напряжения на его выходе.

2.Шунтирующий стабилизатор.
Выход с выпрямителя подключается к электро-приборам, а параллельно входу выпрямителя ставится шунтирующий стабилизатор, принцип работы которого заключается в коротком замыкании генераторной катушки при превышении напряжения генератором более 14В. Приблизительно такой стабилизатор делает Иван с Мотолодки(у него стабилизатор включает в себя диодный выпрямительный мост, а «довесок» — тот же стабилизатор, только без выпрямительного моста для моторов с установленным штатно выпрямителем).
Минусы — большая нагрузка на генераторную катушку из-за постоянных коротких замыканий, в следствии чего немного падают обороты мотора и перегревается сама катушка.
Плюсы — дешевизна и простота реализации. Можно запитывать оборудование напрямую без доп. акума.

3.Не шунтирующий стабилизатор(импульсный стабилизатор).
Можно делать как с выпрямителем, так и установить к штатному выпрямителю мотора.
Принцип работы противоположный шунтирующему — при превышении 14В на выходе стабилизатора, электроника стабилизатора размыкает цепь между выпрямителем и нагрузкой.
Минусы — бОльшая стоимость и относительно более высокая сложность изготовления.
Плюсы — наиболее лучший уровень стабилизации, гораздо меньшая нагрузка на генераторную катушку, более стабильное напряжение на выходе при низких оборотах двигателя.
Таким образом катушка генератора не перегревается.

Я решил изготовить схему номер 3 — не шунтирующий стабилизатор.

Репутация: 17
Зарегистрирован: 26.01.2009
Сообщения: 496
Откуда: Днепропетровск

Репутация: 77
Зарегистрирован: 18.10.2011
Сообщения: 3657
Откуда: Днепропетровск-Украина.

Репутация: 30
Зарегистрирован: 05.02.2010
Сообщения: 3517
Откуда: Запорожье

Репутация: 71
Зарегистрирован: 18.06.2012
Сообщения: 3789
Откуда: Харків. ХТЗ

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Решил сделать Вариант 3 — Не шунтирующий стабилизатор.
Купил детали, сделал печатную плату, всё собрал и спаял. Начал проверять — сгорел стабилитрон.
Подключал не проверив плату и все соединения.
Теперь буду искать ошибки.

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

1й недостаток — нельзя подключить тахометр по привычной схеме (корпус-переменка)

2й недостаток — возможны сильнейшие выбросы напряжения (при больших токах потребления) на проводах генератора, в моменты когда полевик закрывается. Что тоже может сказаться на сигнале для тахометра (в зависимости от схемы тахометра), так как выбросы могу достигать уже не 70В, а далеко за 100В (для частичного гашения выбросов и стоит конденсатор слева на схеме на 0,47мкФ 300В).

3-й недостаток — полевик в этой схеме открывается напряжением переменки (до уровня защитного стабилитрона), и обычно полностью открыт после 10В на затворе. Тоесть он откроется не сразу, не с 0, это может добавлять какой-то процент нагрева.

А к чему вы подключаете вилку сетевого шнура? надеюсь не в 220?

А в целом решение очень правильное с точки зрения защиты самих потребителей (при питании без аккумулятора), и тепловой нагрузки деталей и главное можно использовать с более мощными генераторами чем 80Вт.

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

«Шуметь» конечно будет на моторе знатно этот стабилизатор, хоть и будет использовать всю мощность генератора как положено.

Репутация: 17
Зарегистрирован: 26.01.2009
Сообщения: 496
Откуда: Днепропетровск

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Добавлено спустя 3 минуты 40 секунд:

F25 писал(а):
Андрей, а чего не хочешь стабилизатор у Паши купить ?
Я вот поставил и всё отлично, напруга 13,8-14,2в постоянно, все потребители работают даже без аккумулятора.

Да я даже об этом не задумывался.
Хотелось самому что-то путёвое сделать, а заодно и народ просветится.

