Меню

Схемы реле регулятора для ява

Схемы реле регулятора для ява

  • Мотоциклы
  • Обзоры/Тесты
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Литература
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Тюнинг
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Фотографии
  • Видео
  • Автомобили
  • Обзоры/Тесты
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Литература
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Тюнинг
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Фотографии
  • Видео
  • Прочее
  • Видеоматериалы
    • Мотоциклы
    • Автомобили
    • Ремонт
    • Передачи
  • Общая литература
  • Тюнинг
  • Журналы
  • Карты дорог
  • История
  • Полезные статьи
  • Фотогалерея
  • Новости

Календарь

Друзья сайта

  • Тюнинг мотоциклов:
  • Jawa
  • Иж
  • Минск
  • Урал / Днепр
  • Восход
  • Скутеры

    Реле-регулятор Ява 634. Особенности и регулировка

    Энергоснабжение Явы На мотоциклах ЯВА-684 и Ч3-472 всех моделей мощность генератора была повышенас 50 до 75 Вт. При этом, его размеры были сохранены, чтобы обеспечить важнейшее для владельцев качество — взаимозаменяемость с прежней моделью. Именно это стало причиной ухудшения одного параметра — генератор стал отдавать энергию при более высоких оборотах коленчатого вала. Об этом, к сожалению, знают не все.
    Между тем надо всегда помнить: только по достижении 1800 — 2000 об/мин (скорости 14-16 км/ч на 1-й передаче, 25-27,5 км/ч на 2-й, 85- 38,5 км/ч на 3-й и 45-51 км/ч на 4-й) напряжение генератора превысит 6,1 В и он сможет подзаряжать подключенную к нему батарею. На меньших оборотах питание потребителей, как правило, идет от батареи и она, естественно, разряжается. Значит, нужно всячески избегать такого стиля езды. Он вреден еще и тем, что на низких оборотах и при больших механических нагрузках работа деталей мотора принимает ненормальный, ударный характер и они интенсивно изнашиваются. Поэтому даже в случаях, когда генератор хорошо работает при таких низких оборотах (в силу разброса его характеристик это бывает), нельзя ими злоупотреблять. Все сказанное предполагает, что генератор, батарея и вся зарядная цепь исправны. Но стоит, скажем, окислиться зажимам батареи, ослабнуть контакту белого провода «массы», соединяющего корпус реле с мотоциклом, сработаться щеткам, как желаемое напряжение даже при оборотах больше 2000 в минуту не будет достигнуто. Вот и жалуются некоторые мотолюбители, что у них на скорости ниже 50 км/ч свет начинает гаснуть, а мотор — давать сбои. Виноват генератор или реле-регулятор, — думают они. А ведь очень часто к такому результату приводят простейшие вещи, вроде ослабления какого-либо зажима (обидно бывает за водителей, которые не могут сами найти такую простую причину). К снижению напряжения генератора и даже полному отказу приводят и загрязнение, замасливание коллектора якоря (ротора), износ щеток до размера меньше 8 мм, заедание, зависание их в щеткодержателе, нарушение контакта вывода плюсовой щетки с обмоткой возбуждения и клеммой «0» реле-регулятора, а минусовой — с «массой», а также загрязнение или подгорание контактов реле обратного тока, увеличивающее их сопротивление. Кстати, эти контакты могут довольно быстро подгорать, если мотоцикл плохо отрегулирован, обороты холостого хода «плавают», и реле поэтому многократно включается и выключается, вызывая каждый раз дугу между контактами, которая портит их. Обороты холостого хода должны быть минимальными, контакты реле обратного тока при этом разомкнуты, и, значит, должна гореть контрольная лампа. Не пытайтесь добиваться, чтобы она гасла на низких оборотах.
    Таким образом, нужно следить за исправностью зарядной цепи, включая сюда и щетки, контакты реле и т. д. Проверку начинают с осмотра цепи, состояния соединений. Надо зачистить грязные, окисленные и обеспечить плотный контакт. Часто этого бывает достаточно для восстановления нормальной работы электрооборудования. Если предохранитель слабо зажат в держателе, то при прохождении тока может нагреться и совсем отпуститься пружинка. Ее обязательно надо заменить.
    Щетки генератора должны совершенно свободно, без заеданий перемещаться в направляющих щеткодержателя. Осмотрите и пружинки — иногда их бывает полезно слегка растянуть, чтобы они прижимали щетки сильней. Когда явно загрязнены, окислены или обгорели контакты реле, не торопитесь зачищать их шлифовальной шкуркой: часто именно это и приводит к дальнейшим, более сложным неисправностям. Если в металл контактов внедрятся зерна абразива, они не позволят им нормально работать и ускорят последующее обгоранне. Зачистить контакты можно надфилем (лучше алмазным), а коли уж пришлось применить мелкозернистую шкурку, то после нее нужно тщательно очистить контакты от остатков абразива. Словом, не относитесь к этой работе как к заведомо простой, не требующей внимания.
    Если электрическая цепь, соединения, зажимы и т. п. в порядке, а батарея все-таки заряжается слабо, проверьте саму батарею. Она тоже может быть неисправна. В частности, когда на мотоцикле систематически ездят с полуразряженной батареей, заряжая ее от случая к случаю, то вряд ли она прослужит долго. Иногда всего нескольких летних месяцев такой работы достаточно, чтобы батарею необратимо вывести из строя — она потеряет емкость и потребует замены. И хотя во всех инструкциях и учебниках написано, что батарею нельзя оставлять в разряженном состоянии, немало мотоциклистов игнорируют это требование.
    И только когда есть уверенность, что цепь и батарея в порядке, но свет ламп сильно тускнеет или появляются перебои в работе двигателя при снижении оборотов до холостых, следует заняться проверкой и регулировкой системы генератор — реле. Надо помнить при этом, что реле-регулятор едва ли не самый тонкий прибор мотоцикла, обращаться с которым надо осторожно, вдумчиво. Тут легко делают непоправимые ошибки, а ведь новое реле не всегда легко купить.
    Если вы не совсем уверены в собственных знаниях, лучше обратитесь на СТО или к специалисту. Точную регулировку можно сделать лишь на специальном стенде, оснащенном соответствующими приборами. Но, к сожалению, у большинства мотоциклистов такой возможности нет, поэтому приходится все делать на машине. При настройке реле на работающем двигателе есть одна трудность: не всегда удается так плавно менять обороты коленчатого вала, как это требуется. Тут важно проявить внимание и терпение.

    Реле-регулятор Ява 634. Особенности и регулировка

    Рис.1. Реле напряжения (a) и реле обратного тока (в):
    1 — электромагнит; 2 — пружина; 3 — якорь; 4 — держатель верхнего контакта; 5 — средний контакт; 6 — нижний контакт; 7 — ограничитель хода якоря.

    Проверяем сначала регулятор напряжения. Сняв крышку, осматриваем его катушку (она слева), состояние контактов, зазор между разомкнутыми. Он должен быть в пределах 0,2-0.4 мм. В случае необходимости регулируем его, отгибая держатель 4 верхнего контакта (см. рисунок, а). Пустив двигатель и подняв обороты выше 2000 в минуту, отключаем батарею (генератор загружен только системой зажигания). Замеряем вольтметром напряжение между клеммой «В» и «массой» мотоцикла, при дальнейшем повышении оборотов до максимальных оно не должно превышать 7,7 В. Затем включаем в цепь батарею и осветительные приборы (кроме указателей поворота и стоп-сигнала). В этом случае напряжение упадет, и его минимальная величина (по-прежнему на больших оборотах) должна составить 6,9 В.
    Заметьте следующее. В первом случае регулятор работал на второй ступени регулирования — якорь был притянут к сердечнику электромагнита н подвижный контакт, вибрируя с высокой, почти незаметной для глаза частотой, касался нижнего контакта регулятора. При включении нагрузки якорь отошел немного от сердечника, и теперь уже подвижный контакт касался верхнего, неподвижного — это работа прибора на первой ступени регулирования. Разность напряжений 0.8 В (7,7-8.9) — это так называемое напряжение перехода. Оно зависит от зазора между якорем и сердечником магнита. Если напряжение перехода меньше 0,3 В, зазор надо увеличить. Сами же величины максимальных напряжений при малой и номинальной нагрузках зависят от усилия пружины, которая не дает якорю свободно притянуться к сердечнику катушки.
    Значит, если надо поднять напряжение, держатель пружины 2 (см, рисунок, а) отгибают, чтобы ее усилие стало больше. Отметим, что напуганные недостаточной зарядкой мотоциклисты зачастую устанавливают напряжение, регулируемое прибором, на уровне 8 В и даже выше. Ни к чему хорошему это не приводит, так как при первой же длительной поездке аккумулятор начинает «кипеть», слишком большой зарядный ток портит пластины батареи, а выплескивающийся электролит — детали мотоцикла, на которые попадает. Особо важно это знать тем, кто ездит с излишне низкими оборотами и заботы о зарядке батареи в неподходящем режиме перекладывает на хрупкие плечи релерегулятора.
    Итак, если регулятор обеспечивает необходимое напряжение генератора, достаточно ли это для нормальной работы электрооборудования? Нет. Представьте себе, что реле обратного тока (правая катушка прибора) отрегулировано так, что включается лишь после достижения, скажем, 7 В. Что это значит? Это значит, что ваша батарея если и будет иногда подзаряжаться, то только при самых высоких оборотах генератора, а во время обычной езды баланс энергии будет не в ее пользу. Батарея станет быстро разряжаться: ведь при включенных потребителях и умеренных оборотах напряжение, как вы уже знаете, не будет выше 6,9 В. Другая встречающаяся крайность — включение реле при слишком низком напряжении, например, 6,6 В. Что происходит в этом случае? Стоит притормозить или остановиться перед светофором или ямой, сбавив обороты ниже уже известных вам 1800 в минуту, как напряжение, вырабатываемое генератором, быстро снизившись, станет меньше напряжения батареи. В этот момент реле обязано выключиться и отсоединить генератор от батареи. Но не тут-то было! Пока напряжение не упадет до 6,6 В, аккумулятор будет разряжаться через якорь генератора. Если в поездке такие ситуации повторяются часто (например, на улицах города), батарея быстро разрядится. Таким образом, реле обратного тока, а оно названо так именно потому, что при появлении обратного тока — из батареи к генератору — должно сразу прервать цепь, — важнейший прибор. Нормально работающее реле включает генератор в общую цепь при достижении напряжения 6,1-6,6 В. Вот это и нужно проверить. Предварительно убедитесь, что мотор работает безупречно и обороты коленчатого вала в диапазоне 1600-2500 в минуту вы можете менять достаточно плавко, без рывков. Иначе отрегулировать или даже проверить реле трудно. Кстати, при этой регулировке очень полезно иметь толкового помощника, который следил бы визуально за работой контактов реле, в то время как вы наблюдаете за стрелкой вольтметра. Делают его так. Подключают вольтметр между клеммой «0» и «массой», пускают двигатель и, очень плавно поднимая обороты, следят за стрелкой чувствительного вольтметра (со шкалой на 0 — 10 В). Напряжение будет увеличиваться, но в момент соединения контактов реле, то есть подключения к генератору внешней цепи, скачкообразно снизится на небольшую величину (0,1- 0.2 В). Тут будьте внимательны. Показание вольтметра именно перед таким скачком и есть напряжение включения.
    Помощник, наблюдающий за контактами, дает вам знать об их соединении. Иногда пытаются судить о соединении по выключению контрольной лампы, но это ненадежно, потому что лампа гаснет постепенно, по мере уменьшения разности напряжений батареи и генератора. Кстати, о лампе. Некоторые мотоциклисты часто жалуются на то, что батарея у них разряжена, хотя лампа с повышением оборотов «нормально гаснет». Здесь явное непонимание функции лампы. Она ведь не контролирует состояние батареи, а лишь сигнализирует о том, что сам генератор исправен и способен возбуждаться, поскольку с ростом оборотов растет напряжение. А отрегулируйте реле на включение при 4-6 В — лампа будет гаснуть, и даже быстрее, чем при регулировке на 6-6,5 В. Можно привести примеры неисправностей, при которых не только лампа гаснет, но вообще генератор и реле-регулятор совершенно исправны, а батарея не заряжается. Напомним, что это случается, когда окислятся клеммы батареи, оборвется провод, ослабнет или просто сгорит предохранитель в зажимах. Не будет заряжаться и неисправная батарея — с сильной сульфатацией пластин, с короткими замыканиями между ними из-за внутренних разрушений и т. п.
    Итак, соединение контактов реле должно наступать при напряжении генератора 6.1 — 6.5 В. Как и в конструкции регулятора, здесь силе притяжения якоря к сердечнику препятствует пружина. Значит, если надо поднять напряжение, при котором сомкнутся контакты, пружину натягивают, и наоборот. Для нормальной работы реле между контактами поддерживают такие зазоры: 0,4-0,6 мм между главной парой контактов и чуть меньше — на 0,1 мм между вспомогательными (упругими). Зазоры можно изменить, отгибая вверх или вниз ограничитель 7 якоря (см. рисунок, б).
    Если контакты реле соединяются при заданном напряжении, полезно убедиться в том, что этому соответствуют обороты около 1800 в минуту. На мотоциклах с тахометром это просто, а на других включают передачу и, подняв заднее колесо, следят за скоростью по стрелке спидометра. Как правило, если реле-регулятор напряжения и генератор налажены так, как мы рассказали, батарея нормально заряжается, за исключением тех случаев, когда виноват сам мотоциклист, вернее, его стиль езды, не соответствующий особенностям машины.

    Источник

    

    Электрическая схема автомобиля ЯВА — МОТОЦИКЛ

    Схемы электрооборудования мотоциклов Ява-350, ЯВА 350/638 и Ява 634 в хорошем качестве, представлены для бесплатного скачивания всем посетителям нашего сайта. Для увеличения электросхемы — нажмите на неё.

    Электросхема ЯВА-350


    Электросхема ЯВА-634


    1 — передние указатели поворотов с лампами 6В, 15 или 21Вт; 2 — реле-прерыватель указателей поворотов; 3 — разъемные соединения; А — контрольная лампа указателей поворотов 6В, 2Вт; 5 — контрольная лампа дальнего света фары 68, 2Вт; б — лампа подсвета шкалы спидометра 68, 2Вт; 7 — лампа головного света фары 6В, 35/35Вт; 8 — лампа стояночного света в фаре 6В, 4Вт; 9 — контрольная лампа работы генератора 6В, 2Вт; 10 — контрольная пампа нейтрали в коробке передач 6В, 2Вт; 11—звуковой сигнал ява-634; 12 — переключатель указателей поворотов; 13 — конденсаторы с прерывателями; 14 — генератор 68, 75вт; 15 — включатель контрольной лампы нейтрали; 16 — центральный переключатель; 17 — переключатель света фары; 18 — кнопка светового сигнала; 19 — кнопка звукового сигнала; 20 — предохранитель 15 А: 21 —реле-регулятор; 22 — аккумуляторная батарея 6В; 14 ; 23 — задние указатели поворотов с лампами 6В, 15 или 21 Вт; 24 — лампа стоп-сигнала 6В, 21 Вт; 25 — лампа стояночного света задняя 6В, 5 Вт; 26 — включатель стоп-сигнала; 27 — катушки зажигания ява 634.

    Электросхема ЯВА-638


    1 – указатели поворота
    2 – правый переключатель
    3 – левый переключатель
    4 – генератор
    5 – фара ява 638
    6 – лампа стояночного света
    7 – катушка зажигания
    8 – задний фонарь
    9 – звуковой сигнал
    10 – аккумулятор
    11 – выключатель нейтрали
    12 – выключатель стоп-сигнала
    13 – лампа дальнего света
    14 – лампа работы генератора
    15 – лампа включения указателей поворота
    16 – датчик включения нейтрали
    17 – замок зажигания Ява-638
    18 – реле указателей поворота
    19 – лампы подсветки приборов
    20 – плавкий предохранитель 15А
    21 – штекерный разъем
    22 – выпрямитель (диодный мост)
    23 – полупроводниковый реле-регулятор
    24 – реле включения контрольной лампы работы генератора.

    Источник

    Схемы реле регулятора для ява

    Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР — Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Можно ли в схеме Явы-638 применить реле-регулятора от мотоцикла Урал? Одной контрольной лампы за состоянием аккумулятора недостаточно. Нет ли других способов, в частности для Явы-638? Как продлить жизнь аккумуляторной батареи, ограничив зарядный ток? Что делать, если нет аккумуляторной батареи, а непременно надо выехать?

    РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР

    Реле-регулятор выполняет следующие функции: согласует работу генератора и аккумуляторной батареи, включая их в цепь питания в зависимости от вырабатываемого генератором напряжения.

    Реле-регулятор состоит из пластмассового основания и смонтированного на нем электромагнита с двумя обмотками (тока и напряжения). Г-образного якоря, ярма и двух контактных групп (регулятора напряжения и реле обратного тока) (рис. 103).

    Двухступенчатый регулятор напряжения обеспечивает нормальную работу генератора на средних и высоких оборотах коленчатого вала двигателя, не допуская перегрузки потребителей и генератора.

    Проверка работы и регулировка реле-регулятора

    При частоте вращения коленчатого вала двигателя около 1200 -1500 об/мин. (скорость мотоцикла на прямой передаче равна приблизительно 30 — 35 км/ч) контрольная лампа в спидометре должна погаснуть, сигнализируя о том, что реле-регулятор полностью переключил питание электроприборов на генератор.

    Проверка реле-регулятора производится в следующем порядке.

    Запустив и прогрев двигатель, винтом упора дросселя карбюратора установить частоту вращения коленчатого вала двигателя около 1000 обм/мин., что соответствует показанию спидометра 25 км/ч (на прямой передаче).

    Центральный переключатель поставить в положение питания потребителей от генератора; у мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 такого положения нет, поэтому у них переключатель остается в том же положении, т.е. включенного зажигания.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР.

    Рис. 103. Реле-регулятор: 1 и 2 — контакты реле обратного тока; 3 — упор с регулировочным винтом; 4 — верхний контакт регулятора напряжения; 5 — нижний контакт регулятора напряжения; 6 — подвижный контакт регулятора напряжения; 7 — якорь; 8 — обмотка тока; 9 — обмотка напряжения; 10-изоляция; 11 -сердечник; 12 — ярмо; 13 — клемма 61; 14 — пружина подвижного контакта; 15 — клемма обмотки возбуждения; 16 — клемма 51; 17 — регулировочная гайка

    Снять правую крышку картера.

    Затем, не останавливая двигатель, отсоединить от системы электрооборудования аккумуляторную батарею, вынув предохранитель из держателя.

    К клемме 61 генератора присоединить отрицательный провод вольтметра, а его положительный провод соединить с массой мотоцикла.

    При скорости около 25 км/ч (1000 об/мин.) напряжение генератора должно быть 6 В и контакты реле-регулятора начнут смыкаться.

    Поворачивая рукоятку газа, увеличить частоту вращения коленчатого вала до 1200-1500 обм/мин. (на спидометре при этом 30-35 км/ч). При этих оборотах контакты реле-регулятора смыкаются полностью, напряжение, показываемое вольтметром, должно быть в пределах 6.5 — 7,2 В.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР. Схемы включения цепей реле-регулятора

    Рис. 104. Схемы включения цепей реле-регулятора в зависимости от числа оборотов двигателя: а — малые; б — средние; в — повышенные; г — высокие; 1 — добавочный резистор; 2 — подвижный контакт реле обратного тока; 3 — неподвижный контакт; 4 — пружина регулятора напряжения; 5 — упор якоря; 6 — регулировочный винт; 7 — контакт второй ступени регулирования; 8 — подвижный контакт; 9 — контакт первой ступени регулирования; 10 — батарея: 11 — контрольная лампа генератора; 12 — якорь; 13 — обмотка реле обратного тока; 14 — обмотка регулятора напряжения; 15 — электромагнит; 16 — ярмо; 17 — обмотка возбуждения генератора; 18 — генератор; 19 — изоляционная колодка

    При дальнейшем повышении оборотов коленчатого вала (и ротора генератора) вплоть до максимальных напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, должно быть в пределах 7,5 — 8,1 В.

    Если напряжение не соответствует указанным выше параметрам, надо, завинчивая или отвинчивая регулировочную шестигранную гайку на 1/6 — 1/12 оборота (см. рис. 103), довести напряжение до указанных пределов. При этом после каждого поворота гайки следует измерять напряжение. Завинчивание регулировочной гайки увеличивает поддерживаемое напряжение, а отвинчивание — уменьшает.

    Для проверки мощности генератора надо присоединить одновременно вольтметр и амперметр. При этом вольтметр подключается, как описано выше (к клемме 61 генератора и к массе мотоцикла), а амперметр присоединяется к проводам вместо вынутого предохранителя (рис. 105) так, чтобы плюсовый провод амперметра соединялся со свободным проводником, а минусовый провод амперметра с минусовой клеммой аккумулятора (при зарядке направление прохождения тока обратное).

    При показаниях спидометра около 35 км/ч генератор должен заряжать током 1 — 2 А при напряжении 6,8 — 7,4 В, а при скорости около 90 км/ч — током 2 — 3 А при напряжении 7,0 — 7,6 В.

    Затем можно проверить, какой ток идет на зарядку при включенном освещении. С включенной фарой (лампа 6 В, 25×25 Вт) и задним фонарем (лампа 6 В, 5 Вт) при скорости 35 км/ч амперметр должен показывать начало зарядки при напряжении 6,2 — 6,8 В. С увеличением оборотов ротора генератора должны увеличиваться показания амперметра. При этом на скорости 90 км/ч должно быть 1 — 2 А при напряжении 6.6 — 7,2 В. Небольшую подрегулировку мощности генератора производят регулировочной гайкой, как указывалось выше. После окончания регулировки гайку необходимо фиксировать каплей эластичного лака или клея БФ.

    После остановки двигателя реле обратного тока должно моментально отключить генератор от аккумуляторной батареи, чтобы предохранить ее от разрядки.

    На всем диапазоне работы реле-регулятор не должен дрожать.

    В случае, если вышеперечисленными методами не удается добиться удовлетворительной работы реле-регулятора, его надо снять и заменить исправным.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР. Схема включения амперметра в цепь электрооборудования мотоцикла для проверки мощности генератора

    Рис. 105. Схема включения амперметра в цепь электрооборудования мотоцикла для проверки мощности генератора: 1 — патрон предохранителя; 2 — амперметр

    МОЖНО ЛИ В СХЕМЕ «ЯВЫ-638» ПРИМЕНИТЬ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР ОТ МОТОЦИКЛА «УРАЛ»?

    Для применения реле-регулятора от «Урала» или другого реле с такими же выводами необходимо произвести некоторую доработку схемы (см. рис. 106). Для этого нужно изменить схему подсоединения контрольных ламп нейтрали и работы генератора, удалив перемычку, соединяющую эти лампы.

    Синий провод, идущий от контакта «54» замка зажигания, подсоединить к контрольной лампе нейтрали. Контрольную лампу генератора подсоединить дополнительным проводом к корпусу. Чтобы обеспечить надежную «массу» у ламп подсветки тахометра и спидометра, надо проложить еще один «минусовый» провод. Дополнительный провод от выключателя стоп-сигнала подсоединить к контакту «ВЗ» реле РРЗЗО, провод от контакта DF обмотки возбуждения генератора — к контакту «Ш». Синий провод от контрольной лампы генератора подключить к контакту «ЛК». Контакт «86» генератора соединить с контактом «

    » на реле. Целесообразно сразу установить выключатель «массы» на «минусовом» проводе, идущем от аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.

    ОДНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ ЗА СОСТОЯНИЕМ АККУМУЛЯТОРА НЕДОСТАТОЧНО. НЕТ ЛИ ДРУГИХ СПОСОБОВ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ «ЯВЫ-638»?

    Самый простой — введение вольтметра в электросистему мотоцикла. Надо подсоединить его клемму «+» к выводу «54» (можно к выводу «15») замка зажигания, а клемму «-» — к общей «массе». Теперь при включении зажигания вольтметр показывает напряжение аккумулятора (12 В), а в процессе езды — напряжение подзарядки (до 14,3 В). В случае возникновения какой-либо неисправности в системе подзарядки, например обрыва провода или отказа генератора, напряжение в системе незамедлительно упадет до 12 В (даже несколько ниже), что и отметит вольтметр. Косвенно по его показаниям можно судить и о состоянии разъемных контактов электропроводки: чем выше переходное сопротивление контактов, тем ниже показания прибора.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР. Схема системы энергоснабжения

    Рис. 106. Схема системы энергоснабжения: 1 — катушка зажигания; 2 — выключатель стоп-сигнала; 3 — генератор; 4 — выпрямитель; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — предохранитель; 7 — реле-регулятор; 8 — включатель лампы нейтральной передачи; 9 — лампа нейтральной передачи; 10 — контрольная лампа работы генератора

    Установить вольтметр можно в непосредственной близости от замка зажигания, например в свободном пространстве над болтами крепления руля.

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что рассмотренные доработки достаточно просты для реализации своими силами и, могут сослужить хорошую службу владельцам «Явы-638».

    КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ОГРАНИЧИВ ЗАРЯДНЫЙ ТОК?

    Дело в том, что сила зарядного тока во многих случая, когда выключены основные потребители (фара, фонари), выше нормальной, а это приводит к выкипанию электролита и короблению пластин. Чтобы этого избежать, предлагается в разрыв цепи, соединяющей батарею 3 (рис. 107) с массой, включить резистор 5 и диод 4.

    В режиме разряда батареи ток от нее беспрепятственно проходит к потребителям 6 через диод, а в режиме заряда, когда напряжение, развиваемое генератором 1 и поддерживаемое реле-регулятором 2, выше напряжения на зажимах батареи, ток, идущий на ее заряд, ограничивается резистором 5. Сопротивление резистора определяют опытным путем (поскольку электрические параметры у каждого мотоцикла свои) так, чтобы батарея хорошо заряжалась, но электролит не кипел. Для 6-вольтовой системы с аккумуляторной батареей емкостью 14 А*ч сопротивление резистора должно быть примерно 2 Ом.

    Резистор можно сделать из проволоки с высоким удельным сопротивлением (нихрома, кон-стантана, манганина и т.п.). Подходит спираль от старой электроплитки (диаметр проволоки 0,3. 0,4 мм). Для возможности регулировки лучше использовать переменный резистор. Диоды следует применить такие, чтобы они имели запас по току во избежание сильного нагрева. Можно, например, использовать два параллельно соединенных Д-305.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР. Схема включения ограничительного устройства зарядного тока

    Рис. 107. Схема включения ограничительного устройства зарядного тока

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, А НЕПРЕМЕННО НАДО ВЫЕХАТЬ?

    Можно вместо штатной батареи использовать сухие элементы, поступающие в продажу. Например, собрав по схеме, показанной на рис. 108, двенадцать элементов «373» («Марс» или им подобных) и обернув этот блок полиэтиленовой пленкой, можно пользоваться им около шести месяцев. Такая батарея весьма удобна, поскольку не требует обслуживания.

    Мотоцикл Ява. РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР. Схема соединений и размещение элементов 373 в корпусе от батареи

    Рис. 108. Схема соединений и размещение элементов «373» в корпусе от батареи

    Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР — Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Можно ли в схеме Явы-638 применить реле-регулятора от мотоцикла Урал? Одной контрольной лампы за состоянием аккумулятора недостаточно. Нет ли других способов, в частности для Явы-638? Как продлить жизнь аккумуляторной батареи, ограничив зарядный ток? Что делать, если нет аккумуляторной батареи, а непременно надо выехать?

    Источник

Читайте также:  Ремонт регулятора давления топлива дизель форд