Меню

Опасность электрического тока классный час

Классный час «Электробезопасность школьников».

Классный час .

Тема: «Электробезопасность школьников.»

(Возрастная группа- 5-6 класс. Можно так же использовать и для учеников начальной школы).

Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Е.В.

Привитие культуры безопасного поведения на улице и дома. Привитие чувства ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, особенно в критических, умение находить выходы из нестандартных ситуаций.

Познакомить учащихся со знаками ,предупреждающими об электрической опасности. Научить правильно вести себя в жизненных ситуациях, связанных с электричеством.

Ход классного часа.

Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о электробезопасности школьников. Как вы думаете какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

( Предполагаемые ответы детей: Узнаем, что такое электричество и его историю. Кто открыл и когда. Какую пользу и какой вред приносит электричество. Причины поражения электрическим током. Знаки предупреждающие об опасности. Как вести себя в разных житейских ситуациях .Проверочная работа. )

По детским ответам учитель составляет на доске «ромашку» , которая и является совместной постановкой целей и задач занятия и планом к действию.

Учитель: Итак. Мы живём в современном мире и в повседневной жизни часто встречаемся с электричеством. А где же это электричество « вокруг нас» ?

Предположительные ответы учеников: Это различные электроприборы, бытовая техника, линии электропередач, трансформаторные будки. И в природе бывает электричество в виде разрядов молнии….)

Учитель: Верно. Ребята а в чем польза электричества .

Ученики:( ребята предположительно отвечают, что это прогресс человечества. Это и телевидение и Интернет. Это различные предметы бытовой техники, которые упрощают нашу жизнь. И, вообще, это большой шаг в развитии человечества.)

Учитель:А в чём же вред?

Ученики: ( Дети говорят о том , что с появлением электричества жизнь упростилась и люди стали меньше двигаться. Есть вред и для окружающей среды. А так же из-за не умелого обращения электричество может нанести физический вред человеку.)

Учитель:Хорошо. Ребята, электричество имеет такую особенность, как отсутствие привычных для человека факторов, вызывающих тревогу или опасение. Например, приближающийся транспорт мы видим и слышим. Утечку газа мы можем распознать по характерному запаху. А электричество не имеет ни цвета ни запаха.

Учитель :Готовясь к сегодняшнему классному часу я поручила одному из учеников подготовить краткую справку об электричестве. Предоставим ему слово.

Ученик : Я узнал, что электричество мы будем изучать на уроках физики. Там мы узнаем о том, что электрический ток бывает постоянный и переменный. Что ток имеет силу и сопротивление. И ещё много других интересных фактов.

Также я узнал о том, что факт действия эл. тока на человека был установлен в последней четверти 18 века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В.В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже в 1863 году -от постоянного тока и в 1882- от переменного.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие причины поражения током могут быть?

Ученики ( предположительные ответы) : Прикосновение к неизолированным электроприборам, к металлическим частям оборудования , оказавшимся под напряжением в следствии повреждений. Поражение молнией. Если полезешь в электробудку…)

Учитель: Всё верно. Скажите, а как предупредить об опасности?

Ученики: Рассказать об этом . Или с помощью знаков.

Учитель. Группа учеников приготовила рассказ о знаках. Предоставим им слово.

Ученики показывают знаки и рассказывают о них.( показ сопровождается слайдами презентации)

1: « Осторожно! Электрическое напряжение!» — знак постоянный для предупреждения об опасности поражения током. Применяется в электроустановках. Прикрепляется на внешней стороне двери

.

2 Знак предупреждающий постоянный» Осторожно! Электрическое напряжение» Применяется на железобетонных опорах воздушных линий.

3. Плакат « Стой! Напряжение!» Применяется в электроустановках. Вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под напряжением.

4 Плакат переносный « Испытание. Опасно для жизни». Применяется в электроустановках. Вывешивается на ограждениях и оборудовании токоведущих частей,находящихся под напряжением при подготовке к испытаниям.

5 Плакат « Не влезай! Убьёт!». Вывешиваетя по соседству с конструкцией, предназначенной для подъёма персонала на высоту

.

Учитель: Ребята, а вы любите мультфильмы? Иногда герои мультфильмов тоже делают ошибки. Предлагаю вам посмотреть 2 сюжета и найти ошибки героев.

( смотрят сюжет из мультфильма о Крокодиле Гены и Чебураше, где Гена помогает детям во дворе организовать досуг и залезает в электробудку под напряжением. Его бьёт током А так же из мультфильма « Ну, погоди!» О волке и зайце в студии.)

