Меню

Воля как регулятор поведения человека

Воля как регулятор поведения человека

Волевая регуляция поведения – это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями.

Воля обеспечивает преодоление трудностей, стоящих на пути к цели и является высшим уровнем произвольной регуляции деятельности. Это одна из форм отражения, которым выступает цель деятельности. Воля – это компонент психики, обеспечивающий выполнение побудительной и тормозной функций, взаимодополняющих друг друга:

  1. Побудительная функция направлена на преодоление препятствий и связана с активностью человека, она характеризуется произвольностью.
  2. Тормозная функциянаправлена на сдерживание человека от выполнения какого-либо поступка или действия.

default/handbook/article/relatedWorks.twig

Волевая регуляция характеризуется использованием волевых усилий и является частным видом произвольного управления, т.е. это механизмом самомобилизации. Её необходимость заключается в том, чтобы в поле сознания удерживать объект, над которым размышляет человек, и в течение длительного времени концентрировать на этом объекте внимание.

Все основные психические функции – воображение, восприятие, ощущение, память, мышление, речь, регулируются волей.

В основе суждений о наличии или отсутствии волевой регуляции у человека лежат достигнутые им результаты, которые показывают, что трудность была преодолена.

На бытовом языке волевая регуляция отождествляется с понятием «сила воли», что позволяет делить людей на волевых и безвольных.

Надо сказать, что психологи конкретное содержание волевой регуляции понимают по-разному:

  • Во-первых – «сила воли» как сила мотива, которая влияет на проявление волевого усилия, его степень. Силу воли подменяют силой мотива – если мне это очень надо, значит, я это сделаю. Сила воли, считает Ю.Ю. Палайма, это сила мотива и человек с сильной волей есть человек с сильной мотивацией поведения;
  • Во-вторых, включают в регуляцию эмоции, полагая, что они мобилизуют дополнительную энергию, однако волевое усилие подменять эмоциональной реакцией не совсем правильно. Дело в том, что и на фоне отрицательных эмоций волевые усилия тоже применяются, но только в данном случае они демобилизуют возможности человека, поэтому главным механизмом мобилизации энергии всё-таки выступает волевое усилие;
  • В- третьих, сила воли как самостоятельное волевое качество. Моральная составляющая воли относительно разных волевых качеств, неспецифична – один и тот же человек, встретившись с разными трудностями, будет вести себя по-разному;
  • В-четвертых, сила воли как общеличностный конструкт. Формирование воли человека происходит в социальной практике, его трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми и является переходом внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Механизмы волевой регуляции представляют собой сложные функциональные системы и в отдельных структурах мозга не локализуются. Однако центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий, поражение которых, как показывают клинические данные, вызывает патологическое безволие – абулию.

Структура волевой регуляции деятельности

Структурной единицей деятельности является действие. Действия могут быть перцептивными, умственными, мнемическими, практическими, причем, в каждом действии выделяется ориентировочная, исполнительная, контрольная части.

Структурной единицей действия является операция. Чтобы начать какую-либо деятельность человек сначала ориентируется в её условиях, знакомится с обстановкой для выработки плана будущих действий.

Определяется отношение между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации. Порядок достижения цели, система представлений о ней, необходимые средства называются ориентировочной основой деятельности, от содержания которой зависит её эффективность.

Осуществляя ту или иную деятельность, субъект находится во взаимодействии с предметным миром, в результате чего происходит преобразование предметной ситуации.

Операции, лежащие в структуре действия, определяются умениями и навыками субъекта деятельности.

Умение – это способ выполнения действий, освоенный субъектом, а навык – это способ совершения операций, приобретаемый при многократном повторении.

Специалисты выделяют перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки поведения. Перцептивные навыки означают одномоментное отражение комплекса признаков тех предметов, которые хорошо знакомы. Интеллектуальные навыки – это стереотипизированные способы решения задач, а двигательные – это система хорошо отработанных движений.

Навыки имеют различную степень обобщенности – широту охвата каких-либо ситуаций, гибкость, готовность к быстрой реализации.

Когда действия закрепляются в качестве навыков и становятся автоматизированными, то сознательная деятельность разгружается, и человек может её направить на решение других задач.

К навыкам относится большая часть повседневных действий человека, которые совершаются быстро и точно.

Выработанный навык ослабляет зрительный контроль над выполнением физического движения и заменяется мышечным контролем, например, опытная машинистка, при печатании текста не смотрит на клавиши.

Новые навыки формируются значительно легче по сравнению с переделыванием уже сформировавшихся.

Навыки имеют нейрофизиологическую основу – это динамический стереотип, т.е. система условно-рефлекторных ответов на определенные раздражители.

Волевые состояния и качества личности

Регуляция деятельности, если она сознательная, требует определенных волевых психических состояний – инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности и др.

Данные волевые состояния должны проявляться в течение всей деятельности, но, отдельные её этапы характеризуются тем, что волевые состояния приобретают ведущее значение, например, чтобы выбрать цель, необходима целеустремленность, а чтобы принять решение – важным будет состояние решительности.

С исполнением действий связано состояние настойчивости. Если волевые состояния рассматривать в той последовательности, которая соответствует структуре деятельности, то сначала надо сказать о состоянии инициативности. Это состояние характеризуется переработкой поступающей информации, постановкой целей, путей их решения, определением первоочередных проблем. Для этого состояния характерна повышенная возбудимость и, если цели налицо, первостепенное значение имеет состояние решительности.

Решительность говорит о том, что психическое состояние мобилизуется на быстрый выбор цели и способы её достижения. Решительность, как правило, связана с эмоциональной и интеллектуальной активностью психики. Она не только побуждается чувством, но имеет связь с подавлением различных эмоций, предположением последствий.

Состояние решительности имеет свои индивидуально-типологические особенности. Одни стараются подводить свои решения под общепринятые идеи, принципы, схемы, и принятие решений в этом случае облегчается. Другие предпочитают плыть по течению и не вмешиваться в ход событий.

Быстрое, необоснованное принятие решений является индивидуально-типологической особенностью состояния решительности и возникает оно в связи с тем, что некоторые люди стараются быстрее избавиться от напряжения, вызванного борьбой мотивов. Недостаточная волевая регуляция деятельности скрыта под внешней решительностью.

К объективным факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решений, относятся, дефицит времени, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Например, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй будет проявляться суетливость, хаотичность при принятии решений. При недостаточной связи второй сигнальной системы с первой проявляется «затянутость» в принятии решений.

Нерешительность может быть связана с отсутствием необходимых умений и навыков, недостаточной информированностью. Люди к своей нерешительности относятся по-разному.

Такое психическое состояние как целеустремленность, характеризуется сосредоточенностью сознания на основных целях, а уверенность представляет собой ожидание запланированного результата с высокой степенью вероятности на основе учета исходных условий. В результате ко всей деятельности возникает положительное эмоциональное отношение, увеличивается физическая и психологическая активность человека.

Читайте также:  Схема тиристорный регулятор оборотов дрели

Такое психическое состояние как настойчивость помогает преодолеть трудности, контролировать действия и направлять их в нужное русло.

Состояние сдержанности тормозит нежелательные действия и требует значительного волевого усилия, которые подавляют возможные негативные эмоции. В сдержанности проявляется тормозная функция воли.

