Меню

Озеро ток что это

Озеро ток что это

В поисках маршрута на следующее лето

По Муламу, Идюму, Алгаме, Учуру и Алдану

Протяженность сплава — около 650 км

Продолжительность — 15 дней

Сезонность — июль — август

Категория сложности -V

Маршрут проходит по самым живописным местам юго-восточной Якутии. Здесь разнообразная природа (горно-таежная зона вдоль маршрута постепенно сменяется таежной), богатый животный мир, разнообразные пейзажи. Район почти не заселен. В реках много рыбы (голец, ленок, таймень, хариус), на берегах легко повстречать оленя или даже медведя.

Основная сложность маршрута — доставка людей и снаряжения к его началу на озеро Большое Токко. Первый вариант доставки: спецрейсом самолета из поселка Чульман на метеостанцию Токо. Путь этот наиболее благоприятен из-за погодных условий. До Чульмана можно добраться от станции Большой Невер. Автобус идет около суток.

Второй вариант: через город Зею, куда можно доехать автобусом за 3,5 часа от станции Тыгда. Здесь также можно организовать спецрейс самолета (из села Бомнак), однако при непогоде, когда закрываются перевалы Станового хребта, вылет может задержаться на несколько дней.

В Бомнаке, который служит перевалочной базой геологических экспедиций, есть магазины, школы, почта, больница. Село связано с деятельностью писателя Г. А. Федосеева. Здесь жили его проводники Н. С. Лиханов и Улукиткан, широко известный по книгам «Смерть меня подождет» и «Последний костер». Могила Улукиткана находится на правом берегу Зеи, рядом с селом. На обелиске начертаны слова Федосеева: «Ему были доступны тайны природы, он был великим следопытом, наставником, другом» — и слова самого Улукиткана: «Мать дает жизнь, годы — мудрость».

Маршрут начинается от озера Большое Токо, глубокого, красивого водоема, окруженного горами. В нем много рыбы (голец, ленок, окунь), температура воды летом 15 — 16 градусов.

Начальный отрезок реки Мулам сложен для прохождения. Трудность усугубляется тем, что река не дает возможности «войти в форму»: уже первые препятствия требуют опыта в преодолении шивер и порогов. Первые 10 км пути — почти сплошная цепь препятствий, в основном перекатов и шивер различной сложности.

В середине отрезка крупный порог длиной 250 м; здесь Мулам дважды поворачивает, высота стоячих волн 1 — 1,5 м. Вход в порог преграждают 2 больших камня. Основная струя идет ближе к левому берегу, а у выхода из порога переходит под правый берег.

За порогом почти 2-километровая шивера. На ее начальном отрезке — косой вал, стоячая волна до 1 м, затем Мулам становится спокойнее: вторая половина шиверы представляет собой участок с быстрым течением и отдельными камнями. Завершается шивера 3 ступенями перекатов. Преодолевают этот участок обычно за один ходовой день. Ниже шиверы на правом берегу реки расположена метеостанция Токко. От нее до озера идет хорошая тропа.

Далее на протяжении около 65 км (от метеостанции до впадения слева реки Большой Дорын) Мулам имеет средний перепад уровня около 1,6 м/км и ширину 40 — 90 м (на начальном участке реки падение доходило до 6 м/км, а ширина составляла 20 — 70 м). Здесь река петляет посреди заболоченной равнины, берега невысокие, но крутые. В устьях притоков хорошие места для стоянок.

Там, где Мулам перед впадением в Идюм прорезает отроги Станового хребта, снова появляются препятствия. Отсюда сложность препятствий постепенно нарастает, а река, принимая мощные притоки, становится полноводной, что усиливает опасность отдельных порогов и шивер.

На первых 85 км этого отрезка (он преодолевается за 4 — 5 ходовых дней) препятствия разнообразные, средней сложности. Нужно быть внимательными и осмотреть все 5 порогов, которые здесь встретятся. Особенно опасен водопад высотой 2 — 2,5 м, расположенный примерно в 13 км от начала препятствий (необходим обнос).

Первый сложный участок составляет 18 — 20 км, река зажата горами. Далее она течет 15 — 18 км по равнине, становится спокойней, однако после впадения Мулама в Идюм горы снова приближаются к воде. Около 30 км тянутся частые препятствия Среди них 3 мощных порога, есть различные шиверы и свыше 10 перекатов.

