Меню

Религиозные нормы как регулятор социальных отношений

2.1 Религиозные нормы как регулятор социальных отношений

Правовые и религиозные нормы: проблемы взаимодействия

Религия определяется как взаимоотношение человека (или группы людей) с предметом (предметами) его поклонения, которое характеризуется определенным мировоззрением и соответствующим поведением и действиями, основанными на вере в существование Священного. «Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира».

В обобщенном виде можно сформулировать существенные признаки религии как явления человеческой цивилизации: религия — это система отношений, которые складываются между людьми по поводу предметов их верования, или непосредственно между людьми и предметами веры; религия — явление, тесно связанное с обществом и его институтами (например, с государством) и представляющее собой некую систему.

Одним из элементов религии являются религиозные нормы, т. е. правила поведения, установленные различными религиями (вероисповеданиями) через свое официальное волеизъявление, обязательные для их последователей, регулирующие отношения в сфере интересов этих вероисповеданий. Эти предписания, во-первых, обладают всеми качествами нормативности, во-вторых, выражая принципы того или иного вероисповедания, издаются и реализуются посредством официально принятого порядка и процедуры; в-третьих, регулируют широкий круг отношений как непосредственно религиозных, так и находящихся в сфере интересов того или иного вероисповедания. Религиозные нормы неоднородны по своему характеру. Их можно подразделить на доктринальные (вероучительные), нравственные, обрядово-богослужебные, правовые. И хотя эти виды норм тесно связаны между собой, между ними имеются определенные различия как по фунциональному назначению, так и по характеру воздействия на социальные отношения.

Правовыми нормами следует считать религиозные нормы, которые в силу их санкционирования государством либо в силу характера самих общественных отношений, либо по иным причинам получили свойства норм права. Такие нормы в различных религиях могут иметь эклектичный характер или образовывать целые системы.

При классификации основных правовых систем многие, как зарубежные, так и отечественные, ученые, выделяют особый тип правовой системы — религиозную. Чаще всего называют отдельные религиозные правовые системы (мусульманскую, индусскую) в качестве самостоятельных и автономных. Это дает основание поговорить о наличии более общего явления—религиозных нормативных (в том числе и правовых) систем. В этом случае та или иная религия выступает правообразующим фактором.

Главным критерием, отделяющим религиозное право от иных религиозных норм, большинство авторов считает государственную санкционированность и обеспеченность религиозных предписаний. Именно поэтому в настоящее время в рамках религиозной правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. Однако в историческом процессе многие религии были очагами правообразования и в конечном счете государствообразования. Достаточно вспомнить Синайское законодательство у древних иудеев или каноническое право в средневековой Европе. Да и классическое римское право в немалой степени было проникнуто духом языческой, а затем влиянием христианской религии, а нередко прямо устанавливало религиозные нормы, обеспечивало их реализацию государственной защитой. Если же рассматривать право в социологическом аспекте, то религиозным корпоративным правом можно считать вообще все религиозные нормы, регулирующие корпоративные отношения особого рода, при условии, что эти отношения либо урегулированы правом, либо были им урегулированы, либо потенциально могут им регулироваться.

Религиозные правовые системы имеют некоторые общие черты, отличающие их от всех прочих. К особенностям религиозных правовых систем можно отнести их богоданный характер, относительную статичность и стабильность, что позволяет не праву приспосабливаться к общественным отношениям, а последним приспосабливаться к правовым предписаниям.

Но правомерно ли говорить о таком широком взгляде на религиозные нормы, придавая некоторым из них, независимо от соотношения с государственным принуждением и государственной установленностью, характер норм права? Можно ли считать церковное право в нынешнем его виде не только правом в собственном смысле слова, но и самостоятельной правовой системой? Ответ на этот вопрос необходимо искать через правопонимание.

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь права с другими социальными регуляторами

Источник



Религиозные нормы

  • Религиозные нормы — что собой представляют
    • Происхождение понятия
  • Общие черты и признаки религиозных норм
    • Обязательность и авторитаризм
    • Нормативность
    • Обоснованием норм служат религиозные идеи
    • Основой реализации норм служит религиозная вера
    • Незыблемость авторитета
    • Устойчивость
  • Религиозная мораль и право, соотношение
    • Примеры взаимодействия
  • Исторические и современные примеры религиозных норм

Религиозные нормы — что собой представляют

Религиозные нормы — это правила, которые устанавливаются разными религиозными течениями или вероисповеданиями и выступают общеобязательными для всех верующих той или иной религии.

Нормы утверждаются для осуществления деятельности религиозных организаций (к примеру избрание священнослужителей), отправления религиозных культов, проведения богослужения.

Нормы регламентируют повседневную деятельность верующего в соответствии с религиозной доктриной, то есть влияют на его рутину и быт. Нормы можно считать результатом унификации религиозных чувств и опыта.

Религиозные нормы выступают разновидностью социальных норм.

Иудеи должны соблюдать 613 правил, из которых 365 выступают запретительными, а остальные 248 — предписательными. Преимущественно правила касаются нормирования повседневной деятельности (соблюдение чистоты, питание, поведение и т.д.).

Любое религиозное правило становится нормой в случае закрепления своего правового характера в рамках системы религиозного права (каноническое право). Пока правило существует исключительно в устной формулировке, не имея под собой документального признания или же любого другого авторитетного подтверждения, оно не может нести нормативный характер.

Религиозные нормы не являются компонентом моральности или права, или любой другой социальной системы.

Свод религиозных норм входит в состав системы канонического права, который отображает особенности того или иного вероучения (в т.ч. этические концепции). Контроль за соблюдением норм и соответствующие карательные функции зачастую выполняют религиозные суды: Церковный суд, бейт дин (в иудаизме), махкама шария (ислам) и другие конфессиональные институции.

Происхождение понятия

Источник религиозных норм связан с разработкой этических концепций и представлений той или иной религии. Нормы обосновываются представлениями религий о том, что происхождение социальных институтов (в т.ч. права) носит божественный (неземной, трансцендентный) характер.

Выступая в форме откровений, которые получают избранные (пророки, просветленные), нормы позже приобретают формальный характер в рамках сакральных текстов. При этом не все нормы четко сформулированы в рамках священного писания, но выступают продуктом осмысления и трактования тех или иных моментов доктрины, вероучения. Тогда нормы обосновываются отдельными указаниями, которые свидетельствуют о ценности соблюдения правил и исполнения предписаний.

Те или иные системы религиозных норм претендуют на статус истинности по отношению к другим правилам и предписаниям, которые выходят за рамки учения или противоречат ему. Верующие, в свою очередь, воспринимают соблюдение норм как акт веры, как наиболее целесообразную деятельность, которая не может оказаться ложной.

Нормы влияют на формирование моральности и духовности верующего, его ценностей и принципов. Они помогают ему стать «на истинный путь» и осуществить духовное усовершенствование. Таким образом, религиозные нормы тесно связываются с:

  • эсхатологическими представлениями верующих;
  • убеждениями относительно загробной (потусторонней) жизни;
  • желаниями достичь религиозного идеала — приблизиться к Богу (ориентироваться на личность Христа и его моральные поступки), достичь Нирваны, ощутить просветление и т.д.

Часто разные религиозные организации апеллируют к притчам, пересказам и примерам священных книг как образцам духовных добродетелей. Нормы же обосновывают свою целесообразность и правдивость такими примерами («этот святой так делал» или «он так делал, и Господь любил его»).

Таким образом, свое происхождение нормы могут брать из:

  1. Доктринальных текстов (религиозные книги) — это могут быть сакральные писания (Библия, Коран, Танах, Трипитака).
  2. Постановлений или решений религиозных собраний — соборы, конференции, съезды, собрания (Вселенские соборы, конференции протестантских организаций).
  3. Произведений авторитетных религиозных писателей (Святые Отцы, отдельные факихи или улемы в исламе, мудрецы, монахи и т.п.).

Существует также ряд подходов (преимущественно атеистического, агностического и антитеистического характеров), которые ставят под сомнение божественность происхождения норм и их общую целесообразность. Такие взгляды ищут основание религиозных предписаний в культурно-исторических особенностях развития религий, специальных адаптивных решениях («так начали делать, чтобы защитится от врагов»), географических (климатических) условиях и т.д. Научность таких воззрений и мнений не всегда есть доказанной.

Читайте также:  Схема подключения регулятора теплого пола berker

Общие черты и признаки религиозных норм

Обязательность и авторитаризм

Нормы имеют общеобязательный характер даже не для верующих, которые должны воспринять религиозное вероучение (обратится в религию) и следовать ему. Таким образом большинство религий осуществляют прозелитическую (проповедническую) деятельность и распространение своего учения, в т.ч. собственных религиозных правил как исключительно истинных.

Нормативность

Религиозные нормы имеют характер упорядочивания и высокой устойчивости, противостоя вседозволенности и отсутствию регламентации жизни верующего и религиозных организаций. Здесь же можно говорить о систематичности норм как необходимости последовательности. Систематичность не значит, что все нормы можно логично (рационально) объяснить, но это предусматривает наличие внутренней обоснованности самой системы норм, где правила пребывают в относительной гармонии, а не противоречии. Некоторые системы норм могут иметь незначительные разногласия, которые снимаются в ходе теологических (богословских) дискуссий, решений и т.д.

Обоснованием норм служат религиозные идеи

Религиозные идеи вносят в нормы характеристику ангажированности (нерациональности). А потому причины соблюдения правил в большинстве коренятся в вере и убеждениях (идеологии), а не логическом мышлении. Для верующего наличие последовательного объяснения или причин не является ключевым.

Не все идеи имеют нерациональный характер, но имеют научные доказательства полезности выполнения и целесообразности. Также многие нормы были сформированы в контексте приобретаемого опыта и регулярного осуществления той или иной деятельности верующими или же их организациями.

Основой реализации норм служит религиозная вера

Вероучения рассматривают нормы как ориентиры духовного роста и усовершенствования. При этом большинство религий делают акцент на деятельности верующего, на его подвиге веры, который актуализирует нормы, делая живым и эффективным их выполнение.

В большинстве демократических стран выполнение норм верующим стало вопросом частного порядка. Такая либерализация столкнулась с тем, что все меньше людей соблюдают предписания и правила религиозного порядка, все равно причисляя себя до последователей той или иной религии.

Незыблемость авторитета

Данная черта характерна для большинства норм, но с развитием секулярных настроений и общего формирования критического подхода к религии (в т.ч. старым традициям и правилам) появилась тенденция ревизионизма — переосмысления. К примеру, эпоха Реформации во многом пересмотрела религиозные нормы и традиции (отвержение авторитета Папы Римского).

Устойчивость

Процессы введения новых норм или выведения старых из рамок вероучения являются сложными и неоднозначными. Такие изменения должны обосновываться исключительной важностью, актуальностью и пользой для самой религии. При этом некоторые нормы могут потерять свою общественную актуальность (например, религиозный брак в светских странах), но сохранять собственный значимый статус в рамках вероучения.

В силу этого, большинство норм носят оттенок древности и традиционности (то есть отсутствия прогрессивности или адаптивности к реалиям). Норму сложнее опровергнуть, если на нее имеются прямые указания или дословное отображение в священных текстах. И обратно — если правило нужно ввести, то чем больше имеется указаний на него в текстах, тем более обоснованным будет его добавление. Нормы зачастую не опровергаются, что свидетельствует о стабильности и авторитетности институтов религиозной власти и управления, а также истинности положений вероучений. Религиозные организации стремятся к оправданию и предоставлению обоснований тех или иных норм.

Если многие верующие православные редко ходят в храм и не участвуют в таинстве Евхаристии, это не означает, что необходимость (нормативность) таинства или посещения храма перестает существовать.

Религиозная мораль и право, соотношение

Религиозные нормы имеют тесную связь с религиозной моралью и ценностями. Так, некоторые нормы имеют характер морального воздержания (например заповеди). Нормы выступают идеализированной формой моральных предписаний и заповедей.

