Меню

Право как регуляторы человеческого поведения

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права

Термин «регулирование» означает определять поведение людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные регуляторы

Нормативный регулятор общественных отношений — система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений. К таким регуляторам можно отнести право, мораль, обычаи, традиции, религию.

Регулирование может осуществляться тремя способами:

1) Побуждение – воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию.

2) Понуждение – социально необходимое поведение достигается через стимулирование

3) Принуждение – социально необходимое поведение достигается возможностью применения насилия, физического или морального страдания.

Ненормативные регуляторы – ценностный, директивный, информационный.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в культуре общества и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах его развития.

Директивный регулятор – это способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, направленных на решение какой-либо задачи.

Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью СМИ.

Право – это нормативный регулятор общественных отношений, который обладает следующими признаками.

1) Нормативность. Правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны (наиболее устойчивостью), характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

В отличие от морали и других социальных норм нормы права носят предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что если право предоставляет одному человеку возможность поступать определенным образом, то одновременно у других лиц возникает соответствующая обязанность. В этом смысле право предоставляет одному меру свободы, а у другого свободу ограничивает.

2 ) Общеобязательность права. Она означает, что правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве.

3) Государственная обеспеченность. Право – это система норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство может применять меры принуждения в случае нарушения правовых норм.

4) Системность права. Право – упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Нормы выполняют регулятивную роль только во взаимосвязи друг с другом.

5) Формальная определенность. Она означает следующее: а) нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем и содержание прав и обязанностей; б) нормы права имеют документальную или иную внешнюю форму выражения.

Сущность и содержание права

В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.

1) Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя методы принуждения и подавления.

2) Право – это средство достижения компромисса, средство согласия, взаимных уступок, это механизм управления делами всего общества. В интересах всего общества право обеспечивает внешний и внутренний мир, создает условия для развития культуры, экономики, науки и т.п.

Оба подхода по отдельности однобоки, поскольку не учитывают объективной реальности. В праве присутствует одновременно и классовое и общесоциальное. Так, с самого начала социальной дифференциации, т.е. с разделения общества на классы всегда обозначался класс, занятый хозяйственной, производительной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Следовательно, условием существования общества является создание и сохранение условий для хозяйственной деятельности производящих классов. Такие условия закрепляются правом, действующим одновременно и в интересах определенной социальной группы и в интересах всего общества. В то же время для обеспечения согласия и отсутствия конфликтов между разными социальными группами (классами) праву надлежит найти и закрепить компромисс.

С учетом этого Р.З.Лившиц определил сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, и согласии и снятии общественных противоречий. Иными словами, сущность права отождествляется с правопорядком.

В.И. Червонюк, основываясь на высказываниях Ж.Ж.Руссо о том, что право заключает в себе общую волю, определил сущность права следующим образом. Сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов и отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженную в законе или иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.

Источник



Читайте также:  Право отличается от других социальных регуляторов тем что оно

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права

date image2015-01-07
views image8632

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей.

Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

Исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти.

Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

Властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Источник

28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права

В любом обществе исторически складываются и действует система соц. регуляторов, которые в совок-ти оказывают воздействие на развитие общ. отношений, на поведение людей. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные соц. регуляторы. К нормативному относится регулир-е посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общ. отношений.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент. К специфич. норм. регуляторам относятся религ. нормы.

Аристотель: «право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политического общения»; Сократ и Платон исходили из совпадения справедливого и законного; Цицерон — в основе права лежит присущая его природе справедливость.

Особенности права как нормативного регулятора

Право относится к соц. нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем соц. нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обяз-ти субъектов правового общения, а также меры юр. отв-ти за их нарушение.

Читайте также:  Регулятор яркости светильника сенсорный

Нормы права в отличие от других соц. норм имеют дифференцир. внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституц. нормы занимают самое высокое положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.

Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании люде и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливое должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства. Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрыта его творческих возможностей.

Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д.

Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

Право хар-ся связью с гос-вом, что делает его общеобяз., и возможностью применить гос. принуждение или иные меры гос. воздействия для обеспечения действия права.

Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уг., гражд., адм. процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и

др. Сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Сложилось два главных подхода к определению сущности права. (Морозова)

Право выражает волю экономически господств. класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а нац. интересы — над общечел. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для маркс. науки, которая рассматривает право как соц.-классовый регулятор общ. отнош-й.

Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким обр., в юр. науке сложилось мнение о двойственном хар-ре сущности права. С одной стор., право выра­жает волю господств. класса на гос. уровне. Оно инструмент не только полит. господства, но одновременно и общесоц. рег-я, т.к. обеспечивает функц-е общества как единого соц. организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как соц. регулятор обеспечивает порядок в общ. отнош-ях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедл-ти, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам.

Поэтому проф. Лифшиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общ. отнош-й. Таким обр., сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права предст. собой нормат. форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос. принуждением. Отсюда сущностными кач-ми права явл. нормативность, стабильность и авторитетность.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

Читайте также:  Регулятор громкости для jlh

Признаки характеризуют право как понятие; Свойства характеризуют право как реальное явление. Признаки права это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.

Право система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Свойства (признаки) права:

Нормативность право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность «будущего».

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

^ обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению

обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);

^ в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается

наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).

4. Формальная определенность правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:

^ в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных

решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел; У в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо

текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

5. Системность право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);

позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);

субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).

Сущность главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и

назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает).

Марксистская наука — право — социально-классовый регулятор общественный отношений — классовые интересы

господствуют над общенародными; методы принуждения, насилия, подавления; Право — механизм управления делами общества — методы компромисса и согласия; В реальной жизни — право выражает волю того класса, который находится у власти; является инструментом

социального регулирования, обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

Источник