После просмотра сюжета организовывается обсуждение о том, что неправильно сделал Гена и Волк.

5) Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Мы разделимся на группы. Вы получаете плакат, на котором изображены сюжеты неправильного обращения с электричеством. Вы должны его быстро раскрасить и представить свою работу, сопроводив её стихами, которые тоже вам предложены. Можете представить свои стихи. У вас должна получиться сценка-мини- презентация правильного поведения.. Ваша задача быть артистичными и убедительными!

Идёт работа в группах 5-7 минут, а затем представление командной работы.

Я на крышу гаража

Посадить решил кота

Пусть погреется на крыше

Крыша к солнцу ведь поближе!

Стой! Над крышей провода!

Ток течёт по ним всегда!

А поэтому усвой

Ты, дружок закон такой:

Ни с котами, ни с друзьями

Не стремись попасть туда!

Там опасность и беда.

Красный шар несёт Анюта,

Синий шар несёт Денис

— А давай- ка их отпустим

Мы в заоблачный полёт!!

Только шарики взлетели,

Устремились только в высь,

Как за провод зацепились….

— Ой, что делать нам, Денис!?

Длинный шест Денис хватает:

-Надо их освободить!

( К сожаленью, он не знает, чем ему это грозит!)

Дети. Запомните главное правило:

Палкой ли, веткой, шестом –никогда

Не прикасайтесь вы к электропроводу

Может случиться большая беда!!

Стоя как-то у розетки

Думал маленький Федот:

« Интересно, кто же в этих

Чёрных дырочках живёт?

Может, крошечные мышки,

Две подружки ,две норышки?

Или крошечный енот

Поселился и живёт?

А чтоб это всё проверить,

А чтоб это всё узнать,

Надо гвоздик или прутик,

Или проволочку взять…и….»

Стой, малыш ! Остановись!!

Под угрозой твоя жизнь !

Кроме штепселя , в розетку

Ничего нельзя вставлять!

Должен твёрдо это знать.

6) Учитель: Молодцы. Какие вы творческие и артистичные.

Перед тем, как мы проведём проверочную работу я предлагаю вам посмотреть ещё один небольшой мультфильм « Уроки Тётушки Совы.-Уроки осторожности.-электричество.»

(Дети смотрят мультфильм.)

Вот теперь, я думаю, вы готовы проверить свои знания по электробезопасности.

Приготовьтесь к тесту. Возьмите ручки и бумагу.

( проводится тест , который демонстрируется на слайдах презентации )

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО:

А. можно увидеть

Б. можно услышать

В. не слышно, не видно, не имеет запаха

Г. можно попробовать на вкус

УВИДЕВ ОТКРЫТУЮ ДЕВЕРЬ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ (ТП) ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. пройдешь мимо

Б. позовешь друзей чтобы вместе заглянуть на подстанцию

В. позвонишь по телефону, указанному на ТП и сообщишь об открытой двери

ВОПРОС №3
РЕБЯТА ПЫТАЮТСЯ НАБРОСИТЬ ВЕРЕВКУ НА ПРОВОД ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

а. пройдешь мимо
б. поможешь им набросить веревку
в. объяснишь что набрасывать веревку на линии электропередач смертельно опасно

НА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОБОРВАЛСЯ ПРОВОД , ЕГО КОНЕЦ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. ТВОИ ДЕЙСТВИЯ?

А. пройдешь мимо
Б. попытаешься подойти к нему и поднять
В. Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, немедленно сообщишь об этом взрослым

У ТЕБЯ ДОМА СЛОМАЛАСЬ РОЗЕТКА. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. попытаешься ее разобрать и отремонтировать самостоятельно

Б. сообщишь об этом взрослым

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАК?

А. сюда била молния?

Б. ничего не означает

В. электричество! Опасно для жизни!

ВЫБЕРИТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ОБ ОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.

ЗА ВИЛКУ ЭЛЕКТРОПРИБОРА НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ?

А. грязными руками

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ НЕЛЬЗЯ?

В. в ванной комнате

ХИЩЕНИЕ ПРОВОДА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ:

А. Ничем не грозит

Б. Безопасно для жизни и здоровья

В. Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн.руб. или уголовным наказанием до 10 лет лишения свободы

Ответы тестирования:

ВОПРОС №1 – Электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Его нельзя увидеть или услышать

Правильный ответ — В

ВОПРОС №2 – Проникновение на территорию трансформатороной подстанции смертельно опасно. Об открытой двери необходимо сообщить энергетикам.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №3 – набрасывать какие-либо предметы на линии электропередач смертельно опасно

Правильный ответ — В

ВОПРОС №4 – К лежащему на земле проводу нельзя приближаться ближе чем на 10 метров. В этом радиусе образуется опасная зона, проводящая электрический ток!

Правильный ответ — В

ВОПРОС №5 – Пользоваться не исправной розеткой опасно для жизни!

Правильный ответ — Б

на трансформаторных подстанциях, опорах линий электропередачи.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №7 – Этот знак предупреждает об опасности поражения электрическим током.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №8 – Вода-проводник электрической энергии взявшись мокрыми руками за розетку, Вас может поразить электрическим током.

Правильный ответ — В

ВОПРОС №9 – Ванная комната – помешение с повышенной влажностью, которая отрицательно влияет на работу электроприборов

Правильный ответ — В

ВОПРОС №10 – Хищение провода с линии электропередачи условно наказуемо. При соприкосновении с проводом человек может получить ожоги и смертельные травмы.

Правильный ответ — В

«Ключ» для оценивания результатов теста.

8-10 правильных ответов

Вы на «отлично» справились с заданием!

8-6 правильных ответов

Вы на «хорошо» справились с заданием!

6-7 правильных ответов

Вы на «удовлетворительно» справились с заданием. Вам необходимо повторить правила электробезопасности

5- и менее правильных ответов

Вам необходимо ознакомиться с правилами элетробезопасности. Ваша жизнь и здоровье под угрозой.

7) Учитель: Ребята подведём итог. Что мы сегодня узнали нового?

Ученики говорят о знаках и правилах поведения с электричеством.

Учитель: Ребята, а какой итог нашего занятия и что полезного мы могли бы сделать , чтобы больше ребят узнали о правилах безопасного поведения с электричеством?

Ученики предлагают повесить на стенде получившиеся плакаты и с материалами сегодняшнего занятия провести мини лектории для учеников начальной школы.

Читайте также:  Задачи по темам сила тока напряжение сопротивление 8 класс ответы

Учитель: Ребята, а дома я предлагаю вам просмотреть мультфильмы « Фиксики. Короткое замыкание» . И найти в них ошибки героев.

Наше занятие завершено! Желаю вам здоровья и успехов!

Источник

Классный час на тему: «Осторожно электричество»

Классный час на тему:
«Осторожно-электроприборы»

Цели:
1) Повторить правила безопасности с электроприборами.
2)Показать чем опасно поражение электрическим током.

3) Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражениями электрическим током.

4) Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания.

— розданные карточки-задания в самостоятельной работе

-работа с пословицами

«Быть человеком-это чувствовать свою ответственность.»

С этого высказывания мы начинаем наше занятие. Почему? Вы сами ответите в конце, поэтому будьте внимательны на протяжении всего нашего занятия.

Жизнь каждого человека бесценна. Но часто человек может быть сам и себе и окружающим источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни. Но многих неприятных ситуаций можно избежать, если заранее изучать и выполнять правила.

Вы наверное слышали пословицу «Мой дом- моя крепость.»

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Могут ли в доме нас подстерегать опасности?

-Можем ли мы их предотвратить?

Знают взрослые и дети

Что ценней всего на свете

Безопасность и здоровье

В жизни главное условье.

Многое уже известно,

Но,больше знать,всегда полезно.(Миронов)

У нас дома существует множество травмоопасных и даже угрожающих жизни ситуаций, о которых мы сегодня поговорим, чтобы их избежать.

Итак, Посвятим наш классный час

Чтобы знать, как поступать

В опасной ситуации.

Тема классного часа «спряталась» в этом узоре начало вы прочтете в больших треугольниках, а продолжение в маленьких.

«Осторожно- электричество.» тема нашего часа.

Электричество вошло в наш быт лишь в конце 19 века. А до этого люди использовали для освещения свечи, лампы. Сегодня мы уже не представляем себе жизни без электричества, которое всюду нам помогает.

-Как подается оно в наш дом?

Правильно, по проводам, как вода по трубам.

-Для чего нам нужно электричество? ( в доме электричество обеспечивает освещение,обогрев, помогает в приготовлении пищи,обеспечивает работу различных бытовых приборов.)

Среди огромного количества предметов,которые ежедневно и ежечасно нас окружают, множество предметов,которые мы называем электроприборами.

-Что такое электроприборы? (Правильно, это те приборы, которые работают от электричества)

А сейчас проверим,какие электроприборы вы знаете.

