Меню

Пусковой ток камазовского стартера

Пусковой ток камазовского стартера

посоветуйте по пуско зарядному для уаза, трактора и камаза. на камазе стоят два 190 акб, новые, но на морозе все равно не хватает для заводки, на тракторе 135 стоит, его вообще не хватает, чтоб движок раскрутить, на уазе 90 ампер вроде нормально заводит, но мало ли.. есть знающие люди, какое пуско зарядное лучше, или может кто самодельные умеет делать? какой нужен пусковой ток, чтоб ничего не погарело?

Вот тема, то что вам надо: http://www.forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=142985

А КАМАЗ заводить, если всерьез, то нужно что-то типа: http://www.svarka-duga.ru/products/91/401

а по второй ссылке непонятно, это же сварочный аппарат. кстати завод, где их делают рядом со мной. знаю как то можно переделать его под пуско зарядное, но не знаю как.

Все как раз понятно. Это не сварочный аппарат, сварочный это Дуга-318МА или М1, а если на конце ПЗ — это модификация пускозарядник.

Вообще настоящий пускозарядник, особенно для КАМАЗа, это по сути сварочник и есть, ибо 24 вольта при 300 амперах это как бы показатели сварочника самого натурального. 🙂 Так что нет ничего удивительного, что пускозарядники на базе своих же сварочников завод и выпускает. 🙂

Ну а будет мне хватать 300 ампер для пуска камаза, и если я буду с него уаз заводить, не сожгу проводку? завтра позвоню на завод.

Странные вопросы. Типа «Зачем мне холодильник, если я не курю?». 🙂 Каким образом можно сжечь проводку? 🙂 Тут скорее можно сжечь сам пускозарядник, если он сопливый. 🙂

Но попробую ответить научно: мощность штатного стартера двигателя КАМАЗ-740 составляет 6 кВт, а 24 х 300 = 6,8 кВт мощности, как бы небольшой запасик имеем даже.

Да и чего тут обсуждать, все равно ничего кроме Дуги-318ПЗ с такими характеристиками за такие деньги ничего даже близко нет. Дугой можно КАМАЗ вообще без АКБ завести, поди найди подобное. 🙂

И на завод обязательно позвоните, дело хорошее. 🙂

да я имею ввиду, на уазе стартер не сгорит? ну в целом понятно, это то, что мне нужно. Спасибо!

Как крутить, это же очевидно, тут защиты от дурака в виде того, что ток ограничивается возможностями установленной на автомобиль АКБ, как бы нет, если крутить на замерзшем масле в жуткие минуса по полминуты не отключая, я думаю, что очень большая вероятность, что сгорит. 🙂

А КАМАЗ заводить, если всерьез, то нужно что-то типа: http://www.svarka-duga.ru/products/91/401

http://www.svarka-duga.ru/upload/iblock/269/adugavpz.png
Кстати хорошие сварочники. У нас у пол гаражного кооператива такие, вроде никто не жаловался.Ksenafontov у нас в Туле на пр. Ленина в Сварка-цент продаются. Вам из Суворова 100 км до Тулы и 60 км до Новомосковска можно съездить.

Кстати хорошие сварочники.

Да, неплохие, до появления инверторов были нарасхват, очередь была на заводе, подумать только — всего 42 килограмма или даже 24 кг за МА, и размер с две коробки от ботинок! Это после ТДМ-317 или ТСК-500 казалось нанотехнологией! 🙂 Но — жестковаты, много брызг, крутопадающая ВАХ формируется дросселем и батареей конденсаторов, основной трансформатор — тороид с переключением витков, а вот это плохо, ибо напряжение вместе с током существенно проседает на низких режимах. Опять же однофазная схема включения и выпрямления, хоть и на 380. В поздних Дугах и мост диодный стали из какой-то дряни набирать, медная фольга и сотня диодов Шотки, в Лыткарино чтоль делают. В общем, как сварочник в век инверторов — ерунда, будем честными. 🙂

Ну понятно что не проффесиональный и т.д.

А чего в нем не профессионально? У него ПВ-60% и характеристики вполне приемлемые. Разве я что-то написал о непрофессиональности? Вот сварка заборов по 8 часов в день, это профессиональное использование? Или как вы профессиональность определяете?

Кто нибудь пользовал такой прибор? http://www.vseinstrumenti.ru/silovaya_tehnika/pusko_zaryadnoe_ustrojstvo/pusko-zaryadnye_ustroystva/ranger/quik_start_scd-600/

Написано же — 90 ампер, и 360 ампер «китайских», пиковых, несколько секунд, пока не задымится или защита не отрубит, как бы сравнивать с Дугой, выдающей 300 полновесных честных ампер не стоит. 🙂 Я же говорил, что найти что-то подобное Дуге по характеристикам очень непросто. И недешево! 🙂

Ну цена у этого п.з. не дешевая, 13200 он стоит.

А дешевым КАМАЗ не заведешь, даже и заводка УАЗ под вопросом. 🙂 Дешевое оно же только взбодрить штатный АКБ помогает, а полноценный пускач может заводить вообще без АКБ.

Может такую хрень http://www.profess.ru/products/?prod_id=13117

Там внутри аккумулятор на 17 а/ч от УПСа компьютерного большого, так что подобные устройства можно рекомендовать только для прикуривания мотоциклов. 🙂 Для машин добавочный 17 а/ч аккум это просто смешно. 🙂

А как определить, сколько отматывать? и куда диоды цеплять?

Лучше не надо. Сварочник имеет крутопадающую ВАХ, т.е. на холостом ходу 60-80 вольт, на дуге 25-30, более чем в два раза проседает под нагрузкой, ну сделаешь ты отвод, будет у тебя пока крутишь стартером 12 вольт, а перестал крутить, до 25 скакнуло, тебе не жалко машину? 🙂 Там кардинально нужно сварочник переделывать, да и сварочник на требуемую габаритную мощность это как бы мало у кого в быту есть. 🙂 Такой тогда проще продать и купить готовое, чуток доплатив. 🙂

заказал вот такое вот. http://www.vseinstrumenti.ru/silovaya_tehnika/pusko_zaryadnoe_ustrojstvo/pusko-zaryadnye_ustroystva/ranger/quik_start_scd-600/ придет в субботу, напишу как он в работе.

А чего про него рассказывать. 🙂

Вот аналог Дуги: http://www.vseinstrumenti.ru/silovaya_tehnika/pusko_zaryadnoe_ustrojstvo/dlya_avtohozyajstv/blue_weld/pusko-zaryadnoe_ustroystvo_blue_weld_major_1500_829807/

Ну говорят, что сгорит сразу. я же говорю, мне что нибудь бюджетное надо.

Самое бюджетное — купить просто зарядник за 1000 рублей и ставить АКБ на ночь под заряд. Ну или вообще ничего не покупать, а содержать машину в исправности и если уж совсем дикие морозы уносить АКБ в тепло на ночь. Вот это способы бюджетней некуда. 🙂

Просто либо устройство может запустить машину с севшими в ноль или вообще отсутствующими АКБ — тогда это пускач, либо не может — тогда это НЕ пускач, а просто большой зарядник. Вот и все.

Физически не могу приносить два 190 акб домой. да и тракторный не очень просто вытащить. и не факт, что если он дома простоит, то заведет машину. неужели до 10 000р нельзя купить нормальное пусковое?

Бли-и-ин! Ну если стартер КАМАЗа имеет мощность 6 кВт, что можно сказать? То, что при 24 вольтах нужно устройство которое ПОСТОЯННО, не в импульсе, может отдать хотя бы 250 ампер! 🙂 Потому что 24 х 250 = 6000 ватт, это и есть 6 кВт! 🙂 Все ж просто. 🙂

Мое мнение для большой техники надо не менее 400а ,а лучше больше.

Мудро! Есть ведь еще и «усиленные» стартера, на 7,85 кВт, 8,2 кВт, и даже «северный» на 9,3 кВт! 🙂 На 6 кВт это самый дохлый КАМАЗовский стартер еще! 🙂 Так что 400 ампер х 24 вольта = 8,8 кВт, для мощных стартеров и это на пределе. 🙂

Ну так про который я говорю, он же на 360 А, а почему вы считаете, что он не пойдет?

Потому что он на 90А, там же написано, и 360А это «китайские амперы», пиковая мощность, как на пацанских динамиках для магнитол, напишут «1000 ватт». 🙂 Тот что на честные 250А, даже не на 360А, стоит 55 штук: http://www.vseinstrumenti.ru/silovaya_tehnika/pusko_zaryadnoe_ustrojstvo/dlya_avtohozyajstv/blue_weld/pusko-zaryadnoe_ustroystvo_blue_weld_major_1500_829807/

Ну если не будет работать,буду искать электрика, чтоб переделал на более мощный ампераж. все равно дешевле будет, чем за 14 покупать.

Фига себе. Электрик вам переделает на больший ампераж. А ваш электрик не может мне телевизор 21 дюйм в 50-дюймовую плазму переделать? 🙂

Вопрос к Ударнику на счет ВАХ трансформаторов как сделать более жесткую характеристику?

Магнитопровод перебрать и обмотки намотать одну поверх другой вплотную. Там же болшое магнитное рассеяние у сварочников, вот нужно его сделать маленьким. 🙂

посоветуйте по пуско зарядному для уаза, трактора и камаза. на камазе стоят два 190 акб, новые, но на морозе все равно не хватает для заводки, на тракторе 135 стоит, его вообще не хватает, чтоб движок раскрутить, на уазе 90 ампер вроде нормально заводит, но мало ли.. есть знающие люди, какое пуско зарядное лучше, или может кто самодельные умеет делать? какой нужен пусковой ток, чтоб ничего не погарело?

Можно самодельный сварганить.
Пользую для трактора, в основном зимой «дур машину» типа пуско зарядного. Так как для моего трактора нужен акум ампер на 240-250 а у меня стоит на 140А. Зимой заводить его проблема.
Собрал сам, еще в 90эх тогда готовый проблема была купить, а вот провода наити еще можно было.
Хотя я и долек от электрики. 🙂 Но все же по журналам и книжкам сообразил как и к чему 🙂

Читайте также:  Применение в природе тока в жидкостях

Для сердечника, разобрал статор от электро мотора сам статор из пластин клееных. Набрал нужное сечение намотал первичную обмотку из обычной алюминиевой лапши в изоляций, предварительно плюсом ее обмотал хлопчатобумажной изолентой. По верх вторичную, толстый медный провод в резиновой изоляцией. Типа сварочных проводов. Диодный мост из диодов (точно уже не помню) толи 200А толи на 300А. Ну и мощные провода с едреными крокодилами.
Цепляю его на клеммы аккумулятора, какое то время даю что бы пускачь поработал как зарядное, аккумулятор разогрел. И завожу.

В принципе им можно и аккумуляторы заряжать но только ток зарядки не регулируется как бы постоянный, по этому если оставить на долго то аккумулятор выкипит.

Спасибо. У меня так и сделано вроде. П-образный сердечник на одной стороне первичная обмотка поверх неё вторичная в дополнительным выводом. Надо попробывать ВАХ снять, потеплей будет займусь. Что-то заинтересовало.

А что в таком трансформаторе сварочного? Как, например, регулировать ток? Или это «авторское изделие»? На базе чего-то такого?

Ну раньше другого ничего небыло. Регулирутся переключением выводов первичных обмоток там у меня несколько не помню. Хотя разницы не чувствуеся. Раньше варил тройкой стелаж, можно в принципе. Дугу хреново держит и зажигается вообще плохо, но я говорил там дросселя нету. Но сейчас я им не пользуюсь, т.к давно накупил других сварочников — 3 шт. Но продать Ksenafontovу за 3 тыс. жалко вдруг понадобиться тоже что-нибудь заводить.:p

Короче это обычный трансформатор, ничего в нем сварочного нет и даже дроссель тут вряд-ли чем поможет. 🙂

А весит сколько? Килограмм 20 хоть есть?

Короче это обычный трансформатор, ничего в нем сварочного нет и даже дроссель тут вряд-ли чем поможет. 🙂

А весит сколько? Килограмм 20 хоть есть?
Мне кажеться 30 кг точно. Правда обмотки аллюминий (легче меди). А как ток прикинуть? Может сечение магнитопровода померить?

А как ток прикинуть? Может сечение магнитопровода померить?

Гениально! От этого можно получить габаритную мощность, а там уж и до тока не сложно добраться. С поправкой на обмотки.

Источник

Стартер КаМАЗа: описание, устройство, виды и отзывы

Что привести двигатель в действие, его нужно запустить. Для этого в устройстве автомобиля предусмотрен стартер. КамАЗ Евро-3 тоже им оснащается. Механизм бывает разных типов. Что же, давайте рассмотрим, как устроен стартер КамАЗа, как работает и какие имеет технические характеристики.

Разновидности

Существует несколько типов данных механизмов:

  • Редукторный.
  • Безредукторный.

Стартер КамАЗа относится к первому типу устройств. Данный механизм является наиболее мощным, поскольку здесь передачу крутящего момента с якоря на шестерню осуществляет редуктор. Такие стартеры обладают не только высокой мощностью, но и хорошим пусковым моментом. Также они имеют большой срок эксплуатации. Данные виды стартеров используются на 90 процентах современных автомобилей.

стартер камаза

Что касается безредукторных элементов, они действуют следующим образом. После поступления напряжения на электромагнитный включатель, шестерня бендикса перемещается и зацепляет венец маховика. Ток поступает на якорь. Происходит вращение. Шестерня с валом совмещаются благодаря муфте свободного хода. После успешного запуска двигателя данное соединение ослабляется. Подача тока прекращается, и шестерня возвращается в свое исходное положение. Ввиду низкого КПД и малой ремонтопригодности, безредукторные элементы практически не используются в автомобильной отрасли.

Устройство

Конструктивно стартер КамАЗа представляет собой электрический двигатель с тяговым реле и механическим приводом. Устанавливается данный механизм на картере маховика (находится с левой стороны двигателя). Крепится он на трех болтах со шпильками.

В основе механизма лежит 4-полюсный электродвигатель с последовательным возбуждением. Также в конструкцию стартера входят следующие элементы:

  • Вал привода.
  • Якорь.
  • Задняя и передняя крышка.
  • Коллектор.
  • Щеточный узел.
  • Втягивающее реле стартера КамАЗа.
  • Обмотка возбуждения.

Все это объединено в металлический корпус. Внешне стартер КамАЗа выглядит так, как показано на фото ниже.

стартер камаз цена

Корпус делается из малоуглеродистой стали. Она служит магнитопроводом, где крепятся сердечники. Корпус закрывается крышками. Задняя скрывает щеточный узел. Передняя — механизм привода. Возбуждающая обмотка разделяется на параллельные ветви, в которых используются последовательно-соединенные катушки. В качестве обмотки используется медный провод с прямоугольным сечением. Один его конец подключается к положительным щеткам, а второй – к изолированному выводу корпуса.

втягивающее реле стартера камаз

Все катушки пропитываются специальным лаком и дополнительно оплетаются хлопчатобумажной лентой. Витки изолируются кабельной бумагой.

Якорь

Что касается якоря, в него входят следующие элементы:

  • Вал с корректором.
  • Обмотка.
  • Сердечник.

Последний изготавливается из листов электротехнической стали. Коллектор предназначен для поддержания постоянного крутящего момента. Обмотка – волнового типа. В пазы сердечником укладывают по 2 провода.

реле стартера камаз

Причем их витки изолированы от сердечника. Конец проводов укладывается в прорезь медной пластины коллектора и припаивается.

Щетки

Данный узел обеспечивает подачу напряжения на коллекторные пластины. Щеткодержатели представляют собой диэлектрическую обойму с металлическими вставками. Последние находятся внутри щеток. Контакты привариваются к полюсным пластинам при помощи точечной сварки. Данный элемент является хвостовой частью обмотки возбуждения. Сами щетки изготавливаются из сплава свинца, меди и графита. Дополнительно в состав добавляют олово. Такой сплав препятствует падению напряжения в обмотке и снижает износ коллектора.

Как работает

После оборота ключа зажигания напряжение поступает на дополнительное (РС-530) реле стартера. КамАЗ пока остается стоять на месте. После того как напряжение превысит планку 8 В, в работу включается тяговое реле.

ремонт стартера камаз

Механизм принудительно соединяет шестерню привода с зубчатым венцом маховика. Также в этом время замыкаются контакты питания стартера. Якорь начинает вращаться. Крутящий момент передается на маховик. После того как двигатель запустился, шестерня автоматически выходит из зацепления.

Технические характеристики

На грузовые автомобили КамАЗ устанавливается стартер Ст-142б. Он имеет следующие характеристики:

  • Напряжение – 24 Вольта.
  • Номинальная мощность – 7,7 кВт или 10,5 лошадиных сил.
  • Напряжение для включения втягивающего реле – 8 Вольт.
  • Давление щеточных пружин – 2 кгс.
  • Высота щеток – 19-20 миллиметров.
  • Сила тока – 130 Ампер.
  • Обороты якоря на холостом ходу – 5,5 тысяч в минуту.

Стартер (КамАЗ): цена

На рынке предлагается масса как новых, так и восстановленных стартеров.

стартер камаз евро

Какая на стартер (КамАЗ) цена? Устройство марки Ст-142б можно приобрести по цене от 4,5 до 13 тысяч рублей.

Неисправности и ремонт стартера

КамАЗ – весьма ремонтопригодный грузовик. При возникновении неисправностей устранить поломку можно самостоятельно. Рассмотрим типичные проблемы со стартером Ст-142б:

  1. При включении зажигания устройство не срабатывает. В данном случае необходимо проверить обмотку тягового реле. Возможно, произошло короткое замыкание или обрыв цепи. В зависимости от характера поломки требуется заменить втягивающее. Также причиной поломок может послужить отсутствие контакта между щетками и коллектором. В данном случае проверяют давление щеточных пружин. Если оно составляет меньше 1,8 кгс, элемент меняют на новый.
  2. Не срабатывает тяговое реле. Необходимо проверить обмотку дополнительного реле и убедится в целостности втягивающей обмотки. Также проверяют надежность контакта в цепи и все соединения.
  3. При включении стартера появляются характерные щелчки дополнительного реле. Приводная шестерня заедает о венец маховика. Возможно, причина скрывается в неправильно настроенном моменте замыкания контактов тягового реле. Как исправить это? Зазор выставляют между шестерней и упорной шайбой. Далее, проверяют работу механизма. Если симптомы повторяются, возможно, была забита торцевая часть привода стартера или зубьев венца маховика. Устранить неисправность можно несколькими способами. Первый – восстановить зубья при помощи наплавки. Второй – заменить венец маховика либо шестерню привода. Третий способ подразумевает зачистку неровностей на зубьях.
  4. Во время работы якорь проворачивается, но не взаимодействует с маховиком. Коленчатый вал не прокручивается. В этой ситуации требуется проверить целостность зубьев маховика, а также приводной шестерни. Также производят повторную регулировку стартера.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер КамАЗа, какие имеет технические характеристики и неисправности. Как видите, это весьма сложный механизм. При возникновении неисправностей (или просто симптомов), требуется произвести срочный ремонт. В противном случае запустить двигатель вам не удастся.

Источник

Какая мощность стартера у автомобилей

Какая мощность стартера у автомобилей

Стартер автомобиля — электрический мотор постоянного тока, который применяется для пуска ДВС (двигателя внутреннего сгорания).

Читайте также:  За 20 минут через утюг проходит электрический заряд 960 киловатт определите силу тока в утюге

В момент активации стартера (например, после поворота ключа в замке зажигания) устройство вращает коленчатый вал, имитируя работу двигателя.

После воспламенения горючей смеси в камере сгорания мотор переходит на автономный режим работы, а стартер отключается.

Основные технические характеристики

В процессе ремонта или замены стартера важно знать его технические характеристики.

К основным параметрам стоит отнести:

  • Мощность — показатель, который определяется минимальной пусковой частотой вращения, а также сопротивлением прокручивания коленвала. Параметр зависит от типа транспортного средства. Так, у легковых машин мощность стартера равна 1-2,2 кВт, у грузового транспорта — 4-8 кВт, у тракторов —1,6-4 кВт, а у специальной техники — до 9 кВт. Параметр может меняться с учетом типа двигателя. Чтобы выяснить параметр мощности стартера машины, достаточно заглянуть в паспорт машины.
  • Момент сопротивления прокручиванию. В автомобильном стартере показатель зависит от объема мотора. Чем выше последний, тем больше момент сопротивления.
  • Минимальная пусковая частота. Этот параметр зависит от особенностей цикла зажигания в моторе, а также условий образования горючей смеси. Так, в двигателях, работающих на бензине, устанавливается стартер с пусковой частотой 40-50 оборотов в минуту. Если речь идет о моторе грузового авто или дизеле, этот параметр равен 80-250 оборотов в минуту.

Даем определения

При изучении особенностей стартера стоит выделить следующие термины:

  • Мощность стартера — параметр, который характеризует количество энергии, развиваемое мотором постоянного тока в процессе пуска двигателя. Паспортная и номинальная мощности равны, когда вращение стартера происходит без нагрузки. В момент запуска возникают пусковые токи, которые больше номинального в несколько раз.
  • Минимальная пусковая частота — параметр, по которому можно судить о частоте вращения коленвала при оптимальных условиях образования смеси и зажигания.
  • Момент сопротивления прокручивания — величина момента вращения сопротивления прокручиванию вала мотора.

От чего зависит срок службы устройства?

Ресурс стартера автомобиля во многом зависит от нескольких факторов — уровня износа двигателя, емкости АКБ, а также пробега транспортного средства.

Средний срок жизни наиболее изнашиваемых элементов (втулки, муфты и ротора) равен 80-120 тысячам километров. В целом стартер автомобиля служит 5-6 лет при интенсивной эксплуатации автомобиля.

При эксплуатации в условиях большого города ресурс снижается до 3-4 лет. Чтобы продлить срок службы стартера, требуется три компонента:

  • Принятие профилактических мер;
  • Своевременная диагностика неполадок;
  • Квалифицированный ремонт.

Как рассчитать пусковой ток?

Часто в распоряжении автовладельца имеется только мощность стартера и номинальное напряжение (12 или 24 Вольта).

Расчет пускового тока производится по формуле:

I=P/U,

где U — напряжение, В.

P — мощность, которая указывается в паспорте автомобиля, В*А.

Мощности и характеристики стартеров разных машин

Стартеры многих авто имеют индивидуальные параметры. Рассмотрим некоторые варианты.

Стартер «классики» отличается следующими параметрами:

  • Мощность (номинальная) — 1,3 кВт (1300 Вт);
  • Ток в заторможенной позиции — 500-550А;
  • Ток на ХХ (без реле) — 35-60А;
  • Номинальный ток — 260-290А.

Источник



ПУСКОВОЙ ТОК СТАРТЕРА: как измерить и зачем это нужно?

Пусковым током стартера автомобиля называется максимальное значение силы тока, который потребляется им во время запуска двигателя. Измеряется в амперах и, в зависимости от рассмотренных в статье факторов, может варьироваться в диапазоне 100-500 А. От чего зависит этот показатель, на что он влияет, как его правильно измерить и уменьшить – простыми и понятными словами рассказано в данном материале.

пусковой ток стартера

Базовые понятия

Для начала рассмотрим несколько базовых понятий, чтобы лучше понимать, что такое пусковой ток автомобильного стартера, и не путать эту величину с другими характеристиками.

Автомобильный стартер является ничем иным, как электродвигателем постоянного тока. Это означает, что он выполняет свою работу (крутит коленвал двигателя), потребляя электрическую энергию, накопленную в аккумуляторной батарее. Эта энергия характеризуется несколькими величинами – напряжением, силой тока и мощностью.

Напряжение, при котором работает нагруженный стартер легкового автомобиля, находится в диапазоне примерно 11-13 В. Что значит нагруженный? Если стартер снять с двигателя и подключить к источнику тока без какой-либо нагрузки, то он будет работать и при гораздо меньшем напряжении. Однако будучи установленным на автомобиле, при напряжении менее 11 В он, как правило, не работает. Это хорошо знакомо тем автолюбителям, у которых была изношенная или полностью разряженная АКБ.

Сила тока, который потребляется нагруженным стартером легкового автомобиля, варьируется в диапазоне 100-500 А. Здесь, как и в случае с напряжением, большую роль играет нагрузка. Если стартер подключить к источнику питания отдельно от двигателя, то тока он потреблять будет гораздо меньше. Из этого следует, что чем большая нагрузка на стартер, тем больше тока он будет потреблять.

Мощностью стартера называется величина, которая зависит от напряжения, при котором он работает, и силы тока, который им потребляется в конкретный момент времени. Так, например, если стартер вашего автомобиля при напряжении 12 В потребляет ток силой 150 А, то его мощность в данный момент составляет 12 × 150 = 1800 Вт.

Из этого всего можно вывести следующее, важное для автомобилистов, понятие. Что происходит, когда АКБ изношена или слабо заряжена? А происходит то, что при работе стартера напряжение на ней просаживается, например, до 10,5 В. Это означает, что, если стартер потребляет все те же 150 А, то его мощность при таких условиях уже не 1,8 кВт, а всего лишь 1,5 кВт. Соответственно, он крутит коленвал вяло, либо ему вообще не хватает мощности, чтобы сдвинуть его с места.

Кроме того, чем большая просадка напряжения происходит на клеммах АКБ, тем меньший пусковой ток она способна выдавать. Отсюда следует, что на наш стартер идет уже не 150 А, а вдвое-втрое меньше. Это приводит к резкому уменьшению мощности, которой оказывается недостаточно, чтобы провернуть коленчатый вал двигателя.

Для некоторых автолюбителей будет интересной еще одна характеристика стартера. Она показывает количество энергии, которое он израсходовал, пока запускал двигатель. Измерить ее можно в А*ч (ампер-часах), а как мы помним, именно в этих единицах указывается емкость АКБ. Это означает, что по пусковому току и времени работы стартера мы можем узнать, на сколько сильно он разрядил нашу батарею.

Рассмотрим все тот же стартер. Допустим, во время всей своей работы он, потребляя ток силой 150 А, запустил двигатель с первой попытки, вращая его в течение 5 секунд. Теперь секунды надо перевести в часы, так как нас интересуют именно ампер-часы. 5 секунд – это примерно 0,0014 часов. Соответственно, наш стартер «взял» из батареи 150 × 0,0014 А*ч, то есть примерно 0,21 А*ч. И это при емкости в 50-60 А*ч.

Но здесь следует понимать, что мы рассмотрели упрощенные условия. Так, при больших токах потребления АКБ садится немного больше, чем это можно рассчитать на бумаге. Кроме того, не всегда двигатель запускается с первого раза, и так далее. Из всего этого важно усвоить следующее. Если стартер не смог прокрутиться из-за ослабленной АКБ, то ему, скорее всего, хвалило не А*ч, как думают многие. Ему не хватило пускового тока, так как разряженная или испорченная батарея не в состоянии выдавать такие большие токи.

От чего зависит пусковой ток стартера?

На разных моделях легковых автомобилей пусковой ток стартера может значительно отличаться по своей величине. Разберем, от чего это зависит.

  1. Во-первых, от типа двигателя. Так, чтобы прокрутить на старте дизельный двигатель, требуется на порядок больше мощности, чем для бензинового мотора с таким же объемом. А как мы уже выяснили, чем большей мощности стартер, тем больше тока он потребляет для выполнения своей работы.
  2. Во-вторых, от объема двигателя. Чем он больше, тем тяжелее стартеру его запускать. Соответственно, для этого требуется больше мощности, а значит и пускового тока.
  3. В-третьих, пусковой ток на разных автомобилях зависит и от самого стартера – его модели, мощности и так далее. Все это подбирается производителем, исходя из первых двух факторов, а также ряда других нюансов.

Однако пусковые токи стартера могут отличаться не только на разных автомобилях, но и на абсолютно одинаковых. Более того, на одной и той же машине, например, вашей, при разных условиях пусковой ток может сильно разниться. От чего зависит его сила в этом случае?

В первую очередь, от технического состояния двигателя. Если в нем что-либо подклинивает, тяжело вращается и так далее – стартеру труднее все это сдвигать с места, а потому он будет потреблять больший пусковой ток.

Читайте также:  Презентация оказание первой медицинской помощи при ударе током

Следующий фактор, влияющий на пусковые токи, это температура окружающей среды. Чем она ниже, тем гуще становится моторное масло, и тем тяжелее стартеру такой двигатель запустить.

Далее идет состояние самого стартера. Например, если в нем изношены или загрязнены втулки, выступающие в роли подшипников трения, вращаться ему тяжелее, и он будет потреблять больший ток.

Еще хуже обстоит ситуация, когда есть короткие замыкания в обмотках стартера. Здесь уже прекрасно показывает себя всем известный закон Ома. При локальных замыканиях электрическое сопротивление обмоток уменьшается, а по закону Ома (при одном и том же напряжении) это приводит к увеличению силы тока. При этом следует понимать, что мощность будет не увеличиваться, а наоборот, уменьшаться, так как используется не весь потенциал электродвигателя.

К аналогичному исходу приводят плохие контакты на клеммах, проводящих тот самый пусковой ток от АКБ к стартеру. Здесь работает все тот же закон. Чем хуже контакт, тем меньше сечение проводника на этом участке. А чем меньше сечение, тем больше электрическое сопротивление. А это значит, что и мощность стартера будет меньшей.

Итого, пусковой ток стартера зависит и от характеристик, и от технического состояния, и от сопротивлений, которые препятствуют его работе. Причем сопротивление может быть как механического характера, так и электрическим.

Зачем надо знать пусковой ток стартера?

В первую очередь для того, чтобы правильно подобрать аккумуляторную батарею, если старую пришло время заменить. Если на этот параметр не обратить внимание, погнавшись за привлекательной ценой или ампер-часами емкости, можно столкнуться с тем, что новая батарея не сможет нормально прокрутить ваш стартер, либо вообще не сдвинет его с места.

Как правило, на всех современных автомобильных аккумуляторных батареях эта характеристика указывается под видом максимального пускового тока. То есть, на первый взгляд, сложностей с выбором возникать не должно. Однако здесь есть несколько нюансов. Рассмотрим их.

  1. Во-первых, надо учитывать, что указанный на корпусе АКБ максимальный пусковой ток она сможет выдавать только в полностью заряженном состоянии. То есть, когда новый аккумулятор однажды окажется по тем или иным причинам разряженным, например, наполовину, то пусковой ток, который она будет способна выдать, уменьшится.
  2. Во-вторых, максимальный пусковой ток, указанный на корпусе, будет неуклонно уменьшаться с каждым днем эксплуатации батареи. Так, если новая и полностью заряженная она будет способна выдавать 400 А (как написано), то через полгода эта характеристика может уменьшиться уже до 300 А, и так далее.
  3. В-третьих, не лишним будет помнить о том, что некоторые производители не стыдятся «немножко» преувеличивать характеристики выпускаемой продукции. Это значит, что при указанных на корпусе 500 А максимальный пусковой ток на самом деле не дотянет до этого показателя. В некоторых случаях измерения показывали, что производитель «преувеличил» этот параметр аж в два раза. К счастью, встречаются такие случаи сегодня редко. Но помнить о них надо. Для проверки истинного максимального пускового тока АКБ есть специальные электронные приборы.

Далее необходимо учитывать, что автомобиль не всегда эксплуатируется при одинаковых условиях и в идеальном техническом состоянии. Это означает, что батарею по пусковому току надо выбирать с запасом – чем больше, тем лучше.

У некоторых автолюбителей присутствует ошибочный страх, что чрезмерно высокий пусковой ток, указанный на батарее, сможет сжечь стартер. Это не так. Стартер никогда не возьмет тока больше, чем ему нужно. Так что, если на АКБ написано, что максимальный ток 600 А, то это не значит, что на стартер пойдет именно такой ток. Нет. Он возьмет только «свои» положенные 150-200 А.

Это что касается выбора батареи. Однако знать пусковой ток вашего стартера полезно и для других целей. В том числе, по повысившемуся энергопотреблению возможно своевременно выявить кое-какие проблемы с машиной. Если ток потребления стартера увеличился, то это может указывать на его износ, засорение, короткие замыкания в обмотках, плохой контакт и другие поломки. Устранив своевременно эти недостатки, вы уменьшите нагрузку и износ аккумуляторной батареи. Соответственно, прослужит она дольше, а двигатель будет запускаться легче даже несмотря на крепкие морозы.

Как измерить пусковой ток стартера?

В первую очередь, не повторяйте ошибку некоторых автолюбителей, которые однажды попытались измерить пусковой ток стартера при помощи мультиметра. Как они поступали. Мультиметр в режиме амперметра подключался в разрыв одной из клемм на АКБ. То есть, клемма снималась, один щуп прикладывался на батарею, второй – на отсоединенный провод. Далее запускался двигатель, но ток стартера таким способом никто не узнал.

А все потому, что мультиметры, которые есть у многих автолюбителей, не рассчитаны на измерение силы тока более 10-20 А. А стартер даже малолитражного автомобиля потребляет не менее 100 А. Соответственно, такой способ измерения всегда будет приводить к одному и тому же исходу – сгоранию мультиметра. Особенно опасны такие эксперименты с дешевыми приборами, у которых амперметр включен в систему без предохранителя.

Эта методика подходит только для измерения тока утечки АКБ, и должна выполняться исключительно при выключенном двигателе.

Для правильного измерения пускового тока стартера потребуется другой измерительный прибор, который называется токовые клещи. На таких девайсах имеются клещи, которые необходимо замкнуть вокруг провода, по которому течет ток, который мы хотим измерить. Когда работает стартер, то одинаковый ток течет что по минусовому, что по плюсовому проводах, отходящих от АКБ.

Измерения проводятся следующим образом. Аккумулятор необходимо предварительно полностью зарядить. Только так стартер сработает на полную мощность, и только так можно будет оценить потребляемый им ток. Далее на один из силовых проводов АКБ устанавливаются токовые клещи, а помощник включает стартер, поворачивая ключ зажигания. Пока стартер работает, по прибору фиксируются максимальные показатели.

Чтобы измерения были более обширными и информативными, их желательно повторить несколько раз, и при разных условиях. При этом, следует помнить, что после каждого запуска двигателя необходимо давать аккумулятору «отдохнуть», иначе показания будут недостоверными. Как правило, таким способом проводится три измерения, а затем выводится среднее арифметическое.

Проводя замеры пусковых токов, помните, что чем больше разряжен АКБ, тем показатели будут меньшими. Также следует учитывать, что прогретый двигатель завести легче, а потому потребляемый стартером ток может сильно отличаться от того, который им потребляется при «холодной прокрутке».

Как уменьшить пусковой ток стартера?

Делать это очень полезно, в первую очередь, для АКБ. Ведь чем меньший ток будет потреблять стартер, тем она прослужит дольше. Также это значительно повысит шансы успешного запуска двигателя в морозы, да еще и при частично разряженной батарее.

Уменьшить пусковой ток стартера можно несколькими способами. Применять их желательно комплексно, и регулярно. Рассмотрим основные.

Для начала необходимо обеспечить нормальный контакт в местах соединения силовых проводов с АКБ и стартером. С контактных площадок и клемм надо удалить окислы и ржавчину, после чего надежно все закрепить на своих местах (если только стартер не будет сниматься для выполнения следующих шагов).

Далее, чтобы уменьшить пусковой ток, надо демонтировать стартер с автомобиля, и разобрать его. Чаще всего здесь «виноваты» бронзовые втулки, которые выполняют роль подшипников скольжения. Если они изношены (есть заметный поперечный люфт ротора), замените их на новые. Если износа нет, то втулки надо тщательно очистить и смазать перед сборкой.

На пусковой ток также оказывают влияние токоведущие щетки и коллектор, к которому они прижимаются. Если на них имеется износ, сколы, царапины, трещины и другие дефекты – это замена. Коллектор необходимо очищать от графитового налета и пыли, которая забивается между его лепестками. Не используйте для этого острые металлические предметы и наждачную бумагу. Коллектор без проблем можно очистить до идеального состояния при помощи спирта и мягкой ветоши.

Для пущей уверенности можно проверить обмотки стартера на предмет коротких замыканий. Чтобы сделать это, понадобится мультиметр, включенный в режим измерения сопротивления. Эту величину можно измерить как на обмотках статора, так и на роторе. В обоих узлах сопротивление одинаковых обмоток должно быть примерно одинаковым. Если есть существенные отклонения или вообще обрыв, то такой стартер эксплуатировать нельзя. Его можно либо заменить, либо попробовать отдать на перемотку.

В завершение напомним, что состояние двигателя тоже влияет на пусковой ток стартера. Потому, если все его узлы поддерживаются в исправности и используется правильное моторное масло, максимальный пусковой ток стартера будет минимальным.

Источник