Меню

Технические средства для оценки эмоционального напряжения

«Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека»

Актуальность, научная и практическая значимость

Потребность практического психолога в быстром выявлении неконструктивных психологических защит клиента по типу отрицания, вытеснения, рационализации и направленность на истинные ресурсы личности в процессе проработки ранней психологической травмы или разрешения конфликта, а также возможность провести экспресс диагностику и коррекцию психоэмоционального состояния человека, – явилось актуальной задачей для разработки устройства для оценки психоэмоционального состояния человека.

Введение

Известно, что электрическая проводимость кожи живого организма является чувствительным индикатором его физиологического и психического состояния, а параметры отклика проводимости на внешнее воздействие, так называемая кожно-гальваническая реакция (КГР), позволяет оценить психофизиологический статус индивидуума. При исследовании КГР различают показатели тонической и фазической составляющих электродермальной активности (ЭДА). Тоническая активность характеризует собой изменения проводимости кожи, происходящие относительно медленно с периодом нескольких минут и более. Фазическая активность — это процессы, происходящие много быстрее на фоне тонической активности, — их характерные времена от десятых долей до единиц секунд. Именно фазическая активность в большей мере и характеризует реакцию организма на внешний раздражитель и в дальнейшем именуется фазической составляющей, или КГР.

Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека (патент РФ №107482) используется при коррекции эмоционального состояния клиента, для улучшения его оптимального функционирования, адекватного личностного или поведенческого реагирования в условиях психоэмоциональной напряженности, характерной для синдрома хронической усталости, актуальных и хронических стрессов, аффективных реакций и их следовых феноменов, существенно влияющих на возникновение конфликтности в социальной, профессиональной, личной жизни клиента и слаженности его действий в составе команды (спорт, бизнес, творчество). Подробное описание модификаций устройства – http://www.iper1.ru/

Использование АПК «ИПЭР» в психологии

Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека (далее АПК «ИПЭР») относится к психологии и может быть использовано при психодиагностике, психологическом консультировании и коррекции психоэмоционального состояния человека для улучшения его социальной, профессиональной и личной жизни, а также при проведении психологических исследований конфликтности и слаженности действий членов команды (спорт, бизнес, творчество).

АПК «ИПЭР» ПОМОГАЕТ:

  1. Быстро находить причины психологических проблем и устранять психологические преграды, возникшие на пути к поставленной цели.
  2. Определять психическую совместимость двоих и более людей, выявляя проблемные зоны во взаимодействии.
  3. Восстанавливать у человека баланс между словено-логическим и эмоционально-образным мышлением.
  4. Справляться с проблемами неуспеваемости учащихся.

ВОЗМОЖНОСТИ АПК «ИПЭР»:

  • отслеживание в реальном времени реакций неосознаваемой области психики на разные виды стимулов;
  • радио модуль, позволяющий передавать показания АПК «ИПЭР» с передатчика на приемник до 50 метров;
  • возможность записывать в отдельный файл показания с монитора и аудио на протяжении всего времени индивидуальной консультации с последующим воспроизведением;
  • проводить дистанционную диагностику и коррекцию по интернету с использованием дополнительного модуля.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА С АПК «ИПЭР»

Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека (патент РФ на изобретение №2373965) с использованием АПК «ИПЭР», является оперативным и достоверным способом выявления проблемных зон психоэмоциональной напряженности клиента, и улучшает его мобилизацию по адаптации к выявленному проблемному фактору (проблемная зона), что способствует устранению отрицательных эмоциональных состояний и психосоматических беспокойств.

