Меню

Порой наших внутренних регуляторов бывает недостаточно чтобы вести себя

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 10. Свобода и ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Свобода и ответственность в деятельности человека
  2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  3. Свобода как осознанная необходимость.

Глоссарий по теме

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ключевые слова

Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира — свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы — свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности — внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Читайте также:  Основным регулятором общественных отношений является

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности — неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.

Варианты ответов: взглядов, действий, свобод;

Источник



Внутренние ограничения – препятствия, которые мы ставим себе сами

Нет ничего более неловкого, чем видеть, как кто-то делает то, что ты считал невозможным… ?

Внутренние ограничения

Доброго времени суток, друзья!

Тема у нас сегодня интересная и, я надеюсь, для многих из вас она будет полезна. Я хочу поговорить с вами про внутренние ограничения. Я имею в виду те установки и наши представления о себе, которыми мы довольно часто ставим себе рамки, ограничивающие наше развитие. Не задумывались о таком? А ведь это чрезвычайно распространённое явление!

Откуда берутся внутренние ограничения?

Чаще всего всё идёт из детства. Дети чрезвычайно впечатлительные и чувствительные создания. Если взрослый человек может выбирать верить или не верить в то, что ему говорят (и то не всегда – порой эти слова «застревают» в подсознании и оттуда влияют на нашу жизнь), то ребёнок верит во всё. И особенно в то, что говорят о нём взрослые. А взрослые нередко не отслеживают свои слова или попросту не понимают, как они могут подействовать на самооценку и мироощущение ребёнка.

А на самом деле воздействие может быть просто колоссальным! Я всегда вспоминаю историю о матери Томаса Эдисона. Кратко перескажу для тех, кто не знает.

Томас Эдисон очень плохо учился в школе. Настолько плохо, что все учителя считали его безнадёжным. И вот однажды он пришёл домой из школы и отдал матери письмо от директора. Женщина вскрыла письмо, прочитала его и расплакалась. Юный Томас обеспокоено спросил мать, что написано в письме и почему она плачет. На это она ответила, что плачет от радости и зачитала ему письмо: «Ваш сын – гений. В нашей школе нет учителей, способных учить его. Поэтому учите его дома сами.»

Внутренние ограничения

Прошло много лет. Томас Эдисон был уже знаменитым на весь мир учёным. Его мать давно умерла. И вот как-то раз, разбирая семейные архивы, он наткнулся на то самое письмо из школы. Он развернул его и прочитал: «Ваш сын – умственно отсталый. Он не может учиться в школе с другими детьми. Поэтому учите его дома сами.»

Эдисон рыдал несколько часов, а после написал в своём дневнике, что именно благодаря своей матери он стал одним из величайших гениев своего столетия.

Мать Эдисона была мудрой женщиной, она сделала так, чтобы её сын сам был уверен в том, что он гений. Она смогла закрепить это убеждение в нём, и далее убеждение уже работало на него.

Внутренние ограничения

Но ведь точно так же работают и негативные убеждения, которые могут возникнуть у ребёнка от слов учителя или родителей. И эти убеждения являются внутренними ограничителями, которые не дают человеку развиваться не потому, что у него нет способностей или внутренних ресурсов для этого, а потому что он сам убеждён в том, что ему это не дано, что он не сможет, не способен.

Мы способны на гораздо большее, чем думаем сами!

Внутренние ограничения могут возникать не только в детстве. Они появляются в любом возрасте, если человек впускает в себя ограничивающие убеждения.

Учёные уже давно доказали, что на самом деле человек способен очень и очень на многое, причём как физически, так и ментально. Но существующие в нас внутренние ограничения попросту не дают нам поверить в это настолько, чтобы мы смогли это сделать. Тут я снова хочу вам привести в пример историю о том, насколько велики возможности человека.

Однажды один мужчина чинил машину недалеко от своего дома. Он лежал под машиной, которая стояла на домкрате. И вдруг домкрат сломался и машина придавила мужчину. Его мать, которая была неподалёку, подбежала и подняла машину, позволив мужчине выбраться из-под неё. Что интересно, когда всё закончилось, женщина совершенно не помнила, что произошло. Она не верила, когда ей говорили, что именно она сделала. Но были свидетели – двое соседей, которые своими глазами видели всё это!

Читайте также:  Фильтр регулятор с лубрикатором

Этот случай показывает нам, насколько возможности человека больше, чем принято считать. Но именно это «принято» и ограничивает их теми рамками, к которым мы все привыкли. И поэтому у этой женщины не осталось воспоминаний о совершённом ею поступке – её мозг просто отказался воспринять информацию, не совместимую с теми базовыми представлениями о мире и о себе, которые у неё имелись.