Огибая гористый участок, Идюм делает петлю около 30 км. На этом отрезке — быстрое течение и незначительные перекаты.

Самый трудный участок на Идюме начинается ниже устья правого притока — Сивагли и тянется до впадения Идюма в Алгаму (около 130 км). Перепад высот составляет здесь в среднем 2 — 2,5 м/км, но Идюм полноводнее Мулама, и препятствия расположены часто, с небольшими интервалами (плесы с быстрым течением). Все это требует от группы внимания и осторожности. На мощных порогах необходимо организовать страховку.

Идюм течет тут в ущелье, один берег которого обрывистый и высокий, а другой — более пологий. Особенно красива река в районе устья Сивагли, где она петляет в скалах. На каждом повороте ее — препятствие.

Самый длинный порог (около 1 км) расположен примерно в 30 км выше устья Идюма. Ширина реки в этом месте 150 — 200 м. Там, где проходит основная масса воды, — стоячие волны высотой 1 — 1,5 м. Главная струя идет у правого берега, а после каменного мыса на правом берегу устремляется к левому, возле которого есть крутой слив. А у правого берега поток слабеет, в русле много подводных и надводных камней.

От устья Идюма до конца маршрута около 350 км. Алгама — спокойная, полноводная река с множеством островов и высокими скалистыми берегами. После слияния с Гонамом ширина ее увеличивается до 800 м, и такой широкой лентой она впадает в Учур.

Путь по Учуру описан в маршруте 126.

Литература: 171, 175, 177, 180.ъ

Источник: «Водные маршруты СССР. Азиатская часть». М., «Физкультура и спорт», 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург — 2002.

Озеро Большое Токко

Из сайта «Булт-алт».

В ОБЪЯТИЯХ СТАНОВОГО

Петр Машицкий Ср, 10/12/2011 — 10:29

Да, наши сердца навеки остались на Становом хребте, на берегах рек, на великом Муламском пороге, там, где настоящая мужская дружба помогает тебе в экстремальной ситуации, вселяет уверенность, что друг не подведет.

В начале июля 2000 г я с моими друзьями, опытными туристами-водниками Александром Глушковым и Владимиром Васильевым, за плечами которых около 40 сплавов по рекам Якутии от 1 до 5 категорий сложности, осуществил свою давнишнюю мечту — побывал на озере Большое Токо, где в 50-е годы работал со своими отрядами геодезист-писатель Григорий Федосеев.

. После долгого ожидания возможности вылететь из Чульмана, затяжных дождей на метеостанции Токо, расположенной в 10 километрах ниже того места, где Мулам вытекает из озера Большое Токо, мы забросились попутно с геофизиками из Хабаровска на вертолете в самое сердце Станового хребта — на озеро Малое Токо. Оно поразило нас красотой своих берегов. Окруженное скалами, постепенно сужаясь, оно уходит на восток и теряется в сизой дымке. Справа от нашего лагеря уходит в заоблачную высь могучий хребет. Рядом с нами низвергается с 500-метровой высоты чудо-водопад, который с грохотом пробивается среди огромных валунов, окутанный туманом из брызг. Выше водопада и облаков — альпийские луга. Упадешь обессиленный на мягкий мох и кажется, что остался бы тут навек, среди диких скал и неописуемой красоты.

Озеро порадовало нас 4-5-килограммовыми щуками, из которых сварили ароматную уху с диким луком и наделали вкусных котлет. О такой рыбалке может мечтать любой спиннингист. Малое Токо встретило нас дождем — дождем и проводило. Мы вышли из него короткой проточкой на реку Утук, по которой сплавились до озера Большое Токо. Оно встретило нас бегающим среди завалов плавника соболем, криком чаек и ярким солнцем. Последний километр Утук течет между Сциллой и Харибдой, охраняющими вход в озеро. Большое Токо — огромное водохранилище чистой воды. Длиной 15 и шириной 6 километров, оно имеет глубины до 100 метров. Очень богато рыбой. По берегам много зверя. Кажется, что нет на земле красивее этого места. Утром или вечером озеро кажется особенно таинственным. В ненастные дни оно штормит как море, набрасывается на берег, словно дикий злобный зверь.