Практически способ заключается в определении проблемной зоны психоэмоциональной напряженности человека (клиента), влияющей на его дезадаптацию в жизненной сфере, и в последующей коррекции выявленной проблемной зоны путем использования АПК «ИПЭР», на монитор которого выводится регистрируемые величины тонических составляющих и амплитудно-частотных показаний кривых фазических составляющих кожно-гальванических реакций клиента. При этом для определения проблемной зоны клиента, в качестве раздражителя, используют интервьюирование по информационным шаблонам, отражающим посттравматические события (факторы) жизненных сфер человека, одновременно при регистрации на АПК «ИПЭР» резкого максимального падения амплитудно-частотных показаний кривых фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих. После воздействия названным раздражителем диагностируют доминирующий посттравматический фактор, влияющий на психоэмоциональную дезадаптацию клиента в его жизненной сфере. Выявленный доминирующий посттравматический фактор корректируют с использованием в качестве раздражителей, не воздействующих на аппаратную часть указанного устройства, пассивных шаблонов коррекции с регистрацией на АПК «ИПЭР» плавных амплитудно-частотных показаний кривых фазической составляющей кожно-гальванической реакции на фоне уменьшающегося значения абсолютной величины тонической составляющей указанной реакции от ее начально зарегистрированных величин. При выявлении доминирующего посттравматического фактора судят о психоэмоциональной мобилизации и адаптации к выявленному доминирующему посттравматическому фактору, причем определение проблемной зоны психоэмоциональной напряженности клиента и ее последующую коррекцию осуществляют в режиме непрерывного сеанса реального времени.

Благодаря непрерывности сеанса в режиме реального времени с использованием измерения КГР, обеспечивается оперативность и достоверность по выявлению проблемных зон психоэмоциональной напряженности, что гарантированно приводит к мобилизации и адаптации клиента в преодоление негативных нежелательных эмоциональных состояний.

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования АПК «ИПЭР» при выявлению и коррекции эмоционального состояния клиента, для улучшения его оптимального функционирования, адекватного личностного или поведенческого реагирования в условиях психоэмоциональной напряженности, характерной для синдрома хронической усталости, актуальных и хронических стрессов, аффективных реакций и их следовых феноменов, существенно влияющих на возникновение конфликтности в социальной, профессиональной, личной жизни клиента и слаженности его действий в составе команды (спорт, бизнес, творчество).

Читайте также:  Стабилизатор напряжения для дренажного насоса

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна — соискатель РГУФКСМиТ кафедра ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности; место работы: РГУФКСМиТ, помощник проректора по науке и инновационным технологиям; сфера научных интересов: неосознаваемые эмоциональные реакции и их влияние на деятельность; основные публикации:

  1. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И., Калашников В.Г. / Технология повышения сознания //Тезисы VII Международного научного конгресса по ГРВ Биоэлектрографии, — С.-Петербург 2004 г.
  2. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И., Мартиросов Э.Г. / Психологическое консультирование в спорте // Тезисы, Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» / Гос. Ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. — М., 2006. — С. 50-52.
  3. Сенькин В.В., Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. / Особенности биоэлектрографического «портрета» как критерии дифференциальной диагностики психофизиологической реактивности организма и прогноза профессиональной результативности спортсменов //Тезисы XI Международного научного конгресса по ГРВ Биоэлектроэлектрографии, — С.-Петербург, 2007 г.
  4. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И., / Информационные вирусы, или где зарыты ресурсы у спортсмена // Журнал «Спортивный психолог», — М., 2007 №1 (7), С.52.
  5. Цыганова Л.Н., Кононенко И.Н., Бакланова Т.И., Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. / Методика оценки психологического, функционального и соматического состояния человека с помощью экспертного аппаратно-программного медицинского комплекса «КМЭ-столица» // Тезисы, Первая международная научно-практическая конференция»Одаренность в сфере спортивной и экстремальной деятельности» / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма.- М., 2009, С.69-72.
  6. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И., / Наши мысли и их влияние на здоровье // Международный форум «Интегративная медицина — 2009» / сборник научных трудов, выпуск №4, — М., 2009, С.129.
  7. Патент РФ на изобретение №2373965 «Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека», выдан 27.11.2009 г., по заявке №2008117272.
  8. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И., / «Дистанционная диагностика и психологическая коррекция с использованием БОС» // Материалы межведомственной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технология» / МГППУ, Федерация Психологов-Консультантов Онлайн.- М., 2011, С.23-24.
  9. Патент РФ на полезную модель №107482 «Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека», выдан 20.08.2011 г., по заявке №2011102973.
  10. Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И. / «Диагностика неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на эмоциональное состояние субъекта спортивной деятельности, посредством регистрации кожно-гальванической реакции» // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» / МГППУ.- М., 2011, С.54.
  11. Балыкина-Милушкина Т.В. / «Коррекция психоэмоционального состояния и профилактика неадекватного поведения детей с использованием аппаратно-программного комплекса «ИПЭР»» // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» / МГППУ.- М., 2011, С.17-19

Источник



ПОЛИГРАФ-ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Полиграф должен рассматриваться не в качестве «обнаружителя лжи», а в качестве технического средства для динамической регистрации физиологических изменений, происходящих в организме субъекта в условиях специального опроса.

Попытки объективизировать или обнаружить ложь существуют практически с тех времен, когда впервые встал вопрос о преступлении, установлении истины и наказании виновного. К глубокой древности относится способ установления истины в Китае, когда подозреваемый проходил испытание сухим рисом или рисовой мукой. Считалось, что, если рис или мука во рту у допрашиваемого оставались сухими (так как в момент сильного эмоциональног о волнения нарушается слюноотделение), его вина была доказана. Интересное испытание проводилось в древней Индии, которое по своей сути можно поставить в один ряд с современным ассоциативным экспериментом.

В данном контексте могут быть приведены и другие примеры использования непроизвольных психофизиологических реакций для диагностики лжи, механизмы которых б)’дут раскрыты в следующем разделе.

Первые научно обоснованные попытки инструментальной диагностики проявлений стресса, возникающих как объективное проявление страха быть уличенным во лжи, относятся к 1875-1877 гг., когда итальянский физиолог А.Моссо выявил зависимость изменения частоты пульса и артериального давления от возникшего у обследуемого состояния страха.

В 1895 г. знаменитый итальянец Чезаре Ламброзо впервые использовал сфигмо1’раф и плетизмограф при проведении полицейского расследования для допроса преступника. Несколько позже, в 1902 г., результаты применения сфигмографа позволили вынести оправдательный приговор человеку, обвинявшемуся в совершении убийства.

В дальнейшем развитие «инструментальных» методов обнаружения лжи шло по пути совершенствования технических средств, методических приемов проведения опроса, путей выявления критериев значимости того или иного вопроса и т. д. В данном пособии нет необходимости подробно останавливаться на всех исторических этапах создания и внедрения полиграфа в практику раскрытия преступлений. Начиная с 30-х годов XX века, полиграф прочно вошел в практику правоохранительных органов. Пройдя путь от примитивного ртутного манометра, регистрирующего один физиологический показатель до сложнейших приборов, созданных на базе быстродействующих компьютеров и регистрирующих до двадцати различных показателей, полиграф остался всего лишь инструментом, при помощи которого регистрируются физиологические параметры.

Читайте также:  Способы контроля цепей напряжения

В настоящее время, по мнению американских ученых, работающих в данной области прикладной психофизиологии, полиграфом может называться любой регистратор физиологических процессов, имеющий не менее трех каналов регистрации, два из которых фиксируют дыхание и частоту сердечных сокращений.

Сейчас на российском и мировом рынках имеются как классические, чернильнопишущие полиграфы, регистрация физиологических процессов в которых осуществляется с помощью перьевых самописцев на бумажной ленте, так и компьютерные полиграфы, в которых аналоговый сигнал, регистрируемый датчиками, располагаемыми на теле опрашиваемого, в цифровом виде передается в компьютер, обрабатывается с помощью специальных программ, а результаты могут выдаваться как в зацифрованном виде (коэффициенты), так и в виде графиков или чистограмм.

В некоторых моделях компьютерных полиграфов на мониторе отображается «картинка», аналогичная той, которую специалист видит на бумажной ленте чернильнопишущего полиграфа.

Идущий последние годы спор: что лучше — полиграф чернильнопишущий или компьютерный, на наш взгляд, не имеет под собой сколько-нибудь серьезной базы. Если к преимуществам полиграфа классического типа можно отнести простоту и надежность работы, наглядность кривых, не прошедших дополнительной цифровой обработки, возможность учета всех артефактов, которые могут повлиять на обработку и трактовку результатов, то в качестве его недостатков следует выделить — высокие требования к оператору как к физиологу, трактующему зарегистрированные изменения.

