Меню

Увеличение мощности как по английски

УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ

Русско-английский перевод УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ

Большой Русско-Английский словарь. New big Russian-English dictionary. 2012

Еще значения слова и перевод УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ с английского на русский язык в англо-русских словарях и с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for the word «УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ» in dictionaries.

  • УВЕЛИЧЕНИЕ — n. increase, enlargement, magnification, extension, expansion
    Russian-English Dictionary of the Mathematical Sciences
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — Increase
    Русско-Американский Английский словарь
  • МОЩНОСТИ — Powers
    Русско-Американский Английский словарь
  • МОЩНОСТИ — Cardinalities
    Русско-Американский Английский словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — 1. increase; ( прирост ) augmentation; ( расширение ) extension, expansion увеличение посевной площади — extension of land under crops …
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики — Сборник из лучших словарей
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — с. 1. increase, extension, growth, expansion, rise;

вкладов expansion of deposits;

выставочной площади extension of space;

до …
Русско-Английский словарь общей тематики

  • УВЕЛИЧЕНИЕ — 1) augmentation 2) (напр. опасности) enhancement 3) gain 4) increase 5) magnification 6) (микроскопа) magnification power
    Новый Русско-Английский биологический словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — Increase
    Russian Learner’s Dictionary
  • МОЩНОСТИ — Powers
    Russian Learner’s Dictionary
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — increasing
    Russian Learner’s Dictionary
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — с. 1. increase; ( прирост ) augmentation; ( расширение ) extension, expansion увеличение посевной площади — extension of land under …
    Русско-Английский словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — с. 1. increase; ( прирост ) augmentation; ( расширение ) extension, expansion увеличение посевной площади — extension of land under …
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — augment, extend, gain, magnification, power, rise, step-up
    Русско-Английский словарь по машиностроению и автоматизации производства
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — ср. 1) increase; ( прирост ) augmentation; ( расширение ) extension, expansion увеличение посевной площади — extension of land under …
    Русско-Английский краткий словарь по общей лексике
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — (в объеме) expansion, accretion, enhancement, enlargement, amplification, gain, extension, increase, (оптическое) magnification
    Русско-Английский словарь по строительству и новым строительным технологиям
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — accretion, adding, (богатства) aggrandizement, augmentation, expansion, gain, increase, increment, raise, spread, swelling, widening
    Русско-Английский экономический словарь
  • МОЩНОСТИ — facility
    Русско-Английский экономический словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — с. 1. increase, extension, growth, expansion, rise;

    вкладов expansion of deposits;

    выставочной площади extension of space;

