Меню

Схема пускового реостата постоянного тока

Пуск двигателей постоянного тока

Дата публикации: 04 марта 2013 .
Категория: Статьи.

При пуске двигателя в ход необходимо: 1) обеспечить надлежащий пусковой момент и условия для достижения необходимой скорости вращения; 2) предотвратить возникновение чрезмерного пускового тока, опасного для двигателя.
Возможны три способа пуска двигателя в ход: 1) прямой пуск, когда цепь якоря подключается непосредственно к сети на ее полное напряжение; 2) пуск с помощью пускового реостата или пусковых сопротивлений, включаемых последовательно в цепь якоря; 3) пуск при пониженном напряжении цепи якоря.

Прямой пуск

В нормальных машинах Rа = 0,02 – 0,1, и поэтому при прямом пуске с U = Uн ток якоря недопустимо велик:

Вследствие этого прямой пуск применяется только для двигателей мощностью до нескольких сотен ватт, у которых Rа относительно велико и поэтому при пуске Iа ≤ (4 – 6) Iн, а процесс пуска длится не более 1 – 2 с.

Пуск с помощью пускового реостата или пусковых сопротивлений

Рисунок 1. Схема пуска двигателя параллельного возбуждения с помощью пускового реостата (а) и пусковых сопротивлений (б)

Для двигателей с параллельным возбуждением самым распространенным является пуск с помощью пускового реостата или пусковых сопротивлений (рисунок 1).
При этом вместо выражения (5), в статье «Общие сведения о двигателях постоянного тока» имеем

(2)

а в начальный момент пуска, при n = 0,

(3)

где Rп – сопротивление пускового реостата, или пусковое сопротивление. Значение Rп подбирается так, чтобы в начальный момент пуска было Iа = (1,4 – 1,7) Iн [в малых машинах до (2,0 – 2,5) Iн].

Рассмотрим подробнее пуск двигателя параллельного возбуждения с помощью реостата (рисунок 1, а).

Перед пуском (t div > .uk-panel’>» data-uk-grid-margin>

Источник

Пусковые и регулировочные реостаты: схемы включения

Реостатом называется аппарат, состоящий из набора резисторов и устройства, с помощью которого можно регулировать сопротивление включенных резисторов и благодаря этому регулировать переменный и постоянный ток и напряжение.

Различают реостаты с воздушным и жидкостным (масляным или водяным) охлаждением . Воздушное охлаждение может применяться для всех конструкций реостатов. Масляное и водяное охлаждение используется для металлических реостатов, резисторы могут либо погружаться в жидкость, либо обтекаться ею. При этом следует иметь в виду, что охлаждающая жидкость должна и может охлаждаться как воздухом, так и жидкостью.

Металлические реостаты с воздушным охлаждением получили наибольшее распространение. Их легче всего приспособить к различным условиям работы как в отношении электрических и тепловых характеристик, так и в отношении различных конструктивных параметров. Реостаты могут выполняться с непрерывным или со ступенчатым изменением сопротивления.

Проволочный реостат
Проволочный реостат

Переключатель ступеней в реостатах выполняется плоским. В плоском переключателе подвижный контакт скользит по неподвижным контактам, перемещаясь при этом в одной плоскости. Неподвижные контакты выполняются в виде болтов с плоскими цилиндрическими или полусферическими головками, пластин или шин, располагаемых по дуге окружности в один или два ряда. Подвижный скользящий контакт, называемый обычно щеткой, может выполняться мостикового или рычажного типа, самоустанавливающимся или несамоустанавливающимся.

Несамоустанавливающийся подвижный контакт проще по конструкции, но ненадежен в эксплуатации ввиду частого нарушения контакта. При самоустанавливающемся подвижном контакте всегда обеспечиваются требуемое контактное нажатие и высокая надежность в эксплуатации. Эти контакты получили преимущественное распространение.

Достоинствами плоского переключателя ступеней реостата являются относительная простота конструкции, сравнительно небольшие габариты при большом числе ступеней, малая стоимость, возможность установки на плите переключателя контакторов и реле для отключения и защиты управляемых цепей. Недостатки — сравнительно малая мощность переключения и небольшая разрывная мощность, большой износ щетки вследствие трения скольжения и оплавления, затруднительность применения для сложных схем соединения.