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

И есть еще один небольшой момент, элемент 1,5КЕ18 насколько понимаю стабилитрон на 18 вольт. Так вот в нём смысла совсем нет при таком включении, ну разве что вы рассчитываете, когда попрет напряжение выше 18В (при неисправности управления) то его прошьет, не сразу конечно сперва он нагреется как паяльник, ну а потом прошьет. Но если он не закоротит + на -, то дальше гореть будут потребители

Лучше эту цепочку заменить на тиристор(достаточно мощный) со стабилитроном на те же 18В и поставить предохранитель. Тогда при превышении тиристор выбьет предохранитель и всё будет целое, а иначе тот стабилитрон лишняя деталь.
По сути эта цепочка не что иное как шунтирующий стабилизатор, но на большее напряжение для защиты по верхнему порогу
_________________
Казанка5м2 + МС-40Э

Репутация: 95
Зарегистрирован: 07.12.2009
Сообщения: 4107
Откуда: Ялта Украина

Репутация: 78
Зарегистрирован: 01.12.2009
Сообщения: 1748
Откуда: Харьков

Репутация: 3
Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 138
Откуда: Черкассы

Источник



Изготовлю выпрямитель-регулятор для лодочного мотора

Василий Любов

Василий Любов

капитан 3-го ранга

PS в начале:
Для гостей Форума: можно не регистрироваться, мне можно написать vslubov@rtural.ru или https://vk.com/luboff_sky (но лучше-присоединяйтесь, Форум — замечательный )

Господа, для исключения лишнего трепа, прошу ВНИМАТЕЛЬНО прочитать нижеследующее
Итак, господа, имею возможность изготавливать выпрямитель-регулятор для подвесного лодочного мотора (далее по тексту — приблуда . В штучном варианте. Схемотехника: не шунтирующий тиристорный — не греет почем зря генераторную катушку в отличие от шунтирующих (штатный ямаховский, незабвенный ВРНЛ, китаескутерные и т.п.). Схема версии 4.0 , разработана мной.
Предназначен для подзарядки свинцового (гелевый, кислотный, AGM. ) аккумулятора от генератора лодочного мотора и питания потребителей. Подходит для большинства моторов с генераторными катушками до 100..120 Вт. Кроме инжекторных Сузуки , к сожалению (вялотекущая работа в этом направлении мной ведется).
Конструктив: алюминиевое основание (радиатор), на нем деталюшки, залитые компаундом, герметиком и т.п. Размеры 50х50х25 мм.

Читайте также:  Стойки стабилизатора ниссан патрол у61

Чего на выходе: напряжение не более 14,2..14,3В (т.е. пресловутая страшилка про «перезаряд» исключена СХЕМОТЕХНИЧЕСКИ. ); максимальный ток до 10А (лишь бы ваш генератор такое «умел»).
Чего еще есть внутри приблуды интересного, чего нет в большинстве других выпрямителей-регуляторов:

  1. Без подключенного аккумулятора не включится. Совсем. Даже совсем-совсем-совсем. И не просите Будет висеть «бесплатной» 100-граммовой коробочкой, нисколько не мешая работе мотора.
  2. Защита от отпадания аккумулятора. Отпало во время работы — выключится. Так что пульсации на выход не пройдут. Защита триггерная, т.е. сработало — нужен перезапуск. Как — читайте ниже.
  3. На случай «атомного землетрясения» — выхода регулятора из строя — подключен защитный супрессор, который сыграет роль Матросова, закрыв грудью ваши дорогущие эхолоты/навигаторы и т.п. Он же вместе с предохранителем выполняет роль защиты от переполюсовки АКБ.
  4. По Вашему желанию встрою формирователь импульсов для стационарного тахометра (на выходе — прямоугольные импульсы амплитудой 12В и с частотой генератора). Типа: KUS, Фария, Мореман, ямаховский, тохатсовский и т.п. (к тахометрам, берущим сигнал от свечного провода, это НЕ относится). Почему: тахометры, берущие сигнал с генераторной катушки, НЕ «дружат» с регуляторами (и не только с «приблудой»).

Сами деталюшки взяты с неплохим запасом: мост 15А 1000В (KBU1510), тиристоры 13А 600В (BT152-600).
Стоимость с 01.04.2021— 2000 вместе с почтовыми расходами (почта России, 1-м классом).С формирователем тахосигнала — 2400.
Трехфазник: например, для Меркури/Тохацу-25/30 EFI (инжектор), Тохацу -80 2т., Ямаха-60 4т. — 3400.

Самовывозом — минус 200. Цель — заработать немного «шабашных» денег на рыболовные «приблуды», ну и тупо «дабы не отвыкнуть».
Ну, и бонусы : каждому 200-му заказчику пересылка — за мой счет. Тысячному — бесплатно!

Как узнать, можно ли установить приблуду на ваш ПЛМ:

Для начала идем СЮДА, например, и смотрим комплектацию вашего мотора на предмет наличия генератора (может быть опционально, т.е. повезет/не повезет).
Если «ничё нипанятна», то заглядываем под колпак, там из-под маховика ОБЯЗАТЕЛЬНО идут провода на модуль зажигания. Смотрим ВНИМАТЕЛЬНО, есть ли другие провода ТОЖЕ идущие из-под маховика. Если ДА, то вам повезло — шанс есть. Мудрее говоря, если ваш ПЛМ имеет некую «обмотку освещения» (light coil или как вариант battery charge coil, см. схему ниже), которая предназначена для установки лампочек на 12В. Самая простая проверка: подключить к этим проводам лампочку на 12В 21Вт автомобильную, завести мотор, погазовать и посмотреть, светится или нет. На больших оборотах лампочку можно спалить
Очень кратко о возможностях генераторной катушки см. следующий пост.

Цвета проводов генераторных катушек:

  1. Ямаха и клоны — 2 зеленых.
  2. Сузуки 2т — желтый и желто-красный, Сузуки 4т — желтый и красный (да-да, КРАСНЫЙ — переменка, сам в шоке).
  3. Тохацу/Ниссан-Марин/Меркури СиПро и клоны — белый и желтый (а черный — не трогайте. )
  4. Меркури — 2 желтых
  5. Зонгшен-Сельва — 2 черно-голубых
  6. Хонда — 2 серых
  7. Джонсон/Евинруд — желтый и желто-серый

Так что смотрИте внимательнее. Кстати, эти «другие провода» могут идти на штатный выпрямитель (Rectifier, см. схему ниже), который НЕ ИМЕЕТ СТАБИЛИЗАЦИИ. Для стабилизации производителем ставится еще одна коробочка — регулятор напряжения (Voltage Regulator, см. схему ниже). Итак, если у вас есть:

  1. «другие провода», но нет на них выпрямителя;
  2. «другие провода», выпрямитель, но нет регулятора;
  3. всё, но сдохло или не нравится как работает, то вы мой потенциальный клиент

Эксплуатация:

1). Использовать приблуду с различными электронными девайсами (эхолот, навигатор, зарядные телефонов и т.п.) без подключенного АКБ не получится, в общем-то И проверять работоспособность, кстати — тоже.

Особо талантливые или неверящие могут попробовать . Соединение АКБ-потребители должно быть надежным, лучше всего болт с гравером или пайка. Наконечники имеют свойство слетать рано или поздно в самый неподходящий момент. Если же все-таки у вас отпало во время движения, то приблуда выключится по защите. И не включится, пока не перезапустите. Перезапуск: глушите мотор, отключаете приблуду от АКБ (если уже успели на ходу подцепить ), минуту ждете, подключаете обратно к АКБ — и вперед.

Наличие такой защиты накладывает некие повышенные требования: 1) надежность контактов — «сопли», «дребезг» и т.п. приведут к срабатыванию защиты; 2) нормальный АКБ, а не 10-ти летний «из тестевой заначки», потерявший емкость (тут отдельная песня: купили мотор за . ого-го, короче, так истратьте еще тыщу на аккумулятор); 3) толщина провода и его качество — многожильный медный хотя бы 0,75 мм.кв., а лучше 1.0, а еще лучше 1.5 (это опять о цене мотора и 100 руб на нормальный провод), естественно, окисленный «новый » провод 20-ти летней давности, провалявшийся в гараже, не катит.

