Меню

Работа электрического тока урок физики 8 класс перышкин

Конспект урока по физике в 8 классе на тему: «Работа и мощность электрического тока»

Конспект урока

Учитель физики: Выродов Дмитрий Васильевич

Тема урока: «Работа и мощность электрического тока».

Цель урока : п ознакомить учащихся с физическими величинами: ра­бота и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока. Научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающе­го мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Общеобразовательные:

— дать знания о величинах, характеризующих работу и мощность тока.

— обосновать связь между работой и мощностью электрического тока и внесистемной единицей работы (кВтч)

— познакомить учащихся с методами измере­ния работы и мощности тока; с приемами применения полученных знаний при работе с электрическими приборами

— создать научное представление о работе и мощности тока как о физической величине, показать связь с жизнью;

— проконтролировать уровень усвоения основных формул и по­казать, что они вытекают из теории и подтверждаются эксперимен­тально.

— формировать навыки самоконтроля.

Воспитывающие:

— воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отн ошение к учебе, умение слушать и быть услышанными ;

Развивающие:

— работать над формирова­нием умений делать логические заключения на основе анализа уже из­вестных связей

— развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самос тоятельно формулировать выводы

— развивать речевые навыки;

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: Приобретут знания о работе и мощности электрического тока, усвоят формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания о практическом их применении в быту, технике. Научатся применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающе­го мира и объяснению работы бытовых приборов. Приобретут умения проводить расчёты стоимости электроэнергии потребляемой в домашних условиях и способах её экономии.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестом.

1. Организационный момент.

Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас собрался и настроился на продуктивную работу. Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

2. Опрос обучающихся по заданному материалу.

— Ребята, вы дома закрепляли умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение при параллельном и последовательном соединении проводников. Чтобы проверить ваши знания, мы проведем тест. На тест отводится 5 минут.

1. Как называется единица измерения силы тока?

c ) Ампер

2. Как называется единица измерения напряжения?

b ) Вольт

3. Как называется единица измерения сопротивления?

a ) Ом

4. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?

5. На рисунке в электрическую цепь включены три лампы. Какие из них включены параллельно?

hello_html_m3d87d39b.png

a ) 1-2

6. По какой форме рассчитывается сопротивление при последовательном соединении проводников?

a) R=R 1 +R 2 +R 3

7. По какой форме рассчитывается сопротивление при параллельном соединении проводников?

c ) 1/ R =1/ R 1 +1/ R 2 +1/ R 3

8. Какими электрическими зарядами обладают электрон и нейтрон?

a ) Электрон-отрицательным, нейтрон — положительным

b ) Электрон-положительным, нейтрон — отрицательным

c ) Электрон и нейтрон — отрицательным

d ) Электрон-отрицательным, нейтрон не имеет заряда

9. При каком соединении напряжение в цепи остается постоянным?

a ) При последовательном

b ) При параллельном

c ) При обоих соединениях

10. Какой тип соединения используется в стандартной бытовой электрической сети?

a ) Последовательное соединение

b ) Параллельное соединение

Правильных: 9,10 ответов– 5 баллов, 7,8 ответов – 4 балла, 5,6 ответов – 3 балла, менее 5 ответов – 2 балла (тесты сдать учителю). У кого возникли трудности при выборе правильного ответа? По какому вопросу? Давайте попросим помощи одноклассников.

3. Изучение учебного материала.

Ребята, вы уже знаете, что прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Будем называть эту работу работой тока.

-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д. слайд №2)

Создание проблемной ситуации.

-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?

(Учащиеся высказывают свои предположения, если они есть.)

— Итак, цель нашего сегодняшнего урока — познакомиться с физическими величинами: ра­бота и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока.

— В рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока» (Слайд №1)

Ребята, мы уже с вами говорили о том, что электрический ток – это движении электрических зарядов по проводнику и упоминали, что движение это происходит под действием электрического поля, т.е. работу совершает электрическое поле.

— Давайте вспомним, какая физическая величина характеризует электрическое поле?

— Характеристикой электрического поля является величина, называемая напряжением

— Что показывает электрическое напряжение?