Давайте убирать внутренние ограничения!

Я сейчас не буду призывать всех разрушать рамки и становиться суперменами. ? Всё равно это не получится. Я хочу поговорить о тех ограничениях, которые мешают нам получать в жизни то, чего мы хотим.

Внутренние ограничения

Я думаю, вы сами легко вспомните такие вот «правила», которые вы в какой-то момент своей жизни сочли верными, согласились с ними и приняли их в свою картину мира. Ну например «Приличные девушки первыми не знакомятся!» – скольких барышень это убеждение заставляло страдать и рыдать в подушку, когда более активные и смелые (а главное, не обременённые данным ограничением) подруги строили своё счастье сами.

«Я не умею ладить с людьми!», «У меня совсем нет способностей к предпринимательству!», «Мне не дано…», «Я совершенно бездарен в …» и так далее. И исходя из этих убеждений люди строят свою жизнь.

Но давайте-ка на минутку остановимся и спросим себя: «А ПОЧЕМУ я так решил?» Обычно после такого вопроса люди впадают в ступор, потому что, просмотрев свою жизнь, они понимают, что по-настоящему веских причин так считать у них и нет! Ну например, вы убеждены, что не способны создать свой бизнес. Почему вы так думаете? Вы уже пробовали раз 20-30, прилагая все силы и таланты, и у вас ничего не получилось? Или вы просто-напросто решили, что недостаточно умны, талантливы и хороши для этого? Опять же – на каком основании?

Внутренние ограничения

А всё просто – когда-то вы приняли для себя, как аксиому, это убеждение. Может быть, согласились с кем-то, кто с умным видом сказал вам, что «бизнес – это не для нас, пусть этим вон молодёжь пробивная занимается!». А может, наслушавшись о трудностях собственного бизнеса, сами решили, что не справитесь с этим.

И вот теперь получается, что вы поставили себе «забор», перекрывающий вам путь развития в эту сторону. И вы маетесь на двух или трёх работах, пытаясь заработать на жизнь, но при этом даже думать не смеете, чтобы создать собственный бизнес, используя свои таланты и способности. Конечно, у вас же на этот путь развития поставлено внутреннее ограничение – «Не моё!».

Вы завистливо вздыхаете, глядя на знакомых, получающих прибыль от своего бизнеса и недоумеваете, КАК же они-то смогли, ведь они не так хорошо образованы, не так талантливы, как вы. Может у них есть какая-то «предпринимательская жилка», которой нет у вас? Да нет, просто у них нет внутренних ограничений, которые есть у вас.

Как избавиться от внутренних ограничений?

Тут нет ничего лучше практики. Просто берите и пробуйте делать то, что, как вы думаете, вам «не дано».

Чуть больше года назад я была твёрдо убеждена, что создать свой сайт, писать на него статьи, самой делать дизайн, баннеры и т.д. я не смогу никогда в жизни! Почему? Ну «не дано» же! Я уверена была, что такое мне точно не по плечу, поэтому даже возможности попробовать не рассматривала в принципе. Ну что же, результат удаления этого убеждения вы видите перед собой в данный момент! ?

Внутренние ограничения

Убирать внутренние ограничения весьма интересно. Сначала требуется приложить массу усилий, чтобы сподвигнуть себя выйти за привычные рамки и попробовать то, что вы считали для себя невозможным. Вы начинаете идти шаг за шагом и вдруг понимаете, что у вас что-то получается! Вы УЖЕ делаете то, что ещё вчера в вашем восприятии мира было обозначено табличкой «Невозможно для меня!».

Этот опыт важен не только для поднятия самооценки и расширения вашей зоны комфорта. Самое главное – он даёт вам очень важное осознание: «Возможно даже то, что сейчас кажется невозможным!». Вы начинаете понимать, что те стены внутренних ограничений, которые вы выстроили себе, на самом деле не столь неприступны.

Поверьте, даже небольшой опыт «выхода за рамки» даёт такой заряд позитива и веры в себя, что хватает надолго! Пробуйте, друзья мои! Наверняка у каждого из вас имеются подобные внутренние ограничения, не пускающие вас к вашей Мечте. Начните их убирать. Постепенно, одно за другим. И увидите, что произойдёт! ?

Источник

8 способов заставить уважать себя на рабочем месте

Елена Никитина 29 июля, 2020
Конечно же, в первую очередь в коллективе мы ценны как специалисты. Только вот, несмотря на многочисленные заслуги и высокую должность, отношение к тебе может испортиться из-за банальной неряшливости, фамильярности, пренебрежения к общению с коллегами и т. д.

Читайте также:  Регулятор мощного коллекторного двигателя постоянного тока

Причин, почему тебя не уважают коллеги, может быть много. А ведь работа — это место, в котором мы проводим большую часть своего времени, и нам хочется чувствовать себя как минимум комфортно. Как научиться ладить с коллегами и даже заслужить их уважение — полное руководство в следующих пунктах.

1. Следи за манерой общения

Это первостепенная задача любого человека, который работает в коллективе. Каким бы хорошим специалистом ты ни был, неумение общаться с окружающими обесценивает тебя. Если ты избегаешь разговоров с коллегами, в момент, когда тебе что-то рассказывают, отвлекаешься на работу, используешь в речи много слов-паразитов и не умеешь поддержать беседу — неудивительно, что к тебе относятся «прохладно». Коллеги — это люди, с которыми ты по иронии судьбы видишься гораздо чаще, чем с родными и друзьями. Так делай эти встречи приятными для всех вас.

Улыбайся, интересуйся состоянием их дел, постарайся узнать, кто и чем увлекается. Если тебя зовут посидеть где-нибудь после работы — не отказывайся. Это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать себя комфортно на рабочем месте. В общем, прокачивай навыки общения и будь чуточку приветливее и дружелюбнее.

2. Старайся быть отзывчивым

Больше всего людей бесит равнодушие к их проблемам. Так что, чтобы заслужить уважение коллег, тебе придется быть более отзывчивым. Никаких «обратись к кому-нибудь другому» или «я слишком занят» — найди минутку, чтобы выслушать человека и дать ему совет. Будь внимателен к просьбам других, и это стопроцентно окупится.

3. Всегда помни о цифровом этикете

Зависаешь в телефоне, в то время когда к тебе обращаются с просьбой? Прерываешь встречу из-за внезапного звонка? Молчишь в рабочем чате, когда тебя о чём-либо спрашивают? Это неуважение, и карается оно ответным неуважением со стороны коллег или, того хуже, начальства.

4. Не сокращай дистанцию

Да, работа — это второй дом, но всё же не спеши переносить свои домашние привычки на рабочее место. Не будь неряхой, не чавкай за обедом, не ковыряйся при коллегах зубочисткой во рту, не нагружай окружающих рассказами о своей семье и своих проблемах.

Поверь, это неинтересно, даже если коллеги реагируют на такие беседы (монологи) с притворной вежливостью. Работа объединяет вас всех, но не стоит вести себя так, будто ты дома. Не сокращай дистанцию: многие твои привычки отталкивают.

5. Не поддавайся на провокации

Практически в любом коллективе есть те, кто любит устраивать скандалы на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Такой тип людей называют пассивно-агрессивным. К примеру, ты можешь разговаривать с коллегой, пытаясь убедить его в чём-либо, а он лишь сохраняет режим непробиваемости (начинает переспрашивать тебя, задавать глупые вопросы, усложнять диалог). Конечно же, это тебя раздражает, и ты теряешь контроль над собой, понимая, что вот-вот скажешь ему что-то резкое. Но в такой момент в скандале будешь обвинен ты, ведь твой собеседник не хотел ничего плохого. Он просто уточнил, а ты взорвался.

Разумеется, доказать, что тебя спровоцировали, не так-то просто. Поэтому вот тебе совет: любой ценой сохраняй невозмутимость. В таком диалоге от тебя ждут не участия, а негативных эмоций — так не давай окружающим повода решить, что ты агрессор, а твой собеседник — святой человек.

6. Цени возможность работы в команде

Любые успехи, которых вы добиваетесь командой, — это ваш коллективный результат. Так же как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о вашем неумении договориться и вашей безответственности.

Не будь индивидуальным игроком. Не перетягивай на себя внимание в случае победы и не пытайся уклониться от ответственности в случае поражения.

7. Адекватно реагируй на критику

Если тебя критикуют — это не значит, что тебя хотят задеть. Критика — это хорошо, особенно когда ты адекватно ее воспринимаешь. Это значит, что ты можешь исправить все свои косяки и недостатки и использовать критику как пинок для роста.

Согласись, гораздо комфортнее работать в коллективе, который может указать тебе на твои ошибки или просчеты, нежели быть окруженным коллегами, которые притворно улыбаются тебе в лицо, а за спиной обсуждают твою работу.

8. Имей свое мнение

Старайся отстаивать свою позицию и убеждения в важных вопросах, но делай это не агрессивно, а вежливо и аргументированно. Тебе нужно уважать чужое мнение, при этом не отказываясь от своего. Так твои коллеги поймут, что тобой не так-то просто манипулировать.

К человеку, которым можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением. А если ты еще не до конца определился со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.

Источник