2). Схема подключения в системе катушка генератора — приблуда — аккум — девайс:

2 одинаковых по цвету (желтых, зеленых, желто-зеленых. ) с «папами» — переменка, красный — плюс , оставшийся черный провод — минус.
И никакие другие соединения проводов от генератора (на корпус мотора, например) НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. Приблуда сдохнет однозначно.
Так что смотрите внимательно, особенно, если у вас как-то был подключен тахометр. Пунктиром показано подключение тахометра к приблуде (провод ДРУГОГО цвета с «мамой»).
Предохранитель нужен как защита от переполюсовки (входит в «приблуду»). Так что если при установке/подключении АКБ предохранитель умер, смотрите подключение «приблуды» к АКБ. Не надо ставить «гвозди» или «потолще» предохранитель — спалите защитный супрессор внутри «приблуды».

Читайте также:  Стабилизатор honda civic es1

Какие разъемы можно применить на корпус двигателя см. следующий пост.

3). Видео по установке подобного устройства

Для особо пытливых: делаю аналог куска схемы, обведенного красным пунктиром:

4). Устанавливать приблуду необходимо или на штатное место, или на поддон, или «на другую большую железяку». Почему: теплоотводящих возможностей применяемого мной радиатора тупо не хватит при больших токах. Спокойно сверлите пустую площадку под ваш крепеж — для этого и оставлена. Примеры установки — смотрите далее.

5). И повторюсь. Если при подключении к АКБ вы все-таки переполюсовали и предохранитель сдох (а куда он денется ), то не нужно ставить предохранитель «потолще» или тем более «жука» — спАлите защитный супрессор внутри приблуды.

6). И еще, господа. Если у вас с основами электрики «не очень», мягко говоря, то дайте почитать тему тому, кто больше чем «не очень». Почему: онлайн курсов начинающих электриков и электроников не провожу. Выше и ниже есть всё, чтобы не запутаться в 4..5 проводах. Не надо меня заваливать кучей фотографий с вариантами подключений по принципу гадания.

7). И самое главное: приобретая и устанавливая моё изделие, вы должны осознавать, что меняете конструктив вашего мотора со всеми вытекающими.

Приблуда сильно дешевле ШУНТИРУЮЩЕГО регулятора с Мотолодок, а с учетом возможности установки на моторы 4т. с многокатушечными генераторами. короче, демпингуем Про «шунты» — «не шунты» см. следующий пост.

География пользователей: Москва и МО, Питер и ЛО, Абакан, Агидель, Азов, Альметьевск, Анапа, Архангельск, Астрахань, Балтийск, Белгород, Березники, Бийск, Братск, Владивосток, Волгоград, Волгодонск, Вологда, Воронеж, Геленджик, Глазов, Дагестан, Дзержинск, Димитровград, Ейск, Екатеринбург, Ессентуки, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Камень-на-Оби, Кандалакша, Кемерово, Киров, Кирово-Чепецк, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Котлас, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Льгов, Магадан, Мин. Воды, Мурманск, оба Новгорода, Набережные Челны, Находка, Нижневартовск, Новокуйбышевск, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Омск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Саратов, Сарапул, Сатка, Сахалин, Севастополь, Северодвинск, Северск, Смоленск, Ставрополь, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тайшет, Тверь, Тобольск, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Углич, Ульяновск, Уфа, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинск, Энгельс, Южно-Сахалинск, Ярославль. Ну, и Чайковский, конечно же. Короче, Россия широко представлена Ближнее зарубежье: Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина. Дальнее: Австралия, Германия, Финляндия.

В планах: все-таки победить инжекторные Сузы (призрачно. )

Вариации на тему проводов и разъемов под конкретные моторы. Чтобы «снял-поставил»:
Ямаха-8/9,9/15 2т.
129211
Ямаха-25BWC, 30HWC + выход на тахометр
177415
Джонсон-Эвинруд
147766
Тохацу-30Н E, Меркури-30Е + выход на тахометр
177416 вместо 183923
Ямаха-40XW** + выход на тахометр
177417 вместо 183926
Сузуки-30..40 2т. с эл.стартером + выход на тахометр
188745 вместо 188746
Меркури/Тохацу — 25/30 инжектор (EFI)
177420

Источник

Импульсный стабилизатор для лодочного мотора

Вообще-то эта тема кочует по многим форумам, есть она и на «мотолодке.ру», подниму её и здесь. Предлагаю интересующимся присоединиться к обсуждению, а я для затравки кину пару ссылок.

