Меню

Основные регуляторы денежной массы

Контроль государства за денежной массой

Контроль за денежной массой – это совокупность мероприятий, проводимых Центробанком для того, чтобы удержать величину денежного предложения в необходимых границах.

Денежная масса – общее количество наличных и безналичных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам страны, а также госбюджету.

Для устойчивой экономики очень важно контролировать количество денег и обладать эффективными инструментами для регулирования денежной массы. Перепады в обороте денег могут привести к изменениям в производстве, в стоимости товаров, в уровне занятости населения и в других значимых показателях.

Государство старается удерживать денежную массу в определенной норме, поскольку базовый экономический закон утверждает: чем больше в обращении денежных знаков, тем меньше их стоимость. Таким образом, в результате эмиссии и появления новых банкнот Центробанк намеренно снижает стоимость национальной валюты по отношению к иностранной.

Для общего представления о том, как определить денежную массу, применяют формулу Ирвинга Фишера, где используются такие значения:

Разумеется, подобные расчёты проводятся в теоретической плоскости и не могут служить ориентиром для практических решений. Однако, это позволяет убедиться в том, что количество денег и цены на товары являются взаимозависимыми факторами.

Механизм государственного регулирования объема денежной массы

Государственное регулирование объема денежной массы в экономике происходит по различным направлениям:

  • установление эффективной системы налогообложения;
  • реализация мероприятий в рамках денежно-кредитной политики Центрального Банка;
  • управление уровнем госдолга на стратегическом и оперативном уровне;
  • формирование стабильного финансового рынка;
  • контроль за объемом денежной массы в рамках монетарной политики ЦБ.

При этом должны соблюдаться определённые принципы воздействия на финансовую систему:

  • необходимо отказаться от разделения органов контроля в сферах обращения наличных и безналичных денежных средств;
  • соблюдать монополию Центробанка на организацию денежной эмиссии и введение в оборот денежных средств во всех формах;
  • внедрять систему контрольных нормативов и показателей;
  • использовать математическое моделирование спроса и предложения денег;
  • применять в практике учета и регулирования денежной массы коэффициенты мультипликации денежных средств (отношение денежной массы к денежной базе государства);
  • определять потребности в денежных средствах на макроэкономическом уровне, в различных отраслях и по отдельным территориям (границы увеличения денежной массы и кредитной емкости, количество наличности и банковских резервов).

Самое простое средство воздействия Центробанка на денежную массу – включение печатного станка, но у него много негативных последствий. Экономисты рекомендуют регулировать денежное обращение через безналичные ресурсы, например, с помощью кредитования.

Центробанк задействует для этого такие показатели:

  • Ставка рефинансирования (сегодня приравнена к ключевой ставке ЦБ) – выражена в процентах годовых и равна ставке, по которой Центробанк кредитует коммерческие банки. Уровень ключевой ставки прямо влияет на стоимость денег в экономике: чем выше проценты по кредитам, тем ниже спрос и, значит, меньше денежная масса.
  • Норма обязательного резервирования – законодательно установленная величина активов в коммерческих банках по привлечённым депозитам, которые банк должен хранить в собственном резерве либо на счетах Центробанка, чтобы сформировать гарантийный фонд и выполнить обязательства перед вкладчиками. Чем выше значение этой нормы, тем ниже запасы в банке и меньше кредитных предложений.

В настоящее время на российском денежном рынке все больше усиливается роль государства в регулировании экономики путем прямого воздействия на кредитную политику государственных банков, что, в свою очередь, также прямо влияет и на денежную политику Центробанка .

Источник



Система государственного управления

Регулирование денежной массы

Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.

В естественных рыночных условиях количество платежных средств регулируется объемом выпуска продукции и изменением цен. К. Маркс вывел формулу количества денег в обращении при равновесии на рынке и продаже за «живые» деньги. Оно определяется как сумма цен товаров минус товары, проданные в кредит, плюс деньги, необходимые для наступивших платежей, минус взаимопогашающиеся платежи и обратно пропорционально скорости обращения одноименных денежных единиц.

Количество денег в обращении соответствует реальным экономическим отношениям. Денег всегда столько, сколько нужно, в зависимости от спроса на национальную валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии (действие банковского мультипликатора). Если выпуск денег опережает потребность товарооборота в деньгах, то сумма цен товаров соответственно увеличивается.

