Меню

Социальные регуляторы первобытного общества были отграничены от религиозных представлений рода

Вопрос 17. Социальные регуляторы в условиях первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

Виды социальных норм первобытного общества:

1. обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

2. простейшие нормы морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

3. религиозные нормы — правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

4. мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

5. табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Читайте также:  Регулятор давления машина не заводиться ваз

Признаки первобытных обычаев:

1. это социальные нормы;

2. сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;

3. обеспечивались мерами общественного воздействия;

4. консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного права.

В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых. Большую роль в становлении правовых ном играли судебные органы, которые защищали прежде всего интересы имущих.

Нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества.

Вопрос 18. Семья англо-саксонского (общего права).

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

В государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, то есть семье общего права, основным источником права является судебный прецедент, то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и государства, принадлежащие к британскому содружеству.

В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным противовесом центральной власти.

Основной принцип общего права — право должно исходить от того, кто его защищает. Однако, роль законодательного, или статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно высока. Например, сейчас решения Английского парламента имеют большую юридическую силу, чем решения суда.

Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела, по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда, принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных дел.

Читайте также:  Социальные нормы как регуляторы жизнедеятельности

Правовая система США.

Право США несмотря на то что причисляется к англо-саксонской правовой семье имеет ряд особенностей. Это связано с историческим прошлым государства, которое долгое время находилось в колониальной зависимости от Англии и поэтому вынуждено было перенять их правовую систему. Несмотря на это США не смогло перенять все патриархальные устои английского права в новообразованном государстве, но и полостью перейти на германо-романскую правовую систему они тоже не смогли.

Право США отражает федеративный характер данного государства, в связи с этим в США существует 2 вида права — федеральное право и право штатов. Это выражается в том, что Верховный суд страны и верховные суды штатов не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Суды штатов при этом так же и не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее судебный прецедент широко используется при решении дел и оказывает большое влияние на формирование законодательства.

Источники права США:

· Судебный прецедент. Причем суды США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции

· Законодательство или статутное право.

· Нормативно – правовые акты органов исполнительной власти. Имеют наибольшее влияние на административное право.

· Обычай. Не играет особой роли, но при этом многие институты политической системы США (партии, конгресс) используют его в своей деятельности.

Источник



Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права

При первобытно-общинном строе права не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человечес­кое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и опреде­лял правила жизни группы.

В последующем, постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены групп, но и во­жаки. Одними из самых первых норм были обычаи.

Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рацио­нальные, соответствующие требованиям того времени, вариан­ты поведения людей в определенных ситуациях. Они передава­лись из поколения в поколение и соблюдались как бы автомати­чески. К таким обычаям относились, например, порядок отно­шений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и др.

Обычай являлся общим или нормативным правилом поведе­ния, который был адресован всем членам группы или рода и действовал постоянно при определенных обстоятельствах.

Наряду с обычаями поведение людей регулировали и инди­видуальные, конкретные решения, приказы, указания, которые были адресованы отдельному человеку и действовали только в отношении него. Например, решение собрания или старей­шины рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок.

В последующем такие конкретные индивидуальные решения нередко использовались при наступлении ситуации, аналогич­ной той, в которой было принято это конкретное решение, и тоже становилось общим правилом.

Обычаи изменялись очень медленно, поскольку медленно изменялись объективные условия жизни. Субъективным фак­тором, обусловливающим существование обычаев, являлось примитивное сознание людей, непосредственно отражавшее практику.

Позднее появились тесно связанные с обычаями, но имев­шие самостоятельное значение, представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении ге­роев как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.

Появление этих норм расширило нормативную основу пове­дения членов первобытного общества, обогатило регулирова­ние общественных отношений. Постепенно все названные нормы слились в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно регулировала все существовавшие тогда от­ношения в первобытной общине: порядок и способы добывания пищи, других средств существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения вождей, соплеменни­ков, полов, родителей и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения с другими родами и общинами и т. д.

Читайте также:  Право как регулятор общественных отношений возникает

Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевания, внушение, физическое наказание, изгнание из ро­да, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.

Постепенно происходило расслоение первобытного общест­ва. Выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачаль­ники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и др. Их поведение требовало специального урегулирования. По­явились правила, которые регулировали использование рабов, защиты имущества собственников, положение военных, свя­щенников и т. д. Эти правила создавались во многом сознатель­но. В них выражались интересы названных слоев общества, но они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, пле­мени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.

Постепенно происходило разделение норм по видам обще­ственных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоря­жением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, трудовые, уголовные, т. е. наиболее общественно опасные действия и др. Данные нормы явились той базой, на основе которой в последующем сложились соответствующие правовые нормы и отрасли гражданского, трудового, семейно­го права.

Превращение этих норм в правовые произошло в результате утверждения их князем, царем и защиты от нарушения.

Источник

Социальные регуляторы первобытных обществ

Социальные регуляторы первобытных обществ

На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Социальное управление в первобытном обществе

Социальный институт управления возникает в человеческом обществе с того момента, как общество стало распадаться на социальные страты и слои, именно в этот момент появилась необходимость в создании органов, которые бы обеспечивали исполнение социальных предписаний.

Первая форма организации человеческого общества – община.

Для общины характерно кровное родство между всем членами, коллективный труд, отсутствие частной собственности. Институтом управления общины был совет старейший, который избирался из числа наиболее авторитетных представителей рода для выполнения определенный, возложенных на него обществом функций.

В процессе общественного развития претерпевал изменения и процесс социального управления, наряду с иной формой организации политической власти (межплеменные союзы) появляются постоянные органы управления и слой людей, которые занимались только лишь управлением.

Источник