Меню

Право как социальный регулятор составить 2 предложения

Право 10 класс. Тренировочные задания формата ЕГЭ. Понятие права. Система права. Источники права.

Право 10 класс. Тренировочные задания формата ЕГЭ. Тема: Понятие права. Система права. Источники права.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m19fe128b.png

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

классификация правовых норм, материальное право, процессуальное право управомочивающие нормы, обязывающие нормы.

Ответ: классификация правовых норм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух , относятся к принципам права современных правовых систем.

1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m33c30e1c.png

5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Конституция РФ, общефедеральные законы, федеральные конституционные законы, нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

Ответ: нормативно-правовые акты

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к источникам права .

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_1ec8c3b5.png

8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

норма права, нормативный правовой акт, судебный прецедент, источник права, система права.

Ответ: система права

9. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух , относятся к источникам права .

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

10. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

11. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Гражданское право — это отрасль права ***(А), нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.*** (Б) гражданского права являются физические лица, ***(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения ***(Г): отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т.д. Основными ***(Д) гражданского права являются ***(Е), Гражданский кодекс РФ, другие законы, например, Закон РФ «О защите прав потребителей».

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс РФ

6) юридические лица

13. Найдите в приведенном ниже списке источники права, относящиеся к отраслям частного права.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовой кодекс РФ

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ

3) Кодекс РФ об административных правонарушениях

4) Земельный кодекс РФ

5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

6) Семейный кодекс РФ

14. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

15. Найдите в приведённом списке черты, отличающие нормы морали от норм права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закреплены в формальных актах

2) носят неформальный характер

3) обеспечены государственным принуждением

4) соответствуют представлениям о добре и зле

5) обеспечиваются общественным мнением

Ответ : 245

16. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

2) Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

3) Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

4) Законы подписываются Президентом РФ.

5) Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

6) Федеральные законы подписываются председателем Конституционного суда РФ.

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ***(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируют его ***(Б). Административное право обеспечивает правовую ***(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ***(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных ***(Д), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ***(Е) и актов правосудия.

18. Найдите в приведённом ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право

2) гражданское право

3) семейное право

4) экологическое право

5) финансовое право

6) трудовое право

19. Найдите в приведённом ниже списке примеры гражданского правонарушения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентов в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

20. Установите соответствие между проступками и отраслью права, регулирующей данное правоотношение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

21. Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Нормативный правовой акт — правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным ***(А) государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования ***(Б). Нормативные правовые акты принято разделять на два вида: законы и ***(В). Основанием такой классификации служит ***(Г) нормативного правового акта. Установлена строгая система соподчинения — ***(Д) нормативных правовых актов. Ни один нормативный правовой акт, принимаемый в Российской Федерации, не может противоречить ***(Е)».

23. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

Читайте также:  Схема подключения реле регулятора 3702000

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

6) Закон «Об образовании»

24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституционное право является основной ***(А) права любого современного государства, поскольку представляет собой совокупность юридических норм, определяющих форму правления, ***(Б) устройства, структуру ***(В), права и обязанности граждан. Основным ***(Г) конституционного права России является Конституция РФ 1993 года. Россия провозглашена ***(Д) федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ***(Е) России».

1) государственная власть

2) многонациональный народ

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В части 1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в ч. 2 той же статьи указывается, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

21. Что понимается под обратной силой закона?

22. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

23. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

24. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мнение об ограничении применения обратной силы закона, а также предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия.

1. Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

2. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Гражданин был осужден за совершение преступления, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Через два месяца вступает в силу закон, смягчающий наказание за данный вид преступлений до двух лет. Данный закон улучшает положение осужденного, поэтому решение суда будет изменено в соответствии с новым законом в пользу осужденного.

Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

Я считаю, что принцип «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» является проявлением гуманности современного права. Общество является динамической системой, постоянно развивающейся и совершенствующейся, и законодательство не стоит на месте, развивается вместе с ним. Человек не должен страдать от этих перемен, даже если он совершил в жизни ошибку.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право как социальный регулятор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаке права как социального регулятора, и одно предложение, раскрывающее любую функцию права.

25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Право как социальный регулятор — это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства»;

2) могут быть приведены следующие предложения:

— «С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества»;

— «Право должно одинаково защищать и оберегать интересы всех членов общества».

26. Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

26. В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) проведение выборов в Государственную думу РФ;

2) организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации;

3) наделение главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента.

27. Подтвердите или опровергните следующую точку зрения: «Правовой обычай является наиболее эффективным по сравнению с другими источниками права, поскольку в большинстве случаев исполняется добровольно, так как основан на привычках». Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

В случае согласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— возникает «снизу», а не «сверху», а поэтому способен полнее, нежели другие источники права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком.

В случае несогласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется.

Могут быть приведены другие аргументы

28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Нормативно-правовой акт и законотворческий процесс в РФ».

28.Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Определение нормативно-правового акта как источника права.

2) Типы нормативных актов:

а) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);

б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

3) Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу;

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом.

4) Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) и др.

5) Стадии законотворческого процесса в РФ:

а) законодательная инициатива;

б) обсуждение законопроекта;

в) принятие законопроекта;

г) утверждение законопроекта;

д) промульгация (подписание и опубликование) закона.

6) Роль и значение нормативно-правовых актов в российском праве.

Источник



Право как социальный регулятор составить 2 предложения

Привлекая знания обществоведческого курса, раскройте смысл понятия «право как социальный регулятор». Напишите два предложения, раскрывающих смысл понятия.