Цель норм — направление к духовному усовершенствованию (как его понимает та или иная конфессия). Выполнение норм обуславливается уровнем религиозной веры и соответствующими убеждениями относительно справедливости и истинности собственного вероисповедания. Нормы соответствуют нравственным принципам религиозной морали, то есть этического учения (концепции, доктрины) той или иной религии (конфессии). Цели религиозных норм — сверхъестественные, потусторонние. Цели права — мирские, ориентированные на обыденность.

Религиозная мораль и право, как разные точки зрения на регламентацию жизни верующего, тесно связанны между собой. Большое количество нынешних законов относительно прав, разрешений или запретов происходят из религиозных норм и воззрений. С точки зрения истории, религиозная мораль, в форме канонического права, отыгрывала важную роль в формировании норм права, длительное время подменяя последнее собой. Показательным есть не только опыт античной (с римской религией) и средневековой (с христианством во главе) Европы, но и стран Востока, где значительную роль в создании систем права отыгрывали, к примеру, буддизм, конфуцианство (управление государством), индуизм (кастовая система).

Понятие гражданского моногамного брака исходит из религиозных воззрений на необходимость закрепления союза между женщиной и мужчиной, а также морального осуждения полигамии христианством.

Таким образом, религиозная мораль существует параллельно праву, но может с ним взаимодействовать в рамках:

  1. Мировоззрения верующего, религиозных групп, организаций. В том числе немалую роль играет отношение последних к институту государства и власти как таковой.
  2. Избранной государственной политики, если государство не является светским, но имеет официальную религию, или предоставляет привилегии отдельным религиям (набору вероисповеданий).

Религиозные организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) не признают институтов государственной власти, а потому не регистрируются как юридические лица во многих странах.

Характер взаимоотношения права и религиозной морали в пределах того или иного государства, а значит и правовой системы, зависит от типа государственно-конфессиональных отношений (кооперация, вражда, либеральная модель и т.п.).

Также показателен процесс кооперации норм права и религиозной морали в единичном сознании верующего человека. Это те моменты, когда последователь той или иной религии соотносит свои моральные ориентиры или принципы с существующим порядком.

Верующий христианин решает не воровать у другого, во-первых, потому что он чтит 10 Заповедей («Не укради» 7-ая), а во-вторых, потому что он гражданин своего государства и может быть наказан законом.

Примеры взаимодействия

Существует немало государств, где религиозные нормы и система права государства активно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Таким примером (в разных степенях уровня кооперации) могут служить не только многие страны, где ислам признан официальной религией, но и Израиль (признание иудейских институций (в т.ч. судов) как равнозначных государственным органам управления), Греция (исключительное влияние Элладской церкви на управление государства), Швейцария (в некоторых кантонах священники приравниваются к гос. служащим), Австрия (предоставление детям верующих обязательного религиозного образования в школах), США (запрет на аборты в отдельных штатах) и многие другие.

В древнем государстве Маурьев при правительстве императора-буддиста Ашоки в рамках законодательства была значительно ограничена охота на зверей, поскольку учение буддизма утверждает, что дхамма есть у всех живых существ.

В Пакистане существует закон относительно богохульства в адрес любой признанной в государстве религии, в т.ч. ислама. Так, одна из статей запрещает использование уничижительных замечаний (устных или письменных, прямо или косвенно) и тому подобного, что оскверняет имя Мухаммеда или другого Пророка. Виновного ждет наказание в форме смертной казни и штрафа. Судебное разбирательство возглавляет судья-мусульманин.

Разводом между евреями в Израиле занимается отдельный раввинатский суд. При этом, развод осуществляется по законам Галахи, и каждый супруг должен дать согласие на развод. Если же супруги принадлежат вместе к другой конфессии, тогда они должны обращаться в соответствующий религиозный суд — шариатский (если они мусульмане), католический и т.д.

Исторические и современные примеры религиозных норм

Нормы характеризуются высокой устойчивостью, однако в современности многие из них активно переосмысляются и переоформляются в соответствии с бытующими реалиями жизни. Под переосмыслением подразумевается не свободное решение верующего относительно выполнения тих или иных правил, но изменение реальной практики и отношений к доктринальным моментам и постулатам на общем уровне вероучения.