Источник



Воля: понятие, волевая регуляция поведения, воспитание воли

Регуляция основных психических функций и психологическая структура волевого акта. Индивидуальные особенности воспитания волевых качеств личности. Влияние первичных волевых качеств на поведенческие акты. Воспитание волевых качеств в самоограничениях.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2016
Размер файла 94,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«АЧИНСКИЙ ТЕХНИКУМ НЕФТИ И ГАЗА»

Реферат: «Воля: понятие, волевая регуляция поведения, воспитание воли»

Дисциплина: Психология общения

Студентка группы ИС-14

Истомина Юлия Степановна

1.1 Функции воли

2. Волевая регуляция поведения

2.1 Регуляция основных психических функций

2.2 Психологическая структура волевого акта

3. Воспитание воли

3.1 Первичные (базовые) волевые качества

3.2 Вторичные волевые качества

3.3 Третичные волевые качества

3.4 Воспитание волевых качеств в самоограничениях

Список использованной литературы

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией — эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

1. Понятие о воли

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она возникла вместе с появлением общества и труда, высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

1.1 Функции воли

· Тормозная (сдерживает нежелательные действия).

Побудительная функция — обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

Тормозная функции — выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция — является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

2.1 Регуляция основных психических функций

· мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

2.2 Психологическая структура волевого акта

Волевой акт — это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Рисунок 1 Структура волевого акта

3. Воспитание воли

Воспитание волевых качеств в жизни каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. В связи с тем, что основная доля развития волевых качеств преподает на детство, условия их воспитания по большей части зависят от качества взаимодействия ребенка с самыми близкими и родными ему людьми.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

3.1 Первичные (базовые) волевые качества

Первичные качества, определяющие большинство поведенческих актов. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах, как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др.

3.2 Вторичные волевые качества

Вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

3.3 Третичные волевые качества

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными,: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д.

Читайте также:  Кнопка включения дрели с реверсом регулятором оборотов

Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий

3.4 Воспитание волевых качеств в самоограничениях


поведенческий волевой психологический психический

Опыт многих людей показывает, что для успешного воспитания воли необходимо:

· признать в себе самые слабые и уязвимые места;

· научиться «искусству маленьких шагов»

· обучиться мастерству доводить любые начатые дела до их логического завершения;

· овладеть умением ограничения себя;

· осознать, чего хотелось бы добиться в жизни;

· наметить основные пути движения к желанным целям;

· в каждый момент времени делать лучшее, на что способен;

· иметь в голове примеры для подражания. Это могут быть люди, которые уже достигли желанных Вами целей.

Итак, волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой — ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

Именно поэтому вопросы изучения воли особенно актуальны в настоящее время.

Список используемой литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: М.: Пед. общ-во России, 1999. 397 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 204 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 244 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для вузов. Р н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.1: Общие основы психологии. 688 с.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. 512 с.

7. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 36 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общее понятие о воле, ее физиологическое обоснование. Детерминизм и свобода воли. Природа волевого акта и характеристика волевых действий. Сущность и значение абулии и апраксии. Развитие волевых качеств под влиянием общения человека с другими людьми.

реферат [33,8 K], добавлен 04.11.2012

Психологические особенности воли. Представления о волевых качествах. Классификация волевых качеств. Возрастные особенности воли. Развитие воли в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков.

курсовая работа [83,2 K], добавлен 20.05.2003

Понятие воли как формы психического отражения, сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности. Структура и общая характеристика волевых качеств. Рекомендации родителям и воспитателям по методике их развития у старших дошкольников.

курсовая работа [774,9 K], добавлен 21.03.2011

Понятие и способы разрешения конфликтов. Классификация волевых качеств личности. Оценка роли особенностей нервной системы и темперамента в формировании психологического состава личности спортсмена. Особенности проявления волевых усилий в соревнованиях.

курсовая работа [125,6 K], добавлен 18.01.2012

Исследование воли как психического свойства человека, заключающегося в способности управлять своим сознанием и поступками. Описание структуры волевого воздействия. Разработка упражнений и приемов для развития волевых качеств личности младших школьников.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 11.01.2013

Источник

Воля и ее основные признаки. Волевое действие. Волевая регуляция поведения.

date image2018-02-13
views image7136

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

— сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

— настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

— выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

— решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

— дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

— обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

— организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

— необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

— несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

— на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Волевое действие. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Волевая регуляция поведения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя. как субъекта. который. возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»

Источник