Меню

Мощность двигателя танка т72

Технические характеристики танка Т-72

Изначально основным танком, принятым на вооружение в армии СССР, должен был стать Т-64. Однако его затянувшееся внедрение и конкуренция между различными танкостроительными КБ привели к созданию, на его базе, другой бронемашины — Т-72. Считается, что именно этот танк практически побил все мировые рекорды по количеству выпущенных экземпляров. В общей сложности предприятием «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле было собрано более двадцати с половиной тысяч бронированных военных машин.

Лицензии на выпуск модифицированных Т-72 «Урал» получили следующие страны: Индия, Польша, Югославия, и еще на тот момент неразделенная Чехословакия, которые построили несколько тысяч экземпляров.

История разработки и создания

Т-64

Проектирование и разработка прототипа была начата в начале 1967 года. Этому послужило постановление правительства, которое предусматривало оснащение Вооруженных сил средними танками Т-64 и их дальнейшее развитие. Выпуск техники должен был производиться машиностроительным заводом им. Малышева в Харькове, Уральским вагонозаводом и другими предприятиями этой отрасли.

Разработка и модернизация 64-ки шла трудным путем. Ее аванпроект был готов в 1953 году, после чего были начата работа по его реализации, получившая название «Объект 430». Эскиз бронемашины был представлен уже в 1954 году, а спустя 2 года был выполнен полный технический проект и готов макет. Производство первых образцов для тестирования (Объект 430-1*З и Объект 430-2*З) датируется 1957 г., а в 1959 г. было создано еще 3 машины (Объект 430-1*П, Объект 430-2*П и Объект 430-3*П), которые готовились специально полигонно-войсковых испытаний.

Экспертная комиссия выявила некоторые недочеты, которые были исправлены в следующей модификации — Объект 430М-1 и Объект 430М-2.

Несмотря на то, что машина на отлично прошла все испытания, ее боевые и технические показатели практически не превысили характеристики Т-54. Это повлекло за собой постановление о закрытии проекта Т-64.

Технические характеристики танка Т-72

Т-72

Работа над бронированной машиной была запущена в 1967 г. Конструкторы тщательно исследовали и сравнили параметры последней модификации Т-64А, в которой установили два типа моторов В-45: сразу с эжекционной системой охлаждения, после и с вентиляторной, отдав предпочтение последнему типу. Тип механизма заряжания Электро-гидро-механический заменили на более современный и быстрый электромеханический автомат с выбросом поддонов. В остальном, первые объекты Т-72 являлись почти точной копией базовой модели.

После всех испытаний бронемашин в полевых условиях, что более естественны для них, было выяснено, что ряд механизмов дают сбой, даже при небольшой нагрузке. В частности, возникали сложности с закладкой заряда, охлаждающей системой мотора и очисткой воздуха, еще проявились дефекты в работе гусениц. При сборке следующих трех экземпляров данные дефекты были по возможности устранены.

Испытания были продлены до середины зимы 1971 г. К тому моменту надежность практически всех составляющих была усовершенствована и отрегулирована до максимального уровня. Исключение составляла ходовая часть, которая часто выходила из строя.

Технические характеристики танка Т-72

Т-72 «Урал» (Объект 172М)

Тогда в ответственном отделе Уралвагонзавода — конструкторском бюро, руководителем которого был В.Н. Венедиктов, приняли следующее решение: использовать на танке ходовую, установленную на объекте 167. Она отличалась резиновым покрытием на опорных катках, выносливыми траками, оборудованными шарнирами из металла.

Модернизированный вариант получил название «Объект 172М». На него поставили двигатель мощностью в 780 лошадиных сил, двухступенчатую кассетную систему для очистки воздуха, а объем топливных баков в данной модели уже составлял 100 литров. Учитывая внесенные изменения, вес вырос до 41 тонны. Однако динамические показатели остались неизменными, учитывая, что от базовой модели остались только механизмы: трансмиссия, корпус и усиленная дифференцированная бронезащита.

