Меню

Мощность поликлиники как посчитать

Мощность поликлиники как посчитать

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 20 июня 1979 года N 650

О введении показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________

Дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, как наиболее массового вида медицинской помощи населению, является в настоящее время одним из ведущих направлений в работе органов и учреждений здравоохранения. Все большее значение приобретают вопросы, связанные с планированием расширения и укрепления материальной базы сети внебольничных учреждений.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 года N 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», в проектах Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР, начиная с 1981 года, должны быть предусмотрены задания союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР по развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений.

Госпланом СССР установлен плановый показатель «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений», измеряемая числом посещений в смену. С 1970 года он используется в планах экономического и социального развития для планирования строительства и ввода в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, а с 1981 года будет применяться для планирования сети лечебно-профилактических учреждений, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь.

В целях обеспечения условий для введения планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения:

1.1. Инструкцию по определению планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь (приложение N 1);

1.2. «Нормативные показатели площадей для определения плановой мощности учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь» (приложение N 2).

2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения, Президиуму Академии медицинских наук СССР, начальникам главных управлений и управлений Министерства здравоохранения СССР:

— до 1 сентября 1979 года рассмотреть и утвердить (по подчиненности) плановую мощность каждого учреждения (подразделения), оказывающего населению амбулаторно-поликлиническую помощь, исходя из данных паспортизации лечебно-профилактических учреждений, проведенной по состоянию на 1 января 1978 года. Использовать эти данные при определении исходной базы для планирования мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в проекте плана развития здравоохранения на 1981 год;

— ежегодно, начиная с 1980 года, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год, утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений).

2.2. В целях отработки порядка раздельного планирования и финансирования стационарной амбулаторно-поликлинической помощи и подготовки для министерств и местных органов здравоохранения методических указаний по этому вопросу поручить Министру здравоохранения Молдавской ССР (тов. Драганюку К.А.) разработать проект плана и бюджета на 1980 года раздельно по развитию стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) и осуществить раздельное их финансирование.

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
С.П.Буренков

Приложение N 1. Инструкция по определению планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 20 июня 1979 года N 650

1. Показатель плановой мощности амбулаторно-поликлинической сети устанавливается для всех лечебно-профилактических учреждений (подразделений), оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь. При наличии в составе лечебно-профилактического учреждения нескольких поликлиник (отделений), оформленных в установленном порядке, показатель плановой мощности устанавливается по каждому из них.

2. Показатель плановой мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) утверждается (по подчиненности) городским, областным (краевым) отделом (управлением) здравоохранения, министерством здравоохранения АССР, союзной республики, Союза ССР в соответствии с изложенным ниже порядком.

3. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выражается числом посещений в смену.

4. Для учреждений, построенных по типовым или индивидуальным проектам, в которых указана проектная мощность в посещениях в смену, плановая мощность принимается равной проектной. Если проектная мощность выражена числом посещений в день, то плановая мощность принимается равной 60% от проектной.

5. При отсутствии проектной документации, или если в проекте не указана мощность учреждения в посещениях в смену (в день), плановая мощность определяется расчетным путем:

— для самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, а также для входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений, но размещенных автономно (в отдельном здании, пристройке, на отдельном этаже), плановая мощность каждого из них определяется как частное от деления их фактически занимаемой площади на нормативный показатель площади (приложение N 2 к данному приказу);

— для амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений и размещенных в одном комплексе, площадь, которую они непосредственно занимают, следует увеличить за счет части площади общих лечебно-диагностических кабинетов и вспомогательных служб пропорционально объему работы, выполняемой ими для амбулаторно-поликлинических подразделений. Затем для определения их плановой мощности следует полученную суммарную площадь разделить на приведенный в приложении N 2 соответствующий нормативный показатель.

Примечание:

1. При определении мощности амбулаторно-поликлинических учреждений следует исходить из рабочей площади, которая определяется как сумма всех площадей, занимаемых учреждением, за исключением коридоров, тамбуров, переходов, а также площадей, занятых инженерными сетями и оборудованием (котельные с вспомогательными помещениями, бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, щитовые, трансформаторные подстанции, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, машинные отделения, лифты) в соответствии с СНиП-Л. 2.72.

