Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
- морфологические (изучение переменчивости строения тела и особенностей, связанных с половым диморфизмом, здоровьем и прочими факторами);
- генетические (изучение механизмов передачи наследственной информации);
- демографические (изучение демографии и популяционной генетики);
- физиологические (изучение особенностей функционирования систем человеческого организма и его адаптации к окружающей среде);
- психологические (изучение мышления, общения и прочих форм взаимодействия);
- этнологические (изучение популяций, народов, социальных групп);
- математические (статистические исследования и прочие инструменты анализа закономерностей).
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
- Антропогенез. Данный раздел изучает происхождение и эволюцию человека, пытаясь понять механизмы и причины, которые привели к появлению современных биологических особенностей нашего организма и поведения. Продолжительность процессов, изучаемых в рамках данного направления, измеряется десятками и сотнями тысячелетий.
- Этническая антропология (расоведение). Данный раздел изучает этнические и расовые особенности людей. Важно не проводить лишних параллелей между расоведением и расизмом, который всегда был формой ущемления человеческих прав. Расоведение является наукой, которая изучает естественные особенности людей, принадлежащих к определенному этносу, а также причины, из-за которых возникли данные особенности.
- Морфология. Этот раздел изучает, как зависят физиологические и психологические особенности человека от возраста, пола, этнической принадлежности и прочих условий.
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что к ультурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Источник
Возрастная антропология.Онтогенез
Возрастная антропология – специальный раздел антропологии, изучающий закономерности роста и физического развития человека антропологическими методами.
Возрастная антропология посвящена разбору возрастных процессов и связанной с ними онтогенетической изменчивости. Подчеркивается, что с преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека. Разбираются этапы роста и развития человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность, общие закономерности процесса развития, проблема полового диморфизма развития, понятия о темпах роста и критических периодах онтогенеза.
Онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике. Обсуждается понятие биологического возраста — фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта; понятия об акселерированности, ретардированности и нормальности хода индивидуального развития. Раскрывается процесс эпохальной акселерации (секулярный тренд), затрагивающий большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла. Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представлюет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.
Онтогенез, или жизненный цикл — одно из ключевых биологических понятий. Термин этот уже знаком Вам — мы неоднократно встречались с ним в ходе рассуждений.
Впервые его использовал Э. Геккель при формулировании своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается весь спектр последовательных преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).
Онтогенез (от греч. ontos — существо и genesis — происхождение) — это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.
Развитие организма ни в коем случае не следует представлять как простое увеличение в размерах. Биологическое развитие человека — сложное морфогенетическое событие. Это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем.
Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:
1. гиперплазия (деление клеток) — увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;
2. гипертрофия (рост клеток) — увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т.п.;
3. детерминация и дифференцировка клеток — детерминированными называются клетки, которые «выбрали» программу дальнейшего развития. В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, то есть происходит их дифференцировка — на клеточные типы. Тип обусловлен спецификой экспрессии генов, которая на клеточном уровне поддерживается благодаря явлению цитоплазматической и ядерной памяти.
4. морфогенез — конечным результатом упомянутых процессов является образование клеточных систем — тканей, а также органов и систем органов.
Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. В результате белкового синтеза заключенная в ДНК информация реализуется в форме ферментов, регулирующих функциональную активность клетки. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей, органов и, наконец, в целом, организма (морфогенеза).
Даже если не наблюдаются очевидные количественные изменения (собственно рост), в организме постоянно идут качественные перестройки на всех уровнях организации — от генетического (активность ДНК) — до фенотипического (форма, структура и функции органов, их систем и организма в целом).
Таким образом, именно в ходе роста и развития организма происходит реализация неповторимой наследственной программы (генотипа) в ее внешнее проявление (фенотип) под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды. С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связано «возникновение» всех видов изменчивости биологических признаков человека, в том числе и тех, о которых шла речь в предыдущих разделах нашего учебника, и тех, которые мы еще не рассмотрели.
Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития.
Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии — возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano — расти).
В общие задачи возрастной антропологии входит:
исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных). Сразу заметим, что исследования эти ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов — без учета этой информации они просто не имеют смысла;
изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.
Морфологическое (или соматическое) проявление онтогенетической изменчивости, пожалуй, наиболее очевидное для нашего восприятия возрастное событие, за исключением разве что изменений в ходе становления психики. Вспомните, как часто Вам приходится слышать фразы типа: «На вид ему около тридцати лет» или «Она ведет себя как пятилетний ребенок».
Итак, развитие можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков).
