Меню

Источником электромагнитной волны является электрический ток

Электромагнитная волна

Я иду на урокОрганизуется деятельность учащихся по распознаванию физического объекта «электромагнитная волна» в конкретных ситуациях * . Чтобы обучить данной деятельности, необходимо актуализировать ранее полученные знания: что такое электромагнитная волна; каковы её источники и способы обнаружения. Понятие «электромагнитная волна» может быть усвоено при условии, что у учащихся сформированы следующие знания: переменное электрическое поле, переменное магнитное поле, связь между этими полями, электрические заряды, ускоренно движущиеся электрические заряды, колебания электрического заряда, проводники, конденсатор, условные обозначения электрических цепей, колебательный контур. Теперь предстоит осмыслить порядок действий по распознаванию электромагнитной волны. Для этого учащиеся должны составить порядок действий в конкретной ситуации самостоятельно, а после уточнения с учителем (или после обсуждения в классе) усвоить эти действия через самостоятельную работу.

Ход урока

I. Мотивационный этап

Учитель. С каким понятием физического объекта мы познакомились на прошлом уроке?

Ученик. Электромагнитная волна.

Учитель. Какой физический объект называется электромагнитной волной?

Ученик. Электромагнитная волна – это чувственно не воспринимаемый объект, состоящий из взаимно связанных переменных электрического и магнитного полей.

Учитель. Зачем нам нужно это знание? Какую деятельность мы можем выполнить на его основе?

Ученик. Наверное, чтобы распознавать этот объект в окружающей нас жизни и, используя электромагнитную волну, разработать устройство, позволяющее передавать звук и изображение на расстояние в сотни километров без проводов и принимать их.

Учитель. Скажите, пожалуйста, присутствует ли этот объект в нашем кабинете физики? (Ученики по-разному отвечают на этот вопрос.) Вот видите, не все могут установить, присутствует электромагнитная волна в конкретной ситуации или нет.

II. Этап составления схемы ориентировочной основы деятельности

Учитель. Возникает потребность научиться этому распознаванию. Запишите задание: научиться выделять ситуации, в которых есть электромагнитная волна. Теперь попрошу перечислить действия, которые надо выполнить, чтобы выполнить это задание. Работайте в группах по 4 человека. На работу 4 минуты. (Дети выполняют задание.)

Какие действия составила 1-я группа? 3-я? 5-я? (Называет любые три. Действия записываются на доске без комментария: 1) выделить понятие, указанное в цели деятельности; 2) определить это понятие; 3) выделить признаки этого понятия; 4) установить, какая связь между признаками – конъюнктивная или дизъюнктивная; 5) установить, обладает ли заданная ситуация этими признаками; 6) сформулировать вывод.)

Откуда вы знаете, что надо выполнить именно такие действия?

Ученик. Мы опирались на определение электромагнитной волны и условия, при которых она обнаруживается.

Учитель. Хорошо, это уже ориентир. Давайте вместе попробуем выделить действия, которые нужно выполнить, чтобы выделить ситуации, в которых есть электромагнитная волна. Вы совершенно верно отметили, что нужно исходить из определения электромагнитной волны. Так какое же действие нужно выполнить первым?

Ученик. Выделить понятие, указанное в цели – электромагнитная волна, – и указать условия, при которых она обнаруживается.

Учитель. Составим табл. 1 (чертит на доске).

Мои действия при выполнении задания

Результат выполнения каждого действия

Записываем в таблицу под № 1: «1. Выделить понятие, указанное в цели деятельности». (Ученик заносит в первую строку таблицы свои действия при выполнении задания и результат выполнения этих действий.Окончательный вид этой таблицы представлен на с. 4 – см. табл. 2.)

Теперь определим понятие электромагнитная волна и укажем условия, при которых она возникает и обнаруживается. Это действие запишем под № 2 в таблицу. (Ученик заполняет вторую строку табл. 1.)

В определении понятия электромагнитная волна указаны признаки этого объекта и условия, при которых она возникает и обнаруживается. Какие признаки этого объекта мы можем выделить?

Ученик. Взаимосвязанные переменные электрическое и магнитное поля.

Учитель. Хорошо. При каких условиях возникает элетромагнитная волна?

Ученик. Изменяющийся электрический ток, например, заряды, движущиеся с ускорением.

Учитель. Очень хорошо. Но ведь элетромагнитная волна – это чувственно не воспринимаемый объект. Как же можно её обнаружить?

Ученик. По возникновению электрического тока в металлическом проводнике.

Учитель. Отлично! Запишем под № 3: «Выделить признаки элетромагнитной волны и условия, при которых она возникает и обнаруживается». Запишите в графу «Результаты…» названные признаки и условия. (Ученик заполняет третью строку табл. 1, без союза «ИЛИ» между пунктами в столбце «Результаты».)

Скажите, обязательно ли для распознавания ситуации, в которой есть электромагнитная волна, установить, все ли признаки электромагнитной волны имеют место, или достаточно одного из признаков?

Ученик. Для распознавания этой ситуации достаточно одного из признаков.

Учитель. Хорошо. Тогда поставим в таблице между признаками союз «ИЛИ». Такая связь между признаками называется дизъюнктивной связью. Мы с вами выполнили следующее действие: установили характер связи между признаками. Отметим это под № 4 в таблице. (Ученик заполняет четвёртую строку табл. 1.)

Итак, мы выделили признаки и условия, установили связь между ними. А зачем нам это надо было делать?

Ученик. Чтобы установить, обладает ли заданная ситуация этими признаками.

Учитель. Хорошо. Запишем в таблицу это пунктом № 5: «Установить, обладает ли заданная ситуация этими признаками». А теперь давайте по­смотрим, обладает ли конкретная ситуация первым признаком. Что для этого нужно установить?

Таблица 2. Окончательный вид табл. 1, составляемой на уроке

Мои действия при выполнении задания

Результат выполнения каждого действия

1. Выделить понятие, указанное в цели деятельности

2. Определить понятие электромагнитная волна и указать условия, при которых она возникает и обнаруживается

Электромагнитная волна – это чувственно не воспринимаемый объект, состоящий из взаимосвязанных переменных электрического и магнитного полей.
Источниками электромагнитной волны является изменяющийся электрический ток (заряды, движущиеся с ускорением).
Обнаруживаются электромагнитные волны по их действию на металлические проводники: они вызывают в них электрический ток

3. Выделить признаки электромагнитной волны и условия, при которых она возникает и обнаруживается

Читайте также:  Как считать мощность для переменного тока

I. Взаимосвязанные переменные электрическое и магнитное поля.
ИЛИ
II. Изменяющийся электрический ток (заряды, движущиеся с ускорением)
ИЛИ
III. Возникающий или исчезающий в металлическом проводнике электрический ток

4. Установить, какая связь между признаками

5. Установить, обладает ли заданная ситуация этими признаками

I признак
1) Установить, есть ли электрическое или магнитное поле;
2) установить, является ли это поле переменным.
ИЛИ
II признак
1) Установить, есть ли электрический ток;
2) установить, изменяется ли этот ток (создаётся ли он ускоренно движущимися зарядами).
ИЛИ
III признак
1) Установить, есть ли металлический проводник;
2) установить, имеется ли в нём электрический ток;
3) установить, не создаётся ли этот ток источником тока

6. Сформулировать вывод

См. логическое правило вывода для дизъюнктивной связи

Ученики. Установить, есть ли электрическое или магнитное поле.

. Установить, является ли это поле переменным.

Учитель. Хорошо. Запишите это в графу «Результаты…». А теперь давайте попробуем установить, обладает ли эта ситуация вторым признаком. Что для этого нужно?

Ученики. Установить, есть ли электрический ток.

. Установить, изменяется ли этот ток или он создаётся ускоренно движущимися зарядами.

Учитель. Очень хорошо! Занесите это в «Результаты». Ну а теперь самостоятельно заполните таблицу по третьему признаку. (Ученик заканчивает заполнение пятой строки табл. 1.)

Учитель. Прочитайте, что у вас записано.

Ученики. Установить, есть ли металлический проводник.

. Установить, имеется ли в нём электрический ток.

. Установить, не создаётся ли этот ток источником тока.

Учитель. Какие действия после этого мы должны выполнить?

Ученик. Сформулировать вывод.

Учитель. Верно. Запишем это действие под № 6 в таблицу. (Ученик заполняет левую колонку шестой строки табл. 1.) Как же сформулировать вывод?

