Меню

Зарядка аккумулятора реверсивными токами схема

Зарядка аккумулятора реверсивными токами схема

Устройство позиционируется как зарядное устройство для восстановления АКБ реверсивным током.

Автор молчит. Собрал схему — но нет импульсов при заряде. Сегодня проверил работу схемы осликом. На 555 номер 2 есть импульсы разряда, на 555 номер 1 нет импульсов — аккумулятор тупо заряжается постоянным током. А то что лампочка моргает, это ещё не показатель правильной работы схемы.

Нужно что бы при заряде шли прямоугольные импульсы, потом при разряде так же шли прямоугольные импульсы.
Может ли эта схема решить эти задачи?
Прошу помощи.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

_________________
Не люблю тянуть кота за хвост!

Компания «Компэл» и Analog Devices приглашают всех желающих 27/04/2021 принять участие в вебинаре, посвященном решениям Analog Devices для гальванической изоляции. В программе вебинара: технологии гальванической изоляции iCoupler, цифровые изоляторы, технология isoPower, гальванически изолированные интерфейсы (RS-485, CAN, USB, I2C, LVDS) и другое. Вебинар будет интересен разработчикам промышленной автоматики и медицинской техники.

Широкий ассортимент винтовых клеммников Degson включает в себя различные вариации с шагом выводов от 2,54 до 15 мм, с числом ярусов от одного до трёх и углами подключения проводника 45°, 90°, 180°. К тому же Degson предлагает довольно большой выбор клеммных винтовых колодок кастомизированных цветов.

Всё перечитал по несколько раз.
Одно дело описание схемы автором, а другое дело это как себя схема ведёт в желе.
У автора в печатке вообще 2 ошибки было.
1 микросхема ничего не выдаёт — она только блокирует работу второй микросхемы.
При срабатывании второй микросхемы — горит лампочка — ослик показывает импульсы, потом ровная линия.

Добавлено after 6 minutes 43 seconds:

Наверное не на входе а на выходе?!
На выходах 7812 по 12 вольт.
На 3 ноге первой микросхемы прямая линия, на 3 ноге второй микросхемы прямоугольные импульсы.
Плату проверял несколько раз — разводка и пайка в порядке.
Все детали перед монтажом проверял.
Микросхемы менял и местами и ставил другие.
VT3 снимал — импульсов нет, ставил другой заведомо проверенный.
А при чём тут R7? VT1 срабатывает, вторая микросхема отрабатывает нормально.

Добавлено after 2 minutes 31 second:
И вообще я правильно понимаю работу этой схемы?
При заряде должны идти прямоугольные импульсы, потом при разряде так же идут прямоугольные импульсы.
Или первая микросхема здесь только как таймер?

Спрашивал про напряжение на входе какой оно формы и от какого источника туда попадает, где на входе конденсатор .

Извиняюсь, теперь понял. Питаю от импульсного блока питания. Форму не смотрел, а это важно? Напряжение на вход подавал разное от 10 до 20 вольт.

Добавлено after 29 minutes 53 seconds:
Мосфеты снял, впаял светодиоды.
Светодиоды переключаются, когда светиться светодиод от первой микросхемы сигнал прямой.
Когда зажигается светодиод второй микросхемы — идут пачки импульсов.

Я ещё раз прошу разъяснить.
Точно ли эта схема должна выдавать пачки прямоугольных импульсов как при заряде, так и при разряде?

ПРИСТ расширяет ассортимент

Блок питания сделал сам — импульсный блок питания DC2412, модуль RD DP30V5A.
Вот мы и пришли к понимаю!
Я же в самом начале прописал — что первая микросхема ничего не генерит!
Она просто как выключалка! Верно?
А мне нужно импульс зарядного тока, потом импульс разрядного!
«Какое время (примерно) горит светодиод первого таймера ?»
Они просто перемаргиваюся с одной частотой.
Но, в принципе, подстроечным резистором частота переключения регулируется — как по замыслу автора.
Только вот, насколько я знаю, длительность заряда и разряда должна быть разной.
А тут светики горят равные промежутки времени.

Добавлено after 8 minutes 34 seconds:
Вот что пишут в сети:
«Неплохие результаты получались при соотношении 5

10 секунд «заряд», 2

Как я понял вместо паузы можно подключит нагрузку на разряд.

«Соотношение зарядного тока к разрядному 10:1, отношение длительности импульсов 1:2.»

«Для восстановления батарей предложено заряжать их асимметричным током при соотношении величин прямого и обратного тока 10:1 и времени протекания тока в прямом и обратном направлении 1:2 в течение 1.. .2 суток.
Входное напряжение должно вдвое превышать напряжение заряжаемого аккумулятора.»

«Например, в случае кислотно-аккумуляторной батареи, прекращение предварительного заряда ее осуществляют при достижении плотности электролита величины, равной 1,18-1,19 г/см3 , и напряжения на элементе аккумуляторной батареи 1,85 v. После этого осуществляется заряд и разряд аккумуляторной батареи последовательностью прямоугольных импульсов тока, условно показанных на фиг.2, длительность и частота которых обуславливается типом и состоянием электродов восстанавливаемой батареи, а амплитуду упомянутых импульсов тока дискретно изменяют в процессе зарядки через заданные отрезки времени до оптимального значения, исходя из величины напряжения, измеряемого на элементах восстанавливаемой аккумуляторной батареи. Так для щелочных аккумуляторов оно должно находиться в диапазоне от 1,1 v до 1,6 v, а для кислотных аккумуляторов от 2,0 v до 2,6 v. Процесс заряда восстанавливаемой аккумуляторной батареи продолжают при установленной оптимальной амплитуде импульсов зарядного и разрядного токов.»

Добавлено after 4 minutes 20 seconds:
Сейчас пригляделся к светодиодам — длительность заряда немного больше.

_________________
Мудрость приходит вместе с импотенцией.

Однако не могу смириться, тем более что терять то нечего!
Вы не первый кто такое мне пишет.
Конечно цель не стоит из аккумуляторов 1998 года выпуска сделать аккумулятор с характеристиками нового.
Мои результаты говорят об обратном.
Если кто не в курсе, эти Ni-MH элементы сварены в так называемые «бамбуки» — сборка из 6 элементов.
Работаю с каждым элементом по отдельности.
Вот свежий пример.
2 элемента имеют напряжение холостого хода 1.3 вольта.
При проверке нагрузочной вилкой Орион НВ-04 оба эти элемента показали падение напряжения до 1.10 вольта.
Вроде неплохо для 20 летних аккумуляторов.
Но когда я решил перепроверить бамбук нагрузочной вилкой в сборе, напряжение оказалось только 5 вольт.
Подключал мультиметр к каждому элементу по очереди, проверял нагрузочной вилкой бамбук в сборе, и офигесил.
Эти элементы уходили в переполюсовку!

Пробовал их заряжать импульсным током через шим регулятор оборотов двигателя, картинку приложил.
Толку не было.
Пробовал их заряжать обычным способом на аймаксе, результата нет.

Но после того как я долил по 3 кубика дист. воды, элементы стали держать нагрузку.
Как Вы, уважаемые коты, это объясните?

Добавлено after 23 minutes 45 seconds:
И ещё уважаемые коты!
Кто знает ответ на вопрос?
Почему при одном и том же токе заряда, к примеру 2 ампера, аккумуляторы при заряде через шим регулятор оборотов двигателя нагреваются уже через 30 минут, а при заряде аймаксом остаются холодными несколько часов, до момента когда зарядка вольёт в них ёмкость 8000?

_________________
Мудрость приходит вместе с импотенцией.

Нет, конечно же в цилиндрические аккумуляторы не заложена возможность долива воды.
Просверлил корпус — кстати сталь не самая тонкая, и по капельке доливал.
До этого проводил эксперименты с полным трупом — остаточное напряжение 0 вольта.
После долива акк ожил. Правда через месяц, некоторые элементы снова разряжались в ноль — саморазряд, с этим ничего не поделаешь.
Но факт на всю морду!
Эти элементы не Китайский ширпотреб — производство Япония, панасоник, однако жалко выкидывать.
А что там с моим вопросом про заряд через шим регулятор оборотов двигателя?

Добавлено after 30 minutes 24 seconds:
Всё. Запаял отверстия, проверил всё ещё раз.
Эти 2 элемента с переполюсовкой покали под нагрузкой 1.16 вольта, а соседние — которые были вроде как по лучше только 1.10-1.15 вольта.
Так что метода работает.
Поставлю на заряд и ещё раз проверю под нагрузкой.

_________________
Мудрость приходит вместе с импотенцией.

_________________
Мудрость приходит вместе с импотенцией.

А это хорошо или плохо? Может эти импульсы да в сочетании с такими же при разряде и смогут разрушить кристаллы или восстановить химию?

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: musor, rakutin и гости: 11

Источник

Решено Зарядка АКБ асимметричным током

kripton

Пишут, что замечательная штука, хотя исследований в этой области практически нет. Нет, в том смысле, а на самом ли деле оно так эффективно, как его приподносят и творит «чудеса». Либо это развод.

Взято здесь ссылка скрыта от гостей |59|#59
Вот пишут — «Порядок заряда реверсивным током аналогичен заряду постоянным током. Ясно, что для его реализации необходимо достаточно сложное специальное зарядное устройство — генератор реверсивного тока. Необходимо отметить, что простой однополупериодный 50-герцевый выпрямитель с небольшой разрядной нагрузкой практически десудьфатирующим устройством не является.»

и ещё «В соответствии с теорией и практикой электрохимических процессов заряд аккумулятора реверсивным током дает возможность управлять восстановительными реакциями и структурными изменениями активного материала электродов. Меняя соотношения между зарядными и разрядными импульсами, а также изменяя их амплитуду, можно получать кристаллы сульфата свинца различных размеров и форм. Это позволяет увеличить пористость и суммарную площадь действующей поверхности электродов, то есть увеличить поверхность соприкосновения электролита с активным материалом электродов, облегчить условия диффузии и выравнивания концентрации электролита в нриэлектродном слое. Увеличение пористости способствует повышению величины максимального тока заряда и разряда.

При заряде реверсивным током в конце заряда выделяется меньше тепла и интенсивное газовыделение начинается позже, создаются оптимальные условия регулирования восстановительных реакций, уменьшаются скорости роста кристаллов сульфата свинца.»

Вопрос — Какое достаточно сложное ЗУ?
Может кто поделиться мыслями, схемами.

Andriy

1249224494_152.jpg

Информация Неисправность Прошивки Схемы Справочники Маркировка Корпуса Сокращения и аббревиатуры Частые вопросы Полезные ссылки

Справочная информация

Этот блок для тех, кто впервые попал на страницы нашего сайта. В форуме рассмотрены различные вопросы возникающие при ремонте бытовой и промышленной аппаратуры. Всю предоставленную информацию можно разбить на несколько пунктов:

  • Диагностика
  • Определение неисправности
  • Выбор метода ремонта
  • Поиск запчастей
  • Устранение дефекта
  • Настройка

Учитывайте, что некоторые неисправности являются не причиной, а следствием другой неисправности, либо не правильной настройки. Подробную информацию Вы найдете в соответствующих разделах.

Неисправности

Все неисправности по их проявлению можно разделить на два вида — стабильные и периодические. Наиболее часто рассматриваются следующие:

  • не включается
  • не корректно работает какой-то узел (блок)
  • периодически (иногда) что-то происходит

Если у Вас есть свой вопрос по определению дефекта, способу его устранения, либо поиску и замене запчастей, Вы должны создать свою, новую тему в соответствующем разделе.

