Меню

Измерителем мощности поликлиники являются

Измерителем мощности поликлиники являются

Понятие «мощность поликлиники» или «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения» часто вызывает разночтения. Что означает данная категория – реальные количественные показатели приема больных (посещений) в поликлинике или характеристику ее помещений?

Ответ на этот вопрос дает формально действующий до настоящего времени приказ Минздрава СССР от 20.06.1979 № 650 «О введении показателя «мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения». В нем записано, что Госпланом СССР установлен плановый показатель «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений», измеряемая числом посещений в смену. С 1970 г . он используется в планах экономического и социального развития для планирования строительства и ввода в действие амбулаторно-поликлинических учреждений (далее – АПУ), а с 1981 г . будет применяться для планирования сети лечебно-профилактических учреждений, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь. Данным приказом были утверждены:

1. Инструкция по определению планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь (далее – Инструкция);

2. Нормативные показатели площадей для определения плановой мощности учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь.

Согласно утвержденной Инструкции, показатель плановой мощности амбулаторно-поликлинической сети устанавливается для всех лечебно-профилактических учреждений (подразделений), оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь. При наличии в составе лечебно-профилактического учреждения нескольких поликлиник (отделений), оформленных в установленном порядке, показатель плановой мощности устанавливается по каждому из них.

Показатель плановой мощности АПУ (поликлиник, амбулаторий, амбулаторно-поликлинических подразделений) утверждается органами управления здравоохранением на региональном и федеральном уровнях в соответствии с изложенным ниже порядком. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник) выражается числом посещений в смену.

Для учреждений, построенных по типовым или индивидуальным проектам, в которых указана проектная мощность в посещениях в смену, плановая мощность принимается равной проектной. Если проектная мощность выражена числом посещений в день, то плановая мощность принимается равной 60% от проектной.

При отсутствии проектной документации, или если в проекте не указана мощность учреждения в посещениях в смену (в день), плановая мощность определяется расчетным путем:

— для самостоятельных АПУ, а также для входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений, но размещенных автономно (в отдельном здании, пристройке, на отдельном этаже), плановая мощность каждого из них определяется как частное от деления их фактически занимаемой площади на нормативный показатель площади;

— для амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений и размещенных в одном комплексе, площадь, которую они непосредственно занимают, следует увеличить за счет части площади общих лечебно-диагностических кабинетов и вспомогательных служб пропорционально объему работы, выполняемой ими для амбулаторно-поликлинических подразделений. Затем для определения их плановой мощности следует полученную суммарную площадь разделить на соответствующий нормативный показатель.

Рекомендации по определению мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник)

В 2004 году в журнале «Главный врач» (№ 5/2004) были опубликованы рекомендации по определению мощности амбулаторно-поликлинических учреждений и показателей использования кабинетов врачебного приема (автор С.А. Полишкис). В них также отмечалось, что главные врачи АПУ по-разному трактуют понятие «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения». Некоторые из них считают, что это проектная мощность, определенная в проектной документации; другие – мощность, которая ранее, из года в год, определялась районными органами здравоохранения; третьи – мощность, определенную собственными расчетами, в которых, как правило, используются различные базовые данные, определяющие величину этого показателя.

К наиболее частой причине неточного обозначения величины мощности АПУ относится отождествление показателя мощности, требуемого для заполнения годовых отчетов, показателю проектной мощности, без учета изменившихся со временем условий и базовых данных, используемых для расчета этого показателя.

В течение длительного времени главные врачи АПУ рассматривали показатели проектной и функциональной мощности как синонимы, чему не в малой степени способствовал вышеуказанный приказ МЗ СССР от 20.06.79 N 650 «О введении показателя «мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения». Однако к настоящему времени накопился достаточный материал, позволяющий критически оценить изложенные в Приказе N 650 условия определения мощности АПУ в стадии эксплуатации как в части отождествления функциональной мощности проектной, так и в способе ее определения расчетным путем.

Неоднозначность показателей проектной и функциональной мощности обусловлена следующими причинами:

— отставанием морально устаревшей проектной документации от возрастающих со временем медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к АПУ в стадии эксплуатации;

— перепланировкой, выполненной в зданиях функционирующих АПУ, ведущей к изменению от проектного количества кабинетов врачебного приема и, как следствие, к изменению их пропускной способности;

— изменением назначения кабинетов врачебного приема в связи с необходимостью организации приема по специальности, ранее не предусмотренной проектом, в результате чего также изменяется их пропускная способность.

