Меню

Совесть как регулятор поведения личности это

Совесть – внутренний регулятор поведения

date image2015-04-17
views image6742

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Совесть – фундаментальная нравственная категория, определяющая поведение человека практически во всех жизненных ситуациях. Невозможно представить нормальную жизнь человека без совести. Человек, поступающий противно совести, ставит себя, как правило, вне общества – и в моральном, и в физическом, и в юридическом смысле (диапазон этого «вне общества» велик: от потери нормальных человеческих отношений с окружающими до бойкота и, далее, к тюремной изоляции и даже физической гибели). Если количество людей, поступающих противно совести, превысит некоторую критическую массу, то жди великих бед и несчастий в виде войн, геноцида, терроризма, эпидемии наркомании, снижения рождаемости и повышения смертности.

Совесть играет регулирующую роль в отношениях между людьми. Эта регуляция двоякого рода. Совесть может одобрять поступки человека, а может не одобрять. В одних случаях говорят «чистая, спокойная совесть». В других – «нечистая совесть», «муки, угрызения совести».

В свете современных научных представлений из области философии, этики, психологии, совесть представляет собой способность личности к саморегуляции поведения путем нравственного самоконтроля, который проявляется в оценке и переживании индивидом нравственного достоинства своих намерений и поступков, субъективном осознании личностью своего долга и ответственности перед обществом и другими людьми.

Способность нравственно контролировать свое поведение личность приобретает в процессе социализации (воспитания, образования, выполнения различных социальных ролей) путем постепенного перенесения во внутренний план внешнего контроля со стороны родителей и других значимых для нее окружающих людей. При формировании совести такие авторитеты как родители, церковь, государство, общественное мнение, сознательно или бессознательно признаются в качестве нравственных и моральных законодателей, чьи законы и санкции усваиваются, интернализируются индивидом. Таким образом, законы и санкции внешнего авторитета становятся частью индивида и вместо чувства ответственности перед кем-то внешним появляется ответственность перед своей совестью.

Совесть – более эффективный регулятор поведения, чем страх перед внешним авторитетом; ибо если от последнего можно спастись бегством, то от себя не убежишь, а значит, нe убежишь и от интернализированного авторитета, ставшего частью индивидуального «я».

Основой совести являются усвоенные индивидом в процессе воспитания, образования и выполнения различных социальных ролей нравственные ценности, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и ответственности перед другими людьми и обществом; требования и запреты, содержащиеся в моральных, религиозных, правовых и других социальных нормах, регулирующих поведение людей; требования и запреты со стороны окружающих людей и другие личностно значимые для индивида нравственные ценности.

В процессе саморегуляции поведения путем нравственного самоконтроля усвоенные личностью нравственные ценности внутренне контролируют намерения и поведения человека, выступая в роли своеобразного внутреннего морального «закона», «судьи», «свидетеля», «утешителя» или «обвинителя».

Источник



8. Совесть, внутр. регулятор морального поведения

Лев Балашов Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием
или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это
неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью.

Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение, через правила поведения, принятые в обществе.

Рассмотрим внутренний регулятор морального поведения: совесть человека.

Совесть — фундаментальная нравственная категория, определяющая поведение человека практически во всех жизненных ситуациях. Невозможно представить нормальную жизнь человека без совести. Человек, поступающий противно совести, ставит себя, как правило, вне общества — и в моральном, и в физическом, и в юридическом смысле (диапазон этого «вне общества» велик: от потери нормальных человеческих отношений с окружающими до бойкота и, далее, к тюремной изоляции и даже физической гибели). Если количество людей, поступающих противно совести, превысит некоторую критическую массу, то жди великих бед и несчастий в виде войн, геноцида, терроризма, эпидемии наркомании, снижения рождаемости и повышения смертности.

Читайте также:  Реле регулятор от китайца

Выше говорилось, что совесть играет регулирующую роль в отношениях между людьми. Эта регуляция двоякого рода. Совесть может побуждать человека к совершению добрых поступков, одобрять уже совершенные, а может отвращать от совершения дурных поступков, не одобрять их. В одних случаях говорят «чистая, спокойная совесть». В других — «нечистая совесть», «муки, угрызения совести». «Чистая совесть, — писал Л. Фейербах, — есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу страданий, причиненных другому человеку».

В одних случаях говорят: «добросовестность», «сделать на совесть», «судить по совести», «не за страх, а за совесть», «совестливость». В других — «иметь совесть», «потерять совесть», «пора и совесть знать».

Философ И. А. Ильин писал: «Человек, подавивший в себе совесть, не отличит добра от зла: ибо совесть есть верный орган, верный акт для восприятия этих предметов». В самом деле, совесть помогает человеку отличить добро от зла и, более того, смею утверждать, что она помогает ему сделать выбор в пользу добра.

Нет людей, которые бы не имели совести. Факты отдельных аморальных поступков указывают лишь на то, что совесть человеческая подвергается испытанию и что человек может быть нравственно болен, как это с ним бывает в физическом и психическом плане.

Муки совести могут быть так велики, что превышают силы человека и приводят его к саморазрушению. Наш великий поэт А. С. Пушкин гениально передал это в образе Бориса Годунова:

Ах, чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто. едина разве совесть!
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою;
Но если в ней единое пятно,
Единое случайно завелося,
Тогда беда: как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком, стучит в ушах упреком
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно.
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Апелляция к совести. Выше было сказано о том, что совесть является внутренним регулятором морального поведения человека, т. е. благодаря совести сам человек решает, что морально, а что неморально в его поведении. Однако совесть играет определенную роль и во внешних способах регуляции морального поведения человека, когда не он сам является источником этой регуляции, а другие люди. Например, когда взывают к совести человека, когда ему задают вопрос «есть у тебя (Вас) совесть?», когда упрекают его, говоря «пора и совесть знать» и т. д. Конечно, это взывание к совести может быть проигнорировано. Тем не менее, оно небесполезно, так как напоминает человеку о том, что он должен жить по совести. Всякое одобрение или неодобрение (порицание) поступков человека другими людьми так или иначе влияет на его поведение в целом. Ведь не может человек не считаться с тем, как другие люди оценивают его поступки. Потому что, живя среди людей, человек не может в принципе игнорировать людей, не учитывать их отношение к нему. По-другому значит: человек просто психически ненормален. А, следовательно, ему место на Канатчиковой даче.

Читайте также:  Схема электронного регулятора температуры для холодильника

Источник

Классный час «Совесть – регулятор поведения»

  • дать определение слову “совесть”;
  • показать место совести в иерархии человеческих ценностей;
  • определить значение темы совести в литературе.

Оборудование и оформление:

  • Плакат “Совесть – регулятор поведения”;
  • Выставка книг:
    • М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказка “Пропала совесть”;
    • Ф. М. Достоевский. Роман “преступление и наказание”
    • А. М. Горький. Пьеса “На дне”
    • В. М. Шукшин. Рассказы: “Дядя Ермолай”, “Охота жить”, “Чудик”
  • Стихи: Б. Окуджавы, А. Яшина;
  • Песня: А. Дольский “Где ты, совесть?”

1. Работа со справочной литературой (значение слова “совесть”)

2. Пословицы и поговорки о совести, стыде, чести.

3. Подбор стихов, песен о совести, стыде, чести.

5. Чтение художественных произведений на тему чести, совести.

6. Написание сценария.

7. Подготовка презентации.

1. Вступительная часть.

— вступительное слово преподавателя.

2. Основная часть

Крошка сын
К отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?

Иными словами мальчик спрашивает отца: как жить в обществе, какие поступки совершать, как относиться к людям?

В.3. Как объяснить это мальчику?

Существует система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, она включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и др.

В. 1. А кто следит за соблюдением этих норм и правил?

В отличие от норм права, где за соблюдением норм закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну. От старшего поколения к младшему. Их можно встретить народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Тема нашего разговора: СОВЕСТЬ — РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ (экран)

Ведущий 1. Что такое СОВЕСТЬ?

Ведущий 2. Мы попробовали изобразить совесть в виде символа. (Экран)

Ведущий 3. Подобрали русские пословицы о совести, стыде и чести – главных нравственных категориях.

СОВЕСТЬ – наш внутренний судья

СОВЕСТЬ – это когтистый зверь, скребущий сердце

В ком стыд, в том и СОВЕСТЬ и др.

В Интернете мы нашли определение слова СОВЕСТЬ:

— СОВЕСТЬ – это потребность личности нести ответственность за свои действия.

— СОВЕСТЬ – это выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, производить самооценку совершаемых поступков.

Читайте также:  Регулятор давления топлива bmw e87

— СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

— Совесть помогает человеку определить, делает он добро или зло.

Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.

Об этом пишут в стихах:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть, честь.

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Совесть, благородство и достоинство.

Мы решили узнать, испытывают ли студенты нашей группы муки совести (результаты анкетирования):

Из 23 опрошенных “да” сказали 23 человека

Иногда – 1 человек

А что испытывает человек, в котором заговорила СОВЕСТЬ? Ответы в анкетах:

  • Чувство вины;
  • Не могу спать4
  • Чувство дискомфорта;
  • Хочется извиниться перед кем-нибудь
  • Чувство стыда;
  • Не могу найти себе место;
  • Мне стыдно, на душе какой-то камень;
  • Неудобство;
  • Очень нехорошее ощущение.

Какова природа СОВЕСТИ?

Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется СОВЕСТЬЮ, которая есть закон естества. (святой Дорофей)

Требование СОВЕСТИ – это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога — главное дело человека.

В. 3. О чём сигнализирует СОВЕСТЬ?

СОВЕСТЬ сигнализирует о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль. Только боль символизирует о нарушениях физиологических. А совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, захлёстывает иногда и физическую сферу – колотится сердце, краснеют щёки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и СОВЕСТЬ. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. СОВЕСТЬ живёт в нашей душе только на питательной почве стыдливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нём думают люди, а потом доходит и до того, что безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый из этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души

В. 4. Чего, по- вашему, стоит стыдиться? (результаты анкеты)

  • Неблаговидных поступков -15 чел.
  • Невежества -12 чел.
  • Бездушного отношения к окружающим – 12 чел.
  • Неряшливого вида – 9 чел.
  • Своей внешности – 3 чел.
  • Поношенной, но аккуратной одежды – 1 чел.
  • Социального положения родителей – 1 чел.
  • Чего-то ещё: вредных привычек, грубости, сквернословия , тупости.

В. 1 Стыдно врать людям. .А должен ли человек быть честным перед самим собой?

В. 2 Чтение ситуации

Как поступите вы?

  • Никому ничего не скажете – 19 чел.
  • Обязательно скажете;
  • Если скажете, то :
  • непременно при все группе1 чел.
  • Наедине одному преподавателю – 2 чел.

В.2 Тема совести в литературе.

1.М. Е. Салтыков-Щедрин “Пропала совесть” (экран)

2.Ф. м. Достоевский “Преступление и наказание” (экран)

Источник