Из формулы рыночного равновесия (уравнение Фишера) можно вывести основные взаимосвязи факторов изменения количества денег в обращении:

где М — масса денег, V — скорость оборота денежной единицы, Р — цены товаров, G — объем товарной массы.

Из формулы следует, что M = PG/V т.е. потребность товарооборота в деньгах прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег. Замедление скорости обращения вызывает рост спроса на деньги. К замедлению скорости обращения ведет сжатие денежной массы, что следует из преобразования формулы V = PG/M.

Скорость обращения денег трудно поддается исчислению, для этого используются косвенные методы:

  • отношение ВНП или национального дохода к денежной массе выражает взаимосвязь между денежным обращением и экономическим оборотом;
  • отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы характеризует оборачиваемость денег в платежном обороте;
  • отношение суммы поступления денег в кассы учреждений Банка России к среднегодовой массе денег в обращении характеризует скорость возврата денег в Банк;
  • отношение суммы поступлений к выдаче наличных денег (включая обороты почты и Сбербанка) к среднегодовой массе денег в обращении.

Для анализа денежного оборота используются показатели состава и структуры денежной массы, т.е. денежные агрегаты. Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархическую систему, где каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий. Они отличаются друг от друга по ликвидности, конвертации в наличность без потери стоимости актива.

Агрегат М0 составляют наличные деньги вне банковской системы.

Агрегат М1 — денежная база — отправной денежный агрегат, который включает наличные деньги, эмитированные Банком России (без учета наличности в хранилищах), в обращении и кассах банков; средства коммерческих банков, депонированные в Банке России (обязательные резервы, деньги на корреспондентских счетах); облигации Банка у кредитных организаций. Это самые ликвидные средства, непосредственно контролируемые Центральным банком. Денежная база характеризует финансовые масштабы страны; ее динамика определяется Банком России.

М2 — денежная масса, агрегат денежной массы, включающий наличные и безналичные деньги, в том числе средства юридических и физических лиц в банках. М2 принят в качестве основного показателя денежного оборота и определяет уровень монетизации экономики (отношение количества денег в обращении к ВВП). Нормативная величина М2, исходя из мировой практики, составляет в среднем 60-80% (Швейцария — 138%, США — 120, Япония — 112, Китай — 110, Германия — 67, СССР — 70, Россия — 15%).

Читайте также:  Регулятор басов сабвуфера не работает

Объемы денежной массы регулирует Банк России, используя инструменты денежно-кредитной политики. Банк России и Минфин России разрабатывают баланс денежной сферы с учетом сводного баланса коммерческих банков. Баланс в обобщенном виде отражает динамику денежных потоков, которые должны регулироваться исходя из потребностей экономики.

М2 увеличивается по мере роста ВВП, экспорта, спроса на деньги. Основным каналом формирования М2 служит внутренний кредит. Если М2 растет медленнее денежной базы, то это свидетельствует о снижении кредитных возможностей банков. Для обоснования роста М2 используется денежный мультипликатор (отношение М2 к денежной базе), характеризующий возможное увеличение М2 без последствий для уровня цен, инфляции. Основанием изменения М2 служит доля в денежной базе средств населения и юридических лиц в коммерческих банках. Если население доверяет банкам и хранит деньги на их счетах, то Центральный банк получает возможность увеличить М2. Изменение объема денежной массы может быть результатом и ускорения (замедления) оборота денег.

Структура денежной массы выявляет соотношение между наличными и безналичными деньгами (табл. 4.5). Около 35% денежной массы приходится на наличные деньги, что в несколько раз превышает аналогичный показатель в развитых странах (по сравнению с США — в 4—5 раз). Это свидетельствует, в частности, об использовании юридическими лицами в обороте неучтенных наличных денег. Количество наличных денег растет быстро: на 1 января 2002 г. оно составляло 623,5 млрд. руб., на I января 2003 г. — 795 млрд. руб., на 1 января 2005 г. — 1534,8 млрд. руб., на 1 августа 2006 г. — 2290,3 млрд. руб. Высокая доля наличных денег в составе М2 создает условия для роста теневого сектора, уклонения от налогов, затрудняет регулирование денежных потоков.

Спрос на деньги определяется интенсивностью товарных сделок, операций с экономическими и финансовыми активами. Товарные сделки связаны с количеством товаров, ценами на товары и другими факторами хозяйственной деятельности. Денег требуется больше в случае роста либо цен, либо объема товарной массы. Возможен рост цен при одновременном снижении производства.

Согласно теории спрос на деньги обратно пропорционален процентным ставкам на финансовые активы. В перист кризиса фондового рынка, например, финансовые активы сбрасываются и возникает ажиотажный спрос на деньги, иностранную валюту.

Из формулы уравнения обмена следует, что спрос на деньги обратно пропорционален скорости оборота, а скорость оборота прямо пропорциональна росту цен и объема ВВП. При снижении ВВП возрастание скорости оборота денег выражает повышение цен.

Снижение курса национальной валюты порождает устойчивый спрос на иностранную валюту, что может отрицательно сказаться на состоянии платежного баланса. Национальная денежная единица должна быть главным ориентиром для субъектов рынка, и спрос на доллары или евро не должен превышать спроса на рубли.

По мере повышения спроса на деньги обостряется ситуация нехватки денег в экономике. В конечном счете, она смягчается ресурсной обеспеченностью экономических субъектов. Наличие материальных ресурсов повышает обеспеченность рубля, доверие к нему инвесторов. Денежное предложение определяется эмиссионной политикой. Эмиссия необходима при любой модели развития. Но безопасное для экономики денежное предложение возможно лишь при его соответствии спросу на деньги. Различают три канала эмиссии: 1) кредитование хозяйства; 2) кредитование Правительства РФ; 3) покупка иностранной валюты.

Эмиссионная политика зависит от избранного варианта денежной политики. Она, в свою очередь, может быть мягкой или жесткой. Мягкая денежная политика предлагает деньги в достатке и не предполагает их изъятия с рынка. С точки зрения мягкой денежной политики насыщение экономики деньгами полезно, но при наличии признаков экономического роста. В этом случае с ростом М2 инфляция не повышается. Жесткая (монетаристская) политика, наоборот, направлена на сжатие денежной массы в целях воспрепятствования росту цен.

Эмиссия во многом оторвалась от реального сектора, денежные ресурсы в основном обслуживают операции на финансовых рынках.

В последние годы объемы денежного предложения определяются главным образом операциями Центрального банка с иностранными валютами. Банк покупает у экспортеров валютную выручку за рубли, так как нужны ресурсы валюты для платежей по государственному долгу и других нужд.

Средствами увеличения денежного предложения также являются рефинансирование коммерческих банков, обеспечение полной инкассации выручки (прежде инкассировалось почти 100%, теперь — 60—65%), замена наличного оборота безналичным, перекрытие каналов утаивания доходов, внедрение электронизации платежей и др.

Превышение предложения денег над спросом на них открывает путь к инфляции.

Инфляция означает обесценение денег по отношению к реальному денежному эквиваленту, т.е. рост цен и снижение стоимости национальной валюты. Если у покупателей есть деньги, которые можно направить в производство, но они не обеспечиваются товарами, то это инфляция спроса. Повышенный спрос могут предъявить население, предприниматели, государство. Помимо этого, возможна инфляция издержек (предложения), когда без отдачи растет заработная плата, повышаются цены на сырье, налоги, а рынок вынужден признавать рост затрат из-за отсутствия конкуренции. Оба вида инфляции есть результат несбалансированности экономики и проявляются в том, что растет денежная масса и меняется масштаб цен.

В плановой экономике цены удерживаются в заданных параметрах, и инфляция в открытой форме не проявляется. Следствием подавления инфляции таким способом становится товарный дефицит. В рыночной экономике в зависимости от масштаба и направления государственного регулирования возможны открытая инфляция, вплоть до гиперинфляции, или умеренная (регулируемая) инфляция. Открытая инфляция наступает вследствие манипулирования денежной массой без контроля за ценообразованием, в результате чего деньги перестают выполнять свои функции.

Согласно международному стандарту выделяется пять признаков гиперинфляции:

  1. население предпочитает хранить сбережения в неденежной форме или стабильной иностранной валюте;
  2. национальная валюта немедленно инвестируется для сохранения покупательной способности;
  3. цены указываются в основном в условных единицах;
  4. покупки в кредит производятся по ценам, компенсирующим предполагаемую потерю покупательной способности;
  5. инфляция за три предшествующих года близка к 100%.
Читайте также:  Регулятор холостого хода газель 405 мотор

Россия в 2000 г. причислялась к странам с гиперинфляцией, что требовало, в частности, пересчета активов и пассивов банков с учетом индекса инфляции с компенсацией за счет прибыли.

Умеренная инфляция означает увеличение денежной массы в течение сравнительно продолжительного времени, что способствует росту инвестиций, сокращению неплатежей, привлечению кредитов.

т.е. накоплению предпосылок экономического роста, без чего невозможно увеличение доходов предприятий, а следовательно, и платежей в бюджет. Речь идет о прогнозируемой устойчивой инфляции 1,5—2% в год.

От инфляции выигрывают биржевые спекулянты, финансовые институты, экспортеры и всегда проигрывает население, теряя как при росте инфляции, так и от некоторых мер борьбы с ней (отказ от индексации заработной платы и др.). Основной удар оно получает от повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары, когда государство не регулирует продовольственный и валютный рынки. Становятся невозможными инвестиции из-за недоступности кредитов.

Нарушения в денежном обращении могут проявляться и в виде дефляции, которая наступает в результате ограничения денежной массы, расходов бюджета, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени на население. Она ведет к снижению цен, потребительского спроса, прибылей предприятий, темпов экономического роста, безработице, повышению покупательной способности национальной валюты.

О дефляционных процессах свидетельствуют также продажа сырья посредникам по низким ценам с последующим получением полной цены за рубежом (вывоз капитала); перевод продавцами и покупателями денег в недвижимость, за границу; снижение цен в замаскированной форме (неплатежи, бартер, взаимозачеты и другие неденежные расчеты). Поражаемое дефляционным синдромом, население откалывает покупки в расчете на дальнейшее снижение цен.

Но если фирмы снижают цены, совершенствуя технологии, то такая дефляция выгодна потребителям, поскольку они могут активизировать покупки, пока цены низкие.

В течение всего периода реформ в России причудливо переплетались и чередовались элементы как инфляции, так и дефляции. В 1992 г. были открыты все каналы для инфляции, которая порой переходила в гиперинфляцию, вслед за чем вводились меры дефляционного характера. Так, в 1992 г. инфляция составила 2600%, в 1997 г. — 12, а в 1998 г. опять поднялась до 84,4%, в 1999 г. — 36,5%, 2001 г. — 18, 2002 г. — 15, 2005 г. — 11%. Реальный сектор находится в тисках дефляции (отсутствие денег, кредитов), а на потребительском рынке бушует инфляция — признак того, что экономика находится в состоянии кризиса.

Факторы инфляции подразделяются на структурные и монетарные. Первые коренятся в экономической политике правительства, обусловливающей снижение эффективности, рост издержек и цен. Вторые определяются состоянием денежного обращения, объемами денежной массы, т.е. политикой Центрального банка.

В настоящее время базовыми причинами инфляции являются:

  • рост экспортной выручки и покупка ее Банком России за рубли;
  • повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
  • рост товарного спроса в условиях отсутствия конкуренции производителей;
  • рост доходов населения, остатков на счетах бюджетных организаций, расходов на социальную сферу;
  • монетарная политика Банка России: рост валютных резервов при избыточной ликвидности, профиците бюджета;
  • инфляционные ожидания.

Стандартные рекомендации МВФ по борьбе с инфляцией заключаются в сокращении государственных расходов, повышении налогов, привязке валютного курса или введении плавающего курса. Однако универсального средства борьбы с инфляцией не существует. Есть факторы, которые вызывают снижение инфляции однозначно: развитие конкуренции, контроль за субъектами естественных монополий, изъятие лишних денег (стерилизация, санация), выпуск долговых ценных бумаг, умеренная денежно-кредитная политика. Другие факторы не столь однозначны: воздействуя положительно на инфляцию, они отрицательно влияют на другие экономические параметры.

Правительству РФ и Центральному банку приходится выбирать, чему, каким факторам отдать предпочтение, не выходя за рамки экономической стратегии. Например, если усиливать статус России как сырьевого придатка, то надо не допускать укрепления рубля, т.е. низкой инфляции. А если укреплять рубль снижением инфляции, то будут затронуты интересы экспортеров. Повышение ставки рефинансирования замедляет экономический рост, либерализация валютного рынка сокращает золотовалютные резервы Центрального банка.