Вообще, стабилизатор напряжения — важнейшая часть электросистемы любой лодки. ДВС отечественного производства выдаёт нестабилизированное напряжение, импортные двигатели — тоже далеко не всегда могут «похвастаться» встроенным.
Зачем он нужен?
А затем, что генератор выдает в лучшем случае выпрямленное напряжение постоянного тока, величина которого зависит от оборотов на валу маховика. Уровень напряжения, таким образом, может составлять никак не 12 Вольт — обычно он колеблется от 10 до 18В.
Иногда ставят простой шунтирующий стабилизатор — такой, как на автомобилях, но он опасен тем, что выдает нестабилизированное напряжение, а просто ограниченное: для большинства потребителей это некритично (электролампочки и прочие осветительные приборы не боятся колебаний в 2-3 вольта, а автомагнитолы оснащаются собственным стабилизатором). Хотя, конечно, вариант имеет право на жизнь — если нет ничего другого.
Лучше всего использовать импульсный стабилизатор: он имеет высокий КПД, малое тепловыделение, широкий набор напряжений.
Самый простой способ разжиться таким агрегатом — купить его готовым.
Вот такой аппарат, например, называется «преобразователь переменный- постоянный 12 В для любых моторов»

продается за $32 — здесь, но вот что неясно — так это действительно стабилизатор, или выпрямитель. но похож на стаб.
У меня в архивах валяется схема для самостоятельного изготовления, но откуда она взялась, кто ее автор, и насколько она работоспособна — не знаю. Выложу, вдруг кто-то из кулибиных захочет повторить.

Тем, кому интересно это направление, дам ссылку — мотоциклисты уже плотно обсудили этот вопрос, там есть чего почитать. Ну и есть еще некий Павел (на многих форумах известен как Pasha), изготавливающий стабы собственной конструкции под заказ. Где-то у меня был его телефон, найду — поделюсь. А пока можно почитать/посмотреть на его идею «супербюджетного стабилизатора»

Не забываю. Это же самая распространенная отговорка всех противников стаба.

На самом деле — и АКБ страдает от завышенной напруги, не приспособленный он работать буфером (до такой степени). И вообще, а что, собственно, плохого в том, что бортсеть оснащается источником стабильного напряжения? Многие из нас пользуются дорогостоящими приборами, которые жалко сжечь. Зачем рисковать-то?
Ну и опять же — если человек хочет, пусть пользуется. Если категорически против — дык, никто же не заставляет!

Читайте также:  Что такое задний стабилизатор поперечной устойчивости

Тем не менее упомянутая тобой Сузуки-сороковка не думаю что от шнурка заводится. Да к тому же и ей самой сомневаюсь что приятно от 80В станет.
А что там в инструкции написано — кто-нибудь читал?
Есть там указание на ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ стабилизатора.
Скажу сразу — я не читал и не знаю!

Ну а по поводу плохо или НЕплохо со стабилизатором то естественно со стабилизатором лучше.
Однако:
1. Это «попадание» на деньги.
2. Появляется дополнительный элемент понижающий общую надежность лодки.

P.S. Не пишу про плюсы стабилизатора потому как итак уже много написано в постах Сергея.

Предлагаю сойтись на том, что эта тема носит исключительно справочно-ознакомительный характер, и не предназначена для того, чтобы склонить кого-то к обязательным и решительным действиям.

__________________
Спробуй лише один політ,і твої очі навічно будуть спрямовані в небо.
Одного разу побував там , на все життя обречений тужити по йому.

Леонардо да Вінчі.

Кстати про стабилизаторы. Ведь в автомобилях (как и в Меркрузере) они устроены совсем по другому. Там стабилизатор управляет катушкой возбуждения генератора. И это правильно, потому как токи совсем не маленькие. А большинство приведенных схем работать при 80В и токах нагрузки выше 5А не будут.

