Меню

Мощность двигателя для прогресса

Какие характеристики имеет лодка Прогресс?

Первенец «Прогресс» был сконструирован в начале 1966 года в конструкторском бюро Зимаковым Л.П. По истечению года, судно было пущено в серийное производство. В те года лодка обладала замечательными показателями.

  • Описание
  • Характеристика «Прогресс-1»
  • «Прогресс-2»
  • «Прогресс-4»
  • «Прогресс-8»
  • Заключение

Описание

Прогресс первой серии просуществовал не долго. Совсем скоро было налажен выпуск серий 2, 2М и 3М. По прошествии нескольких лет была произведена реконструкция судна. Килевые накладки были стальными, было решено заменить их на детали из дюралюминия. Такой подход облегчил судно и увеличил продолжительность эксплуатационного периода за счет уменьшения возникновения коррозийных наслоений.

Лодка Прогресс

Катера Прогресс имели различные комплектующие. К примеру, в некоторые из них входили следующие предметы:

  • ПДУ для управления двигателем.
  • Почти во всех лодках в комплект входили натяжные тенты.
  • Мягкие сиденья и надувные подушки.

Для того, чтобы получить данные детали в комплектацию, приходилось доплачивать отдельно в кассу.

По сей день лодка «Прогресс» не ушла с рынка и пользуется спросом. Свою популярность она завоевала благодаря установленному мощному мотору, высокой пассажировместимости (кстати, она превосходит по этим показателям многие лодки) и нормальному ходу. Благодаря тому, что лодка имеет приличную ширину, у нее повышена остойчивость и она без труда борется с волной.

Характеристика «Прогресс-1»

Материал, используемый для изготовления лодки – дюралюминий. Скрепление швов производилось при помощи клепки. Обшивка днища была усилена и имела толщину 2 мм. Борта не такие толстые, всего 1.5 мм. Вес судна без двигателя составлял -180 кг.

Технические показатели судна имеют следующие параметры:

  • Лодка имеет длину – 4м 65см.
  • Ширину – 1м 70см.
  • Высота борта – от 55см до 75см.
  • Килеватость днища возле транца – 7о.
  • Вместимость пассажиров – 5 чел.
  • Наибольшая грузоподъемность – 500кг.
  • Разрешенная мощность двигателя – 30 л.с.

Непотопляемость судна обеспечивается воздушными отсеками, которые располагаются в передней части и на корме судна. Такое решение приводит к потере полезной площади и требует, чтобы прочность отсеков была на высоте.

Область форпика оснащена отсеком для хранения вещей. Чтобы судно оснастить более мощным мотором в 30 л.с, требуется усиление транца. Сразу за задними сиденьями располагается моторный отсек. В нем можно хранить баки с топливом, а также после установки судна на отдых, в нем можно расположить и сам двигатель. Для безопасности и сохранения находящегося оборудования в моторном отсеке, была предусмотрена крышка, которая оборудована навесным замком.

Лодка Прогресс

В кокпите располагаются сиденья для пассажиров. Их изготовление производится из дерева хвойных пород, что обеспечивает детали высокую прочность. Передние сиденья оборудованы съемными спинками. Данная функция незаменима при обустройстве места для ночевки.

Существенным минусом лодки «Прогресс-1» является низкая защищенность от брызг. Попадание водных капель в кокпит усиливается в дождливую погоду. Отзывы пользователей говорят не в пользу качества тента для лодки. Брезент склонен к разрушению и в наше время практически вышел из сферы использования.

Использование судна разрешено на удалении не более 3 км от берега, при волнении воды 3 балла и высотой волн 0.75 м.

«Прогресс-2»

Прогресс второй серии от первой практически ничем не отличается. Все габаритные показатели остались прежними, в корпусе также ничего не поменялось, за исключением килевых накладок.

Технические характеристики судна «Прогресс-2»:

Отличительные особенности от лодки «Прогресс-2»:

  1. Имеющиеся килевые накладки в процессе модернизации судна, были заменены на детали из дюралюминия. За счет этого прекратилось разложение накладок ржавчиной, а это в свою очередь увеличило эксплуатационный период водного транспорта.
  2. Был немного увеличен вес в результате произошедших изменений в области кокпита.
  3. Произведена замена воздушных отсеков на части с пенопластовыми блоками. За счет чего было сэкономлено пространство.

Данная модель просуществовала на рынке достаточно продолжительное время, в результате чего стала популярной у многих владельцев. Некоторые умельцы подвергали судно переделке. В частых случаях производилось усиление транца для возможности размещения мотора с большей мощностью. Также производили изменение конструкции ветровых стекол, чтобы защитить кокпит и водителя от попадания брызг.

«Прогресс-4»

Наибольшей модернизации подверглась лодка модели «Прогресс-4». На сегодняшний день, именно эта судно пользуется большим спросом среди любителей. Плавательное средство легко конкурирует с «Казанкой» и «Южанкой».

Особенности лодки «Прогресс-4» имеют следующую картину:

  • Судно имеет длину – 4м 69см.
  • Ширина судна – 1м 72см.
  • Борт в области миделя имеет высоту – 69см.
  • Судно имеет килеватость в области транца – 7о.
  • Вес в полном оснащении – 220-280кг.
  • Пассажировместимость – 5чел.
  • Максимальная грузоподъемность – 475кг.
  • Максимально- допустимая мощность мотора – 50 л.с.

Изменения, которые были сделаны в лодке Прогресс 4-ой серии:

  1. Была изменена высота скулы в области форштевня, что повлияло на качество мореходности судна.
  2. Улучшены показатели килеватости днища, что обеспечило улучшенные ходовые качества.
  3. Уменьшив внутреннюю часть палубы, удалось расширить кокпит на 25 см.
  4. Изменения коснулись ветрового стекла. Оно стало полукруглым по форме, и просмотр сквозь него имеет панорамный вид.
  5. Судно было оборудовано сливом.

Повышение характеристик лодки обеспечили повышение скоростных качеств. Так при мощности двигателя 30 л.с. стало возможным набрать скорость до 40 км/ч, а в полном снаряжении – до 32 км/ч.

«Прогресс-8»

Лодка данной серии является самой новой из модельного ряда «Прогресс». Ее прямое предназначение – плавсредство для рыбной ловли или отдыха в прибрежных зонах морей, озер или водохранилищ. Максимально допустимое удаление от берега – 1.5 км. Разрешается использование лодки в температурном режиме от -2 до +45оС.

Лодка выполнена из стеклопластика с усилением в области днища. Плавучесть была увеличена размещением в корпусе ПСБ блоков. В комовой части установлен транец, имеющий усиление при помощи металлических накладок. Допустимая мощность двигателя до 5 л.с. Скорость, развиваемая лодкой в полном снаряжении – 15 км/ч.

Особенности лодки «Прогресс-8»:

  1. Судно имеет длину – 3м 05см.
  2. Ширина – 1м 29см.
  3. Высота – 47см.
  4. Масса судна без оснащения – 50кг.
  5. Максимальная грузоподъемность – 175кг.
  6. Размещение экипажа – 2чел.
  7. Мощность мотора – 5 л.с.
  8. Максимальная скорость хода – 15 км/ч.

Лодка Прогресс

Лодка моторно-гребная Прогресс-8

Заключение

Подводя итог между четырьмя описанными моделями можно сделать следующие выводы: конечно же, первыми двумя моделями Прогресса, вряд ли уже кто-то пользуется или воспользуется, а вот технические показатели «Прогресса-4» вполне приемлемые на сегодняшний день и лодки такого качества вполне могут пользоваться спросом.

Если говорить о лодке «Прогресс-8», хотелось бы отметить одно существенное преимущество над остальными моделями – это исходный материал. Так как судно произведено из стеклопластика, то это облегчает транспортировку, ведь вес лодки составляет всего 50 кг. Выбор остается за владельцем и зависит напрямую от его предпочтений.