2. В 1979 году при установлении исходного показателя мощности берутся данные переписи на 1 января 1978 года.

Начальник Планово-
финансового управления
В.В.Головтеев

Приложение N 2. Нормативные показатели площадей для определения плановой мощности учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 20 июня 1979 года N 650

Источник



Статья. «рекомендации по определению мощности амбулаторно-поликлинических учреждений и показателей использования кабинетов врачебного приема»(с.а.полишкис)(«главный врач» n 5, 2004)

«Главный врач» N 5, 2004
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОЩНОСТИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОВ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА
С понятием «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения» главные врачи сталкиваются при заполнении соответствующего пункта статистической формы годовых отчетов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Исследованиями установлено, что главные врачи амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) по-разному трактуют это понятие. Некоторые из них считают, что это проектная мощность, определенная в проектной документации; другие — мощность, которая ранее, из года в год, определялась районными органами здравоохранения; третьи — мощность, определенную собственными расчетами, в которых, как правило, используются различные базовые данные, определяющие величину этого показателя. Установлено также, что после реконструкции или модернизации зданий АПУ, величина мощности, указанная в годовых отчетах, не соответствует их реальной пропускной способности.
К наиболее частой причине неточного обозначения величины мощности АПУ относится отождествление показателя мощности, требуемого для заполнения годовых отчетов, показателю проектной мощности, без учета изменившихся со временем условий и базовых данных, используемых для расчета этого показателя.
Анализ нормативно-методических и рекомендательных источников по вопросу определения понятия «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения» показывает, что к настоящему времени устойчиво удерживаются два различных подхода к определению сущности этого понятия, отражающие разные цели, назначение и область их применения.
Принципиальное отличие одного подхода от другого заключается в том, что в одном случае «мощность» определяется как показатель на этапе проектирования, строительства и ввода АПУ (проектная мощность), а во втором — на этапе функционирования АПУ (функциональная мощность).
В течение длительного времени главные врачи АПУ рассматривали показатели проектной и функциональной мощности как синонимы, чему не в малой степени способствовал Приказ МЗ СССР от 20.06.79 N 650 «О введении показателя «мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения».
Согласно Инструкции (Приложение N 1 к Приказу N 650) предусматривались следующие условия определения мощности, выраженной числом посещений в смену (пос./см):
— для АПУ, построенных по типовым или индивидуальным проектам, мощность принимается равной проектной;
— для АПУ, проектная мощность которых неизвестна, мощность определяется расчетным путем, как частное от деления фактической площади АПУ на нормативный показатель площади на одно посещение в смену. Нормативные показатели по типам АПУ были приведены в Приложении N 2 к Приказу N 650.
Однако к настоящему времени накопился достаточный материал, позволяющий критически оценить изложенные в Приказе N 650 условия определения мощности АПУ в стадии эксплуатации как в части отождествления функциональной мощности проектной, так и в способе ее определения расчетным путем.
Неоднозначность показателей проектной и функциональной мощности обусловлена следующими причинами:
— отставанием морально устаревшей проектной документации от возрастающих со временем медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к АПУ в стадии эксплуатации;
— перепланировкой, выполненной в зданиях функционирующих АПУ, ведущей к изменению от проектного количества кабинетов врачебного приема и, как следствие, к изменению их пропускной способности;
— изменением назначения кабинетов врачебного приема в связи с необходимостью организации приема по специальности, ранее не предусмотренной проектом, в результате чего также изменяется их пропускная способность.
Рекомендованный Приказом N 650 метод расчета показателя мощности АПУ также не может быть взят за основу. Так, сопоставление по данным годовых отчетов равных по величине показателей мощности однотипных АПУ с их поэтажными планами показало, что они значительно отличаются друг от друга количеством и назначением кабинетов врачебного приема (КВП), в результате чего их реальная пропускная способность (а следовательно, и мощность) выражается разными величинами, как правило, меньше тех, которые указаны в годовых отчетах.
Различные подходы к определению и расчету мощности АПУ, недооценка методов анализа этого показателя послужили основанием для разработки соответствующих рекомендаций и обобщения их в настоящей статье.
1. ПОКАЗАТЕЛЬ МОЩНОСТИ АПУ, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