В качестве основных преимуществ компьютерного полиграфа называют, наоборот, относительно невысокие требования к специалисту как к физиологу, быстроту обработки результатов, наличие стандартных программ обработки, «исключающих субъективный фактор» при анализе регистрируемых кривых. Недостатком такого типа полиграфа является то, что программа обработки не всегда «распознает» артефакты, система все равно сопряжена с работой специалиста (система «человек-машина»). Как любая «человеко-машинная» система сама решения не принимает, а выступает в качестве советующей системы.

Завершая обсуждение «технической» проблемы использования полиграфа, еще раз отмечаем: полиграф — лишь инструмент и эффективность его применения зависит от того, в каких руках он находится. Остальное — дело вкуса и финансовых возможностей.

И последнее, на что необходимо обратить внимание в данном разделе пособия. Фирмы, производящие специальную технику, а следом за ними и специалисты, ее применяющие, стали в последнее время называть полиграфами приборы, работающие на совершенно иных принципах. Так можно услышать о «речевом или голосовом» полиграфе, полиграфе «контактном или бесконтактном», полиграфе для «негласной» оценки стресса. Эти технические средства работают на совершенно иных принципах, методика их применения может коренным образом отличаться от общепринятой, иной является и нормативно-правовая база для применения данной категории приборов.

Источник

Приборы психофизиологического обследования водителей

Рубрика: Технические науки

Статья просмотрена: 2279 раз

Библиографическое описание:

Дятлов, М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6579/ (дата обращения: 29.03.2021).

В перспективе тенденция увеличения автомобильного парка и интенсивности дорожного движения сохраняется. Увеличивается энергонасыщенность, динамичность автомобиля, для водителя нарастает сложность ориентации в дорожной обстановке, сокращается время принятия решения о востребованном маневре (переставка, обгон, поворот, ускорение, замедление или торможение до полной остановки). В дорожном движении все больше присутствует водителей-любителей с недостаточными квалификацией и опытом, а профессионалы (да и любители со стажем), к сожалению, не всегда строго выполняют регламент ПДД [1 с.3]. Кроме того, следует иметь в виду, что ряд факторов (утомление, заболевание, алкогольная и другие интоксикации, стрессовые воздействия) оказывает на водителя отрицательное влияние, снижая его психофизиологическую надежность. Возросшие требования к водителю вызвали необходимость проведения профилактических мероприятий. На многих автотранспортных предприятиях введены предрейсовые осмотры, в некоторых транспортных организациях осуществляют профессиональный подбор, разрабатывают психофизиологические основы обучения управлению автомобилем, изучают причины ошибочных действий водителей.

Первоначальное обучение водителей в основном проводят автошколы различных ведомств и организаций. Повышение же квалификации водителей ведется непосредственно на автотранспортных предприятиях, где важную роль играют кабинеты по безопасности движения. Использование в указанных целях вспомогательных технических средств заметно повышает эффективность обучения и совершенствование мастерства вождения. Эти средства должны включать не только специальные стенды, позволяющие быстрее овладевать водительскими навыками и совершенствовать их, но также приборы, с помощью которых водитель мог бы периодически проверять и тренировать свои психофизиологические качества, от которых зависит успешность его профессиональной деятельности (скорость восприятия, скорость реакций, переключение, объем, и распределение внимания, оперативные качества мышления и памяти, эмоциональная устойчивость и другие).

Важное значение имеют также технические средства для регистрации таких физиологических параметров, как частоты пульса и дыхания, величины артериального давления и других, которые являются косвенными показателями эмоционального напряжения человека. [2 с. 3].

Читайте также:  Импульсное напряжение управление тиристором

Применяемые в настоящее время технические средства для проверки и тренировки психофизиологических функций человека можно разделить на четыре группы:


аппаратура, для исследования психофизиологических функций (рис.1).

Представленная классификация не является жесткой, поскольку технические средства, входящие в какую либо группу, могут иметь двойное назначение [3 с. 52].

