Меню

Реле регулятор что куда подключается

Реле-регулятор напряжения генератора: схема, принцип действия

Реле-регулятор напряжения генератора — это неотъемлемая часть системы электрооборудования любого автомобиля. С его помощью производится поддержка напряжения в определенном диапазоне значений. В данной статье вы узнаете о том, какие конструкции регуляторов существуют на данный момент, в том числе будут рассмотрены механизмы, давно не используемые.

Основные процессы автоматического регулирования

Совершенно неважно, какой тип генераторной установки используется в автомобиле. В любом случае он имеет в своей конструкции регулятор. Система автоматического регулирования напряжения позволяет поддерживать определенное значение параметра, независимо от того, с какой частотой вращается ротор генератора. На рисунке представлен реле-регулятор напряжения генератора, схема его и внешний вид.

Анализируя физические основы, с использованием которых работает генераторная установка, можно прийти к выводу, что напряжение на выходе увеличивается, если скорость вращения ротора становится выше. Также можно сделать вывод о том, что регулирование напряжения осуществляется путем уменьшения силы тока, подаваемого на обмотку ротора, при повышении скорости вращения.

Что такое генератор

Любой автомобильный генератор состоит из нескольких частей:

1. Ротор с обмоткой возбуждения, вокруг которой при работе создается электромагнитное поле.

2. Статор с тремя обмотками, соединенными по схеме «звезда» (с них снимается переменное напряжение в интервале от 12 до 30 Вольт).

3. Кроме того, в конструкции присутствует трехфазный выпрямитель, состоящий из шести полупроводниковых диодов. Стоит заметить, что реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 (инжектор или карбюратор в системе впрыска) одинаков.

Но работать генератор без устройства регулирования напряжения не сможет. Причина тому — изменение напряжения в очень большом диапазоне. Поэтому необходимо использовать систему автоматического регулирования. Она состоит из устройства сравнения, управления, исполнительного, задающего и специального датчика. Основной элемент — это орган регулирования. Он может быть как электрическим, так и механическим.

Работа генератора

Когда начинается вращение ротора, на выходе генератора появляется некоторое напряжение. А подается оно на обмотку возбуждения посредством органа регулировки. Стоит также отметить, что выход генераторной установки соединен напрямую с аккумуляторной батареей. Поэтому на обмотке возбуждения напряжение присутствует постоянно. Когда увеличивается скорость ротора, начинает изменяться напряжение на выходе генераторной установки. Подключается реле-регулятор напряжения генератора Valeo или любого другого производителя к выходу генератора.

При этом датчик улавливает изменение, подает сигнал на сравнивающее устройство, которое анализирует его, сопоставляя с заданным параметром. Далее сигнал идет к устройству управления, от которого производится подача на исполнительный механизм. Регулирующий орган способен уменьшить значение силы тока, который поступает к обмотке ротора. Вследствие этого на выходе генераторной установки производится уменьшение напряжения. Аналогичным образом производится повышение упомянутого параметра в случае снижения скорости ротора.

Двухуровневые регуляторы

Двухуровневая система автоматического регулирования состоит из генератора, выпрямительного элемента, аккумуляторной батареи. В основе лежит электрический магнит, его обмотка соединена с датчиком. Задающие устройства в таких типах механизмов очень простые. Это обычные пружины. В качестве сравнивающего устройства применяется небольшой рычаг. Он подвижен и производит коммутацию. Исполнительным устройством является контактная группа. Орган регулировки — это постоянное сопротивление. Такой реле-регулятор напряжения генератора, схема которого приведена в статье, очень часто используется в технике, хоть и является морально устаревшим.

Работа двухуровневого регулятора

При работе генератора на выходе появляется напряжение, которое поступает на обмотку электромагнитного реле. При этом возникает магнитное поле, с его помощью притягивается плечо рычага. На последний действует пружина, она используется как сравнивающее устройство. Если напряжение становится выше, чем положено, контакты электромагнитного реле размыкаются. При этом в цепь включается постоянное сопротивление. На обмотку возбуждения подается меньший ток. По подобному принципу работает реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 и других автомобилей отечественного и импортного производства. Если же на выходе уменьшается напряжение, то производится замыкание контактов, при этом изменяется сила тока в большую сторону.