МОЩНОСТЬ АПУ — показатель, характеризующий проектную, функциональную, эксплуатационную или фактическую пропускную способность КВП, выраженный числом посещений в смену.
В соответствии с данным определением различают проектную, функциональную, эксплуатационную и фактическую мощность АПУ.
ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ — показатель материально-технической базы АПУ, характеризующий пропускную способность проектируемых кабинетов врачебного приема. Количество и назначение КВП определяются на стадии разработки проекта и находятся в прямой зависимости от штатного расписания АПУ, а для территориальных поликлиник — от численности обслуживаемого населения и числа врачебных участков, определенных в задании на проектирование.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ АПУ — отчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность действующих кабинетов врачебного приема в смену. Функциональная мощность АПУ соответствует его проектной мощности тогда, когда за время эксплуатации здания АПУ количество и назначение действующих КВП соответствует проектным. При этом численность обслуживаемого населения и число врачебных участков не изменились и также соответствуют принятым при проектировании АПУ.
На практике совокупность условий, при которых проектная и функциональная мощность АПУ тождественны, встречается только в новых, введенных в эксплуатацию АПУ и сохраняется до тех пор, пока не изменяется хотя бы одно из перечисленных условий, определяющих величину проектной мощности данного учреждения. Во всех остальных случаях функциональная мощность не соответствует проектной, что обуславливает необходимость ее определения и расчета.
Назначение показателя функциональной мощности АПУ определяется следующим.
Во-первых, как уже упоминалось, он является отчетным показателем и указывается в статистической форме годового отчета лечебно-профилактического учреждения.
Во-вторых, суммирование этих показателей по типам АПУ дает представление о материальном фонде зданий по отдельным типам АПУ (территориальные поликлиники, женские консультации, диспансеры, консультативно-диагностические центры и др.) и является основой для расчетов при планировании развития и реконструкции сети АПУ для различных административно-территориальных образований.
Наконец, сопоставление показателя функциональной мощности АПУ с показателем, характеризующим объем деятельности учреждения за отчетный год в сопоставимых единицах (фактическая мощность АПУ), позволяет определить показатель эффективности использования КВП, что в условиях ограниченных материальных ресурсов является важнейшим критерием рациональности их использования.
Функциональная мощность является основным показателем материально-технической базы здания АПУ, отражающим максимальную нагрузку (пропускную способность) КВП действующего учреждения. Именно этот показатель, как правило, имеют в виду, когда говорят о мощности АПУ на этапе эксплуатации здания учреждения. В силу традиционно сложившейся привычки, вместо термина «функциональная мощность» употребляется термин «мощность», который следует рассматривать как синоним термина «функциональная мощность».
Кроме показателей проектной и функциональной мощности, различают расчетные показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ, имеющие вспомогательное назначение и предназначенные для определения показателей использования КВП амбулаторно-поликлинических учреждений.
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ — расчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность КВП без учета времени естественного простоя кабинетов.
Время естественного простоя кабинетов врачебного приема обусловлено двумя причинами:
— простоем кабинетов, связанным с выполнением врачами посещений на дому;
— простоем кабинетов, связанным с их недоукомплектованностью штатными должностями. Например, для работы одного врачебного кабинета в течение одного рабочего дня (двух полных смен) требуется 2 должности врача, а количество штатных должностей врачей, работающих в данном кабинете, составляет 1,75; 1,5; 1,25 или 1,0 должности и т.д.
Простои КВП, связанные с вакантными должностями врачей, а также в связи с отпуском или болезнью врачей при расчете эксплуатационной мощности не учитываются.
Эксплуатационная мощность АПУ соответствует его функциональной мощности при условии, что на каждый кабинет врачебного приема приходится 2 должности врача, при этом врачи данного учреждения не выполняют посещений на дому. Очевидно, что данным условиям может соответствовать лишь незначительное число учреждений — консультативные поликлиники, консультативно-диагностические центры, медико-санитарные части, некоторые типы диспансеров.
Для подавляющего числа АПУ эксплуатационная мощность будет всегда меньше их функциональной мощности.
ФАКТИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ — расчетный показатель, характеризующий число посещений в КВП за отчетный год, выраженный в единицах мощности.
В отличие от показателя функциональной мощности, показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ являются непостоянными и зависят от объема деятельности АПУ за отчетный год.
2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Мощность амбулаторно-поликлинического учреждения (М) определяется по формуле 1:
М = SUM Кс x Фс пос./см, (1)
где:
Kc — количество кабинетов врачебного приема по данной специальности;
Фс — функция одного кабинета врачебного приема по данной специальности, пос./см;
SUM — знак суммирования.
Для предметного использования приведенной формулы необходимо конкретизировать ее исходные элементы — показатели Кс и Фс.
КАБИНЕТ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА — одно или несколько функционально связанных помещений, предназначенных для врачебного приема больных.
В зависимости от технологии организации врачебного приема различают четыре типа кабинетов врачей.
Первый тип состоит из одного помещения — собственно кабинета. К этому типу относится большинство кабинетов врачей, преимущественно терапевтических специальностей.
Второй тип состоит из двух смежных помещений: основного (собственно кабинета) и вспомогательного — процедурной, перевязочной и др. К этому типу относятся кабинеты врачей преимущественно хирургических специальностей.
Третий тип состоит из двух изолированных помещений, из которых собственно кабинет, а другое — вспомогательное, требующее особых условий его использования (затемнение, звукоизоляция и т.п.). К этому типу относятся кабинеты отоларинголога, офтальмолога и др.
Четвертый тип состоит из группы помещений. Например, кабинеты инфекциониста, аллерголога и др.
При определении количества КВП кабинеты второго, третьего и четвертого типов следует считать по числу основных помещений, в которых находится основное рабочее место врача. Вспомогательные помещения кабинетов указанных типов в количество кабинетов врачебного приема не входят.
Количество КВП соответствует реальному числу действующих кабинетов врачей, посещения к которым регистрируются статистическим талоном.
В число кабинетов врачебного приема АПУ не включаются:
— кабинеты лечебно-диагностического назначения (функциональной и ультразвуковой диагностики, лучевой терапии, рентгеновский и эндоскопии), так как функция этих кабинетов зависит от вида исследований или процедур);
— кабинеты врачей, расположенные вне здания АПУ (на промышленных предприятиях, в школах и т.п.), так как функция этих кабинетов не отражает материально-техническую базу здания АПУ.
ФУНКЦИЯ КАБИНЕТА ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА — показатель пропускной способности кабинета, выраженный числом посещений в смену.
Функция кабинета врачебного приема определяется по формуле 2:
Фс = Нс x Тс пос./см, (2)
где:
Фс — функция одного КВП по данной специальности, пос./см;
Нс — число посещений (нагрузка) на 1 час работы врача-специалиста на приеме в АПУ;
Тс — средняя длительность одной смены, час.
Следует отметить, что действовавшие в здравоохранении в течение длительного времени «Расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений» необоснованно отменены Приказом МЗ СССР от 22.07.87 N 902. С другой стороны, эти нормы зачастую были существенно завышены, а по ряду специальностей — не предусмотрены, в результате чего использование их для расчета функции КВП не представлялось возможным.
Разработка и утверждение показателей нагрузки врачей должна осуществляться на региональном уровне соответствующим органом здравоохранения. Так, в г. Москве действуют «Показатели нагрузки врачей, рекомендуемые для определения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений» (Приложение N 1), в разработке которых принимали участие сотрудники и Главные специалисты Департамента здравоохранения г. Москвы, а также врачи организационно-методических отделов и кабинетов по отдельным специальностям.
При расчете мощности городских, территориальных и стоматологических поликлиник, женских консультаций, диспансеров и медико-санитарных частей следует использовать показатели нагрузки, представленные в таблице 1 указанного Приложения. При расчете мощности консультативных поликлиник, многопрофильных и специализированных консультативно-диагностических центров следует использовать показатели нагрузки, представленные в таблице 2 Приложения N 1.
При расчете функций кабинетов заведующих отделениями, должности которых совмещены с должностями врачей по приему больных, следует руководствоваться показателями нагрузки, приведенными в таблице 1 Приложения N 1; в остальных случаях — по таблице 2 этого же Приложения.
«Показатели нагрузки врачей, рекомендуемые для определения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений», приведенные в Приложении N 1, носят лишь рекомендательный характер и их использование за пределами Москвы возможно лишь после согласования и утверждения соответствующим региональным (местным) органом здравоохранения.
СРЕДНЯЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОЙ СМЕНЫ определяется расчетным путем, исходя из режима работы данного учреждения, по формулам 3 и 4:
1) Для АПУ, работающих по шестидневной рабочей неделе:
(Тр x 5) + Тсб

