Меню

Специфический вид социальных регуляторов

Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует

Рассказываем, как социальные нормы влияют на жизнь общества, какие виды общественных норм существуют, какие функции они выполняют и чем грозит их несоблюдение.

Содержание

  • Понятие социальных норм
  • Виды социальных норм
  • Формы социальных норм
  • Функции социальных норм

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы ( грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

‍ По способу закрепления социальные нормы делятся на:

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

‍ По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми ( пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы ( пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации ( пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете ( пример — регулярно мыться).

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение ( например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил ( например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека ( например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление ( например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения ( например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие ( например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом ( например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.

Источник



Основные виды соционормативных регуляторов

В настоящее время существуют различные точки зрения в отношении рассматриваемой проблемы. Отсутствие единства в классификации социальных норм объясняется, возможно, различными подходами к ее основанию, к критериям оценки соционормативных регуляторов авторами соответствующих классификаций.

Читайте также:  Регулятор давления rdd 10nd

Многочисленные трудности, с которыми сталкиваются ученые при решении проблемы классификации социальных норм, обусловлены целым рядом объективных обстоятельств, и в частности огромным разнообразием форм человеческой деятельности, ее универсальностью, а также отсутствием достаточно полной, основательно разработанной классификации общественных отношений, как и вообще общей теории последних. Такого рода исследования должны лечь в основание классификации социальных норм, придав ей специфический характер. Мы же намерены заострить внимание лишь на некоторых аспектах данной проблемы.

Анализу принципов классификации социальных норм, включая анализ подходов к этой проблеме иностранных авторов, уделяется существенное внимание М.И. Бобневой. В частности, она отмечает, что данной тематике были посвящены работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ж. Тарда, У. Самнера, Ф. Тенниса, Р. Редфильда, Г. Беккера, Р. Линтона и др., которые пытались выделить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств. Так, М. Шериф впервые ввел в научную литературу категории социальных норм: права, технических норм, норм этикета, моды и т.д. Согласно классификации Р. Линтона нормы подразделяются на универсальные, специфические и альтернативные. Р. Уильяме подразделял нормы на классы: 1) технические, 2) конвенциональные, 3) эстетические, 4) моральные, 5) институциональные и др.

Внимание современных исследователей к этому вопросу было привлечено обобщающей работой Р. Морриса, посвященной типологии норм и выбору оснований для их классификации. Цель разработки классификации норм Р. Моррис видит в построении такой типологии, которая позволила бы определить образ любой частной нормы, включенной в любую иерархическую нормативную систему. Развивая данную идею, указанный автор предлагает семнадцать характеристик, позволяющих распределить любые нормы по двум основным типам норм — абсолютным и условным (конвенциональным). В последующем на основании типологии Р. Морриса была введена новая классификация норм с учетом их дополнительных существенных аспектов, однако практически все нормы рассматривались этими авторами как конвенциональные. В зарубежной науке используются классификации и определения разновидностей норм, выработанные в различных областях социологами, юристами, этиками, логиками, специалистами в области административного управления и др. Однако, несмотря на это, проблема классификации норм и определения их видов и типов большинством зарубежных исследователей признается все еще недостаточно разработанной.

Достаточно большое внимание рассмотрению проблемы типологии и классификации социальных норм уделяют и отечественные исследователи. Вместе с тем, в отечественной литературе также нет единой точки зрения по этому поводу, что также объясняется различными подходами к основанию классификации.

Например, В.Д. Плахов, рассматривая социальные нормы в качестве особых систем, констатирует, что они по происхождению разделяются на аутогенные и гетерогенные, спонтанные и декретивные; по характеру изменения содержания — на интенсивные и экстенсивные, прогрессирующие и регрессирующие; в зависимости от переживаемого периода — нарождающиеся («молодые»), развивающиеся и закончившие развитие («старые»); по сложности — элементарные и сложные; по функциональной природе — функционирующие и не функционирующие.

Особыми подклассами функционирующих норм, В.Д. Плахов выделяет действующие и бездействующие, особенно отмечая, что действие социальных норм — понятие многозначное, имеющее не только качественный и, но и количественный аспект, так как действие одних норм может быть сильным, других — слабым; на одного индивида норма может оказывать заметное влияние, на другого — едва выраженное; в зависимости от условий функционирования — нормы интеграции и дезинтеграции, массовые, групповые и персональные, отличающиеся друг от друга масштабами действия.

Известный интерес представляет классификация норм по времени функционирования: применительно к спонтанно возникающим и функционирующим — долговременные, средневременные и кратковременные; применительно к декретивным — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Возможно деление социальных норм с точки зрения поведения субъекта: нормы-цели, нормы-установки, нормы ориентиры, нормы-идеалы, нормы-ценности. По степени общности социальные нормы разделяются по временной координате на общеисторические, формационные, межформационные, переходные; по пространственной координате — региональные и глобальные.

Довольно часто критерием классификации социальных норм выступает сфера действия социальной нормы. Соответственно, наряду с правовыми нормами выделяют политические, экономические, религиозные, экологические, медицинские и другие нормы.

В качестве другого критерия оценки социальных норм, ряд авторов предлагают использовать характер содержащихся в них требований. В зависимости от этого социальные нормы подразделяются на обязывающие, разрешающие, запрещающие. Подобная классификация представляется более подходящей для структурирования правовых норм в большей степени, чем каких-либо иных, так как она не учитывает иные аспекты нормативного регулирования кроме различных степеней дозволения.

Соотношение норм с ценностями позволяет говорить об иерархии норм в соответствии с иерархиями ценностей общества, социальных групп и индивидов. В качестве основания для классификации норм может быть взято их положение в нормативно-ценностной иерархии. На этом основании могут быть выделены нормы основополагающие и второстепенные, универсальные и детализирующие, общие и конкретные и т.д.

При ориентации исследователей на социальную структуру общества и систему составляющих его социальных групп в качестве основания для классификации норм служит отнесенность норм к той или иной структурной позиции в обществе. Нормы различаются по группам носителей, по принадлежности тех или иных норм к нормативно-ценностной культуре социальных групп. Так выделяются нормы классов, сообществ, объединений, групп и т.д. Выделение норм, относимых к социальной культуре различных социальных групп и сообществ, позволяет ввести в качестве основания различения норм их социально-структурную направленность, например, выделить вид норм, используемых для гармонизации интересов различных групп общества или для обеспечения специальных целей, интересов, особенностей и самобытности тех или иных социальных групп.

При разработке классификаций норм существенным представляется вопрос о форме и степени их фиксации и формализации. По степени формализации могут быть выделены нормы явные, четко сформулированные или латентные, неявные, подразумеваемые. По форме фиксации можно различать нормы, по-разному отображенные в формальных средствах их фиксации — сводах, кодексах, уставах, правилах. По характеру фиксации также ряд исследователей предлагает выделять различные виды норм, например, нормы жестко фиксированные и нормы динамичные, гибкие, адаптируемые к условиям и обстоятельствам деятельности.

Е.М. Пеньков предлагает различать социальные нормы по степени развитости, а значит, по его мнению, и по степени действенности. В этой связи, он подразделяет нормы на только зарождающиеся, проходящие стадию формирования, на прочно вошедшие в практику и отвечающие ее потребностям и интересам, и, наконец, на хотя еще и действующие, но уже отставшие от потребностей общества, тормозящие его развитие. Данная классификация особенно важна при определении эффективности регуляционного значения социальных норм. Также, Е.М. Пеньков справедливо обращает внимание на множественность и разнокачественность оснований деления норм на те или иные группы. Однако сам придерживается ставшего традиционным в юридической и социологической литературе деления всех норм на нравственные, правовые, эстетические, религиозные, традиционные, обычные и т.д. В.Б. Ольшанский предлагает классифицировать социальные нормы как всеобщие (правовые), социально-групповые (моральные и нормы общественных организаций) и групповые нормы, представляющие собой систему норм, выработанную для ситуаций, характерных для жизнедеятельности конкретного коллектива.

П.Е. Недбайло классифицирует социальные нормы как «нормы права, нравственности, обычаи (традиции, привычки), нормы общественных организаций и нормы организационной деятельности государственных и иных учреждений».

Согласно точке зрения С.И. Вильнянского, социальные нормы состоят из «правовых норм, норм морали и норм культуры (нравы)».

Н.Г. Александров делит нормы поведения в обществе на три основные группы: обычаи, нормы коммунистической морали и организационные нормы. Общим их признаком, по его мнению, является то, что для обеспечения их соблюдения не будет необходимости в государственном принуждении. Такая точка зрения представляется, по меньшей мере, утопичной, т.к. сама эволюция системы общественных отношений доказывает обратное.

Необходимо отметить, что нормы «коммунистической морали» в период существования СССР создали почву для тоталитарного режима, который создал подчиненное положение юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики и коммунистической идеологии выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, но соответствовали нормам коммунистической морали, т.к. партийные директивы того времени по своему определению не могли быть аморальными. Подобное регулирование общественных отношений не имело никакой правовой базы, и являлось фактически единственным средством охраны политического режима.

Классификация социальных норм может осуществляться и по другим признакам: в зависимости от подлежащих регулированию типа и вида отношений, степени обязательности норм, способа их образования, характера возникновения. Например, Ю.А. Тихомиров в зависимости от способов формирования и реализации норм различает «нормы права, выражающие государственно-властные веления, нормы морали, издаваемые общественными организациями, и обычаи, выражающие общественное мнение и авторитет общественного воздействия».

Читайте также:  Реле регулятора печки калины

Отдельные авторы предлагают классифицировать социальные нормы в зависимости от их назначения в системе социального регулирования. По этому признаку социальные нормы предлагается подразделять на нормы, регулирующие процесс возникновения, развития, функционирования, модернизации и отмирания системы.

B.C. Нерсесянц выдвигает тезис, что «в обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм — моральные нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т.д». Основанием их различения он считает «специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм, от других».

В современной юридической литературе считается общепринятыми следующие основания классификации социальных норм:

1. По способу образования социальные нормы делятся: на появившиеся стихийно и созданные сознательно. В различении норм по этому способу главенствующую роль играет то, какие феномены лежат у истоков появления этой нормы — естественно-общественные или индивидуально волевые. В первом случае социальная норма была изначально непосредственно включена в бытие человека, общества. Она не выделяется из его поведения и является его элементом. К таким нормам можно отнести некоторые нормы морали, обычай, традиции. Во втором случае нормы формируются на основании доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации, которые преломляются через призму существующих общественных отношений. Здесь имеется в виду норма права.

2. По сферам действия (или по содержанию) можно выделить следующие виды социальных норм — политические, религиозные, экологические, экономические, семейные и другие. Сколько существует сравнительно обособленных сфер общественных отношений, столько можно выделить и видов социальных норм, упорядочивающих их.

3. По механизму регулирования (или по способам установления и обеспечения) различают обычно мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Специфические черты, по которым разграничивают социальные нормы, определяются при помощи следующих критериев: 1) каков процесс (способ) формирования; 2) как фиксируется, в какой форме существует; 3) каков характер регулятивного воздействия и 4) каковы способы и методы обеспечения.

Классифицируя социальные нормы, нельзя избрать какой-то один признак, одно основание. Это объясняется не только сложностью и многообразием различных сторон общественных отношений, но и большой специфичностью самих социальных норм, тем, что каждая конкретная социальная норма может одновременно содержать признаки, присущие ее различным видам.

Преимущество такого подхода к классификации соционормативных регуляторов обосновывается определенной спецификой социальных норм. При совпадении характеристик по одному или двум критериям, всегда просматриваются особенности при системном анализе всех остальных.

Вне зависимости от вида социальной нормы все они взаимодействуют друг с другом и влияют на социальный порядок, являясь его составляющими частями. Разграничение одного вида социальных норм от другого предпринимается, в основном, для возможности теоретического исследования отдельных их видов и взаимодействия их с остальными соционормативными регуляторами.

Источник

Понятие и виды социального регулирования.

Понятие и виды социального регулирования.

Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми.

Социальное регулирование бывает 2х видов: Индивидуальное регулирование — упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное регулирование — упорядочение поведения субъектов при помощи общих правил,(социальных норм) которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм таких как: обычаи— правила поведения, которые формируются естественно-исторически, в результанте многократного повторения., нормы морали— правила поведения, которые формируются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей. Корпоративные нормы- правила поведения, которые создаются общественными организациями в целях регулирования внутреннего регулирования их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Нормы права- правила поведения, которые устанавливаются и охраняемые силой государственного принуждения. Религиозные нормы- это правила поведения устанавливаемые церковью и регулирую поведение людей. Нормы этикета- правила обхождения с окружающими людьми, формы обращения, манеры. Эстетические нормы- определяют гармоничность , соответствие чего-либо чувству прекрасного.