  • О прошивках

    Большинство современной аппаратуры представляет из себя подобие программно-аппаратного комплекса. То есть, основной процессор управляет другими устройствами по программе, которая может находиться как в самом чипе процессора, так и в отдельных микросхемах памяти.

    На сайте существуют разделы с прошивками (дампами памяти) для микросхем, либо для обновления ПО через интерфейсы типа USB.

    • Прошивки ТВ (упорядоченные)
    • Запросы прошивок для ТВ
    • Прошивки для мониторов
    • Запросы разных прошивок
    • . и другие разделы

    По вопросам прошивки Вы должны выбрать раздел для вашего типа аппарата, иначе ответ и сам файл Вы не получите, а тема будет удалена.

  • Схемы аппаратуры

    Начинающие ремонтники часто ищут принципиальные схемы, схемы соединений, пользовательские и сервисные инструкции. Это могут быть как отдельные платы (блоки питания, основные платы, панели), так и полные Service Manual-ы. На сайте они размещены в специально отведенных разделах и доступны к скачиванию гостям, либо после создания аккаунта:

    • Схемы телевизоров (запросы)
    • Схемы телевизоров (хранилище)
    • Схемы мониторов (запросы)
    • Различные схемы (запросы)

    Внимательно читайте описание. Перед запросом схемы или прошивки произведите поиск по форуму, возможно она уже есть в архивах. Поиск доступен после создания аккаунта.

  • Справочники

    На сайте Вы можете скачать справочную литературу по электронным компонентам (справочники, таблицу аналогов, SMD-кодировку элементов, и тд.).

    • Справочник по транзисторам
    • ТДКС — распиновка, ремонт, прочее
    • Справочники по микросхемам
    • . и другие .

    Информация размещена в каталогах, файловых архивах, и отдельных темах, в зависимости от типов элементов.

    Marking (маркировка) — обозначение на электронных компонентах

    Современная элементная база стремится к миниатюрным размерам. Места на корпусе для нанесения маркировки не хватает. Поэтому, производители их маркируют СМД-кодами.

    Package (корпус) — вид корпуса электронного компонента

    При создании запросов в определении точного названия (партномера) компонента, необходимо указывать не только его маркировку, но и тип корпуса. Наиболее распостранены:

    • DIP (Dual In Package) – корпус с двухрядным расположением контактов для монтажа в отверстия
    • SOT-89 — пластковый корпус для поверхностного монтажа
    • SOT-23 — миниатюрный пластиковый корпус для поверхностного монтажа
    • TO-220 — тип корпуса для монтажа (пайки) в отверстия
    • SOP (SOIC, SO) — миниатюрные корпуса для поверхностного монтажа (SMD)
    • TSOP (Thin Small Outline Package) – тонкий корпус с уменьшенным расстоянием между выводами
    • BGA (Ball Grid Array) — корпус для монтажа выводов на шарики из припоя

  • Краткие сокращения

    При подаче информации, на форуме принято использование сокращений и аббревиатур, например:

    Сокращение Краткое описание
    LED Light Emitting Diode — Светодиод (Светоизлучающий диод)
    MOSFET Metal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor — Полевой транзистор с МОП структурой затвора
    EEPROM Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory — Электрически стираемая память
    eMMC embedded Multimedia Memory Card — Встроенная мультимедийная карта памяти
    LCD Liquid Crystal Display — Жидкокристаллический дисплей (экран)
    SCL Serial Clock — Шина интерфейса I2C для передачи тактового сигнала
    SDA Serial Data — Шина интерфейса I2C для обмена данными
    ICSP In-Circuit Serial Programming – Протокол для внутрисхемного последовательного программирования
    IIC, I2C Inter-Integrated Circuit — Двухпроводный интерфейс обмена данными между микросхемами
    PCB Printed Circuit Board — Печатная плата
    PWM Pulse Width Modulation — Широтно-импульсная модуляция
    SPI Serial Peripheral Interface Protocol — Протокол последовательного периферийного интерфейса
    USB Universal Serial Bus — Универсальная последовательная шина
    DMA Direct Memory Access — Модуль для считывания и записи RAM без задействования процессора
    AC Alternating Current — Переменный ток
    DC Direct Current — Постоянный ток
    FM Frequency Modulation — Частотная модуляция (ЧМ)
    AFC Automatic Frequency Control — Автоматическое управление частотой

    Частые вопросы

    После регистрации аккаунта на сайте Вы сможете опубликовать свой вопрос или отвечать в существующих темах. Участие абсолютно бесплатное.

    Кто отвечает в форуме на вопросы ?

    Ответ в тему Зарядка АКБ асимметричным током как и все другие советы публикуются всем сообществом. Большинство участников это профессиональные мастера по ремонту и специалисты в области электроники.

    Как найти нужную информацию по форуму ?

    Возможность поиска по всему сайту и файловому архиву появится после регистрации. В верхнем правом углу будет отображаться форма поиска по сайту.

    По каким еще маркам можно спросить ?

    По любым. Наиболее частые ответы по популярным брэндам — LG, Samsung, Philips, Toshiba, Sony, Panasonic, Xiaomi, Sharp, JVC, DEXP, TCL, Hisense, и многие другие в том числе китайские модели.

    Какие еще файлы я смогу здесь скачать ?

    При активном участии в форуме Вам будут доступны дополнительные файлы и разделы, которые не отображаются гостям — схемы, прошивки, справочники, методы и секреты ремонта, типовые неисправности, сервисная информация.

    Полезные ссылки

    Здесь просто полезные ссылки для мастеров. Ссылки периодически обновляемые, в зависимости от востребованности тем.

    Источник

    Всё об эксплуатации автомобиля

    аккумуляторных батарей

    Содержание:

    1) Зарядка аккумулятора на автомобиле

    2) Способы зарядки аккумуляторных батарей

    2.1 Зарядка аккумулятора при постоянном токе;

    2.2 Форсированная зарядка АКБ;

    2.3 Контрольно-тренировочный цикл;

    2.4 Зарядка аккумулятора при постоянном напряжении;

    2.5 Зарядка аккумулятора импульсным током;

    2.6 Зарядка аккумулятора пульсирующим током;

    2.7 Зарядка аккумулятора ассиметричным током;

    2.8 Зарядка аккумулятора по Вудбриджу (правило ампер-часов).

    3) Известные методы восстановления емкости аккумуляторных батарей

    3.1 Заряд аккумулятора реверсивными токами.

    3.2 Восстановление с использованием тренировочных циклов

    3.3 Восстановление механическим путем

    3.4 Восстановление с использованием импульсных токов

    3.5 Присадки в электролит

    4) Как самому сделать регулируемое зарядное устройство из компьютерного БП.

    Заряд аккумулятора реверсивными токами.

    Сильно засульфатированный аккумулятор непригоден к работе. Сульфатацию электродов в значительной мере можно предотвратить (а засульфатированные электроды — частично восстановить) разными способами. Одним из способов профилактики сульфатации и восстановления работоспособности засульфатированных электродов является заряд аккумуляторной батареи реверсивным током.

    Реверсивный ток — это переменный ток с различными амплитудами и длительностями импульсов обеих полярностей за каждый период их следования. За каждый период следования импульсов тока аккумулятор заряжается и частично разряжается. При определенном соотношении амплитуд и длительности импульсов прямого и обратного тока снижаются газовыделение и температура электролита.

    В соответствии с теорией и практикой электрохимических процессов заряд аккумулятора реверсивным током дает возможность управлять восстановительными реакциями и структурными изменениями активного материала электродов. Меняя соотношения между зарядными и разрядными импульсами, а также изменяя их амплитуду, можно получать кристаллы сульфата свинца различных размеров и форм. Это позволяет увеличить пористость и суммарную площадь действующей поверхности электродов, то есть увеличить поверхность соприкосновения электролита с активным материалом электродов, облегчить условия диффузии и выравнивания концентрации электролита в приэлектродном слое. Увеличение пористости способствует повышению величины максимального тока заряда и разряда.

    При заряде реверсивным током в конце заряда выделяется меньше тепла и интенсивное газовыделение начинается позже, создаются оптимальные условия регулирования восстановительных реакций, уменьшаются скорости роста кристаллов сульфата свинца.

    Порядок заряда реверсивным током аналогичен заряду постоянным током. Ясно, что для его реализации необходимо достаточно сложное специальное зарядное устройство — генератор реверсивного тока. Необходимо отметить, что простой однополупериодный 50-герцевый выпрямитель с небольшой разрядной нагрузкой практически десульфатирующим устройством не является.

    Подробно метод восстановления емкости аккумуляторов с использованием реверсивных токов описан ниже.

    Первый вариант. Десульфатация малым реверсивным током батарей, имеющих малую или среднюю степень сульфатации электродов.

    Устанавливают величину зарядного реверсивного тока равной 0.5 — 2 А. Десульфатация иногда продолжается 20 — 50 часов и более без перерыва. При этом плотность электролита возрастает. Неизменность напряжения и плотности электролита в течение 2 часов является признаком окончания десульфатации.

    Второй вариант. При запущенной форме сульфатации применяют заряд малым током, наиболее эффективно — реверсивным.

    Для этого разряжают аккумулятор до 1.8 В (10.8 В на батарее 6СТ), удаляют электролит, заливают дистиллированную воду. Ток устанавливают настолько малым, чтобы напряжение было не выше 2.3 В. По мере увеличения степени заряженности плотность электролита возрастает.

    После того, как плотность электролита во всех аккумуляторах батареи достигнет величины 1.11 г/см3 — необходимо слить электролит, залить дистиллированную воду и продолжить десульфатацию малым реверсивным током при напряжении до 2.3 В.

    При плотности электролита 1.12 г/см3 устанавливают величину реверсивного тока в 1 А. Когда плотность раствора перестанет возрастать и начнется равномерное газовыделение, заряд прекращают.

    Затем в течение 2 часов аккумулятор разряжают током, составляющим 20% от нормального разрядного тока, после чего заряжают в том же режиме до получения постоянства напряжения и плотности электролита.

    Такой разряд-заряд повторяют 2-5 раз, пока не достигнут постоянства напряжения и плотности электролита.

    После этого добавляют аккумуляторную кислоту до плотности 1.21 -1.22 г/см3 и полностью заряжают аккумулятор. После заряда аккумулятор выдерживают 3 часа и корректируют плотность электролита.

    Если была допущена сильная сульфатация во всех аккумуляторах батареи, то описанные процедуры десульфатации выполняются в каждом из них.

    Если систематический подзаряд аккумулятора производится реверсивным током, то сульфатации электродов практически не наблюдается. Сульфатация электродов отсутствует и в аккумуляторных батареях, которые интенсивно эксплуатировались и быстро выработали полностью свой ресурс.

    Недостатки метода:

    • сложный и дорогостоящий источник калиброванного реверсивного тока специальной формы;

    • большое время заряда;

    • низкий КПД процесса заряда;

    • невысокая эффективность метода в случаях, когда речь идет о глубокой сульфатации аккумуляторов (больше подходит для профилактики сульфатации).

    Преимущества метода:

    • почти полностью исключается необратимая сульфатация пластин, одна из причин старения и выхода из строя аккумулятора;

    • при заряде малым реверсивным током, сила которого не превышает 1 -2 А, эффективно идет процесс десульфатации пластин и восстановления емкости аккумуляторной батареи. Поэтому такой режим заряда аккумулятора иногда называют «десульфатацией».

    Восстановление с использованием тренировочных циклов

    Контрольно-тренировочный цикл заряда-разряда проводится для предотвращения сульфатации и определения емкости аккумулятора. Контрольно-тренировочные циклы проводятся не реже одного раза в год и выполняются следующим образом: заряжают аккумуляторную батарею нормальным током до полного заряда; выдерживают ее 3 часа после прекращения заряда; корректируют плотность электролита; включают зарядку на 20-30 минут для перемешивания электролита; проводят контрольную разрядку постоянным нормальным током 10-часового режима и контролируют время полного разряда до напряжения 1,7 В на банку (10,2 В на аккумуляторную батарею); емкость батареи определяют как произведение величины разрядного тока и времени разряда. После контрольного разряда батарею сразу же ставят на зарядку и полностью заряжают. Если оказалось, что емкость аккумуляторной батареи меньше 50% номинальной, она считается неисправной.

    Основные недостатки:

    • сокращает срок службы аккумуляторной батареи;

    • большие трудозатраты (большое время восстановления);

    • большие затраты электроэнергии.

    • невысокая эффективность метода в случаях, когда речь идет о глубокой сульфатации аккумуляторной батареи (больше подходит для профилактики сульфатации).

    Восстановление механическим путем

    (промывка годных и замена вышедших из строя элементов)

    Методы восстановления аккумуляторов, основанные на их разборке с промыванием годных и заменой непригодных для дальнейшего использования электродов, являются экологически «грязными» и трудоемкими. Промывание не позволяет полностью удалить все отложения с поверхности электродов

    Восстановление с использованием импульсных токов.

    Импульсные токи используются для восстановления аккумуляторных батарей различными организациями (например, ООО «МКТ-групп» и ООО «ПКФ Вторметзаготовка»). Как правило, импульсные токи используются в сочетании с тренировочными циклами. При этом используется оборудование таких марок как «MacBat», «УЗВА» и др. В процессе восстановления аккумуляторных батарей возможно увеличение емкости в среднем на 30-60%.

    Основные недоставки метода:

    • высокие расходы электроэнергии;

    • разрушение электродов за счет использования высоких импульсов до 400 А;

    • длительность процесса восстановления;

    • нельзя использовать для технического обслуживания и восстановления необслуживаемых батарей;

    • в некоторых случаях высокая стоимость оборудования — до 25 тыс. евро.

    В целом, по причине использования разрушительных токов результаты импульсной технологии нивелируются негативными последствиями, получаемыми в процессе восстановления. На рис. 1 видно как разрушаются электроды в процессе восстановления аккумуляторных батарей с использованием восстановительного оборудования «MacBat».

    1

    Рис. 1. Разрушение электродов в результате восстановления с использованием импульсной технологии Используемые в комплексе с импульсной системой методы тренировки батарей также сокращают срок ее службы.

    Присадки в электролит

    Присадки имеют химический принцип действия. В аккумуляторную батарею доливаются жидкости, которые вступают в реакцию и разрушают кристаллы сульфата свинца.

    По данным потребителей действие присадок кратковременно. Постоянное же их использование способно нарушить установленную химическую реакци и безвозвратно снизить емкость аккумуляторной батареи.

    К таким способам, не редко, прибегают изобретательные продавцы подержанных автомобилей. Не удивляйтесь если после покупки подержанного автомобиля вам придется, через пару месяцев, поменять аккумулятор на новый.

    Отрадно, что читатели не остаются в сторонеот ликбеза и предлагают свои рациональные решения. Одно из них касается самостоятельного создания зарядного устройства из блока питания компьютера. Сам я опробовать данный девайс к сожалению не могу, т.к. являюсь обладателем мощного и надежного советского зарядного устройства. Поэтому публикую его решение «авансом». Если кто-нибудь опробует эту схему, отпишитесь пожалуйста, т.к. необходимо подтверждение работоспособности данного устройства.

    Как самому сделать регулируемое зарядное устройство из компьютерного БП

    (предоставленно читателем).

    Вступление:

    Все началось с того, что у соседа по гаражу увидел зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания. Объяснить как это сделано сосед не смог, сославшись на сложность переделок. Захотелось такое же, ввиду малого веса и, что немаловажно, легко доступности БП. К изучению возможности построения ЗУ из компьютерных блоков питания приступил практически с нулевыми знаниями. С электрическим током был знаком в основном в пределах школьного курса физики и по работе в силу необходимости. Почерпнув необходимые знания из Интернета (самое сложное было отделить что-то стоящее от всевозможной шелухи), пришел к убеждению построения ЗУ на TL494, как легкоуправляемой микросхеме и имеющей все необходимое, а именно: генератор, управление скважностью импульсов, управление длительностью «мертвой» паузы между импульсами, наличие возможности работать либо в 1-тактном или 2-тактном режимах. Как оказалось на самом деле, все довольно просто. Цена за полученные знания сложилась их двух сожженных БП и месяца свободных вечеров. Ничего нового мною не придумано, а взято из работ умных людей, разместивших их в Интернете. Я не буду объяснять принцип работы схемы. Просто возьмите и делайте!

    Вот собственно сама пошаговая инструкция

    • Берем работающий компьютерный блок питания (ТХ или АТХ без разницы).

    • Снимем верхнюю половинку корпуса, убираем пыль и смотрим, на какой же микросхеме он построен.

    • Если на TL494CN (аналоги DBL494, КА7500, IR3M02, А494, МВ3759, mPC494C, М1114ЕУ и т.д.), то идем дальше.

    Выглядит микросхема так:

    • Выпаиваем с платы все выходящие провода. Оставим 2 черных (это земля, «COM») и 2 желтых (это +12 вольт). Если есть зеленый провод (это PS-ON, разрешение на включение, только у БП АТХ), то его припаиваем к земле. Выпаиваем провода вентилятора и сети 220 вольт.

    • Вынимаем плату из корпуса.

    • Производим замену выходных электролитических конденсаторов напряжением 16 вольт на 25-вольтовые. Уменьшать емкость конденсаторов крайне нежелательно. Увеличение — приветствуется.

    • Нас будут интересовать выводы микросхемы 1, 2, 3, 4, 15 и 16.

    • Начнем с 1 вывода. Берем лупу и внимательно просматриваем дорожки. Собираем схему так, как показано на рисунке. Все лишние элементы отсекаем (либо перерезаем дорожки, либо выпаиваем детали). Переменное сопротивление 22 kom крепим на передний борт корпуса. Это будет регулятор выходного напряжения. Его можно будет устанавливать от 3 до 24 вольт.

    • Если у Вас будет зарядное устройство, то переменное сопротивление можно будет заменить постоянным, предварительно подобрав напряжение на выходе 14,4 вольта.

    • По ногам 2 и 3 собираем следующую схему. Все лишние связи отсекаем.

    • По 4 ноге обычно организуются всевозможные защиты, блокирующие выдачу импульсов, а также «мягкий старт» и длительность минимального времени «мертвой» паузы между импульсами. Мы все защиты отключаем, так как в дальнейшем по 15 и 16 ногам организуем ограничение выходного тока. Но оставим функцию «мягкого старта» и зафиксируем какое-то время «мертвой паузы», меньше которого оно не сможет быть. Итак, собираем схему по 4 ноге, все остальное отсекаем.

    • И, наконец, организуем ограничение выходного тока по 15 и 16 ногам. Это значит, что при любом сопротивлении нагрузки значение тока не превысит заданной величины. Т.е. короткие замыкания не страшны. Сначала изготовим датчик тока. Для него возьмем 2-х ватное сопротивление типа МЛТ. На него намотаем эмальпровод диаметром 0,5 — 0,6 мм виток к витку в 1 ряд. Концы провода припаяем к выводам сопротивления. Все, датчик готов. Собираем схему по 15 и 16 ногам.

    • Больше ничего не трогаем. Переменное сопротивление 330 om можно вывести на борт БП. Если у Вас будет зарядное устройство, то переменное сопротивление можно будет заменить постоянным, предварительно установив максимальный зарядный ток. Для свинцово-кислотного аккумулятора емкостью 60 ампер-часов, эта величина будет равна 6 амперам. Если Вы поставите амперметр, то необходимость в датчике тока отпадает. Его роль будет выполнять шунт амперметра.

    • Правильно собранная схема работает сразу и прекрасно. Вентилятор необходимо запитать или с дежурки (если она есть) после выпрямителя до стабилизирующего устройства, или от отдельного источника 12 вольт.

    • Хочу выразить огромную благодарность всем людям бескорыстно поделившимися своими знаниями. С уважением, Рожков Владимир. Если будут вопросы, пишите на Water18@yandex.ru

    рис2

    рис3

    Рис4

    Надо отметить что изначально Владимир предложил схему сделанную в векторнной графике CrelDRAW и при переносе в файл изображения качество явно не улучшилось. Реально заинтерисованным предлагаю скачать исходный файл -Схемы к зарядному устройству.

    Ключевые слова: зарядка аккумулятора, +как заряжать необслуживаемый аккумулятор, зарядка необслуживаемых аккумуляторов, как заряжать необслуживаемый аккумулятор, сел необслуживаемый аккумулятор, форсированный заряд АКБ, восстановление АКБ, схема зарядного для АКБ

    Источник

    

    Зарядка аккумулятора реверсивными токами схема

    Дорогая вещь аккумулятор, а срок службы у него ограничен. Очень хочется предпринять какие-то решительные шаги, чтобы продлить его жизнь. Тем более что основания для этого стремления, вроде бы, есть. Ведь доводится иной раз услышать от автомобилистов примерно такое: «А вот один мой знакомый как-то говорил, что у его соседа батарея восьмой год служит, и все как новая. Может он секрет какой знает, да не рассказывает. » Конечно, чаще приходится выслушивать сетования неудачника, который клянет все на свете от заводов-изготовителей до своей злой судьбы. Но все-таки складывается впечатление, что резервы долгожительства у аккумулятора есть, и немалые, нужно только каким-то образом попасть в число тех, везучих.

    В такой ситуации сообщения о разных нетрадиционных методах заряда батарей падают на хорошо удобренную почву и волнуют многих автомобилистов. К тому же надо заметить, что информация, которая в них содержится, часто весьма скупа, а выгоды обещает очень большие. Правда, когда нам говорят о продлении жизни аккумулятора в два-три раза или о восстановлении «образца», давно лежавшего на свалке, то это вызывает определенное недоверие, хотя, с другой стороны, думаем мы, нет дыма без огня.

    Писем, так или иначе касающихся проблемы нетрадиционных приемов заряда батареи, приходит в редакцию много. Писем разных: восторженных, скептических, требовательных, даже возмущенных. И с просьбами, и с предложениями. Чтобы отвечать на них, прежде нужно было самим получить более или менее ясное представление о предмете. Так сказать, разобраться, где дым, а где огонь. Мы попытались сделать это, просмотрев доступную (и малодоступную) литературу, но главным образом — встречаясь с сотрудниками многих организаций (НИИСТА, НИИавтоприборов, НИИАТ и др.).

    Поначалу представлялось, что эта статья должна выглядеть как подборка разъяснений, полученных от разных групп специалистов. Но они во многом сходны и различаются чаще всего в толковании определенных теоретических положений. Нам же, в конечном счете, важны выводы — хотя бы по принципу большинства мнений или, лучше, наибольшей убедительности. В связи с этим дальнейшее представляет собой рассказ о том, как мы поняли суть дела.

    Говоря о нетрадиционных методах заряда батарей, пользуются самыми разными определениями, причем многие применяют их весьма вольно. Поэтому прежде всего обозначим, «что есть что».

    Контрольно-тренировочный цикл (сокращенно КТЦ) заключается в следующем. Батарею полностью заряжают постоянным током, затем разряжают током 10-часового режима до напряжения 10,2 В и вновь дают полный заряд. Этот цикл позволяет оценить фактическую емкость и реальные возможности «пожилой» батареи, а серия циклов в некоторых случаях несколько улучшает электрические показатели, если батарея еще годна для дальнейшего использования. Хотя о заряде с применением КТЦ некоторые говорят как о новинке, его нельзя назвать нетрадиционным: он издавна и подробно описывался в многочисленных пособиях. Методика КТЦ изложена и в основном документе по эксплуатации аккумулятора — действующей ныне инструкции ЖУИЦ.563410.001ИЭ (ранее ФЯ0.355.009ИЭ), которая прилагается к каждой батарее.

    Ускоренный, или форсированный, заряд служит единственной цели — в кратчайший срок привести разряженную батарею в работоспособное состояние, что достигается применением необычно больших зарядных токов. Сам этот принцип также известен давно; современная методика пользования им изложена в руководстве РТМ-200-РСФСР-12-0032-77, которое разработано НИИАТом. В дальнейшем об ускоренном заряде мы говорить не будем, поскольку проблемы повышения долговечности аккумулятора он никоим образом не касается.

    Под импульсным зарядом подразумевают применение тока, который изменяет свою величину или напряжение периодически, через определенные интервалы времени. По характеру этих показателей импульсный ток разделяют на две разновидности.

    Пульсирующим током называют такой, у которого величина меняется в пределах от нуля до максимального значения, сохраняя неизменной свою полярность. Пример характеристики пульсирующего тока показан на рис. 1.

    Заряд пульсирующим током

    Рис. 1. Заряд пульсирующим током. Cз — емкость, сообщенная аккумулятору за время импульса t.

    Асимметричный, или реверсивный, ток определяется наличием обратной амплитуды (см. пример на рис. 2); иными словами, в каждом цикле он меняет свою полярность. Однако количество электричества, протекающего при прямой полярности, больше, чем при обратной, что и обеспечивает заряд аккумулятора.

    Заряд асимметричным током

    Рис. 2. Заряд асимметричным током. Cз — емкость, сообщенная аккумулятору при заряде за время tз; Сз емкость, снятая с него в течение времени tр.

    Именно реверсивный ток вызывает на сегодня наибольший интерес у исследователей-энтузиастов. Выданы десятки авторских свидетельств на схемные решения, позволяющие получать зарядный ток асимметричного типа с самыми разными формами графических характеристик. Что же касается экспериментальных данных о том, как реверсивный ток изменяет электрохимические процессы в аккумуляторе, то здесь картина куда более скудная, да и противоречивая. Действительно, разработать оригинальную электронную схему непросто, но для человека, хорошо знающего это дело, такая задача по силам. Однако, прежде чем создавать конструкцию, нужно знать, что она даст и какими должны быть ее параметры. А здесь мало быть просто сведущим электрохимиком: нужны тонкие лабораторные опыты, нужен большой объем корректно поставленных эксплуатационных испытаний. Такие возможности не всегда есть даже у крупных специализированных организаций. Поэтому разработчики импульсных зарядных устройств, как правило, исходят из той модели работы и старения аккумулятора, которая отражена в массовой технической литературе. И вот здесь таится главный подводный риф. Дело в том, что конструкция автомобильных аккумуляторов не стоит на месте, качественно видоизменяется и характер их работы, а общедоступные данные отстают от сегодняшней картины иногда на добрый десяток лет. Какова же техническая сущность изменений, происшедших за последнее время? Рассмотрим это важное обстоятельство подробнее.

    Еще каких-нибудь двадцать лет тому назад аккумуляторная батарея массового типа имела асфальтопековый корпус (моноблок) и деревянные сепараторы между электродами. В качестве расширителя (порообразователя) в отрицательных электродах использовали хлопковые очесы. Все эти материалы нестойки к серной кислоте. В результате их растворения в электролите появлялись органические примеси-«отравители», которые нарушали нормальный ход химических реакций. Они осаждались на поверхности электродов, экранируя активную массу, вследствие чего постепенно уменьшалась емкость батареи и снижалось ее напряжение при разряде стартерным током. Кроме того, что еще важнее, примеси способствовали появлению и накоплению крупных, труднорастворимых кристаллов сульфата свинца, что не только ухудшало характеристики батареи, но и нередко со временем приводило ее к полной потере работоспособности. Вот как выглядели основные причины окончательного выхода батарей из строя, выявленные в начале 60-х годов крупномасштабными обследованиями у нас и за рубежом: коррозия решеток положительных электродов — около 36%, сульфатация отрицательных электродов — около 30%, оплывание Активной массы — несколько более 20%, разрушения сепараторов и моноблоков — примерно 16%. Подчеркнем, что почти треть батарей выбрасывалась из-за сульфатации — болезни, которую можно пытаться лечить. И лечили, насколько возможно: во многих пособиях прежних лет можно найти советы по устранению сульфатации разными специальными методами заряда, в том числе применением КТЦ. Вот только об импульсном заряде тогда речи еще не было. Что же касается КТЦ, в особенности с большими токами, то они давали определенный эффект еще и потому, что удаляли часть осевших на электродах посторонних примесей, переводя их обратно в электролит.

    Теперь перейдем к батареям следующего поколения. Бурное развитие производства синтетических материалов позволило сделать кислотоупорными и химически нейтральными все элементы конструкции. Для корпусов стали использовать эбонит и термопласты (полиэтилен, полипропилен), для сепараторов — мипласт и мипор, в качестве порообразователей стали применять БНФ и гуминовую кислоту. Все это не только существенно повысило энергоемкость батарей, но и увеличило среднюю продолжительность их жизни примерно на треть благодаря избавлению от некоторых пороков. Вот как выглядели результаты обследования тысячи с лишним батарей, вышедших из строя, в конце 70-х годов: выбракованы из-за коррозии решеток положительных пластин — около 45%, вследствие оплывания активной массы — примерно 35%, остальные — из-за разрушений сепараторов, моноблоков и по другим причинам. Характерно, что сульфатации электродов практически не обнаружено. Единичные случаи были вызваны грубыми ошибками в обслуживании (например, доливкой водопроводной воды вместо дистиллированной). Как показывают текущие проверки, примерно так обстоит дело и сейчас. Добавить к этому можно лишь то, что ныне значительная часть парка индивидуальных машин уже оснащена батареями нового типа — так называемыми малообслуживаемыми. Пока они поставляются из Югославии, но вскоре начнется широкий выпуск отечественной, еще более совершенной модели. Не вдаваясь в подробное рассмотрение аккумуляторов такого рода (это тема отдельного разговора), скажем лишь, что проблему сульфатации они окончательно отодвигают в прошлое.

    Почему мы так настойчиво выделяем именно сульфатацию? Нетрудно догадаться: из-за связи с зарядом реверсивными токами. Действительно, многими серьезными исследованиями убедительно показано, что реверсивный (асимметричный) ток может быть хорошим помощником в борьбе с крупными кристаллами сульфата свинца. Однако, как мы видели, это прекрасное качество в наше время потеряло свою актуальность. Но вот с какого тезиса начинается типичное обоснование очередной разработки импульсного зарядного устройства (мы намеренно не называем автора): «Практика показывает, что при самой грамотной и аккуратной эксплуатации аккумулятора срок его службы в лучшем случае не превышает четырех-пяти лет. Основная причина кроется в сульфатации пластин. Другие причины отказа батареи у индивидуального владельца весьма редки». Вот так. Срок назван правильно, а диагноз взят из 50-х годов. Смотрим далее: «Причина сульфатации в основном связана с систематическим недозарядом и разрядом выше допустимых норм». Утверждение верное. Но потому и применяют ка современных автомобилях мощные генераторы переменного тока, стабильные в работе регуляторы напряжения. В итоге, если говорить об отклонениях, то чаще приходится сталкиваться с перезарядом. В среднем же статистика показывает следующее: около 80% времени степень заряженности батареи находится в пределах 0,75—1,0, около 15% — от 0,5 до 0,75 и лишь 5% менее 0,5. Причем «посаженная» при трудном холодном пуске батарея, как правило, вскоре восстанавливает свой заряд во время езды, не требуя помощи извне.

    Таким образом, сегодня трудно назвать необходимыми довольно сложные и дорогие устройства, предназначенные для устранения сульфатации. Кое-кто может возразить: позвольте, ведь и современный аккумулятор можно засульфатировать, — скажем, если лить в него грязную воду, ездить с постоянным недозарядом и так далее. Конечно, можно. Но вряд ли следует собственные грубейшие ошибки возводить на уровень проблемы. А если считать такие огрехи допустимыми, то и расплачиваться за них нужно полной мерой. И уж совсем нелогично держать без использования специальное устройство просто «на всякий случай». Ведь при крайней необходимости можно, как и раньше, попытаться исправить положение серией контрольно-тренировочных циклов при помощи обычного 12-вольтового выпрямителя. Не следует только проводить эту операцию без нужды, поскольку каждый КТЦ отнимает частичку ресурса батареи. Принцип здесь таков: за свою жизнь аккумулятор может отдать вполне определенное количество энергии, а каждый полный разряд соответствует примерно 0,6—1,0% этого количества.

    Означает ли сказанное, что заряд импульсными токами не имеет практического смысла? Нет, по нашему мнению, такой вывод был бы совершенно неправильным. Нужно только направлять этот интересный и еще не полностью изученный метод не на борьбу с призраками прошлого, а на решение сегодняшних, реальных проблем.

    Такой пример. Некоторые исследования показывают, что при определенных условиях заряд асимметричным током позволяет увеличить емкость батареи на 3—5%. Что касается условий, то здесь совместно влияет многое: частота и характер импульсов тока, параметры батареи, температура. Сложно и выгода пока невелика, но работать в этом направлении, очевидно, стоит.

    И еще. При заряде постоянным током в первую очередь насыщается поверхность электрода, и это мешает развитию процесса вглубь. Короткий разряд в каждом цикле асимметричного тока снимает поверхностную поляризацию, и это повышает коэффициент полезного действия тока, потребляемого от сети. Разумеется, для домашних работ это фактор несущественный, а в крупных автохозяйствах таким обстоятельством пренебрегать нельзя.

    И, наконец, нельзя не упомянуть о работе ученых Новочеркасского политехнического института. Они разработали теорию, по которой реверсивный ток может быть использован против
    главного нынешнего врага — коррозии решеток. Теория эта, как полагают многие специалисты, спорна, опыты пока недостаточно масштабны, да и первые выводы, трактующие необходимость частого специального подзаряда эксплуатируемой батареи (порядка 10 раз в год), не очень согласуются со стремлением снижать объемы ТО. Но уж очень заманчива цель! Поэтому можно только пожелать исследователям успехов и удач, которые приведут к приемлемым техническим решениям.

    В заключение нужно сказать следующее. В стране выпускается много моделей и типов зарядных устройств индивидуального пользования. «За рулем» неоднократно публиковал сообщения о новых образцах. Упоминалось и о конструкции с импульсным током (1984, № 7, стр. 29). Такая информация основывалась на сведениях, представленных самими изготовителями, и отражала их оценку своего изделия. Получить же сравнительные, обобщающие данные по всей широкой номенклатуре было практически невозможно. Ныне положение иное. Для проведения единой технической политики в разработке и выпуске зарядных устройств назначена ведущая организация — ВНИИпреобразователь (г. Запорожье). Институт провел критическое обследование выпускаемой продукции, по результатам которого готовит соответствующие рекомендации для заводов. Мы планируем рассказать читателям об этой работе.

    Источник

  • Читайте также:  Пусковой ток для аккумулятор для ваз 2107