Ученик. Нужно проверить, обладает ли конкретная ситуация хотя бы одним из признаков.

Учитель. Отлично! Вы правильно воспользовались логическим правилом вывода. Если признаки связаны союзом «ИЛИ» (дизъюнктивная связь), то для положительного ответа достаточно выполнения хотя бы одного из признаков. Запишем логическое правило вывода в виде табл. 3.

(Ученик заполняет всю шестую строку табл. 1.)

Таблица 3. Логическое правило вывода

Логическое правило вывода

Если признаки связаны союзом «и» – конъюнктивная связь:

Источник

Электромагнитные волны

Электромагни́тное излуче́ние (электромагнитные волны) — распространяющееся в пространстве возмущение электрических и магнитных полей.

Содержание

Характеристики электромагнитного излучения

Основными характеристиками электромагнитного излучения принято считать частоту, длину волны и поляризацию. Длина волны зависит от скорости распространения излучения. Групповая скорость распространения электромагнитного излучения в вакууме равна скорости света, в других средах эта скорость меньше. Фазовая скорость электромагнитного излучения в вакууме также равна скорости света, в различных средах она может быть как меньше, так и больше скорости света (принцип максимальности скорости света не нарушается, так как скорость переноса энергии и информации в любом случае не превышает световой скорости).

Описанием свойств и параметров электромагнитного излучения занимается электродинамика.

Существуют различные теории, позволяющие смоделировать и исследовать свойства и проявления электромагнитного излучения. Наиболее фундаментальной из них является квантовая электродинамика, из которой путём тех или иных упрощений можно в принципе получить все перечисленные ниже теории, имеющие широкое применение в своих областях. Для описания относительно низкочастотного электромагнитного излучения в макроскопической области используют, как правило, классическую электродинамику, основанную на уравнениях Максвелла, причём существуют упрощения в прикладных применениях. Для оптического излучения (вплоть до рентгеновского диапазона) применяют оптику (в частности, волновую оптику, когда размеры некоторых частей оптической системы близки к длинам волн; квантовую оптику, когда существенны процессы поглощения, излучения и рассеяния фотонов; геометрическую оптику — предельный случай волновой оптики, когда длиной волны излучения можно пренебречь). Гамма-излучение чаще всего является предметом ядерной физики, с других позиций изучается воздействие электромагнитного излучения в радиологии.

Некоторые особенности электромагнитных волн c точки зрения теории колебаний и понятий электродинамики:

  • наличие трёх взаимно перпендикулярных (в вакууме) векторов: волнового вектора, вектора напряжённости электрического поляE и вектора напряжённости магнитного поляH.
  • Электромагнитные волны — это поперечные волны, в которых вектора напряжённостей электрического и магнитного полей колеблются перпендикулярно направлению распространения волны, но они существенно отличаются от волн на воде и от звука тем, что их можно передать от источника к приёмнику в том числе и через вакуум.

Диапазоны электромагнитного излучения

Электромагнитное излучение принято делить по частотным диапазонам (см. таблицу). Между диапазонами нет резких переходов, они иногда перекрываются, а границы между ними условны. Поскольку скорость распространения излучения постоянна, то частота его колебаний жёстко связана с длиной волны в вакууме.

Название диапазона Длины волн, λ Частоты, ν Источники
Радиоволны Сверхдлинные более 10 км менее 30 кГц Атмосферные явления. Переменные токи в проводниках и электронных потоках (колебательные контуры).
Длинные 10 км — 1 км 30 кГц — 300 кГц
Средние 1 км — 100 м 300 кГц — 3 МГц
Короткие 100 м — 10 м 3 МГц — 30 МГц
Ультракороткие 10 м — 1 мм 30 МГц — 150 ГГц
Оптическое излучение Инфракрасное излучение 1 мм — 780 нм 150 ГГц — 429 ТГц Излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях.
Видимое излучение 780—380 нм 429 ТГц — 750 ТГц
Ультрафиолетовое 380 — 10 нм 7,5×10 14 Гц — 3×10 16 Гц Излучение атомов под воздействием ускоренных электронов.
Ионизирующее электромагнитное излучение Рентгеновские 10 — 5×10 −3 нм 3×10 16 — 6×10 19 Гц Атомные процессы при воздействии ускоренных заряженных частиц.
Гамма менее 5×10 −3 нм более 6×10 19 Гц Ядерные и космические процессы, радиоактивный распад.
Читайте также:  Подобрать сечение постоянного тока

Радиоволны. Ультракороткие радиоволны принято разделять на метровые, дециметровые, сантиметровые, миллиметровые и субмиллиметровые (микрометровые). Волны с длиной λ ( ν > 300 МГц ) принято также называть микроволнами или волнами сверхвысоких частот (СВЧ). Деление радиоволн на диапазоны см. в статьях Радиоизлучение и Диапазоны частот.

Ионизирующее электромагнитное излучение. К этой группе традиционно относят рентгеновское и гамма-излучение, хотя, строго говоря, ионизировать атомы может и ультрафиолетовое излучение, и даже видимый свет. Границы областей рентгеновского и гамма-излучения могут быть определены лишь весьма условно. Для общей ориентировки можно принять, что энергия рентгеновских квантов лежит в пределах 20 эВ — 0,1 МэВ , а энергия гамма-квантов — больше 0,1 МэВ . В узком смысле гамма-излучение испускается ядром, а рентгеновское — атомной электронной оболочкой при выбивании электрона с низколежащих орбит, хотя эта классификация неприменима к жёсткому излучению, генерируемому без участия атомов и ядер (например, синхротронному или тормозному излучению).

Радиоволны

Из-за больших значений λ распространение радиоволн можно рассматривать без учёта атомистического строения среды. Исключение составляют только самые короткие радиоволны, примыкающие к инфракрасному участку спектра. В радиодиапазоне слабо сказываются и квантовые свойства излучения, хотя их всё же приходится учитывать, в частности, при описании квантовых генераторов и усилителей сантиметрового и миллиметрового диапазонов, а также молекулярных стандартов частоты и времени, при охлаждении аппаратуры до температур в несколько кельвинов.

Радиоволны возникают при протекании по проводникам переменного тока соответствующей частоты. И наоборот, проходящая в пространстве электромагнитная волна возбуждает в проводнике соответствующий ей переменный ток. Это свойство используется в радиотехнике при конструировании антенн.

Естественным источником волн этого диапазона являются грозы. Считается, что они же являются источником стоячих электромагнитных волн Шумана.

Источник

Электромагнитные волны

Существование электромагнитных волн было теоретически предсказано великим английским физиком Дж. Максвеллом в 1864 году. Максвелл проанализировал все известные к тому времени законы электродинамики и сделал попытку применить их к изменяющимся во времени электрическому и магнитному полям. Он обратил внимание на ассиметрию взаимосвязи между электрическими и магнитными явлениями. Максвелл ввел в физику понятие вихревого элеетрического поля и предложил новую трактовку закона электромагнитной индукции, открытой Фарадеем в 1831 г.:

Всякое изменение магнитного поля порождает в окружающем пространстве вихревое электрическое поле, силовые линии которого замкнуты.

Максвелл высказал гипотезу о существовании и обратного процесса:

Изменяющееся во времени электрическое поле порождает в окружающем пространстве магнитное поле.

Рис. 2.6.1 и 2.6.2 иллюстрируют взаимное превращение электрического и магнитного полей.

Закон электромагнитной индукции в трактовке Максвелла

Гипотеза Максвелла. Изменяющееся электрическое поле порождает магнитное поле

Эта гипотеза была лишь теоретическим предположением, не имеющим экспериментального подтверждения, однако на ее основе Максвеллу удалось записать непротиворечивую систему уравнений, описывающих взаимные превращения электрического и магнитного полей, т. е. систему уравнений электромагнитного поля (уравнений Максвелла). Из теории Максвелла вытекает ряд важных выводов:

1. Существуют электромагнитные волны, то есть распространяющееся в пространстве и во времени электромагнитное поле. Электромагнитные волны поперечны – векторы и перпендикулярны друг другу и лежат в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны (рис. 2.6.3).

Синусоидальная (гармоническая) электромагнитная волна. Векторы , и взаимно перпендикулярны

2. Электромагнитные волны распространяются в веществе с конечной скоростью

Здесь ε и μ – диэлектрическая и магнитная проницаемости вещества, ε и μ – электрическая и магнитная постоянные:

Длина волны λ в синусоидальной волне свявзана со скоростью υ распространения волны соотношением λ = υT = υ / f, где f – частота колебаний электромагнитного поля, T = 1 / f.

