Меню

Законно ли ограничение мощности

Порядок ограничения энергоснабжения (624-ПП)

Основные положения новых Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

(утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624)

С 29 сентября 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 624, которым внесены изменения в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление №624).

Указанные изменения приняты в развитие Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» и преследуют цель обеспечения своевременной оплаты за электрическую энергию и услуги по ее передаче.

Основные изменения, вносимые в порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии следующие:

Сокращение сроков и этапов процедуры ограничения электроснабжения потребителя.

Процедура введения ограничения в общем случае сокращается до одного этапа – введения полного ограничения потребления электроэнергии. Частичное ограничение вводится только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и иных потребителей, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Полное ограничение режима потребления вводится сетевой организацией после предварительного однократного уведомления, в котором отражается исчерпывающая информация о предстоящем ограничении (дата, время, уровень ограничения и т.п.).

Ограничение за любой размер задолженности.

Гарантирующий поставщик имеет право инициировать ограничение электроснабжения потребителя – должника при образовании задолженности в любом размере, не дожидаясь ее накопления до определенного уровня.

Установление обязанности самоограничения потребителем.

Постановление №624 вводит обязанность потребителя, в случае получения соответствующего уведомления инициатора, самостоятельно обеспечить прекращение (сокращение) потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок.

Для контроля самоограничения потребитель обязан допустить представителей сетевой организации на свои объекты. Контроль самоограничения потребителя производится не позднее 10 дней с даты его введения и далее не реже чем один раз в 30 дней.

Ограничение «неотключаемых» потребителей.

В соответствии с Постановлением №624 стало возможным полное ограничение электроснабжения абсолютно всех типов потребителей, в том числе ограничение которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители отключаются от электроснабжения после проведения ими мероприятий, обеспечивающих их готовность к введению полного ограничения.

С даты вступления в силу постановления Правительства № 624 у всех «неотключаемых потребителей» возникает обязанность разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, — 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони

Расширение перечня способов уведомления потребителя.

Постановление №624 предусматривает более широкий перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии. По согласованию сторон договора имеется возможность использования смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ, на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет и рядом иных способов.

С перечнем адресов электронной почты ПАО «Мосэнергосбыт», предназначенных для направления потребителям-должникам уведомлений о предстоящем введении режима ограничения энергоснабжения, можно ознакомиться здесь.

Ограничение электроснабжения граждан — потребителей.

Для граждан — потребителей электроэнергии (за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и ограничение электроснабжения прочих потребителей. Ограничение режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность.

В соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность потребителя (на должностных лиц – штраф от 10 до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет, а на юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. руб.) за следующие нарушения, связанные с ограничением режима потребления электрической энергии:

  • нарушение введенного полного или частичного ограничения режима потребления;
  • невыполнение законного требования сетевой организации о самостоятельном ограничении режима потребления;
  • необеспечение доступа представителю сетевой организации к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам;
  • нарушение требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони;
  • невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

С более подробной информацией о новых Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии можно ознакомиться в Памятке для потребителей, разработанной Ассоциацией гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

С полным текстом постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 можно ознакомиться на сайте Правительства Российской Федерации.

Источник



Ограничители мощности. Правомерны требования сетевых организаций или нет.

В последнее время все чаще возникают споры вокруг законности требований сетевых организаций об установке устройств контроля максимальной мощности. Эти устройства достаточно дорогостоящие, поэтому заявители обращаются в УФАС с завидной регулярностью, а на просторах Интернета выкладываются пошаговые инструкции и ссылки на нормативные акты, действующие в Российской Федерации. В большинстве случаев, спор решается в пользу заявителей, однако в некоторых случаях суды принимают сторону сетевых компаний. Так почему же сетевые организации с завидным упорством указывают в мероприятиях технических условий для заявителей требование об установке ограничителей мощности, а последние упорно это требование оспаривают?

Читайте также:  Мощность цепи переменного тока комплексным методом

Прежде чем мы начнем разбираться, кто прав, стоит отметить один очень важный момент — почему случился такой прецедент. К сожалению, довести грамотно свои доводы в суде не могут ни одна сторона, ни другая. Главная проблема в технической безграмотности одной стороны и юридической (а зачастую — и технической тоже) другой. Юристы сетевых компаний не обладают нужной квалификацией, как профильные специалисты. Потребители, в свою очередь, прочитав какой-либо нормативный акт, не удосуживается прочитать его до конца.

Прежде всего разберем, почему в технических условиях вообще появилось требование об ограничении мощности. В п.25 и 25(1) описано, что должно быть включено в качестве мероприятий для заявителей.

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности

Теперь приведем главные доводы заявителей.

Первое, на что ссылаются заявители, это 35-ФЗ «Об электроэнергетике», где имеется Статья 38, п.1:
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

и п.26 настоящих Правил:

Требования, указанные в подпунктах «в» — «д» пункта 25 настоящих Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.

Кроме того, встречаются и ссылки на Гражданский кодекс РФ, где в Статье 541. «Количество энергии. » указано, что:
1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В комментарии к Статье 541 (гражданского кодекса) РФ «Количество энергии. » указано, что:
.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи определение количества использованной гражданином энергии не лимитируется и производится по окончании расчетного периода по показаниям приборов учета энергии.

То есть, таким образом, потребитель может отказаться от установки ограничителя мощности. Однако, если договор будет подписан вместе с ТУ (неотъемлемая часть договора), где предписана установка ограничителя мощности, то он вступит в силу и все требования, которые там указаны обретают законную силу в соответствии с положением Гражданского кодекса — Статья 421. «Свобода договора»:
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Прежде всего, еще раз внимательно изучим п.26 настоящих Правил:

Требования, указанные в подпунктах «в» — «д» пункта 25 настоящих Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.

Из текста понятно, что мероприятия по установке устройств контроля максимальной мощности могут исполнять и сетевы организации. Однако следует помнить, что стоимость технологического присоединения будет изменена на стоимость этой услуги. Причем в этом случае, сетевая компания в качестве мероприятий для себя может прописать что угодно.

На требования п.25(1) Правил вышеуказанный пункт вообще не распространяется, поскольку в п.25(1) описаны мероприятия для льготной категории заявителей, стоимость технических условий для которых лимитирована Законом — не более 550 рублей. А поскольку плата фиксирована, то и требование об установке устройств контроля максимальной мощности ложится на них.

Теперь еще раз внимательно и до конца ознакомимся со статьей 38, пункт 1 35-ФЗ.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Эти обязательства как раз и регулируют также максимальную присоединенную мощность. Иными словами, потребитель заплатил установленную в соответствии с законодательством РФ плату за N кВт и это было зафиксировано в договоре техприсоединения, подписанном обеими сторонами. Сетевая компания взяла на себя выполнение мероприятий, для того, чтобы обеспечить заявителю эти N кВт. Превышение мощности является нарушением договора и введение ограничения потребления законно.

Читайте также:  Полная мощность после компенсации реактивной мощности

Теперь о ссылке на Гражданский кодекс. В статье 541 речь идет о количестве используемой электроэнергии. В нашем случае речь идет о присоединенной мощности (а это разные вещи). Однократное превышение максимальной мощности в десятки раз, к примеру, может привести в том числе и к аварийным ситуациям на объектах электроснабжения.

Наконец, последний аргумент заявителя, что автоматический выключатель тоже следует рассматривать, как аппарат управления, если сделать его уставку согласно максимальной мощности.

Теоретически, да! Однако, на практике далеко не все так просто. Согласно ПУЭ, п. 7.1.25.

На вводе питающих линий в ВУ, ВРУ, ГРЩ должны устанавливаться аппараты управления. На отходящих линиях аппараты управления могут быть установлены либо на каждой линии, либо быть общими для нескольких линий».

То есть, на вводе в ВРУ также должен стоять автомат и именно он должен выбираться исходя из величны максимальной мощности. Однако, сетевые органиции не вправе навязывать конфигурацию его ВРУ. Тогда, где же его ставить? Правильно, в ВПУ! Но по условиям селективности, на вводе в дом должен стоять автомат меньшего номинала, чем в ВПУ, а это уже существенное ограничение запрошенной заявителем максимальной мощности. Кроме того, автоматический выключатель выполняет функцию коммутации, но не управлением нагрузкой.

Т аким образом, установка устройств контроля величины максимальной мощности абсолютно законна! Иной вопрос, требования об установке конкретно ограничителей мощности или ПЗР не законно и попадает под антимонопольное законодательство. Равно как и требования принять уставку автоматического выключателя в соответствии с максимальной мощностью — тоже!

Поэтому, исходя из вышесказанного:

1. Автоматический выключатель не является устройством контроля максимальной мощности, поскольку способен работать с перегрузом.

2. Требование принять уставку в соответствии с максимальной мощностью — не законно. К тому же нарушается условие селективности.

3. Обычный счетчик с ОУ счетным механизмом без профилей нагрузок не является устройством контроля максимальной мощности.

4. Требование сетевой организации установить конкретно: ограничитель мощности, ПЗР, либо вышеперечисленное — не законно и попадает под действие антимонопольного законодательства.

Наиболее грамотная трактовка требований выполнения мероприятий ТУ у РЖД (кратко и лаконично):

1) проектирование, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию выполнить в объеме и в соответствии с требованиями законодательства;

2) организация учета — в соответствии с законодательством;

3) все решения согласовать со структурными подразделениями и филиалами ОАО «РЖД».

Требование установить устройство контроля величины максимальной мощности в мероприятиях ТУ, не указывая, какое именно — у юристов также не вызывает вопросов.

Варианты выполнения мероприятий по обеспечению контроля величины максимальной мощности:

1. Многофункциональный счетчик с расцепителем — самый простой вариант.

2. Многофункциональный счетчик с функцией контроля и управления нагрузками — наиболее оптимальный вариант. С его помощью можно вести учет и управлять нагрузкой при помощи контактора, независимого расцепителя или УЗО.

3. Ограничитель мощности — самый дорогостоящий, но продвинутый вариант. Можно запрограммировать отключение, в случае превышения, неприоритетной нагрузки.

Источник

Законно ли ограничение мощности

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Какое ограничение электроэнергии незаконно

В региональный Роспотребнадзор участились жалобы на неправомерное отключение коммунальных услуг, в том числе электроэнергии без предупреждения собственника квартиры. В этой связи информируем югорчан о правовом регулировании данной проблемы.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В случае неоплаты или просрочки оплаты, помимо начисления пеней за неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг, взыскания задолженности в судебном порядке, предусмотрено такое последствие для должника, как ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги. Здесь стоит обратить внимание, что под неполной оплатой потребителем одной коммунальной услуги понимается наличие у потребителя двух условий:

  1. задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за нее (исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа), действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги
  2. отсутствие заключенного с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.

В случае, если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

Читайте также:  Как найти активную мощность трансформатора формула

Правила приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ и предусматривают право исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; пп. «д» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» — далее Правила).

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса. Одновременно исполнитель обязан опломбировать соответствующее механическое, электрическое или санитарно-техническое оборудование, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Если иное не предусмотрено законодательством РФ или договором о предоставлении коммунальных услуг порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги следующий (п. 119 Правил):

1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что

в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. В случае отсутствия технической возможности введения ограничения, то подача коммунальной услуги приостанавливается без предварительного её ограничения. Здесь стоит отметить, что действовавшее ранее положение о повторном предварительном уведомлении должника за 3-е суток до приостановления или отключения услуги, отменено с 01.01.2017 г. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Также, с 01.01.2017 уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов:

— вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

— направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

— включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

— иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги;

3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах, также, за исключением холодного водоснабжения.

Согласно п. 120, 121(1) Правил все расходы связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.

При этом, на основании п. 114 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Подача коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем.

Также, следует знать, что согласно п. 122 Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

В случае, если управляющая организация отключила электроэнергию без направления должнику предупреждения (уведомления), то есть без отправки уведомления по почте или вручения нарочно собственнику квартиры, а также без надлежащего письменного извещения об отключении электроснабжения (без вручения под расписку), то такие действия исполнителя являются нарушением порядка направления предупреждения (уведомления) и будут свидетельствовать о совершении управляющей организацией административного правонарушения в части нарушения режима обеспечения коммунальной услугой электроснабжения.

В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

По вопросам ограничения предоставления коммунальных услуг и их приостановления необходимо обращаться в Службу жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Жилстройнадзор Югры) ул. Мира 104, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Тюменская область), 628007, Телефон/факс: тел.: (3467) 32-80-03, факс: (3467) 32-73-67 E-mail: jsn@admhmao.ru, адрес сайта www.jsn.admhmao.ru

Должностные лица Жилстройнадзора Югры рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.23 КоАП РФ.

По вопросам защиты нарушенных прав потребителей при неправомерном (т.е. доказанном Жилстройнадзором Югры) ограничении или прекращении оказания жилищно-коммунальных услуг можно обратиться в Консультационный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии и его пункты в городах и района автономного округа.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме. Овчаренко И.С. Тел. 8(34667)2-36-89

Источник