Меню

Вл ультравысокого класса напряжений

Как определить напряжение ЛЭП?

Большинство обывателей никогда не задумывается об окружающих их линиях электропередач. Чаще всего такое отношение обуславливается отсутствием практического использования этого знания в быту, однако в некоторых ситуациях такая осведомленность может обезопасить от поражения электрическим током и даже спасти жизнь. Поэтому далее мы рассмотрим, как определить напряжение ЛЭП посредством доступных вам факторов.

Классификация ВЛ

Специалисты в области электротехники прекрасно ориентируются не только в обслуживаемых электроустановках, но и в мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении работ и нахождении в непосредственной близи от трасы ВЛ. Однако если вам чужды понятия электробезопасности в части эксплуатации электроустановок, то все попытки порыбачить под опорами ВЛ или произвести какие-либо погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне могут закончиться плачевно.

Именно для предотвращения поражения электрическим током все ваши действия должны производиться в безопасной зоне. Чтобы определить это пространство или зону ЛЭП, вы должны иметь хотя бы элементарные представления о существующих разновидностях.

Все ЛЭП можно разделить по нескольким категориям в зависимости от величины номинального напряжения:

  • Низковольтные – это ЛЭП, используемые для питания напряжение до 1 кВ, чаще всего на 0,23 и 0,4 кВ;
  • Среднего напряжения – номиналом в 6 и 10 кВ, как правило, применяются в распределительных сетях для питания объектов на расстоянии до 10 км, на 35 кВ для питания поселков, передачи электроэнергии между ними;
  • Высоковольтные – это ЛЭП электрических сетей между городами, подстанциями на 110, 154, 220 кВ;
  • Сверхвысокие – в них напряжение передается на большие расстояния с номиналом 330 и 500 кВ;
  • Ультравысокие – используются для питания от электростанции до распределительных узлов, передают напряжение номиналом в 750 или 1150 кВ.

В целях безопасности для каждого из типа линий предусмотрено расстояние вдоль воздушных ЛЭП, как на постоянной основе, так и при выполнении каких-либо работ. Эти величины регламентированы п.1.3.3 «Правил Охраны Труда При Работе В Электроустановках«, которые приведены в таблице ниже:

Таблица: допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением

Таблица допустимые расстояния до токоведущих частей

Виктор Коротун / Заметки Электрика

Соблюдение вышеперечисленных минимальных расстояний обязательно, так как их несоблюдение приведет к пробою воздушного промежутка . Также существует охранная зона высоковольтных ЛЭП, в которой запрещается строительство домов, размещение технических средств и постоянное нахождение человека.

Определение напряжения ЛЭП

Разумеется, что кабельные линии электропередач в большинстве своем скрыты, да и находящиеся на открытом воздухе далеко не всегда можно различить визуально.

А вот воздушные линии можно определить по:

Буквенная маркировка на опоре

  • Типу применяемых в ЛЭП опор;
  • Внешнему виду и числу изоляторов;
  • Проводам;
  • Размеру охранной зоны;
  • Буквенной маркировке на опорах (Т – 35кВ, С – 110кВ, Д – 220кВ).

Буквенная маркировка на опоре

Поэтому далее рассмотрим систему определения величины напряжения ЛЭП по основным визуальным критериям.

По количеству проводов

В зависимости от числа проводов все ЛЭП подразделяются таким образом:

  • На напряжение 0,23 и 0,4кВ число проводов будет составлять 2 и 4 соответственно, в некоторых случаях присутствует еще один провод заземления;
  • Для напряжения ВЛ 6 – 10кВ используются 3 провода;
  • В линиях от 35 до 220кВ один провод для каждой фазы, помимо них могут монтироваться провода грозозащиты. Нередко на опорах ЛЭП устанавливаются сразу две линии то есть 6 проводов.
  • При напряжении 330кВ и выше фаза выполняется не одним, а несколькими проводами, уже применяется расщепление фазных проводов для минимизации потерь.
Читайте также:  Типы напряжений сопротивление материалов

По внешнему виду опор

Помимо этого, многое можно сказать о напряжении в ЛЭП по виду установленных опор. Как указано в таблице выше, каждый номинал напряжения имеет допустимое минимальное безопасное расстояние. Поэтому, чем он больше, тем выше располагаются провода. Соответственно, габариты и конструкция опоры должна обеспечивать допустимые расстояния в стреле провеса.

