Меню

Нервно эмоциональное напряжение водителя

Эмоции и их влияние на поведение водителя

Эмоциями (с латинского emovere – волновать, возбуждать) называют особую разновидность процессов психики или состояния человека, которые проявляются в моменты переживания каких-либо значимых ситуаций (радости, страха, злости), явлений и жизненных событий.

Если водитель находится в сильном эмоциональном состоянии и не может контролировать его, вне зависимости от того, отрицательные или положительные эмоции он испытывает, это крайне опасно. Если вы не управляете своими эмоциями, то и автомобилем управлять нельзя. Поддавшись отрицательным эмоциям (гневу, страху, тревоге и т.п.), вы можете впасть в уныние, а под действием положительных эмоций (радости, эйфории) – перевозбудиться. Оба состояния могут привести к ДТП.

Разумеется, мы не можем избежать стрессовых ситуаций совсем, но не попадать под их пагубное влияние – в наших силах. Поэтому в этой статье мы поговорим об эмоциях и их влиянии на поведение водителя.

Чтобы избавиться от эмоционального состояния, следует сделать кратковременную остановку и выполнить ряд упражнений:

  • Поднять руки вверх, потянуться, с удовольствием зевнуть и опустить руки. Сделайте так 8 раз, и упражнение поднимет вам тонус.
  • Массаж при помощи гримас. Представьте, что передразниваете мартышку, и стройте разнообразные рожицы.
  • Точечный массаж: скулы массируют при помощи большого и указательного пальцев круговыми движениями. Если от нажатия вы ощущаете боль, то значит ваша нервная система истощена и нужно хорошенько отдохнуть.
  • Внимательность повысит наблюдение за яркими объектами, желтыми или красными, а также быстрая ритмичная музыка и кислые конфеты.
  • В случае возбуждения и неосознанной тревоги сконцентрируйтесь на окружающей вас обстановке: облаках, небе. Дышите ровно, спокойно, глубоко. Можно включить мелодичную музыку, расслабить мышцы плеч, шеи и лица.

Пока не вернете себе душевное равновесие, за руль не садитесь.

Эмоциональное состояние отражается на нашей работоспособности. В опасной дорожной ситуации у водителя может возникнуть всплеск негативных эмоций и подавить психическую деятельность, однако эта же ситуация может и повысить его жизненную энергию, и водитель станет более находчивым и сообразительным.

В зависимости от особенности психики человека эмоции делятся на устойчивые и кратковременные. Если вы устойчивы к эмоциям, то значит, уравновешены, и у вас преобладают устойчивые интересы. Вы менее склонны к попаданию в ДТП, реже нарушаете правила. Если же вы не устойчивы к эмоциям, то значит и эмоционально неуравновешенны. Вы склонны чаще нарушать правила, а значит, и попадать в ДТП. Таким людям необходимо научиться владеть своими эмоциями.

Воля является способностью человека на сознательное и активное управление своей деятельностью, на преодоление препятствий для выполнения поставленных целей и создания дополнительной мотивации к деятельности, когда не достаточно имеющейся мотивации.

Волевые процессы являются сознательным регулированием человека своего поведения и действий, связанным с преодолением внешних и внутренних препятствий, мобилизацией всех сил на достижение поставленной цели.

Волевой акт состоит из:

  • Побуждения и осознания цели;
  • Борьбы мотивов;
  • Акта принятия решения;
  • Исполнения.

Действия водителя в опасной ситуации зависят от того, превышает ли она уровень, который для водителя допустим.

Типы конфликтов условно можно разделить на:

  1. Конфликты с встречным транспортом:
    • Встречный автомобиль при повороте налево или развороте выехал на вашу полосу движения. К признакам опасности относятся: выключенный сигнал левого поворота у встречного авто; снижение им скорости; перестроение его на левую полосу; наличие справа пересечения с примыкающей дорогой, впереди места для разворота.
    • Встречное авто совершая обгон или объезд неподвижного препятствия выехало на вашу полосу. К признакам опасности относятся: узкая проезжая часть; наличие впереди у левого края дороги стоящего или медленно движущегося автомобиля; приближение встречного авто на большой скорости.
    • Встречный автомобиль на повороте выехал на вашу полосу. Тут признаками опасности являются: большая скорость движения встречного авто; скользкая дорога; крутой поворот; малая ширина дороги. Данные конфликты возможно заранее выявить и устранить, наблюдая за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявляя признаки опасности.
  2. Конфликт с автомобилями соседних рядов, перестраивающимися на вашу полосу.
    • Автомобиль стоит справа и, начав движение, резко выезжает на вашу полосу. Признаками опасности являются: справа стоят несколько авто у ближайшего к вам включены сигналы левого поворота; слева впереди перекресток, где разрешается левый поворот.
    • Авто приближается с примыкающей справа дороги, и по полосе разгона резко выезжает на вашу полосу. Признаками опасности являются: большой поток авто, выезжающих на дорогу справа; плохо видно обстановку на примыкающей дороге; на главной дороге движение интенсивное.
    • Авто движется по соседней полосе справа и резко перестраивается на вашу полосу. Опасность – наличие на правой полосе движения слева пересечения, где левый поворот разрешен; движущиеся справа автомобили едут с большей скоростью, чем вы.
    • Авто с соседней левой полосы резко перестраивается на вашу полосу. Опасность – едущий сзади авто начинает обгон; на полосе слева помеха, справа впереди съезд с дороги вправо. Устранение и выявление конфликта возможно при наблюдении за обстановкой сбоку и сзади и при заблаговременном выявлении авто, движущихся на высокой скорости с включенными сигналами поворота, а также помех, вынуждающих других водителей перестраиваться на вашу полосу.
  3. Конфликты с автомобилями, едущими впереди в попутном направлении. Для того, чтобы избежать конфликтов, требуется наблюдение за обстановкой, за едущими впереди авто. При выявлении опасности снижайте вместе с ними скорость, а приближаясь к опасным зонам – увеличивайте дистанцию.
  4. Конфликт с движущимися сзади авто. Опасностью являются: большая скорость вашего авто; маленькая дистанция до едущего сзади авто; обстановка впереди требует значительно снизить скорость. Конфликтов можно избежать, если скорость заранее снижать плавно, а не резко.
  5. Конфликт с пересекающими траекторию вашего движения под прямым углом пешеходами и автомобилями. Чтобы избежать конфликтов, следите за обстановкой слева и справа от дороги, по которой едите.
Читайте также:  Как посчитать напряжение вторичной обмотки трансформатора

Любой водитель, двигающийся по городу, рано или поздно столкнется с проявлением немотивированной агрессии других водителей. К ней может привести ваш незначительный промах, перестроение в другой ряд, простой на светофоре. Все потому, что мы привыкли стремиться приехать на место как можно скорее, и раздражаемся на других водителей, едущих медленнее нас, задерживающих нас на светофоре и совершающих неуклюжие маневрирования. Данное состояние называют «манией торопливости», то есть суетливостью без нужды, по инерции. Это представляет опасность на дороге. Водитель ежедневно устраивает гонку по дороге на работу, вгоняя себя в добровольный стресс.

Совет инструкторов по вождению – сдержанное поведение на дороге, но знать о причинах, вызывающих агрессию других водителей, тоже очень важно. Рассмотрим их…

Что вызывает агрессию водителей на дорогах?

Раздражение на дорогах вызывают водители-новички, дачники, учебные авто, медленно едущие в левом ряду автомобили и т.д. Водители агрессируют на водителей маршруток, уставших, перестраивающихся из ряда в ряд и стремящихся быстрее добраться до остановки и собрать еще больше пассажиров.

Еще один источник раздражения на дорогах – водители, забывающие включать поворотники, грузовики, нарушающие правила и плетущиеся в левом ряду, мешая другим водителям.

Мужчин-водителей выводят на эмоции женщины за рулем. Они сетуют на невнимательность дам, проезжающих на красный свет, резко тормозящих и смотрящих в зеркала лишь для того, чтобы поправить макияж. Автоледи же, в свою очередь, злятся на мужчин, которые пытаются самоутвердиться на дороге за их счет.

