Меню

Культура мораль как регулятор поведения человека

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения

Мораль– это представления и правила, которые обычно су­ществуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправед­ливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика. Этические проблемы пытались разрешить такие мыслители, как Аристотель, Эпикур, Иммануил Кант и др.

Мораль – это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль – это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответ­ствии с которыми он считает необходимым совершать любые дей­ствия.

С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответству­ющих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собствен­ные поступки, но и поступки других людей; мораль служит осно­вой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех.

Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полнос­тью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти прин­ципы должны учитывать чувства, интересы и особенности дру­гих людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими сло­вами, подлинная мораль не допускает «двойных стандартов», то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, неза­висимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все больше государств признают, что убийство – даже на государ­ственном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, – аморально.

Мораль выражается в виде совести. Под совестью обычно по­нимают способность познавать моральные ценности. Совесть – это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выра­жаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека обще­ство, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества.

Слово «мораль» в одном из своих значений означает «закон, правило, предписание». Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеют­ся не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди.

Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отноше­нию к другому человеку – это моральная норма, и людей с дет­ства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве.

В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специаль­ными властными органами, а его исполнение обеспечивается пу­тем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда су­ществует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона . К тому же закон может быть несправедливым или предписывать человеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тогда как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать че­ловека сообщать в правоохранительные органы любую информа­цию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае человек, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, «стукачом».

Нарушение норм морали также карается, хотя и совсем ина­че, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует преж­де всего как убеждения.

Мораль существует благодаря нравствен­ному идеалу, который существует в общественном сознании. Нрав­ственный идеал – это абсолютный критерий оценки поступков человека с точки зрения нравственности. В качестве нравствен­ного идеала может выступать бог или совокупность представле­ний. Божественная природа нравственного идеала характерна для религиозного сознания. Нравственный идеал как совокупность представлений возник не так давно, в процессе развития филосо­фии и науки.

Наиболее известным нравственным идеалом является катего­рический императив Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеоб­щего законодательства». Это означает, что человек должен стро­ить свое поведение в соответствии с принципами, которые мог бы одобрить он сам и могли бы одобрить другие люди, тем самым приняв их в качестве общего принципа для поведения всех лю­дей.

Согласно Канту, человек должен совершать поступки в соот­ветствии с долгом, то есть относиться к другому человеку не как к средству, а как к цели. Кант считал, что человек, в отличие от других существ, не имеет внешних целей своего существования; само существование, сама жизнь является целью человека. А из этого следует, что ни один человек не имеет права ограничивать свободу другого, лишать его жизни или собственности. Мы не можем использовать людей для достижения своих собственных целей, то есть устанавливать для них те самые внешние цели.

Большинство мыслителей, занимав­шихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодо­статочна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснова­на с опорой на эти законы.

Естественно, эти законы подвергаются действию морали. Так, экономическая деятельность не зависит исключительно от лич­ной выгоды предпринимателя: в современном обществе необхо­димо, чтобы любой субъект экономической деятельности строил свое поведение в соответствии с моральными нормами. С другой стороны, мораль в определенной степени зависит от законов, ко­торым подчиняются различные сферы общества. Например, в рам­ках общества с рыночной экономикой к поведению человека, от­стаивающего свое право на собственность, будут относиться ина­че, чем в обществе с экономикой другого типа. Даже в России, где рыночные отношения играют все более и более важную роль, общественное мнение далеко не всегда однозначно оценивает от­стаивание подобного права. Моральные ценности, распространен­ные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. Конечно, православие не играет такой важной роли в жизни рус­ских, какую оно играло прежде. Однако в целом негативное от­ношение к таким явлениям все же сохранилось. В русском языке есть даже слово «собственничество», которое обладает ярко выра­женным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближает­ся с такими словами, как «жадность» и «скупость». Постепенно, впрочем, этот смысл утрачивается: сейчас мы называем собствен­никами людей, которые просто чем-то владеют, и таким образом не оцениваем их ни положительно, ни отрицательно.

Читайте также:  Программный пид регулятор температуры

Существует несколько объяснений того, откуда возникла мо­раль:

1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, какие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на собственность, о которой мы уже говорили, тесно связана с устройством рыночной экономики.

Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценно­сти. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.