Сегодня опоры подразделяются по материалу, из которого они изготовлены:

  • деревянные;
  • металлические;
  • железобетонные.

По конструктивному исполнению встречаются:

  • стойки;
  • мачтовые;
  • портальные.

Внешнему виду и числу изоляторов

Чем выше напряжение в ЛЭП, тем большей электрической прочностью должны обладать изоляторы. Соответственно сопротивление электрическому току повышается за счет увеличения длины пути тока утечки, чем выше напряжение, тем больше сам изолятор, тем больше ребер расположено на рубашке, помимо этого ребра могут усиливаться несколькими кольцами. Еще одним приемом для повышения диэлектрической устойчивости ЛЭП по отношению к опоре является сборка из нескольких последовательно включенных изоляторов – гирлянда ВЛ.

Чем больше гирлянды изоляторов, тем выше разность потенциалов они могут выдержать, однако не стоит путать с параллельно собранными изоляторами, они предназначены для повышения надежности в местах прохода ЛЭП над дорогами, другими линиями, коммуникациями и сооружениями.

Фото примеры внешнего вида

Чтобы сопоставить изложенную выше информацию с ее практической реализацией следует разобрать особенности каждого класса напряжения. Для лучшего понимания, как неискушенному обывателю с первого взгляда определить величину напряжения в ЛЭП, рассмотрим наиболее распространенные примеры.

ВЛ-0.4 кВ

Это линии минимального напряжения, передающие питание к бытовым нагрузкам, опоры выполнены железобетонными или деревянными конструкциями. Изоляторы, как правило, штыревые из фарфора или стекла по одному на каждой консоли, число проводов 2 или 4, размеры охранной зоны составляют 10м.

ВЛ-0,4кВ

ВЛ-0,4кВ

ВЛ-10 кВ

Эти линии не сильно отличаются от низкого напряжения, как правило, имеют 3 провода, также располагаются на железобетонных стойках, значительно реже на деревянных. Охранная зона для ЛЭП 6, 10кВ составляет также 10м, изоляторы немного больше, имеют более ярко выраженную юбку и ребра.

ВЛ-10кВ

ВЛ-10кВ

ВЛ-35 кВ

Линии переменного тока на 35кВ устанавливаются на металлические или железобетонные конструкции, оснащаются крупными изоляторами штыревого или подвесного типа (гирлянда от 3 до 5 штук). Могут иметь разделение на несколько линий – три или шесть проводов на опоре, охранная зона составляет 15м.

ВЛ-35кВ

ВЛ-35кВ

ВЛ-110 кВ

Конструкция опоры для ЛЭП 110кВ идентична предыдущей, но для подвешивания проводов применяется гирлянда из 6 – 9 изоляторов. Охранная зона составляет 20м.

ВЛ-110кВ

ВЛ-110кВ

ВЛ-220 кВ

Для каждой фазы ЛЭП выделяется только один провод, но он значительно толще, чем при напряжении 110кВ, допустимое приближение не менее 25м. В гирлянде чаще всего 10 или 14 изоляторов, но в некоторых ситуациях встречаются конструкции из двух гирлянд по 20 единиц.

ВЛ-220кВ

ВЛ-220кВ

ВЛ-330 кВ

ЛЭП с напряжением 330кВ для передачи допустимой мощности уже используют расщепление, поэтому в каждой фазе присутствует два провода. В гирлянде от 16 до 20 изоляторов, охранная зона составляет 30м.