Некоторые водители эмоционируют на бесконечные поправки в законы и новые штрафы, вводящиеся не в их пользу, а также на сотрудников ГИБДД, стоящих в самых неожиданных местах, чтобы выписать побольше штрафов.

Следующий источник раздражения – стритрейсеры, выделяющиеся яркими ксеноновыми фарами, громким глушителем, гремящими спойлерами, наклейками на авто и спортивным стилем вождения. Лучше таких гонщиков пропускать.

Источников раздражения за рулем не счесть: велосипедисты, мопеды, лежачие полицейские, ямы на дорогах и т.п., и нужно быть всегда на чеку, не поддаваясь эмоциям.

Как изменить свое поведение за рулем?

Директором института стрессовой медицины штата Коннектикут Джоном Ларсоном, изучающим феномен ярости за рулем много лет, предлагаются следующие принципы, помогающие изменить поведение водителя за рулем:

  • Не стремиться «доехать как можно скорее», а «доехать как можно комфортнее». Поездку планируйте с временным запасом, и получайте удовольствие от спокойной и расслабленной езды, от бесед с пассажирами и звучащей в салоне музыки.
  • Стремитесь не «быть королем на дороге», а «быть на дороге королем». Удовольствие получайте не от обгона всех, а от спокойной езды в надежном исправном и чистом автомобиле.
  • Не «попробуй меня сделать», а «смотри, я – джентльмен». Ваше общение на дороге с людьми должно быть тем же, что и с пассажирами: великодушным и доброжелательным, без унижения. Получайте удовольствие от своей вежливости.
  • Не «Этого нельзя позволить на дороге», а «живи и дай жить другому». Вы не можете и не вправе контролировать чужое поведение, но можете контролировать себя и избегать таких людей.
  • Не «преподать ему урок», а «оставить наказание для полиции». Обидевший вас водитель не стремился вас обидеть, а просто был невнимателен, агрессивен, зол. С такими водителями в конфликты лучше не вступать.

Будьте готовы к тому, что хулиганы на дорогах будут всегда, но не вступайте с ними в контакт, даже визуальный. Достаточно сказать себе, что этот человек несчастен, глуп и безумен. Вы, как рассудительный и умный человек, выше этого. Искорените в себе азарт и гнев за рулем. Не позволяйте втянуть себя в чужое безумие и управлять вашими эмоциями.

Если за рулем вы ощутили волнение, то сделайте дыхательную гимнастику: медленно вдохните и через нос выдохните на счет пять, следующий вдох на счет 10, 15, 20.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 13.06.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Источник



Титова А. А. Эмоциональный фактор в деятельности водителей
статья на тему

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей.

Читайте также:  Какова зависимость силы тока от напряжения обратно пропорциональная

Скачать:

Вложение Размер
статья 20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный фактор в деятельности водителей. Влияние эмоций на работоспособность и состояние водителей.

Работа выполнена под руководством Горюшинского В. С.

ТГТУ Кафедра «ОПиБД»

«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем.»

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей. На водителей действуют перегрузки, вибрации, сильные акустические воздействия и т. д., ситуации риска, которые связаны с боязнью совершить ошибку.

Основной фактор, который вызывает у водителей эмоциональное напряжение – необходимость постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать решения в условиях недостатка времени. Степень эмоционального напряжения водителя постоянно меняется в процессе его деятельности. Очень важно быстро и безошибочно действовать даже при эмоциональном напряжении.

Все люди разные. У всех разные способности, характер. В опасной ситуации водитель с твердым характером, уверенный в себе, своих навыках будет действовать точно и быстро. Намного чаще попадают в аварии водители, у которых происходит частая смена настроения.

Очень важно для водителя не поддаваться панике, страху. Нужно быстро и решительно действовать.

Обиды и неприятности не оставляют водителя, когда он садится за руль. Депрессия или возбуждение затрудняют процесс восприятия и обработки информации, что увеличивает ошибочную деятельность водителя. Не следует садиться за руль человеку, пережившему трагедию, не нужно слушать за рулем грустную музыку, новости сообщающие о чем-то плохом. Глубокие эмоциональные переживания могут вызвать рассеянность, невнимание, и как следствие, дорожно-транспортное происшествие.

