Меню

Схемы подключения реле регулятора я120м1

Стабилизация напряжения генератора

Для надежной работы потребителей к ним необходимо подводить электрический ток, напряжение которого соответствует номинальной расчетной величине. Величина напряжения определяется зарядным напряжением Uз на клеммах полностью заряженной аккумуляторной батареи. Поэтому напряжение на клеммах генератора должно иметь строго определенную постоянную величину.

Напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения ротора и от магнитного потока возбуждения Е = Се Ф n, где Се – постоянный коэффициент, зависящий от конструкции генератора; Ф – магнитный поток возбуждения; n – число оборотов ротора. Ротор генератора клиноременной передачей связан с коленчатым валом двигателя, и частота его вращения меняется в широких пределах, следовательно, при постоянном магнитном потоке напряжение на клеммах генератора также будет меняться в широких пределах. Для того чтобы напряжение при увеличении частоты вращения ротора не изменялось, необходимо пропорционально уменьшать магнитный поток возбуждения. При применении в генераторе электромагнитов это можно обеспечить, уменьшая силу тока в обмотке ротора. На этом принципе и основано регулирование напряжения генератора. Как только напряжение на клеммах генератора достигает предельно допустимой величины, в цепь обмотки возбуждения включается сопротивление, в результате резко уменьшается сила тока возбуждения и магнитный поток ротора, соответственно снижается напряжение на клеммах генератора.

При этом сопротивление вновь отключается, сила тока возбуждения увеличивается, возрастает и магнитный поток ротора, соответственно напряжение генератора вновь возрастает.

Такие процессы происходят непрерывно, и в среднем на клеммах генератора поддерживается требуемое напряжение.

Для стабилизации напряжения генераторов используют регуляторы напряжения. В последнее время получили распространение генераторы с встроенными транзисторными регуляторами напряжения на интегральных схемах Я-120, 11.3702 (размеры 38 * 58* 12 мм, масса 50 г).

Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения Я-120М12 выполнен по электронной схеме в интегральном исполнении, в котором пассивные элементы (резисторы), соединительные проводники и контактные площадки под активные элементы (транзисторы, диоды) неразъемно связаны и выполнены по толстопленочной технологии на керамической подложке. После сборки схема закрывается крышкой и заливается специальным герметиком. Регулятор напряжения Я-120М12 прибор неразборный и ремонту не подлежит.

Схемные решения и конструкция регулятора обеспечивают высокую стабильность выходного напряжения генераторной установки при изменении тока нагрузки, частоты вращения и температуры не более чем -0,4, +0,2 и +0,1 В соответственно.

При включении выключателя массы (ВМ) ток с плюса батареи (АБ) подводится к выводу (В) регулятора. В схеме регулятора Я120М12, транзистор VT1 находится в закрытом состоянии, а транзистор VT2 в открытом. Ток с плюса батареи проходит с вывода (Д) в обмотку возбуждения ротора (ОР) и через клемму (Ш) и открытый переход коллектор эммитер транзистора VT2 уходит на общий минус. Магнитный поток ротора увеличивается. При увеличении оборотов дизеля, возрастает и скорость вращения ротора генератора.

Напряжение на генераторе возрастает свыше 28В. В регуляторе открываются стабилитроны VD1 и VD2, которые открывают транзистор VT1, а он в свою очередь закрывает транзистор VT2. Питание обмотки возбуждения ротора снижается. Магнитный поток ротора снижается, что вызывает снижение напряжения генератора. Как только, напряжение на генераторе снизится ниже 28В стабилитроны VD1 и VD2 закрываются и закрывают транзистор VT1, который в свою очередь открывает транзистор VT2. Ток возбуждения начинает проходить через обмотку возбуждения ротора.

Читайте также:  Снять регулятор с генератора логана

Магнитный поток ротора возрастает, что приводит к увеличению напряжения генератора. Выше описанные процессы работы регулятора периодически повторяются, поэтому напряжение на генераторе остается стабильным.

Источник



Я120М

Любопытная штука. Автомобильный регулятор напряжения Я120М предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

От проникновения влаги регулятор защищен специальным высокотеплопроводным компаундом с рабочей температурой до 200°С. Работоспособность и соответствие параметров изделия сохраняются даже при погружении регулятора в воду при условии защиты разъемных соединений.

Регулятор Я120М сконструирован по однопроводной схеме питания, корпус изделия соединен с корпусом автомобиля. Применяемость: МАЗ, ЛАЗ, КАМАЗ-4202 с генератором Г273, Г289 и др.

Технические данные

Диапазон рабочих температур -40 .. +85°C
Номинальное напряжение питания 28,0 В
Напряжение регулирования с АБ при температуре 25±2°С и нагрузке 3 А:
— режим «зима» 28,0±0,3 В
— режим «лето» 27,6±0,2 В
Максимальный ток выходной цепи 5,0 А
Термокомпенсация напряжения регулирования -6,0±3,0 мВ/°С
Остаточное напряжение на выходе «Ш» не более 1,0 В
— типовое 0,75 В
Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания 36,0 В
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин. 50,0 В
Максимально допустимые импульсные перенапряжения в зависимости от формы импульса по ГОСТ 28751 120,0 В

Производитель — Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).


(фото с форума «Портативного ретрорадио»)

Схема автомобильного генератора Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120М

Генераторная установка предназначена для питания потребителей с номинальным напряжением 24 В.

Обмотка возбуждения и выходной транзистор VT вместе с гасящим диодом VD1 выключены между нулевой точкой обмотки статора и корпусом. Питание обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи при замкнутых контактах выключателя S и неработающем двигателе осуществляется через подпиточный резистор Rпод. Ток при этом не превышает 0,3 А. При разомкнутых контактах выключателя S выходной транзистор закрыт и ток в обмотку возбуждения не поступает.

Применение такой схемы питания обмотки возбуждения позволило применить такой же ротор, как у 14-вольтовых генераторов.

Кроме того, такая схема включения обеспечивает:
— уменьшение перенапряжения на выходном транзисторе, когда он находится в закрытом состоянии, за счет уменьшения более чем в 2 раза напряжения питания;
— устранение разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключателе S полным током возбуждения;
— исключение прохождения полного тока возбуждения через выходной транзистор регулятора напряжения при неработающем двигателе и включенном выключателе S;
— уменьшение тока через контакты выключателя S в цепи управления регулятором напряжения, что способствует повышению стабильности регулируемого напряжения генераторной установки.

Кроме того, регулятор напряжения Я120М позволяет осуществлять регулирование напряжения на двух уровнях. Для этой цели в делитель напряжения, состоящий из резисторов Rl, R2, включен резистор R3. Второй конец резистора R3 соединен с выводом Р регулятора, который посредством выключателя Sпр (выключатель посезонной регулировки) может подключаться к корпусу генератора. При разомкнутых контактах выключателя Sпр соотношение между величинами сопротивлений резисторов R1, R2 таково, что рабочий пробой стабилитрона VD2 будет обеспечивать регулируемое напряжение 27,2 — 27,8 В. При замыкании контактов выключателя Snp параллельно резистору R2 включается резистор R3. При этом напряжение на резисторе R1 уменьшается, что обеспечивает пробой стабилитрона при большом входном напряжении. Регулируемое напряжение при этом обеспечивается в пределах 29 — 30 В.

Читайте также:  Ремонт регулятора оборотов электродрели своими руками

1. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. — М.: Транспорт, 1990.
2. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. — ГУП Центральное конструкторское бюро «Дейтон», 1998.

Источник

Генератор к которому подходит три провода заменить на генератор к которому подходит четыре провода и наоборот.

На старых КАМАЗАх, которых еще достаточно много, ставился генератор Г273, позже ставился генератор Г273 В1 более мощный, но схема осталась та же и на старую машину можно смело ставить Г273В1.

Такие же генераторы ставились и на МАЗ

схема генератора Г273 на КАМАЗ

На следующем поколении машин ставился уже более продвинутый генератор 1312.3771 и его аналоги. Если его поставить на место генератора Г273В1, то он тоже будет работать.

схема генератора 1322 на КАМАЗ

Разберемся в нюансах.

Генератор Г273В1 28В, 45А. Унаследовал схему и конструкцию генератора Г273. Аккумулятор и генератор связаны через несколько точек, что снижает надежность соединения, но придется с этим мириться. На всех генераторах этого поколения ставится регулятор напряжения Я120 и его модификации.

Регулятор напряжения Я120М1, выполнен по схеме с двумя входами. Один вход для тока возбуждения, второй для включения регулятора. Смысл разделенных входов в том, чтобы ток возбуждения пропускать прямо изнутри генератора, и не проводить его по длинному пути через Вп и СТ – (выключатель приборов и стартера — тоже, что и замок зажигания).

Производители при разработке генератора, разумно решили использовать для этого генератора, давно стоящий на конвейере, ротор от генераторов 14 Вольтовых (сопротивление ротора 4,5 Ома). Чтобы такой ротор мог работать в 28 вольтовом генераторе, на обмотку возбуждения подается пониженное напряжение, для этого обмотка возбуждения питается не от линейного напряжения, а от фазного, которое, как известно, в 1,73 раза меньше линейного. Фазное напряжение снимается со средней точки обмотки генератора. Таким образом, ток возбуждения замыкается от средней точки звезды, через обмотку возбуждения и через выпрямитель (диодный мост)

Для чего стоит мощный резистор на регуляторе напряжения генератора Г273?

Первоначальное возбуждение, как для всех автомобильных генераторов, происходит от аккумулятора. При включении выключателя приборов и стартера (ВП и СТ), плюс 24В, приходит на точку В регулятора напряжения, регулятор открывается, и ток идет от плюса аккумулятора, на плюс генератора. Если на обмотку возбуждения 14 вольтового ротора попадет 24 Вольта, то обмотка почти сразу сгорит, поэтому далее, ток возбуждения идет через мощный резистор 75 Ом. Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже не от выхода генератора, где, действует 28 Вольт, а от средней точки обмотки, где как уже было сказано, напряжение пониженное (этот ток замыкается через диодный мост, поэтому выпрямляется).

То есть, резистор 75 Ом при первоначальном возбуждении ограничивает ток в обмотке ротора, рассчитанной на 12 В. Этот резистор, также, защищает обмотку возбуждения и регулятор напряжения от перегрева при включенном зажигании и неработающем двигателе.

Читайте также:  Реле регулятора с таймером трм 501

Положительный опыт использования схемы генераторов с дополнительными диодами, определил выпуск следующего поколения генераторов для КАМАЗа. Регулятор напряжения Я120М1, позволяет разделить ток возбуждения и ток управления регулятором. В схеме с дополнительными диодами генератор возбуждается через лампочку маленьким начальным током, а потом, когда генератор заработал, ток возбуждения идет от обмотки генератора и выпрямляется дополнительными диодами. Так возникает короткий путь тока возбуждения. Схема не боится разрядки аккумулятора через обмотку возбуждения, когда включен ВП и СТ, а двигатель не работает.

Применение таких генераторов требует, применение лампочки для ограничения тока первоначального возбуждения. Лампочка стоит в панели приборов и позволяет контролировать работу генератора. В этой схеме появляется дополнительный провод от панели приборов к генератору.

Полезно знать, что в таких генераторах применяется уже свой ротор, рассчитанный на 28 Вольт, его сопротивление около 8-и Ом.

Регуляторы напряжения КАМАЗовских генераторов

Я120 М1, аналоги 77.3702 , 443.3702 412.3702

Я120М1И2 аналог 77.3702-02

Регуляторы Я120М1 Я120М12

Я120М12 , аналог 77.3702-01

Регулятор напряжения КАМАЗ

регулятор генератора Г273 с гасящим резистором 75Ом Внутри установлен регулятор Я120М1

Регулятор напряжения для генератора 1322

Регулятор генератора с доп диодами 1312.3771. Внутри установлен регулятор Я120М1 или Я120 М12

Регулятор напряжения рекомендуется Я120М12, хотя работает и Я120М1

По вопросу замены регуляторов напряжения на КАМАЗ

Нужно ставить на генератор только тот регулятор напряжения, который стоял, другой не подойдет. То есть, на Г273В1 не подойдет регулятор от генераторов 1312 (без резистора). На генераторы 1312.3771 и его его односхемные модели, нельзя ставить генератор с резистором, или надо его переделывать, проще купить такой какой нужно.

Генераторы С доп. диодами

3112.3771 аналог 6582.3701 Генераторы большого размера , но выполнены по такой же схеме с доп. диодами, и их, в крайнем случае, тоже можно заменить на Г 273В1

Есть еще «Ураловский» генератор 1702.3771

Теперь основной вопрос темы.

Можно подключить генератор Г 273 вместо генератора с доп. диодами, к которому подходит 4 провода (Г273В1 нужно только 3) ?

Можно. Провод лампочки остается лишним. Лампочка престает работать, но контролировать зарядку можно по амперметру.

Схема замены генератора КАМАЗ

Можно подключить более новый генератор с доп. диодами (1312.3771) вместо генератора Г273, если в проводке не хватает одного провода?

Можно. Провода от лампочки нет, но первоначальное возбуждение генератора можно сделать прямо от аккумулятора, для этого надо подсоединить вход доп. диодов (куда должен подключаться провод лампочки) прямо к выходу генератора, к этой точке подключен и аккумулятор.

Аккумулятор при таком подключении не разрядится если выключен ВП и СТ, регулятор будет закрыт и ток через обмотку возбуждения протекать не будет.

схема замены генератора Г273 на 1322

Как подключить генератор на 3 провода

По вопросу замены регуляторов напряжения на КАМАЗ

Нужно ставить на генератор только тот регулятор напряжения, который стоял, другой не подойдет. То есть, на Г273В1 не подойдет регулятор от генераторов 1312 (без резистора). На генераторы 1312.3771 и его его односхемные модели, нельзя ставить регулятор с резистором, или надо его переделывать, проще купить такой, который нужно.

Источник