1) Прибор для приготовления сухариков? ( Тостер)

2) Прибор для уборки помещения?(Пылесос)

3)Какой прибор делает бельё гладким? (Утюг)

4) Прибор для освещения зала.( Люстра)

5)Любимое увлечение детей и взрослых?(Компьютер)

6) Вечером мы любим посмотреть что?(Телевизор)

7) Прибор для взбивания крема? ( Миксер)

8)Прибор для сушки волос?( Фен)

9) Чем обогревают помещение? (Камин)

10) Уличный фонарь? (Прожектор)

-Что общее связывает эти предмет? (все они работают от электрического тока)

С электричеством нам жить

Но вот нос в него совать

Страшно и опасно. (Аникин)

— Представляет ли электричество для человека опасность? Какую?

(Конечно, электричество в тоже время кроме пользы при определенных условиях представляет серьезную опасность для жизни и здоровья человека, и относиться к электроприборам нужно осторожно.

«Знать бы где упасть соломки бы подстелил!»

Так говорят в народе. Почему так говорят?

-Да мы не знаем, где нас подстерегает опасность.

Но именно большое количество электроприборов создает условия для возникновения опасных ситуаций. Всеми приборами надо уметь пользоваться, а для этого надо знать правила Чего?

Ответ на этот вопрос найдете в ребусе (картинки)

Берёза Зонт Паспорт Носки Ти

Что же такое безопасность?

«Безопасность- положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему либо»

Как мы с вами уже сказали , что широкое использование электроэнергии облегчает труд,но при неумелом обращении может случится беда.

Давайте разберем некоторые ситуации. Я вам зачитываю, а вы, если правильно поднимаете зеленый кружок, если нет-красный.

1)Вася знает порядок включения электроприборов в сеть-шнур он сначала подключает к электроприбору , а затем к сети. (зеленый)

2) Лампа светила очень ярко.Таня зяла лист цветной бумаги и приложила к лампе, свет стал мягким,удбно стало выполнять уроки.(красный)(объяснить почему)

3) «Миша, посмотри, пожалуйста нагревается ли электрический чайник?»- попросила бабушка.Миша открыл крышку и сунул палец в воду.(красный)(объяснить)

4) Света мыла посуду и вспомнила ,что по телевизору начинается её любимая передача ,она побежала вставлять вилку в розетку мокрыми руками(красный)(объяснить)

5) Маша гладила белье и зазвонил телефон.Маша поставила утюг на железную подставку,вынула вилку из сети и пошла отвечать на телефонный звонок.(зеленый)

Вот видите ребята, что не все оказывается знают как надо пользоваться правильно электроприборами.

-Какую опасность представляют незнания правил обращения с ними?

— Это поражение электрическим током. Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к сильному ожогу,могут быть повреждены внутренние органы. Но самое страшное что поражение электрическим током может привести к остановке дыхания, остановки сердца, т.е к смерти.

1)На последующих занятиях мы с вами разберем как оказать первую помощь при ожогах и поражении электрическим током.

2) Может произойти пожар.

Поэтому нам нужно соблюдать правила техники безопасности при обращении с электроприборами.

Я в беду не попаду

Потому что твердо знаю:

Правила я выполняю,

-Что за правила такие?

Очень, в общем-то простые.

С ними будет жизнь прекрасна

Весела и безопасна. ( Чекалин)

А сейчас мы повторим правила техники безопасности.

(У детей плакаты,они выходят вывешивают и объясняют)

(Нельзя подходить к оголенным проводам.Вас может ударить током. Надо сказать взрослому).(МИРОНОВ)

2) «Не вы ли забыли?»

(не оставляй включенные приборы без присмотра) ( утюг, телевизор) ( ОСМАЧКИНА,Самарин)

3) «Случайные предметы не подставка»

(Нужно утюг ставить на железную подставку, а не на книжку)(АНИКИН)

4) «Меня бояться надо как огня.»

«Спицы в розетку засунул едва-

Искры и пламя до потолка,

Только что ты еще живой-

Повезло тебе, «герой»(Миронов)

5) «Не перегружайте электросеть»

Если все приборы разом ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь!

Молодцы! А сейчас я вам раздам «Памятки»,чтобы вы же не забывали правила пользования электроприборами.

Правила эти запомнить несложно

В жизни помогут они вам не раз

Пусть в жизни счастливым,

Пусть в жизни здоровым

А теперь ребята мы вернемся к высказыванию с которого начался наш классный час.

«Быть человеком-это чувствовать свою ответственность.»

-Как вы думаете подходит оно к нашему часу?

-Какую ответственность мы должны чувствовать и за кого, исходя из нашего занятия?