Показатель мощности АПУ

МОЩНОСТЬ АПУ – показатель, характеризующий проектную, функциональную, эксплуатационную или фактическую пропускную способность кабинетов врачебного приема (КВП), выраженный числом посещений в смену. В соответствии с данным определением различают проектную, функциональную, эксплуатационную и фактическую мощность АПУ.

ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ – показатель материально-технической базы АПУ, характеризующий пропускную способность проектируемых кабинетов врачебного приема. Количество и назначение КВП определяются на стадии разработки проекта и находятся в прямой зависимости от штатного расписания АПУ, а для территориальных поликлиник – от численности обслуживаемого населения и числа врачебных участков, определенных в задании на проектирование.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ АПУ – отчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность действующих кабинетов врачебного приема в смену. Функциональная мощность АПУ соответствует его проектной мощности тогда, когда за время эксплуатации здания АПУ количество и назначение действующих КВП соответствует проектным. При этом численность обслуживаемого населения и число врачебных участков не изменились и также соответствуют принятым при проектировании АПУ.

Читайте также:  Мощность пластов тунгусского угольного бассейна

На практике совокупность условий, при которых проектная и функциональная мощность АПУ тождественны, встречается только в новых, введенных в эксплуатацию АПУ и сохраняется до тех пор, пока не изменяется хотя бы одно из перечисленных условий, определяющих величину проектной мощности данного учреждения. Во всех остальных случаях функциональная мощность не соответствует проектной, что обуславливает необходимость ее определения и расчета.

Назначение показателя функциональной мощности АПУ определяется следующим.

Во-первых, как уже упоминалось, он является отчетным показателем и указывается в статистической форме годового отчета лечебно-профилактического учреждения.

Во-вторых, суммирование этих показателей по типам АПУ дает представление о материальном фонде зданий по отдельным типам АПУ (территориальные поликлиники, женские консультации, диспансеры, консультативно-диагностические центры и др.) и является основой для расчетов при планировании развития и реконструкции сети АПУ для различных административно-территориальных образований.

Наконец, сопоставление показателя функциональной мощности АПУ с показателем, характеризующим объем деятельности учреждения за отчетный год в сопоставимых единицах (фактическая мощность АПУ), позволяет определить показатель эффективности использования КВП, что в условиях ограниченных материальных ресурсов является важнейшим критерием рациональности их использования.

Функциональная мощность является основным показателем материально-технической базы здания АПУ, отражающим максимальную нагрузку (пропускную способность) КВП действующего учреждения. Именно этот показатель, как правило, имеют в виду, когда говорят о мощности АПУ на этапе эксплуатации здания учреждения. В силу традиционно сложившейся привычки, вместо термина «функциональная мощность» употребляется термин «мощность», который следует рассматривать как синоним термина «функциональная мощность».

Кроме показателей проектной и функциональной мощности, различают расчетные показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ, имеющие вспомогательное назначение и предназначенные для определения показателей использования КВП амбулаторно-поликлинических учреждений.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ – расчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность КВП без учета времени естественного простоя кабинетов.

Время естественного простоя кабинетов врачебного приема обусловлено двумя причинами:

— простоем кабинетов, связанным с выполнением врачами посещений на дому;

— простоем кабинетов, связанным с их недоукомплектованностью штатными должностями. Например, для работы одного врачебного кабинета в течение одного рабочего дня (двух полных смен) требуется 2 должности врача, а количество штатных должностей врачей, работающих в данном кабинете, составляет 1,75; 1,5; 1,25 или 1,0 должности и т.д.

Простои КВП, связанные с вакантными должностями врачей, а также в связи с отпуском или болезнью врачей при расчете эксплуатационной мощности не учитываются.

Эксплуатационная мощность АПУ соответствует его функциональной мощности при условии, что на каждый кабинет врачебного приема приходится 2 должности врача, при этом врачи данного учреждения не выполняют посещений на дому. Очевидно, что данным условиям может соответствовать лишь незначительное число учреждений – консультативные поликлиники, консультативно-диагностические центры, медико-санитарные части, некоторые типы диспансеров.

Для подавляющего числа АПУ эксплуатационная мощность будет всегда меньше их функциональной мощности.

ФАКТИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ – расчетный показатель, характеризующий число посещений в КВП за отчетный год, выраженный в единицах мощности.