2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум); некоторые мыслители полагали, что источником морали является природа человека, С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе. В последнем случае человек рассматривается как изначально добрый, справедливый, то есть моральный, а все плохое в человеке связывается с обществом.

Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль. Пожалуй, это слишком сильное ут­верждение, поскольку далеко не все люди, разделяющие мораль­ные ценности, являются верующими. А это означает, что человек может быть моральным независимо от того, верит он в бога или нет. Не менее важную роль с точки зрения формирования мо­ральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок – это обязательный компо­нент любой религиозной системы.

3. Наконец, существует точка зрения, согласно которой мораль создает отдельный человек. Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.

Такая точка зрения не позволяет объяснить, почему мораль становится общезначимой. И действительно, зло, причиненное человеку, оценивается им как нечто плохое, тогда как зло, кото­рое человек причиняет другим людям, не обязательно будет рас­сматриваться им как зло. Самый простой пример – причинение боли. Человек не хочет, чтобы ему делали больно, он считает это злом. Но сам он может получать удовольствие от причинения боли другим людям, что, конечно же, не соответствует мораль­ным нормам.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется общезначимость морали?

Источник



4.2. Мораль как регулятор социального поведения

Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социальной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.

Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства, форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также происходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай приветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжелательно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, становились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед собой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии обменивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей основаны на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами поведения стали и семейные нормы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень различаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.

Политические нормы создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.

Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского епископа (IV в.) сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их называют нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека.

Читайте также:  Воздушные регуляторы высокого давления

С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окружить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрасному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.

Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Средние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

В систему социальных норм входят и нормы права — правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отличаются от других социальных норм формальной определенностью (они записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказался в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творчества сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные системы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а другой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Правила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют моральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нормы одинаковы.

В области морали, в формировании новых ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Магомет и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Магомет — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.

Одна из привлекательных особенностей характера человека — вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела.

К нравственным категориям относятся понятия долга, совести, гуманизма. Долг —это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизиться ко всеобщей гармонии.

Вопросы и задания

1. Что такое социальные нормы? Как они образуются?

2. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.

3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?

4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами?

5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?

6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?

7. Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения? Почему победа в них оказывается на стороне добра?

Источник

Мораль как регулятор поведения.

Мораль –это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, предписаний.

Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Мотивы нравственности: страх наказания, чувство долга, стремление к добру,…

Цели и задачи нравственного воспитания личности.

Цель нравственного воспитания школьников: 1) формирование у детей ценностных ориентаций в области морали, моральных убеждений (рациональная форма проявления):

— развитие нравственных чувств (эмоциональная форма);

— выработка нравственно необходимых навыков и привычек поведения (поведенческая форма).

Задачи нравственного воспитания (стратегия деятельности педагога):

— выработать внутреннюю позицию, такую, чтобы объективные требования нравственности стали субъективной нормой поведения ребенка. Т.е. чтобы человек сам себя регулировал, сам себя «держал в руках».

Содержание нравственного воспитания.

Содержание воспитания –это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Базовая культура личности – система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Нравственное воспитание – формирование у детей системы моральных отношений к себе, к другому, к ячейке, к стране, обществу, к другим народам, к труду, к материальным ценностям, к искусству.

Содержание нравственных стержневых качеств личности. Насчитывают свыше 260 нравственных качеств личности. Их можно сгрупировать следующим образом:

1) Отношение субъекта к себе. В психологии самооценка – стержневая характеристика личности. Такой объект, как собственная персона, не может избежать никто. Как это отношение проявляется? Когда отношение к себе проявляется в превосходной степени, речь идет о таких качествах, как гордость, высокомерие, чванливость и т.п. Какое из этих качеств имеет место, зависит от степени и качеств проявления. (На доске: «отношение к себе> гордость, высокомерие,…»). Когда у человека наблюдается адекватность собственных заслуг, то такое отношение к себе называют чувством собственного достоинства. Когда человек сдержан в признании своих заслуг, говорят о скромности. Отсутствие достоинства порождает холопство, хамство, и.т.д.

Читайте также:  Регулятор громкости для аськи

2) Отношение к другому как к наивысшей ценности – гуманности, гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, великодушии, в ориентации на интересы другого человека в сопереживании его состоянию.

3) Отношение к труду: добросовестность, инициативность.

Уровни нравственного развития.

1) Доморальный уровень:ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания (внешний контроль). Дети действуют часто подражательно.