Мы пересекли озеро, и зашли погостить на базу отдыха, расположенную на восточном берегу, на территории Хабаровского края. Гостеприимный хозяин базы Иван Будяк истопил баньку. После парилки и купанья в холодной воде озера были великолепный ужин и душевные разговоры. Такие короткие таежные встречи память часто хранит как самые ценные мгновения путешествия.

Через день мы покидаем озеро Большое Токо. Последний прощальный взгляд на синеющие вдали горы. Мимо проносится стая турпанов.

Мулам начинается незаметным движением воды, но через полкилометра, словно опомнившийся, что он сын диких гор, начинает кипеть в беляках по всему руслу, словно в шахматном порядке утыканному огромными гранитными валунами. За шумом воды не слышно команд, куда нужно идти. Все делается быстро и слаженно. Слалом среди валунов при помощи шеста и вёсел. Помогает опыт прежних сплавов.

Но вскоре Мулам успокоился, начал делиться на рукава и изобиловать мелкими галечными перекатами. Лодки бесшумно скользят среди первозданной природы, где в любой миг может произойти что-то необычное. Душа наполнена каким-то радостным ожиданием встречи с прекрасным. В одном месте нас удивленно проводили взглядом отдыхавшие у реки лосиха с лосенком. Мы успели заснять их на видеокамеру. Но чаще всего этого сделать не успеваем. Остались «за кадром» другие свидания с лосями, оленями, медведем, глухарем и т.д.

Недолго продолжалась идиллия слалома по перекатам. Впереди нас ждал Великий Муламский Порог — самый грозный и красивый в Якутии — предел мечтаний многих туристов-водников. Далеко не все отважились пройти по нему сплавом. Он ошибок не прощает. Длиной около 300 метров, порог состоит из трех каскадов водопадного типа среди огромных валунов. Страшная сила! Ты стоишь на мокрых камнях у ревущей воды и думаешь:

«Неужели можно одолеть эту бушующую стихию? Как это сделать?». Совет с друзьями и решение принято: вещи обносим и плывем. Вперед! И только вперед! Проходим вдоль порога и намечаем ориентиры, тщательно изучая сливы потока. Соблюдены все меры безопасности. Одна лодка ждет ниже порога на случай аварии.

И вот лодку подхватил необузданный поток и бросил в узкий проход между камней. Дальше все происходит как во сне. Твое тело и лодка — это единое целое, подчиненное твоей воле. Нервы натянуты как струны. Страха нет. Он придет потом, позже. Вползет на грани сна и бодрствования леденящим душу ужасом. А сейчас не до страха — только вперед! Движения механические, вправо, влево, отработка назад. Вот лодка ударилась о камень и на мгновение застыла, но через секунду она уже во власти новых волн. Они заливают ее с каждым разом все сильнее и сильнее. Ты не обращаешь внимание на холодный душ, распер ноги и держишься ими за борта, стараясь не выпасть из лодки. Поток ревет, заполняя гулом все ущелье. Ты в этом устрашающем реве чувствуешь себя Давидом, вступившем в борьбу с Голиафом, с отчаянием пытаешься вырваться из его могучих рук, которые никогда не выпустят пойманную добычу.

Опасное место. С берега Глушков показывает рукой — иди правей. Но поток делает лодку неуправляемой. Прыжок с трамплина водопада последнего каскада чуть не закончился переворотом. Все обошлось. Последние «ухабы» волн выносят лодку в тихую гавань. Победа! Тебя обнимают друзья, хвалят и хлопают по спине. А ты стоишь, все еще ошеломленный, но бесконечно счастливый. И в сердце твоем молчаливая песня победы. Да! Многое еще могут пятидесятилетние романтики!

А впереди нас ждали еще много порогов и шивер, не менее сложных и опасных. Были интересные встречи с животными. Среди них особенно запомнилась сцена охоты росомахи на кабаргу. Бедное животное в отчаянии бросилось на наших глазах в бурный поток и затерялось в волнах. Хищник тоже метнулся в воду, но потерял свою жертву и остался ни с чем. После Мулама мы вышли на Идюм, потом на Алгаму, Гонам и Учур. От устья Учура мы поднялись по Алдану на попутном теплоходе до Томмота. Позади осталось более тысячи незабываемых километров путешествия 5 категории сложности. Наш девиз: окончание одного похода — это начало нового похода!