Право как социальный регулятор — это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, — с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

Читайте также:  Распиновка разъема регулятора генератор

Правильный ответ должен содержать два предложения, раскрывающие смысл понятия, например:

1) право как социальный регулятор — это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства;

2) с помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества.

Могут быть даны иные верные определения, предложения.

Источник

Право как социальный регулятор это прежде всего инструментальная ценность, т е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающе

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Право как социальный регулятор – это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, – с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

Назовите две ценности, которыми, по мнению автора, обладает право.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы ценности:

Названы две ценности

Названа одна ценность

Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть названы свойства:

обеспечивает функционирование других социальных институтов;

способствует социальной свободе;

способно обеспечить активность людей;

способствует согласованию воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

Названы три свойства

Названы два свойства

Названо одно свойство,

ИЛИ ответ неправильный

Автор утверждает, что «даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти оно все же представляет собой социально ценное явление». Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть приведены аргументы:

ограничивая социальную свободу и активность людей, право не позволяет им перерасти в произвол;

в праве социальная свобода и активность отражают единство свободы и ответственности;

способствует согласованию воли и интересов различных слоев населения, социальных групп;

в праве социальная свобода и активность существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три аргумента

Приведены два аргумента

Приведен один аргумент

Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть приведены аргументы:

уровень цивилизации определяет степень развития культуры, представления о человеке, его месте в мире и, тем самым, определяет характер ценностей, что также находит отражение в правовых нормах;

поскольку законы издает государство, то от характера политического режима зависит уровень прав и свобод, предоставляемых гражданам, степень их участия в управлении государством;

уровень экономического развития страны, степень развития рынка товаров и услуг требует закрепления в правовых нормах необходимой степени свободы для активной деятельности, защиты частной собственности.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три аргумента

Приведены два аргумента

Приведен один аргумент

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «интеллект»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ должен содержать в себе позиции:

Раскрыт смысл понятия, например:

Под «интеллектом» ученые понимают совокупность умственных способностей человека и умение проявлять их в конкретных жизненных обстоятельствах.

Составлены предложения, например:

– Интеллект позволяет осмысливать и познавать человеку окружающий его мир, свое место в мире и свое собственное внутреннее «Я».

– Развитый интеллект позволяет человеку спокойнее и увереннее ориентироваться в социальном окружении, адаптироваться к новым условиям.

Могут быть приведены и иные предложения

Указания к оцениванию

Раскрыт смысл понятия и приведены два предложения

Раскрыт смысл понятия и приведено одно предложение ИЛИ смысл понятия не раскрыт, приведены два предложения, свидетельствующие о том, что учащийся понимает смысл понятия.

Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведено одно предложение ИЛИ ответ неправильный

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ может содержать, например, следующие позиции:

политические партии современной России проводят активные кампании по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в результате чего по итогам подсчета голосов формируются партийные фракции (это является примером воплощения притязаний политических партий на власть);

лидеры политических партий через СМИ регулярно обращаются к потенциальным избирателям, проводят встречи с населением, разъясняя свои подходы к решению насущных социальных проблем (мобилизуют определенный сектор электората);

участвуя в деятельности партий, граждане выражают свое отношение к существующему политическому строю, проводимой государством политике (партии осуществляют посредническую функцию);

многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике (осуществляют политическую социализацию молодежи).

Возможны иные имеющие основание позиции.

Раскрыты на примере(-ах) три функции политических партий

Раскрыты на примере(-ах) две функции политических партий

Раскрыта на примере одна функция политических партий

Приведен(-ы) пример(-ы) без указания функций,

ИЛИ перечислены функции без примеров,

Читайте также:  Регулятор давления топлива двигателя лада калина

ИЛИ ответ неправильный

В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице:

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Число ответивших (в %)

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.

Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего.

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны содержаться следующие позиции:

сделан вывод , допустим: россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это им дается нелегко.

приведены три обоснования , например:

только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за 3 года их число немного сократилось);

немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего;

доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилось на 6%.

Может быть сделан другой вывод и приведены другие обоснования.

Сделан вывод, и приведены три обоснования

Сделан вывод, и приведены два обоснования

Сделан вывод, и приведено одно обоснование,

ИЛИ сделан вывод без обоснования

Приведено любое количество данных из таблицы, но вывод не сделан,

ИЛИ ответ неправильный

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения. Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания.

Смысл высказывания раскрыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют

Смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании. Аргументация отсутствует.

Раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите четыре значения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть указаны следующие значения:

нечто, связанное с религией, церковью;

духовность как способность к творчеству, творчество;

представления о высших целях и смысле человеческой жизни;

представления о нравственном облике личности.

Указаны четыре значения

Указаны два — три значения

Указано одно любое значение,

ИЛИ ответ неправильный

Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель и какой результат духовной деятельности он указывает?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

объяснена связь социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон созидательной деятельности;

указана цель духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»;

указан результат духовной деятельности: духовные ценности.

В ответе присутствуют три элемента

В ответе присутствуют любые два элемента

В ответе присутствует один любой элемент,

ИЛИ ответ неправильный

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие отношение указанных профессий к духовной деятельности, допустим:

преподаватель биологии объединил ребят, помог им создать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка – эта деятельность педагога воспитывала и развивала учеников;

артист, сыгравший роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Ф. М. Достоевского, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман – деятельность артиста в определенной мере изменила зрителей;

проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни;

журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей.

Источник