В отличие от показателя функциональной мощности, показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ являются непостоянными и зависят от объема деятельности АПУ за отчетный год.

1. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20 июня 1979 г . № 650 «О введении показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения»;

2. Полишкис С.А. Рекомендации по определению мощности амбулаторно-поликлинических учреждений и показателей использования кабинетов врачебного приема // Главный врач. – 2004. – № 5.

Источник



Вариант 3

Основными направлениями совершенствования стационарной помощи являются:

а) смещение акцентов к увеличению объема амбулаторно-поликлинической помощи

б) развитие стационарно заменяющих технологий

в) дифференциация больничных учреждений по интенсивности лечебно-диагностического процесса

г) привлечение и использование дополнительных источников финансирования

По какому из приведенных критериев следует судить о рациональном использовании коечного фонда стационара:

а) по числу койко-дней, проведенных больными за год

б) по числу больных, пролеченных в стационаре за год

Показателями объема работы поликлиники являются

а) число посещений в одну смену

б) число посещений за год

Совершенствование стационарной помощи населению может быть достигнуто за счет:

а) использования новых современных медицинских и медико-организационных технологий

б) организации стационаров дневного пребывания

в) применения доктрины тотальной госпитализации

Деятельность поликлиники характеризуется следующими показателями:

а) структурой посещений по специальностям

б) объемом помощи на дому, структурой посещений на дому, активностью врачей по помощи на дому

в) количеством посещений на одного жителя в год, в том числе профилактических

Вариант 4

Обеспеченность стационарной медицинской помощью:

а) число коек на 1000 жителей

б) число пролеченных за год больных

в) число коек (всего)

Измерителем мощности поликлиники является:

а) численность населения на территории

б) число посещений в смену

в) численность населения на терапевтическом участке

г) число терапевтических участков

Для оценки деятельности стационара используются показатели: а) среднегодовой занятости койки

б) оборота койки

в) средней длительности пребывания больного в стационаре

г) процента госпитализированных, полностью прошедших обследование в поликлинике

Развитие поликлинической помощи взрослому населению в современных социально-экономических условиях предусматривает:

а) укрепление и развитие форм и методов восстановительного лечения и реабилитации

б) обеспечение возможности выбора участкового или семейного врача

в) развитие общеврачебных практик

г) создание на базе поликлиник консультативных и реабилитационных центров

д) развитие современных технологий и новых организационных форм амбулаторно-поликлинической помощи

Читайте также:  Жиклеры газовые мощность двигателя

е) увеличение количества участковых врачей, разукрупнение участков

Послеоперационная летальность — это:

а) отношение числа умерших после операции к числу госпитализированных больных

б) отношение числа умерших больных к числу выписанных больных

в) отношение числа умерших после операции ко всем оперированным больным

Источник

Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Л. В., Куприянов Д. В.

Предложены методики расчета минимальной мощности учреждений здравоохранения в зависимости от их вида и способа финансирования на основе анализа финансовых потоков этих учреждений.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горшкова Л. В., Куприянов Д. В.

Текст научной работы на тему «Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения»

Л.В. ГОРШКОВА, Д.В. КУПРИЯНОВ

Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения

Предложены методики расчета минимальной мощности учреждений здравоохранения в зависимости от их вида и способа финансирования на основе анализа финансовых потоков этих учреждений.

Одной из актуальных задач, стоящих перед здравоохранением, является повышение экономической эффективности функционирования. Немаловажную роль в этом играет определение мощности учреждения здравоохранения, необходимой для покрытия затрат на его содержание.

В работе, посвященной этому вопросу [2], предлагается методика расчета мощности лечебного учреждения, которая является достаточно сложной для практического применения. Однако в финансовом менеджменте имеется более простой показатель — точка безубыточности, который определяет минимальное количество товаров (работ, услуг), необходимых для покрытия совокупных затрат организации.

Формула расчета точки безубыточности имеет следующий вид:

где ТБ — точка безубыточности, в натуральных единицах; ТЕС — совокупные постоянные затраты, руб.; Р — цена, руб.; ЛУС — средние переменные затраты на одну услугу, руб.

Воспользовавшись этой формулой, можно определить, какое количество услуг необходимо оказать учреждению здравоохранения для того, чтобы покрыть все затраты. Однако в таком виде эта формула не может быть применима для расчета показателей, определяющих мощность учреждения (количества коек в стационаре; количества посещений или прикрепленного населения для амбулаторно-поликлинических учреждений). Возникает необходимость проведения модификации формулы в зависимости от вида медицинского учреждения и способа его финансирования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) применяют следующие методы оплаты стационарной медицинской помощи:

1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование);

2) за отдельную услугу;

3) по количеству койко-дней;

4) по числу пролеченных больных;

5) за законченный случай госпитализации;

6) по согласованным объемам медицинской помощи (глобальный бюджет).

Для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи применяют 5 методов:

1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование);

2) за отдельную услугу (по посещениям);

3) за отдельную услугу по балльной шкале;

4) за пролеченного больного (законченный случай амбулаторнополиклинического обслуживания);

5) по душевому нормативу за каждого обслуживаемого (прикрепленного к врачу или поликлинике).

На наш взгляд, для многопрофильных стационаров расчеты лучше проводить по отделениям, т.к. в каждом из них будут различные расходы на содержание самого отделения и лечение больных, а следовательно, и разные тарифы за услугу. Даже в одном отделении стационара, как правило, лежат пациенты с разными заболеваниями и, соответственно, разными затратами на лечение. Поэтому в отдельных случаях возможна дальнейшая дифференциация расчетов.

Рассмотрим порядок расчета минимального количества коек отделения стационара при финансировании по количеству койко-дней.

Совокупные постоянные затраты включают в себя постоянные затраты данного отделения и часть общеучрежденческих затрат, относимых на себестоимость услуг данного отделения.

В данном случае цена (Р) представляет собой тариф Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 1 койко-день при лечении заболевания данной нозологической группы.

Переменные затраты на один койко-день будут складываться из затрат на питание, медикаменты, услуги прачечной и фонда оплаты труда медицинских работников отделения (при условии, что их зарплата зависит от количества койко-дней).

Для примера используем терапевтическое отделение ГКБ № 57 г. Москвы.

Совокупные постоянные затраты (ТЕС) отделения в 2004 г. составили 2550000 руб. [1].

Тариф ТФОМС на 1 койко-день по отделениям подобного профиля — 441,93 руб.

Средние переменные затраты (АУС) — 198,01 руб. на 1 день госпитализации.

Минимальное количество койко-дней, которое должно быть выполнено отделением за год, составит:

ТЬ 2550000 1045425 й й

Рассчитаем минимальное количество коек, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Нормативное число

количество = количество : дней работы одной . (2)

коек койко-дней койки

Нормативное число дней работы койки в терапевтическом отделении составляет 340 дней в году. Подставим данное значение в формулу (2).

Минимальное количество коек = 10454,25 : 340 = 30,7 = 31 койки.

При финансировании за законченный случай госпитализации порядок расчета будет следующим.

Цена представляет собой тариф ТФОМС за законченный случай госпитализации для заболевания данной нозологической группы, а именно 5776,03 руб.;

ЛУС — переменные затраты на одну госпитализацию в рассматриваемом примере 2598 руб.,;

ТЕС в год — 2550000 руб.

Подставляем данные значения в формулу (1).

Тогда минимальное количество госпитализаций в год, необходимое для покрытия затрат отделения, составит:

ТЬ 2550000 7999 й

1Ь =—————= 799,9 госпитализаций.

Рассчитаем минимальное количество коек, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Норматив оборота

количество = количество : одной койки . (3)

коек госпитализаций для данного профиля

Норматив оборота койки по отделениям терапевтического профиля -26 раз в год. Подставим данное значение в формулу (3).

Читайте также:  Ибп мощностью 700 ватт

Минимальное количество коек = 799,9 : 26 = 30,7 = 31 койка.

Таким образом, рассчитано минимальное количество коек. Реально же их должно быть больше для обеспечения средств на развитие лечебно-профилактического учреждения. Запас финансовой прочности должен быть 10% [6, с. 203]. Тогда минимальное количество коек в терапевтическом отделении ГКБ № 57 г. Москвы составит:

31 х 1,1 = 34 койки.

Количество коек в целом по многопрофильной больнице складывается из суммы количества коек каждого отделения. Если же больница специализированная (инфекционная, психиатрическая, туберкулезная), то расчет можно вести в целом по всему стационару, т.к. здесь уже не будет такой дифференциации тарифов за 1 услугу.

Не менее актуальным является расчет мощности амбулаторно-поликлинического учреждения, поскольку от нее будет зависеть количество ставок врачей, оснащение лабораторий и др.