Электронный регулятор

У двухуровневых механических регуляторов напряжения имеется большой недостаток — чрезмерный износ элементов. По этой причине вместо электромагнитного реле стали использовать полупроводниковые элементы, работающие в ключевом режиме. Принцип работы аналогичен, только механические элементы заменены электронными. Чувствительный элемент выполнен на делителе напряжения, который состоит из постоянных резисторов. В качестве задающего устройства используется стабилитрон.

Современный реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 является более совершенным устройством, надежным и долговечным. На транзисторах функционирует исполнительная часть устройства управления. По мере того как изменяется напряжение на выходе генератора, электронный ключ замыкает или размыкает цепь, при необходимости подключают добавочное сопротивление. Стоит отметить, что двухуровневые регуляторы являются несовершенными устройствами. Вместо них лучше использовать более современные разработки.

Трехуровневая система регулирования

Качество регулирования у таких конструкций намного выше, нежели у рассмотренных ранее. Ранее использовались механические конструкции, но сегодня чаще встречаются бесконтактные устройства. Все элементы, используемые в данной системе, такие же, как и у рассмотренных выше. Но отличается немного принцип работы. Сначала подается напряжение посредством делителя на специальную схему, в которой происходит обработка информации. Установить такой реле-регулятор напряжения генератора («Форд Сиерра» также может оснащаться подобным оборудованием) допустимо на любой автомобиль, если знать устройство и схему подключения.

Здесь происходит сравнение действительного значения с минимальным и максимальным. Если напряжение отклоняется от того значения, которое задано, то появляется определенный сигнал. Называется он сигналом рассогласования. С его помощью производится регулирование силы тока, поступающего на обмотку возбуждения. Отличие от двухуровневой системы в том, что имеется несколько добавочных сопротивлений.

Современные системы регулирования напряжения

Если реле-регулятор напряжения генератора китайского скутера двухуровневый, то на дорогих автомобилях используются более совершенные устройства. Многоуровневые системы управления могут содержать 3, 4, 5 и более добавочных сопротивлений. Существуют также следящие системы автоматического регулирования. В некоторых конструкциях можно отказаться от использования добавочных сопротивлений.

Вместо них увеличивается частота срабатывания электронного ключа. Использовать схемы с электромагнитным реле попросту невозможно в следящих системах управления. Одна из последних разработок — это многоуровневая система управления, которая использует частотную модуляцию. В таких конструкциях необходимы добавочные сопротивления, которые служат для управления логическими элементами.

Как снимать реле-регулятор

Снять реле-регулятор напряжения генератора («Ланос» или отечественная «девятка» у вас — не суть важно) довольно просто. Стоит заметить, что при замене регулятора напряжения потребуется всего один инструмент — плоская или крестовая отвертка. Снимать генератор или ремень и его привод не нужно. Большинство устройств находится на задней крышке генератора, причем объединены в единый узел с щеточным механизмом. Наиболее частые поломки происходят в нескольких случаях.

Во-первых, при полном стирании графитовых щёток. Во-вторых, при пробое полупроводникового элемента. О том, как провести проверку регулятора, будет рассказано ниже. При снятии вам потребуется отключить аккумуляторную батарею. Отсоедините провод, который соединяет регулятор напряжения с выходом генератора. Выкрутив оба крепежных болта, можно вытянуть корпус устройства. А вот реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2101 имеет устаревшую конструкцию — он монтируется в подкапотном пространстве, отдельно от щеточного узла.

Проверка устройства

Проверяется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106, «копеек», иномарок одинаково. Как только произведете снятие, посмотрите на щетки — у них должна быть длина более 5 миллиметров. В том случае, если этот параметр отличается, нужно проводить замену устройства. Чтобы осуществить диагностику, потребуется источник постоянного напряжения. Желательно, чтобы можно было изменить выходную характеристику. В качестве источника питания можно использовать аккумулятор и пару пальчиковых батареек. Еще вам необходима лампа, она должна работать от 12 Вольт. Вместо нее можно использовать вольтметр. Подключаете плюс от питания к разъему регулятора напряжения.