В прошлом году по ней хотели идти амурчане. Руководитель амурского турклуба рассматривал вариант совместного сплава по этому маршруту. Немножко переписались, обменялись фильмами своих походов. Егор описал схему подъезда к Большому Токко:

Читайте также:  Почему бьют током кончики пальцев

Схема заброски на Алгому/Б-Токо будет следующая.

Из Якутска до Томмота на автотранспорте.

Поезд Томмот — Нерюнгри ходит ежедневно:

из Томмота — в 13-00(Время везде московское)

в Нерюнгри — 21-17.

Затем пересадка в Нерюнгри на поезд Нерюнгри-Тында:

из Нерюнгри — 22-57

Прибытие в Тынду на следующий день в 05-07

Из Тынды на едежневном поезд Тында-Комсомольск:

из Тынды — в 11-26

Прибытие в Улак — 18-36 (00-36 местного времени, не очень удобно, но

На станции Улак к поездам постоянно подъезжают вахтовки, чтобы забрать

рабочих и закинуть на тот или иной участок трассы. Наши водники регулярно

заезжают для сплава на правый приток Зеи — р. Ток (4 к.с.).

Выходят на 170-м километре. Договариваются с вахтовками без проблем.

Водители даже иногда денег брать не хотят.

До Алгамы ехать 180 км.

Так же у меня есть телефоны людей из п.Горного (поселок находится

в 6-ти километрах от станции Улак), которые могут помочь с

транспортом, если вдруг с вахтовками не удасться договориться.

До озера как таковой дороги нет. Дорога будет только до угольного

разреза на ручье Эльга. До него около 300км.

Сейчас на разрезе должны уже идти вскрышные работы,

т.е убирают верхний грунт.

От него до озера около 20 км. Но я точно знаю, что на озеро

строители ездят. И с заброской до озера надо будет договариваться на

месте. Это единственное тонкое место во всей схеме заброски, т.к.

контактов с вездеходчиками, кто бы помог заброситься от разреза до

Территория озера, кстати, — заказник.

Далее, собственно, сплав

озеро Б.Токко-Мулам-Идюм-Алгама-Гонам-Учур, до посёлка Чагда.

От Чагда до Томмота — 400км по Алдану.

Читайте также:  Способы регулирования скорости машин постоянного тока

1) Нанять лодки в Чагде.

2) Договориться заранее в Томмоте с местными перевозчиками. Телефоны

Собственно и всё.

В файле — карта дороги Улак-Зльга на границе Ам.обл. и Якутии.

Делал jpg из автокада. Это мне в прошлом году прислал один из

инженеров, работающий на стройке дороги. Получается не очень хорошее

качество. Но основное видно.

Красным цветом — Ж/Д.

Синим — притрассовая автодорога.

Рельсов сейчас вроде положили только 160 км.

Там, где дорога подходит к Алгаме — 180-ый километр.

Собственно, на следующий год планируем пойти по Алгаме этим маршрутом.

Пока решаем вопросы с отпусками и т.д.

Если нужны какие подробности — мой сотовый .

С уважением, Медведев Егор

Амурская обл., Благовещенск.

Карта, отправленная Егором:

В общем, река то ли 4-й, то ли 5-й категории сложности. На пятую категорию настаивает Александр Глушков(автор книги «100 рек Якутии»), который делал сплав по этому маршруту. Одним из участников этого похода был Петр Машицкий(см.выше).В реестре рек России и на сайте Скитальца сложность маршрута оценивается 4-й категорией, поэтому будем считать сложность маршрута 4-й категорией.

Для выхода с маршрута можно воспользоваться услугами того же Чалого с Томмота, которого привлекали в 2008-м году после сплава по Чульману-Томмоту.

По срокам: с 21 августа по 15 сентября(25(26) дней. Т.е. 5 дней- заброска, на сам поход 17(18) дней и на выход с маршрута 3 дня. На заброску и выход дни взял с запасом.

Может быть возникнет возможность использования вертолета для заброски на о.Большое Токко, но в этом случае транспортные возрастут значительно.