    до . increase to …
    Русско-Английский словарь — QD

  • УВЕЛИЧЕНИЕ — I см. тж. в порядке увеличения ; выигрыш ; повышение ; при увеличении ; приводить к увеличению • The greater …
    Русско-Английский научно-технический словарь переводчика
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — с. increase; increment; amplification; boost увеличение передаточного числа трансмиссии — gearing-down — увеличение нагрузки
    Русско-Aнглийский автомобильный словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — increment
    Русско-Английский толковый словарь терминов и сокращений по ВТ, Интернету и программированию
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — n increase
    Russian-English WinCept Glass dictionary
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — ср. 1) increase (прирост) augmentation (расширение) extension, expansion увеличение посевной площади – extension of land under crops увеличение численного состава …
    Большой Русско-Английский словарь
  • МОЩНОСТИ — сущ. facility
    Большой Русско-Английский словарь
  • УВЕЛИЧЕНИЕ — увеличение g-g increase
    Русско-Английский словарь Сократ
  • THROTTLE — 1. сущ.; тех. дроссель 2. гл. 1) душить 2) задыхаться, дышать с трудом 3) сдавливать, сжимать 4) прерывать 5) тех. …
    Большой Англо-Русский словарь
  • RISE — 1. сущ. 1) а) повышение, возвышение, подъем a rise in the road ≈ участок подъема на дороге б) возвышенность, холм …
    Большой Англо-Русский словарь
  • POWER TAKE-OFF — отбор мощности (техническое) отбор мощности (техническое) вал отбора мощности
    Большой Англо-Русский словарь
  • POWER FLOW — поток мощности; переток мощности; потокораспределение мощности
    Большой Англо-Русский словарь
  • OVERKILL — 1. сущ. 1) применение оружия избыточной мощности (особенно ядерное) 2) выход за пределы допустимого, избыточность propaganda overkill ≈ засилие пропаганды …
    Большой Англо-Русский словарь
  • INCREMENT — сущ. 1) а) возрастание, расширение, увеличение an increment in salary ≈ увеличение зарплаты daily increments to our knowledge ≈ ежедневное …
    Большой Англо-Русский словарь
  • INCREASE — 1. сущ. 1) возрастание, рост; прибавление, прирост, размножение, разрастание, расширение, увеличение a considerable, large, sharp, sizable, substantial increase ≈ значительный …
    Большой Англо-Русский словарь
  • GROWTH
    Большой Англо-Русский словарь
  • CAPACITY — 1. сущ. 1) вместимость, емкость (любая, напр., конденсатора); объем (в частности, суммарный объем цилиндров в двигателе внутреннего сгорания) storage capacity …
    Большой Англо-Русский словарь
  • POWER LOSS — 1) снижение мощности; потери мощности 2) затухание по мощности
    Большой Англо-Русский политехнический словарь
  • POWER FLOW — поток мощности; переток мощности; потокораспределение мощности
    Большой Англо-Русский политехнический словарь
  • POWER LOSS — 1) снижение мощности; потери мощности 2) затухание по мощности
    Большой Англо-Русский политехнический словарь — РУССО
  • ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В случае изменяющихся во времени сигналов переменного тока обычно требуется измерять некоторые их характеристики, связанные с мгновенными значениями …
    Русский словарь Colier
  • ТРАНЗИСТОР — ТРАНЗИСТОР Выше мы рассматривали транзисторы главным образом в теоретическом плане. Рассмотрим теперь некоторые основные технологии. Точечные транзисторы. Первым прибором, позволившим …
    Русский словарь Colier
  • ТРАНСФОРМАТОР — не имеющее подвижных частей электромагнитное устройство, служащее для передачи посредством магнитного поля электрической энергии из одной цепи переменного тока в …
    Русский словарь Colier
  • СУДОВЫЕ — СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ Пар — традиционный источник энергии для движения судов. Пар получают при сжигании топлива в водотрубных …
    Русский словарь Colier
  • ОПТИЧЕСКИЕ — устройства, в которых излучение какой-либо области спектра (ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной) преобразуется (пропускается, отражается, преломляется, поляризуется). Отдавая дань исторической традиции, оптическими …
    Русский словарь Colier
  • МАЯК — сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает …
    Русский словарь Colier
  • ЗВУКА — ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ Запись и воспроизведение звука — это область, в которой наука сочетается с искусством (звукорежиссера). Здесь есть …
