Меню

Особенности нормы права как социального регулятора

Право как социальный регулятор

Понятие и виды социального регулирования

Социальное регулирование –неперсонофицированное воздействие на людей с помощью нормативно-регулятивных средств в целях достижения их социально полезного поведения.Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования:

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам.

Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Право как социальный регулятор

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы, складывающейся из общезначимых правил (норм), принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым, издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т. е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и, в частности, противоречие «право — государство — закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, к которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социально-культурного явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Источник



11.5 Особенности права как нормативного регулятора

Особенности права как нормативного регулятора

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т. е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) проявляется в том, что каждая норма права занимает свое место в системе права. Например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой среди других норм права, им не могут противоречить другие правовые нормы. Нормы законов занимают более высокое положение по сравнению с нормами подзаконных актов.

Читайте также:  Регулятор вентилятор danfoss rge

4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т. е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е. Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е. Н. Трубецкой понимал под внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т. е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования.

Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права существовать в специфической юридической форме принято называть формальной определенностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т. е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

В последнее время в общетеоретической литературе было высказано мнение о том, что к числу признаков права нельзя относить родовые признаки, присущие всем социальным нормам, а также признаки, которые характерны лишь для некоторых, а не для всех норм права (проф. В. М. Сырых). С этих позиций основными признаками права не могут быть нормативность, системность и формальная определенность, поскольку они присущи многим социальным нормам. В. М. Сырых считает непременными признаками права следующий перечень: взаимозависимость, равноправие, эквивалентность, общеобязательность и юридическая ответственность.

Взаимозависимость трактуется как способ правового взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет определенные права и одновременно несет определенные обязанности. Взаимодействующие лица достигают своих целей без посягательства на права и интересы других лиц, действуют согласованно для достижения каждым участником позитивного результата. Подобное взаимодействие возможно только при условии формального равенства (равноправия) участников отношений, которые независимы друг от друга и обладают свободой воли.

Эквивалентность понимается как недопустимость реализации целей одним участником правового взаимодействия за счет другого в результате его добросовестного заблуждения, мошеннических действий или навязывания своей воли, превышения своих прав и т. д.

Общеобязательность как сущностный признак права предполагает, что лишь государство, обладающее аппаратом принуждения, способно обеспечить соблюдение и исполнение требований права членами общества, используя в этих целях юридическую ответственность. Таким образом, юридическая ответственность является конкретным проявлением общеобязательности по отношению к лицам, допустившим противоправные деяния.

Отвергая справедливость в качестве сущностного признака права, В. М. Сырых аргументирует свою точку зрения тем, что право, определяя взаимосвязи субъектов, остается индифферентным (безразличным) к результатам его реализации в конкретных отношениях. Оно лишь определяет путь, ориентирует, как нужно поступать, чтобы получить соответствующие результаты. Сами же результаты оцениваются с экономических, политических и других позиций. Процессуальные отношения, устанавливаемые правом, чаще всего нейтральны применительно к справедливости.

Приведенная позиция не является общепринятой и безупречной. В частности, общеобязательность, равноправие субъектов признаются практически всеми учеными в качестве признаков права. Нормативность же права совсем не аналогична нормативности, например, морали, поэтому перечисленные выше особенности права как нормативного регулятора наиболее полно характеризуют данное явление и выделяют право из всего комплекса социальных норм.

Читайте также:  Регулятор печки туарег 2008

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта

§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие

4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан

4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан Специфика осуществления общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля в отношении граждан (процедуры контроля, формы

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта?

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в

СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта 1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение

29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Система внутреннего нормативного регулирования – это формализованный набор правил, которые регламентируют различные аспекты управления организацией. Это регламентирование

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. В ст. 193 АПК содержатся требования, предъявляемые к содержанию, форме и документам, которые должны прилагаться к заявлению о признании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов принимаются в общем порядке по правилам, установленным гл. 20 АПК (см. комментарий к ст. 167–169, 176 АПК).2. Рассмотрев по существу дело об

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.2. По результатам рассмотрения дела об

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение

Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА

Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА 1. Действие нормативного юридического акта. Пределы действия.2. Действие нормативного юридического акта во времени.3. Принцип немедленного действия нормативных юридических актов.4. Обратная сила нормативного

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Источник

Вопрос №35 Понятие и виды социальных норм. Особенности права как регулятора общественных отношений

date image2015-01-30
views image2682

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывал действовать определенным образом (например: приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся).

Читайте также:  Ремонт магнитол регулятор громкости

Нормативное регулирование же регулируется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания нормативного характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например: законы).

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят:

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1) социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди образуют свое поведение;

2) социальные нормы – это правила поведения общего характера (к неопределенному кругу лиц);

3) социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются общеобязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения, могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Например: если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения.

Виды социальных норм:

— нормы права – правила поведения, которые устанавливаются, и охраняются государством;

— нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве;

— нормы общественных организаций – правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями, и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;

— нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

— нормы традиций – выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например: семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются:

— религии и другие.

Право и обычай. Обычай – исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, но, тем не менее, имеют определенные формы взаимоотношений с правовыми нормами:

— древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер (Законы XII таблиц, Русская Правда).

— правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяги соответствующих лиц). Государство, которое стремиться обеспечить соблюдение норм права должно использовать плюсы обычаев, их сильные стороны (такие как: устойчивость, массовость, повторимость, известность).

— правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их деятельности, (Уголовный кодекс устанавливает ответственность за убийство на почве кровной мести).

— правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного, либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения).

Право и корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Корпоративные нормы – это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений. Они не должны противоречить правовым нормам. Корпоративные нормы похожи на нормы права тем, что:

— закрепляются, так же как и юридические нормы в письменных актах – документах (например: в уставах положениях, решениях), принимаемых на общих собраниях, съездах;

— имеют обязательный характер для членов организации;

— требуют внешнего контроля за их осуществлением;

— представляют собой систему норм, т.е. упорядоченную совокупность правил поведения.

1. если нормы права принимаются государством, то корпоративные нормы – соответствующими общественными структурами;

2. нормативно – правовые акты обеспечиваются мерами государственного воздействия, то корпоративные нормы – сило общественного мнения данной организации;

3. нормы права – общеобязательны, корпоративные нормы обязательны только для членов общественных организаций;

4. нормы права призваны регулировать широкий круг общественных отношений, корпоративные нормы – только внутриорганизационные.

Источник