После полного цикла испытаний и заводских экзаменов, в 1971 г, объекты представили военным министрам Советского Союза. А в 1972 году, 15 бронемашин прошли долгосрочные испытания уже в полевых условиях, а не в заводских, по итогам которых решили принять Т-72 «Урал» на защиту и вооружение армии СССР. Впоследствии был принят соответствующий указ 73-го года и выпущена первая партия в 30 экземпляров.

Технические характеристики танка Т-72

Особенности конструкции

Экипаж состоит из трех людей: командира, наводчика и водителя-механика.

Классическая схема, при помощи которой бронемашина, разделяет внутриброневое пространство на три зоны:

  • управления;
  • боевой отсек;
  • моторно-трансмиссионная часть, где в боевой зоне внутриброневого пространства располагаются наводчик и командир.

На заметку. Некоторые модификации комплектуются специальными средствами для самоокапывания, размещенными на нижней лобовой панели. Используя такой прибор, танкисты могли вырыть траншею всего за полчаса.

Броневой корпус и башня

Сварная конструкция корпуса собрана из катаной стали гомогенного типа и комбинированной брони, имеющей текстолитовую прослойку. Корпусная броня дифференцирована (то есть на разных участках она имеет разную толщину и состав), что позволяет значительно облегчить конструкцию танка.

Вращение башни осуществляется при помощи привода механического управления и гидравлики. Вверху располагается люк. Внутреннее пространство оснащено системой наблюдения, в том числе и с функцией ночного видения, прицелом и другими обзорными устройствами.

Последние модели имеют в наличии тепловизоры. Стабилизация осуществляется при помощи двухплоскостного стабилизатора.

Вооружение

Основное орудие — 2А26М (125 мм) в боекомплекте которого подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Возможен запуск ракет управляемого типа — «Свирь».

С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет, «Утес», установлен на крыше башни. Его калибр — 12,7 миллиметров.

Технические характеристики танка Т-72

Проходимость

Танк отличается повышенной проходимостью. Бронемашина оснащена индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта установлено по три поддерживающих катка и по шесть опорных. Направляющие и ведущие колеса расположены в задней части.

Коммуникация и наблюдение

Разные модификации оснащались различными устройствами связи и наблюдения.

  • На Т-72 установлена радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124 и приборы ТПУ-А и А-4. В башне командира установлен ТНП-160 и ТКН-3, а также ночной и дневной прицелы.
  • Т-72А укомплектован дневным дальномерным прицелом ТПД-К1 и ночным — ТПН-1-49-23. Однако это оборудование позже было изменено на комплекс 1А40.
  • Т-72Б — оборудован радиостанцией Р-173. Командирская модификация оснащена коротковолновым устройством Р-130. На танк установлен прицельный комплекс, аналогично Т-72А (1А40-1). В комплект этой системы входят дневной прицел с повышенной дальностью ТПД-К1 и комплексное устройство КУВ 9К120 «Свирь».

Мотор и трансмиссия

На бронемашину в различное время устанавливались моторы из семейства V-образных 12-цилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на горючем различного типа. Они имели водяную охлаждающую систему.

Первый вариант был оборудован силовой установкой с маркировкой В-46 (780 л.с, 2000 об/мин), Т-72А был обеспечен моделью В-46-6, а с 1984 года на него устанавливался В-84 (840 л. с). Т-72Б был обеспечен силовой установкой В-84-1.

Мотор находится на корме бронемашины, на платформе, приваренной к дну поперечно. В топливный комплекс входят пять наружных (495 литров) и четыре внутренних бака (705 литров) для горючего. Также могут закрепляться еще две емкости для топлива, общей вместительностью от 400 до 500 литров. В качестве горючего может использоваться дизтопливо (ДЛ, ДЗ и ДА), бензин (А-66 и А-72) и керосин (Т-1, ТС-1 и ТС-2).

Трансмиссионная система Т-72 и его модификаций состоит из:

  • 2-х коробок передач планетарного типа с фрикционным включением, имеющих по 7 ступеней и управляющихся гидравликой (одновременно используется и для осуществления поворотов);
  • мультипликатора передающего крутящий момент от мотора к коробке управления;
  • бортовых одноступенчатых планетарных передач.