Монетарные методы (повышение процентных ставок, норм обязательных резервов, привлечение рублевых депозитов и т.п.) могут способствовать снижению инфляции, но их побочное влияние, например на масштабы кредитования, а значит, и на темпы экономического роста, налицо. Таким образом, проблематично с точки зрения последствий для экономики снижение инфляции путем сжатия М2. Увеличение денежной массы не ведет автоматически к росту инфляции, так как существуют противодействующие факторы: поглощение рублей реальным сектором, рост остатков средств на счетах в Центральном банке, сокращение займов Правительству РФ.

Проблема инфляции заключается не в количестве денежных знаков, а в непрочности связи денег с производством, долгосрочными проектами; они уходят из экономики, не проведя полезной работы.

Преобразование формулы MV = PG в P = MV/G свидетельствует, что рост цен (Р) обратно пропорционален объему производимой продукции. Таким образом, сокращение производства повышает инфляцию даже при постоянстве денежной массы.

В конце 1990-х гг. многие ораны добились феноменальных успехов в борьбе с инфляцией. В странах Организации экономическою сотрудничества и развития (ОЭСР) она не превышает 3% в uод в США — 1,9, Великобритании — 1,3%, это самый низкий уровень с 1950 г. Частично помог экономический кризис в Японии и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии Страны научились ужесточать денежно- кредитную политику при инфляционном давлении без ущерба для экономического роста.

В борьбе с инфляцией важно переломить психологию субъектов экономики, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, вызванное подорожанием товаров и услуг. Снижение инфляционных ожиданий возможно, когда правительство проводит курс на искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием большинства населения. В этом случае лимит доверия становится реальной силой, влияющей на экономическое поведение, способное снизить инфляционные ожидания.

Сейчас в денежном регулировании необходимо решить две проблемы:

  1. смягчить ограничение денежного предложения, от предложения под прирост валютных резервов перейти к гибкому денежному предложению с учетом потребностей производства и через ставку рефинансирования;
  2. приостановить изъятие денег из производственной сферы и с рынка путем замораживания их в Стабилизационном фонде, эмиссии ОБР, а также из страны; выделить бюджет развития и долгосрочного кредитования.
Читайте также:  Реле регулятор для киа маджентис

Пока у Центрального банка РФ функции изъятия денег из экономики преобладают над функцией ее монетизации, что вовсе не отвечает его основному назначению.

Источник

Регулирование денежной массы.

date image2015-07-21
views image8330

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.

Объемы денежной массы регулирует Банк России, используя инструменты денежно-кредитной политики. Банк России и Минфин России разрабатывают баланс денежной сферы с учетом сводного баланса коммерческих банков. Баланс в обобщенном виде отражает динамику денежных потоков, которые должны регулироваться исходя из потребностей экономики. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

1.2.1. Виды монетарной политики:

Различают два вида денежно-кридитной политики:

1. Стимулирующая— проводится в период спада и имеет целью

«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

2. Сдерживающая— проводится в период бума и направлена на

снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учетной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

— Операции на открытом рынке. Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

— Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

— Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

— Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

— Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка. Комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране называется инфляционное таргетирование.

Выводы

Из вышесказанного вытекает, что государство, изменяя денежное предложение или уровень процентной ставки (влияя таким образом и на денежный спрос), может воздействовать на ситуацию на денежном рынке, а через него на инвестиции, сбережения, потребление и в конечном счете – на уровень производства и занятости.

Количество денег в обращении соответствует реальным экономическим отношениям. Денег всегда столько, сколько нужно, в зависимости от спроса на национальную валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии. Если выпуск денег опережает потребность товарооборота в деньгах, то сумма цен товаров соответственно увеличивается.

Интересная ситуация с точки зрения денежно-кредитной политики стожилась сегодня в нашей стране. В связи с неуклонно растущим долларом и евро, падением цен на нефть, Центробанк России объявил о намерениях перехода на таргетирование инфляции в 2015 году совместно с отменой валютного коридора.

Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим, чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на период 2015 и 2016 годов инфляционное таргетирование определяется как режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции. Обычно в рамках режима таргетирования инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции.

Источник