Пусковые и регулировочные реостаты

Металлические реостаты с масляным охлаждением обеспечивают увеличение теплоемкости и постоянной времени нагрева за счет большой теплоемкости и хорошей теплопроводности масла. Это позволяет при кратковременных режимах резко увеличивать нагрузку на резисторы, а следовательно, сократить расход резистивного материала и габариты реостата. Погружаемые в масло элементы должны иметь как можно большую поверхность, чтобы обеспечить хорошую теплоотдачу. Закрытые резисторы погружать в масло нецелесообразно. Погружение в масло защищает резисторы и контакты от вредного воздействия окружающей среды в химических и других производствах. Погружать в масло можно только резисторы или резисторы и контакты.

Отключающая способность контактов в масле повышается, что является достоинством этих реостатов. Переходное сопротивление контактов в масле возрастает, но одновременно улучшаются условия охлаждения. Кроме того, за счет смазки можно допустить большие контактные нажатия. Наличие смазки обеспечивает малый механический износ.

Для длительных и повторно-кратковременных режимов работы реостаты с масляным охлаждением непригодны ввиду малой теплоотдачи с поверхности бака и большой постоянной времени охлаждения. Они применяются в качестве пусковых реостатов для асинхронных электродвигателей с фазным ротором мощностью до 1000 кВт при редких пусках.

Наличие масла создает и ряд недостатков: загрязнение помещения, повышение пожарной опасности.

Реостат с непрерывным изменением сопротивления

Рис. 1. Реостат с непрерывным изменением сопротивления

Пример реостата с практически непрерывным изменением сопротивления приведен на рис. 1. На каркасе 3 из нагревостойкого изоляционного материала (стеатит, фарфор) намотана проволока резистора 2. Для изоляции витков друг от друга проволоку оксидируют. По резистору и направляющему токоведущему стержню или кольцу 6 скользит пружинящий контакт 5, соединенный с подвижным контактом 4 и перемещаемый при помощи изолированного стержня 8, на конец которого надевается изолированная рукоятка (на рисунке рукоятка снята). Корпус 1 служит для сборки всех деталей и крепления реостата, а пластины 7 — для внешнего присоединения.

Реостаты могут включаться в схему как переменный резистор (рис. 1, а) или как потенциометр (рис. 1,6). Реостаты обеспечивают плавное регулирование сопротивления , а следовательно, и тока или напряжения в цепи и находят широкое применение в лабораторных условиях в схемах автоматического управления.

Схемы включения пусковых и регулировочных реостатов

На рисунке 2 показана схема включения с помощью реостата двигателя постоянного тока небольшой мощности.

Схема включения реостата

Рис. 2 . Схема включения реостата: Л — зажим, соединенный с сетью, Я — зажим, соединенный с якорем; М — зажим, соединенный о цепью возбуждения, О — холостой контакт, 1 — дуга, 2 — рычаг, 3 — рабочий контакт.

Перед включением двигателя необходимо убедиться в том, что рычаг 2 реостата находится на холостом контакте 0. Затем включают рубильник и рычаг реостата переводят на первый промежуточный контакт. При этом двигатель возбуждается, а в цепи якоря появляется пусковой ток, величина которого ограничена всеми четырьмя секциями сопротивления Rп. По мере увеличения частоты вращения якоря пусковой ток уменьшается и рычаг реостата переводят на второй, третий контакт и т. д., пока он не окажется на рабочем контакте.

Читайте также:  Действия электрического тока 8 класс физика контрольные работы

Пусковые реостаты рассчитаны на кратковременный режим работы, а поэтому рычаг реостата нельзя длительно задерживать на промежуточных контактах : в этом случае сопротивления реостата перегреваются и могут перегореть.

Прежде чем отключить двигатель от сети, необходимо рукоятку реостата перевести в крайнее левое положение. При этом двигатель отключается от сети, но цепь обмотки возбуждения остается замкнутой на сопротивление реостата. В противном случае могут появиться большие перенапряжения в обмотке возбуждения в момент размыкания цепи.

При пуске в ход двигателей постоянного тока регулировочный реостат в цепи обмотки возбуждения следует полностью вывести для увеличения потока возбуждения.

Для пуска двигателей с последовательным возбуждением применяют двухзажимные пусковые реостаты, отличающиеся от трехзажимных отсутствием медной дуги и наличием толь ко двух зажимов — Л и Я.

Реостаты со ступенчатым изменением сопротивления (рис. 3 и 4 ) состоят из набора резисторов 1 и ступенчатого переключающего устройства.

Переключающее устройство состоит из неподвижных контактов и подвижного скользящего контакта и привода. В пускорегулирующем реостате (рис. 3 ) к неподвижным контактам присоединены полюс Л1 и полюс якоря Я, отводы от элементов сопротивлений, пусковых и регулировочных, согласно разбивке по ступеням и другие управляемые реостатом цепи. Подвижный скользящий контакт производит замыкание и размыкание ступеней сопротивления, а также всех других управляемых реостатом цепей. Привод реостата может быть ручной (при помощи рукоятки) и двигательный.

Схема включения пускорегулирующего реостата

Рис. 3 . Схема включения пускорегулирующего реостата: R пк — резистор, шунтирующий катушку контактора в отключенном положении реостата, R огр — резистор, ограничивающий ток в катушке, Ш1, Ш2 — параллельная обмотка возбуждения электродвигателя постоянного тока, С1, С2 — последовательная обмотка возбуждения электродвигателя постоянного тока.

Схема включения регулировочного реостата возбуждения

Рис. 4 . Схема включения регулировочного реостата возбуждения: R пр — сопротивление предвключенное, ОВ — обмотка возбуждения электродвигателя постоянного тока.

Реостаты по типу приведенных на рис. 2 и 3 нашли широкое распространение. Их конструкции обладают, однако, некоторыми недостатками, в частности большим числом крепежных деталей и монтажных проводов, особенно в реостатах возбуждения, которые имеют большое число ступеней.

Схема включения маслонаполненного реостата серии РМ , предназначенный для пуска асинхронных двигателей с фазным ротором, приведен на рис. 5. Напряжение в цепи ротора до 1200 В, ток 750 А. Коммутационная износостойкость 10 000 операций, механическая — 45 000. Реостат допускает 2 — 3 пуска подряд.

Схема включения маслонаполненного регулировочного реостата

Рис. 5 Схема включения маслонаполненного регулировочного реостата

Реостат состоит из встроенных в бак и погруженных в масло пакетов резисторов и переключающего устройства. Пакеты резисторов набираются из штампованных из электротехнической стали элементов и крепятся к крышке бака. Переключающее устройство — барабанного типа, представляет собой ось с закрепленными на ней сегментами цилиндрической поверхности, соединенными по определенной электрической схеме. На неподвижной рейке укреплены соединенные с резисторными элементами неподвижные контакты. При повороте оси барабана (маховиком или двигательным приводом) сегменты как подвижные скользящие контакты перемыкают те или иные неподвижные контакты и тем самым меняют значение сопротивления в цепи ротора.

Источник

Схема пускового реостата постоянного тока

Компоновка пусковых и тормозных реостатов и их схемы. Схемы соединений секций пусковых реостатов н относящихся к ним контакторов составляют с учетом получения соответствующего числа позиций реостатного пуска при наименьшем числе контакторов; наиболее простой схемы цепей управления реостатными контакторами; наиболее полного использования в тепловом отношении секций пускового реостата на всех соединениях тяговых двигателей

Схемы для двух соединений двигателей. Допустим, что на основании расчета для реостатного пуска на первом соединении двигателей установлены ступени реостата г,, г’2, г’3, т’п (рис. 259). Эти ступени можно получить, разделив реостат на секции а, Ь, с, га, поочередно выключаемые контакторами /, 2, 3, га (рис. 259, а, в). При этом сопротивления отдельных секций должны быть равны разности сопротивлений

смежных ступеней: а = т\ — г’2; Ь = = г’г — г’ъ\ с=т’ъ — т\ и т. д.

Для пуска на втором соединении двигателей необходим новый ряд ступеней — г», г2> г%. т’п , отличающийся от первого по числу ступеней и по сопротивлениям. При этом сопротивление первой ступени г» всегда меньше, чем г\.

Новый ряд ступеней может быть получен подразделением того же пускового реостата на новый ряд секций а’, Ь’, га’ (см. рис. 259, в) с помощью контакторов /’, 2′, га’. Следовательно, одни и те же реостаты могут быть использованы для пуска как на первом, так и на втором соединении двигателей. Однако при этом возрастает число реостатных контакторов. Контакторы, действующие на втором соединении двигателей, будут нагружены двойным током по сравнению с контакторами, используемыми на первом соединении. Секции пускового реостата будут плохо использованы в тепловом отношении.

Практически пусковые реостаты разделяют на параллельные ветви по числу

Рис. 259 Схемы компоновки секций пусковых реостатов

групп двигателей и пересоединяют вместе с ними. Разделение пускового реостата на две параллельные цепи при двух группах двигателей обеспечивает следующие преимущества (рис. 259, г):

реостат, рассчитанный применительно к первому соединению двигателей, пригоден по току нагрузки для второго соединения, причем на первой ступени второго соединения используются почти все его секции;

устраняется перегрузка контакторов на втором соединении двигателей, когда общий ток силовой цепи увеличивается в 2 раза;

обеспечивается наиболее полное использование секций реостата и контакторов, выбранных для первого соединения двигателей, при пуске на втором.

Например, если первая ступень г» получена с использованием всех или почти всех секций, то, очевидно, поочередным выключением их можно получить новый убывающий ряд ступеней, причем в зависимости от порядка выключения этих секций таких рядов может быть несколько. Подбор состоит в том, чтобы найти ряд ступеней, который совпадал бы с расчетным рядом г%, и т. д.

Для соблюдения определенной очередности действия индивидуальных контакторов требуется их взаимное электрическое блокирование, которое часто бывает не согласовано с необходимой очередностью действия этих контакторов на других стадиях пуска. Это вызывает необходимость применения дополнительных блокировок, что значительно усложняет цепь управления. Кроме того, выключенные секции могут быть использованы при пуске на том же соединении двигателей, но только во вновь образованной параллельной цепи резисторов.

Читайте также:  Будет ли удар током если телефон упадет в ванну

В цепях с переходом с одного соединения на другое методом короткого замыкания или шунтирования части двигателей для подбора ступеней сопротивлений используют уравнительное соединение между параллельными группами пускового реостата, так как при его отсутствии на параллельном соединении для обеспечения равенства нагрузок двигателей необходимо обеспечить равенство сопротивлений параллельных цепей реостата на всех ступенях.

Для увеличения числа реостатных позиций также применяют параллельное включение секций в каждой из групп. В качестве примера рассмотрим схему рис. 259, а. Наибольшее сопротивление в этой схеме получится, если включить контактор / при выключенных остальных. При этом все три секции будут включены последовательно (позиция / на рис. 259, д). Далее поочередно могут быть выключены секции а и Ь. На позиции 3 в цепи остается только секция с. В обычной схеме эта ступень была бы последней. Но в схеме рис. 259, а благодаря наличию контактора 4 можно получить еще две реостатные позиции с сопротивлениями, меньшими, чем на позиции 3. Для этого предварительно необходимо выключить контакторы / и 2, что допустимо, так как при включенном контакторе 3 контакторы / и 2 выключаются, не разрывая цепи тока. Если затем включить контактор 4, то параллельно секции с подсоединяются включенные последовательно секции а и Ь, т. е. получается новая реостатная позиция (см. рис. 259, д). Далее включением контактора 2 можно получить позицию 5.

Другой пример переключения секции в группе, часто применяемый в схемах электровозов, показан на рис. 259, б. В отличие от схемы 259, а здесь получают три параллельные цепи и, как это видно из рнс. 259, е, возможны шесть реостатных позиций Для сокращения числа реостатных контакторов такие переключения секций применяют на всех соединениях двигателей.

При использовании комбинированного переключения секций учитывают особенности индивидуальной и групповой систем. Например, в схеме рис. 259, б при переходе с позиции 4 на позицию 5 (см. рис. 259, е) включению контактора 3 должно предшествовать выключение контактора 2. Для обеспечения этого при индивидуальной системе управления потребовалось бы сблокировать контактор 3 с контактором 2, что на позиции 6 вызвало бы выключение контактора 3 при повторном включении контактора 2. Необходимость в блокировках отсутствует в том случае, когда между такими позициями, как 4 и 5, есть пози-

ции, которые не зависят от переключений в данной группе и могут быть использованы для предварительного размыкания соответствующих контакторов в этой цепи.

При групповой системе такого разделения операций между двумя позициями можно не соблюдать, так как необходимая очередность действия двух или нескольких контакторов всегда может быть обеспечена соответствующей конфигурацией шайб кулачкового вала

Схема пусковых реостатов для трех соединений двигателей при переходах коротким замыканием илн шунтированием. В схемах с тремя соединениями двигателей пусковые реостаты разделяют на несколько групп, чтобы путем различных комбинаций включения добиться наиболее полного их использования на всех соединениях двигателей.

Например, для шести двигателей, если не учитывать маневровые и дополнительные позиции и считать, что максимальный ток 1тах для пуска на всех соединениях одинаков, соотношение сопротивлений первых позиций для последовательного, последовательно-параллельного и параллельного соединений двигателей будет г\\ г» = г\/Ь и г'» — = »1/9.

Для последовательно-параллельного соединения, как и для рассмотренного случая, необходимо соединить пусковые реостаты в две параллельные цепи. Сопротивление первой позиции параллельного соединения можно получить при полном использовании всего реостата г[, подразделив его на три группы по ‘/3 г\ и включив их параллельно. Чтобы получить все три комбинации, реостат необходимо разделить на четыре группы с сопротивлениями ‘/зг1. ‘/згь 1ьТ’\ и У6г, в каждой. Для последовательного соединения все эти группы должны быть включены последовательно, для последовательно-параллельного — в две параллельные цепи с г» = г\/\п для параллельного — в три параллельные цепи с г’<'= г\/9.

Сопротивление всего пускового реостата, определяемое первой маневровой позицией, обычно больше, чем требуется для составления первых пози-

Рис. 260 Схемы соединений групп пусковых реостатов для трех соединений тяговых двигателей

ций последовательно-параллельного н параллельного соединений. Это дает возможность несколько упростить схему реостата и ограничиться только тремя группами (рис. 260, а).

Прн распределении общего сопротивления по группам в этом случае должно быть учтено, что на 1 -й позиции последовательно-параллельного соединения двигателей сопротивления параллельных групп А и Б — <- В должны быть приблизительно равны, точнее, должны быть соблюдены неравенства: А >2г» и 5 + + б> 2г’ <. При этом неравенства А >> 2г’ < и Б + В >2г» допустимы, так как, выключая одну или несколько секций в каждой из этих групп, можно получить необходимое сопротивление 2г’< для каждой группы.

Для параллельного соединения по тем же соображениям А > Ъг»\ Б > Зг,» и В ^ Ъг»‘. Если учесть, что между двумя группами, например А и В, имеется уравнительное соединение на всех позициях перехода, то равенство сопротивлений этих групп необязательно и достаточно, чтобы А || В > 72 • Ъг’<'.

Если на каждом соединении предусмотреть число параллельных цепей реостата, равное числу параллельных цепей двигателей (рис. 260, б), получим. г’< =

Таким образом, сопротивления, выбранного для пуска на последователь-

ном соединении, здесь недостаточно для получения первой ступени параллельного соединения. Однако с учетом маневровых ступеней сопротивления пускового реостата обычно достаточно для получения первой ступени параллельного соединения.

Схемы пусковых реостатов при переходе по схеме моста и с диодами. В таких схемах реостаты подразделяют на две группы. На параллельном соединении отсутствует уравнительное соединение между группами, поэтому группы должны иметь одинаковые сопротивления и состоять из одинаковых секций.

На последовательном соединении двигателей группы реостатов включают также последовательно, что позволяет переключать секции в группах не одновременно, а поочередно и таким образом получить двойное число позиций. Такое число позиций обычно бывает избыточным, и хотя колебания тока получаются несколько неравномерными, но они не выходят за принятые пределы.

Схемы тормозных резисторов При построении схемы тормозных резисторов стремятся прежде всего использовать секции пусковых реостатов и их контакторы. Для получения больших сопротивлений иа первых позициях торможения группы резисторов обычно соединяют последовательно, а затем переключают на соответствующее число параллельных ветвей. На последних тормозных позициях обычно не удается получить достаточно мелкие ступени сопротивления без постановки дополнительных контакторов, что усложняет систему. Поэтому при подборе ступеней тормозных резисторов коэффициент неравномерности повышают на 20—50% по сравнению с его значением для реостатного пуска. После окончания компоновки пуско-тормозных реостатов строят действительную тормозную диаграмму

Читайте также:  Узо таблица тока утечки

Источник



§35. Пуск в ход электродвигателей постоянного тока

Для пуска двигателя могут быть применены три способа: прямой пуск; реостатный пуск; пуск путем изменения питающего напряжения.

Прямой пуск. При прямом пуске обмотка якоря подключается непосредственно к сети. Обычно в электродвигателях постоянного тока падение напряжения Iя?Rя во внутреннем сопротивлении цепи обмотки якоря при номинальном токе составляет 5—10% от Uном, поэтому при прямом пуске ток Iя = Uном / ?Rя = (10-20)Iном, что недопустимо для машины. По этой причине прямой пуск применяют только для двигателей очень малой мощности (до нескольких сотен ватт), в которых сопротивление ?Rя относительно велико, и лишь в отдельных случаях — для двигателей мощностью в несколько киловатт. При прямом пуске таких двигателей пусковой ток Iп= (4-6)Iном.

Реостатный пуск. Наибольшее применение получил реостатный пуск, при котором для ограничения тока в цепь якоря включают пусковой реостат Rп (рис. 130, а); он обычно имеет несколько ступеней (секций) R1, R2, R3, которые в процессе пуска замыкают накоротко специальными выключателями (контакторами) 1, 2 и 3. При этом сопротивление реостата постепенно уменьшается, что обеспечивает высокое значение пускового момента в течение всего времени разгона двигателя.

Рассмотрим процесс реостатного пуска на примере электродвигателя с последовательным возбуждением. В начальный момент пуска при п = 0 в цепь обмотки якоря вводится максимальное сопротивление Rп = R1 + R2 + R3, вследствие чего пусковой ток согласно закону Ома

Сопротивление Rп подбирают так, чтобы для машин большой и средней мощности Iп= (1,5-1,8)Iном, а для машин малой мощности Iп= (2-2,5) Iном При включении в цепь обмотки якоря сопротивления Rп двигатель разгоняется по реостатной характеристике 1 (рис. 130, б), при этом в начальный момент пуска двигатель развивает максимальный пусковой момент Мп mах. Регулировочный реостат Rрв в этом случае выводят так, чтобы ток возбуждения Iв и поток Ф были максимальными. После того как якорь двигателя придет во вращение, в обмотке якоря индуцируется э. д. с. Е и ток

По мере разгона двигателя и увеличения частоты вращения n растет э. д. с. Е, вследствие чего уменьшается ток в обмотке Iя и электромагнитный момент М. При достижении некоторого значения Mп min ступень R1 сопротивления пускового реостата выключают, замыкая контактор 1, вследствие чего увеличивается ток Iя. Электромагнитный момент при этом возрастает до Мп max, а затем с увеличением частоты вращения п постепенно уменьшается по реостатной характеристике 2, соответствующей сопротивлению реостата R’п = R2 + R3. При уменьшении момента до Mп min выключают контактором 2 часть R2 сопротивления пускового реостата, и двигатель переходит на работу по характеристике 3, соответствующей сопротивлению Rп” = R3. Таким способом, уменьшая постепенно сопротивление пускового реостата, осуществляют разгон двигателя по отдельным отрезкам реостатных характеристик 1, 2 и 3 (см. жирные линии на рис. 130,б) до выхода на естественную характеристику 4, соответствующую сопротивлению Rп = 0. Пусковой момент двигателя при этом изменяется от Мп max до Mп min.

Следовательно, путем включения пускового реостата в цепь якоря можно осуществить пуск двигателя при некотором среднем пусковом моменте Мп ср = (Мп max+Mп min)/2 и резко уменьшить пусковой ток. Число ступеней пускового реостата зависит от жесткости естественной механической характеристики 4

Рис. 130. Принципиальная схема реостатного пуска электродвигателя (о) и кривые изменения пускового момента (б)

Рис. 130. Принципиальная схема реостатного пуска электродвигателя (о) и кривые изменения пускового момента (б)

Рис. 131. Кривые изменения тока и частоты вращения при пуске электродвигателя

Рис. 131. Кривые изменения тока и частоты вращения при пуске электродвигателя

Рис. 132. Кривые изменения момента при реостатном пуске электродвигателей с независимым и параллельным возбуждением

Рис. 132. Кривые изменения момента при реостатном пуске электродвигателей с независимым и параллельным возбуждением

и требований, предъявляемых к плавности пуска (допустимой разности Мn max – Mn min). Пусковые реостаты рассчитывают на кратковременную работу под током. При пуске двигателя указанным способом частота вращения его якоря возрастает по ломаной кривой 1 (рис. 131), а ток обмотки якоря изменяется по ломаной кривой 2 между двумя крайними значениями пускового тока In max и In min.

В процессе реостатного пуска происходят некоторые колебания тока и пускового момента (силы тяги) (см. рис. 130,б). Однако при достаточно большом числе ступеней пускового реостата эти колебания не оказывают вредного влияния на работу подвижного состава.

Реостатный пуск электродвигателей с независимым и параллельным возбуждением осуществляется так же, как и в двигателях с последовательным возбуждением, путем постепенного выключения отдельных ступеней пускового реостата. При этом электродвигатель разгоняется по отдельным отрезкам реостатных характеристик 1—5 (см. жирные линии на рис. 132) до выхода на естественную характеристику 6.

При работе электродвигателя по естественной характеристике развиваемый им электромагнитный момент М и частота вращения п изменяются автоматически в соответствии с изменением нагрузочного момента на валу Мвн. В процессе же пуска при работе на реостатных характеристиках электромагнитный момент двигателя можно регулировать независимо от значения Мвн. Момент М должен быть больше Мвн, чтобы обеспечить разгон двигателя и подвижного состава с заданным ускорением. Развиваемый двигателем при пуске электромагнитный момент зависит от сопротивления пускового реостата и от скорости его изменения, т. е. скорости выключения отдельных его ступеней.

Реостатный пуск применяют на электровозах и электропоездах постоянного тока.

При приблизительно постоянной массе поезда, характерной для электропоездов, выключение ступеней пускового реостата производят автоматически. Для этой цели на электропоездах предусмотрено специальное реле ускорения (реле минимального тока), срабатывающее, когда пусковой ток уменьшается до установленного значения, и тем самым обеспечивающее замыкание соответствующих контакторов. На электровозах ступени пускового реостата выключаются по мере увеличения скорости движения поезда непосредственно самим машинистом при помощи ручного аппарата, называемого контроллером машиниста. Однако на некоторых электровозах применяют автоматическое выключение ступеней пусковых реостатов с той или иной скоростью.

Пуск путем изменения питающего напряжения. При реостатном пуске возникают довольно большие потери энергии в пусковом реостате. Этот недостаток можно устранить, если пускать двигатель путем плавного повышения напряжения, подаваемого на обмотку якоря. Такой пуск называют безреостатным. Для этого необходимо иметь отдельный источник постоянного тока с регулируемым напряжением (генератор или управляемый выпрямитель). Безреостатный пуск применяют на э. п. с. переменного тока и тепловозах.

Источник