Нет ничего более безнадежного, чем попытка нарисовать картину изменения сложной системы. А ведь мы уже убедились, что наш организм представляет собой как раз такой комплекс. Если Вы в этом еще не уверены, напомним, что взрослый организм состоит примерно из 1015 (1 000 000 000 000 000) клеток. Эти клетки разделяются минимум на 210 только основных клеточных типа ( Албертс Б. и др., 1994). Эти клетки происходят всего от одной зиготы, они имеют разный срок «жизни», разную функцию и » историю» и одномоментно вам вряд ли удастся встретить в одном организме две совершенно идентичные клетки- близнецы. Вместе всё это работает как единая биологическая система (собственно организм), да еще и непрерывно изменяется во времени.
Нечего и говорить, что рост и развитие — сложное многофакторное явление, остающееся величайшей загадкой, далеко не до конца
познанной современной наукой. Мы с Вами, как всегда, рассмотрим упрощенную картинку, и не более того.
Таблица 7.7. Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов | |||
Периоды | Возраст и пол | Некоторые характерные возрастные события | |
Мужской | Женский | ||
Новорожденные | от рождения до 10 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела. | |
Грудной возраст | от 10 дней до 1 года | Начало питания «зрелым» молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. «Детская» речь. | |
Раннее детство | 1-3 года | Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я». Взрослая речь. | |
Первое детство | 4-7 лет | Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. | |
Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет | Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров — «зубов мудрости»). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. |
Подростковыйвозраст | 13-16 лет | 12-15 лет | Пубертатный спурт — второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале — словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность. |
Юношеский возраст | 17-21 лет | 16-20 лет | Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях. |
Первый зрелый возраст | 22-35 лет | 21-35 лет | Собственно зрелость — относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования «типично женских» и «типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода — окончание женского репродуктивного цикла — менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). |
36-60 лет | 36-55 лет | ||
Пожилой возраст | 61-74 лет | 56-74 лет | Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения». |
Старческийвозраст | 75-90 лет | ||
Долгожители | старше 90 лет | Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. | |
Нейтральное детство — время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста. |
21. Биологический возраст человека и его критерии. Акселерация.
Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.
Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.
Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.
Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.
Источник
Лекции — Антропология — файл Антропология.doc
Доступные файлы (1):
- Смотрите также:
- Антропология для психологов[ документ ]
- Антропология как общая система наук о человеке[ реферат ]
- Антропология как общая система наук о человеке[ реферат ]
- Антропология[ реферат ]
- Существующие концепции антропогенеза[ лабораторная работа ]
- Антропология[ реферат ]
- Клод Леви-Стросс. Структурная антропология[ документ ]
- Ребёнок глазами К.Д. Ушинского[ лекция ]
- Антропология[ лекция ]
- и правила раскопок. Археология[ лекция ]
- Философия и наука[ лекция ]
- Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки[ документ ]
Антропология.doc
19. Факторы роста и развития.
Наиболее общее понятие биологии развития – онтогенез – представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменения организма – роста и развития.
Онтогенез можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков). Под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды (модификаторов развития) в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его «внешнее» проявление (фенотип).
С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека.
Развитие человека начинается с одной клетки (оплодотворенной зиготы), а дальнейшие преобразования можно разделить на четыре крупных морфогенетических события: гиперплазию (деление клеток); гипертрофию (рост клеток); детерминацию и дифференцировку клеток и морфогенез. Конечным результатом этих преобразований является образование клеточных систем – тканей, а также органов, их систем органов и организма в целом.
К основным закономерностям процесса развития человека относятся непрерывность, постепенность, необратимость, цикличность, гетерохрония, чувствительность к эндо- и экзогенным воздействиям.
Существенным аспектом является выраженный половой диморфизм развития.
Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима (индивидуальна).
Развитие человека характеризуется периодами активизации и торможения роста. Темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно.
При нормальном течении, процессы роста и развития четко направлены и способны к самостабилизации, благодаря действию большого числа разнородных регуляторных механизмов. Эти механизмы запускаются благодаря генной экспрессии. Любое ростовое изменение в организме так или иначе связано с характером генетической активности.
Непосредственным каналом реализации наследственной программы являются ферменты, гормоны и другие эндокринные факторы. Изменение уровня их секреции в течение онтогенеза представляет собой ведущий фактор регуляции темпов индивидуального развития.
На всех этапах онтогенеза организм человека остается целостной и открытой биологической системой. Действие регуляторов и факторов развития начинается еще до момента зачатия. Затем уже другие механизмы продолжают контролировать процесс развития в течение всего пренатального периода и постнатального онтогенеза, определяя экспрессию, действуя непосредственно на клеточном и тканевом уровне.
Многие из этих механизмов обладают свойством саморегуляции, и большинство представляют собой сложные межсистемные комплексы, которые сами образуются в ходе онтогенеза. Они запускают и контролируют развитие отдельных систем организма. Мы же получаем хорошую возможность структурировать этот непрерывный процесс на условные этапы (периоды онтогенеза), регуляция в пределах которых оказывается более или менее жестко обусловленной генетически (чувствительные периоды).
Хотя всё или почти всё замыкается в конце концов на генах, даже эндогенные регуляторы роста (та же нейроэндокринная система, призванная канализировать рост), оказываются во взаимодействии с широким спектром экзогенных условий («шумов» развития), многие из которых имеют случайный характер. Реализация наследственной программы, происходящая в ходе индивидуального развития, в значительной степени попадает под влияние конкретных условий среды, в которой и протекает весь процесс. А ведь эти условия сами непрерывно изменяются.
В результате онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике.
Об этой норме мы узнаем благодаря исследованию биологического возраста – фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта.
По ускорению или, наоборот, замедлению темпов роста отдельных систем или всего организма в целом, то есть по степени его акселерированности или ретардированности, мы можем судить о нормальности хода индивидуального развития. А это, с одной стороны, прямой путь к контролю, профилактике и диагностике возможных отклонений, а с другой – возможность для более глубокого понимания причин биологической (и не только) изменчивости человека.
Темпы развития могут отличаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и такие изменения неоднократно происходили в истории человечества (эпохальные тенденции изменения темпов развития).
В течение полутора последних веков наблюдался процесс эпохальной акселерации. Этот процесс (секулярный тренд) затрагивает большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла.
В последние десятилетия он стабилизировался и отмечена противоположенная тенденция (эпохальная ретардация или деселерация).
Эпохальное изменение темпов роста и развития не сводится к равномерному увеличению или уменьшению всех показателей организма. Оно представляет собой изменение развития множества параметров организма, приводящее к изменению дефинитивного состояния. Явление можно описать, как разбалансировку системы регуляции онтогенеза.
Эпохальный тренд – многофакторный и динамичный процесс, не сводимый к одной причине. В каждой конкретной человеческой популяции, помимо общих причин, определяющих эпохальный сдвиг, действует множество факторов, обуславливающих неравномерность его динамики.
Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представляет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.
20. Биологический возраст и показатели зрелости.
При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Однако индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьировать в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития и послужило основанием для введения такого понятия как биологический возраст или возраст развития.
Формулирование понятия «биологический возраст» имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;
2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета) и
3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов). Делались попытки определять биологический возраст и по форме тела, т. е. по соотношению его размеров. Однако этот метод не нашел практического применения, поскольку размеры тела в каждом возрасте зависят от их дефинитивной величины, которая различна у разных людей.
При оценке биологического возраста в последнее время стали использовать показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делаются также попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.
Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необходимо подчеркнуть, что в связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования.
Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.
Определение биологического возраста по степени развития вторичных половых признаков
Биологический возраст широко определяют по степени развития вторичных половых признаков, поскольку это наиболее доступная оценка при массовых обследованиях.
Наиболее часто учитываются следующие признаки: развитие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у обоих полов; развитие молочных желез (Ма) и наступление менархе (Me) у девочек; пубертатное набухание сосков (С) и перелом голоса у мальчиков. Различают несколько стадий развития каждого признака. Так, на стадии, обозначенной Ма0, железы не выступают над поверхностью грудной клетки, Ma1 – выступают в виде конуса околососковый кружок вместе с соском, Ма2 – значительное конусообразное выступание желез, Ма3 – сосок поднимается над околососковым кружком, Ма4 – железа достигает размера и формы, характерной для взрослой женщины; P0 – волосы на лобке отсутствуют, P1 – единичные волосы, Р2 – выраженный волосяной покров, Р3 – длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей выделяют стадию Р4, когда волосы поднимаются по белой линии живота. В подмышечных впадинах: Ах0 – отсутствие волос, Ax1 – единичные волосы, Ах2 — выраженный волосяной покров, Ах3 – полный волосяной покров. У мальчиков С0 – маленький сосок, С1 – набухание околососкового кружка, С2 – околососковый кружок плоский, темнопигментированный, с редкими волосками по краю, сосок сформирован (все стадии по схеме Штефко и Островского, 1929).
Работами многих исследователей показано, что индивидуальная изменчивость в наступлении периода полового созревания исключительно велика 1 .
Существует значительная корреляция между степенью развития вторичных половых признаков и размерами тела. У подростков размеры тела тем больше, чем сильнее развиты вторичные половые признаки.
На материалах продольных исследований было показано, что девочки с более ранними сроками менархе еще до наступления периода полового созревания крупнее и морфологически более зрелые, чем девочки, начавшие менструировать поздно. Рано созревающие девочки уже в 8 лет превосходят по основным тотальным размерам поздно созревающих.
Существует также связь между уровнем полового созревания и степенью развития мышечной системы: у подростков одного возраста показатели мышечной силы в среднем тем выше, чем более развиты вторичные половые признаки 1 . .
Таким образом, определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежными критерием для правильной оценки их развития, но эти показатели могут быть использованы только в период полового созревания и при унифицированной системе оценки.
Определение биологического возраста по степени скелетной зрелости. Скелетная зрелость, или «костный возраст», служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодов. Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитием всего организма, и ее стадии приурочены к определенным этапам онтогенеза. Для определения костного возраста на практике в большинстве случаев используют стадии оссификации костей кисти и запястья.
Индивидуальная вариабельность в сроках оссификации скелета достаточно велика. Так, сроки появления ядер окостенения в костях кисти у отдельных индивидов могут различаться на 4-5 лет.
Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем задерживается. У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный. Напротив, при поздних сроках менархе костный возраст отстает от календарного.
В разные возрастные периоды степень связи между признаками полового созревания и окостенения скелета различна: у мальчиков она максимальна в 14-15 лет, у девочек – в 12-13 лет. В этом возрасте коэффициенты корреляции между оссификацией и такими показателями полового созревания, как появление волос на лобке и в подмышечных впадинах, достигают 0,6-0,7. Коэффициенты корреляции между наступлением синостозирования в первой пястной кости и началом нормального менструального цикла составляют 0,85-0,91. Состояние костей кисти позволяет уже за несколько лет до полового созревания установить, у кого из детей пубертатный период наступит раньше, а у кого задержится 2 .
Определение биологического возраста по степени зубной зрелости
Зубная зрелость обычно определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставления его с существующими стандартами 3 . .
В последнее время были предложены новые методы определения зубной зрелости с использованием стадий окостенения зубов по рентгенограммам челюстей. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и не подвергаются никаким возрастным изменениям, если не учитывать механического стирания жевательных поверхностей.
Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы – в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет.
Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня развития организма. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых признаков. На монозиготных и дизиготных близнецах было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большее сходство по зубной зрелости, чем по соматической или костной.
На основании такого рода фактов некоторые авторы пришли к заключению, что по состоянию прорезывания зубов скорее можно судить о паспортном, чем о биологическом возрасте.
Индивидуальные различия в биологическом возрасте определяются многими факторами: наследственными, социально-экономическими, климатогеографическими. Необходимо отметить, что на темпы роста и развития детей оказывает влияние и их этническая принадлежность. В связи с этим дети и подростки разных этнических групп при одинаковом календарном возрасте могут иметь различный биологический возраст 1 .
Одна из самых поздносозревающих групп мира – папуаски Новой Гвинеи (средний возраст менархе – 18 лет). В качестве примера раносозревающих групп могут быть названы грузинки Тбилиси, аргентинки Ла-Платы, турчанки Стамбула, итальянки Каррары (12,4 – 12,5 года). К поздносозревающим группам относятся все высокогорные популяции (киргизы Тянь-Шаня, таджики Памира, индейцы Анд, шерны Гималаев), проживающие в условиях постоянной гипоксии. Поздние сроки полового созревания обнаружены у долгожительских популяций (абхазы, азербайджанцы). Была высказана гипотеза, что замедление процессов роста и развития абхазов в сочетании с особенностями их конституции относятся к комплексу признаков, связанных с большей продолжительностью жизни (Миклашевская, Соловьева, Година, 1988). Из приведенных примеров следует, что понятие «биологический возраст» применимо не только к отдельным индивидам, но и к различным этническим группам в целом.
Принадлежность к определенному антропологическому типу может еще в одном отношении влиять на биологический возраст детей. Поскольку у представителей разных антропологических типов имеет место различное развитие третичного волосяного покрова, это сказывается на общей картине формирования вторичных половых признаков, а именно на сроках появления волос на лобке и в подмышечных впадинах у обоих полов, росте усов и бороды у мальчиков 2 . .
Это следует учитывать при оценке биологического возраста детей и подростков различных этнических групп.
На основании такого рода фактов некоторые авторы пришли к заключению, что по состоянию прорезывания зубов скорее можно судить о паспортном, чем о биологическом возрасте» 3 .
Источник