1. Только самоделки, грамотно сделанные, могут считаться надежными.
2. То, что произведено под маркой «ширпотреб», требует доработки «руками», и ненадежно по своей сути.
3. Все современные изделия, от кастрюли до космического корабля, делаются под лозунгом «сэкономить максимально на всём, чем только можно, а если нельзя — сэкономить в ущерб надежности!»
4. Ни одно устройство, не будучи перебранным собственными руками, не может считаться надежным. Если оно работает без проблем — это результат везения, а не победы конструкторов.
5. Никакая сумма, потраченная на изделие, не гарантирует его качества. Решение задачи «закидать проект деньгами» порождает на свет не просто унылое говно, а ДОРОГОЕ УГ.

В итоге — вывод прост. Хочешь, чтобы было качественно и надежно — сделай это сам. Доверять можно только тому, что сам сделал, и многократно проверил и перепроверил.

А теперь по теме.
На счет автомобильных и прочих стабилизаторов.
Не существует какой-то «особенной автомобильной», или какой-то другой схемы. Существует три типа стабилизаторов — параметрический (простейший регулятор, гасящий водное напряжение до уровня выходного за счет рассеивания тепла); шунтирующий (гасящий напряжение на выходе за счет периодического замыкания его на общий провод); импульсный (там все сложно ).
Так вот — в авто применяют в 80% случаев именно шунтирующий, ибо там не критичны ни пульсации, ни нестабильность. Оставшиеся 20% приходятся на сильно напичканные электроникой авто — и тогда применяют либо комбинированную схему (шунтирующий + импульсный), либо только импульсный. Раньше это было невозможно из-за отсутствия мощных силовых элементов — сейчас они есть.

Почему именно импульсный? Высокий КПД и малые габариты, плюс широкий разброс входного напряжения, плюс дешевизна. Именно эти причины сделали их столь популярными: все источники питания нынче поголовно импульсные. От зарядки для мобильного терминала, до компьютерного БП. Даже «зарядка от прикуривателя» — и та в себе содержит импульсный стабилизатор.

Так вот — любой «нежный» электронный узел, рассчитанный на установку в автомобиль, по-хорошему оснащен собственным преобразователем, в том числе и лодочные тахометры, и автомагнитолы, и бортовые компьютеры. Вопрос только в том, НАСКОЛЬКО производитель сэкономил на стабилизаторе.
В последнее время на этих «экономистов» больно смотреть: такое г**но лепят, ужас просто. Даже «А-бренды». А про «китайцев» — и говорить неохота. А вот теперь самое интересное: в паспортах написано, что для нормальной работы требуется «напряжение постоянного тока, 12 В +/- 10%». Эти 10% означают, что напряжение может быть от 10,5 до 13,5В, и не более. Но в недорогие лодочные ДВС (да-да, всё, что меньше 50 л/с считается недорогим) никто не ставит стабилизаторы. Редко — ставят шунтирующие, да и то. считается, что «избыток» напряжения сожрёт АКБ, и плевать на потребителя. А уровень напруги может составлять в такой схеме от 10 до. и до 80 может. Но даже если «до 30» — никакой прибор с простеньким стабилизатором (типа того же тахо) не вынесет надругательства. Сгорит. С дымом.

В общем, тут все просто: каждый желающий берет два прибора:
1) тестер-вольтметр
2) осциллограф
и меряет свою бортсеть на выходе с ДВС на малых оборотах, на средних и высоких. Два раза — с АКБ и без нее. Вольтметр покажет уровень постоянной составляющей, овцеллограф — пульсации и скачки. И сразу все видим: есть на выходе стабилизированное напряжение, или нет. Есть пульсации с размахом в 10-. вольт, или нет. И дальше принимаем решение — применять стабилизатор, или не надо.

А что касается токов. приведенная схема выдает до 10А. Не знаю, кому этого не хватит на лодке, но если не хватит — можно сделать или более мощную схему, или сделать несколько стабилизаторов, разделив устройства потребления на группы. Впрочем, далеко не все бортовые потребители необходимо стабилизировать: светодиоды, магнитолу, ну еще несколько устройств — да.

Источник