Меню

Основные регуляторы поведения личности

1 Регуляторы поведения человека

1.1 Общая характеристика регуляторов поведения

Человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Соответствие жизни и деятельности человека, принятым в обществе нормам и правилам, создает у него ощущение собственной социальной полноценности. Эта полноценность является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а так же может стать причиной тяжелых переживаний. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регуляции своего поведения. Внешний контроль над степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль и регуляция осуществляются самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации.

Социальный регулятор поведения — это осознаваемый (рационально или аттрактивно) индивидом ориентир, согласуясь с которым он осуществляет свое действие. Поэтому необходимо обнаружить такие черты поведения, которые выполняют функцию регуляторов социального поведения. Соответственно, такие регуляторы могут быть обнаружены только среди типичных поведенческих черт [4].

Регуляторами поведения для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей социальной среды. К регуляторам поведения можно отнести следующие понятия:

Обычаи. Обычаи в обществе складываются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того или иного социального слоя или социальной группы [10].

Традиции. По своему характеру регулирования общественных отношений, традиции, сходны с обычаями, но, в отличие от последних, не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, устойчивость, охрана от нарушений силой общественного мнения [10].

Нравственные Нормы. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [11].

Установки. Понятие установки впервые появилось в вышедшей в 1862 году книге Герберта Спенсера «Первые принципы». В российскую психологическую науку это понятие ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры [3].

Стереотипы. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

— люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

— такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

— социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

— социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

— они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

— социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [1, с. 96].

Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8, Т-1, с. 188].

Регуляторы поведения являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования регуляторов поведения является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

Источник



Механизмы регуляции социального поведения личности

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Читайте также:  Ремонт регулятора тормозных усилий рено логан

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения — поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

Источник

Регуляторы поведения личности в организации

date image2014-02-09
views image3815

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов [66, с. 390].

К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относят индивидуальные особенности. Это:

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, мышление, воображение, память, мышление, речь, представления.

Свойства личности: темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения, потребности, цели, мотивы, ценности и ценностные ориентации, намерения, стремления, интересы, интеллект.

Индивидуальные умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.

Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компетентность (социально-психологический интеллект) и т. п.

Установки: к труду, к организации и группе, коллегам и начальству и др.

К внешним или ситуационным факторам-регуляторам поведения относятся [Урбанович, с. 111+]:

1. Социальная позиция (общественное положение)

2. Социальная роль (то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности)

3. Социальные и групповые нормы

4. Социальные ожидания

5. Социальные ценности

6. Социальные установки

7. Статус личности в обществе, организации и группе

8. Рабочая роль (занимаемая должность)

Читайте также:  Схема регулятора давления мтз

9. Специфика труда

10. Содержание и средства труда

11. Условия труда

12. Стаж работы в организации

13. Инструкции, положения, приказы, распоряжения

14. Мораль, традиции, обычаи, ритуалы, существующие в организации и рабочей группе

15. Государственные законы, общественные правила поведения, менталитет (самосознание, общественное мнение), семейные и национальные традиции

16. Семейное положение.

Первые четыре фактора (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный характер и являются простейшими. Иногда в психологической литературе их объединяют понятием «система внешней мотивации подчинённого» [Урб., с. 115].

Если свести воедино все факторы, влияющие на поведение, то получим общую формулу поведения индивида, согласно которой оно является функцией природных и приобретённых особенностей и окружающей среды:

П=f (I,Х,Е),

где I –природные свойства индивида, Х – особенности характера, Е – окружающая среда.

Хотя есть и другие формулы: П=f (Х,Е); П=f (I,Е).

Как мы видим, во многих компонентах-регуляторах присутствуют слова социальная или социальные, что указываетна общественные корни компонентов, на социальную регуляцию поведения. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть присущий данной социальной группе менталитет.

Менталитет есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, мнений и интериоризированных знаний, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации; это определенный стереотип восприятия и оценки действительности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуальный. По сути дела, индивидуальный менталитет включает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением. Корни менталитета – в религии.

Каждая культура имеет свои собственные представления по поводу общепринятого поведения. Чаще всего эти представления объединяются понятием социальная норма. Нормы как представления членов общества о должном, допустимом, возможном, желательном или о недопустимом, невозможном, нежелательном и т.д. являются важным средством социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Ожидания отражают степень обязательности, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать.

Серьёзное влияние на поведение индивида оказывают социальные ценности, то есть особо важные и ценные явления и предметы реальной действительности с точки зрения общества, социальной группы и личности.