Основные черты социальных норм первобытного общества

Уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Для социальных норм в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Закономерности возникновения права.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы — государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Понятие и признаки права как нормативно-государственного регулятора.

Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.Признаки права:

1Нормативность( право состоит из норм, т.е. правил поведения субъекта.)

2Общеобязательность.3Формальная определенность(закреплены в официальных источниках)4Системность(состоит из определенных элементов представляющие свою систему)5Связь с государством( государство обеспечивает и санкционирует нормы права)

6Волевой характер( право выражает волю всего населения и значительной ее части)

7Регулятивность (право выступает общественным регулятором) т.о можно сказать что назначение права состоит в упорядочение общественных отношений.

Сущность — главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает). Право по своей сущности есть выраженная воля в законе или иных признаваемых государством источниках общая воля содержание которой определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

В сущности права необходимо выделить две стороны:

1) общесоциальную(право выражает общую волю всего населения страны или значительную часть)2) узкосоциальную, в том числе классовую(право выражает волю тех социальных групп, которые, находятся у власти и участвуют в правотворческой деятельности.В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.

Читайте также:  Codesys пид регулятор температуры

Право и государство.

Государство- суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений. Право тесно связанно с государством. Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влияние государства на право: государство устанавливает нормы права, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения.Влияние право на государство: право юридически оформляет государство( в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов), в нормах права устанавливаются границы деятельности государства т.е. вмешательства государства в частную жизнь человека и в жизнедеятельность общества. В нормах права закрепляются основные направления внутренней и внешней политики. Т.О государство и право тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, выполняя свое социальное значение.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена и до сих пор остается центральной в правопонимании.

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.

Соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое — это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Взаимодействие права и морали

Мораль тоже нормативный регулятор. Мораль -это область нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. И право и мораль ведут своё происхождение от мононорм. Право-это система общеобязательных, формально-определенных установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, и являющих регулятором общественных отношений.

Общее: Регулируют общественные отношения в пределах определённой территории. Определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами. Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Различие :Право санкционируется государством, мораль — общественным сознанием. Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль — только внутренним убеждением и силой общественного мнения. Право существует в письменном виде, мораль — в неписаном виде. Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль — с точки зрения должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.

Взаимодействие:Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.

Правоприменительная деятельность должна основывать на морали. Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью).

Социальная ценность права.

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную.

Действие НПА во времени

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: с момента принятия, со дня официального опубликования, с даты, указанной в нем, с наступление обстоятельства предусмотренных этим актом. В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);

· в результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента опубликования).

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

· Истечения срока, на который был принят юридический документ;

· Объявление об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

· Принятие нового нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· Устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.

По общему правилу действие нпа распространяется на будущее т.е. на те общественные отношения, которые возникают после его вступления в юридическую силу. Однако иногда нпа имеет обратную силу т.е. действие распространяется на те общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу.

Структура правовой нормы.

Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Элементы структуры норм права:

Гипотеза (предположение) — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Например, Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка (гипотеза), то убытки возмещаются в части непокрытой неустойкой (диспозиция). Гипотезой может служить также любая оговорка, «если иное не предусмотрено законом», перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, например, сверхурочные работы, условия заключения брака «брак заключается в органах ЗАГСа» Диспозиция (распоряжение) — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, т.е. указывается каким может или должно быть поведение при этих обстоятельствах. Это та часть, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения. Например, Конституция «каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность». Диспозиция может относится и к объекту отношения и к его субъектам, документам, оформляющим отношение и иным сторонам регулируемого отношения. Но любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников правоотношений. Например, работадатель обязан производить за свой счет ремонт сданного в наем имущества (диспозиция), если иное не предусмотрено законом или договором (гипотеза).

Санкция— это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности, меры гос. принуждения субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Например, возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств – пеня, штраф и т.д.

Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Классификация правовых норм

1 По роли их в механизме правового регулирования:

Общерегулятивные они не устанавливают конкретные правила поведения,а определяют общие начала, основы)

Конкретно-регулятивные( устанавливают конкретные правила поведения)

2По функция м права: регулятивные и охранительные.

По специфике правового регулирования:

Материальные(непосредственно регулируют общественные отношения

Процессуальные( регулируют судебный порядок разрешения юридических дел)

Источник