К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли и однообразной деятельности. [1, стр. 19]

Существует феномен пустого взора – человек смотрит в какую-то точку, на какой-то предмет и не видит его, так как он задумался. Это очень опасно для водителей.

В литературе описан еще один, родственный пустому взору феномен, получивший название временного провала или дорожного гипноза. Он заключается в том, что после выполнения какой-то рутинной задачи, длинной прогулки или ведения машины человек не может вспомнить, что делал, когда и какие места прошел или проехал. [1, стр. 26]

Может появиться сонливость. Однообразный ландшафт, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние. Его иногда называют сонным опьянением или ступором. Появляется вялость, апатия, отвлеченные мысли, которые не имеют никакого отношения к управлению автомобилем. При этом резко снижается готовность водителя к изменениям дорожной обстановки.

Так же некоторые объекты на дороге могут выглядеть или казаться не такими, каковыми они являются на самом деле. [3, стр. 18]

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: чувство ответственности за безопасность пассажиров, сохранность груза, частое принятие ответственных решений, скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств.

Существуют так же зрительные и слуховые раздражители, которые влияют на эмоции водителя. Например, не отрегулированный свет фар встречных автомобилей раздражает водителя. Из-за громкой музыки водитель часто не замечает работу двигателя, сигналы других автомобилей, сирену спец. машин. Но в дальней дороге она помогает не заснуть за рулем. Так же помогает разговор с пассажирами, негромкое пение. Можно посасывать кислые конфеты или жевать жвачку. Можно проветривать кабину и не допускать повышение температуры в салоне автомобиля. Лучше прослушивать легкую бодрую музыку, спортивные радиопередачи. Но не следует их слушать в городе, так как они сильно отвлекают внимание.

Из-за различных брелков и игрушек, установленных на панели автомобиля, водитель, сам не замечая, становится раздражительнее.

Также очень важны такие параметры, как плохая видимость, неудобное сиденье, частые перепады температуры в автомобиле, недостаточная освещенность дороги в темное время суток, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность зависит от условий работы, половой принадлежностью, состояния здоровья, настроение, и т.д. Эмоции действуют на человека очень сильно. Отрицательные эмоции, например, плохое настроение, вызывают утомлению, чувство страха, неуверенности. Положительные эмоции, наоборот, помогают быстрее войти в рабочий ритм. Но положительные эмоции могут также отрицательно влиять на деятельность водителя. Машина – источник повышенной опасности. Водитель за рулем не должен отвлекаться ни на что. Он обязан сосредоточиться на процессе вождения.

Очень важно за рулем не отвлекаться на посторонние вещи. Например, на сотовый телефон, на пассажиров.

Бывают такие случаи, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пассажиров, которые чем-то помешали водителю или отвлекли его от дороги. Некоторые люди стараются доказать, что они знают все лучше, в том числе пытаются показать и навыки вождения у них лучше. Они вводят водителя в стресс и провоцируют аварию.

Не во всех случаях можно контролировать стрессор, но можно научиться контролировать свою реакцию на стресс. Существуют такие техники, которые могут быть эффективными в фокусировании на эмоциях, как глубокое дыхание, тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, визуализация. [2, стр. 4 — 5]

Умение контролировать свои эмоции поможет в различных ситуациях. Нельзя позволять другим людям влиять на свои эмоциональные и физиологические реакции, особенно за рулем.

Водителю необходимо знать свои психологические возможности, возможности в управлении автомобилем.

  1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.
  2. Хлудова О. В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстримальным ситуациям: Материалы для тренинга. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2004, 48 с.
  3. Девид Майерс «Интуиция», перевод с англ. Малкова И. И. – СПб.: Питер, 2009, 250 с.

Источник

Нервно эмоциональное напряжение водителя

Количественная оценка нервно-эмоционального напряжения водителей в реальных дорожных условиях позволяет ранжировать типичные дорожные ситуации по степени их влияния на организм водителей:

— резкое торможение;
— обгон и осложненный проезд нерегулируемого перекрестка;
— пеосложнеиный проезд нерегулируемого перекрестка;
— встраивание в транспортный поток и выход из транспортного потока;
— проезд регулируемого перекрестка, стоянка на остановке.

