Понятие и виды социального регулирования.
Понятие и виды социального регулирования.
Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми.
Социальное регулирование бывает 2х видов: Индивидуальное регулирование — упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное регулирование — упорядочение поведения субъектов при помощи общих правил,(социальных норм) которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм таких как: обычаи— правила поведения, которые формируются естественно-исторически, в результанте многократного повторения., нормы морали— правила поведения, которые формируются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей. Корпоративные нормы- правила поведения, которые создаются общественными организациями в целях регулирования внутреннего регулирования их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Нормы права- правила поведения, которые устанавливаются и охраняемые силой государственного принуждения. Религиозные нормы- это правила поведения устанавливаемые церковью и регулирую поведение людей. Нормы этикета- правила обхождения с окружающими людьми, формы обращения, манеры. Эстетические нормы- определяют гармоничность , соответствие чего-либо чувству прекрасного.
Основные черты социальных норм первобытного общества
Уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.
Для социальных норм в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Закономерности возникновения права.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы — государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.
Понятие и признаки права как нормативно-государственного регулятора.
Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.Признаки права:
1Нормативность( право состоит из норм, т.е. правил поведения субъекта.)
2Общеобязательность.3Формальная определенность(закреплены в официальных источниках)4Системность(состоит из определенных элементов представляющие свою систему)5Связь с государством( государство обеспечивает и санкционирует нормы права)
6Волевой характер( право выражает волю всего населения и значительной ее части)
7Регулятивность (право выступает общественным регулятором) т.о можно сказать что назначение права состоит в упорядочение общественных отношений.
Сущность — главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает). Право по своей сущности есть выраженная воля в законе или иных признаваемых государством источниках общая воля содержание которой определяется материальными и духовными условиями жизни общества.
В сущности права необходимо выделить две стороны:
1) общесоциальную(право выражает общую волю всего населения страны или значительную часть)2) узкосоциальную, в том числе классовую(право выражает волю тех социальных групп, которые, находятся у власти и участвуют в правотворческой деятельности.В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.
Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.
Право и государство.
Государство- суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.
Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений. Право тесно связанно с государством. Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влияние государства на право: государство устанавливает нормы права, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения.Влияние право на государство: право юридически оформляет государство( в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов), в нормах права устанавливаются границы деятельности государства т.е. вмешательства государства в частную жизнь человека и в жизнедеятельность общества. В нормах права закрепляются основные направления внутренней и внешней политики. Т.О государство и право тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное значение.
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена и до сих пор остается центральной в правопонимании.
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.
Соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое — это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)
Взаимодействие права и морали
Мораль тоже нормативный регулятор. Мораль -это область нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. И право и мораль ведут своё происхождение от мононорм. Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.
Общее: Регулируют общественные отношения в пределах определённой территории. Определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами. Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.
Различие :Право санкционируется государством, мораль — общественным сознанием. Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль — только внутренним убеждением и силой общественного мнения. Право существует в письменном виде, мораль — в неписаном виде. Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль — с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.
Взаимодействие:Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.
Правоприменительная деятельность должна основывать на морали. Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью).
Социальная ценность права.
Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.
В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную.
Действие НПА во времени
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: с момента принятия, со дня официального опубликования, с даты, указанной в нем, с наступление обстоятельства предусмотренных этим актом. В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);
· в результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента опубликования).
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
· Истечения срока, на который был принят юридический документ;
· Объявление об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
· Принятие нового нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
· Устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.
По общему правилу действие нпа распространяется на будущее т.е. на те общественные отношения, которые возникают после его вступления в юридическую силу. Однако иногда нпа имеет обратную силу т.е. действие распространяется на те общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу.
Структура правовой нормы.
Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Элементы структуры норм права:
Гипотеза (предположение) — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Например, Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка (гипотеза), то убытки возмещаются в части непокрытой неустойкой (диспозиция). Гипотезой может служить также любая оговорка, «если иное не предусмотрено законом», перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, например, сверхурочные работы, условия заключения брака «брак заключается в органах ЗАГСа» Диспозиция (распоряжение) — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, т.е. указывается каким может или должно быть поведение при этих обстоятельствах. Это та часть, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения. Например, Конституция «каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность». Диспозиция может относится и к объекту отношения и к его субъектам, документам, оформляющим отношение и иным сторонам регулируемого отношения. Но любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников правоотношений. Например, работадатель обязан производить за свой счет ремонт сданного в наем имущества (диспозиция), если иное не предусмотрено законом или договором (гипотеза).
Санкция— это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности, меры гос. принуждения субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Например, возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств – пеня, штраф и т.д.
Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.
Классификация правовых норм
1 По роли их в механизме правового регулирования:
Общерегулятивные они не устанавливают конкретные правила поведения,а определяют общие начала, основы)
Конкретно-регулятивные( устанавливают конкретные правила поведения)
2По функция м права: регулятивные и охранительные.
По специфике правового регулирования:
Материальные(непосредственно регулируют общественные отношения
Процессуальные( регулируют судебный порядок разрешения юридических дел)
Источник
Социальное регулирование: понятие, цели, структура. Социальные регуляторы.
Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок в обществе не означает отсутствие конфликтов. Конфликты будут в силу того, что у людей существуют разные интересы. Порядок в обществе означает, что созданы нормы, регулирующие общественные отношения, определяющие требуемое или допустимое поведение людей, а также цивилизованный порядок разрешения конфликтов и возмещения вреда.
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.
В их числе выделяют следующие:
1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)
2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)
3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.
Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директивный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.
Источник
§ 1. Социальные регуляторы
Право является не единственным регулятором общественных отношений, потому что не может охватить все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому независимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутствует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.
Правовые нормы, с одной стороны, являются разновидностью социальных норм, с другой — социальные регуляторы часто становятся основой для появления правовых норм, например, на основе обычаев часто появляются нормы права. Право регулирует значимые для государства общественные отношения и зачастую не охватывает сферы, которые являются значимыми для общества в целом.
Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные
нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации.
Многообразие социальных норм объясняется многообразием общественных отношений и жизненных обстоятельств, поэтому в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.
Необходимость социального регулирования возникла на ранних этапах развития общества, еще до появления государства. Социальные нормы являются основным средством регуляции общественных отношений. «Ведь в любом обществе существует необходимость подчинения поведения людей определенным правилам. » [6] .
Основным назначением социальных норм было обеспечение устойчивого стабильного развития, которое должно было отвечать потребностям общества. Для общества действие социальных норм имеет большую значимость. Как отмечает В.И. Нижечек, «невозможно осуществлять никакую целенаправленную деятельность без социальных норм и их регулирующего влияния на общественные отношения в интересах каких-либо поставленных задач, . без социальных норм невозможно обеспечить организацию и регулирование любых процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни» [7] .
В результате анализа В.И. Нижечек пришел к выводу, что социальная норма — родовое понятие и в этом смысле оно представляет собой определенную научную абстракцию. В реальной действительности социальная норма всегда предстает перед нами в качестве нормы данного конкретного вида — правовой, нравственной. [8]
Социальные нормы всегда отвечают целям и интересам общественного развития. Социальные нормы можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, социальные нормы относятся к основным регуляторам поведения человека, с другой стороны они являются критерием оценки поведения в обществе. Социальные нормы также можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений, так как они отражают потребности общества, уровень культуры, нравственности и т.д.
Таким образом, в социальных нормах очень ярко проявляются два основных направления — регулятивное и оценочное. Регулятивное направление проявляется в способности упорядочения общественных отношений, а оценочное — в создании общественного мнения и воспитательном воздействии на общество. Регулятивные качества обеспечивают упорядочение общественных отношений, а оценочные способствуют созданию устойчивого развития (так как направлены на формирование отношения индивида к ценностям общества).
В научной литературе можно выделить различные подходы к определению функций социальных норм. Так, М.И. Бобнева в качестве функции социальных норм рассматривает социальный контроль, под которым она понимает «форму управления социальными процессами и поведением членов общества» [9] .
Н.И. Сидоренко выделяет ценностно-ориентирующую, отражательную, информационную, коммуникативную и другие функции [11] . Указанные функции, по сути, раскрывают основные направления воздействия социальных норм на общественные отношения.
В научной литературе социальные нормы часто рассматриваются как результат исторического развития. Так, С.П. Цепаев под социальными нормами понимает «сложившиеся в социально-исторической практике и выраженные в институционально-системной форме объективные регуляторы деятельности и общественных отношений, отражающие их особенности и взаимную связь» [12] . С данным утверждением можно согласиться только частично, так как далеко не все социальные нормы становятся результатом исторической практики. Отдельные регуляторы могут возникнуть до появления соответствующей практики, т.е. появление норм может предшествовать ожидаемым отношениям. Эта особенность характерна не только для ряда правовых норм, но и, например, для некоторых обычаев, действующих в международном праве. Некоторые авторы в понятии «социальная норма» указывают на возможность двух способов их появления. Одни социальные нормы складываются исторически, другие устанавливаются сознательно [13] . Под «историческим» складыванием норм может пониматься только длительный процесс появления какого- либо правила.
В.Д. Плахов полагает, что в основе всех нормопроцес- сов лежит особого рода человеческая деятельность по организации общественных отношений. Он рассматривает социальные нормы в субстанциональном (субъективно присвоенная организация общественных отношений) и функциональном (средство субъективного овладения общественной организацией) аспектах.
На практике социальная норма может сложиться за относительно небольшое время, так как для социальных норм характерны две особенности. С одной стороны, социальные регуляторы носят обязательный и консервативный характер, поэтому социальные нормы достаточно устойчивы к изменениям. С другой стороны, социальные нормы соответствуют общественному развитию, а следовательно, они должны изменяться, иначе социальная норма устареет и ее применение потеряет всякий смысл.
Гибкость социальных норм позволяет им всегда соответствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практически одновременно с изменением общественных отношений, так как для общественных отношений характерно целенаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень гибко реагируют на все изменения, что позволяет обеспечить непрерывность воздействия на общественные отношения. Появление любой социальной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы появляются на основе существующих в данном обществе принципов (моральных, религиозных и т.д.). В отличие от социальных норм, социальные принципы практически не изменяются, так как они носят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие, как уважение к старшим, помощь близкому и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что делает их гибкость необходимостью.
В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальная норма».
Анализ социальных норм позволяет дать характеристику отношениям в обществе. В.С. Нерсесянц под социальными нормами понимает «повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» [18] . Некоторые авторы связывают социальные нормы с материальным развитием общества [19] , указывают сознательно-волевой характер [20] , рассматривают как критерий оценки поведения людей и средство контроля со стороны всего общества [21] , как отражение потребностей общественной жизни [22] и т.д.
По нашему мнению, социальные нормы — это регуляторы общего характера, выработанные в ходе общественного развития и содержащие конкретные правила поведения.
1. Общий характер предписаний (т.е. социальные нормы распространяются на типичные ситуации).
2. Обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства).
3. Способность регулировать общественное поведение (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленности).
4. Наличие одобрения со стороны общества (большинство членов общества поддерживает предписания социальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения).
5. Наличие конкретного «предписания» поведения (социальная норма всегда содержит четкое правило, поскольку отсутствие четкости предписания или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества).
6. Соответствие уровню развития и потребностям общества.
Основное назначение социальных норм — это упорядочение общественных отношений. Очень точно назначение социальных норм охарактеризовал Л. Дюги. По его мнению, «социальная норма не может создать настоящих прав ни в пользу индивида, ни в пользу общества, она только создает всякому индивиду известное положение в обществе, тесно ограниченное положением других, и принуждает его к известному активному или пассивному образу действий» [23] .
Таким образом, социальные нормы призваны создавать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зависимости от потребностей общества. Способность оказывать регулирующее воздействие зависит от наличия общественной потребности в таком воздействии. Следовательно, социальные регуляторы не только регулируют общественные отношения, но и являются отражением общества.
Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуалы, нормы общественных организаций, религиозные нормы, политические нормы и иные регуляторы. Такой перечень социальных норм поддерживают далеко не все авторы. Так, С.И. Вильнянский критикует авторов, которые
включают обычаи в число социальных норм , так как полагает, что обычай не является социальной нормой. На наш взгляд, к социальным нормам не относятся традиции и мораль. Традиции и мораль необходимо рассматривать не как нормы, а как основу или своеобразный фундамент для формирования и функционирования социальных норм. В научной литературе можно выделить несколько подходов к понятию «традиция», которое рассматривается как:
1. Социальная норма, обладающая трансцендентным
регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей 23 .
2. Как специфическая форма отражения и закрепления
общественных отношений в сознании и поведении лю- — 26
3. Как проявление повторяемости общественных отношений на одном уровне сложности и как повторяемость
общественных отношений на различных уровнях сложно-
И.В. Суханов, сопоставляя обычаи и традиции, приходит к выводу, что диапазон выбора поступка человеком в рамках традиции неизмеримо шире, чем в рамках обычая. Обычай формирует простые привычки, которые имеют характер автоматизма. Традиции формируют сложные привычки, которыми является направленность поведения. И.В. Суханов под простой привычкой понимает пассивную форму приспособления к социальной среде, а под сложной — активную форму приспособления к требованиям жизни, которая ориентирует поведения человека [24] [25] [26] [27] [28] .
Авторы единодушно сходится в том, что традиции характеризуются повторяемостью, устойчивостью. Эти черты являются характерными и для социальных норм. Нали-
чиє повторяемости и устойчивости не является основанием для включения традиций в число социальных норм.
По нашему мнению, понятие традиция можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под традицией следует понимать тенденции (или закономерности) в социальной сфере. В узком понимании традиция — это совокупность принципов взаимоотношений в обществе, которые являются основой для формирования социальных норм. Традиции носят обобщенный характер, нормы же всегда конкретны. Поэтому на основе традиции может появится большое количество социальных норм, которые будут детализировать должное поведение. Традиции в отличие от социальных норм более консервативны и устойчивы. Одна традиция может стать основой для появления нескольких «поколений» социальных норм. Традиции очень прочно отражаются в сознании и воспринимаются индивидом как императивные правила, поэтому иногда традиции могут выступать в качестве самостоятельного социального регулятора.
В понятие «мораль» авторы также вкладывают различный смысл и употребляют в следующих значениях:
1. Синоним нравственности [29] .
2. Совокупность нравственных норм и принципов [30] .
3. Форма общественного сознания [31] .
4. Форма социального контроля, имеющая специфическое содержание, форму, способы и методы осуществления требований общественной дисциплины [32] .
Мы считаем, что мораль — это совокупность нравственных ценностей общества. Моральные нормы выступают в качестве принципов как для формирования традиций, так и для формирования социальных норм. Мораль формирует общественное мнение.
Традиции и мораль имеют общие с социальными нормами признаки:
1. Стабильность и устойчивость.
2. Способность регулировать общественные отношения.
3. Наличие одобрения со стороны общества.
При этом традиции и мораль не содержат конкретных предписаний, а устанавливают только «поведенческие рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социальной нормы человек руководствуется моральными принципами. Таким образом, можно отметить, что, хотя традиции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.
Понятие «социальный регулятор» шире понятия «социальная норма». Социальные регуляторы включают как социальные нормы, так и принципы, ценности общества, способные оказывать воздействие на общественное развитие. Мораль и традиции являются регулятором, так как создают систему принципов и общие границы поведения. В научных работах часто встречается понятие «групповая» или «общественная» мораль [33] . Через эти понятия авторы раскрывают оценочный характер морали.
К социальным регуляторам также относится религия. Социальные нормы содержат конкретные предписания для участников отношений. Моральные устои могут служить основой и для правового регулирования. Новые социальные нормы появляются на основе традиций и морали.
Таким образом, можно выделить двойственный характер традиций и морали. С одной стороны, они не являются социальными нормами, с другой — могут воздействовать на общественные отношения. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что традиция и мораль относятся к числу социальных регуляторов.
Источник