Источник



Моторная лодка Прогресс

Лодки «Прогресс» начали разрабатываться в 1966 году конструктором Л. П. Зимаковым. В течение года суда были поставлены на серийное производство. Для своих лет технические характеристики лодки «Прогресс» стали передовыми и сделали прорыв в судостроении небольших судов.

Читайте также:  Линии электропередач мощность формула

Общее описание лодки «Прогресс»

Моторная лодка «Прогресс» в первой версии изготавливалась непродолжительное время, ей на смену пришли модели 2, 2М и 3М. Спустя несколько лет был выполнен своеобразный «тюнинг» лодки «Прогресс», в процессе которого были заменены килевые накладки, изготавливаемые из стали, дюралюминиевыми аналогами. Это решение улучшило характеристики лодки «Прогресс» в отношении долговечности, теперь конструкция стала устойчивее к коррозии, соответственно, служит дольше.

Судна выпускались в различных комплектациях, наличие перечисленных ниже элементов необязательно входило в набор:

  • пульт дистанционного управления двигателем;
  • съёмный тент (чаще всего идёт в комплекте);
  • сидения в кокпите, обшитые мягкими материалами, и подушки;
  • колёса вместе с водилом и стойками.

Для получения перечисленных дополнений приходилось доплачивать, соответственно, сегодня нужно изучать фото лодки «Прогресс» для того, чтобы узнать её комплектацию.

Лодки серии «Прогресс» пользуются большой популярностью и сегодня. Они завоевали авторитет и приобрели распространение благодаря установке относительно мощного мотора, высоким показателям вместимости конструкции (превосходит все остальные популярные аналоги) и оптимальным ходовым качествам. В основе всех моделей используются полные обводы носа. Благодаря широкому корпусу, лодка обладает хорошей остойчивостью и без труда преодолевает волны.

Технические характеристики лодки «Прогресс-1»

Конструкция лодки «Прогресс-1» изготавливалась из сплава дюралюминия. Соединение производилось посредством клёпки. В области днища обшивка усилена, используются листы толщиной в 2 мм. На палубе и по бортам – 1,5 мм. Весит вся конструкция в оборудованном состоянии (без мотора) 180 кг.

Технические характеристики моторной лодки «Прогресс»:

  • максимальная длина – 4,65 м;
  • габаритная ширина – 1,7 м;
  • бортовая высота в области носа – 0,75 м;
  • высота борта в области миделя – 0,65 м;
  • возле транца борт имеет высоту – 0,55 м;
  • килеватость дна возле транца – 7°;
  • высота расположения транца – 0,38 м;
  • вес с полным снаряжением – 180 кг;
  • габариты кокпита – 1,3х2,15 м;
  • количество пассажиров – до 5 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг;
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30 л. с.;
  • материал изготовления – Д16М и Д16Т;
  • метод крепления – клёпка.

Для обеспечения непотопляемости используются воздушные отсеки, выполненные в виде герметичных карманов, расположенных на корме и в носовой части. Подобная система занимает свободное пространство и требует повышенной прочности отсеков, из-за чего используется редко.

В области форпика имеет рундук для складирования снаряжения. При становлении на вёсла, гребец может удобно разместиться на крышке багажника, которая откидывается в сторону носа, а ноги ставятся в рундук. Подобная система размещения предложена конструкторами для обеспечения устойчивости хождения на вёслах и удобства управления.

Технические характеристики лодки «Прогресс» предусматривают необходимость установки усиленного транца, так как судно может оснащаться мотором на 30 л. с. Под транцем расположен моторный отсек, усиливающий его прочность и позволяющий хранить баки для топлива. При становлении на стоянку в нишу можно уложить двигатель. Сверху предусмотрена крышка из дюралюминия, она закрывает нишу на замок.

Размеры кокпита 1,3х2,15 м. В нём присутствуют сидения, их обшивают рейками из сосны. Передние спинки имеют съёмный способ крепления и могут использоваться для создания мест для ночлега нескольких пассажиров. Они выполняют функцию подголовников. Вдоль всего каркаса под палубой размещается 2 полки, в них можно хранить небольшие элементы снаряжения.

Недостатком первой модели выступает высокая степень брызгообразования и попадания воды в кокпит. Особенно много влаги при выходе на воду в свежую погоду. В «Прогресс-1» отсутствует самоотливной рецесс. Владельцы отмечают невысокое качество брезента, ткань склонна к разрушению, соответственно, сегодня практически не встречается.

Использовать судно можно на удалённости 3 км от берега при волнении до 3 баллов или высоте волн до 0,75 м.

Технические характеристики лодки «Прогресс-2»

Лодка «Прогресс-2» практически не имеет отличий от первой модели, соответственно, в ней были заменены только несколько элементов, но часть из них крайне важна.

Длина лодки «Прогресс-2» осталась прежней, как и остальные габаритные характеристики. Значимых изменений корпуса, помимо килевых накладок, не наблюдается. Лодка «Прогресс 2» имеет такие технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,65 м;
  • габаритная ширина – 1,7 м;
  • высота борта в области миделя – 0,65 м;
  • килеватость дна возле транца – 7°;
  • вес с полным снаряжением – 223 кг;
  • количество пассажиров – до 5 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг;
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30 л. с.;

Отличительные характеристики лодки «Прогресс-2»:

  • накладки киля из нержавеющей стали заменены дюралевыми. Нержавейка приводила к появлению электрохимической коррозии. Гниение накладок теперь не происходит, это увеличивает срок эксплуатации;
  • вес лодки «Прогресс-2» немного увеличен (до 223 кг) за счёт некоторого изменения конструкции кокпита;
  • устранены герметичные отсеки для непотопляемости. Внутри корпуса разбросаны пенопластовые блоки, они экономят место и отличаются надёжностью.

Эта модель выпускалась длительное время, из-за чего и приобрела распространение. Сегодня лодка «Прогресс-2» всё чаще подвергается тюнингу, в сети многочисленные фото, а также предложения компаний узкой специализации по изменению конструкции и дизайна лодок. По фотоизображениям лодок «Прогресс-2» видно, что они часто подвергаются усилению транца, установке дополнительных электрических компонентов, замене лобового стекла. Ходовые качества лодки «Прогресс-2» можно изучить по видео.

Источник

Транспортный грузовой корабль «Прогресс»: модификации, характеристики

«Прогресс» – транспортный космический корабль, который в основном выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз». Ранее использовался для снабжения советских станций «Салют» и «Мир», а в данное время 3–4 раза в год доставляет грузы, ​ракетное топливо, воду и сжатые газы на МКС.

Первый старт корабля «Прогресс» состоялся в 1978 г. Тогда доставка осуществлялась на советскую космическую станцию ​​«Салют-6». С тех пор грузовой корабль несколько раз модифицировался, и сменилось несколько поколений, прежде чем появился современный транспортный летательный аппарат «Прогресс-MC».

Программа полета

Транспортный грузовой беспилотный корабль выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз-У», но она постепенно выводится из эксплуатации. Отвечать за доставку «Прогресса» к МКС в дальнейшем будет «Союз-2».

Корабль может стыковаться с любым портом российского сегмента Международной космической станции. После соединения и надежного закрепления экипаж открывает люк для разгрузки. Поскольку на орбите космонавты на «Прогресс» попасть могут, корабль классифицируется как пилотируемый, хотя запускается без людей.

Все доставленное выгружается на МКС. Экипаж переносит предметы, кислород и газообразный азот выпускаются для повышения давления в атмосфере космической станции, а вода и ракетное топливо по специальным транспортным системам подаются в баки, установленные в российском сегменте.

Затем «Прогресс» загружается мусором и ненужными предметами, люк закрывается и корабль отстыковывается. Летательный аппарат не имеет тепловой защиты и совершает саморазрушительное возвращение в атмосферу, завершая свой полет.

Корабль «Прогресс»: характеристики

Производимый РКК «Энергия» космический аппарат состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, компонентов дозаправки (вместо спускаемого аппарата «Союза») и герметичного грузового модуля со стыковочным агрегатом и системой подачи ракетного топлива. Корабль обладает стартовой массой до 7200 кг, имеет 7,23 м в длину и максимальный диаметр 2,72 м. Диаметр грузового отсека составляет 2,2 м.

Читайте также:  Сравните мощность внутренних слоев земли ответ

«Прогресс» способен перевозить до 1800 кг сухого груза, 420 л воды, 50 кг воздуха или кислорода и 850 кг ракетного топлива. Для обратной поездки корабль может загружать от 1000 до 1600 кг мусора и 400 кг жидких отходов. Полностью развернутый на орбите аппарат имеет ширину 10,6 м.

«Прогресс» сертифицирован для пребывания в космосе на срок до 6 месяцев. Согласно расписанию рейсов, незадолго до запуска очередного грузового транспортного корабля аппарат отсоединяется от станции, освобождая стыковочный порт. Раньше «Прогрессы» после доставки выполняли множество дополнительных задач, включая научные эксперименты и технические демонстрации в космосе. В отличие от «Союза», транспортный корабль не способен отделять свои модули, потому что он не предназначен для выживания.

Грузовой отсек

Вместо спускаемого аппарата корабль «Прогресс» имеет модуль компонентов дозаправки, в котором находятся 4 топливных бака, заполненных несимметричным диметилгидразиновым топливом (гептилом) и окислителем (тетроксидом азота).

Кроме того, в отсеке есть 2 емкости для воды, в которых можно доставить на Международную космическую станцию до 420 кг воды ​​и забрать до 400 кг жидких отходов (сточных вод и мочи). Кроме того, дозаправочный модуль оснащен сферическими газовыми баллонами, которые вмещают до 50 кг сжатого кислорода, азота или воздуха.

Ракетное топливо сливается через соединители стыковочного интерфейса, откуда оно через переходник поступает в топливную систему МКС. Во избежание загрязнения, топливопроводы после использования промываются. Они не проходят через обитаемые отсеки космической станции, чтобы члены экипажа не контактировали с токсичными химическими веществами.

Емкости с газом также расположены снаружи экипажного модуля, так что любые утечки не приведут к выделению газа в атмосферу МКС.

Приборно-агрегатный отсек

Конструкция данного модуля идентична кораблю «Союз», но имеет немного другую конфигурацию. В его состав входят двигательная система, система электропитания и датчики, а также бортовые компьютеры. В герметичном контейнере установлены системы обеспечения теплового режима, электроснабжения, связи, телеметрии и навигации. Негерметичная часть приборного отсека включает главный двигатель и жидкотопливную двигательную систему.

Силовая установка используется для маневров управления ориентацией, сближением для стыковки и корректировки орбиты, а также для придания тормозного импульса для схода с орбиты. Космический корабль «Прогресс-М» оснащен корректирующе-тормозной двигательной установкой КТДУ-80. Он включает 4 сферических резервуара, которые могут вмещать до 880 кг НДМГ (гептила) и тетраоксида азота N 2O 4. Основной двигатель С5.80 может работать с тремя уровнями тяги. Номинальная тяга равна 2950 Н. КТДУ-80 весит 310 кг и обеспечивает импульс в течение 326-286 с. Двигатель работает при давлении в камере 8,8 бара. КТДУ-80 имеет длину 1,2 м и 2,1 м в диаметре.

В дополнение к своей основной силовой установке «Прогресс» оборудован 28 многонаправленными двигателями управления движением, тяга каждого из которых составляет 130 Н. КТДУ включает 4 топливных бака и 4 емкости со сжатым газообразным гелием для повышения давления в них. Гептил и окислитель, оставшееся неиспользованными, после стыковки с МКС пополняют запасы космической станции (за исключением объема, необходимого для торможения).

Суммарное количество ракетного топлива может варьироваться от 185 до 250 кг. Для орбитальной коррекции «Прогресс» использует четыре или восемь своих подруливающих устройств управления ориентацией, ориентированных в нужном направлении. Основные двигатели, как правило, для этого не используются, так как это создало бы нагрузку на стыковочный интерфейс между МКС и транспортным кораблем.

Приборный модуль имеет систему электропитания, состоящую из двух солнечных батарей, которые разворачиваются, когда аппарат находится на орбите. Размах батарей составляет 10,6 м. Кроме того, в систему питания входят и встроенные аккумуляторы.

Приборный отсек снабжен главным полетным компьютером, который отвечает за все аспекты миссии. После недавнего обновления «Прогресс» был оборудован цифровой вычислительной машиной ЦВМ-101 и цифровой телеметрической системой МБИТС. Новый компьютер на 60 кг легче старого «Аргона-16». Переход на цифровую систему позволил кораблю перевозить 75 кг дополнительного груза.

Вся авионика расположена в герметичном приборном отсеке корабля «Прогресс», который в два раза длиннее, чем у «Союза», поскольку здесь размещается оборудование, которое в пилотируемом летательном аппарате находилась в стыковочном модуле.

Полетное задание

«Прогресс» запускается на ракете «Союз-У» (и «Союз-2» с 2014 года), которая доставляет его на заданную орбиту менее чем за 9 минут. После отделения от стартового ускорителя космический корабль развертывает свои солнечные батареи и коммуникационные антенны для завершения процесса выхода на требуемую траекторию полета. После этого «Прогресс» начинает стандартную 34-витковую процедуру сближения с Международной космической станцией. Также доступен ускоренный вариант стыковки с МКС всего за 4 витка, но это требует определенной динамики и точного выведения на орбиту ракетой-носителем.

Во время сближения с космической станцией «Прогресс» выполняет корректировки траектории, увеличивая высоту полета и сокращая расстояние. При этом транспортный грузовой корабль совершает маневры, подготавливающие основу для автоматической стыковки. Эта процедура начинается на большом расстоянии от МКС. «Прогресс» использует радиосистему КУРС, которая связывается с ее аналогом на космической станции, чтобы по мере сближения обеспечивать компьютеры транспортного средства навигационными данными. Благодаря этому во время похода корабль маневрирует и корректирует курс.

На расстоянии 400 м экипаж на борту МКС может дистанционно управлять транспортным кораблем по системе ТОРУ, которая в случае отказа автоматики позволяет произвести стыковку вручную.

Когда «Прогресс» приближается к Международной космической станции, он начинает выравниваться по отношению к ее стыковочному узлу. После выравнивания транспортный корабль остается на расстоянии 200 м, ожидая завершения короткого подготовительного периода, в течение которого экипаж проверяет выравнивание и системы летательного аппарата. После того как все будет проверено, «Прогресс» возобновляет подход и аккуратно запускает свои подруливающие устройства для причаливания со скоростью 0,1 м/с. После мягкой стыковки замки сцепляются, образуя надежное крепление двух летательных аппаратов, а затем начинается стандартная одночасовая проверка герметичности соединения. После этого экипаж может открыть люк космического корабля, чтобы начать разгрузочно-погрузочные работы.

Пока «Прогресс» состыкован, экипаж освобождает его, перенося предметы на станцию. Топливо перекачивается по команде с Земли, а вода – по команде панели управления грузового модуля. Газы наддува обитаемых отсеков выпускаются непосредственно внутри транспортного корабля и таким образом попадают в МКС. После загрузки мусора и жидких отходов люк закрывается, и «Прогресс» отстыковывается.

Грузовой корабль может либо в течение нескольких недель выполнять дополнительную миссию, либо готовиться к более быстрому завершению полета. Когда задача космического аппарата на орбите будет выполнена, его двигатели запускаются, чтобы выполнить торможение и сгореть в атмосфере над Тихим океаном, чтобы сохранившиеся части могли упасть далеко от населенных участков суши.

Читайте также:  Как определить мощность при напряжение 380в

«Прогресс-M1»

Эта так называемая топливная модификация корабля серии «Прогресс» была разработана специально для Международной космической станции. РКК «Энергия» «переупаковала» средний дозаправочный отсек, чтобы обеспечить доставку на МКС большего количества топлива. Дополнительные баки с горючим были помещены в среднем отсеке за счет емкостей для воды, которые были перемещены в переднюю часть судна. 12 баков с азотной и кислородной смесью для атмосферы станции переместились на внешнюю сторону корабля вокруг «шеи» между грузовым и топливным модулями.

Также была внедрена новая цифровая система управления полетом, сближением и стыковкой КУРС-ММ, которая сменила предыдущую версию.

Первый полет M1 состоялся 1 февраля 2000 года на космическую станцию ​​«Мир». А 6 августа 2000 г. был произведен первый запуск грузового корабля «Прогресс» к МКС.

«Прогресс-М2»

Начиная с 1980 годов НПО «Энергия» разрабатывала новую, более тяжелую модификацию транспортного корабля с удлиненным грузовым модулем. Летательный аппарат доставлялся в космос с помощью ракеты «Зенит», способной выводить на низкую околоземную орбиту до 10-13 т груза. Первоначальные планы предполагали запуск с космодрома в Плесецке на орбиту с высоким наклоном (62 градуса к экватору), предназначенную для станции «Мир-2».

Распад СССР, по существу, разрушил все планы использования «Зенита» в качестве ракеты для российской пилотируемой космической программы, так как он производился в независимой Украине.

Позже РКК «Энергия» планировала использовать М2 в качестве корабля доставки к МКС, однако политические и финансовые проблемы застопорили реализацию проекта на многие годы.

В конце 1990 годов, когда российско-украинские отношения стабилизировались, РКК «Энергия» попыталась восстановить проект на базе «Прогресса-М2». Опубликованные проекты модуля Enterprise и возможные будущие российско-украинские отсеки для МКС могли использовать аппаратное обеспечение, разработанное для данного проекта.

«Прогресс М-М»

Впервые представленная в 2008 году модификация транспортного грузового корабля получила современную цифровую систему управления полетом ЦВН-101, которая заменила устаревший компьютер «Аргон-16». Также на борту появилась новая миниатюрная радиотелеметрическая система МБИТС. Эти усовершенствования позволили быстрее и эффективнее управлять полетом, снизив общую массу авионики на 75 кг и сократив количество модулей на пятнадцать единиц.

«Прогресс-MC»

Грузовой космический аппарат нового поколения был впервые запущен 21 декабря 2015 г. Модернизация производства корабля «Прогресс», которая коснулась и пилотируемого «Союза», в основном затронула коммуникационные и навигационные системы, замененные современной электроникой. Космический аппарат был оборудован новыми системами навигации (КУРС), радиосвязи (ЕКТС) и позиционирования (GPS/ГЛОНАСС), а также линией связи для определения относительного перемещения. Эти изменения существенно не повлияли на внешний вид «Прогресса», за исключением количества развертываемых на транспортном корабле антенн, и установки внешних креплений для спутников CubeSat.

Аппарат способен перевозить грузы в герметичном грузовом отсеке и доставлять на космическую станцию ​​топливо, воду и сжатые газы.

«Прогресс-MC» был разработан для запуска на обновленной ракете «Союз-2-1А», которая позволила кораблю доставлять на МКС большую полезную нагрузку. Аппарат по-прежнему совместим с «Союзом-У», который постепенно уступает место новой версии, чередуя полеты между ними, чтобы можно было устранить возникающие проблемы без существенного прерывания цепочки поставок. Космический корабль «Прогресс» может состыковываться с любым портом российского сегмента МКС, но для этого обычно используется модуль «Пирс» и порт служебного отсека «Звезда».

7 августа 2017 г. Роскосмос объявил об успешном завершении полетных испытаний модели.

Курс на модернизацию

При переходе от версии MM к МС внешне корабль изменился ненамного, как и не претерпел значительных изменений со времен введения аппарата в 1970 годах, хотя внутри имеется ряд существенных различий.

Сохраняя общность пилотируемого и грузового варианта, российская космическая программа обладает уникальной возможностью сначала внедрять новые системы на беспилотном транспортном аппарате и после тщательной проверки внедрять их на «Союзе».

Следует отметить, что изменения в ракетостроении не производятся сразу. Модернизация проводится последовательно, а иногда новые и старые системы объединяются, чтобы в случае проблем иметь возможность использовать проверенную временем технологию, оставленную в качестве резерва. То же происходит и с обновлением корабля «Прогресс-MM» до версии МС. Поскольку «Союз» переходит от версии TMA-M к МС примерно через полгода, это дает возможность выявить и исправить любые недостатки на непилотируемом космическом аппарате, снижая общий риск.

ЕКТС-ТКА

Модернизация включает замену производимой на Украине системы радиосвязи «Квант-В» единой телеметрической системой ЕКТС-ТКА. Благодаря этому Россия стала самостоятельно контролировать производство антенн, фидеров и коммуникационной электроники. Кроме того, новая телеметрия и командная система способны использовать спутники геостационарной связи «Луч» для ретрансляции телеметрии на землю и приема ретранслированных команд на участках орбиты, которые находятся вне пределов прямой видимости российских наземных станций «Клен-Р», действующих в Москве и Железногорске.

Другим обновлением коммуникаций стало внедрение линии связи с космической станцией во время сближения, обеспечивающее относительную навигацию в качестве дополнительного источника навигационных данных. «Прогресс-МС» оснащен приемниками GPS и ГЛОНАСС для точного определения времени, расчета вектора состояния и определения орбиты, позволяя более точно рассчитывать импульс включения двигателя, больше не полагаясь на слежение по радарам, возможное только при прохождении наземных станций. 100% покрытие обеспечит вводом еще одной наземной станции, размещенной на космодроме «Восточный».

Телевизионная система

Транспортный грузовой корабль «Прогресс-МС» оборудован улучшенной системой камер и использует цифровую передачу для обеспечения лучшего качества изображения, передаваемого на МКС и в Центр управления полетами, что необходимо для контроля над процессом сближения и наложения видео и данных для дистанционного управления космическим аппаратом (в случае необходимости).

Улучшения, внесенные в систему управления полетом, бортовое программное обеспечение и коммуникационные системы, позволили перейти от аналоговой к цифровой передаче видео, что улучшило качество изображения во время причаливания.

Система управления движением и навигации

В новейшем поколении российских кораблей «Прогресс» и «Союз» значительно улучшилась навигация. Радиосистему КУРС-А сменил новый цифровой КУРС-НА.

КУРС позволяет космическим аппаратам выполнять сближение, заключительное причаливание и стыковку в автоматическом режиме. При этом сигналы, отправленные с целевой станции, принимаются несколькими антеннами и используются для определения траектории и углов тангажа для дальнего сближения, начинающегося с 200 км, а также угла наклона, направления и обзора, расстояния и скорости сближения во время причаливания. Были заменены все компоненты украинского производства, и достигнуто общее снижение веса при одновременном увеличении ее возможностей. КУРС-НА нуждается только в одной антенне и обеспечивает более точные измерения, позволяющие произвести полностью автоматизированную стыковку кораблей «Прогресс» или «Союз» с МКС.

Другие улучшения

На внешней поверхности транспортного грузового космического корабля появились механизмы для выведения на орбиту спутников CubeSat. Снаружи каждого отсека теперь может переноситься до четырех контейнеров для запуска спутников небольшого размера. Кроме того, на внешней стороне «Прогресса-MC» была установлена дополнительная защита грузового отсека от микрометеороидов и космического мусора. Чтобы повысить надежность космического аппарата, механизм стыковки был оборудован резервным приводом.

Источник