Читайте также:  Регулятор для канального вытяжного вентилятора

Соответственно, минусовой контакт соединяете с общей пластиной устройства. Лампочку или вольтметр соединяете со щетками. В таком состоянии между щетками должно присутствовать напряжение, если на вход подается 12-13 Вольт. Но если вы будете подавать на вход больше, чем 15 Вольт, между щетками напряжения не должно быть. Это признак исправности устройства. И совершенно не имеет значения, диагностируется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 или другого автомобиля. Если же контрольная лампа горит при любом значении напряжения или вовсе не загорается, значит, присутствует неисправность узла.

Выводы

В системе электрооборудования автомобиля реле-регулятор напряжения генератора «Бош» (как, впрочем, и любой иной фирмы) играет очень большую роль. Как можно чаще следите за его состоянием, проверяйте на наличие повреждений и дефектов. Случаи выхода из строя такого устройства нередки. При этом в лучшем случае разрядится аккумуляторная батарея. А в худшем может повыситься напряжение питания в бортовой сети. Это приведет к выходу из строя большей части потребителей электроэнергии. Кроме того, может выйти из строя и сам генератор. А его ремонт обойдется в кругленькую сумму, а если учесть, что АКБ очень быстро выйдет из строя, расходы и вовсе космические. Стоит также отметить, что реле-регулятор напряжения генератора Bosch является одним из лидеров по продажам. У него высокая надежность и долговечность, а характеристики максимально стабильны.

Источник



Реле-регулятор напряжения: характеристики, цена, схема подключения

Из статьи вы узнаете о том, что такое реле-регулятор напряжения автомобильного генератора. Кроме того, рассмотрите конструкцию генераторных установок, которые используются на современных автомобилях. В машине имеется два основных источника питания – это генератор и аккумуляторная батарея. Причем работать они должны одновременно. С одной особенностью – запуск мотора происходит от аккумулятора, а вот при работе двигателя бортовая сеть запитана от обоих источников. Кроме того, от генератора производится подзарядка батареи. Стоит также отметить, что автомобильные генераторы являются очень надежными узлами, которые прекрасно работают в любых климатических зонах.

Устройство генератора

Особенностью всех автомобильных генераторов является то, что они вырабатывают трехфазное переменное напряжение. Большая часть устройств имеет правое вращение, в передней части располагается крыльчатка, необходимая для обдува воздухом корпуса и обмоток. На задней же крышке предусмотрен защитный кожух, благодаря которому внутрь устройства не попадает влага, пыль, грязь. К примеру, реле-регулятор напряжения ВАЗ-2110 защищено этой крышкой от попадания посторонних предметов, влаги и пыли.

Внутри генератора установлен блок выпрямителей – шесть диодов, включенных по мостовой схеме. Тут вы можете наблюдать отличие от классической мостовой схемы, так как возникает необходимость в выпрямлении трехфазного тока. Ротор вращается внутри корпуса. Он содержит обмотку возбуждения. Кроме того, на корпусе (статоре – неподвижной части) имеется тоже обмотка, именно она вырабатывает ток для питания бортовой сети автомобиля и подзарядки аккумулятора.

Принцип работы генераторной установки

Принцип работы основан на эффектах электромагнитной индукции. Давайте посмотрим, что это за эффекты. Допустим, имеется проводник, который находится в магнитном поле. Да, в состоянии покоя вы ничего не сможете наблюдать. Но если же заставить проводник или поле двигаться, то на выводах появится некоторая разность потенциалов. А если говорить проще, то переменное напряжение. Такая же история в генераторе – ротор содержит обмотку возбуждения, на которую подается напряжение. В результате этого вырабатывается магнитное поле. Контроль магнитного поля в генераторе семерки осуществляет реле-регулятор напряжения ВАЗ 2107.

При вращении ротора от коленчатого вала двигателя магнитное поле начинает двигаться, происходит постоянная смена полярности. Ток передается на обмотку возбуждения при помощи щеток из графита и специальных контактных колец. Вот именно так происходит генерация электроэнергии, затем нужно провести выпрямление. А делается это шестью (иногда девятью) диодами. Девять диодов используются в схемах, в которых предусмотрена защита от обратного напряжения. Правда, в автомобильной технике подобный вариант включения не применяют.

Как производится питание обмотки возбуждения

Как вы смогли понять, самое главное – это осуществить питание обмотки возбуждения. А она играет в генераторе значимую роль. Было упомянуто выше о том, что для передачи напряжения на обмотку необходимо наличие двух узлов: щеток и колец. Именно с их помощью работает реле-регулятор напряжения ВАЗ-2110. Кольца расположены на поверхности ротора, к ним примыкают щетки. Вот это и есть наиболее уязвимый узел любого генератора. Щетки изготовлены на основе графита, поэтому при трении они постепенно разрушаются. В месте, где находится реле-регулятор напряжения, высокий уровень вибрации, поэтому не исключена возможность его поломки из-за постоянных механических нагрузок.

Следовательно, необходимо постоянно следить за состоянием щеточного механизма. Кроме того, при помощи регулировки питания обмотки возбуждения можно получить различное напряжение на выходе. Например, если подать на обмотку ротора 12 вольт, то столько же стабильно будет на выходе генератора. Если 6 вольт подавать, то на выходе будет ровно 6. Именно в цепь обмотки ротора произведено включение такого устройства, как реле-регулятор напряжения. Причем конструкция у него может быть как механическая, так и электронная.

Назначение регулятора напряжения

На сегодняшний день большую популярность получили полупроводниковые приборы. Например, реле-регулятор напряжения ВАЗ-2107 состоит из полупроводника, включенного в режиме ключа. Их преимущество заключается в малых габаритах и отсутствием необходимости проводить настройки. Вы покупаете изделие, которое имеет оптимальные регулировки, оно не нуждается во вмешательстве, чтобы обеспечить стабильную работу. Достаточно только провести установку на генератор, как устройство начнет работать. Причем срок службы полупроводникового прибора оказывается в сотни раз выше, чем механического.

Регулятор напряжения необходим для того чтобы провести стабилизацию напряжения, подаваемого на обмотку ротора. А теперь суть процесса. Если обмотку возбуждения подключить к аккумуляторной батарее без стабилизатора, то напряжение на выходе будет изменяться в широком диапазоне – от 10 до 30 вольт. А это недопустимо, так как вся бортовая сеть рассчитана на 12 вольт. А причина изменения в таком диапазоне – это различное число оборотов коленчатого вала, как следствие – ротора генератора. Отсюда сделать можно вывод, что чем больше частота вращения коленчатого вала, тем выше напряжение на выходе. От этого явления и позволяет избавиться реле-регулятор.

Принцип работы регулятора напряжения

В данной статье будут рассмотрены только электронные конструкции, в основе которых лежат полупроводники. Дело в том, что механические не используются уже очень давно, так как они морально устарели. Поэтому сейчас используется более современная схема реле-регулятора напряжения. К тому же механические нужно постоянно настраивать, а это не нравится всем автомобилистам. Как же работает это устройство? Все достаточно просто, если понять принцип функционирования. Стоит заметить, что полупроводник работает в режиме ключа. Если говорить проще, то выключателя. При вращении ротора происходит постоянная коммутация – на обмотку возбуждения то подается напряжение с выхода генератора, то нет.

Чем выше напряжение на выходе генератора, тем чаще срабатывает электронный ключ. Следовательно, при увеличении напряжения до значения 13,5-14,2 вольт происходит отключение роторной обмотки от цепи питания. При снижении значения ниже упомянутого предела, питание начинает снова поступать. Конечно, реле-регулятор напряжения ВАЗ-2114 настроен на срабатывание именно в диапазоне, который был приведен выше. Благодаря тому, что происходит такая постоянная коммутация цепи с большой частотой, на выходе генератора вырабатывается максимально стабильное напряжение. Стоит запомнить значения, приведенные выше, так как они пригодятся для проверки реле-регуляторов. Процесс этот не займет много времени, но позволит точно определить неисправность. Если у вас часто случается поломка этого узла, то стоит обратить внимание на генератор. Вполне возможно, что у него имеются внутренние повреждения, которые необходимо устранять.

Читайте также:  Регулятор температуры ртп 32б

Привод генераторов

Уже было несколько слов сказано о том, что ротор генератора вращается от коленчатого вала. А реле-регулятор напряжения УАЗ питается от выхода генератора. На коленчатом валу находится шкив, который связан ременной передачей с ротором. На нем имеется аналогичный по конструкции шкив, но меньшего диаметра. На большинстве современных автомобилей применяются поликлиновые многоручейковые ремни. Они имеют внутри армирование, внешняя часть гладкая, а внутренняя с выемками. С их помощью производится фиксация ремня на поверхности шкивов. Стоит отметить, что от натяжения ремня зависит многое.

В частности, ресурс генератора – если сильно натянуть ремень, то происходит быстрый износ подшипника, расположенного в передней крышке. Но если же его натянуть слабо, то будет ощущаться нехватка тока. Следствие этого – быстрый разряд аккумуляторной батареи. Крепление корпуса генератора к блоку двигателя производится при помощи двух кронштейнов – верхнего и нижнего. Они оба подвижные, но чтобы провести регулировку натяжения ремня, достаточно ослабить верхнее. На корпусе устройства имеется шпилька, которая крепится в кронштейн, установленный на блоке двигателя.

Как проверить регулятор напряжения на автомобиле

Чтобы осуществить диагностику цепей питания, вам потребуется мультиметр. Его нужно будет использовать в двух режимах – омметра и вольтметра. Если вспомнить о том, какая схема реле-регулятора напряжения электронного типа, то выясняется, что они не подлежат ремонту. Поэтому в случае если произошло разрушение этого прибора, придется устанавливать новый. Но стоит заметить, что большинство регуляторов выполнены в едином корпусе с щеточным узлом. Следовательно, при чрезмерном износе щеток заменяются не только они, но и регулятор напряжения.

Для проверки реле-регулятора не нужно его снимать, хоть и занимает эта процедура несколько секунд по времени. Вам потребуется вольтметр. Причем шкала чтобы была растянута, а предел измерения находился в диапазоне 12..30 Вольт. Причина в том, что, как говорилось ранее, при неисправном стабилизаторе происходит повышение значения напряжения в бортовой сети. Но порой случается, что генератор вообще отказывается работать, на его выходе нет напряжения. Следовательно, реле-регулятор напряжения ВАЗ-2106 или другого автомобиля, перестает работать.

А вся бортовая сеть запитывается только от аккумуляторной батареи. Обратите внимание на то, что ее емкости хватит на весьма непродолжительное время. Особенно в случае, если автомобиль инжекторный (большой разряд идет при работе топливного насоса). Чтобы окончательно убедиться в этом, заведите двигатель и включите ближний свет. Вольтметр подключите к клеммам аккумуляторной батареи. Значение напряжения должно быть в интервале 13,5-14,2 Вольт. Если меньше или больше, то имеется явная поломка регулятора или щеточного узла.

Диагностика при помощи блока питания

Но можно снять регулятор, отключив его от генератора. Так проверка реле-регулятора напряжения выполняется намного эффективнее. Заметьте, что при проведении любых работ с электрооборудованием нужно производить отключение аккумуляторной батареи. Вам для диагностики потребуется лампа накаливания, а также источник питания с регулируемым напряжением на выходе. Если такого нет, то можно использовать зарядчик аккумуляторов и несколько пальчиковых батареек (чтобы получить суммарное напряжение свыше 15 Вольт). Лампа включается между щетками, а на выводы «В», «Б», подается плюс питания. Соответственно, к массовому выводу необходимо подключить минус. Должны соблюдаться такие условия:

  • напряжение до 14 вольт – лампа горит;
  • напряжение свыше 15 вольт – лампа гаснет.

Если какое-то условие не выполняется, то можно говорить о том, что имеет место поломка регулятора напряжения.

Диагностика состояния роторной обмотки

К сожалению, ничто не вечно, даже такой надежный и долговечный узел, как генератор, может испортиться. В частности, нередко происходит разрушение обмотки ротора (возбуждения). Происходить это может по различным причинам. В первую очередь, механическое воздействие не выдерживает узел. Кроме того, на нее может попадать пыль, вода, грязь, отсюда уменьшение ресурса, нарушение работы генератора в целом. При поломке роторной обмотки генератор перестает вырабатывать электроэнергию. Первый признак недостаточного напряжения в сети – указатели поворотов начинают очень быстро мигать, свет тускнеет. Следовательно, реле-регулятор напряжения генератора не работает, так как ему попросту нечего питать.

Для диагностирования состояния роторной обмотки необходимо воспользоваться омметром. Конечно, для проведения грубой проверки можно вооружиться простым пробником, изготовленным из лампы накаливания и пальчиковой батарейки. Но эффективность такой диагностики не будет крайне мала. После того как разобрали генератор, возьмите ротор, к кольцам подключите омметр. Он должен показать сопротивление в диапазоне 1,8-5 Ом. При значительном отличии от этого значения, необходимо провести визуальную проверку. Например, очень часто происходит обрыв провода, из которого состоит обмотка. Причем наиболее частое место обрыва – это пайка его с кольцами.

Диагностика статорной обмотки

Если роторную обмотку можно проверить непосредственно на автомобиле, правда, для этого нужно иметь длинные пальцы и зоркий глаз, то статорную допускается диагностировать только после полной разборки генератора. Между прочим, реле-регулятор напряжения скутера проверяется так же, как и на автомобиле. А вот диагностика обмотки статора должна проводиться после разборки всего механизма. Причина в том, что выпрямительный мост будет мешать проведению диагностики. Итак, что же делать в самом начале? А вам нужен один прибор – омметр. Конечно, наиболее подходящим окажется мультиметр, так как его можно очень быстро переключить в режим «прозвонки».

Проверьте на обрыв все три статорные обмотки. Для этого подключайте омметр (или мультиметр в режиме «прозвонки») к выводам обмоток. Если неполадок не найдено, то продолжайте диагностирование дальше. При помощи того же прибора нужно определить, нет ли замыкания обмоток на корпус генератора. Таким же образом проверяется и наличие межвиткового замыкания. Но этот параметр лучше всего проверять при помощи другого устройства – мегомметра (например, ПДО-1). Если обнаружена какая-либо неисправность в статорной обмотке, то необходимо провести замену узла. Причем в некоторых случаях, когда генератор требует полного ремонта, разумнее провести замену всего устройства, а не установку новых элементов.

Диагностирование выпрямительного блока

К выходу выпрямителя производится подключение реле-регулятора напряжения. Желательно проводить проверку силовых диодов только после отсоединения их от выводов статорной обмотки. Для этого, как вы понимаете, требуется полностью разобрать генератор. Перед началом проверки вам нужно вспомнить школьный курс физики, а точнее – свойства полупроводников. Вы должны знать, что диоды способны пропускать через себя постоянный электрический ток только в одном направлении. Именно это свойство и берется в основу проверки. Для проведения работы необходим все тот же омметр или мультиметр в режиме «прозвонки». Подключаете к нему диод, затем меняете полярность. Если он проводит в одном случае, а в другом – нет, то диод исправен. Если же он не проводит ток ни в одну сторону, то он вышел из строя. Аналогично и в случае, если проводит в обоих направлениях.

Меры безопасности

Когда реле-регулятор напряжения генератора подвергается ремонту или обслуживанию, необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности. Для того чтобы эксплуатация генератора и его узлов происходила в безопасном режиме, нужно соблюдать определенные требования. В частности, запрещена работа генератора без включенной в цепь аккумуляторной батареи. При кратковременном отключении аккумулятора происходит резкий скачок напряжения. В результате этого реле-регулятор выходит из строя. Обратите внимание на то, что при попытке завести с буксира, генератор не всегда может выдать необходимое напряжение. Кроме того, если используете «прикуривание», нужно включать максимально возможное число потребителей при запуске.