Скорость электромагнитных волн в вакууме (ε = μ = 1):

Скорость c распространения электромагнитных волн в вакууме является одной из фундаментальных физических постоянных.

Вывод Максвелла о конечной скорости распространения электромагнитных волн находился в противоречии с принятой в то время теорией дальнодействия, в которой скорость распространения электрического и магнитного полей принималась бесконечно большой. Поэтому теорию Максвелла называют теорией близкодействия.

3. В электромагнитной волне происходят взаимные превращения электрического и магнитного полей. Эти процессы идут одновременно, и электрическое и магнитное поля выступают как равноправные «партнеры». Поэтому объемные плотности электрической и магнитной энергии равны друг другу: wэ = wм.

Отсюда следует, что в электромагнитной волне модули индукции магнитного поля и напряженности электрического поля в каждой точке пространства связаны соотношением

4. Электромагнитные волны переносят энергию. При распространении волн возникает поток электромагнитной энергии. Если выделить площадку S (рис. 2.6.3), ориентированную перпендикулярно направлению распространения волны, то за малое время Δt через площадку протечет энергия ΔWэм, равная

Плотностью потока или интенсивностью I называют электромагнитную энергию, переносимую волной за единицу времени через поверхность единичной площади:

Подставляя сюда выражения для wэ, wм и υ, можно получить:

Поток энергии в электромагнитной волне можно задавать с помощью вектора, направление которого совпадает с направлением распространения волны, а модуль равен EB / μμ. Этот вектор называют вектором Пойнтинга.

В синусоидальной (гармонической) волне в вакууме среднее значение Iср плотности потока электромагнитной энергии равно

где E – амплитуда колебаний напряженности электрического поля.

Плотность потока энергии в СИ измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м 2 ).

5. Из теории Максвелла следует, что электромагнитные волны должны оказывать давление на поглощающее или отражающее тело. Давление электромагнитного излучения объясняется тем, что под действием электрического поля волны в веществе возникают слабые токи, то есть упорядоченное движение заряженных частиц. На эти токи действует сила Ампера со стороны магнитного поля волны, направленная в толщу вещества. Эта сила и создает результирующее давление. Обычно давление электромагнитного излучения ничтожно мало. Так, например, давление солнечного излучения, приходящего на Землю, на абсолютно поглощающую поверхность составляет примерно 5 мкПа. Первые эксперименты по определению давления излучения на отражающие и поглощающие тела, подтвердившие вывод теории Максвелла, были выполнены Петром Николаевичем Лебедевым в 1900 г. Опыты Лебедева имели огромное значение для утверждения электромагнитной теории Максвелла.

Читайте также:  Ток источника напряжения зависит от сопротивления

Существование давления электромагнитных волн позволяет сделать вывод о том, что электромагнитному полю присущ механический импульс. Импульс электромагнитного поля в единичном объеме выражается соотношением

где wэм – объемная плотность электромагнитной энергии, c – скорость распространения волн в вакууме. Наличие электромагнитного импульса позволяет ввести понятие электромагнитной массы.

Для поля в единичном объеме

Это соотношение между массой и энергией электромагнитного поля в единичном объеме является универсальным законом природы. Согласно специальной теории относительности (СТО), оно справедливо для любых тел независимо от их природы и внутреннего строения.

Таким образом, электромагнитное поле обладает всеми признаками материальных тел – энергией, конечной скоростью распространения, импульсом, массой. Это говорит о том, что электромагнитное поле является одной из форм существования материи.

6. Первое экспериментальное подтверждение электромагнитной теории Максвелла было дано примерно через 15 лет после создания теории в опытах Генриха Герца (1888 г.). Герц не только экспериментально доказал существование электромагнитных волн, но впервые начал изучать их свойства – поглощение и преломление в разных средах, отражение от металлических поверхностей и т. п. Ему удалось измерить на опыте длину волны и скорость распространения электромагнитных волн, которая оказалась равной скорости света.

Опыты Герца сыграли решающую роль для доказательства и признания электромагнитной теории Максвелла. Через семь лет после этих опытов электромагнитные волны нашли применение в беспроводной связи (А.С. Попов, 1895 г.).