Читайте также:  Как измерить напряжение линейного выхода

ВЛ-330кВ

ВЛ-330кВ

ВЛ-500 кВ

Такие ЛЭП сверхвысокого напряжения имеют расщепление на 3 провода для каждой фазы, в гирляндах устанавливается более 20 единиц. Охранная зона также 30м.

ВЛ-500кВ

ВЛ-500кВ

ВЛ-750 кВ

Здесь применяются исключительно металлические опоры, в каждой фазе используется от 4 до 5 расщепленных жил в форме квадрата или пятиугольника. Изоляторов также более 20, а допустимое приближение ограничено территорией в 40 м.

ВЛ-750кВ

ВЛ-750кВ

ВЛ-1150 кВ

Такая ЛЭП редко встречается, но в ее фазах расщепление состоит из 8 жил, расположенных по кругу. Гирлянды содержат около 50 изоляторов, а охранная зона составляет 55 м.

ВЛ-1150кВ

ВЛ-1150кВ

Видео по теме

Источник



Линии электропередач сверхвысокого напряжения: конструктивные особенности

ВЛ-220 переход через рекуОдной из отличительных особенностей линий электропередач сверхвысокого напряжения являются их увеличенные габариты: визуально заметны большие расстояния между фазными проводами, фазными проводами и землей, и большая длина изоляционных гирлянд.

Длина гирлянд изоляторов определяется только величиной рабочего напряжения, внутренние или внешние перенапряжения, как в сетях 110 кВ, в расчет не принимаются. Количество изоляторов в гирлянде определяется, как отношение рабочего напряжения к длине пути утечки единичного изолятора.

Величина пути утечки изолятора определяется материалом, из которого изготовлен изолятор, и его формой, а удельная длина пути утечки находится в пределах 1,3-1,35 см/кВ. Исходя из опыта эксплуатации для ВЛ-500 кВ, количество изоляторов в гирлянде составляет 25 шт; 750 кВ – 45 шт, а в районах с повышенным уровнем загрязнения их количество может быть увеличено до 70 шт.

Длинные подвесные гирлянды, поддерживающие фазные провода, подвержены раскачиванию при ветровых нагрузках, этот фактор обязательно учитывается при проектировании габаритов опор.

Опоры для линий сверхвысокого напряжения изготавливаются из железобетона или металлических ферм, также встречаются комбинированные опоры с железобетонными стойками и металлическими траверсами. Все многообразие опор для линий СВН может быть разделено на три группы: одностоечные, двухстоечные (портальные), и многостоечные.

Портальная опора ВЛ-500Для линий 500 кВ и выше, в качестве промежуточных, в основном применяются портальные опоры с горизонтальным расположением фазных проводов, высотой траверсы 27 м и расстоянием между проводами 12 м. Их крепление выполняется с помощью оттяжек.

Линии 500 кВ и выше выполняются только одноцепными, а вот линии 330 кВ могут быть и двухцепные, в этом случае применяются металлические свободностоящие (то есть без оттяжек) опоры. Одноцепные ВЛ-330 кВ как правило, выполняются на железобетонных опорах.

Для ВЛ-750 кВ могут применяться портальные опоры с оттяжками и V-образные опоры на оттяжках. Для линий 1150 кВ применяются V-образные типа ПОГ-1150. Ярким примером такой линии является транзит Урал – Сибирь: ПС-1150 Челябинская – Кустанайская – Кокчетавская – Экибастузская – Барнаул.

На сегодняшний день этот транзит работает в режиме 500 кВ, на полное напряжение эта линия работала не более полугода, в конце 90х годов. Весь транзит выполнен промежуточными опорами типа ПОГ-1150. Такие опоры выполнены из металлических ферм и представляют собой латинскую букву V. Их траверса находится на высоте 40 м от земли.

ПОГ-1150Устанавливается опора на округлый подпятник и удерживается в вертикальном положении только оттяжками. Применение шарнирного крепления позволяет опорам выдерживать такие боковые усилия, которые при жесткой сварной конструкции были бы недопустимы.

Читайте также:  Как правильно соединить провода между собой под напряжением

Необходимость применения подобной конструкции обусловлена большим весом проводов, длиной пролетов между опорами (порядка 400 м), расщепленными фазами, имеющими по 8 проводов в фазе, создающих большую парусность.

Внушительные габариты опор сверхвысокого напряжения, помимо требований повышенных изоляционных расстояний между фазными проводами и землей, должны уменьшить влияние высокой напряженности на живые организмы, находящиеся в пределах влияния ЛЭП.

В зависимости от класса напряжения линии, напряженность в зоне влияния может варьироваться от 5 до 25 кВ/м. Допустимым уровнем напряженности является 5 кВ/м, более высокие уровни наносят человеку непоправимый ущерб для здоровья. В этом случае на подстанциях применяют специальную биологическую защиту, в виде заземленных металлических экранов, а также применяются экранирующие костюмы.

Применение сверхвысоких уровней напряжения, для транспорта электроэнергии на далекие расстояния является крайне выгодным, однако и капиталовложения в строительство таких объектов довольно велики. Поэтому применение линий СВН должно быть рассчитано и оценено со всех сторон.

Источник

Вл ультравысокого класса напряжений

Ремонтные работы на ВЛ 1150 кВ Сибирь - Казахстан - Урал.jpg

В июне 2018 г. исполнилось 40 лет со дня начала реализации проекта «широтных ЛЭП» — строительства первых в мире линий электропередач ультравысокого напряжения.

В конце восьмидесятых годов советские энергетики первыми освоили новые классы напряжения – 1150 кВ переменного и 1500 кВ постоянного тока, названные ультравысокими.

Перспектива реализации подобных проектов открыла возможности быстро, с минимальными потерями «перебрасывать» электроэнергию и мощность на тысячи километров из «избыточных» регионов страны в «энергодефицитные». Стало реальным использовать с максимальной эффективностью для выработки электроэнергии дешевые угольные ресурсы Сибири и Казахстана.

Электропередачи ультравысокого напряжения советские энергетики планировали создать на базе отечественного электротехнического оборудования. На подмосковной подстанции Белый Раст и в городе Тольятти были построены испытательные комплексы опытно-промышленных установок для проверки новых видов оборудования электропередач ультравысоких классов напряжения.

Первым в мире «широтным» электропередачам предстояло связать воедино пять объединенных энергосистем Советского Союза – Сибири, Казахстана, Урала, Волги и Центра.

Электропередачу 1150 кВ Сибирь – Казахстан – Урал строили и вводили в эксплуатацию поэтапно. Первый её участок – 497-километровая линия Экибастуз – Кокчетав, был поставлен под напряжение в конце 1983 года. В апреле 1988 года была введена линия Кокчетав – Кустанай длиной 395 км с подстанцией 1150 кВ Кустанайская. Линия 1150 кВ Экибастуз – Барнаул протяженностью 697 км была введена в работу в марте 1988 года. Последний участок электропередачи 1150 кВ – линия Кустанай – Челябинск протяженностью 319 км с подстанцией Челябинская – был поставлен под напряжение в декабре 1988 года. Проект предусматривал продолжение линии в Поволжье и далее – в Рязанскую область, в район города Михайлов.

Одновременно с этим шло строительство линии передачи постоянного тока 1500 кВ Экибастуз – Центр. Всего было построено 1200 километров линии, выполнялось сооружение преобразовательных подстанций постоянного тока 1500 кВ «Экибастузская» и «Тамбовская».

Окончание строительства «широтных» электропередач 1150 и 1500 кВ планировалось в 1995 году. Однако, проект остался незавершенным.

Источник