Правильно, и за себя, и за других. Так будем правильно Пользоваться электрическими приборами, чтобы никому не причинить вреда.

Источник

ГБОУ СО «ЕШИ № 6»

Внеклассный час «Электробезопасность»

Уважаемые коллеги!

Перед Вами методические указания для проведения внеклассного часа по теме «Электробезопасность», которые помогут донести детям информацию об опасности электрического тока. Вы можете ознакомиться с ними на этой странице, либо скачать в формате PDF (4,7 Mb)

Энергетики «МРСК Урала» призывают к бдительности и соблюдению правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством. Особенно это касается детской и подростковой аудитории. Для того, чтобы обезопасить детей от нежелательного воздействия электрического тока, мы взрослые, обязаны постоянно обучать детей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь так СТРАШНО, когда причиной трагической случайности становятся пять минут, которые мы не уделили нашим детям.

Среди детей разных возрастов, случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста.

Особое внимание необходимо уделить взаимодействию именно с данной возрастной категорией и более плотно организовать работу с родителями.

Данные методические рекомендации разработаны специалистами «МРСК Урала» для преподавателей ОБЖ, классных руководителей образовательных учреждений, персонала оздоровительных лагерей детского отдыха. В них представлены основные правила поведения с электричеством дома и на улице для проведения внеклассного часа «Электробезопасность».

Вы можете скачать

План проведения внеклассного часа по теме «Электробезопасность»

Введение

Дорогие ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Запомните: безопасного электрического тока не существует!

Электроустановки — это такое оборудование, которое используется энергетиками, а также все бытовые электроприборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце. При перегреве отдельных участков тела возникают тяжелые ожоги. Человек погибает или становится инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 и 380 вольт (220 вольт — для освещения и бытовых приборов, 380 вольт — для трехфазных электродвигателей машин и механизмов). Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных несчастных случаев происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 и 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.

Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и электропроводками, вовремя предупредить товарища от опасной шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения сети.

Читайте также:  Скорость тока в антенне

Действие электрического тока на организм

Опасность электрического тока состоит в том, что у человека нет специальных органов чувств для обнаружения на расстоянии электрического тока. Электрический ток не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Невозможно без специальных приборов почувствовать, находится ли данная часть электроустановки под напряжением или нет. Это приводит к тому, что люди часто не осознают реально имеющейся опасности и не принимают необходимых защитных мер.

Большое значение в исходе поражения имеет путь, проходимый током в теле человека. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг. Наиболее опасными путями прохождения тока через человека являются: рука-ноги, рука-рука.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок. Наиболее неблагоприятный исход поражения человека электрическим током будет в случаях, когда прикосновение произошло влажными руками к электроприборам или электропроводу в сыром или жарком помещении.

Поражение электричеством может иметь место в следующих формах:

  • остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело
  • электроожог
  • механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока
  • ослепление электрической дугой

Смерть обычно наступает из-за остановки сердца или дыхания, или того и другого. Под действием электрического тока сокращаются мышцы тела. Если человек взялся за находящуюся под напряжением часть оборудования, он возможно, не сумеет оторваться без посторонней помощи. Более того, его, возможно, будет притягивать к опасному месту. Под действием переменного тока мышцы периодически сокращаются с частотой тока, но пауза между сокращениями бывает недостаточной, чтобы освободиться.

Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия. Чем меньше сопротивление человеческого тела, тем выше ток. Сопротивление уменьшается под действием следующих факторов:

  • высокое напряжение
  • влажность кожи
  • длительное время воздействия
  • повышение содержания углекислого газа в воздухе
  • высокая температура воздуха
  • беспечность, психическая и психологическая неподготовленность к возможному электрическому удару

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за повреждения ее нарушается дыхание и сердечная деятельность. Участки тела с наименьшим сопротивлением (т.е. более уязвимые):

  • боковые поверхности шеи, виски
  • тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами
  • рука на участке выше кисти
  • плечо, спина
  • передняя часть ноги

Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в «щадящем» режиме и находиться под наблюдением специалистов.

Правила поведения с электричеством в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

НЕЛЬЗЯ пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!

НЕЛЬЗЯ пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях! ЗАПОМНИТЕ, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными электроприборами. Если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры — надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым.

НЕЛЬЗЯ самим чинить и разбирать электроприборы.

Выключая электроприбор, НЕЛЬЗЯ тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.

НЕЛЬЗЯ играть с электрическими розетками. Если ты увидел неисправную розетку, выключатель, оголенный провод, ничего НЕ трогай и сразу расскажи об этом взрослым!

