Меню

Цифровой регулятор уровня волюме

Маленький цифровой ревербератор с регулятором уровня volume

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о ревербераторах.

Эти устройства знакомы многим, одни ими пользуются, другие – даже делали простейшие модели. Сегодня мы поговорим об истории создания, конструкции и применении некоторых типов ревербераторов, разберемся с основными принципами работы, постараемся понять, как и для чего нам нужно применять такие устройства.

Начнем с самого простого.

Что такое реверберация?

Реверберация – процесс отражения и переотражения звука от препятствий, одновременно с ослаблением силы звучания, за счет поглощения части звуковой энергии самими препятствиями.

На самом деле мы все привыкли слушать себя уже с естественной реверберацией – от стен комнаты, пола, потолка и даже от костей черепа! Звучание без таких отражений кажется нам не естественным, «сухим и безжизненным». Реверберация помогает нам ориентироваться в пространстве. Мы хоть и не летучие мыши, но тоже кое-что можем. Например, в большом помещении мы слышим долгий отклик и понимаем, что оно большое, даже с закрытыми глазами. При помощи звука может быть определена даже его форма, так как комнаты одинаковой площади, но разной формы будут давать разное соотношение ранних и поздних отражений.

С естественной реверберацией мы разобрались, вернемся к искусственной.

Зачем нам искусственная реверберация?

Все очень просто! Мы используем ее, когда нужно создать иллюзию пространства, «перенести» слушателя из одного помещения в другое, создать эффект приближения/отдаления источника звука, когда нет возможности обеспечить естественную акустику.

Первым «прибором» искусственной реверберации была… комната. Просто комната с необходимыми характеристиками времени отражений. С одной стороны комнаты ставился источник звука, с другой – микрофон. Звучание, полученное с этого микрофона, подмешивалось к основному, создавая ощущение нахождения источника звука в этой комнате. Известен случай, когда звукорежиссер, при отсутствии в рэке ревербератора, просто поставил колонку и микрофон в туалет, получив таким образом вполне себе неплохое звучание. Смешно, но любая комната звучит намного лучше недорогих цифровых ревербераторов.

Немного о странных названиях и видах устройств

Многие пользователи ревербераторов не могут разобраться в названиях – chamber, plate и других. Поэтому мы сделали подборку самых известных устройств с описаниями:

Chamber (камера)

Самое первое «устройство» искусственной реверберации. Принцип работы основан на задержке, возникающей при прохождении сигнала от источника до приемника. Размеры и форма «камеры» влияют на время и характер реверберации. В целях усовершенствования таких ревербераторов применялись различные створки, позволявшие менять форму и размер камеры, регулируя таким образом параметры реверберации.

Читайте также:  Право как социальный регулятор всегда соответствует общепринятым представлениям

Spring (пружина)

Состоит из источника и приемника звука с расположенной между ними пружиной, которая в этой конструкции заменяет естественную среду распространения колебаний – воздух.

Пружинный ревербератор

Помимо основной функции, пружина в таком устройстве выполняет роль механического ФНЧ, обеспечивая необходимую частоту среза. Интересно, что время задержки практически не зависит от частоты сигнала и находится в прямой зависимости от числа витков пружины.

Расчет параметров таких ревербераторов широко представлен в сети, на специализированных сайтах. Сегодня такие ревербераторы применяются в основном в гитарном усилении.

Plate (пластина)

Представляет собой металлические пластины, расположенные параллельно друг другу. На одной из пластин установлен источник звука, а на другой – приемник. Положение пластин можно менять для изменения параметров ревербератора. По факту Plate – это усовершенствованный Spring, однако имеет некоторые особенности работы. Устройство работает с отдельными звуками и портит более плотные аранжировки.

Классический Plate от фирмы EMT

Сегодня в продаже есть множество цифровых эмуляций подобных приборов. Например, фирма UA выпустила эмуляцию EMT 140, сохранив даже аутентичную панель управления.

UA EMT 140 plugin

Tape (лента)

Ревербератор, принцип действия которого основан на воспроизведении подаваемого сигнала несколькими магнитными головками одновременно. Представляет собой магнитофон специальной конструкции, у которого одна записывающая и несколько воспроизводящих головок. Лента такого магнитофона закольцована. Настройка параметров осуществляется включением/отключением определенных головок, а также изменением уровня сигнала, поступающего с них.

Ревербератор типа Tape

Room (комната)

Как уже понятно из названия представляет собой комнату с определенными параметрами реверберации. В разных местах такой комнаты установлены микрофоны для снятия прямого и отраженного сигнала. Для регулировки параметров реверберации применяют определенные конструкции, помогающие менять путь прохождения сигнала, а в некоторых случаях и тип поверхности, от которой отражается сигнал.

Реверберационная комната

Ревербераторы типа Room используют в студиях для обеспечения мягкого звучания с короткой задержкой.

Hall (зал)

Та же комната, только более вытянутая. В качестве стеновой отделки используют каменные плиты, различные виды природного камня, своеобразные деревянные конструкции. Часто для создания подобного эффекта используют уже готовые помещения, например, акустически настроенные залы различных концертных площадок, студий и т. д. Для управления временем и характером реверберации применяются те же технологии – изменение физических параметров помещения, вариантов отделки, расстановка приемников звука.

Читайте также:  Дискретный регулятор громкости с алиэкспресс

Digital (цифровой)

Цифровые устройства, представляющие собой линии задержки на основе видоизмененного эффекта delay. Сам принцип получения эффекта напоминает ревербераторы типа Tape, однако гораздо более сложен: позволяет менять параметры в широких пределах.

В цифровых ревербераторах часто можно видеть предустановки, соответствующие различным типам электромеханических устройств, а также эмуляцию различных известных залов.

Многие фирмы сейчас выпускают плагины для программ обработки звука, представляющие собой копии реальных устройств. Мы уже описывали такой в разделе Plate, а вот еще один из первых цифровых ревербераторов. Теперь уже классический EMT250.

Источник



Ремонт цифрового ревербератора «ЛМ-1229»

Привет всем пикабушникам! Поздравляю с наступающим праздником Победы!

Сегодня ко мне в руки попал цифровой ревербератор «ЛМ-1229» Люберецкого завода электромузыкальных инструментов. Поиск в гугле по запросу «ЛМ-1229» дает такую картинку:

То, что мне принесли, имеет полностью начинку «ЛМ-1229», но носит гордое название «VERMONA DEG500». Возможно, это экспортный вариант, судя по надписям на латинице.

Загуглим «VERMONA DEG500», что получаем:

В общем, забавный агрегат, даже если сравнить начинку.

Вот так выглядит наш пациент внутри. Электролиты ему уже поменял владелец. При включении ничего не происходит — виноват сетевой трансформатор. Одна из его сетевых обмоток ушла в обрыв. Прикуриваем от того, что есть под рукой — трансформатора ТП121. Проверяем питающие напряжения и пробуем его работу со звуковым сигналом. Прямой сигнал проходит отлично, сигнал эффекта выдается в виде искажений. Посмотри плату поближе. Аппарат уже копанный кривыми руками и залит тоннами канифоли. Никогда ранее не сталкивался с ремонтом цифровых ревербераторов, поэтому начнем с того, что подадим на вход прибора сигнал с генератора и проследим работу аналоговых цепей. Как выяснилось, цепи в полном порядке. Теперь приступим к цифровым цепям. Используя осциллограф, исследуем и посмотрим на работу цифровых микросхем. Вот и нашли первую неисправность: микросхему ОЗУ КР565РУ5Г. Всего оказалось 3 неисправных из 4-х.

Так как платы достаточно плохого качества, запаиваем панельки и в них устанавливаем новые ОЗУ.

Дальнейшая проверка цифровых цепей выявила неисправность двух микросхем 561ЛЕ5. Включение звукового сигнала после замены неисправных компонентов показало, что появился звук эффекта, но все так же в сопровождении шума. Ищем дальше. На подозрении теперь плата, где стоят ЦАПы КР572ПА1, преобразующие цифровой код в ток. Плата имеет два аналогичных канала, поэтому простое сравнение между их работой показало, что в одном канале амплитуды сигналов очень маленькие. Виной тому безымянные ОУ. Меняем их на КР544УД1А. На фотографии 1 ОУ уже заменен на новый.

Читайте также:  Регулятор громкости для колонок своими руками схема

Параллельно исправляем криворукую работу предыдущего мастера.

После замены ОУ, сигналы выравнялись по амплитуде и последующая проверка показала, что ревербератор заработал! Осталось выправить погнутую переднюю панель, поменять зеленый светодиод индикации режима «Цикл» и сделать новый блок питания. Для выбора трансформатора замеряем потребляемый ток. Трансформатор возьмем с запасом по мощности. По паспорту потребляемая мощность «ЛМ-1229» не более 10 Вт.

Попутно ставим новое сетевое гнездо.

Трансформаторы выбрал фирмы HAHN. По высоте и параметрам они идеально подходят. В несущих рейках сверлим отверстия и нарезаем резьбу М3. Трансформаторы крепим на плате из стеклотекстолита. Дорожки вырезаем канцелярским ножом.

Все шуршит и все работает! Вдоволь играемся ревербератором)

Источник

Текст песни Андрей Косинский — Маленький цифровой ревербератор

Алка Голикова, Ленка Нетленко
И какой-то трудоголик Толик
На чистяке просидели две нелели
Где-то там у моря. Вот умора!

Труба, тромбон, гитара-бас
И краснодарский ганджубас.
Хотели что-то было записать,
Да только вот беда-то.

Припев:
Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.

Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.

Приехал проюдюсер на «Крайслере»
На навороченной телеге:
«Гебята, ну что вы иггаете,
Ведь это не гокенгол, а гэги?»
И говорят артистка Шэр
Не выговаривала букву «Р»
И все поет: Do you belive
И ей по-барабану. Тра-ля-ля-ля

Припев:
Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.

Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.
Источник teksty-pesenok.ru

Вот и не надо нам париться
По поводу дефектов речи
Душею поет великий шансонье
«Жена-жена, какая встреча»
(и в этом он просто лучший!)
А сколько гениев вокруг
Нам произносит слово «друг»
С веселой, доброй, ласковой,
Наивною пружинкою. Тра-ля-ля-ля

Припев:
Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.

Маленький цифровой ревербератор
С регулятором уровня «волюме»
Реверберировал, реверберировал,
Да не выреверберировал.

Источник