Бронезащита

В передней части данной машины установлена более толстая броня, которая состоит из 2-х бронированных плит, сходящихся под различными углами (ВЛД — 68 , НЛД —— 60).

Броня ВЛД состоит из 3-х слоев — стали толщиной в 80 мм, стеклотекстолита толщиной 105 мм, брони в 20 мм. НЛД же оснащена только бронесталью 85 мм.

На бортовых частях защита располагается следующим образом.

  • Места экипажа и боеукладка защищена листами стали по 80 мм.
  • Моторное отделение — 70 мм. Корму закрывает двойная деталь.
  • Для максимально эффективной защиты с боков танка навешиваются дополнительные алюминиевые экраны, с толщиной листа в 3 миллиметра. Они позволяют защитить машину от кумулятивных боеприпасов.

На заметку. Защитные экраны можно расположить в двух положениях. Во время ведения боя, они устанавливаются под углом.

Также Т-72 может быть снабжен динамической защитой, которая реализована в виде модификаций: Контакт-1, Контакт- 2 или Реликт.

Технические характеристики

Габаритные размеры, м:

  • длина машины — 6,670;
  • ширина — 3,460;
  • высота — 2,190;
  • клиренс — 0,42.
  • масса укомплектованного танка — 41 т;
  • скорость (макс) по шоссе — 50 км/ч;
  • запас хода без дозаправки — 700 км;
  • максимальная ширина преодолеваемых траншей — 2,8 м;
  • высота помех, которые сможет преодолеть танк — 0,85м;
  • дальность стрельбы — 9,4 км.
Читайте также:  Плата регулировки оборотов электродвигателя без потери мощности

Технические характеристики танка Т-72

Модификации

Т-72 — одна из немногих бронемашин, имеющих огромное количество модификационных вариантов.

Технические характеристики танка Т-72

  • Объекты 172, 172-2М, 172МН, 172МД, 172МП, 177,179, 186 — являются опытными образцами.
  • Т-72 — базовая модель.
  • Т-72К «Урал-К» — вариант для командира.
  • Т-72А (Объект 172М-1) увеличена бронезащита башни и ВЛД, модернизированы: основное орудие, устройства наведения и ходовая.
  • Т-72АК (Объект 176К) — командирская модернизация, дополнительные навигационные приборы и автономная батарея.
  • Т-72М — экспортная модель, изменена броня и боекомплект.
  • Т-72М1 — ВЛД и башня обеспечены дополнительной бронезащитой.
  • Т-72М1М — экспортная вариация, дополнена смешанной динамической защитой (ДЗ).
  • Т-72АВ — добавлена навесная ДЗ типа «Контакт».
  • Т-72Б — доукомплектован управляемой системой «Свирь», ДЗ «Контакт», мотор В-84 и ПУ 2А46М. Модифицирована защита башни.
  • Т-72БК — командирский вариант, обеспечен дополнительными приборами для навигации.
  • Т-72Б1 — новое устройство ночного видения ТПН-3-49.
  • Т-72Б1К — дополнительная навигация для командира.
  • Т-72С — модель для экспорта, снижено количество ДЗ, изменение боекомплекта.
  • Т-72БА, Т-72БА1 — установка стабилизации «Жасмин», повышение противоминной защиты, изменение элементов ходовой и замена мотора (В-84МС, В-92С2).
  • Т-72Б2 — замена орудия (2А46М5), приборов для увеличения точности огня, тепловизоров и электромагнитной защиты, наличие дополнительного двигателя.Т-72Б3 — замена мотора (В-84-1), установка радиостанции «Акведук» и комплексной защиты от оружия массового поражения. Модернизирована ходовая. В более поздней модели — автоматизированная коробка передач, цифровой монитор, изменена система наблюдения. Поставлен комплекс модульной ДЗ «Реликт» и стабилизатор вооружения 2Э58.