ПОМНИ, электричество не терпит соседства с водой. Чтобы не получить удар током, НЕЛЬЗЯ касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Энергообъекты — это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6 и 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт — отдельные квартиры.

Подстанции и высоковольтные линии электропередачи делятся по классам напряжения: 35 и 110 киловольт и выше и трансформаторные подстанции напряжением 6 — 10 киловольт — это как раз те трансформаторные будки.

Подстанции предназначены для понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

Все энергообъекты несут в себе реальную опасность для жизни!

Запомните простые правила:

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Удар током можно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения. Поэтому давай договоримся: любой провод или электроприбор считать находящимся под напряжением! Даже если до тебя его трогали два десятка человек. А вдруг именно в это же время, когда ты взял его в руки, кто-то за несколько метров от тебя включил рубильник! Если все же человек попал в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» — пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под провода­ми воздушных змеев.

Если ты увидел оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ и незамедлительно сообщи взрослым.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.

Летом, находясь в походе, либо идя на рыбалку, ОПАСНО останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.

Помощь пострадавшему от электрического тока

Необходимо помнить, что человека, пораженного электрическим током, можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и, главное, быстро оказать ему помощь.

Запомни! Не следует предпринимать самостоятельно мероприятия по спасению пострадавшего. Лучше это следают взрослые, либо специалисты-энергетики. Незамедлительно позови их на помощь!

Оказать эффективную помощь пострадавшему от электрического тока может человек, хорошо знающий Правила освобождения пострадавшего от электрического тока и оказания первой помощи.

Какие действия должен предпринять взрослый, чтобы оказать помощь?

  • Вызвать бригаду скорой помощи
  • Оценить обстановку и, по возможности освободить пострадавшего от действия электрического тока
  • Оказать первую помощь до приезда бригады скорой помощи

Ни в коем случае нельзя прикасаться к пострадавшему сразу же. Возможно,он все еще находится под действием электрического тока. Дотронувшись до пострадавшего, человек может также попасть под удар. Необходимо отключить источник электроэнергии (вывернуть пробки, выключить рубильник). Если это невозможно, необходимо отодвинуть источник тока от себя и от пострадавшего сухим, непроводящим ток предметом (веткой, деревянной палкой).

Если необходимо оттащить пострадавшего от провода электросети, надо при этом помнить, что тело человека, через которое прошел ток, проводит ток так же, как и электропровод. Поэтому голыми руками не следует дотрагиваться до открытых частей тела пострадавшего, можно касаться только сухих частей его одежды, а лучше надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой шелковой материей.

После прекращения действия электрического тока необходимо обратить внимание на присутствие признаков жизни (дыхания и пульса на крупных сосудах). При отсутствии признаков дыхания и пульса необходимы срочные реанимационные мероприятия: проведение закрытого массажа сердца и искусственной вентиляции легких (искусственного дыхания). Осмотрите открытые участки тела пострадавшего. Всегда ищите два ожога (места входа и выхода электрического тока). Наложите на обожженные участки стерильную или чистую салфетку. Не используйте с этой целью одеяло или полотенце – волокна с них могут прилипнуть к обожженной поверхности. Для улучшения работы сердца следует увеличить приток крови к нему. Для этого уложите пострадавшего так, чтобы его грудь находилась несколько ниже ног.

Всех пострадавших от удара током следует как можно быстрее госпитализировать.

Предупреждающие знаки по электробезопасности

Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, и тем самым предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные предупреждающие знаки и плакаты. Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линий электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их — недопустимо!

Уважаемые ребята!

Не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 112.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей!

Тест на знание ключевых правил электробезопасности

Где человек встречается с электричеством?

Какие основные причины поражения человека электрическим током?

Читайте также:  Тока ворлд секрет в доме с привидениями

Почему опасно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых?

Можно ли пользоваться телевизором, чайником, пылесосом, если они неисправны?

Что нужно сделать, если искрят контакты в розетке и пахнет горелым?

Почему нельзя трогать оголенные концы провода?

Как нужно себя вести на улице, чтобы не получить удар электрическим током?

На что нужно обратить тебе внимание, выбирая место для игр? А для рыбалки?

Что необходимо делать, если ты увидел на улице оборванный провод?

Как правильно оказать первую помощь пострадавшему от действия электрического тока?