Ценности общества и группы, преломленные через восприятие и опыт каждой конкретной личности, становятся ценностными ориентациями личности (ЦОЛ), то есть ценности из сугубо «общественных», становятся «моими, личными». ЦОЛ выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

Наибольшее значение для регуляции социального поведения имеют сформированные социальные установки данного индивида (аттитюды), то есть сформировавшаяся прижизненно предрасположенность реагировать, оценивать и действовать стереотипным образом относительно данного социального объекта, явления. Активизация социальных установок включают ряд фаз: когнитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель); эмоциональную, то есть эмоциональную оценку объекта (настроенность и внутренняя мобилизованность); и, наконец, поведенческую, то есть готовность осуществить ряд действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).

Статус и рабочая роль работника в организации.Именно в группе устанавливается положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль – перечень функций, которые заданы личности группой и определяются спецификой совместной групповой деятельности. Есть различные определения этих понятий.

Статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в системе межличностных и групповых отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии; степень его авторитета в глазах остальных участников группы; профессиональную, должностную и имущественную ценность личности по оценкам группы или общества.

Он может быть формальным, определённым приказом или другим установленным в данной организации образом, или неформальным, сложившимся в процессе совместной деятельности.

В различных группах один и тот же человек может иметь разные статусы.

Социальный статус – это профессиональная, должностная и имущественная ценность личности для общества.

Статус выражается в различных внешних признаках-символах, которые отличают его носителя от других членов группы. В организациях ими могут служить определённая мебель, наличие кабинета, его расположение и оборудование, тип рабочей одежды, количество подчинённых, место, занимаемое работником на совещаниях и т.д. Символы статуса значительно стимулируют производственную мотивацию, а их лишение рассматривается многими как серьёзное наказание.

На статус человека может повлиять любая характеристика, воспринимаемая членами группы как важная для достижения групповых целей. Наиболее универсальными признаками, влияющими на определение статуса, выступают занимаемая должность, образование, опыт, способности, умения, возраст человека. Существенными факторами, определяющими статус работника, является также уровень его заработной платы и другие вознаграждения, которые он получает. Обычно чем выше получаемое вознаграждение, там выше статус в организации.

Статус может зависеть также от того, насколько человек олицетворяет определённые идеальные или желаемые качества. В этом случае статус чаще всего не связан с достижениями или вкладом в общее дело. Подобным образом у многих народов расовая принадлежность является, к сожалению, важным фактором, определяющим статус, затмевающим достижения индивида, усилия и сделанный им вклад в общее дело.

Из прав и обязанностей человека складывается его роль. Она регулирует поведение человека как в группе, так и организации. Напомним, что роль– род, характер и степень участия в деятельности организации. Например: роль – конструктор I категории отдела новой техники. Конструктор – это род участия, отдела новой техники – характер участия; I категории – степень участия. Фактически роль представляет собой должность.

Ролевые обязанности – это то, что человек должен делать, исходя из той роли, которую он играет.

Организация разрабатывает функциональные обязанности, которые предопределяют деятельность человека, занимающего данную должность, и связь этой должности с другими должностями в организации.

Не будь ролей, наше поведение стало бы проблематичным. Роли, как и установки, тем и ценны, что освобождают нас от повседневной трудоёмкой работы по выбору способа поведения в стандартной ситуации.

Многие из указанных ролей требуют разных личностных качеств и профессиональных умений, что делает профессию менеджера многоплановой, требующей глубокой специальной подготовки.

Дополнительную сложность в деятельность менеджера привносит то обстоятельство, что в системе «ожидания и требования», которые предъявляет группа к поведению человека, могут наблюдаться разногласия. В результате наличия многочисленных ролей индивид может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы индивид испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «я» и обязательств перед собой в обмен на внутригрупповую лояльность. Множественность ролевых позиций порождает их столкновение, ставит человека в затруднительное положение, когда он сомневается, какой роли следовать в первую очередь. Когда это происходит, индивид сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт. В организации может происходить несколько видов ролевых конфликтов.

Читайте также:  Ремонт тнвд с электронным регулятором

Конфликт «личность-роль»

Конфликт «личность–роль» имеет место в том случае, когда требование роли нарушает основные ценности, отношения и потребности индивида, занимающего определённое положение. Примеры индивидов, испытывающих противоречия «личность–роль», – это менеджер, которому трудно уволить подчинённого-друга; руководитель, который подаёт в отставку, чтобы не участвовать в неэтичной деятельности.

Конфликт внутри роли (внутриролевой)

Конфликт внутри роли возникает в том случае, когда различные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет личности, выполняющей эту роль, удовлетворять все требования. Наиболее вероятно это может произойти, если роль имеет нечёткие очертания. Должностные инструкции – это, бесспорно, плюс, но они далеко не всегда могут учесть все ситуации и виды работ.