При городских автобусных перевозках наиболее часто возникают такие типичные дорожные ситуации, как выход из транспортного потока и встраивание в пего. Именно эти ситуации играют значительную роль в возникновении и развитии нервно-эмоционального напряжения водителей городских автобусов. Обгон водители городских автобусов совершают сравнительно редко; частота возникновения таких типичных ситуаций, как проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестка, зависит от конкретного маршрута и может достигать в отдельных случаях значительных величин. При городских таксомоторных перевозках наиболее часто наблюдаются обгон и проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестка. Необходимость резкого торможения также отмечается чаще при городских таксомоторных перевозках, чем при других видах. Очевидно, именно эти ситуации в значительной степени обусловливают высокое нервно-эмоциональное напряжение водителей, характерное для данного вида перевозок. Увеличение скорости движения повышает и «физиологическую стоимость» дорожных ситуаций, которая возрастает со сложностью этих ситуаций. Если в менее сложных ситуациях —«проезд регулируемого перекрестка» и «неос-ложненный проезд нерегулируемого перекрестка»— различия в среднем уровне физиологических показателей, зарегистрированных у водителей при скорости движения 35— 40 и 55—60 км/ч, были недостоверны, то в более сложных ситуациях —«осложненный проезд нерегулируемого перекрестка», «обгон» и «резкое торможение»—они значительны и достоверны.

При анализе физиологических сдвигов, зарегистрированных в типичных дорожных ситуациях, обращает па себя внимание значительная вариабельность полученных данных, обусловленная сложностью дорожного движения в условиях крупного города, сводящей практически к нулю вероятность возникновения дорожной ситуации во всех деталях повторяющей создавшуюся когда-либо ранее; невозможностью, даже в аналогичной ситуации, повторения конкретного функционального состояния организма водителя в момент, непосредственно предшествующий ситуации; индивидуальными особенностями реагирования организма водителей.

психофизиологической разгрузки

Усредненная количественная оценка нервно-эмоцио-налыюго напряжения водителей во время движения в реальных дорожных условиях с различной скоростью дала возможность ранжировать типичные дорожные ситуации но степени их влияния па организм водителей. Эти данные в сочетании с результатами хронометража позволяют предложить в качестве критерия для сравнительной оценки напряженности труда водителей количество типичных дорожных ситуаций за час вождения (по каждому типу) с учетом средней скорости движения автомобиля при реализации этих ситуаций и средней длительности вождения за смену. Такой критерий напряженности необходим для разработки мероприятий по повышению безопасности движения, улучшению организации трудовой деятельности водителей и их профессиональной ориентации. Возможность оценки напряженности труда на конкретном маршруте помогает медицинским комиссиям при переосвидетельствовании водителей осуществлять индивидуальный подход, конкретизировать рекомендации по созданию (при необходимости) им облегченных условий труда.

Учитывая высокую нервно-эмоциональную напряженность труда водителей, первостепенное значение приобретают мероприятия по ее снижению, включающие рациональное обучение и воспитание водителей; психофизиологический отбор; оптимизацию условий, организации труда, социальной среды и информационной нагрузки водителя.

В последние годы относительно широкое распространение получили так называемые комнаты психофизиологической разгрузки. Остановимся на них более подробно. Опыт организации подобных «комнат» показывает, что они дают положительный эффект лишь при хорошо продуманной, научно обоснованной системе воздействий на человека. Основными принципами организации таких комнат, на наш взгляд, являются следующие:

— выбор методов восстановления и сохранения работоспособности с учетом конкретных специфических условий труда, возраста, здоровья, личностных и психофизиологических особенностей каждого водителя;
— комплексность, т. е. сочетание взаимодополняющих друг друга психогигиенических методов (аутотренинг, функциональная музыка, воздействие цветом, слайды) с физическими упражнениями или «пассивным» отдыхом;
— систематичность в использовании комнат психофизиологической разгрузки в соответствии со специально разработанными программами на длительные сроки (месяц, год);
— использование упражнений и других воздействий не только для профилактики утомления и восстановления работоспособности, по и выработки (совершенствование, поддержание) профессионально важных качеств.

Источник