Читайте также:  Как узнать мощность болгарки

Источник

Сборник нормативных документов по медицинским учреждениям — файл Рекомендации2.doc

Доступные файлы (13):

МГСН 4.12-97.doc 441kb. 21.06.2004 14:35 скачать
МГСН 4.12-97 выпуск 1.doc 1324kb. 21.06.2004 14:39 скачать
МГСН 4.12-97 выпуск 2.doc 931kb. 21.06.2004 14:40 скачать
МГСН 4.12-97 выпуск 3.doc 1431kb. 21.06.2004 14:41 скачать
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР.doc 343kb. 16.12.2004 09:22 скачать
Рекомендации1.doc 476kb. 21.06.2004 15:13 скачать
Рекомендации2.doc 1427kb. 21.06.2004 15:15 скачать
СанПиН 2.1.3.1375-03.doc 742kb. 21.06.2004 15:18 скачать
Учреждения здравоохранения. Раздел III (к СНиП 2.08.02-89).doc 909kb. 15.09.2003 15:39 скачать
Учреждения здравоохранения. Раздел II (к СНиП 2.08.02-89).doc 507kb. 14.07.2003 12:40 скачать
Учреждения здравоохранения. Раздел IV (к СНиП 2.08.02-89).doc 586kb. 04.09.2003 18:09 скачать
Учреждения здравоохранения. Раздел I (к СНиП 2.08.02-89).doc 799kb. 11.07.2003 14:52 скачать
Учреждения здравоохранения. Раздел V (к СНиП 2.08.02-89).doc 721kb. 03.09.2003 22:13 скачать

Рекомендации2.doc

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА

РЕКОМЕНДАЦИИ
по реконструкции и модернизации
сети и зданий
амбулаторно-поликлинических учреждений

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитектор Ю.В. Сорокина, врачи Г.Н. Ильницкая, С.А. Полишкис).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л.А. Шалов, инженер Ю.Б. Щипанов).

3. СОГЛАСОВАНЫ: Комитетом здравоохранения г. Москвы и УППиН Москомархитектуры.

4 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием Москомархитектуры от 08.06.1999г. № 23.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА 1

РЕКОМЕНДАЦИИ
по реконструкции и модернизации
сети и зданий
амбулаторно-поликлинических учреждений 1

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 4

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СЕТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 6

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ЗДАНИЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8

5. ТИПЫ ЗДАНИЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ 11

6. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКИ 12

7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА МОЩНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК 17

8. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК 18

Читайте также:  Способы повышения коэффициента мощности симметричных трехфазных приемников

9. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК 21

10. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 22

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 22

ПРИМЕР РАСЧЕТА СЕТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА* 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 23

Стандартизированные программы на реконструкцию территориальных поликлиник для взрослых, построенных по типовым проектам VII-40 и VII-70 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 32

Стандартизированные программы на реконструкцию детских территориальных поликлиник, построенных по типовым проектам VII-42 и VII-71 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 39

Пропускная способность кабинетов врачебного приема на 1 час работы врачей 39

ВВЕДЕНИЕ

Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) представлена территориальными и стоматологическими поликлиниками для взрослых и детей, поликлиниками восстановительного лечения, диагностическими (консультативно-диагностическими) и специализированными центрами. Фонд большинства существующих АПУ в основном представлен зданиями, построенными по типовым проектам. При этом основной фонд зданий территориальных поликлиник дли взрослых и детей, обеспечивающий до 80% общего числа посещений, состоит из зданий, построенных в предшествующие годы по типовым проектам, морально устаревшим к настоящему времени.