7. Электромагнитные волны могут возбуждаться только ускоренно движущимися зарядами. Цепи постоянного тока, в которых носители заряда движутся с неизменной скоростью, не являются источником электромагнитных волн. В современной радиотехнике излучение электромагнитных волн производится с помощью антенн различных конструкций, в которых возбуждаются быстропеременные токи.

Простейшей системой, излучающей электромагнитные волны, является небольшой по размерам электрический диполь, дипольный момент p (t) которого быстро изменяется во времени.

Такой элементарный диполь называют диполем Герца. В радиотехнике диполь Герца эквивалентен небольшой антенне, размер которой много меньше длины волны λ (рис. 2.6.4).

Элементарный диполь, совершающий гармонические колебания

Рис. 2.6.5 дает представление о структуре электромагнитной волны, излучаемой таким диполем.

Излучение элементарного диполя

Следует обратить внимание на то, что максимальный поток электромагнитной энергии излучается в плоскости, перпендикулярной оси диполя. Вдоль своей оси диполь не излучает энергии. Герц использовал элементарный диполь в качестве излучающей и приемной антенн при экспериментальном доказательстве существования электромагнитных волн.

Источник



Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Источник — электромагнитная волна

Источники электромагнитных волн — изменяющиеся со временем электрические заряды и электрические токи. [1]

Источником электромагнитных волн в действительности может быть любой электрический колебательный контур или проводник, по которому течет переменный электрический ток, так как для возбуждения электромагнитных волн необходимо создать в пространстве переменное электрическое поле ( ток смещения) или соответственно переменное магнитное поле. Однако излучающая способность источника определяется его формой, размерами и частотой колебаний. [2]

Источником электромагнитных волн являются изменяющиеся во времени токи и заряды. [3]

Источником электромагнитных волн являются радиотехнические генераторы, основной частью которых служат различные радиолампы специальной конструкции — клистроны, лампы бегущей волны и др., которые позволяют получать электромагнитные колебания значительно более высоких частот, чем при использовании обычных радиоламп. [4]

Источниками электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся электрические заряды. Процесс испускания электромагнитных волн называется излучением. [5]

Источником электромагнитных волн являются изменяющиеся во времени токи и заряды. [6]

Источником электромагнитных волн в оптике являются атомы, которые можно представить, как элементарные диполи. На рис. 210 изображено сечение диаграммы направленности такого диполя. Диаграмма направленности симметрична относительно оси у. Если положение диполя в пространстве не меняется, то вектор Е колеблется в плоскости ху, вектор Н колеблется, очевидно, в плоскости, ей перпендикулярной. Такая волна называется плоскополяри-звванной. Плоскость, в которой колеблется вектор Е, называется плоскостью колебаний. Плоскость колебаний вектора Н называется плоскостью поляризации. Обычно источник света состоит из огромного числа хаотически расположенных диполей. [7]

Источниками электромагнитных волн являются атомы и молекулы вещества. [8]

Источником электромагнитных волн , воспринимаемых нашим органом зрения, являются процессы, происходящие внутри атомов. [9]

Источником электромагнитных волн в действительности может быть любой электрический колебательный контур или проводник, по которому течет переменный электрический ток, так как для возбуждения электромагнитных волн необходимо создать в пространстве переменное электрическое поле ( ток смещения) или соответственно переменное магнитное поле. Однако излучающая способность источника определяется его формой, размерами и частотой колебаний. [10]

Источником электромагнитных волн в действительности может быть любой электрический колебательный контур или проводник, по которому течет переменный электрический ток, так как для возбуждения электромагнитных волн необходимо создать в пространстве переменное электрическое поле ( ток смещения) или соответственно переменное магнитное поле. Однако излучающая способность источника определяется его формой, размерами и частотой колебаний. Чтобы излучение играло заметную роль, необходимо увеличить объем пространства, в котором переменное электромагнитное поле создается. Поэтому для получения электромагнитных волн непригодны закрытые колебательные контуры, так как в них электрическое поле сосредоточено между обкладками конденсатора, а магнитное — внутри катушки индуктивности. [11]

Источником электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся заряды. Для простоты расчетов положим, что заряды движутся в вакууме. [12]

Источником электромагнитных волн являются изменяющиеся во времени токи и заряды. [14]

Излучение источником электромагнитных волн сопровождается тем, что источник испускает в пространство энергию. [15]

Источник