Читайте также:  Регулятор для лампы 12в

Существует относительно небольшое количество религиозных норм, которые были изъяты из канонического права. Примером таких могут служить постановления булл отдельных католических пап, которые позже утратили свою значимость. Также некоторые организации могут признавать ошибки относительно практики придерживания (реализации) тех или иных правил. К примеру, Папа Иоанн II приносил извинения за ошибки прошлого католического священства и церкви как таковой (в т.ч. инквизиции), не опровергая актуальности норм, которые послужили причинами того или иного действия.

Характер современности или историчности религиозных норм относится к их определенному осмыслению, толкованию и реальному выполнению в рамках той или иной эпохи, не меняя их сути и изложения.

После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. практика жертвоприношений иудеями была прервана, и не возобновлена до сих пор. Многие последователи неортодоксального иудаизма (реформистского) больше не упоминают о жертвах, последователи ортодоксальных направлений утверждают возобновление жертвоприношений с появлением нового Храма.

Католическая церковь с 2015 года разрешает женщинам, сделавшим аборт, осуществить покаяние, чтобы избежать наказания в форме отлучения от церкви. Также католики отдельно указывают условия, при которых аборт не будет считаться грехом (к примеру, медицинские показания). Запрет контрацепции же рассматривается как осуждение непродуктивного секса.

Многие страны Ближнего Востока пересматривают исламские запреты в отношении многих вопросов, в том числе относительно женщин и их прав. В 2005 году исламский комитет Саудовской Аравии запретил принудительный брак девушек, а в 2018 году вступил в действие декрет, разрешающий женщинам водить машину. В Ираке после 2018 года приобрела популярность акция протеста против ношения хиджабов. При этом не ношение хиджаба в Коране не рассматривается как нарушение.

Источник

Религия как социальный регулятор общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть значение религии, как регулятора общественных отношений.
Задачи:
1. определить значение религии как регулирующего фактора общественных отношений;
2. рассмотреть роль религии как фактора социальных изменений в обществе;
3. выделить сферы взаимодействия религии и права, религии и государства.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕЛИГИЯ КАК РЕГУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Религия как социальный стабилизатор в общественных отношениях 6
1.2 Религия как фактор социальных изменений в обществе 13
2 РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ 18
2.1 Взаимодействие религии и права 18
2.2 Взаимодействие религии и государства. Теократические тенденции в современном политическом процессе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

Религия в общественной жизни.doc

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Место и поле действия религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: «сакрализация», «секуляризация», «религиозный плюрализм» и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе. Секуляризация (позднелат. secularis — мирской, светский) представляет собой освобождение от влияния религии, выражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образования из ведения церкви; развитии светского искусства, морали и т. д. Религиозный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) означает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства. 1

Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает устойчивость религиозных структур, тенденцию к сакрализации, сохранению моноконфессиональности этносов, социальных групп, подданных данного государства, монополии той или иной религиозной системы. Становление и развитие техногенной цивилизации, индустриальных обществ оказывает на религию противоречивое влияние: с одной стороны, развертывается процесс секуляризации, совершается переход от религиозной монополии к религиозному плюрализму; с другой — секуляризация может затормаживаться и усиливаться тенденция к сакрализации, когда религия начинает активнее претендовать на ведущую роль и некогда «расколдованные» области бытия вновь «околдовываются» фетишизируются. Данное противоречие и определяет роль религии в современных общественных отношениях.

Роль религии в антагонистических классовых формациях часто сводится к характеристике ее как формы общественного сознания, способствующей сохранению выгодных господствующим классам порядков, к указанию на то, что она освящает классовое господство и эксплуатацию, примиряет угнетенных с их бесправным положением. Таким образом, значение религии в жизни общества не ограничивается выполнением этих функций. Являясь одним из социальных регуляторов, религия активно воздействует на поведение людей, на общественные отношения. В последнее время в религиоведческой литературе появились указания на выполнение религией регулятивной (регулирующей) функции, однако существо этой проблемы не раскрывается. Религиозные нормы, при помощи которых и осуществляется религиозное регулирование общественных отношений, вообще не упоминаются ни как структурный элемент религиозной системы, ни в качестве разновидности социальных норм. Недооценкой нормативной стороны религии, отсутствием глубокого анализа ее регулятивной функции, по-видимому, в основном и объясняется то, что вопросам соотношения религии и права не уделялось должного внимания.

Между тем исследование этих вопросов имеет важное значение для выяснения закономерностей духовной жизни общества и социального развития, взаимозависимости различных компонентов общественной надстройки. Это и определяет актуальность исследуемой проблемы.

Цель работы – рассмотреть значение религии, как регулятора общественных отношений.

  1. определить значение религии как регулирующего фактора общественных отношений;
  2. рассмотреть роль религии как фактора социальных изменений в обществе;
  3. выделить сферы взаимодействия религии и права, религии и государства.

Регулятивная функция состоит в том, чтобы с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществлять управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и т.п.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний реальных и обещаемых в посмертном существовании).

1 РЕЛИГИЯ КАК РЕГУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Религия как социальный стабилизатор в общественных отношениях

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Для того, чтобы разобраться в вопросе, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.

Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания — религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры. 2

Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к религии у каждой из этих отраслей знания не одинакова.

С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей. 3

Читайте также:  Схема регулятора оборотов двигателя стиральной машины автомат своими

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Как уже указывалось выше, с точки зрения функционального содержания, религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы — то, что в общем составляет основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. 4

Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией «значений».

Религия, утверждают многие ее исследователи, это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. По определению американского социолога Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения».

На смыслополагающей функции религии настаивает также швейцарский мыслитель К. Р. Юнг. Предназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным. Будь апостол Павел убежден, что он всего лишь бродячий ткач, то разумеется он не сделался бы тем, кем он стал. Его подлинная заряженность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Божий посланник. Миф, обладавший им, сделал его великим. Знание человека зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть. Так как эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом. 5

Учение о социальных функциях религии наиболее активно в религиоведении развивает функционализм. Функционализм рассматривает общество как социальную систему: в которой все части (элементы) должны работать внутренне гармонично и согласовано. При этом каждая часть (элемент) общества выполняют определенную функцию. Функционалисты считают различные факторы общественной жизни функциональными в том случае, если они способствуют сохранению, «выживанию» существующего общества. Выживание же общества, по их мнению, непосредственно связано со стабильностью. Стабильность — это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции, объединения и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, с точки зрения функционалистов, и выполняет религия. 6

Один из основоположников функционализма Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности. 7

С интегрирующей функцией религии тесно связана и легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил современный представитель функционализма, крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично. 8

Иначе говоря, для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. При этом речь идет не просто о формировании ценностной и морально-правовой системы, но о легитимизации, т. е. обосновании и узаконивании существования самого ценностно-нормативного порядка. Другими словами, речь идет не просто об установлении и соблюдении тех или иных норм, а об отношении к ним: возможны ли они вообще, в принципе? Признавать эти нормы продуктом общественного развития и, следовательно, признавать их относительный характер, возможность изменения на более высокой стадии развития общества или признавать, что нормы имеют надобщественную, надчеловеческую природу, что они «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка.

Социологи-функционалисты важное значение придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка. 9

Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение. 10

Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении. Ближайший побудительный мотив человеческого поведения выступает в виде его цели. Цели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными. Конечная цель является самоцелью всей деятельности человека. Конечная цель человеческой деятельности называется идеалом. Идеал является вершиной всей пирамиды ценностной системы. Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. В этой системе образуется своеобразная шкала ценностей.

Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы — это разновидность социальных норм. Устанавливаемые любой религией правила поведения представляют собой особый вид социальных норм — религиозные нормы, а не компонент нравственности, права или каких-либо иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения — это лишь одна из ее составных частей. Кроме того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и других «священных» книг характерна «рассредоточенность» составных частей религиозных норм, отсутствие у многих из них индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление «стиха», в котором излагается лишь правило поведения, со всей религиозной нормой. 11

Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важнейшая часть «закона божьего». Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого бога, «соблюдать день субботний» и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и иных общественных отношений. Заповеди предписывают совершенно определенные действия или воздержание от осуждаемых религией поступков. 12

Источник