Читайте также:  Регулятор оборотов дрели принцип работы

Также недопустимо включение любых источников напряжения в бортовую сеть, при условии, что производится соединение с неправильной полярностью. Также нельзя подключать бортовую сеть автомобиля к источникам питания с напряжением свыше 14 вольт. Если же проводятся сварочные работы, то необходимо отключать аккумулятор от сети, а также провода, идущие на обмотку возбуждения. Кроме того, масса сварочного аппарата не должна соединяться с кузовом автомобиля. Вот и все, что можно рассказать о таком приборе, как реле-регулятор напряжения. Цена его в магазинах составляет 250-300 рублей, а это не очень много, если учесть, что он идет с щеточным узлом воедино.

Источник

Как подключить реле регулятор к генератору автомобиля

Как подключить реле регулятор к генератору

Встроенный или выносной регулятор – один из главных компонентов генератора, обеспечивающий стабильное функционирование всей системы электроснабжения автомобиля. В некоторых случаях полезно устанавливать внешний регулятор, если наблюдается перезаряд или другие сложности. Узнайте о том, как правильно подключать реле выносного типа.

Выносной регулятор

Нередко случается у водителей такое. Запаливаются щётки генерирующего устройства. Регулятор встроен вместе с щётками. Приходится менять всё вместе. И тут совет от знатоков: лучше поставь внешний регулятор, чем встроенный. Уж больно не хвалят модели, выпущенные в последнее время.

Хорошо, думаешь, поставлю внешний, только как его подключать? Оказывается, есть удобная схема, которая позволяет легко всю эту модернизацию осуществить.

Некоторые важные моменты:

  • нельзя путать фишки на регуляторе под номерами 67 и 15 (первая должна соединяться с генерирующим устройством, а вторая – идти на предохранители);

Вот как выглядит схема подключения

Схема подключения выносного и встроенного реле

На нижнем фото видим схему, которая показывает подключение уже встроенного реле регулятора.

Она подходит для подключения на «пятёрки», «семёрки», ВАЗ 2104, если ГУ установлено от ВАЗ «копейки». Как видим, реле регулятор выносного типа подключается посредством двух выводов. 15-й вывод идет на предохранитель.

Второй вывод 67 соединяется с генератором. Провод соединяется с фишкой от щёток.

Также реле выносного типа должно соединяться с массой – любой частью кузова.

Реле – это не что иное, как выключатель, служащий для смыкания и отключения отдельных зон электрической цепи, происходящих при конкретных показателях электровеличин. Реле машины иначе называют коммутатором нагрузочного напряжения, и это верно на все 100 процентов. Когда ГУ, вентилятор или стартер потребляет тока больше, чем нужно, реле срабатывает.

Каким бывает регулятор напряжения

Реле состоит из магнита электрического типа, якоря и переключателя. Электромагнитом выступает в данном случае трос, обвитый вокруг индуктора с магнитным стержнем, а якорем – особая пластина, управляющая контактами.

Как только электрическое напряжение проходит сквозь обмотку магнита, возникает электрическое поле. Специальный толкатель прижимает якорь к сердечнику и, тем самым, переключаются контакты.

Внимание. Известно два типа реле, применяемых на автомобилях ВАЗ. Это неконтактное реле-регулятор и МЭР (электрический). Именно схема последнего реле показана на картинке ниже.

Неконтактное реле или НЭРР представляет собой достаточно новый агрегат, не требующий никаких дополнительных корректировок или регулирования. Что касается МЭР, то это прибор старого образца, изготовление которого в настоящее время приостановлено.

Итак, ВРН или регулятор встроенный представляет собой устройство, состоящее из микросхемы, транзистора и корпуса с щётками. Если выходит из строя встроенный регулятор, то его заменяют на новый, либо устанавливают выносной.

Внешний регулятор легко инсталлировать, если следовать строго инструкции.

Модернизация подразумевает демонтаж и разбор генерирующего устройства.

ГУ или генератор

Генератор в любой автомобильной электросхеме выполняет главенствующие функции. Именно от него зависит нормальное функционирование и эксплуатация машины. Надежное ГУ устанавливается во все иномарки и модели отечественного автопрома.

Генератор автомобиля ВАЗ

К примеру, на «шестёрку» ставится ГУ, заряд которого удовлетворяет потребность в электричестве любого штатного компонента. Если не перегружать генерирующее устройство «шестёрки», то автомобиль способен отъездить ещё много и много километров. Однако важно своевременно проводить профилактические процедуры – следить за натяжением ремня и состоянием щёток.

ГУ подключается по классической схеме. На примере генератора ВАЗ 2106 рассмотрим его функционирование. Маркируется это ГУ, как Г-221. Представляет собою синхронную электромашину переменного напряжения с ЭЛМГ возбуждением. Внутрь ГУ встроен ВБ (выпрямитель) с 6-ю диодами.

Схема подключения генератора на ВАЗ

1 обмотка ротора генератора
2 генератор
3 обмотка статора генератора
4 выпрямитель генератора
5 аккумуляторная батарея
6 тумблер зажигания
7 контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
8 реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи
9 блок предохранителей ВАЗ -2106
10 дроссель
11 термокомпенсирующий резистор
12 добавочные резисторы
13 регулятор напряжения

Простая и понятная схема, не требующая каких-либо тонкостей и специфических знаний. На «шестёрке» ГУ размещается на моторе справа. Крепится к натяжной планке гайкой и к кронштейну своими лапками.

Как видим, на схеме показан выносной регулятор. Он помечен цифрой 13. Генератор указан под цифрой 2, блок предохранителей – под цифрой 9.

Отдельно хотелось бы рассмотреть реле, которое в схеме генератора «шестёрки» играет важную роль. В первую очередь оно служит для того, чтобы подавать информацию водителю о состоянии зарядки. Её, как известно, создаёт генерирующее устройство.

Реле выполнено по тому же принципу, как и все устройства, функционирующие, согласно тем же свойствам. Подключение осуществляется к клемме 30 генератора. Отдельный провод идёт через предохранители к ЗЗ (замку).

Действие реле сводится к следующему: лишь только вольтаж БС снижается (опускается ниже 12-вольтового значения), релейные контакты размыкаются, индикатор задействуется, давая знак водителю.

Для лучшего понимания схемы подключения рекомендуется ознакомиться также с принципами зарядки батареи:

  • как только проворачивается ключ в ЗЗ, на регулятор реле через предохранитель подаётся (вывод 15) электроимпульс;
  • в регуляторе напряжение трансформируется и идёт дальше на положительную щётку ГУ;
  • затем через щётку напряжение идёт на обмотку возбуждения ГУ;
  • затем – на отрицательную щётку, через которую и выводится на массу.

После того, как задействуется реле или после достижения в БС нормального значения вольтажа, ГУ начинает вырабатывать ток с нужным значением. Индикаторная лампа тухнет, а схема начинает работу в заводском режиме. А вот когда общий вольтаж падает, тока оказывается недостаточно, и контакты размыкаются, что приводит к горению лампы разрядки.

Реле заряда или реле контрольной лампы

Постоянное включение индикаторной лампы заряда свидетельствует о неправильной работе гена. Происходит же это по разным причинам. Для начала следует проверить предохранители: если они в активном состоянии, то внимания заслуживают уже оба реле: регулятор и зарядник. Если и они в порядке, то уже неисправности надо искать в самом генерирующем устройстве.

Прежде чем приступить к замене реле, рекомендуется тщательно проверять функционирование регулятора. Автомобиль запускается, обороты придерживаются в пределах 2500-3000 об/мин. После этого нужно отключить все потребители тока, кроме зажигания. Затем надо измерить напряжение на выводах АКБ.

Зарядка может пропадать в следующих случаях:

  1. Если изношены генераторные щётки.
  2. При неисправностях генерирующего устройства.
  3. Если неисправно реле зарядки.
  4. При выходе из строя выпрямительного блока (диодный мост).

Таким образом, инсталляция выносного реле-регулятора взамен встроенного принесёт много пользы. Дело в том, что современные зарядные системы обладают куда большей мощностью. Тем самым, современные ЗУ и намного сложнее, чем системы старого образца.

Источник