Меню

Реле регулятор для мотоцикла иж юпитер

motoizh.ru

Все о мотоциклах ИЖ

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

6-вольтовые реле-регуляторы( регулировка,ремонт,замена)

6-вольтовые реле-регуляторы( регулировка,ремонт,замена)

Сообщение galkin24 » 23 июл 2009, 17:42

Если на вашем мотоцикле с 6-вольтовым электрооборудованием отсутствует зарядка аккумуляторной батареи, и проверка указывает на исправность генератора ( включаем лампу на 6 вольт между «Я» и «Ш» предварительно замкнув «Ш» на массу, лампа горит в полный накал-генератор исправен) то виновником этой неполадки скорее всего является реле-регулятор. Реле-регуляторы устанавливались 2 типов: иж-56 ( на иж-56, иж-п,иж-ю)
и иж-рр-1 (на п2,ю2, и наверно п3,ю3).Все они преклонного возраста и не баловались вниманием по причине некоторой сложности обслуживания и регулировки.
В этом кратком руководстве будут освещены вопросы регулировки, ремонта , и возможной альтернативы РР.
Неисправность реле-регулятора нарушает нормальную работу всей системы . Перегорание ламп, выкипание электролита аккумулятора, сильный нагрев катушки зажигания, генератора и самого реле-регулятора — это сигнал о его неисправности. Реле-регулятор — очень чувствительное устройство, и регулировать его можно только с помощью электроизмерительных приборов. Не рекомендуется вскрывать реле-регулятор без надобности. Если повысилось напряжение в сети,о чем свидетельствует слишком яркое горение электроламп или их перегорание, надо вскрыть крышку реле-регулятора и проверить его работу с помощью вольтметра постоянного тока.
http://s018.radikal.ru/i528/1408/20/e6a55d83909e.jpg
Заводская регулировка реле-регулятора ИЖ-56 проводится на холостом ходу генератора, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому, регулируя регулятор на мотоцикле, необходимо проложить изоляционную прокладку из бумаги ( не изоленту только) между контактами реле обратного тока. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумуляторной батареи и нагрузки на генераторе не будет.
Вольтметр подсоединяют к клеммам «Я» и «М». производится запуск двигателя без включения потребителей. На средних оборотах напряжение должно быть в пределах 7,3—7,8 вольта.
Если напряжение выходит из требуемых пределов, то сначала следует зачистить контакты лезвием бритвы. Контакты реле изготовлены из серебра и легко обрабатываются. Применять для зачистки контактов наждачную или стеклянную бумагу, надфиль недопустимо. Зачистку можно производить только при неработающем двигателе. Если она не дала положительных результатов, проверяют зазоры между вибратором и верхней пластиной электромагнита, а также между контактами 5 и 6. Зазор устанавливается следующим образом: между вибратором и пластиной электромагнита вставляют ЩУП толщиной 1 мм и усилием руки прижимают вибратор к пластине. В этот момент зазор между контактами 5 и 6 должен быть в пределах 0,1 — 0,15 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо отвернуть винты 7 и снять верхний угольник 3, затем слегка отвернуть винт крепления нижнего угольника и передвинуть угольник, чтобы установить нормальный зазор. После этого устанавливают прокладки и верхний угольник 3 и неполностью завертывают винты 7 (на винтах обязательно должны быть изоляционные втулки). Вставив второй щуп между контактами 5 и 6, прижимают верхний угольник 3 до соприкосновения с контактом 4 и полностью завертывают винты 7. Теперь надо снова проверить правильность установки зазоров и напряжение при работающем двигателе. Если потребуется, напряжение необходимо отрегулировать, изменяя натяжение пружины 2 вибратора путем подгибки регулировочного ушка угольника 3. С увеличением натяжения пружины напряжение будет увеличиваться, с ослаблением — уменьшаться.
Подгибать ушко угольника надо при неработающем двигателе, а при проверке напряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.
Необходимо помнить, что зазор между контактами регулятора должен быть обязательно 0,1 — 0,15 мм.
Замыкание всех трех контактов при работающем двигателе недопустимо.
Окончив регулировку регулятора напряжения, вынимают изоляционную прокладку, вставленную между контактами реле обратного тока.
Для регулировки реле обратного тока необходимо иметь, кроме вольтметра, амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А) его вполне заменит мультиметр. Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регулятора напряжения, а амперметр нужно подключить последовательно к аккумуляторной батарее.
Для этого провод отсоединяют от батареи и присоединяют его к амперметру, а другую клемму прибора соединяют с той клеммой батареи, от которой был отсоединен провод. Затем заводят двигатель и, плавно добавляя обороты, проверяют напряжение, при котором контакты замыкаются.
В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при 6,0—6,4 вольта. Если напряжение замыкания будет выше, то подгибают регулировочное ушко нижнего угольника 12, ослабляя усилие пружины 13. Если ниже—ушко отгибается и усилие пружины возрастает.
До регулировки напряжения замыкания проверяют правильность установки зазоров, которые должны быть между контактами 0,35—0,45 мм, а между вибратором и пластиной — 0,6—0,7 мм.
Зазоры устанавливаются следующим образом: слегка отвертывают винты 8, затем вкладывают щуп толщиной 0,6—0,7 мм между верхней пластиной электромагнита и заклепками отлипания на вибраторе 14, прижимают вибратор и, передвигая верхний угольник 9, замеряют щупом толщиной 0,4 мм зазор между контактами 10 и 11. После установки зазора винты 8 завертывают. Обратный ток выключения реле при правильно установленных зазорах и напряжении включения должен быть в пределах 0,5—4 а.
Для проверки надо на двигателе установить обороты, при которых контакты реле замкнутся (контрольная лампа не горит), и затем плавно снижать их. При этом необходимо заметить показания амперметра при крайнем положении стрелки (момент отключения генератора) и показания амперметра при разомкнутых контактах (контрольная лампа горит, и ток аккумуляторной батареи идет только на питание системы зажигания). Разница показаний при этих двух положениях стрелки и дает величину обратного тока.
Отклонение показаний обратного тока от заданных пределов (0,5—4 а) свидетельствует о том, что зазоры установлены неправильно.

Читайте также:  Реле регулятор оборотов отопителя

http://s013.radikal.ru/i324/1408/e5/1e8b6c433fe8.jpg
Регулировка реле-регулятора ИЖ-РР-1 прово¬дится так же, как реле-регулятора ИЖ-56 Зазоры между контактами регулятора напряжения должны быть 0,25—0,3 мм. Регулировка осуществляется за счет подгибки держателя контакта Зазор между якорем и сердечником регулируется смещением держателя контактов при ослабленных винтах и должен составить 0,6—0,8. Между контактами реле зазор регулируется подгибкой стойки контакта и должен равняться 0,25—0,35 мм. Момент включения реле должен происходить при напряжении 6,0—6,4 вольта (регулируется на холостом ходу).
Реле-регулятор ИЖ-РР-1 может быть использован вместо реле-регулятора ИЖ-56 В этом случае необходимо отсоединить дополнительное сопротивление катушки возбуждения на генераторах Г-36М, Г-36М1, Г-36М2, для чего отцепить вывод, присоединенный к массе, и изолировать его. Для обеспечения нормальной работы реле-регулятора ИЖ-РР-1 при его установке присоединительные клеммы должны быть обращены вниз .
Во время эксплуатации мотоцикла контроль за работой реле-регулятора осуществляется по красной лампочке, расположенной в фаре. При включении зажигания лампочка горит, а после заводки двигателя, при оборотах коленчатого вала 1100—1200 в минуту,—гаснет.
Горение контрольной лампы при повышенных оборотах двигателя свидетельствует о неправильной работе реле-регулятора или генератора.
Если вы обнаружили .что ни при каких оборотах двигателя с исправным генератором электромагниты не срабатывают, то вероятно произошел обрыв обмотки и её необходимо перемотать.
данные обмоток:
Для рр-иж-56:
Основная обмотка напряжения: медь,ПЭЛ-0,41, 485 витков,11 рядов, сопротивление 3,6 Ом;
Дополнительная обмотка напряжения: константан, ПЭВМ1-0,4, 25 витков, в 2 ряда, сопротивление в сумме с основной 10 Ом;
Токовая обмотка: медь,ПЭЛР-1,4 мм; 6,25 витков; 1 ряд; сопротивление 0,0075 Ом.
Для рр-1:
А) РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ
Компенсационная обмотка: медь; ПЭВ-2 0,62мм ; 31 виток.
Шунтовая обмотка: медь; ПЭВ-2 0,29мм, 1010 витков.
Сериесная обмотка: медь;ПЭВ-2 1,81мм ; 2,5 витка.
Б) РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА
Шунтовая обмотка: медь; ПЭВ-2 0,19мм, 1500 витков.
Сериесная обмотка: медь;ПЭВ-2 1,81мм ; 18,25 витков.

Как вы видите перемотать будет не очень просто. Рассмотрим
варианты избавления от перемотки. Установить электронный РР проблематично, их не выпускают.
Если неисправно только реле обратного тока, а регулятор напряжения исправен то поступаем так: РОТ выбрасываем, а на его место ставим диод,можно и не выбрасывать, проводочки только откусить. Диод ставится так: анод к «Я», катод к «б», если диод стоит вне РР то анод подключайте к «Я» а катод к + аккумуляторной батареи. На каждом диоде нарисован треугольник с палочкой,основание треугольника = анод, вершина с палочкой = катод. если сомневаетесь подключите последовательно с диодом маломощную лампочку . При включении зажигания она не должна гореть, а при повышенных оборотах слабо загораться, потом её убрать.( посмотрите на нижнем рисунке, как подключить.
Диоды : д242-245, кд213, и другие на 5-10 ампер
Только каждый диод имеет падение напряжения, ( например 0,5 В,
В этом случае зарядка начнётся только после того, как напряжение генератора превысит на 0,5 в напряжение аккумулятора)
Наибольшее падение имеют кремниевые диоды , наименьшее диоды-Шоттки , промежуточное германиевые.
Если неисправен регулятор напряжения то так просто из положения не выйдешь
Загляните сюда: http://qui2005.narod.ru/6v_rele.htm как мне показалось это переработанная схема реле-регулятора иж-ПС на 6 вольт.
Если это показалось сложновато , то обратите внимание на статью «электронный стабилизатор вместо рр-302» радио №10, 1998г,
Изображение это для урала 6 вольт,
я не делал этого стабилизатора, но предполагаю, что на иже будет работать, да и схемка очень простая.у кого время есть.соберите, нам расскажите.
электронные РР регулируются только на рабочее напряжение с помощью переменного резистора, РОТ = диод — не регулируется.

Читайте также:  Реле регулятор москвич подключение

при написании использовались материалы книги «Советы водителю мотоцикла ИЖ» В.А.Абрамян и В.А.ЗАбелин

Источник



Реле регулятор для мотоцикла иж юпитер

Андрей Курангышев

******* Вопросы в личку не писать! Не отвечаю, ибо давно не занимаюсь этим и все детали настройки уже забыл. **********

Мотоцикл ИЖ — Юпитер 5
Одна из болезней ИЖей — это зарядка АКБ. Лечится она довольно легко и просто. Для этого потребуется:

— реле-регулятор от ВАЗ 2106

— 5ти контактное реле

— 6 соединительных фишек (мама)

— элементарные познания в электрике

И так приступим к установке.

Отсоединяем провод «Х1» от БВП и прикручиваем его к массе. Отсоединяем плюсовой провод от щётки генератора и подключаем его к клемме «67» на РР. Также присоединяем к клемме «15» на РР плюсовой провод от замка зажигания или от клеммы «Х8» БВП.

Далее подключаем 5ти контактное реле, оно нужно для того чтоб гасла контрольная лампа зарядки. К клемме «30» подключаем плюсовой провод от «Х8». Клемму «85» подключаем к массе. От БВП отсоединяем клемму «Х3» и присоединяем её к реле «88». От клеммы «86» пускаем провод и присоединяем его к клемме «Х7».

Разместить всё это на мотоцикле можете где угодно, у кого на что фантазия горазда)) Главное не забывайте, что РР обязательно должно быть подключено к массе.

Лично я разместил РР в левом бардачке, рядом с АКБ, а реле для контрольки установил под седлом рядом с БВП.

После небольшого тюнинга, зарядка есть даже на холостом ходу, При установке РР зарядка колеблется в районе от 13 — 13.70 вольт.

Источник

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Юпитер 4. 5 и ИЖ-Планета 4. 5

Переделка системы энергоснабжения
мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета.

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо. К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени. Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель — регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё — таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1. 3):

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

рис.3 Цепь зажигания

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это — то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

Читайте также:  Fpr701 регулятор давления топлива

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена — качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837. А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле — регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно — наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((.
(2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие — то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD — монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

рис.7 Кот Матроскин

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост). Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет. Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. 13 v на аккумуляторе и 8. 9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год — два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится. А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов — это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?

Источник