Зарубежные

Экспортные модификации, в том числе и разработанные иностранными компаниями:

Технические характеристики танка Т-72

  • Т-72АГ оснащен двигателем 6ТД, изменены ДЗ и МТО, используются основные составляющие танков Т-80УД и Т-84;
  • Т-72-120 — модификация, экспортируемая в страны НАТО, обеспечена пушкой КБМ-2 (120 мм), пулемет (12,7 мм) с ду.
  • Т-72МП — разработан совместно с чешскими и французскими конструкторами. Установлен комплекс прицелов со стабилизацией, панорамный прицел.
  • Т-72Е — построен на бронетанковом заводе в Харькове. Оснащен мотором 5ТДФЕ, кондиционером, ДЗ типа «Нож» и автономной силовой установкой ЭА-10. Заменена трансмиссия;
  • Т-72УА1 — модернизирован ремонтно-механическим заводом в городе Киев. Мотор 5ТДФМА-1, ДЗ типа «Нож», вспомогательный двигатель ЭА-10-2. В конструкции использованы элементы ходовой Т-80.
  • Т-72УА4 — новое прицельно-наблюдательное оснащение, установлена система противодействия «Варта».
  • Т-72АМТ — изменена командирская система наблюдения, добавлен прибор ночного видения (с ЭОП 3 поколения), прицельное устройство 1К13-49 «Неман», изменены элементы ходовой и ДЗ. Дополнения: зенитный пулемет с ДУ, радиосвязь «Либидь-К-2РБ». Машина оснащена мотором В-84-1.
  • T-72БМЭ — изменения проводились в Белоруссии.
  • Т-72 «Витязь» — прицел многоканального типа «Сосна-У», с двухплоскостной стабилизацией.
  • Т-72KZ — вариант разрабатывался израильскими и казахскими конструкторами. Изменены ДЗ и СУО.
  • Т-72KZ «Шыгыс» — совместная работа Украины, Казахстана и Израиля. Огневая управляющая система типа «TISAS», оснащенная прицелами с тепловизорами. Увеличена ДЗ, новое оборудование для навигации. Гусеницы снабжены накладками для передвижения по асфальту.
  • Т-72 Aslan — модернизация произведена в Израиле. Оснащен компьютеризированным устройством СУО, навигацией GPS, системой «свой — чужой», тепловизорными приборами и навесной ДЗ.
  • Т-72 T 21 — совместная французско-словацкая работа. Изменены: башня и основное орудие.
  • Т-72М4 CZ — чешская модель, мотор CV-12, трансмиссия XTG 4II-6. Обеспечена новой ДЗ (DYNA-72) и комплексом управления огнем (TURMS-T).
  • T-72M4 CZ-W — командирский танк для Чехии.
  • T-72 Vruboun — чешский вариант. Установка мотора V-84, зенитного пулемета с ДУ.
  • PT-91 Twardy — экспортная модель для Польши.
  • PT-72U — польский вариант, дополнительно оснащен новыми электронными системами, кондиционером и решетчатыми экранами для защиты. Зенитный пулемет с ДУ.
  • M-84 — вариант для Югославии. Обеспечен новыми прицельными устройствами (DNNS-2 и DNKS-2), защитой DRHT, устройством управления огнем (SUV-M84) и приборами связи.
  • M-84АВ1 — сербская модель.
  • M-84A4 Snajper, М-95 Дегман, M-84D — изменения производились в Хорватии.
  • TR-125 — румынский вариант. Изменена ходовая и МТО. Увеличилась масса до 50 тонн.
  • T-72SIM-1 — совместная работа грузинских и израильских инженеров. Обеспечен радиосвязью FALCON, навигацией GPS, способом опознавания «свой — чужой», тепловизорами и новой ДЗ.
  • Tank EX — модель для Индии, оснащена новой башней.

Заключение

Т-72 по праву считался одной из самых востребованных бронемашин в мире, поскольку количество выпущенных экземпляров может соревноваться с легендарной «тридцатьчетверкой». А также его можно назвать интернациональным танком, поскольку он производился во многих странах.

После развала Советского Союза, он стал единственной техникой такого класса, состоящей на вооружении армий некоторых стран Союза Независимых Государств и зарубежных держав.

Факт. На сегодняшний день военная машина находится на вооружении в 40 странах.

Источник



Т-72 Урал – Основной боевой танк

Т-72 «Урал» – это основной боевой танк второго поколения, принятый на вооружение в 1973 году. Экспортировался во множество стран, а также по лицензии выпускался в Индии, Чехословакии, Польше и Югославии.

История создания Т-72

Т-72 начали разрабатывать в 1967 году. В ходе дальнейших разработок в 1969 были проведены сравнительные испытания Т-64А с новым двигателем В-45 и опытных образцов с тем же двигателем и некоторыми нововведениями. В итоге образцы были признаны более совершенными, и им присвоили индекс «объект 172М». На образцы было решено установить двигатель В-46, и в 1973 году на их приняли на вооружение как танк Т-72.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 41 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки – с 1967 по 1973;
  • Годы эксплуатации – с 1974;
  • Количество выпущенных – около 30 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6670 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса – 3590 мм (по бортовым экранам) / 3370 мм (по гусеницам);
  • Высота – 2190 мм;
  • База – 4270 мм;
  • Клиренс – 428-470 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная;
  • Лоб корпуса – от 310(450)до 750(1100) мм в различных модификациях;
  • Лоб корпуса (верх) – суммарно 205 / 68° мм/град и второй слой 60°, комбинированная;
  • Лоб корпуса (низ) – 85 / 60° мм/град;
  • Лоб башни – от 410(500) до 800(1200) мм в различных модификациях.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 125-мм 2А26;
  • Тип пушки – гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 39;
  • Углы ВН: -6°13’…+13°47′;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 9,4 км;
  • Прицелы – прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-1-49-23;
  • Пулемёты – 1 × 12,7 НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – В-46 V-образный дизельный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 780 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-650 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 320-650 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,83кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

Модификации Т-72

Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.

Советские модификации

В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:

  • Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
  • Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
  • Т-72АК – командирский Т-72А;
  • Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
  • Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
  • Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
  • Т-72Б2 «Рогатка» – более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
  • Т-72Б3 – модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90

Иностранные модификации

  • Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
  • Т-72-120 – украинская модернизация, экспортировавшаяся в страны НАТО;
  • Т-72KZ – казахстанско-израильская модернизация;
  • Т-72KZ «Шыгыз» – совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
  • Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;
Читайте также:  Как определить потребляемую мощность потребителя

Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.

Применение в бою

Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:

  • Ирано-иракской войне;
  • Ливанской войне;
  • Чадско-ливийском конфликте;
  • Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
  • Войне в заливе;
  • Чеченских войнах;
  • Гражданской войне в Таджикистане;
  • Иракской войне;
  • Войне в Южной Осетии;
  • С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.

Фотографии Т-72

Память о танке

Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:

  • В Танковом музее Бовингтона;
  • В музее в Кубинке;
  • В музее истории Т-34;
  • В музее Израильских танковых войск;
  • В Техническом музее в Тольятти;
  • В Техническом музее Вадима Задорожного;
  • В танковом музее Верхней Пышмы;
  • В немецком танковом музее.

Танк в культуре

Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.

Источник

Т-72 – долгожитель из Нижнего Тагила

Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.

Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 — нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Модификации и опытные версии

На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.

В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска дымовых гранат, доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.

Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.

С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.

В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у машины Т-80У.

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.

Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.

На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

Читайте также:  Самый хороший мотоблок с валом отбора мощности

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.

В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.

Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах — 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.

Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

Т-72 Challenger 1 M1 Abrams
Длина корпуса, мм 6670 7925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм 9530 11500 9766
Ширина по экранам, мм 3460 3520 3653
Высота, мм 2190 2490 2400
Боевая масса, кг 41000 62000 54400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 50 56 72
Запас хода по шоссе, км 700 400 480
Высота преодолеваемой стенки, м 0,85 0,9 1,24
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8 2,8 2,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Источник