Рис. 1. Электронные системы контроля функционального состояния водителя

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении всей смены. Любое отклонение от оптимального состояния затрудняет процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивает вероятность ошибочных действий водителя. Система поддержания работоспособности водителя VIGITON -непрерывный контроль психофизиологического состояния водителя в пути. Система может устанавливаться на любом транспортном средстве. В ее состав входят: c вето-звуковой индикатор состояния водителя, наручные датчики, встроенные в браслет и перстень, блок взаимодействия с системами автомобиля. Система предупреждает водителя о приближении его состояния к аварийно-опасному, а других участников движения о том, что транспортное средство неуправляемо — включение внешних аварийных световых и звуковых сигналов [4].

Дифференцированную диагностику функционального состояния органов и систем, с получением психологических характеристик водителя перед выходом на линию выполняют на стационарных многофункциональных диагностических комплексах. Комплекс «РОФЭС» внесён в государственный реестр с 1998 года и внедрён в различных ведомствах и службах с 1995 года (рис.2).

Рис. 2. Комплекс многоуровнего анализа функционального состояния водителя «РОФЭС»

Время измерения на комплексе 2–3 минуты. Дружественный интерфейс и автоматизация процесса расчёта оценок позволяет эксплуатировать комплекс специалистам среднего медицинского звена (фельдшер, медсестра). Психологи управления персоналом работают на комплексе, получая психофизиологические оценки [5].

Основные факторы, от которых зависит надежность водителя: пригодность к управлению автомобилем по состоянию здоровья и психологическим качествам, подготовленность и работоспособность (таблица 1).

Основные факторы надежности и пригодности водителя

Водитель транспортного средства

Факторы надежности и пригодности к управлению транспортным средством

Мероприятия по сохранению высокого уровня надежности

Приборы психофизиологической диагностики и обучения

Пригодность

Медицинское освидетельствование: проверка состояния здоровья и функций органов чувств; Психофизиологическое обследование: восприятия, внимания, адаптации, реакции, эмоциональной устойчивости

Контрольно-обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций

Подготовленность

Формирование навыков управления автомобилем в различных дорожных ситуациях; Психофизиологическая подготовленность: формирование высоких моральных качеств, сохранение достаточной надежности в чрезвычайных условиях управления транспортным средством

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;

Демонстрационные ; Тренажеры

Работоспособность

Предупреждение состояний организма, снижающих работоспособность водителей: болезненные состояния, утомление, алкогольное опьянение, стресс

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;

Проверка состояния здоровья, функций органов чувств и изучение психофизиологических особенностей абитуриентов, поступающих в автошколы, имеет важное значение для повышения надежности водителя. Для такого изучения нужны приборы и методы, которые должны обеспечить на должном научном уровне индивидуализированный подход при медицинском освидетельствовании и профессиональном психофизиологическом отборе и подборе водителей. По результатам экспертизы определяется соответствие или не соответствие физических и психофизиологических возможностей требованиям, предъявляемым к профессии водителя транспортного средства.

Подготовленность водителя определяется наличием у него специальных знаний и навыков. Это прежде всего умение безопасно управлять автомобилем, предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и правильно действовать в опасных ситуациях. Такие навыки можно формировать на автомобильных тренажерах. Тренажеры целесообразно оборудовать аппаратурой, регистрирующей движения органами управления, выдерживание заданных параметров, количество ошибок и физиологические функции, что позволит изучать психофизиологические особенности водителя в условиях, близких к реальным.

Работоспособность водителя не стабильна, она повышается в дневное время, особенно в первой половине дня, и понижается ночью. В течение смены работоспособность также меняется. Кроме того, работоспособность понижается при перегрузке информацией, а также при недогрузке информацией. На работоспособность водителя могут отрицательно влиять такие факторы, как: эмоциональное напряжение в результате опасных дорожных ситуаций, дефицит времени при управлении автомобилем, решение очень трудной задачи, болезненное состояние и другие. Поэтому возникает необходимость в постоянном контроле психофизиологических возможностей водителя и систематическом проведении мероприятий по сохранению высокого уровня надежности. [2 c .14]

Ходес И. В. Управляемость и активная безопасность автомобиля (водителю, механику, инженеру) / И. В. Ходес.- Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ, 2010.- 140 с.

Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

Человек — транспортные средства: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

ЗАО «НЕЙРОКОМ» (сайт в интернете neurocom . ru ).

Уральское научно-производственное предприятие «Альтаим» (сайт в интернете rofes . ru ).

Источник