Конфликт между ролями (межролевой)

Конфликт между ролями возникает в результате столкновения многочисленных ролей, в которых выступает один и тот же сотрудник. Он возникает потому, что индивиды одновременно выполняют несколько ролей, с которыми из них связаны противоречивые ожидания.

Когда индивиды сталкиваются с конфликтующими ожиданиями или требованиями со стороны двух источников или более, вероятным результатом станет снижение результативности.

Кроме того, межролевой конфликт может быть вызван конфликтующими ожиданиями формальных или неформальных групп, а последствия будут теми же, что и при внутриролевом конфликте. Таким образом, весьма сплочённая группа, цели которой не совпадают с целями формальной организации, может стать причиной существенного межролевого конфликта для её членов.

Р.Мертон считает, что существует несколько способов ослабления ролевого конфликта. Во-первых, человек может признать, что некоторые роли более важны, чем другие. Во-вторых, человек должен решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей, связанные с учёбой, работой или домом, и отделять их друг от друга. Ещё один приём – не замечать ролевого конфликта, а превращать всё в шутку.

Всегда следует помнить, что в организованных, официальных группах и коллективах существует как бы двойное распределение функций: по штатному расписанию – вертикальное (начальник, заместитель) и горизонтальное, которое возникает стихийно («душа общества», «остряк-самоучка», «ворчун», «козел отпущения», «индивидуалист – моя хата с краю», «борец за справедливость» и т. д.). Эти никем не установленные роли почти всегда воспроизводятся в любой более или менее постоянной группе, и те, кому они достаются, пребывают в них до тех пор, пока существует данная группа. Окружающие уже ждут и как бы требуют от них определённого поведения.

Традиции – элементы социального и культурного успешного опыта, передаваемые из поколения в поколение, принявшие устойчивый характер и закреплённые в определённых стереотипах и правилах поведения (обычаи, нормы и правила поведения, определённые общественные установления, ритуалы, идеи, взгляды, вкусы, обряды и т.п.).

Обычай, ритуал и обряд – разновидности (формы) традиций. Ритуал – символическое действие, направленное на поддержание определенных нравственных, часто патриотических, чувств или чувств, дающих сознание принадлежности к некоторой социальной группе (например, традиция подъема флага, исполнения гимна и др.).

При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации, передачу организационных традиций и накопленного опыта.

Кроме того, ритуалы часто становятся праздником, своеобразным перерывом в потоке будней; праздником, который знакомит и приобщает сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символики оказывается сильнее прагматизма и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться серьёзно, не жалея времени на их качественную подготовку.

Среди всего множества ритуалов выделяют несколько групп. Так, ритуалы при поступлении на работу призваны познакомить новичка с историей и традициями организации, с основными ее ценностями. Интегрирующие ритуалы проводятся в форме торжественных вечеров, заседаний, праздничных обедов, посвященных знаменательному событию в жизни организации, награждению сотрудника или подразделения организации за трудовые успехи, выходу на пенсию, дням рождения и др. Они позволяют создать дух единой команды и отношения солидарности между сотрудниками, помогают лучше узнать друг друга. Ритуалы, связанные с отдыхом, помогают сотруднику полноценнее отдохнуть и восстановить свои силы на базах отдыха, в санаториях и спортивных лагерях.

Особенно удачными и продуктивными являются церемонии, которые связаны с чем-то глубоко личным, сентиментальным и неформальным. Этот личный момент, персональное уважение и конкретное адресное внимание при вручении подарка или награды придает дополнительную ценность всей церемонии и усиливает ее уникальность и неповторимость.

Таким образом, чем теснее ценности, традиции и ритуалы организации связаны с индивидуальными интересами, потребностями и установками, тем больше шансов у организации добиться успехов в современных непростых условиях.

Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни. Ценности составляют стержень личности человека; систему его оценок окружающего, они достаточно устойчивы во времени. Ценности оказывают сильное влияние на поведение человека в коллективе и на принимаемые им решения.

Психологи выделяют два класса ценностей: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Наиболее распространена в настоящее время методика определения ценностей М. Рокича. Примеры из данной методики: ценности-цели – активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие; ценности-средства – аккуратность, воспитанность, оптимизм, дисциплинированность, независимость, принципиальность, образование.

Когда люди спорят или даже конфликтуют – по существу они отстаивают свои ценности. Честность, равенство, справедливость, сострадание, любовь к ближнему и т. п. – всё то ценности, и спор о них – это всегда спор о ценностях. Личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции, идеалы и т. д. – всё это также ценности. Все споры о ценностях являются спорами, цель которых не истина, а победа. По существу победа – это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей [39, с. 322].

Источник