Вопросы реконструкции и модернизации зданий АПУ не находят должного освещения в отечественной специальной литературе. В то же время актуальность рассмотрения указанных вопросов обусловлена процессом прогрессивно увеличивающегося морального износа зданий АПУ, особенно указанных выше территориальных поликлиник. К основным факторам этого процесса относятся:

— изменение строительных, медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к составу и площади помещений. Так, разработка основных типовых проектов территориальных поликлиник (VII-40 — для взрослых, VII-42 — детская поликлиника) осуществлялась с учетом требований главы СНиП 1954 года. В последующем эти требования существенно повышались и дополнялись главами СНиП 1958, 1971, 1978 годов. Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*), а также МГСН 4.12-97. В результате, удельная рабочая площадь (м 2 на 1 посещение в смену) по вышеуказанным проектам значительно ниже (3,2 и 4,3 м 2 ), чем в современных типовых и индивидуальных проектах территориальных поликлиник (поликлиники для взрослых — 6-7 м 2 , детские поликлиники — 9-11 м 2 ).

Читайте также:  Изменение мощности с увеличением оборотов

— уменьшение численности взрослого и детского населения, приходящейся на 1 должность участкового терапевта и участкового педиатра. Так, в 1957-1958 годы численность взрослого населения, приходящаяся на 1 должность участкового терапевта, составляла 3000 человек и затем постепенно снижалась до 2500 (1960г.), 2200 (1965г.), 2000 (1968г.). Аналогичный показатель для детского населения составлял в 1958 году 1160 человек и снижался до 1100 (1964г.), 1000 (1968г.). Численность взрослого населения на 1 врачебный участок в настоящее время в соответствии с действующими нормативами составляет 1700 человек, детского населения — 800 человек. Разукрупнение врачебных участков при сохранении численности обслуживаемого населения по учреждению привело к дефициту кабинетов врачебного приема, несоответствию их проектного количества сложившейся потребности;

— развитие новых методов диагностики, лечения и профилактики и внедрение новых организационных форм медицинской помощи. В результате, фактическое наличие рабочих площадей в поликлиниках, построенных по типовым проектам прошлых лет, сдерживает или затрудняет организацию в них новых лечебных, диагностических и профилактических процессов, врачебного приема по специальностям, ранее не предусмотренным проектом.

Все эти факторы в совокупности на практике приводят к весьма стесненным условиям работы медицинского персонала, к многофункциональному использованию помещений и кабинетов вопреки действующим строительным и санитарно-гигиеническим требованиям и деонтологическим правилам, вызывают недопустимую скученность больных и длительность ожидания приема, не позволяют создать комфортные условия для больных, а также для труда и отдыха врачебного, среднего и младшего медицинского персонала.

Актуальность решения вопросов реконструкции и модернизации зданий наиболее массовых типов АПУ связана также с необходимостью изменения на современном этапе инфраструктуры медицинской помощи с переориентацией от преобладания дорогостоящей стационарной помощи к более экономичной и предпочтительной, в том числе и с точки зрения профилактического и превентивного обслуживания населения, амбулаторно-поликлинической помощи.

На основе анализа и оценки существующего фонда зданий АПУ и типовых проектов, применяемых для их строительства, выявлены типы зданий, рекомендуемых к реконструкции и модернизации. К этим зданиям отнесены:

— здания территориальных поликлиник для взрослых, построенные по типовым проектам VII-40 и VII-70;

— здания детских территориальных поликлиник, построенные по типовым проектам VII-42 и VII-71.

Приведенные в настоящих Рекомендациях стандартизированные программы на реконструкцию, территориальных поликлиник не носят универсального характера, так как каждая действующая поликлиника имеет свою специфику. АПУ, построенные по одному и тому же типовому проекту, имеют различное количество врачебных участков, кабинетов приема врачей-специалистов, диагностических кабинетов и др. В их структуре ряд функциональных групп (стоматологическое отделение, бюро (отделение) медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), дневной стационар, пункт неотложной помощи, женская консультация, травмпункт и др.) являются непостоянными. Наличие или отсутствие указанных групп определяется условиями формирования сети АПУ. В силу указанных причин реконструкция и модернизация каждого здания АПУ должна проводиться на основе адаптирования стандартизированной программы применительно к конкретной ситуации.

Настоящие Рекомендации предназначены для проектировщиков и организаторов здравоохранения для составления заданий на проектирование и муниципальных программ реконструкции и модернизации действующего фонда зданий амбулаторно-поликлинических учреждений.

Источник