Источник

Озеро ток что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Кто убивает уникальное озеро Большое Токо: Мечел, МШСС или оба сразу? (ВИДЕО)

Токо
В феврале этого года в Якутском заповеднике «Большое Токо» утопили тяжелый бульдозер типа Caterpillar или Komatsu.

Бульдозер пытались вытащить зимой с помощью водолазов — не получилось. Когда лед сошел, совершили еще одну попытку вытащить тяжелую технику, но тросы оборвались и 50-тонная махина ушла еще глубже, где и лежит до сих пор.

Что такое утопить тяжелый бульдозер? Это означает – выпустить в озеро больше тонны солярки, ГСМ и технических жидкостей. А это самая настоящая экологическая катастрофа!

Когда в 90-х годах в одном из озер утопили танкетку, в которой всего 200 литров топлива — рыбы не было почти 10 лет.

Газета-

Куда смотрят экологические надзорные службы, спросите вы? Они отчаянно покрывают это экологическое преступление! В апреле месяце в интервью местной городской газете было два официальных, но откровенно лживых объяснения.

Константин Ушницкий, зам.начальника экологического надзора Министерства охраны природы РС(Я):
— Мы опровергаем слухи об утоплении бульдозера в озере Большое Токо. В феврале этого года с инспекцией на озеро выезжал наш сотрудник, который обнаружил на берегу бульдозерную технику, по гусеницы стоявшую в воде.

Станислав Будуев, председатель Нерюнгринского комитета охраны природы:
— О том, что в феврале в Большое Токо провалился бульдозер, нам сообщили только на прошлой неделе. Мы не склонны полностью доверять этой информации, однако обязательно ее проверим. На мой взгляд, скорее всего речь идет о той самой тяжелой технике, которую обнаружили на берегу озера в феврале. Бульдозер оказался в наледи, но на сам лед не выезжал.

Ответ-охраны-природы-393

Но позже, в ответ на мой депутатский запрос, Станиславу БУДУЕВУ пришлось опровергнуть самого себя и признать, что бульдозер ЗАО «МШСС» все-таки прошел на территорию ООПТ (особо охраняемые природные территории), а в устной беседе подтвердил, что бульдозер до сих пор находится на дне озера.

Читайте также:  При каком токе нужно заряжать аккумулятор 75 ампер

Что делала мощная техника в заповеднике – документальных данных пока нет. Однако, надежные источники утверждают, что на берегу озера строится коттедж для отдыха руководства Мечела. Разумеется, нет никаких разрешительных документов. Да и зачем они, если с даже с республиканским руководством охраны природы всегда можно договориться о том, что они не будут замечать стройку.

На видео: оз. Большое Токо, водолаз идет под воду обследовать затонувший бульдозер.

PS Делегация ученых российско-германской экспедиции «Якутия-2013» провела исследования на озере Большое Токо. Ученые убеждены, что мир ожидают сенсационные результаты.

«Мы очень благодарны университету за поддержку, – обратился к ректору вуза профессор Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вагнера Бернхард Дикманн. – В наших многолетних исследованиях Восточной Сибири озеро Большое Токо является, несомненно, одним из самых важных объектов для изучения. Большое Токо – жемчужина, сохранившаяся в природе в единственном экземпляре. Озеро уникально тем, существовало еще во время ледникового периода, сохранив в себе «исторический архив»: по анализу воды, донным отложениям можно будет рассказать о природных условиях голоцена и развитии климатической системы Арктики».

Ученые рассказали, что давно мечтали о такой экспедиции и очень рады ее результатам. Участниками проделан огромный объем работы. Исследования собранных материалов будут проводить обе стороны – якутская и немецкая. Первые результаты будут озвучены к концу 2013 года и найдут отражение в международных научных журналах.

Бернхард Дикманн выразил опасения по поводу будущего уникального озера – сейчас оно находится в центре угольных разработок Эльгинского месторождения. В случае территориального развития добычи угля водоем будет сильно загрязнен.

Источник

odynokiy

Дороги.

Озеро Большое Токо. Предисловие.

0_437f2_5f849dac_orig[1]

Фото Ирины Карман.

Бол.Токо

Большое Токо является самым крупным озером в пределах Станового хребта с площадью зеркала 82,6 км² и представляет собой тектоническую впадину, обработанную ледником. Имеет форму округлого, вытянутого в северном направлении водоема с небольшими заливами ледникового про­ис­хож­де­ния. Озеро расположено на Токинском плато с абсолютными высотами 950−1100 м и общей площадью более 10 тыс. км², с координатами 57° 20′ северной широты и 132° 40′ восточной долготы. Плато, называемое также Токинской котловиной, с юга и юго-востока окаймляется хребтом Токинский становик, на севере — Нижне-Гонамским, на западе — Нинганским, а на востоке — Учуро-Идюмским хребтом. Озеро находится на юге котловины и ограничено системой валов конечных морен, являющихся резуль­татом активной деятельности ледников четвертичного периода, спускавшихся со склонов Станового хребта в эпохи оледенений. Комплекс образующих побережье морен возвышается над уровнем озера на высоту до 100 м и достигает ширины 2-3 км. С внешней стороны этот комплекс представлен крутым конечно­моренным валом, с грядами высотой до 10-15 м. Гряды сложены из крупных окатанных валунов и необработанных ледником каменных глыб. На удалении два километра в южном направлении располагается озеро Малое Токо (площадь 2,5 км²), которое соединено протокой с единственным значимым притоком озера Большое Токо — рекой Утук. Весь сток про­исходит через реку Мулам, левый приток Идюма.

Высота уреза воды, равная 903 м, соответ­ствует пере­ходной зоне от горных средне­таежных лесов к зоне лесо­тундровых лесов. Озеро находится в области распространенной вечной мерзлоты, толщина которой в этой местности достигает 30 м, глубина зимнего промерзания и оттаивания колеблется от 0,3 до 4 м. Продолжительность зимы в районе составляет 7/7,5 месяцев, средняя температура — −30°С/-32°С. Максимум осадков приходится на летний период, средняя температура календарного лета — +17°С/+19°С. Область озера сейсмоактивна, сильные землетрясения в районе, возможно, были связаны с развитием и таянием лед­ник­ов в периоды оледенений. В четвертичный период в окрестностях озера, возможно, также имели место вулканические или крупные гео­термаль­ные извержения.

Побережье покрыто лиственничным лесом, в котором встречается лось, дикий олень, бурый медведь, соболь, птицы и водоплавающая дичь. В озере водится таймень, ленок, хариус, сиг, окунь и щука. По причине большой глубины водоема, его вода отличается высокой прозрачностью.

Источник



Озеро Большое Токо (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край)

Области и города

Саха /Якутия/ Респ

Хабаровский край

Озеро Большое Токо расположено в юго-восточной части Республики Саха (Якутия), на границе с Хабаровским краем. Это малонаселенный и труднодоступный район Якутии. Добраться до озера можно на авиатранспорте, заброска вертолетом осуществляется из поселка Чульман или из села Бомнак. Также возможны варианты заброски на вездеходном транспорте от станции Улак через Эльгинское каменноугольное месторождение. На восточном берегу озера (это уже Хабаровский край) находится база отдыха. Территория озера входит в государственный заказник «Большое Токо», в связи с эти имеются ограничения.

Рыбопромысловые характеристики

Площадь этого водоема около 82,6 км. кв., а максимальная глубина достигает 80 м. Прозрачные и холодные воды этого озера богаты разнообразной рыбой. Здесь можно поймать трофейную щуку весом до 5 кг, в изобилии ловятся окуни и плотва. Ну и конечно, рыбалка на озере Большое Токо не обойдется без ловли хариуса. Лучшие места для лова рыбы, которые следует обследовать в первую очередь – это места впадения в озеро рек и речушек.

Природные характеристики озера Большое Токо

Лето в окрестностях озера теплое, со средними температурами воздуха плюс 17-20 градусов. В ветреную погоду на озере бывают высокие волны. Зима в районе озера суровая, со средней температурой минус 30-34 градусов. Лед на озере стоит с середины октября до апреля Берега пологие, поросшие таежной растительностью. Охота на озере Большое Токо возможна на бурого медведя, лося, оленя, соболя.

В окрестностях озера Большое Токо обитают: бурый медведь, лось, дикий олень, соболь, заяц, лиса, глухарь, рябчик, куропатка, утка, гусь.

В озере Большое Токо обитают рыбы: елец, ленок, окунь, плотва, сиг-пыжьян, таймень, хариус, щука.

Источник