2) Конвенциональный уровень:Мораль соблюдают, подчиняясь требованиям общества, чтобы успешно жить с окружающими, это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.

3) Автономный уровень:Моральные нормы являются жизненными принципами, человек служит им добровольно, даже если это угрожает его жизни. Это внутренний контроль.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний

Понятие эстетики.

Слово «эстетика» происходит от греческого слова, которе в переводе означает ощущение, чувство. Это слово употребляют в плане чувственного воспитания, формирования чувств в области прекрасного. Область прекрасного может распространяться на природу, труд, отношение людей, на быт, на все, с чем сталкивается человек. Но основным носителем, агентом формирования эстетической культуры является искусство.

Эстетические категории – все, что характеризует прекрасные и безобразные проявления, возвышенные и низменные.

Эстетические категории Антиэстетические категории
Прекрасный Возвышенный Изящный Низменный Безобразный Грубый ……

2. Цель эстетического воспитания –формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.

эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусстве.

эстетические потребности – нужда в общении художественно – эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.

эстетические идеалы – социально и индивидуально — психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, быту, человеке, искусстве.

Содержание эстетического воспитания.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, через познания прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике человека, в общественных отношениях, то оно реализуется прежде всего в процессе обучения на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение и приобщение к различным жанрам искусства- к литературе, музыке.

Литература:

Основная:

1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с(117-121)

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды мировоззрения.

2. Структурные компоненты мировоззрения

3. Понятия: «мораль», «этика», «нравственность»

4. В чем отличие административных, юридических и нравственных норм поведения.

5. Назвать нравственные качества личности.

6. Как проявляются доморальный , конвенциональный и автономный уровни нравственности

7. Понятие эстетики.

8. Назвать эстетические категории

9. Способы осуществления эстетического воспитания

Лекция № 3

Тема: Методы и средства воспитания.

Цель: Дать характеристику методов и средств воспитания.

1. Понятие о методах и средствах воспитания.

2. Функции методов воспитания

3. Классификация методов воспитания.

4. Характеристика методов воспитания.

1.Понятие о методах и средствах воспитания Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод- инструмент прикосновения к личности ( А.С. Макаренко)

Средство воспитания – это то, через что реализуется метод.

Средства воспитания могут быть самыми разнообразными по характеру и форме:

-формы воспитательной работы (предметные кружки, утренник , вечер клубная работа)

-виды деятельности (труд, художественно-эстетическая деятельность)

— предметы материальной и духовной культуры различная наглядность( художественные картинки, книги,журналы)

— технические возможности (интерне т, школьное радио, учебное телевидение)

— живое слово педагога

— в целом личность учителя

2.Функции методов воспитания.

Даже добрые поступки, не говоря уже о плохих, дети совершают неосознанно, неадекватно оценивают происходящее события. Даже эмоционально реагируя на них, они не дают себе отчета в их значении. Дело здесь очевидно, в том, что имеющихся у них знания недостаточны для анализа реальных отношений. Школьнику не удается выделить и осознать те этические и нравственные понятия и нормы, которые утверждаются или нарушаются в данной конкретной ситуации. Неустойчивы система мотивации и ценностных ориентаций. И все это – следствие того, что сознание школьников , их убеждения сформированы недостаточно. Они нуждаются в духовном наставнике.

Функции методов воспитания:

— способствовать формированию понятий, представлений, принципов, оценок, взглядов и убеждений.

— содействовать образованию , социально ценных мотивов и способов поведения.

Итак, сознание школьников сформировано недостаточно. Неустойчива мотивация и способы поведения. Их необходима помощь духовного наставника.

3.Классификация методов воспитания.

В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упражнение, предмет, поощрение, наказание и их конкретные варианты, которые иногда называют примерами.

Известна следующая классификация:

а) методы формирования сознания – это методы словесного разъяснения и воздействия на чувства. Рассказ, беседа, лекция, пример.

б) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

в) методы формирования опыта поведения- методы организации деятельности учащихся: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

в) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: требование; постановка перспективы, соревнование, поощрение, наказание.

Методы самовоспитания- личные обязательства , самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Методы контроля , самоконтроля и самооценки: наблюдение , опросные методы (беседы, анкетирование),тестирование, анализ результатов деятельности (сочинений, рисунков)

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник