Меню

Социальные регуляторы присваивающей производящей экономики

Переход от присваиваемой к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появление собственности, государства

Одним из основных постулатов государства и права в современной науке является тезис о развитии права, переход от присваивающей экономики к производящей, включающий следующие этапы (в скобках – результат):

В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий, статус.

Самое важное, что глава рода кроме традиционных функции, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков и т. п., приобрел новую и важнейшую функцию — функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода. Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации.

Постепенно это привело к качественному изменению статуса власти: она стала властью положения, приобрела более управленческий характер. Произошли изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей привело к образованию народообщинных структур (племя, со своим языком, территорией, религиозными и бытовыми обрядами).

Важным этапом стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимися по своему типу предгосударственными.

Наряду с другими типами общественного разделения выделилась группа людей — управленцы. Обособление подобного вида профессий стало одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют навязывать свою волю коллективу.

Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить их за своими семьями и кланами.

Т. о., можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества на:

    • протокласс производителей (земледельцы, охотники, скотоводы, ремесленники);
    • протокласс торгового люда (купцы, менялы);
    • протокласс воинов (дружина, мореплаватели, наемники).
  • протокласс производителей (земледельцы, охотники, скотоводы, ремесленники);
  • протокласс торгового люда (купцы, менялы);
  • протокласс воинов (дружина, мореплаватели, наемники).

Источник



Мононормы» как социальные регуляторы в присваивающей экономике первобытного общества

date image2015-02-14
views image4870

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком'». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Читайте также:  Регулятор оборотов печки пежо 307

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами.

Читайте также:  Симисторный регулятор для пылесоса схема

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естествен­но-природной» основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Источник

Социальные регуляторы присваивающей производящей экономики

Первобытное общество – стадия развития человечества от появления первых сообществ человека разумного до возникновения государства. В современной истории первобытными считаются человеческие сообщества, существовавшие в период 40 000 лет до н. э. – 5 00 лет до н. э.

Можно выделить два этапа первобытного общества.

Этап присваивающей экономики, который характеризовался тем, что:

  • человек довольствовался «дарами природы» – еще не возникли технологии и основанное на них общественное производство;
  • люди объединялись в общины по признаку кровного родства,
  • существовало естественное самоуправление жизни общины, в котором участвовали все ее дееспособные члены;
  • власть в общине основывалась на авторитете, харизме какого-либо члена общины, старейшины (потестарная власть);
  • для подержания социального порядка не требовался специальный аппарат управления и принуждения.

Таким образом, власть в первобытных обществах в период присваивающей экономики носила демократический характер по причине отсутствия имущественных и классовых различий между людьми (так называемый этап «первобытного коммунизма»).

Этап производящей экономики. Переход от охоты (собирательства) к ведению сельского хозяйства (земледелию и животноводству), ознаменовавший неолитическую революцию, означал, что:

  • в ходе экономической деятельности формировалось имущество и его излишки;
  • такое имущество сосредотачивалось в руках верхушки общества;
  • вследствие имущественного неравенства появлялись социальные различия между людьми;
  • формировались слои и классы;
  • стало необходимым возникновение власти для управления в социально неоднородном обществе, и государства, которое для реализации своей воли использовало право.
Читайте также:  Регулятор холостого хода двс 4216

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности социальной организации первобытных сообществ влекли и разницу в используемых регуляторах человеческого поведения.

Социальные регуляторы присваивающей экономики

Основными регуляторами поведения на этом этапе первобытнообщинного строя были:

  • религия,
  • мораль,
  • миф (сказание),
  • традиция (обычай),
  • право,
  • табу.

Отличительной чертой нормативной системы было то, что социальные регуляторы не были отделены друг от друга и существовали в форме мононорм (термин А.И. Першица).

Мононорма – характерный для первобытного общества социальный регулятор, соединявший в себе общесоциальное, религиозное, правовое предписание.

Предметом регулирования мононорм были:

  • брачно-семейные отношения;
  • разделение труда;
  • охота и распределение пищи;
  • разрешение споров и ведение войны.

Охарактеризовать мононормы можно следующими чертами:

  • содержание – преобладание запретов (к примеру, кровосмешения) и обязываний над дозволениями;
  • источник закрепления – мифы, ритуалы, обычаи (устные источники), которые усваивались в ходе воспитания, обучения;
  • общинный характер – обязательность для всех членов общины;
  • единство моральных, биологических, религиозных, обрядово-ритуальных требований к членам общины;
  • направленность на господство коллектива над индивидом, сплочение общины в целях выживания;
  • соблюдение норм в силу привычки, отсутствие аппарата принуждения (наказанием нарушителю могло стать изгнание из общины, фактически в то время – обречение на смерть);
  • казуистичность (отсутствие обобщающих правил).

Социальные регуляторы производящей экономики

Изменение социальной организации повлекло следующие перемены в нормативной системе:

  • расщепление мононорм на нормы морали и нормы права;
  • формирование обычного права путем санкционирования сложившихся обычаев государством;
  • расширение сферы отношений, регулируемых нормами права;
  • усложнение социального регулирования (помимо запретов стали использоваться также дозволение и усмотрение);
  • постепенное приобретение нормами классового содержания (отражали не интересы общины, а интересы правящего слоя).

Основными регуляторами на этом этапе были:

  • обычаи, которые закреплялись в письменных источниках (к примеру, Законы XII таблиц По данной теме мы уже выполнили реферат Законы XII таблиц подробнее , стела с Законами Хаммурапи);
  • агрокалендари – первые письменные источники, в которых определялся порядок жизни земледельческой общины, обязательные для членов общины;
  • предсказания – специфическая форма, в которой закреплялись правовые нормы, связывала определенные действия с наступлением конкретных последствий («гипотеза – санкция»).

Источник