Меню

Решение задачи по физике тема сопротивление электрического тока

Задачи на Сопротивление проводников с решениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи на Сопротивление проводников с решениями.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на Сопротивление проводников с решениями»

Формулы, используемые на уроках «Задачи на сопротивление проводников».

В начале урока на пять минут дать заполнить пропуски и тем самым вспомнить формулы которые будут использовать дети на уроке.

Название величины Обозначение Единица измерения Формула
Сила тока I
U В U = IR
Сопротивление R = U/I
l
Площадь поперечного сечения проводника мм2
Удельное сопротивление вещества p = RS / l
Сопротивление проводника R Ом
Название величины Обозначение Единица измерения Формула
Сила тока I А I = U / R
Напряжение U В U = IR
Сопротивление R Ом R = U/I
Длина проводника l м l = RS / p
Площадь поперечного сечения проводника S мм 2 S = pl / R
Удельное сопротивление вещества p Ом • мм 2 /м p = RS / l
Сопротивление проводника R Ом R = pl / S

Далее решаем задачи у доски и самостоятельно в тетради, те кто решает правильно раньше доски оцениваем в конце урока.

Задача № 1. Длина алюминиевого провода 500 м, площадь его поперечного сечения 4 мм 2 , Чему равно сопротивление провода?

Задача № 2. Медный провод с площадью поперечного сечения 0,85 мм 2 обладает сопротивлением 4 Ом. Какова длина провода?

Задача № 3. Длина серебряного провода 0,6 м, а сопротивление 0,015 Ом. Определите площадь поперечного сечения провода.

Задача № 4. Жила алюминиевого провода, используемого для электропроводки, имеет площадь поперечного сечения 2 мм 2 . Какой площадью поперечного сечения должен обладать никелиновый провод, чтобы длина и сопротивление линии не изменились?

Задача № 5. Площади поперечных сечений стальных проволок с одинаковыми длинами равны 0,05 и 1 мм2. Какая из них обладает меньшим сопротивлением; во сколько раз?

Задача № 6. Сопротивление проволоки длиной 1 км равно 5,6 Ом. Определите напряжение на каждом участке проволоки длиной 100 м, если сила тока в ней 7 мА.

Задача № 7. Имеются два однородных проводника, однако первый в 8 раз длиннее второго, который имеет вдвое большую площадь поперечного сечения. Какой из проводников обладает большим сопротивлением; во сколько раз?

Домашнее задание. Решить задачу: Шнур, употребляемый для подводки тока к телефону, для гибкости делают из многих тонких медных проволок. Рассчитайте сопротивление такого провода длиной 3 м, состоящего из 20 проволок площадью поперечного сечения 0,05 мм2 каждая.

Источник

Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Цели урока:

  • Ориентированные на развитие личности: создать для учащихся содержательные и организационные условия для развития умений решать задачи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, эксперимент, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку учебной деятельности.
  • Образовательные: обеспечить закрепление основных понятий, формул, закона Ома для участка цепи. Знать, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, источник тока (3.5 В), резистор № 1, реостат, амперметр (погрешность измерения 0,1 А), вольтметр (погрешность измерения 0,2 В), ключ и соединительные провода.

Организационный момент.

Слайд № 1. Добрый день, ребята! Тема нашего урока «Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения».

Сегодня в этом зале
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Придется нам решать.

Слайд № 2. Мы начинаем движение по городу «Электроток». Перед вами лежит «Маршрутный лист», где отмечены остановки: «Повторение». «Тестирование». «Остров формул». «Соответствие». «Быстрая». «Закон Ома». «Экспериментальная». «Сопротивление». «Умники и умницы». «Успешная». Слайд

№ 3. Двигаясь по «Маршрутному листу», мы достигнем цели урока: повторим основные понятия, формулы, закон Ома для участка цепи. Зная, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения, решим задачи практического содержания.

Закрепим практические умения и навыки при решении задач, при выполнении КФЛР, проявив на уроке самостоятельность.

Для успешного передвижения по «Маршрутному листу» нам необходимо на каждой остановке оценить свои знания. К маршрутному листу выдается лист контроля

«Оцени себя сам!».

Тема «Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения» За каждый верный ответ выставляется 1 балл.

Мы находимся в родном городе «Электроток».

Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. Что это?

Остановка «Повторение«. (Фронтальный опрос).

Слайд 5. Немного истории. Вопросы к слайду.

1. Что такое электрический ток?

2. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?

3. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?

Слайд 6. Немного истории. Вопросы к слайду.

5. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?

Слайд 7. Вопросы к слайду.

6. В каких единицах измеряется напряжение? Почему она так названа?

Посмотрите видеофрагмент «Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи». 7. Ответьте на вопрос: «Как зависит сила тока от напряжения на участке цепи?»

Посмотрите видеофрагмент «Зависимость силы тока от сопротивления цепи».

8. Ответьте на вопрос: «Как зависит сила тока от сопротивления цепи?»

Слайд 10. Вопросы к слайду.

9. Какие три величины связывает закон Ома?

10. Как формулируется закон Ома?

Оцените свои ответы. За каждый верный ответ выставляйте 1 балл.

Молодцы! Мы продолжаем двигаться по городу «Электроток». Прибыли на остановку «Тестирование». Ребята, мы работаем самостоятельно с тестом, он лежит перед вами на столе. Слайд 11.

Тест

1. В металлическом проводнике электрический ток — это направленное движение:

А) положительных ионов

Б) отрицательных ионов

В) положительных и отрицательных ионов

Г) электронов

2. Непосредственно к источнику тока без дополнительного сопротивления можно подключить:

А) только амперметр

Б) только вольтметр

В) и амперметр, и вольтметр

Г) ни амперметр, ни вольтметр

3. В каких единицах измеряется сопротивление

4. Какое напряжение используют в осветительной сети

Слайд № 12. Взаимопроверка.

Для решения задач нам необходимо знать теоретический материал. Мы прибыли на остановку «Остров формул»

Остров в мире знаний,
«Остров формул» есть.
Нам бы заселить его,
Абсолютно весь!

Задание. Заселите остров формулами? Проверим, все ли вы вспомнили формулы. Слайд № 13. Ребята, некоторые из вас будут сдавать ГИА по физике. В экзамен включены задачи на установление соответствия позиций. Мы подъезжаем на остановку «Соответствие» и постараемся очень быстро решить эти интересные задания.

Остановка «Соответствие» Решение задач на соответствие Слайд № 14.

№ 19. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения

Физические величины Приборы
А) Сила тока 1) Вольтметр
Б) Напряжение 2) Амперметр
В) Сила тяжести 3) Ареометр
4) Мензурка
5) Динамометр

Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 15.

№ 20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются

Физическая величина Формула
А) электрическое сопротивление 1) q / t
Б) удельное электрическое сопротивление 2) RS / l
В) напряжение 3) U / t
4) U / I
5) I R

Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 17.

Остановка «Быстрая». Слайд № 18. Работа с учебником.

Откроем стр. 87 учебника. Устно выполним упражнение 14 № 1.

Откроем стр. 99 учебника. Устно выполним упражнение 18 № 2. Оценим свои знания.

Как читается закон Ома? Как найти напряжение? Сопротивление? Силу тока? Приступим к решению задач. Решим задачу №3

Проверим ваше решение

Остановка «Закон Ома» Решение количественных задач

№ 21. В проводнике сопротивлением 4 0м идет ток 500мА. Каково напряжение на концах этого проводника? Ответ выразите в (В).

Проверим ваше решение. Слайд №

№ 22. Найти силу тока в проводнике сопротивлением 3 кОм, на который подано напряжение 90В. Ответ выразите в мА.

Все прекрасно выполнили задачи. Оценили себя сами. А теперь, ребята предположения выдвигайте:

Как определить электрическое сопротивление?

Чтоб не было сомнения!

Остановка «Экспериментальная»

Часть 3. ГИА 9 класс. Экзамен в новой форме.

23. Используя амперметр и вольтметр, определите сопротивление проводника.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета сопротивления проводника;

3)укажите результаты измерения силы тока в цепи, напряжения на концах проводника:

4) запишите численное значение сопротивления проводника.

Лабораторная работа оценивается в 4 балла.

Остановка «Сопротивление» Слайд № 23.

Решим задачи у доски.

№ 5. Определите сопротивление нагревательного элемента электрической цепи, выполненного из константановой проволоки длиной 24,2 м и площадью поперечного сечения 0.5 мм 2 .

№ 6.Допустимый ток для изолированного медного провода сечением 1 мм 2 при продолжительной работе равен 11 А. Сколько метров проволоки можно включить в сеть с напряжением 220 В ?

Вариант 1. № 7. Кипятильник включен в сеть с напряжением 220 В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1мм 2 ?

Вариант 2. №8. Рассчитайте напряжение на концах линии электропередачи длиной 0,5 км при силе тока в ней 15 А, если провода, изготовленные из алюминия, имеют площадь поперечного сечения 14 мм 2 .

Остановка «Умники и умницы» Слайд № 24.

Объявляется конкурс «Физика в жизни». Кто желает решать качественные, очень интересные задачи. Пожалуйста, к доске! Вызываются трое учащихся. Итак, набираем баллы, отвечая на вопросы.

1. Проводит ли стекло электрический ток?

2. Цепь состоит из батареи аккумуляторов и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличивать натяжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать возрастание тока. Чем объясняется это явление?

Молодцы. Ну и последнее задание нашего конкурса

3. Для чего на электрифицированных дорогах на стыках рельсов устраиваются соединители в виде жгутов толстой медной проволоки, приваренных к концам обоих рельсов?

Ребята, физика — удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать ее. Мы приехали на остановку «Домашнее задание» Слайд № 25.

Повторить параграф 44, 45. Упражнение 20 № 3, 4

Итак, ребята, мы побывали с вами в городе «Электроток». На всех его остановках. Мы решали задачи, экспериментировали, а сейчас на остановке «Успешная» оценим свои знания! Сдадим маршрутный лист и лист контроля «Оцени себя сам!»

Слайд № 27. Подводятся итоги урока.

Задачи все мы разгадали,
Свои вы знания показали.
Молодцы, скажу я вам,
И наставление вам дам.
Вперед, ребята, так держать!
В познании физики преуспевать!

1. Физика 8, А.В. Перышкин, учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2009, -191 с.

2. ГИА — 2009, экзамен в новой форме: 9-й класс, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009, — 116 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

3. ФИЗИКА, опорные конспекты и разноуровневые задания, А.Е. Марон, Е.А. Марон, Санкт-Петербург, 2009, -90 с.

4. Качественные задачи по физике в средней школе, М.Е. Тульчинский, Москва «Просвещение», 1972, -237 с.

5. DVD Школьный физический эксперимент: Постоянный электрический ток, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005.

Источник

Решение задач по темам «Сила тока, напряжение, сопротивление»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ

Решение задач по темам «Сила тока, напряжение, сопротивление»

Цель урока: — Систематизировать знания по теме «Электрический ток»;

— Отработать понятия «сила тока, напряжение, электрическое сопротивление

— Развивать логическое мышление, культуру речи.

Оборудование: — закрытая доска

— листы бумаги и задания;

Организационный момент

Здравствуйте, сегодня на уроке мы подводим итог по решению задач по темам: «Сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома» Наша работа будет проходить следующим образом: в начале урока устный опрос по понятиям данной темы и система оценивания накопительная. Я задаю вопросы, вы отвечаете и набираете баллы, которые я отмечаю в журнале. По вашей активности и правильности ответов будет складываться оценка за устные ответы. Затем, как вы ужу видите, вам выданы листочки с заданиями по данным темам разных уровней сложности варианты записаны на листах. Выполнив всѐ по порядку, получаете свою оценку за практический зачѐт. На доске я буду предлагать решать похожие задачи, и кому очень сложно могут там подсмотреть.

2.Устный опрос

— Что такое электрический ток?

— Какие частицы являются носителем заряда в металлах?

— Перечислите источники тока, которые вы знаете.

— Какие действия оказывает электрический ток?

— Что такое сила тока? Каковы единицы еѐ измерения?

— Что означает: сила тока в цепи 5 А (5 Кл за 1 секунду)

— Прибор для измерения силы тока и правила его включения.

— Что такое электрическое напряжение? (работа по перемещению заряда)

— Каковы единицы его измерения?

— Что означает: электрическое напряжение 220В (по перемещению заряда в 1Кл совершена работа 220 Дж)

— Прибор для измерения напряжения и правила его включения

— Какова причина электрического сопротивления проводников?

— От чего зависит электрическое сопротивление?

— Запишите формулу для нахождения электрического сопротивления

— Удельное сопротивление серебра 0,016Ом*мм2 /м. Что это значит?

— Сформулируйте и запишите закон Ома для участка цепи

Можно сказать «Молодцы».Берем листочки, которые лежат на парте, подписываем фамилию и вариант. Ни пуха, ни пера!

3.Решение задач

Предлагаемые задачи на доске: 1. Выразите электрические величины в единицах СИ: 350 мОм; 0,66 кА; 0,02 МВ; 75000 мкА; 200 мВ

2. Определите работу электрического тока по перемещению заряда в 10 Кл под напряжением 220 В.

3. По графику зависимости силы тока от напряжения определите сопротивление проводника. (график заранее на доске)

4. Сколько метров алюминиевой проволоки площадью сечения 6 мм 2 надо взять, чтобы сопротивление было 14 Ом? (удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом*мм2 /м)

5. Вычислите сопротивление телефонного железного провода между Москвой и Нижним Новгородом длиной 600 км и площадью 12 мм 2 . Каково напряжение в этой линии электропередач, при силе тока 0,5 А? (удельное сопротивление железа 0,1 Ом*мм2 /м)

6. Какое количество электронов проходит за 0,5 мин через поперечное сечение проводника при силе тока 10 А? (заряд электрона равен 1,6 * 10 -19 Кл)

В конце урока учащиеся сдают выполненные задания.

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание.

Задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного решения на листках: 1. Выразите силу тока в амперах: 25 мА; 0,44 кА; 0,018 МА; 24000 мкА; 160 мА 2. Чему равно напряжение на участке цепи, на котором совершена работа 800 Дж по перемещению заряда в 20 Кл? 2. Какого сечения надо взять константановую проволоку длиной 10 м, чтобы она имела сопротивление 50 Ом? (удельное сопротивление константана 0,5 Ом*мм2 /м)

Источник



Решение задачи по физике тема сопротивление электрического тока

На рисунке приведён участок электрической цепи, по которому течёт ток. В каком из проводников сила тока наименьшая?

Обозначим силы тока и напряжения во всех участках цепи как: I1, U1; I2, U2; I3, U3; I4, U4 соответственно. Найдем силы тока во всех участках цепи.

Участок 1 соединен последовательно с участками 2 и 3 (соединенными между собой параллельно) и далее последовательно с участком 4. Следовательно, верны следующие соотношения:

I_1=I_2 плюс I_3=I_4=I;

U_2=U_3=U_2_3.

Таким образом, наименьшая сила тока будет в участке 2 или в участке 3. По закону Ома:

U=I умножить на R,

следовательно I_2= дробь, числитель — U_<23 data-lazy-src=

где ρ — удельное сопротивление проводника, зависящее от материала, из которого изготовлен проводник, l — длина проводника, S — площадь сечения.

Удельное сопротивление меди меньше, чем железа. Кроме того, из рисунка видно, что площадь сечения первого проводника наибольшая.

Правильный ответ указан под номером 1.

Электрическая цепь собрана из источника тока, лампочки и тонкой железной проволоки, соединённых последовательно. Лампочка станет гореть ярче, если

1) подсоединить к проволоке последовательно вторую такую же проволоку

2) железную проволоку заменить на нихромовую

3) поменять местами проволоку и лампочку

4) подсоединить к проволоке параллельно вторую такую же проволоку

Проанализируем все утверждения.

1) Если подсоединить к проволоке последовательно вторую такую же проволоку, то сопротивление цепи увеличится, поскольку оно прямо пропорционально длине проводника. Следовательно, сила тока в цепи уменьшаться и лампочка станет гореть тусклее.

2) Удельное сопротивление нихрома больще, чем у железа, следовательно, при замене железной проволоки на нихромовую, сопротивление цепи увеличится, сила тока в цепи упадёт, лампочка будет гореть менее ярко.

3) При последовательном соединении сила тока в цепи одинакова на каждом участке, сопротивление цепи не изменится, поэтому при перестановки любых элементов местами, яркость лампочки не изменится.

4) При параллельном соединении двух резисторов общее сопротивление участка вычисляется по формуле: