Меню

Реле регулятор техническое обслуживание

Проверка реле напряжения

Калькулятор перевода силы тока в мощность

Перевести сколько ампер у квт онлайн. Калькулятор перевода силы тока ампер в мощность ватт

Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

Реле должно отключаться при 14,2-14,5В

В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.

Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.

Проверка реле напряжения

Типы регуляторов напряжения

Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:

  • совмещенные;
  • отдельные.

Регуляторы напряжения

В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.

Признаки неисправности

Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).

В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.

Признаки, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
  • после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
  • яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
  • машина перестала нормально заводиться с первого раза;
  • постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
  • при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
  • динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
  • в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.

Причины отказа реле-регулятора

Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:

  • короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
  • выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
  • переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
  • проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
  • механические повреждения узла;
  • естественный износ узла, в том числе, щеток;
  • плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.

Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:

  • Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
  • Запустить двигатель.
  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000. 1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2. 14 В.
  • Увеличить обороты до значений 2000. 2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6. 14,2 В.
  • При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.
Читайте также:  Реле регулятор скорости печки

Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.

Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14. 14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14. 14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109

До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).

Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.

Проверка отдельного регулятора

Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.

Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.

Проверка реле типа 591.3702-01

реле типа 591.3702-01

Схема проверки реле типа 591.3702-01

Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.

В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.

Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.

Читайте также:  Регулятор мотора печки 2110
Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В:
на первой ступени не более 0,7
на второй ступени 14,2 ± 0,3
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом 17,7 ± 2
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом 5,65 ± 0,3
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм 1,4 ± 0,07
Расстояние между контактами второй ступени, мм 0,45 ± 0,1

Проверка трехуровневого реле

Регулируемый источник питания

Регулируемый источник питания

Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.

Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.

Проверка генератора

Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:

  • отключить провода, которые шли к контактам 67 и 15 регулятора напряжения;
  • подключить к ней лампочку (исключив из схемы регулятор);
  • снять с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи провод.

В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.

Рекомендации по увеличению срока службы регулятора

Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:

  • не допускайте чрезмерного загрязнения генератора, периодически проводите осмотр его состояния, а при необходимости и демонтаж с чисткой агрегата;
  • проверяйте натяжку ремня генератора, при необходимости подтягивайте его (самостоятельно или в автосервисе);
  • контролируйте состояние обмоток генератора, в частности, не допускайте их потемнения;
  • проверяйте контакт на управляющем проводе реле-регулятора, причем как его качество, так и наличие на нем окисления;
  • выполняйте периодическую проверку напряжения на аккумуляторной батарее автомобиля с запущенным двигателем.

Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.

Итоги

Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.

В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.

Источник



§13. Основные неисправности и техническое обслуживание реле-регуляторов

Для обеспечения правильных условий за­ряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регуляторов, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.

Проверка реле-регулятора заключается в определении величины напряжения, поддержи­ваемого регулятором напряжения (см. табл. 4), величины напряжения включения контак­тов реле обратного тока и силы тока их размы­кания, а также силы тока, ограничиваемого ог­раничителем тока. Для нормальной работы ге­нератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между гене­ратором, реле-регулятором и аккумуляторной

4. Данные для проверки работы реле-регулятора

Номинальное напряжение системы элек­трооборудо­вания, В

Установка аккумуляторной батареи на автомобиле

Напряжение при температуре реле-регуляторов 20°С, В

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

Северные районы с резко конти­нентальным климатом с температурой зимой минус 40°С

Центральные районы с температу­рой зимой минус 30°С

батареей, а также надежность их соединения с «массой». Поэтому, прежде чем начинать про­верять и регулировать реле-регулятор, необхо­димо тщательно проверить состояние указан­ной электропроводки и правильность схемы со­единения проводов.

Дефекты, обнаруженные при проверке (об­рывы, нарушения изоляции, загрязнения и ос­лабления контактных клемм, короткие замы­кания и др.), должны быть устранены до начала проверки и регулировки эле­ментов реле-регулятора. При проверке ре­гулятора напряжения РР350 (автомо­биль ЗИЛ-130, ГАЗ-24) необходимо также проверять контакты выключателя зажигания. Если контакты выключателя подгорели (паде­ние напряжения при токе 12 А более 0,15 В), то регулируемое напряжение будет возрастать.

Читайте также:  Регулятор температуры по телефону

При внимательном ежедневном наблюде­нии за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно уста­новить, когда регулятор напряжения имеет за­вышенное или заниженное значение регулируе­мого напряжения.

К признакам, указывающим на завышенное значение регули­руемого напряжения, относятся: систематическое разбрызгивание электро­лита через вентиляционное отверстие в крыш­ках аккумуляторной батареи при условии нормального уровня электролита;

— зарядный ток более 5 А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной днев­ной езды;

— частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды);

— белый налет на металлической рамке креп­ления батареи.

Признаками, указывающими на заниженное значение регулируе­мого напряжения, являются:

— быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость -в ее частом подзаряде на зарядной станции;

— быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.

В случае быстрого разряда батареи необ­ходимо проверить: уровень и плотность элект­ролита, состояние бака и крышки батарей, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каж­дом элементе, а также соединение батареи, ге­нератора и реле-регулятора с «массой» авто­мобиля, исправность генератора.

Реле-регулятор проверяют и регулируют в зависимости от климатических условий, в кото­рых эксплуатируется автомобиль, места уста­новки батареи (снаружи, под капотом) и ин­тенсивности эксплуатации автомобиля.

1. Регулировку регулятора напряжения выполняют при частоте вращения якоря генератора 3000 об/мин (если нет других спе­циальных указаний для конкретного типа генератора) и при силе тока нагрузки, равной половине номинальной.

2. Перерегулировку регулятора напряжения выполняют в случае отклонения от значений, указанных в таблице, боле; ±0,5 В на автомобилях с 12-вольтовым электрооборудованием.

3. В зимнее время года, в случае систематического недозаряда батарей, допускается перерегулировка регулятора напряжения на 0,5 В выше указанного в таблице для автомобилей с электрооборудованием 12 В.

Источник

Техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов

Основные неисправности генераторов и реле-регуляторов вызывают чаще всего снижение напряжения и мощности генератора, вследствие чего не происходит необходимого подзаряда аккумуляторной батареи.

  1. Генератор невозбуждается или напряжение его меньше рабочих величин: Эта неисправность может появиться в результате обрыва цепи обмотки возбуждения, окисления или загрязнения коллектора и контактных колец, сильного износа щеток, уменьшения упругости пружин щеток, обрыва и замыкания на массу обмотки статора или обмотки якоря, пробоя диодов выпрямителя, сильного окисления контактов регулятора напряжения и ограничителя силы тока, обрыва выравнивающей обмотки регулятора напряжения или последовательной обмотки реле защиты, нарушения регулировки регулятора напряжения.
  2. Повышение напряжения генератора выше рабочих величин происходит вследствие обрыва параллельной обмотки и нарушения регулировки регулятора напряжения, пробоя транзистора и попадания влаги на контакты регулятора напряжения РР362.

Для проверки работы генератора и реле-регулятора подключают вольтметр к зажимам «+» и «—» работающего генератора переменного тока или к зажимам Я и М генератора постоянного тока и при средних числах оборотов коленчатого вала двигателя замеряют напряжение.

Если напряжение будет меньше 13,5—15 в при испытании 12-вольтовых генераторов и 27—30 в при испытании 24-вольтовых генераторов, необходимо на несколько секунд замкнуть проводником зажимы Я и Ш в генераторе постоянного тока или зажимы «+» и Ш в генераторах переменного тока Г271, Г250-А1 и Г270-А.

Если напряжение генератора не увеличивается, то генератор неисправен; при увеличении напряжения неисправен реле-регулятор. Более точную проверку генераторов и реле-регуляторов производят на стендах.

При техническом обслуживании генераторов масло и грязь с поверхности коллектора и контактных колец генератора удаляют чистой тряпкой, смоченной бензином.

Окисленный коллектор и кольца зачищают стеклянной бумагой зернистостью 80—100. Щетки, изношенные более 25% по высоте, и ослабленные пружины заменяют новыми.

При установке новых щеток их притирают по поверхности коллектора или колец стеклянной бумагой.

Обрыв обмоток генераторов и реле-регуляторов определяют включением контрольной лампы последовательно в цепь аккумуляторной батареи и проверяемой обмотки. При обрыве обмоткилампочка ис горит.

Окисленные контакты реле-регулятора зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140—170, а затем протирают плотной тканью, смоченной чистым бензином.

Увлажненные контакты регулятора напряжения и реле защиты в РР362 не зачищают, а протирают тонкой пластмассовой пластинкой, смоченной слабым раствором лимонной кислоты.


    Испытание генераторов постоянного ток а — контрольно-испытательный стенд ( рис. 127 ) позволяет проводить испытание генераторов постоянного тока в режиме электродвигателя, испытание генераторов постоянного и переменного тока на номинальную мощность, проверку работы и регулировку реле-регуляторов и другие работы.

  • Проверка реле-регулятора — проверяемый реле-регулятор закрепляют на площадке стенда и соединяют проводниками зажимы реле-регулятора с зажимами колодки стенда по схеме.
  • Источник