— Напряжение показывает, какова работа электрического поля по переносу электрического заряда q из одной точки в другую

— Правильно. Отсюда мы можем сказать, что работа равна

С другой стороны, мы знаем о том, что электрический заряд можно определить через силу тока, протекающего по проводнику, т.е. заряд – это есть произведение силы тока на время, в течение которого этот заряд протекает по проводнику.

Это мы взяли из соотношения, которое нам показывает вычисление силы тока. Мы говорили, что сила тока – это отношение заряда ко времени, в течение которого протекает заряд по проводнику через поперечное сечение проводника.

А теперь давайте попробуем на основании этих рассуждений вывести формулу для расчета работы,

— Если в формулу для работы А= Uq подставить соотношение q=It, то получим формулу для вычисления работы электрического тока, работы электрического поля по перемещению электрического заряда А=UIt.

Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. (слайд №3)

— Вспомним, в чем измеряется работа?

— Напряжение измеряют в Вольтах, силу тока – в Амперах, а время- в секундах, поэтому можно написать

[А] = [ Дж ] = [ А*В*c]

— Какие же приборы нам потребуются, чтобы измерить работу электрического тока?

-Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы

— Верно, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах (слайд № 4)

Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели.

-Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы?

-Мощностью: N=A/t

-В чем измеряют мощность?

-Мощность электрического тока обозначается P.

P — мощность электрического тока.

-Выведем формулу мощности электрического тока (слайд №5)

hello_html_m2fe2f2c7.png

Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр — это сочетается в ваттметре.

Учитель показывает ваттметр (слайд № 6)

Вывод : мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока. (слайд №7)

Работа с учебником. Стр.120. Таблица 9. «Мощности различных электрических устройств, кВт».

Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве.

1. По таблице назовите мощность некоторых источников и потребителей, н-р минимальную и максимальную мощности .

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Слайд № 8

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A = P ∙ t , Тогда

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы , что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.

4. Закрепление учебного материала .

Работа в группах:

1. Первой группе (2 человека) необходимо рассчитать работу, произведенную электрическим чайником при доведении воды до кипения. Оборудование: электрический чайник с холодной водой, секундомер.

Читайте также:  Почему частота электрического тока 50 гц

2. Второй группе (2 человека) необходимо рассчитать месячные затраты на освещение лестничной клетки подъезда дома лампой мощность 80 Вт при условии горения 8 часов в сутки. Стоимость 1 кВт энергии 5 руб. 15 копеек.

3. Третья группа (остальной класс) решает задачи у доски.

А теперь мы с вами проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Разбор решения основных задач по теме.

Учащиеся делают записи в тетради.

1396. Рассчитайте расход энергии электрической лампой, включенной на 10 мин в сеть с напряжением 127 В, если сила тока в лампе 0,5 А.

hello_html_m5cf56f00.jpg

1401. Сила тока в паяльнике 4,6 А при напряжении 220 В. Определите мощность тока в паяльнике.

hello_html_3b5723bd.jpg

1407. Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 484 Ом.

hello_html_m621a1297.jpg

Учащиеся делают записи в тетради.

5.Подведение итогов урока.

— Какую тему мы сегодня изучили?

— Сегодня на уроке мы изучили, как вычислить работу и мощность электрического тока.

Как рассчитать работу электрического тока, зная напряжение на концах участка цепи, силу тока и время?

Как рассчитать мощность электрического тока? Каким прибором измеряют мощность тока?

В каких единицах измеряется мощность тока?

Какой прибор позволяет рассчитать работу электрического тока в доме, квартире? Назовите единицы измерения работы и их взаимосвязь.

Сообщение оценок учащимся за работу на уроке.

Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

А сейчас оцените свою деятельность на уроке в системе голосования Smart

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен (на) / не доволен(на)
коротким / длинным
не устал (а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Домашнее задание. § 50,51,52.Упр. 24 (2), 25 (2), 26 (1), задание 7, стр. 123. (слайд № 8)

Источник

Презентация к конспекту урока «Работа и мощность электрического тока». Пёрышкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к конспекту урока «Работа и мощность электрического тока». Пёрышкин»

Физика 8 класс

Готовность к уроку Тетрадь, учебник, письменные принадлежности, карточки

Готовность к уроку

Тетрадь, учебник, письменные принадлежности, карточки

Что называют электрическим током? Электрическим током называют упорядоченное направленное движение заряженных частиц.

Что называют электрическим током?

Электрическим током называют упорядоченное направленное движение заряженных частиц.

Каковы основные действия электрического тока? К основным действиям электрического тока относят: тепловое; магнитное; химическое.

Каковы основные действия электрического тока?

К основным действиям электрического тока относят:

Назовите Условия существования электрического тока? Первое условие очевидно: чтобы существовало движение частиц, для этого нужно, чтобы были свободные частицы, способные передвигаться. В проводниках такими носителями тока являются свободные электроны. Второе условие существования электрического тока – наличие электрического поля в проводнике, которое характеризуется потенциалом в каждой точке или разностью потенциалов между двумя точками.

  • тепловое;
  • магнитное;
  • химическое.

Назовите Условия существования электрического тока?

Первое условие очевидно: чтобы существовало движение частиц, для этого нужно, чтобы были свободные частицы, способные передвигаться. В проводниках такими носителями тока являются свободные электроны.

Второе условие существования электрического тока – наличие электрического поля в проводнике, которое характеризуется потенциалом в каждой точке или разностью потенциалов между двумя точками.

От чего зависит электрическое сопротивление проводника? Сопротивление проводника при прочих равных условиях зависит: от длины проводника; от площади поперечного сечения проводника; от рода материала; от температуры.

От чего зависит электрическое сопротивление проводника?

Сопротивление проводника при прочих равных условиях зависит:

При каком соединении все проводники находятся под одним и тем же напряжением? Проводники находятся под одинаковым напряжением при параллельном соединении:

  • от длины проводника;
  • от площади поперечного сечения проводника;
  • от рода материала;
  • от температуры.

При каком соединении все проводники находятся под одним и тем же напряжением?

Проводники находятся под одинаковым напряжением при параллельном соединении:

Как называют прибор для измерения силы тока? Каким образом его включать в цепь? Силу тока измеряют с помощью амперметра, который включают в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить .

Как называют прибор для измерения силы тока? Каким образом его включать в цепь?

Силу тока измеряют с помощью амперметра, который включают в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить .

Как называется прибор для измерения напряжения? Каким образом его включать в цепь? Напряжение измеряют с помощью вольтметра, который включают в цепь параллельно тому участку, напряжение на котором нужно измерить.

Как называется прибор для измерения напряжения? Каким образом его включать в цепь?

Напряжение измеряют с помощью вольтметра, который включают в цепь параллельно тому участку, напряжение на котором нужно измерить.

Дайте определение Закона Ома для участка цепи. Закон Ома для участка цепи гласит: сила тока I прямо пропорциональна приложенному напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Дайте определение Закона Ома для участка цепи.

Закон Ома для участка цепи гласит: сила тока I прямо пропорциональна приложенному напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Найдите и исправьте ошибки Вольтметр включают в цепь параллельно тому участку, напряжение на котором нужно измерить. Амперметр и вольтметр необходимо поменять местами.

Найдите и исправьте ошибки

Вольтметр включают в цепь параллельно тому участку, напряжение на котором нужно измерить.

Амперметр и вольтметр необходимо поменять местами.

Работа и мощность электрического тока

Работа и мощность электрического тока

Работа электрического тока Это работа, совершаемая электрическим полем при упорядоченном движении зарядов в проводнике. Обозначается: A . Измеряется: джоулях . Формула: , где А — работа тока, q — электрический заряд, U — напряжение.

Работа электрического тока

Это работа, совершаемая электрическим полем при упорядоченном движении зарядов в проводнике.

Обозначается: A .

Формула: , где А — работа тока, q — электрический заряд, U — напряжение.

Выражение любой величины A q U

Выражение любой величины

Выражение электрического заряда Электрический заряд, прошедший по участку цепи, можно определить, измерив силу тока и время его прохождения: . Используя это соотношение и подставляя его в формулу ,получим формулу для нахождения работы электрического тока: . Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время , в течение которого совершалась работа.

Выражение электрического заряда

Электрический заряд, прошедший по участку цепи, можно определить, измерив силу тока и время его прохождения: . Используя это соотношение и подставляя его в формулу ,получим формулу для нахождения работы электрического тока: .

Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время , в течение которого совершалась работа.

Выражение любой величины A U t I

Выражение любой величины

Пример Какую работу совершает электродвигатель за 1 час, если сила тока в цепи электродвигателя 5A, напряжение на его клеммах 220В? КПД двигателя 80%.

Какую работу совершает электродвигатель за 1 час, если сила тока в цепи электродвигателя 5A, напряжение на его клеммах 220В? КПД двигателя 80%.

Решение Дано: СИ: t = 1ч 3 600c I = 5A U = 220В 0,8 Решение: Полная работа тока Работа двигателя А 1 , т.е. полезная работа тока, составляет 80% от всей работы тока: Ответ:

Полная работа тока

Работа двигателя А 1 , т.е.

полезная работа тока, составляет

80% от всей работы тока:

Мощность электрического тока Из курса физики известно, что мощность численно равна работе, совершённой в единицу времени: Следовательно, чтобы найти мощность электрического тока, надо его работу, разделить на время.

Мощность электрического тока

Из курса физики известно, что мощность численно равна работе, совершённой в единицу времени:

Следовательно, чтобы найти мощность электрического тока, надо его работу, разделить на время.

Мощность электрического тока В отличие от механической мощности мощность тока обозначают буквой Р . . Отсюда следует: Мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока. За единицу мощности принят ватт : 1 Вт = 1 Дж/с

Мощность электрического тока

В отличие от механической мощности мощность тока обозначают буквой Р .

Мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.

За единицу мощности принят ватт : 1 Вт = 1 Дж/с

Выражение любой величины P I U

Выражение любой величины

Пример Определить мощность тока в электрической лампе, если при напряжении 110 В сила тока в ней 200 мА. Решение: Мощность электрического тока Дано: СИ: U = 110В I = 200мА 0,2А P - ? Ответ: 22Вт

Определить мощность тока в электрической лампе, если при напряжении 110 В сила тока в ней 200 мА.

Мощность электрического тока

Решите задачи Какую работу совершит электрический ток в электродвигателе вентилятора за 20мин, если сила тока в цепи 0,2А, а напряжение 12В? Какую работу совершит электрический ток в паяльнике за 30мин, если сопротивление паяльника 40 Ом, а сила тока в цепи 3А? В течение 10мин по некоторому участку протекает электрический ток, значение которого – 250мА. Напряжение на этом участке – 4В. Необходимо определить мощность электрического тока, который выделяется на этом участке, и работу электрического тока, произведенную за это время. Ответ: 2880 Дж. Дополнительное задание Ответ: 648 кДж. Домашнее задание Ответ: A = 600 Дж; P = 1 Вт.

  • Какую работу совершит электрический ток в электродвигателе вентилятора за 20мин, если сила тока в цепи 0,2А, а напряжение 12В?
  • Какую работу совершит электрический ток в паяльнике за 30мин, если сопротивление паяльника 40 Ом, а сила тока в цепи 3А?
  • В течение 10мин по некоторому участку протекает электрический ток, значение которого – 250мА. Напряжение на этом участке – 4В. Необходимо определить мощность электрического тока, который выделяется на этом участке, и работу электрического тока, произведенную за это время.

Ответ: A = 600 Дж; P = 1 Вт.

Кроссворд Ответы: По вертикали: Провод. Ом. Ток. Резистор. Электрошок. Работа. Диэлектрик. Тепловое. Схема. Полюс. По горизонтали: 1. Потребитель.

  • Провод.
  • Ом.
  • Ток.
  • Резистор.
  • Электрошок.
  • Работа.
  • Диэлектрик.
  • Тепловое.
  • Схема.
  • Полюс.

Домашнее задание §50-51; Устно: ответить вопросы после параграфов; Письменно : упражнение 34. Задание на дополнительную оценку: Смотреть на сайте ЯКласс

  • §50-51;
  • Устно: ответить вопросы после параграфов;
  • Письменно : упражнение 34.
  • Задание на дополнительную оценку:

Смотреть на сайте ЯКласс

Заполните лист самооценки 1) Я пришел на урок с хорошим/плохим настроением. 2) Мне на уроке было интересно/неинтересно. 3) Я считаю, что на уроке работал хорошо/плохо. 4) Тема урока мне была понятна/непонятна. 5) Я доволен/недоволен своей работой на уроке. 6) Я поставлю себе отметку 3/4/5 7)Я ухожу с урока с хорошим/плохим настроением.

Заполните лист самооценки

1) Я пришел на урок с хорошим/плохим настроением.

2) Мне на уроке было интересно/неинтересно.

3) Я считаю, что на уроке работал хорошо/плохо.

4) Тема урока мне была понятна/непонятна.

5) Я доволен/недоволен своей работой на уроке.

6) Я поставлю себе отметку 3/4/5

7)Я ухожу с урока с хорошим/плохим настроением.

Источник

Урок физики в 8-м классе по теме «Работа электрического тока»

Урок разработан и проведён по программе, учебнику А.В. Перышкина и Н.А. Родиной в технологии, органично сочетающей в себе достоинства личностно-ориентированного обучения и практической направленности, что позволяет:

  • построить структуру урока, основываясь на социальном и прошлом учебном опыте учащихся;
  • грамотно выстроить цепочку мотивации учебного труд;
  • дать возможность на личностном уровне погрузиться в мир новых знаний и проявить себя каждому учащемуся;
  • направить на личность ребёнка, создание атмосферы сотворчества детей, детей и педагога, детей и “учебного материала”.

Урок структурно выдержан по методам формам и приёмам работы – развивающий, способствующий активному участию каждого ученика в получении ЗУНов, а наиболее способным для достижений более сложных целей – формирования УМов (убеждений, мнений), позволяющий открыть дорогу к самостоятельному познанию.
Это создаёт своего рода творческое состояние учащихся на уроке, способствует аргументированным действиям и рассуждениям детей.
Со стороны учителя господствуют субъект-субъектные отношения, что раскрепощает детей, раскрывает простор творчеству, фантазии. Для каждого ученика становятся ясным его достижения и его пробелы.
Учитель группирует для себя проблемы, над которыми нужно работать с каждым учащимся индивидуально. Урок имеет целостное восприятие, демонстрирует ранее приобретённые знания, умения, навыки школьников, отражает развитие их способностей к самооценке. Несёт хороший заряд воспитательного воздействия – мотивированного учебного труда с анализом его составляющих, выводами.

Тема: Работа электрического тока.

Цели:

  • ввести понятие работы электрического тока;
  • развитие практических навыков работы с физическими приборами;
  • воспитание исследовательских навыков и качеств личности.

Оборудование: демонстрационные вольтметр, амперметр, вольтметр, источник питания, линейка, фотоэлемент, реостат, ключ, соединительные провода.

Понятия: электрический ток.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала.

1). Повторение физических величин изученных на предыдущих уроках.

Учитель. На предыдущих уроках мы занимались изучением различных электрических явлений, познакомились с важными физическими величинами, без которой невозможно изучение новой темы. Напомните, о какой физической величине шла речь?

Ученик. Сила тока, напряжение, сопротивление.

Учитель: Мы также познакомились и с основными физическими законами, связанными с прохождением тока по проводникам. Какие это законы?

Читайте также:  Зависимость силы тока от заряда конденсатора в колебательном контуре

Ученик. Закон Ома, законы распределения тока и напряжения при параллельном и последовательном соединении проводников.

2) Механическая работ а.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение электрических явлений. Вначале попытаемся вспомнить то, что вы хорошо уже знаете и что поможет вам понять новую тему. Давайте проведем небольшой эксперимент. Соедините ладони, и быстро потрите их друг о друга. Что, вы, почувствовали?

Ученик. Они нагрелись за счет силы трения. Наши ладони перемещались друг относительно друга, а значит, совершали работу. Затраченная работа равна произведению силы трения на перемещение.

Учитель. А совершалась ли работа, когда вы писали ручкой?

Ученик. Да, она совершалась мускульной силой руки.

Учитель. Итак, в обоих случаях была совершена работа, так как наличествует сила и перемещение. С понятием работы вы уже неоднократно сталкивались в обыденной жизни. Этим словом мы называем всякий полезный труд рабочего, инженера, врача, учителя. Ваша работа – это тоже работа. Но в физике понятие работа несколько иное. Работа – это определенная физическая величина. Давайте проведем еще один простой опыт.
Шарик падает с высоты ____ до высоты ____ (условно считаем эту высоту нулевой) Будет ли совершена в этом случае работа?

Ученик. Работа будет совершена, так как на шарик действует сила тяжести и под действием этой силы он совершает перемещение.

Учитель. А как рассчитать эту работу?

Ученик. По формуле A = mgh

(На доске таблицы)

Учитель. А что такое h в этой формуле? Ведь это путь, пройденный шариком, следовательно, он равен разности начальной и конечной высот
h = h1 – h2. Поэтому мы можем записать: A = mgh1 – mgh2

Если mgh = П – потенциальная энергия тела на высоте h, то совершенная работа равна изменению потенциальной энергии тела. А что произошло с полной механической энергией тела?

Ученик. Она не изменилась. Сумма кинетической и потенциальной энергии тела на высоте h2 равна этой сумме на высоте h1.

Таким образом, энергия перешла из одного вида в другой.

3). Изменение и превращение энергии при электрических явлениях.

Учитель. Теперь мы сможем сделать с вами вывод о том, что работа характеризует изменение энергии и превращение одного вида энергии в другой. Давайте обсудим, может ли происходить изменение и превращение энергии при электрических явлениях. Обратимся к опытам, которые я вам сейчас покажу, а вы будете мне помогать. Посмотрите на доску. На ней висит табличка, где указаны лишь некоторые примеры тех превращений энергии, которые могут происходить при электрических явлениях. Выбирая правильный ответ и поднимая сигнальную карточку с номером (их пять у каждого из вас), вы будете отвечать мне на вопрос о том, какие превращения энергии вы наблюдали в том или ином опыте.

Взаимопревращения видов энергии

Демонстрация

Учитель. При электрических явлениях могут происходить различные превращения одного вида энергии в другой.Какой вывод можно сделать из этого?

Ученик. Раз происходит превращение одного вида энергии в другой, то совершается работа.

Учитель. В электрической цепи мерой превращения электрической энергии является работа электрического тока.

4). За счет чего совершается работа электрического тока?

Ученик. Она совершается за счет энергии электрического тока.

Учитель. – Что такое электрический ток?
– Что необходимо, чтобы создать ток в проводнике?
– Чем создается электрическое поле?
– Какая сила действует на заряженные частицы в проводнике и приводит их в упорядоченное движение?

Вывод: движение электронов вызывается действием силы электрического поля следовательно, сила электрического поля совершает работу.

5). От чего зависит значение работы электрического тока?

Чем ярче горит лампочка, тем больше выделяется энергии, а значит, совершается большая работа электрическим током. Этому случаю соответствует большее значение силы тока и больше значение напряжения. Значит, работа зависит от силы тока и напряжения.
Как вы думаете, в каком случае будет выделяться больше тепла: когда лампочка горит длительное время или горит долго?

Ученик. Чем дольше горит лампочка, тем больше выделяется тепла.

Учитель. Верно. Значит, от какой еще величины зависит работа электрического тока?

Ученик. От времени. Чем дольше горит лампочка, тем большая работа будет совершена.

Учитель. Значит, есть еще величина, от которой зависит работа электрического тока – это время. Мы можем записать формулу, по которой рассчитывается работа:

(А) = 1 Дж = 1 А х 1 В х 1 С

6). Получение формулы работы электрического тока из определения напряжения.

Учитель. Можно ли получить эту формулу из известного вам определения напряжения?

(Работа по учебнику А.В. Перышкина, Н.А. Родина).

Посмотрите на рисунки 7, 8 стр. 80. Что в них общего и чем они отличаются?

Ученик. Сила тока одинакова, но лампочки светятся по-разному, так как одна из них питается от сети, а другая от источника постоянного напряжения. Поэтому при одинаковой силе тока на участках цепи, где включена лампочка, при перемещение одного и того же электрического заряда, равно 1 Кл , работа электрического тока различна, так как в цепях разное напряжение. Если напряжение равно 4 В, то заряд в 1 Кл, пройдя от точки А до точки Б, совершит работу 4 Дж, а при напряжении 220 В совершенная работа равна 220 Дж.

Учитель. Что такое напряжение?

Ученик. Это отношение работы тока на данном участке цепи к электрическому заряду, проходящему по этому участку: U=A/q

Учитель. Пользуясь этим определением, мы можем получить формулу для работы. Ведь заряд, прошедший по участку цепи за время t, по определению, равен произведению силы тока на время: q=I t следовательно, A=Uq=UIt

II Закрепление материала.

1). Решение задач.

Задача.

Рассчитать, какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 30 сек., если при напряжении 220 В сила тока в двигателе равна 0,1 А?

(решается у доски)

Дано: U = 220 В,
I = 0,1 А,
t = 30 с.
А = ?

Решение:
А =U I t,
А = 220 Вх0,1 Ах30 с. = =660 Дж

Задача.

Какую работу совершает электродвигатель за 1 час, если сила тока в цепи равна 5 А, напряжение на клеммах 220 В и КПД двигателя 80%?

(следует устный разбор)

Дано: t = 1 ч. = 3600 с.,
I = 5 А,
U = 220 В,
КПД = 80%
А = ?

Задача.

Учитель. Итак, мы научились вычислять работу. А какие приборы нужны, чтобы ее измерить?

Ученик. Амперметр, вольтметр, часы.

Учитель. Как они включаются в цепь?

Ученик. Амперметр – последовательно, вольтметр – параллельно. При включении приборов необходимо соблюдать полярность.

III. Итог урока.

  • Какую новую физическую величину мы с вами рассмотрели на уроке?
  • От чего зависит работа электрического тока?
  • В каких единицах она измеряется?
  • Какими приборами измеряется работа электрического тока?

IV. Домашнее задание.

Параграф 50 (задачи: для гр. “А” № 6, гр. “В” № 15, гр. “С” № 20).

Источник



Урок физики для 8 класса по теме «Работа электрического тока»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ

«Работа электрического тока»

Фролова Надежда Михайловна,

Дата проведения: 11.03.2018

Учебный предмет: физика

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тема урока: «Работа электрического тока тока».

Тип урока : Урок «открытия» нового знания;

Содержательная цель: знакомство учащихся с новым понятием , умением проводить эксперимент ,применять полученные знания для расчета платы за электроэнергию.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Образовательные:

Формирование научного мировоззрения учащихся.

Формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний о работе тока.

Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.

Создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Создать условия для проведения исследования работы электрического тока и практического применения в повседневной деятельности

Развивающие:

Сформировать познавательный интерес;

Развить мыслительные операции;

Воспитательные:

Воспитание интереса к физике;

Формировать умения работать в паре. группе;

Планируемые метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание из предлагаемой информации, находить в ней ответы на поставленные вопросы и излагать его;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Читайте также:  Что такое ток в старину

формирование умений работать в группе. Представлять результаты работы в виде четко сформулированных выводов. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково — символические средства для решения задач.

Осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы , содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично. Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Готовность получать необходимую информацию, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, приводить доказательства.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерам: учителем, членами группы при взаимообучении .

Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений.

Формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Педагогическая технология:

Системно — деятельностный подход, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативных технологий

Оборудование:

— Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2010.

мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование на каждый стол: источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, лампочка.

Технологическая карта урока:

Планируемый результат (Формируемые УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности

1.Нестандартное начало

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

— Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Включение учащихся в деловой ритм работы

-выражать свои мысли ;

— ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявления места и причины затруднения.

2.«Распредели слова и напиши обозначение»

Мы с вами продолжаем работать в области электрических явлений и первый вопрос: «С какими физическими величинами вы познакомились на прошлом уроке?

Сила тока ,амперметр, вольтметр, сопротивление, соединение(какое) , мощность тока, лампочка.

Распределяют слова по группам; пишут обозначение и формулы.