Источник



Классный час с презентацией «Электричество», 2 класс

І. Организационный момент. Мотивация деятельности.
– Ребята, я загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашей встречи:
По тропинкам я бегу, без тропинок не могу.
Где меня ребята нет, не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам, кто идет по проводам?
Светлое величество, это – … (электричество)
Сила могучая есть на планете, с ней все высоты доступны на свете.
Нам помогает и ночью, и днём: об электричестве речь мы ведем.

ІІ. Сообщение цели и задач
Сегодня мы вспомним, какое значение имеет электричество в нашей жизни.

ІІІ. Работа по теме классного часа
1) Парад электроприборов
1 ученик.
Каждый знает: «Я утюг – добрый, но серьёзный друг!
Тот, кто с утюгом знаком, не играет с утюгом!
То назад, то вперёд хожу, брожу, как пароход!
Остановишь меня – горе! Продырявлю твоё море! (Утюг).
2 ученик.
Хожу, брожу я по коврам, вожу носом по углам.
Где прошёл – там пыли нет! Пыль и сор – вот мой обед! (Пылесос).
3 ученик.
Я, как маленький дракон, пасть раззявила широко.
Я погрею кашу в плошке, но не шубку вашей кошке!
Людям буду я служить! Научись со мной дружить! (Микроволновая печь).
4 ученик.
Я подружка – кофеварка! От меня бывает жарко.
Я люблю встречать друзей! Кофе из меня налей! (Кофеварка).
5 ученик.
Когда электрочайник включают? Если воды в меня наливают!
Щелкни пуговку у меня на боку! Спасибо электрическому току!
Но не тронь меня мокрой рукой,
когда я в работе, ты в стороне постой! (Электрочайник).
6 ученик.
Я — красавчик телевизор Филипс. Электричеством питаюсь.
Стоит кнопочку нажать, весь мир могу я показать!
Я – чудо мальчик, взгляни в моё окно!
Увидишь новости и кино! (Телевизор).
7 ученик.
Я – компьютер! Без меня не обходится и дня.
Меж собой весь белый свет свяжет крепко Интернет. (Компьютер).
8 ученик.
Кроха я – фотоаппарат. Электричеству я рад!
Деду моему сто лет. Хоть пейзаж, а хоть портрет! (Фотоаппарат).
Людям помощники в деле любом,
трудно без них нам представить свой дом,
С кучей забот управляются скоро –

это, конечно, электроприборы.

2) Игра «Доскажи словечко»
а) То назад, то вперёд, ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе! Продырявит море!
Он в хозяйстве верный друг – а зовут его… (утюг)
б) Он охотно пыль глотает, не болеет, но чихает.
Длинный шланг, как хобот – нос, коврик чистит… (пылесос)
в) Если кнопочку нажать, будет музыка звучать.
Всех плясать заставит он – озорной… (магнитофон)
-Как называются приборы о которых говорилось в загадках? (Электрические приборы)

3) Устный журнал «Мы за электробезопасность!»
Трудно представить себе современный мир без электричества. Оно наш друг и помощник. С его помощью работают все электроприборы. Но электричество может стать врагом, если с ним неправильно обращаться. Чтобы не подвергать риску жизнь и здоровье, мы всегда должны соблюдать правила электробезопасности.
1. В электрической плите вкусный суп клубится,
Но к плите не подходи: можно обвариться!
2. Телевизор и утюг, миксер и розетку
Обходите стороной, маленькие детки!
3. Ленту гладила Анюта и увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки! Вот, что значит три минутки.
Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.
4. Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!
Сыпь песок, брось одеяло, чтобы всё не запылало.
5. Если же большой огонь, дымом всё объято,
Выбегать из дома вон надо вам, ребята!
6. Если же стряслась беда, что тогда нам делать?
Не теряться никогда – действовать умело.
7. При пожаре, при пожаре знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре набирают «101».
8. Электричество — наш друг, помните, ребята!
С электричеством играть никогда не надо!

4) Викторина «Безопасное электричество»
1. Электричество:
а) Можно увидеть. б) Можно услышать. в) Можно попробовать на вкус.
г) Не видно, не слышно, не имеет вкуса.
2. Ребята пытаются набросить на провод линии электропередачи. Что ты сделаешь?
а) Объяснишь, что накидывать верёвку смертельно опасно;
б) Поможешь ребятам накинуть верёвку;
в) Пройдёшь мимо.
3. На линии электропередачи оборвался провод, и его конец упал на землю. Твои действия?
а) Попытаешься подойти к нему и поднять.
б) Обойдёшь стороной в радиусе 20 метров, по возможности позвонишь по телефону диспетчера электрических сетей или по номеру 112 и расскажешь об обрыве провода.
в) Пройдёшь мимо.
4. За вилку электроприборов нельзя браться:
а) Мокрыми руками. б) Холодными руками. в) Грязными руками.
5. У тебя дома сломалась розетка. Что сделаешь?
а) Попытаешься её вскрыть и починить самостоятельно.
б) Сообщишь взрослым, что она не работает.