    Русский словарь Colier
  • ГИДРОЭНЕРГЕТИКА — ГИДРОЭНЕРГЕТИКА Немногие ГЭС все время работают на полной мощности. Иногда это невозможно из-за нехватки воды, а иногда лишено смысла из-за …
    Русский словарь Colier
  • ЯДЕР — ЯДЕР ДЕЛЕНИЕ Возможность самоподдерживающейся цепной реакции в ядерном реакторе зависит от того, какова утечка нейтронов из реактора. Нейтроны, возникающие в …
    Русский словарь Colier
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ — графические изображения и элементы многочисленных и разнообразных приборов и устройств электроники, автоматики, радио- и вычислительной техники. Проектирование и разработка базовых …
    Русский словарь Colier
  • ЭЛЕКТРОННАЯ — промышленность, производящая электронные компоненты, такие, как транзисторы, интегральные микросхемы и электровакуумные приборы, а также изделия и оборудование, содержащие эти компоненты. …
    Русский словарь Colier
  • ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ Гидроэлектростанции. Около 23% электроэнергии во всем мире вырабатывают ГЭС. Они преобразуют кинетическую энергию падающей воды в механическую энергию …
    Русский словарь Colier
  • СВЕРХВЫСОКИХ — СВЕРХВЫСОКИХ ЧАСТОТ ДИАПАЗОН Быстрый прогресс в области СВЧ-техники в значительной мере связан с изобретением специальных электровакуумных приборов — магнетрона и …
    Русский словарь Colier
  • МИКРОСКОП — оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом. Микроскопы бывают простые и …
    Русский словарь Colier
  • ЖЕЛЕЗНАЯ — ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА Железнодорожный локомотив — это самоходный экипаж, предназначенный для перемещения по рельсовому пути состава из пассажирских или грузовых вагонов. …
    Русский словарь Colier
  • АНТЕННА — АНТЕННА Телевизионные передающие антенны. От телевизионной (или ЧМ) передающей антенны обычно требуется, чтобы она давала равномерно распределенное (ненаправленное) излучение в …
    Русский словарь Colier
  • ACCRETION — сущ. 1) общ. разрастание, прирост, увеличение (как процесс и как результат) accretion of power — приращение власти 2) прирост, увеличение а) учет (увеличение стоимости …
    Новый Англо-Русский толковый словарь по финансовым рынкам
  • ВАЛ — м. shaft; spindle; roll; arbor вал, воспринимающий осевую нагрузку — thrust shaft карданный вал из композитных материалов — composite propeller shaft вал привода дополнительных …
    Русско-Aнглийский автомобильный словарь
  • ACCRETION — сущ. 1) общ. разрастание, прирост, увеличение (как процесс и как результат) accretion of power — приращение власти 2) прирост, увеличение а) учет (увеличение стоимости …
    Новый Англо-Русский толковый словарь по финансовому менеджменту
  • ACCRETION — сущ. 1) общ. разрастание, прирост, увеличение (как процесс и как результат) accretion of power — приращение власти 2) прирост, увеличение а) учет (увеличение стоимости …
    Англо-Русский словарь бухгалтерского учета и аудита
  • POWER CONTROL LEVEL — контрольный уровень мощности. Пиковый уровень мощности (меньший или равный максимальной мощности, соответствующей данному классу мощности), который может выдать MS по …
    Англо-Русский словарь терминов GSM
  • PA — 1. Primary Access — первичный доступ (ISDN). Изначально: 1,984 Мбит/с (30B+D) для Европы и 1,536 Мбит/с (24B+D) для США. (Используется …
    Англо-Русский словарь терминов GSM
  • RISE — 1. сущ. 1) а) повышение, возвышение, подъем a rise in the road ≈ участок подъема на дороге б) возвышенность, холм …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • OVERKILL — 1. сущ. 1) применение оружия избыточной мощности (особенно ядерное) 2) выход за пределы допустимого, избыточность propaganda overkill ≈ засилие пропаганды …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • INCREASE — 1. сущ. 1) возрастание, рост; прибавление, прирост, размножение, разрастание, расширение, увеличение a considerable, large, sharp, sizable, substantial increase ≈ значительный …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • GROWTH
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • CAPACITY — 1. сущ. 1) вместимость, емкость (любая, напр., конденсатора); объем (в частности, суммарный объем цилиндров в двигателе внутреннего сгорания) storage capacity …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • Читайте также:  Две электрические лампочки мощность которых

    Источник

    

    увеличение мощности

    1 увеличение мощности

    увеличение мощности
    (напр. энергоустановки)
    [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

    Тематики

    2 увеличение мощности

    3 увеличение мощности

    4 увеличение мощности

    5 увеличение мощности

    6 увеличение коэффициента мощности

    Тематики

    7 увеличение единичной мощности

    увеличение единичной мощности
    (напр. котла, энергоблока)
    [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

    Тематики

    8 увеличение производственной мощности

    9 увеличение коэффициента мощности

    10 увеличение коэффициента мощности

    11 увеличение производственной мощности

    См. также в других словарях:

    увеличение мощности — (напр. энергоустановки) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power augmentation … Справочник технического переводчика

    увеличение мощности пласта — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN expansion … Справочник технического переводчика

    увеличение мощности лазерного излучения — lazerio spinduliuotės galios didinimas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. laser beam power enhancement; laser beam power multiplication vok. Laserbündelleistungsvervielfachung, f rus. увеличение мощности лазерного излучения, n… … Radioelektronikos terminų žodynas

    мгновенное увеличение мощности — подхват нагрузки — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы подхват нагрузки EN moment high power effort … Справочник технического переводчика

    резкое увеличение мощности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power excursion … Справочник технического переводчика

    увеличение коэффициента мощности — [Интент] Тематики компенсация реактивной мощности EN improvement of Power Factor … Справочник технического переводчика

    увеличение — Умножение, удвоение, усиление, возвышение, накопление, нарастание. Ср. умножение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. увеличение подъём, прирост, выигрыш, взлет, подъём,… … Словарь синонимов

    увеличение единичной мощности — (напр. котла, энергоблока) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN scale up … Справочник технического переводчика

    увеличение единичной мощности с приращениями на основе адекватных проектных проработок — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN scale up in well controlled increments … Справочник технического переводчика

    МОЩНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТ — отношение активной мощности электрич. цепи к полной мощности. В цепях синусоидального тока равен cos ф (ф сдвиг по фазе между напряжением и силой тока); cosф = r/z, где r активное сопротивление цепи, z сопротивление полное цепи. Активная мощность … Большой энциклопедический политехнический словарь

    автоматическое регулирование мощности передатчика — Метод, при котором выходная мощность радиопередатчика автоматически изменяется в соответствии с условиями на трассе. В нормальных условиях на трассе АРМП поддерживает выходную мощность передатчика на пониженном уровне. Замирание радиосигнала… … Справочник технического переводчика

    Источник

    Происхождение лошадок: как правильно форсировать атмосферный мотор

    Сколько в вашем моторе сил? А какой у него рабочий объем? Если бы все автовладельцы России честно ответили на вопрос, то получилось бы в среднем что-то около 1,6-1,8 литра рабочего объема и 110-120 лошадиных сил. И почти каждый, у кого мощность примерно «средняя», мечтает ее увеличить до… А тут сколько хватает куража и фантазии. Вот в Формуле 1 с такого же объема «снимают» минимум 600 л. с., а Mercedes в прошедшем сезоне говорил об отдаче гибридной силовой установки в 900 л. с. Сколько из них приходится на сам ДВС, не сообщается, но вряд ли меньше 750. А чем вообще отличается форсированный мотор от «обычного», что позволяет ему быть настолько мощнее? В этой части сфокусируемся на атмосферных моторах.

    Два слова о мощности

    В таком вопросе нельзя без щепотки теории, поэтому позвольте пару слов о природе мощности, чтобы смысл всяких «железных» доработок был понятнее. Подробно на этом вопросе я останавливался в одном из прошлых материалов, а тут лишь обозначу коротко по сути. Мощность для любого двигателя внутреннего сгорания может быть выражена как крутящий момент, умноженный на обороты, с коэффициентом.

    Читайте также:  Определить мощность по диаметру проволоки

    Не волнуйтесь, на выходе это все та же работа в единицу времени, просто так куда удобнее оперировать цифрами из технических характеристик машины.

    Поэтому очевидно: для увеличения мощности нужно увеличивать крутящий момент и обороты. Ну или один из этих параметров.

    На словах задача выглядит просто. Казалось бы, какая разница, 5 тысяч оборотов или 8? На практике зависимость нагрузок на цилиндропоршневую группу от оборотов – квадратичная. Если по-простому, то безоглядно поднимать рабочие обороты нельзя – мотор быстро получит необратимые механические повреждения. Поэтому нужно либо «затачивать» мотор под высокие обороты, либо все-таки идти путем увеличения крутящего момента.

    Чуть о природе крутящего момента

    С ним тоже не так все просто. При поднятии момента нагрузка на поршневую группу растет уже не квадратично, а линейно, но увеличивается нагрузка иначе. Сильнее нагружаются коленчатый вал, шатуны, поршневые пальцы и сам блок цилиндров.

    Ну хорошо, будем увеличивать момент осторожно. А что для этого надо сделать? «Вогнать» в мотор больше воздуха для окисления большего количества топлива. Как известно, для сжигания одного килограмма бензина нужно 14,7-15 килограммов воздуха. В пересчете на литры это выглядит куда внушительнее: 1,4 литра бензина против 12 кубометров, или же 12 тысяч литров воздуха. Поэтому-то, как вы понимаете, не так сложно подать в мотор нужное количество бензина, как обеспечить его воздухом.

    Поэтому крутящий момент будет зависеть от количества воздуха, подаваемого в цилиндр за такт, а мощность – от того, сколько мотор может переварить в единицу времени.

    Выводы напрашиваются сами собой: для форсировки нужно либо увеличивать рабочий объем, либо применить наддув!

    Крутящий момент и объем

    Так уж получилось, что в отношении почти любого атмосферного двигателя действует эмпирическое правило: 85-100 ньютон-метров приходятся на 1 литр рабочего объема. Моторчик объемом 1,6 литра будет иметь 140-160 Нм, двухлитровый – 180-200. Это фактический предел.

    Правило это довольно универсальное и применимое к моторам как давним, так и совсем новым. Мощным и совсем слабеньким. Разве что совсем старые моторы отклоняются от него. Вот МеМЗ-968, мотор от Запорожца, его рабочий объем 1,2 литра, момент – 80 Нм. Но при этом ВАЗ-2101 – те же 1,2 литра, но уже 87 Нм. И это старые карбюраторные двигатели с совершенно ужасными по современным меркам характеристиками системы питания и зажигания!

    У современного моторчика Skoda Fabia 1,2 выдает уже 112 Нм. Тойотовский 1ZZ-FE на 1,8 литра объема выдает 171 Нм, а куда более мощный 2ZZ-GE – всего 180 Нм. Мерседесовский М111 2,3 литра выдает 220 Нм, а куда более новый и мощный М272 3,0 – ровно 300 Нм. Экстремально форсированный Honda K20A 2,0 имеет момент 215 Нм – чуть лучше «среднего». Ну и так далее.

    Кстати, даже формульные атмосферные моторы 2,4 имели момент в пределах 260 Нм. При оборотах за 18 тысяч этого хватало для получения очень высокой мощности.

    Причина столь малого разброса в «форсировании по моменту» именно в том, что он зависит от степени наполнения, площади поршня и хода поршня. Степень наполнения ограничена атмосферным давлением и еще немного можно выжать за счет хорошо проработанной системы впуска. Поэтому сильно поднять крутящий момент без увеличения рабочего объема не только нельзя, этого попросту не нужно.

    Вот моторы с турбонаддувом делают, что хотят. Хотите 250 Нм с мотора 1,4? Пожалуйста, двигатель 1,4 TSI EA111 на Skoda Octavia это может. На Fabia RS тот же мотор мощнее, но момент такой же. А на Мерседесах мотор M274 2,0 DE20 AL может иметь как 350 Нм, так и 370. В общем, любые варианты возможны. Турбина наддует столько, сколько выдержит механическая часть мотора.

    На фото: двигатель M274, мощность: 245 л.с., крутящий момент: 370 Н*м при 1 300-4 000 об/мин

    Главный вывод, который нужно сделать: без наддува нет момента. Даже самые серьезные изменения дадут лишь небольшой прирост. И то в основном на высоких оборотах.

    Про форсировку турбомоторов я подробно расскажу в следующей статье. Но если вы противник турбин и все же решились «допилить» свой атмосферный мотор, двинемся дальше. Что такого происходит с мотором, что с атмосферного 1,6 какой-нибудь Fiesta получают 180-220 лошадиных сил без всякого наддува, а мощность скромных двухлитровых с турбонаддувом переваливает за 400 или даже 800 сил? И что придется поменять в вашем совершенно обычном двигателе, чтобы он выдавал хотя бы 180-200 «лошадей»? Глобально вроде бы все понятно: либо «дуть» во имя момента, либо «крутить» во имя оборотов. А что придется менять в конструкции для достижения фантастических результатов?

    Работы по «железу»

    Даже если мотор остается атмосферным, хлопот немало. Увеличение рабочих оборотов – дело сложное и затратное. В первую очередь заботятся о том, чтобы поршневая группа вообще выдержала нагрузки. Улучшения идут в двух направлениях: увеличивают прочность и вместе с тем снижают массу поршневой группы.

    Нам необходимы: кованый коленчатый вал, кованые Н-образные шатуны, Т-образные поршни пониженной высоты, особо прочные болты шатунов. Ну а более производительный маслонасос позволит снизить потери и обеспечить приемлемую прочность. У особенно форсированных двигателей для гонок поршень может остаться всего с двумя поршневыми кольцами для снижения массы, а для снижения потерь на трение их делают минимальной толщины.

    Если в ваших планах – обороты свыше 10 тысяч в минуту, шатуны придется делать из титановых сплавов, хотя это не самый лучший материал для деталей двигателя. Несмотря на высокую прочность, его сплавы слишком пластичны, а в ДВС точность изготовления идет на микроны. Очень высокая нагрузка приходится на нижнюю головку шатуна, и потому требования к их шпилькам или болтам очень высоки, и тюнинговые детали стоят крайне дорого именно по этой причине.

    Конечно, новой поршневой группой изменения не ограничиваются. Требования к механизму ГРМ тоже растут. С ростом оборотов должна возрастать упругость клапанных пружин, чтобы они успевали возвращать тарелки в закрытое положение. Тут нужно снижать массу клапанов, а заодно и их возможности по теплоотдаче. К тому же с более агрессивными распределительными валами скорость открытия и закрытия клапанов увеличивается, и растет нагрузка на все компоненты механизма. В общем, клапаны обычно заменяют на облегченные и особо прочные. Титановые детали изредка применяют и тут, но чаще в ход идут высокопрочная сталь и металлокерамика.

    Читайте также:  Измерение электрической мощности электрическая схема

    Ну а дальше вопрос в настройке резонансных явлений на впуске и выпуске мотора с помощью впускного коллектора, выпуска и распредвалов. Разумеется, расширяют «узкие места» в виде дросселя, а то и переходят на многодроссельный впуск, с отдельной заслонкой для каждого цилиндра.

    Если действовать по уму, то оптимизации обычно требует также форма каналов в ГБЦ и остальных местах впускного тракта. Для этого мотор «продувают» и ищут точки потери давления – места с повышенным сопротивлением течению воздуха. Процессы доработки впуска на практике ничуть не проще доработки поршневой группы мотора, а при «легком» тюнинге и вовсе съедают основную долю бюджета доработок.

    Вот, например, мотор Opel C20XE. Двигатель дорабатывался специалистами Lotus и является типичным примером «двигателя для омологации» – мотора, изначально подготовленного к переделкам самим производителем. Не зря его использовали в WTCC команды Opel, а затем Chevrolet и Lada добрых полтора десятка лет. Его конструкция неплохо переносит форсирование, и потому список необходимых изменений выглядит достаточно скромным.

    С мотором изначально менее «прочным» бюджет был бы выше, причем в разы. Стоковый C20XE имеет объем 2,0 литра и мощность 150 л. с. Английские компании набрали большой опыт по подготовке этого двигателя к различным гонкам и существуют так называемые «киты», которые можно купить и установить на свой мотор. Разумеется, двигатель должен быть идеально собран и не иметь значительного износа. Для примера воспользуемся продуктами компании Qedmotorsport.

    Любой комплект доработок включает в себя впускной коллектор с индивидуальными дросселями на каждый цилиндр диаметром 45 мм, новый регулятор давления топлива, топливную рампу, новую систему управления двигателем (ECU), двухступенчатый ограничитель максимальных оборотов и поставляется в сборе с комплектом проводки. Система омологирована для применения в автоспорте.

    Минимальный уровень доработок гарантирует мощность 190-200 л. с. при установке распределительных валов с большой высотой кулачков и более крепких болтов шатунов. Цена такого комплекта – 1 800 фунтов. Небюджетно, зато все рассчитано не в гараже на коленке, а профессионалами.

    Хотите больше? Набор доработок C20XE до 210 л. с. включает в себя замену поршней для работы на более высоких оборотах, разрезные шестерни ГРМ для тонкой настройки фаз и еще более «агрессивные» распределительные валы. Цена такого комплекта уже 2 300 фунтов.

    Для получения еще 10 л.с. сверху, с пределом мощности 215-220 л.с., комплект получает новые распредвалы, предназначенные для работы без гидрокомпенсаторов, новые толкатели, новые клапанные пружины. Цена такого комплекта уже 2 550 фунтов.

    Топовый комплект, с максимальной мощностью до 245 л.с., включает в себя тот же набор, что и предыдущий, но настроенный на более высокие обороты и нагрузку. Цена – 2 750 фунтов. Готовый же двигатель с сертификатом стенда на 240-260 л.с. имеет цену порядка 3 500-5 000 фунтов, в зависимости от производителя.

    Максимальный уровень мощности, который имели заводские гоночные команды с таким мотором, – порядка 280-320 лошадиных сил при неограниченном бюджете.

    Другой пример – очень популярный на раллийных Fiesta и Focus мотор 2,0 Duratec. Те же 2 литра и 150 л.с., но более современная конструкция. Для примера возьмем английские доработки Omex Technology Systems.

    Мотор с комплектом доработок до мощности в 180 л.с. стоит 5 995 фунтов без учета налога с продаж. В комплект входит новый впускной коллектор с индивидуальными впускными патрубками и дроссельными заслонками, система управления, «злые» распределительные валы, усиленные болты шатунов и выпускная система. Максимальные обороты – 7 800 в минуту, максимальная мощность достигается при 6 500.

    Мотор с комплектом доработок до 200 л. с. включает в себя уже доработки ГБЦ и камер сгорания. Цена такого мотора – 6 895 фунтов без учета налогов. Максимальная мощность достигается при 7 000 оборотов.

    Максимальный уровень доработки до мощности 260 сил – это кованые поршни для высочайших нагрузок, Н-образные кованые шатуны, более эластичные пружины клапанов и комплект облегчения ГРМ, более производительные форсунки и другие доработки. Максимальные обороты 8 700, максимальная мощность при 8 500 оборотах. Цена такого двигателя уже 11 595 фунтов.

    В общем, как видите, правильный «атмосферный тюнинг» – это довольно дорого, сложно, а отдача на выходе не то чтобы ошеломляющая.

    Эффект

    Даже при небольшом увеличении максимальных оборотов можно существенно прибавить в мощности, если уменьшить падение крутящего момента или даже чуть увеличить его на максимальной скорости вращения.

    При сохранении величины крутящего момента за счет его переноса в зону более высоких оборотов можно получить рост мощности на 30-40%. Фактически именно перестройка впуска является залогом высокой мощности атмосферного двигателя, а ограничением здесь выступают возможности поршневой группы.

    Предел конструкции

    Чем выше степень форсирования атмосферного мотора, тем больше усилий нужно прилагать. Обороты до 7 тысяч не требуют особых усилий, если максимум стокового мотора был на уровне 6 тысяч.

    Каждая тысяча оборотов сверх дается дорогой ценой. Все элементы должны становиться легче и прочнее, а это не просто сложно, а очень сложно сочетать. Уже 10 тысяч оборотов для стандартной поршневой группы типичного «квадратного» мотора – недостижимая мечта. Большая часть сильно форсированных двигателей ограничивается оборотами 8 500-9 000 в минуту. Конструкции с особо коротким ходом поршня могут попытаться получить и более высокие обороты. Скажем, малоразмерные мотоциклетные моторы вполне неплохо себя чувствуют на оборотах за 13 тысяч, но форсировать до такой степени «гражданский» автомобильный мотор нереально.

    Все ухищрения бесполезны, потери в поршневой группе возрастают слишком быстро. И даже серьезные переделки механизма ГРМ для повышения КПД уже не помогут, хотя для мотоциклетных и гоночных короткоходных есть еще пути. Скажем, есть такая штука как десмодромный клапанный механизм, где не используются пружины – они выдерживают экстремально высокие обороты. Но это дорого и неоправданно – сейчас такой механизм используют только на мотоциклах Ducati, и в основном ради имиджа. А на машинах формулы использовали «пневмопружины» клапанов, позволяющие «играть» упругостью в широких пределах.

    Словом, еще раз повторю уже сказанное выше. Серьезно поднять мощность мотора без применения того или иного наддува невозможно. О «наддувном тюнинге» я расскажу во второй части рассказа о форсировке.

    Источник