Взаимопроверка в парах

Формирование мыслительных операций

Коммуникативные УУД: умение работать в паре

Этап определения темы урока и целеполагание

3 Выход на тему и целеполагание

Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока

Где на практике используется работа и мощность тока?

Когда человек работает, то получает заработную плату, но ток тоже совершает работу, значит нужно за его работу платить…

Сформулируйте тему урока…

Зная тему, по ключевым словам определите цель урока:

Узнать… (как расчитать работу тока)

Применить. (правило на практике)

Запишите тему урока.

Разные варианты названия темы. В результате: «Стоимость электроэнергии»

Анализируют и делают выводы;

урока и ставят цели

Регулятивные УУД. остановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.

Записывают на доске:

Участвуют в диалоге (устные ответы)

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения

Цель: просмотреть фрагмент фильма и ответить на вопрос, подвести обучающихся к главной проблеме урока.

Прием «Продвинутая лекция»

Цель: научить выбирать из лекции главное по опорным вопросам,

Проблемное объяснение нового материала

Цель этапа: открыть новое знание.

— Знаем ли мы как и сколько заплатить за работу бытовых приборов в вашем доме?

Сегодня мы будем изучать материал необычно. На урок к вам «придет» другой учитель. Она вам объяснит тему, а вы, слушая ее, на карточках будете отвечать на вопросы

Откройте учебники на странице 150 и посмотрит , все случаи -Сравните материал учебника и лекции, сделайте выводы

1. В группах собирают цепь и по показаниям приборов производят расчёт по формуле: A=IUt

2. По маркировке на чайнике определяют мощность, производят расчёт по формуле: A=Pt,

Смотрят видеоурок, размышляют,

отвечают на вопросы, делают выводы.

-умение осознанно строить высказывание

— анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций

Личностные УУД: определение значимости темы для себя.

(Содержание лекции – это объяснение новой темы. В лекции представлен материал с углублением в тему)

— формирование мыслительных операций;

-умение выбрать главное, определить существенные и несущественные признаки

— умение работать в паре,

Здоровьесберегающая пауза

Прием «Зеленое настроение

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться

Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая

кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём.

Послушайте красивую музыку, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотри на летний пейзаж, и пусть зеленый цвет снимет напряжение с ваших глазок

Смотрят ролик «Зеленое настроение» и отдыхают

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения .

Цель: научить моделировать правило в , в схеме , кластере.

Прием «Примени правило на практике»

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей,

Мы работали с одним потребителем, а у нас их много, производить такие расчёты неудобно. Как вы думаете, как можно определить работу тока сразу всех работающих потребителей?

Найдите назначение и принцип работы эл.счётчика.

В каких единицах измеряется работа тока?

Кто из вас платил за свет?

1. Устные ответы (по показаниям эл. счётчика)

2. Включаются в исследовательский процесс, работают с учебниками, доп. литературой.

3. Объясняют механизм оплаты и выводят формулу: Стоимость=А тока*тариф

С помощью параграфа учебника, оформляют правило в расчетах по предложенным заготовкам.

Планируют расположение правила в рисунке, формуле.

Познавательные УУД: проговаривание правила в группе и оформление его задачи.

Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения правила на практике.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

— умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы.

Этап реализации построенного проекта

1.«Афиширование»

Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике

А сейчас каждая группа презентует свои результаты .Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы.

Презентуют свою модель,

объясняют написание расчетов в предложенных заданиях

-дают оценку работе группы.

Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок .

Решение проблемы

Давайте вспомним фрагмент фильма, цель урока. Кто из выступающих ребят ребят прав? Все ли справились с заданием?

Зачем нужно знать правило?

Какой чайник экономичнее и почему?

Обязательный уровень: §41,42,вопрсы. повышенный уровень: http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm, читать конспект, составить вопросы. творческое задание: приготовить сообщения по любой из тем: «Положительное действие тока на организм человека »

Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Лестница успеха»

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

На доске наша лестница успеха, выходя из класса приклейте стикеры на ту ступеньку, которая соответствует вашему знанию по теме .

Спасибо Вам. Вы сегодня молодцы и надеюсь,получили удовлетворение от совершенной работы вами!

Познавательные: рефлексия деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самоопределение, самооценка.

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности .

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Источник