При финансировании поликлиники за количество посещений минимальное их количество для обеспечения безубыточности ЛПУ можно

рассчитать по формуле (1), в которой ТЕС — совокупные постоянные затраты отделения; Р — тариф ТФОМС за 1 посещение; ЛУС — средние переменные затраты на одно посещение.

Переменные затраты на одно посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях сравнительно малы. Это медикаменты при оказании экстренной медицинской помощи, расходные материалы. Фонд оплаты труда медицинских работников поликлиник, как правило, мало зависит от количества посещений. Поэтому особенностью медицинских услуг амбулаторно-поликлинических учреждений будет низкая доля переменных затрат в их себестоимости, т.е. при увеличении количества оказываемых услуг себестоимость одной услуги будет резко снижаться.

В качестве примера используем лечебное отделение МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» г. Владивостока.

ТЕС отделения в год — 6917576 руб.;

Тариф ТФОМС на 1 посещение врача-стоматолога в 2005 г. — 94,6

ЛУС — 6,47 руб. на 1 посещение.

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество посещений в год, необходимое для покрытия затрат, составит:

ТЬ 6917576 784929 й

1Ь =————= 78492,9 посещений.

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Функция

количество = количество : врачебной . (4)

ставок врачей посещений должности

Функция врачебной должности (ФВД) для врачей-стоматологов лечебных отделений составляет 3850 посещений в год [5].

Минимальное количество ставок стоматологов = 78492,9 : 3850 = 20,39 = 20,5 ставок.

С учетом запаса финансовой прочности количество ставок врачей-стоматологов должно быть = 20,5 х 1,1 = 22,55 = 22,5 ставок.

Произведем подобный расчет, если оплата ведется за законченный случай лечения.

Р — тариф ТФОМС за законченный случай лечения, 289,2 руб.;

ЛУС — средние переменные затраты на 1 законченный случай лечения, 19,41 руб.

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество законченных случаев в год, необходимое для покрытия затрат, составит:

ТЬ 6917576 256406

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Норма законченных

количество = количество : случаев в год на врача . (5)

ставок врачей законченных случаев данной специальности

Если норма законченных случаев в год на врача данной специальности не установлена, то минимальное количество ставок можно рассчитать как в предыдущем примере по формуле (4), предварительно пересчитав законченные случаи лечения в посещения согласно медико-экономическому стандарту (МЭС).

Минимальное количество ставок врачей-стоматологов = 25640,6 : 1283 = 20 ставок.

Если же финансирование ведется по душевому нормативу за прикрепленное население, то в формуле (1):

Р — подушевой норматив финансирования, 130,6 руб. [3, 4];

ЛУЄ — средние переменные затраты на 1 прикрепленного человека,

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество прикрепленного населения, необходимое для покрытия затрат составит:

ТЬ 6917576 56854

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Норма врачей

количество данной специальности

прикрепленных на прикрепленное .

В настоящее время действует норматив должностей врачей-стоматологов — 0,25 на 1000 чел. взрослого городского населения [5].

В нашем примере по формуле (5):

Минимальное количество ставок стоматологов = 56854 : 1000 х 0,25 = = 14,21 = 14,25 ставок.

С учетом запаса финансовой прочности количество ставок врачей-стоматологов должно быть = 14,25 х 1,1 = 15,68 = 15,75.

Таким образом, точка безубыточности может являться базовым показателем для определения минимального размера мощности учреждения здравоохранения. Ее преимуществами являются: общеизвестность, простота расчета, возможность использования при различных способах финансирования.

1. Духанина И.В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ / И.В. Духанина, М.В. Духанина // Экономика здравоохранения. 2005. № 3. С. 25-27.

2. Ильина Н.А. Методика расчета оптимальной стоимости обслуживания и числа койко-мест для хозрасчетного лечебно-профилактического учреждения / Н.А. Ильина, А.Я. Кудряшов, А.М. Цирлин // Экономика здравоохранения. 2002. № 8. С. 10-13.

3. Информационное письмо о формировании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год // Экономика и практика обязательного мед. страхования. 2005. № 1. С. 2122.

4. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Утверждены Приказом МЗ РФ № 2510/14302-34 от 28.12.2000.

5. О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек. Приказ МЗ СССР № 999 от 11.10.1982 г.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 2000. — 656 с.

Источник