5) «Огонь-друг, огонь-враг».
К печальным последствиям могут привести игры вблизи линий электропередачи, а нередко озорство отдельных ребят подвергает опасности жизнь и здоровье других людей.
1. Без электричества жить невозможно, но обращаются с ним осторожно:
Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда!
2. Людям помощники в деле любом, трудно без них нам представить свой дом,
С кучей забот управляются скоро – это, конечно, электроприборы.
С ними, дружок, ты с умом обращайся, не разбирай и чинить не пытайся,
Помни: приборы полезные эти подключены к электрической сети!
4. Знайте – места заметить несложно, где с электричеством встретиться можно –
Знаки особые их охраняют и об угрозе предупреждают.
5. Нам говорят они чётко и ясно: «Не подходите, здесь очень опасно,
Не поплатиться, чтоб головой, вы обойдите нас стороной!»
6. Вдаль человечество твердо шагает, спутник надёжный ему помогает:
Так же, как воздух, огонь и вода, ток электрический с нами всегда!
7. Чтобы он был не врагом нам, а другом, чтобы уметь ладить с ним без испуга,
Чтоб не случилась беда с вами, дети, помните правила важные эти!

6) Работа в парах «Правила электробезопасности» (карточки).
Прочитайте тексты. К предложенным в них ситуациях даны несколько вариантов ответов. Обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.
1.Возвращаясь из школы домой, Миша увидел валявшуюся на лестничной площадке крышку от разбитого выключателя.
а) Миша прошёл мимо, не придав этому никакого значения.
б) Миша позвал соседей, чтобы предупредить их об опасности, и попросил вызвать электрика.
в) Так как родителей не оказалось дома, Миша взял отвёртку и решил починить выключатель сам.
2.Маша пылесосила в комнате. Вдруг раздался треск, из пылесоса пошёл дым и загорелся провод.
а) Маша побежала на кухню, чтобы набрать воды и залить огонь.
б) Маша испугалась и убежала к подружке.
в) Маша отключила пылесос от розетки, набросила на пылесос одеяло и побежала звать на помощь взрослых.

7) Блиц-опрос
1. Какими руками можно дотрагиваться до электроприборов? (Сухими)
2. Каким утюгом легче гладить тяжелым или лёгким? (Любым. Главное при глажке не вес утюга, а температура)
3. Как правильно отключить утюг, дёрнуть за вилку или за шнур? (За вилку)
4. Можно ли потушить водой горящий электроприбор? (Нет, вода проводит электричество, притягивает, а не тушит)
5. Какими подручными материалами можно тушить огонь? (Тёплым одеялом, курткой, пальто накрыть, чтобы воздух не проникал)
6. В какую сторону должны открываться двери? (В сторону улицы)
7. Почему? (чтобы при эвакуации не создавать в дверях давку)
8. Как человеку потушить горящую одежду? (Остановиться, упасть на пол или землю и кататься по поверхности. Не бежать!)
9. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет? (Нет)
10. Чего нельзя делать при возгорании, при пожаре? (Поддаваться панике)
11. По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (101)
Правила безопасности помни, дружок!
Не любит шутить электрический ток!»

ІV. Подведение итога классного часа
1) Памятка по электробезопасности для школьников (раздать детям)
Во избежание несчастных случаев от поражения электрическим током, необходимо твердо знать и неуклонно выполнять в школе, дома и на улице основные правила электробезопасности!
1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.
2. Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
3. Не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.
4. Не включай электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
5. Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку.
6. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
7. Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
8. Никогда не подходи к оборванным проводам, сообщи о них взрослым!
9. Трансформаторная будка не игрушка. Обходи ее стороной!
10. Высоковольтные линии убивают. Обходи их стороной! Опасно запускать воздушного змея рядом с электрическими проводами. Запускай воздушных змеев там, где не подстерегает опасность!

Электричество — изобретение полезное,
Для человека нужное и очень интересное.
Чтобы с тобой не случилась беда,
О безопасности помни всегда!

Ребята! Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно,
только не с нами. Это обманчивое впечатление! Будьте осторожны!
Берегите свою жизнь и жизнь окружающих людей! Если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет всегда вашим другом! Правила безопасного поведения надо соблюдать и в школе, и на улице,
и когда вы дома одни.

Источник